Заседание № 309
О проекте федерального закона № 1028110-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права законодательно устанавливать порядок формирования или избрания представительных органов муниципальных образований, также, предусматривается не менее двух вариантов порядка избрания и мест в структуре органов местного самоуправления глав муниципальных образований)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
63-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права законодательно устанавливать порядок формирования или избрания представительных органов муниципальных образований, также, предусматривается не менее двух вариантов порядка избрания и мест в структуре органов местного самоуправления глав муниципальных образований)". Докладывает Антон Васильевич Романов. РОМАНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Законопроект разработан в целях совершенствования местного самоуправления как формы реализации конституционного принципа народовластия при решении вопросов местного значения исходя из интересов населения и с учётом исторических и иных местных традиций. Необходимость принятия закона вызвана следующими соображениями. В соответствии с действующим Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления..." субъектам Федерации предоставлено право своим законом устанавливать один из способов избрания главы муниципального образования на безальтернативной основе: либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Практика применения данной нормы в течение последних двух лет показала, что субъекты Федерации в своём законодательстве используют императивный, безальтернативный способ определения структуры муниципальных образований и способ избрания главы муниципального образования, исключая избрание глав городских округов на муниципальных выборах, прежде всего это касается избрания глав муниципальных образований - центров субъектов Федерации, - эта практика получила повсеместное распространение. Между тем в особом мнении судьи-докладчика Николая Семёновича Бондаря в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 51 статьи 35, частей 2 и 31 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 11..." подчёркивается, что само право регионального законодателя устанавливать единственно возможный порядок избрания и место в структуре органов местного самоуправления глав муниципальных образований, муниципальных районов, городских округов, городских поселений, сельских поселений, внутригородских районов должно быть истолковано предельно ограничительно. Для такого предельно ограничительного понимания соответствующего положения закона имеются вполне определённые основания. Как прямо сказано в постановлении, федеральный законодатель вправе предусмотреть конкретные основания участия субъектов Федерации в законодательном регулировании порядка формирования органов местного самоуправления, обеспечивая при этом необходимые гарантии, исключающие произвольное ограничение самостоятельности населения в осуществлении местного самоуправления. Решение субъекта Российской Федерации должно носить, во-первых, исключительный характер, оно не может быть немотивированным, во-вторых, при воспроизведении единственно возможной модели формирования органа местного самоуправления необходимо исходить из того, что эта мера должна носить временный характер. Очевидно, что более демократическим способом является порядок решения соответствующих вопросов при наличии альтернативных вариантов, включающих прямые выборы населением. Как я уже сказал, правоприменительная практика, к сожалению, показывает обратное. Как известно, более чем 90 процентов субъектов Федерации своими законами отменили прямые выборы мэров столичных городов. Более того, такая практика носит постоянный, а не временный характер и воспринимается субъектами Федерации как основная, а не как исключительная мера. По прошествии двух лет с момента принятия закона против прямых выборов глав муниципальных образований высказалось подавляющее большинство субъектов Федерации - восемьдесят один из восьмидесяти пяти. Можно с уверенностью сказать, что добровольно прямые выборы глав муниципальных образований подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не восстановит, поэтому эти вопросы должны быть отрегулированы на федеральном уровне. Законопроектом предлагается часть 31 статьи 36 изложить в следующей редакции: "Законом субъекта Российской Федерации ...устанавливается не менее двух вариантов порядка избрания и мест в структуре органов местного самоуправления глав муниципальных образований... При этом один из вариантов должен предусматривать избрание глав указанных муниципальных образований на муниципальных выборах в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации вариантами порядка избрания и мест... Для глав городских и сельских поселений порядок избрания представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, не применяется. Преимущественным способом избрания глав городских и сельских поселений являются муниципальные выборы. В законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем варианты порядка избрания и мест в структуре органов местного самоуправления глав муниципальных образований, должны быть определены критерии, отражающие объективные особенности осуществления местного самоуправления, на основании которых устанавливаются соответствующий порядок избрания и места в структуре органов местного самоуправления глав муниципальных образований применительно к муниципальным образованиям, относящимся к одному виду или одной группе муниципальных образований". В части 21 статьи 36 предлагается изменить порядок назначения членов комиссии, это вторая часть законопроекта, которая тоже носит принципиальный, содержательный характер. В этой части предлагается изменить порядок назначения членов конкурсной комиссии по отбору кандидатов: в муниципальном районе, в городском округе, в городском округе с внутригородским делением половина членов конкурсной комиссии назначается законом субъекта Российской Федерации, а не постановлением высшего должностного лица субъекта Федерации. Во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением. По действующей редакции закона половину состава конкурсной комиссии назначает глава муниципального образования. Это требование вытекает из положения, что глава муниципального образования, избранный из числа кандидатов по результатам конкурса, по своему положению не только возглавляет администрацию, но и является высшим должностным лицом всего муниципального образования, поэтому в его избрании должны участвовать представительные органы субъекта Федерации, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением. Уважаемые коллеги, предлагаю поддержать законопроект. В случае его принятия мы получим одну из самых демократических процедур избрания глав муниципальных образований за всю новейшую историю России. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Васильевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Заур Далхатович Геккиев. Включите микрофон. ГЕККИЕВ З. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данная инициатива детально рассматривалась членами Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, неоднократно мы встречались и с уважаемым коллегой Антоном Васильевичем. Предложения, которые им внесены, разобраны по пунктам. Если позволите, в сокращённой форме могу ответить, если есть необходимость, могу ответить и детально по каждому пункту. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГЕККИЕВ З. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Необходимо отметить: несмотря на то что ряд положений законопроекта, повторяющих правовую позицию Конституционного Суда, можно было бы отразить и в федеральном законодательстве, эта позиция может и должна быть реализована в законах субъектов Российской Федерации. Принятие законопроекта в предложенной редакции представляется нецелесообразным. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Не вижу. Есть ли желающие выступить? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
63-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права законодательно устанавливать порядок формирования или избрания представительных органов муниципальных образований, также, предусматривается не менее двух вариантов порядка избрания и мест в структуре органов местного самоуправления глав муниципальных образований)", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 24 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.