Заседание № 183
17.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1027819-7 "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3353 по 3693 из 4603
16-й пункт, проект федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта". Доклад Олега Анатольевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не помню, в который раз уже лично я выхожу с этой инициативой, ну точно больше пяти раз выходил. Это очередной законопроект - если не поддержите, значит, будет ещё и следующий, похожий, - и он как раз касается преодоления тех катастрофических проблем, которые мы получили десятилетия назад вместе с разгулом либерализации и демократизации всего и вся. Раздали всё, что можно: от суверенитета до производства водки, спирта, лекарств, про которые здесь говорили, и так далее, раздали вместе с деньгами колоссальными, кстати, сняли с государственных плеч ответственность за контроль за качеством, сняли ответственность за излишнюю рекламу, фальшивую и так далее. Коллеги, вы все прекрасно знаете, говорите с этой трибуны о том, что демографическая проблема - это, ну, если не первая, то вторая проблема в нашей стране. Многодетные семьи... Год семьи - это год, а у нас впереди десятилетия для преодоления этой катастрофической смертельно опасной для нашего государства беды. И вот последняя статистика - можете проверить, это ежегодная катастрофа: новогодние праздники унесли на 10 тысяч больше, чем обычные по статистике потери от отравления алкоголем и сопутствующих заболеваний, на 10 тысяч больше только за половину месяца! Уважаемые коллеги, в связи с чем? Конечно, из-за злоупотребления, но большая часть смертей, тяжёлых инфарктов, инсультов и подобных заболеваний связана с некачественным алкоголем. Опять же, по статистике, за последние два-три года одной только водки по факту реализуется на 80 процентов больше, чем её производят легально, и никого это не волнует, никто, знаете, вот не вынул шашку и не начал с этим бороться. Да, понятно, мафиозная структура лоббирует свои интересы, понятно, с помощью чего, - вот этого рубля! Многомиллионные, многомиллиардные барыши позволяют коррумпировать власть и, что ещё более страшно, финансировать бандитские и даже какие-то экстремистские образования. Уважаемые коллеги, поэтому здесь проблема на проблеме! Ну ещё раз говорю: как можно контролировать количество и качество на частных предприятиях, где 300 процентов прибыли и глаза закрывают на всё и вся? Вековая история говорит нам одно: верните монополию, ну, начиная хотя бы с производства спирта, с оптовой торговли, и вы получите в том числе и огромные средства. Только что мы говорили о том, где взять деньги на помощь семье, детям, - вот здесь! Посмотрите, в истории России 20, 30, до 40 процентов в казну поступало от этого производства, в советское время - 10 процентов, сегодня - 1 процент с небольшим, 1,5 процента. А всё остальное, ещё раз говорю, половина триллиона, судя по экспертным оценкам, - это серый, чёрный рынок, который в том числе создаёт почву, чтобы ежегодно травить десятки тысяч наших сограждан, а сотни тысяч умирают от сопутствующих заболеваний. Поэтому если мы говорим, что нужно остановить хотя бы такие главные потери... Они больше, чем потери на автодорогах от смертельных ДТП, они больше, чем потери от уголовных преступлений, самоубийств и так далее. Вот она - беда номер один! Наше предложение такое: давайте всё возьмём под государственный контроль. Да, не сразу на 100 процентов мы изгоним частный бизнес, но контрольный пакет, больше 50 процентов, должен быть в руках государства - вот в чём суть, основная суть этого нашего предложения. Конечно, я считаю, - это моя позиция, и это уже другие законопроекты и другие поправки - нужно двигаться дальше, нужно идти дальше, в том числе запрещать. Мы недавно говорили про торговлю в разных "разливайках-наливайках". Есть нормальный мировой опыт и практика в тех странах, где были проблемы, очень серьёзные, с алкоголизацией народа, - в северных странах, в Финляндии, в странах Скандинавии. Проблемы были решены именно через госмонополию не только на производство спирта и оптовую торговлю, но и вообще на всю торговлю в этих странах. Результаты - в статистике, посмотрите. Уважаемые коллеги, я прошу поддержать концепцию и начать движение во имя спасения, ещё раз говорю, десятков тысяч жизней каждый год. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Викторовича Алтухова. АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Авторы законопроекта провели достаточно масштабный экскурс в историю, рассказали, каким благом может стать для экономики возвращение государственной монополии, но, к сожалению, в этих исторических уроках ничего не сказано о катастрофических рисках, к которым ведёт возвращение любой монополии. В первую очередь я хочу сказать, что производство алкоголя, производство спирта - это не функция государства. Первоочередные задачи нашего государства - это забота о наших гражданах, это рост продолжительности жизни, это рост благосостояния наших граждан, рост экономики, а если говорить про оборот алкогольной продукции, то это в первую очередь безопасность того, чем торгуют, кто торгует и кому продают. Риски возвращения госмонополии всегда очевидны, и в первую очередь это неизбежное снижение качества. Монополисту просто незачем улучшать качество своей продукции, ведь у него нет конкурентов. И наоборот, мы видим по другим, смежным отраслям, например винодельческой, к какому серьёзному прорыву ведёт грамотное регулирование и здоровая конкуренция. Ни для кого не секрет, что сегодня отечественные виноделы сделали существенный шаг вперёд. Действительно, мы видим и рост качества продукции, и вытеснение импортных вин с полок в наших магазинах, это правда. Второе. Предложенные в законопроекте госмонополия и выкуп акционерной доли у владельцев частных заводов - это бессмысленно потраченные сотни миллиардов бюджетных средств на рынке со снижающимся спросом. Стратегической целью нашего государства является увеличение продолжительности жизни наших граждан, в том числе за счёт снижения потребления алкоголя и табака, и мы видим в последнее время снижение потребления крепкого алкоголя среди наших граждан. Если мы говорим, что в долгосрочной перспективе эти рынки будут сокращаться, то с экономической точки зрения предложение не имеет никакого смысла. Но если коллеги-авторы утверждают, что потребление крепкого алкоголя всё-таки будет увеличиваться, значит, нам с вами всем нужно признаться, что с задачами пропаганды здорового образа жизни, поддержки спорта мы просто не справляемся и это действительно не имеет никакого смысла. Третье. Бюджетные средства, сотни миллиардов рублей, коллеги-авторы предлагают потратить из федерального бюджета на выкуп акционерной доли и компенсацию убытков акционеров, которые сегодня являются собственниками соответствующих предприятий. У нас в стране 42 завода по производству спирта, 117 заводов по производству крепкого алкоголя - если мы говорим сейчас, что мы компенсируем средства этим акционерам, нужно учитывать, что средняя стоимость такого производства составляет от 10 миллиардов до 40 миллиардов рублей. Коллеги, я думаю, вы все со мной согласитесь, что у нас в данный момент есть более приоритетные задачи, куда потратить средства федерального бюджета: на строительство детских садов, школ, поликлиник, спортивных комплексов, на поддержку участников специальной военной операции, на развитие инфраструктуры в новых субъектах. Я думаю, это те задачи, о решении которых просят нас наши избиратели, действительно просят нас наши граждане, и я убеждён, что эти средства необходимо направить именно на эти цели. Ну и четвёртое. Как ни парадоксально, введение государственной монополии несёт ещё большие риски производства контрафактного алкоголя. В данный момент собственник завода может потерять всё: законодательство сейчас предусматривает уничтожение сырья, готовой продукции, оборудования, если ты производишь неучтённый или контрафактный алкоголь. Чем же рискует директор завода? Ничем, кроме своей должности, он не рискует. Более того, он может, ну, иметь соблазн производить в третью, четвёртую, пятую смены неучтённую продукцию для дополнительного обогащения. Таким образом, введение государственной монополии никаких государственных задач не решает, как и не является гарантом того, что мы искореним производство или продажу контрафактного алкоголя. Вместо того чтобы идти по тупиковому пути госмонополии, мы предлагаем ориентироваться на опыт, на международную практику в том числе по регулированию рынка и контролю за этим производством. Уважаемые коллеги, с учётом изложенного Комитет по экономической политике предлагает законопроект отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, буквально несколько слов. Мы с вами говорим о принципе адресности, когда дело касается социальных гарантий граждан, потому что это государственный ресурс, он должен тратиться рационально, он должен идти тому, кому он нужен обязательно. Вот мы такой принцип отстаиваем. Когда же дело касается государственного ресурса, используемого не в государственных, так сказать, интересах, а в личных, действует другой принцип: оказывается, 42 завода и трогать-то нельзя, дескать, чего мы хотим добиться... Коллеги, как процветающие страны превращаются в банановые республики? Когда начинается принцип... Как появляется психология нищей страны? Когда узкий круг берёт то, что принадлежит всем, тот ресурс, который можно назвать государственным, и начинает его эксплуатировать в частных интересах, а административная, так сказать, система защищает его интересы, в то время как всё это может работать в интересах большинства. Типичный пример такой политики - это вот то, что касается производства и оборота спирта. О какой конкуренции мы говорим? Спирт либо качественный, либо это не спирт, а бодяга какая-то. Какое здесь соревнование может быть? О чём мы говорим сейчас, пытаясь отстаивать интересы людей, которые на этом зарабатывают деньги? Вот там выкуп за них заплатить... Да вы посмотрите, прибыли какие идут! Что там платить? Там просто от эксплуатации - и всё. Точно так же, как они эти заводы получали, я никого не хочу обидеть, здесь не об этом сейчас речь - речь идёт о приоритете. Давайте, если адресность везде, то она и здесь должна быть, это должно работать на интересы каждого гражданина. У нас что, 600 миллиардов лишние, что ли? Вот спрашивают: где взять деньги? Да возьмите! Это прекрасно работало в советское время, никто не упрекнёт, не скажет, что в Советском Союзе была какая-то некачественная водка или какой-то некачественный спирт. А то, что там директор за что-то не отвечает, - так это работа правоохранительных органов. Что мы всё время с больной головы на здоровую? Коллеги, с упорством, достойным лучшего применения, мы сейчас отказываемся от того, что принадлежит государству, отказываемся использовать в интересах граждан. Вот вам уже 600 миллиардов из тех 7 триллионов, о которых говорили, ну, как минимум. Есть куда потратить, тем более сейчас, но мы отдаём это другим и говорим, что это... А где принцип адресности? Для чего, для кого, цель какая, чего мы хотим этим добиться? Нет ответов! Поэтому, коллеги, ну, понятно, что есть позиция, понятно, что она утверждена уже, но до бесконечности так не может продолжаться - либо мы меняем подход, либо мы превращаемся в нищую страну, постоянно... Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кирьянов Артём Юрьевич. КИРЬЯНОВ А. Ю. Уважаемые коллеги, вот помимо того, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает этот законопроект, хотелось бы, конечно, обратить внимание на то, что нельзя раз за разом с завидным постоянством вносить новеллы, которые ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения здравого смысла, ни с точки зрения минимизации таких явлений, как контрафактное производство и нелегальный оборот, ну не приносят результата. Конечно, можно ещё раз и ещё раз обсуждать вопросы, которые связаны с монополией. Но монополия - это история, знаете, предыдущих столетий, когда, собственно, на этом государство зарабатывало деньги и совершенно не вникало в то, а что там со здоровьем граждан. Сегодня мы, как государство, зарабатываем деньги на акцизной политике, то есть акцизы в доход государства исключают монополию как, скажем так, техническое средство пополнения бюджета. Это первое. Второе. Борьба с контрафактом, контрабандой и нелегальным оборотом алкогольной продукции у нас ведётся даже не на уровне лучших мировых практик, а с опережением этих мировых практик. ЕГАИС как система работает, мы понимаем, где в любой момент находится маркированный спирт и алкоголь. Профильный ФОИВ держит руку на пульсе каждого из 42 заводов, упомянутых Сергеем Викторовичем. И вопрос здесь совершенно о другом - о том, что монополия и госрегулирование вот такое, в жёстком варианте, никак не приведут к уменьшению нелегального оборота. Нелегальный оборот сегодня - это, ну, кстати, те самые "наливайки", где что-то можно как-то расфасовывать вчёрную, это абсолютно подпольные заводы, которые делают то ли спирт этиловый, то ли спирт метиловый, и действительно, нельзя не согласиться, это огромная проблема. Но это всё лежит в уголовно-правовой плоскости, в плоскости работы правоохранительных органов, и не хотелось бы, чтобы наши избиратели неправильно понимали. Мы абсолютно чётко понимаем те задачи, которые стоят в отношении и здоровья граждан, и сведения к нулевым показателям нелегального оборота спирта и алкогольной продукции, но предложенный вариант и предложенный законопроект, как и прочие до этого, никоим образом эти проблемы не решают. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Представитель правительства? Нет. Докладчик? Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, если, как сказал выступавший, вы понимаете ответственность, так почему не несёте её вместе с правительством, вместе с профильными комитетами? Я только что говорил - проверьте эту статистику, смертность не падает, катастрофическая смертность от отравления именно некачественным алкоголем и от того, что этого алкоголя в сером обороте не просто 5-10 процентов, а десятки процентов, ну, что называется, по-чёрному, по-серому разливается, продаётся. Где ваша ответственность? Несите её тогда, свои варианты предложите. Про здравый смысл не надо тут говорить, давно мы с вами тут, что называется, спорим по многим вопросам. Например, когда мы говорили о том, что наши резервы многосотмиллиардные в долларах негоже хранить в банках и ценных бумагах Америки и Европы, - где вы были с вашим здравым смыслом и кто за это понесёт ответственность? Не хотите понести ответственность, что не учли наши предложения, которые вы также не приняли, открещиваясь так вот, знаете, мы про Фому, а нам про Ерёму. Давайте ваши предложения, но меняйте позицию и, самое главное, вот эту печальную, смертельную статистику. Ну а в том, что это рано или поздно всё-таки будет осуществлено, я не сомневаюсь. Как рухнул компрадорский капитализм, - да, не было бы счастья, несчастье иногда помогает, - он рухнул, его нет, отсюда как раз в том числе, я считаю, и дополнительные доходы, и дополнительные проценты к ВВП, потому что прекратились многомиллиардные, опять-таки в сотнях миллиардов оттоки и потоки, которые выводились из страны, вот так же закончится и жизнь этих горе-бизнесменов, которые на крови - на водке, на табаке - зарабатывают свои деньги, а вы их прикрываете, уважаемые коллеги. Монополия не стопроцентная, речь идёт о контрольном пакете - 50 процентов плюс одна акция, - вот что нужно для контроля. И поэтому говорите правильно: государственная монополия, ну, в виде контрольного пакета предлагается, а не стопроцентная монополия. А то, что конкуренция, якобы существующая, помогает качеству... Ну посмотрите, найдите качественный коньяк сегодня на рынке - его нет: 5-10 процентов коньяка, всё остальное спирт, опасный для жизни. Вот ваша политика и вот ваша конкуренция! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчику, Алтухову, включите микрофон. АЛТУХОВ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я ещё раз подчеркну, что в предложенном законопроекте предлагается сотни миллиардов бюджетных средств направить на компенсацию убытков тем акционерам, которые сейчас владеют соответствующими предприятиями. Ещё раз подчеркну, что, на мой взгляд, более приоритетным является направление этих средств на более социальные нужды. Что касается дополнительных мер, конечно же, мы ещё много что должны сделать, и в Комитете по экономической политике мы регулярно работаем над донастройкой законодательства. Только за последние два года мы приняли несколько законопроектов в этом зале, которые действительно и ужесточили наказание для бутлегеров, использующих метанол для алкогольной продукции, и сделали максимально прослеживаемым медицинский спирт, который бутлегеры использовали в качестве этанола-95 при производстве лекарственных препаратов, и ряд других аспектов. Мы ужесточили требования к спиртовым заводам - и законопроект принят в первом чтении, - к акционерному капиталу, к управленческому составу. И ещё много что мы действительно сделаем. Как вы понимаете, у нас в проработке и законопроект по "наливайкам". Кроме того, и мы также можем дополнительно принять ряд мер, в том числе, например, ввести реестр нарушителей, который введёт полную дисквалификацию соответствующих нарушителей закона до конца жизни. Мы можем и должны снять запрет на проверки соответствующих предприятий, которые торгуют алкоголем. Вот это действительно донастройка законодательства. Вместо того чтобы идти по тупиковому пути развития, связанному с введением государственной монополии, мы идём по пути донастройки соответствующего законодательства и готовы к обсуждению соответствующих предложений. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта", пункт 16. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 49 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 85 чел. Не голосовало 365 чел.81,1 % Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 143
20.07.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1027819-7 "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 816 по 840 из 8144
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба в связи с официальной командировкой Олега Анатольевича Нилова пункт 56 повестки перенести на другой день. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Яна Валерьевна. Уважаемые коллеги, поддержим обращение? Поддержим обращение. Но вместе с тем, Яна Валерьевна, учитывая, что мы трепетно относимся к обращениям фракций о необходимости рассмотрения фракционных вопросов, всё-таки для чистоты отношений надо сказать: если закон, который так дорог фракции и докладчику, ставится в повестку, надо делать всё для того, чтобы быть в зале. А когда вы говорите: вот мы законопроекты выдвигаем, Дума их не рассматривает - и ещё рассказываете это всему свету, а на самом деле вот мы ставим эти вопросы, вы их снимаете, мы опять их ставим в повестку, вы не приходите, ну, тогда потом не надо говорить, что кто-то вам мешает рассматривать эти вопросы. Вот яркий пример - Галина Петровна Хованская: она всё время в зале, всё время, её законопроекты рассматривали всю прежнюю пятницу в рамках пленарного заседания, там было девять законопроектов, а рассмотрели только шесть. Вот берите пример и будьте всегда в Думе, будьте всегда в зале. Мы за Олега Анатольевича переживаем: его желание находиться вне зала пленарных заседаний может привести к тому, что мы его потом не увидим в зале. Давайте бережно относиться друг к другу.