Заседание № 325
О проекте федерального закона № 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Докладывает Наталья Петровна Санина. САНИНА Н. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект № 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" был принят нами, Государственной Думой, 18 ноября 2020 года во втором чтении. Он закладывает правовые основания для отдельных расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который сегодня рассматривается и уже принят во втором чтении. Законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Прошу поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Петровна. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддержит данный законопроект, но, прямо скажем, в первой своей редакции он был гораздо лучшего качества. Почему? Потому что, первое, там выводилась специальная федеральная часть (и она осталась, слава богу, во втором чтении), то, что касается федеральных учреждений: финансирование этих учреждений, контроль качества оказания медицинской помощи берёт на себя федеральный фонд. А вторая часть касалась уменьшения аппетитов страховых организаций, которые сегодня у нас якобы участвуют в страховой медицине в Российской Федерации. На самом деле, конечно, страховые организации никаких страховых рисков не несут и являются исключительно посредниками, мы про это неоднократно говорили. Ну, для примера вам и для понимания. Вот ту часть, которую сегодня забирает на себя федеральный фонд, федеральные учреждения, он будет администрировать сам, соответственно, все функции страховых компаний он будет выполнять сам. Так вот федеральный фонд это будет делать за 0,37 процента - 0,37 процента от тех средств, которые поступают, - в то время как страховые компании это делали вначале за сумму от 1 до 2 процентов, затем, я напомню, мы решили уменьшить и установить от 0,5 до 1 процента, но после того воя, который они подняли в средствах массовой информации, после того массового якобы обсуждения всё-таки Минфин пошёл им навстречу и решил увеличить вот этот, скажем так, минимальный предел - теперь это от 0,8 до 1,1 процента от тех средств, которые эти страховые компании через себя пропускают. Повторяю ещё раз: кроме сервисных функций, никаких иных функций эти организации не выполняют. И кто бы что ни говорил про какие-то там проекты, про то, что они там якобы оповещают застрахованных лиц о проведении диспансеризации, - сегодня это эффективно могут делать информационные системы. В ближайшее время они будут выстроены, построены, и поэтому не надо будет никаких отдельных лиц, никаких отдельных специалистов, для того чтобы просто оповестить граждан, например, о диспансеризации, которая их ждёт, либо о ещё каком-нибудь важном событии. Таким образом, их существование сегодня абсолютно паразитическое, на мой взгляд. Российская система здравоохранения остаётся страховой, но избавиться от страховых организаций вполне можно, тем более что, ещё раз повторяю, никаких страховых рисков они не несут, поэтому называться в принципе страховыми не могут, они являются исключительно посредниками, получающими деньги от государства, то есть от Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и передающими их в больницу, и при этом отщипывающими себе ещё частично на существование. Раньше это было чуть больше, теперь это будет чуть меньше. Таким образом, я думаю, это первый шаг. Мы настаиваем на том, чтобы страховые компании были полностью выведены из системы оказания медицинской помощи, прекрасно справится Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - за меньшие деньги и с абсолютно не меньшей эффективностью. А самое главное - функция по защите якобы, скажем так, застрахованных, к сожалению, на протяжении 15 лет страховыми компаниями не выполняется: ни защитой права на получение тех же лекарств, ни защитой права на получение медицинской помощи, права на оказание соответствующей медицинской помощи - ничем этим страховые компании не занимались, не занимаются и, я абсолютно уверен, заниматься не будут. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говорин Николай Васильевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает большую значимость указанного законопроекта. В нём устанавливаются механизмы обособленного финансирования специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями федерального уровня в рамках базовой программы ОМС. Правительство определит порядок распределения и перераспределения объёмов между организациями, а также перечень заболеваний и состояний, при которых она будет оказываться. Порядок же направления граждан в федеральные организации будет установлен Минздравом. В результате принятых изменений доступность медицинской помощи в федеральных центрах для застрахованных лиц повысится, поскольку субъекты смогут направлять в них лиц, проживающих на этих территориях, а также в рамках оказания обычной специализированной медицинской помощи бесплатно, не отвлекая средства субвенций, это будет оплачено из федеральных источников. Особенно это актуально и важно для финансирования федеральных клиник, университетских клиник, для того чтобы в субъектах уровень оказания медицинской помощи в федеральных центрах был достойным. Это очень важная составляющая. Вторая позиция, которую мы отмечаем. В конечном счёте в этом законопроекте исполнено поручение президента по итогам заседания Госсовета от 31 октября 2019 года о контроле со стороны субъектов Российской Федерации за соблюдением медицинскими организациями предельных объёмов финансового обеспечения медицинской помощи - установлена обязанность территориальных фондов ОМС проводить медико-экономический контроль. Очень важной позицией является норматив расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций. Это было предметом очень серьёзных дискуссий, и в настоящее время в соответствии с этим законом устанавливается, что учитываются фактические расходы, норматив для которых установлен в пределах: не менее 0,8 процента, но и не более 1,1 процента. Оставаясь на позициях страховой медицины, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всё-таки предлагает уточнить в будущем функционал страховых медицинских организаций в современных условиях и регламентировать расходы на ведение дела исключительно по структуре затрат. И очень важным, конечно, является то, что законопроектом установлена общая норма: все медицинские организации, которые работают по договорам в сфере ОМС, не вправе отказывать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Это очень важная позиция, которая закреплена в 15-й статье. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Натаров Сергей Васильевич, фракция ЛДПР. Включите микрофон на рабочем месте. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Коллеги, ну, был огромный резонанс в СМИ при первом чтении. Комитет, конечно, очень много сделал, для того чтобы своими поправками, поправками правительства (было подано более 80 поправок) привести закон в соответствие, но, даже несмотря на это, недоверие к страховым компаниям в обществе остаётся огромное. Недоверие к страховым компаниям вызывает недоверие к власти, это однозначно. И мы понимаем - и все сегодня об этом говорили, в том числе и вот сейчас от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" мы слышали выступление, - что есть вопросы к страховым компаниям. Сегодня фонд услугу - государственную услугу, услугу, которую государство должно оказывать, - отдал на аутсорсинг частным страховым компаниям. Цель частных страховых компаний не изменилась, и после принятия этого закона не изменится: цель одна - зарабатывание денег. Поэтому мы считаем, что страховые компании как были посредниками, так ими и остаются. Фонд имеет возможность, все ресурсы, для того чтобы сегодня эту услугу оказывать самому, напрямую. Государство должно быть ответственным за ту услугу, которую оказывает застрахованным. Мы воздержимся сегодня от голосования по этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 56 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 324
О проекте федерального закона № 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов во втором чтении. Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Доклад Дмитрия Анатольевича Морозова. Пожалуйста. Секунду. На рассмотрение вопроса приглашены от Министерства здравоохранения - Хорова Наталья Александровна и от фонда обязательного медицинского страхования - Чернякова Елена Евгеньевна, председатель. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 21 октября. Концепция законопроекта вызвала активную дискуссию, поэтому комитет 30 октября провёл "круглый стол" с участием всех страховых организаций, экспертов, пациентских, профессиональных организаций. Изменения ко второму чтению касаются особого порядка финансирования федеральных клиник, нового взаимодействия между территориальными фондами, медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями, работы информационной системы фонда обязательного медицинского страхования и нового финансового обеспечения страховых медицинских организаций. С вашего позволения остановлюсь кратко на наиболее значимых изменениях: это закрепление дополнительных прав застрахованных лиц, уточнение механизма обособленного финансирования федеральных организаций; это уточнение состава мероприятий медико-экономического контроля и введение трёхстороннего договора с участием территориальных фондов обязательного медицинского страхования; это дополнение новой статьёй о государственной информационной системе; это определение норматива расходов на ведение дел для страховых медицинских организаций в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента. Ко второму чтению к законопроекту поступила 71 поправка. В таблицу № 1 включено 35 поправок, в том числе поправки Правительства Российской Федерации, они рекомендуются к принятию. В таблицу № 2 включено 36 поправок, которые рекомендуется отклонить. Комитет проголосовал за по указанным пунктам. На законопроект получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, ГПУ президента. Замечаний нет. Уважаемые коллеги, комитет просит в установленном порядке рассмотреть таблицы и утвердить решение. Прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Прошу поставить на отдельное голосование поправку 25 из таблицы № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше нет. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 30 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается. Куринный - по поправке 25. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, в результате довольно ожесточённой кампании, развязанной страховыми компаниями, нам предлагается сегодня повысить норматив на их содержание, на ведение дела так называемое (название правильное): ранее он был 0,5-1 процент, теперь нам предлагается повысить, сделать от 0,8 до 1,1 процента. Считаю данное повышение нецелесообразным, оно приведёт к дополнительным потерям бюджетных денег. Справятся вполне и в тех рамках, которые были заложены до этого. Тем более что на последнем заседании комитета федеральный фонд, который фактически выполняет функции страховых компаний, был готов по своей части, по федеральным учреждениям, обойтись всего 0,38 процента. Туда входит и экспертиза, туда входят и анализ счетов, и медико-экономическое обоснование, и всё остальное, только сервисные функции отсутствуют, а это оповещение граждан, рассылка им сообщений о том, что надо пройти диспансеризацию, - с этим вполне может справиться информационная система, больших затрат это не потребует. Поэтому предлагаю оставить прежнюю редакцию, 0,5-1 процент, не повышать для страховых компаний премию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. МОРОЗОВ Д. А. Глубокоуважаемые коллеги, ну, я уверен, вы все согласитесь, главное в финансировании здравоохранения - это придерживаться некой гармонии. И тот шаг, который сегодня предлагается сделать в законопроекте, установить норматив от 0,8 до 1,1, - это не повышение, на мой взгляд, а снижение: существующая нижняя планка, 1 процент, переходит на уровень 0,8 процента. Но, как справедливо сказал Алексей Владимирович, это стало результатом серьёзных дискуссий. В этих дискуссиях участвовали эксперты, экономисты, все позиции взвешенны. Мы остаёмся на позициях страховой медицины, и сегодня - повторю то, с чего начал, - нам необходима гармония, когда страховые медицинские организации, их функционал будет касаться главным образом работы по территориальным программам. Вносятся изменения, которые позволят финансировать медицинскую помощь в соседних субъектах Российской Федерации, вносятся изменения, которые позволят финансировать фондом напрямую федеральные медицинские организации, у каждого будут своя работа, своя задача и свои варианты контроля. Нам это кажется наиболее приемлемым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 25 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию? Прошу голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 32 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 46 чел.10,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, я предлагаю поправку 8 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению, вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Поправки 15 и 26 предлагаю вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 15 и 26. Хорошо. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 8, 15 и 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 52 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7 % Результат: принято Принимается. По поправке 8 - Гартунг. Пожалуйста. Микрофон включите. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, суть моей поправки в следующем. В действующей редакции закона написано, что медицинская организация не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи гражданину, в законопроекте эта часть убирается - мы считаем, что это неправильно: государство обязано в соответствии с Конституцией гарантировать медицинскую помощь каждому гражданину Российской Федерации, поэтому убирать эту норму из закона нельзя. Я предлагаю эту поправку принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите на трибуне. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Валерий Карлович, жаль, что вас не было на заседании комитета. Ваша поправка по сути учтена в поправке 8 из таблицы № 1. Об этом говорил Алексей Владимирович Куринный, этот вопрос рассматривался: всё так, как вы и сказали. Она учтена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 8 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто за то, чтобы принять поправку 8? Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 25 сек.) Проголосовало за 18 чел.4,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 18 чел. Не голосовало 432 чел.96,0 % Результат: не принято Не принимается. По поправке 15 - депутат Тумусов. Включите микрофон. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Поправка звучит так: "Тарифы на оплату медицинской помощи в медицинской организации, расположенной в районах Арктической зоны Российской Федерации, устанавливаются независимо от численности обслуживаемого населения, согласно смете расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования". Дело в том, что существующий механизм финансирования не учитывает особенности арктических и северных территорий: там множество малонаселённых, расположенных на огромных расстояниях населённых пунктов, а принцип финансирования - по количеству пациентов. Там, по сути, не может быть большого количества пациентов, поэтому предлагается перейти на сметный механизм финансирования, чтобы обеспечить нормальное медицинское обслуживание жителей Арктической зоны. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. МОРОЗОВ Д. А. Глубокоуважаемый Федот Семёнович, ну, я начну с того, что комитет согласен с существованием особенностей организации медицинской помощи в Арктической зоне и в похожих субъектах, тем не менее финансирование по смете не сочетается с принципами страховой медицины и не может осуществляться за счёт субвенций, поэтому, по сути, и рассматриваться здесь, наверное, не может. В то же время я бы хотел подчеркнуть, что нами вместе с комитетом по бюджету было запланировано проведение "круглого стола", который должен касаться организационно-финансовых моделей современного здравоохранения, нам нужно будет его провести. Нас поддерживает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Нужно проработать эту тему, и комитет оставляет себе это в виде задачи. Но мы не поддерживаем вашу поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 15 из таблицы № 2. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 43 сек.) Проголосовало за 47 чел.10,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 47 чел. Не голосовало 403 чел.89,6 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 26. Тумусову включите микрофон. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Данной поправкой предлагается установить верхнюю границу коэффициента 1,2. Поправка частично учтена, потому что установлено 1,1 процента, мы с вами за это проголосовали. Наша фракция тоже против страховых компаний, потому что они приносят только вред и убытки, но тем не менее они существуют, это реальность. Представляя предыдущую поправку, я говорил об особенностях арктических и северных территорий, там, если переходить на сметное финансирование, данного коэффициента, единицы, не хватит, все расчёты показывают, что надо делать 1,2 процента, поэтому поправкой предлагается установить 1,2 процента. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А. Глубокоуважаемый Федот Семёнович, я уже в своём ответе по первой вынесенной поправке говорил, что цифры, о которых мы сегодня ведём речь и которые предлагаем поддержать, обоснованы, подтверждены расчётами экспертов, экономистов, поэтому мы не можем поддержать вашу поправку. Когда вы сказали, что вы тоже против страховых компаний, я не знаю, к кому это относилось, потому что наша позиция и моя лично заключается в том, что все должны просто иметь чёткий, понятный функционал и работать за те деньги, которые выделяются. Нам кажется, что тех средств, о которых мы говорим сегодня, будет достаточно для выполнения поставленных задач. Мы не поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 26. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 40 сек.) Проголосовало за 45 чел.10,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 46 чел. Не голосовало 404 чел.89,8 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункт 21. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 13 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит включить законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 24 ноября для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо. Гартунг по ведению. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Можно докладчику не уходить. Пожалуйста, найдите, укажите, в какой поправке в таблице поправок, рекомендованных к принятию, учтено то, о чём вы сказали, - поправка 8... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, мы уже к следующему вопросу переходим, вы поговорите между собой, докладчик покажет вам всё, что надо.
Заседание № 317
О проекте федерального закона № 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Елена Евгеньевна Чернякова. Пожалуйста, Елена Евгеньевна. ЧЕРНЯКОВА Е. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, добрый день, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" разработан в целях повышения эффективности реализации базовой программы ОМС и обеспечения доступности медицинской помощи. Законопроектом предусматриваются, первое, выделение в составе базовой программы обязательного медицинского страхования объёмов специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, которая оказывается в федеральных государственных учреждениях в условиях круглосуточных и дневных стационаров в целях обеспечения доступности для граждан, которым по медицинским показаниям необходима медицинская помощь более высокого уровня, концентрация на базе федеральных государственных учреждений наиболее высококвалифицированных кадров и наиболее сложных, а зачастую уникальных методов лечения. Второе. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования наделяется отдельными полномочиями страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи, которая будет оказываться федеральными государственными учреждениями. Третье. В соответствии с законопроектом, как я уже говорила, в составе базовой программы будут определены объёмы и нормативы, единицы объёмов медицинской помощи, которая оказывается федеральными учреждениями. При этом правительством будет определён порядок формирования тарифов для этих учреждений. Федеральные учреждения будут осуществлять свою деятельность на основании договора, который будет заключён между фондом и учреждением. В этом же договоре будут отражены тарифы и объёмы, сформированные в порядке, как я уже говорила, установленном правительством. Оплата оказанной медицинской помощи будет осуществляться точно так же, как и сейчас, - по выставленным счетам после проведения процедуры контроля объёмов, сроков и качества оказания медицинской помощи. Контроль объёмов и сроков будет осуществлять федеральный фонд, как это сегодня делают территориальные фонды, а контроль качества будут осуществлять независимые эксперты, как, собственно, они и сейчас это делают, те же эксперты из того же реестра экспертов. Средства на финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной федеральными учреждениями, предусмотрены в рамках законопроекта о бюджете федерального фонда на будущую трёхлетку в составе нормированного страхового запаса. Четвёртое. С учётом сложившегося сегодня уровня, размера, диапазона нормативов на ведение дел страховыми медицинскими организациями, а также ежегодного роста субвенций, которые мы предоставляем субъектам Российской Федерации на реализацию территориальных программ, зачастую опережающих темпы роста индекса потребительских цен, а также объективной возможности, а главное, необходимости повышения эффективности деятельности страховых медицинских организаций проектом федерального закона предусматривается изменение диапазона нормативов отчислений на ведение дел страховыми медицинскими организациями с сегодняшних 1-2 процентов до 0,5-1 процента в последующие периоды. Решения о конкретном размере норматива будут приниматься субъектами Российской Федерации в составе законов о бюджетах территориальных фондов. Кроме того, законопроектом предусматривается продление срока действия положений в части ликвидации кадрового дефицита. Эти средства выплачивает сегодня также федеральный фонд посредством передачи в территориальные фонды, а также в части осуществления денежных выплат медицинскому персоналу за первичное выявление, за раннее и первичное в соответствии с критериями выявление онкологических заболеваний. Как я уже сказала, данные изменения направлены на повышение эффективности использования средств обязательного медицинского страхования. Просьба поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Евгеньевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Дмитрий Анатольевич Морозов. МОРОЗОВ Д. А. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Елена Евгеньевна представила концепцию законопроекта, я хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на несколько позиций. Год за годом мы отстаивали необходимость развития федеральных медицинских организаций и университетских клиник, отдавая себе отчёт в том, что они являются не только драйверами развития высокотехнологичной медицинской помощи, но и средоточием образования студентов медицинских вузов, подготовки врачей, проведения клинических исследований и научных изысканий. В реальности же федеральные организации, включая университетские клиники, финансируются сегодня регионами чаще всего по остаточному принципу в рамках территориальных программ ОМС, у них нет возможности по-настоящему развивать материально-техническую базу, заработные платы сотрудников в разы меньше таковых в городских и областных больницах, стали уходить высококвалифицированные кадры. Необходимость конкурировать, по сути, я по-другому и сказать не могу, в рамках ОМС с городскими и областными учреждениями сместила акценты в стратегиях развития любой федеральной организации с совершенствования высоких технологий на необходимость зарабатывать. Я уж не говорю о научных исследованиях научных школ, о снижении уровня оказания помощи. Коллективы крупных университетских клиник Москвы, Казани, Уфы, Томска, Саратова ставили перед нами, законодателями, задачи по поддержке федеральных медицинских организаций. Мы обсуждали эту проблему в мае во время "правительственного часа" с министром здравоохранения, и вместе с вами, коллеги, отразили это в постановлении Государственной Думы. Комитет по охране здоровья рассмотрел законопроект на расширенном заседании 14 октября с участием министра здравоохранения Российской Федерации. У нас была активная дискуссия, но комитет, и я хочу подчеркнуть, представители всех фракций поддержали концепцию законопроекта единогласно. Мы поддерживаем предлагаемый механизм по сути целевого финансирования федеральных медицинских организаций, это касается и контроля качества. Считаем правильной такую формулировку: федеральным клиникам - федеральное финансирование и федеральный контроль. Университетские клиники должны соответствовать самым высоким требованиям, как и медицинские университеты, они должны стать центрами принятия стратегических решений по здравоохранению в регионах. Дать средства, создать условия, обеспечить спрос - вот таким, как нам кажется, должен быть этот законопроект. Самое главное, выиграют граждане. Субъекты Российской Федерации смогут направлять в федеральные учреждения не только для оказания ВМП, но и для специализированной помощи, не заботясь об оплате, не отвлекая средства и субвенции. Это будет оплачено из федерального источника. Что касается уменьшения норматива отчислений на дела ОМС. Не буду на этом останавливаться, мы поддержим и эту позицию. Суть в чём? Неоднократно, поддерживая принцип страховой медицины, необходимость её развития, мы, комитет, призывали страховые медорганизации наполнить свой функционал, интенсивнее развивать институт страховых представителей, совершенствовать экспертизу качества, становиться истинными посредниками, пейсмейкерами, если хотите, между пациентом и врачом, защищая интересы обеих сторон. Не вызывают сомнений системные решения законопроекта в части ликвидации кадрового дефицита, стимулирования за раннее выявление онкологической патологии. Несколько наших замечаний касаются необходимости ко второму чтению и к третьему, разумеется, отрегулировать порядок направления застрахованного лица в федеральную организацию, дополнительно проработать механизмы контроля качества и обеспечить тарифы оплаты медицинской помощи в федеральных клиниках выше субъектовых. У нас есть положительное решение и поддержка ГПУ президента, Правового управления Аппарата Государственной Думы, наших коллег из Совета Федерации, Счётная палата обозначила часть рисков, мы разделяем их обеспокоенность. Для того чтобы снять имеющиеся вопросы и учесть предложения коллег, мы в комитете запланировали провести "круглый стол" между первым и вторым чтениями. Просим поддержать концепцию, на наш взгляд, важнейшего законопроекта. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Вопросы, я вижу, есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, может быть, мы по два вопроса от фракции? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, выступления по одному. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И про вопросы договаривались? Так, я пока Шеина Олега Васильевича вижу. Задавайте вопрос. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Спасибо большое. Абсолютно правильный законопроект, соответствующий тому, за что выступала "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с начала всей этой сомнительной реформы. Но вот вопрос, который, очевидно, возникает у всех, в том числе и в медицинском сообществе, и среди экспертов: а не правильно ли будет, приняв такое решение по федеральным клиникам, распространить его и на региональную медицину тоже? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Евгеньевна. ЧЕРНЯКОВА Е. Е. Спасибо, Олег Васильевич, за вопрос. Мы сейчас по федеральным клиникам принимаем решения абсолютно не новые, эти же решения работают и в рамках межтерриториальных расчётов, здесь никаких серьёзных новаций нет. А что касается федеральных клиник, которые будут финансироваться, - то, о чём говорил Дмитрий Анатольевич, - собственно, федеральные клиники должны финансироваться на федеральном уровне. Всё остальное у нас - полномочия субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич. МОРОЗОВ Д. А. Если позволите, я добавлю. Я сам вырос в университетской клинике, слава богу, университетская клиника всегда имела высочайший уровень. Если мы вот определённый период не будем уделять ей отдельного внимания, выделять отдельного финансирования, а, по сути, определять вот этот уровень и контролировать качество на высочайшем уровне, устанавливать высочайшую планку, то мы просто разрушим кристаллическую решётку здравоохранения. Я бы не стал слепо экстраполировать это на региональную медицину. Речь идёт о том, что это отдельный сегмент здравоохранения, в отношении которого должны быть отдельные высокие требования, контроль и финансирование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. Потом будет два вопроса от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Елена Евгеньевна, вот на заседании Комитета по охране здоровья министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Альбертович Мурашко привёл убедительные цифры, свидетельствующие о том, что объём финансирования за последнее время вырос более чем на 40 миллиардов рублей, проценты остались прежними, количество пациентов тоже не изменилось, и в связи с этим предлагается снизить, уменьшить расходы на ведение дела для медицинских страховых компаний. Вопрос: данным законопроектом предлагается в 2 раза снизить расходы страховых медицинских организаций на ведение дела - какой эффект вы ожидаете от принятия таких мер? ЧЕРНЯКОВА Е. Е. Я только хотела бы уточнить: данным законопроектом не предлагается в 2 раза снизить, данным законопроектом предлагается изменить диапазон для принятия решений субъектом Российской Федерации. Сегодня это от 1 до 2 процентов, завтра - от 0,5 до 1 процента, то есть 1 процент сохраняется в данном диапазоне. И если страховые компании доказывают - как и все, когда защищают бюджет, - необходимость своих расходов и эффективность своей деятельности, то о снижении может и не идти речь или оно будет поступательным, постепенным, по мере оптимизации работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" определилась с двумя депутатами, которые зададут вопросы, - это Марьяш Ирина Евгеньевна и Гусева Ирина Михайловна. Ирине Евгеньевне Марьяш, пожалуйста, включите микрофон. МАРЬЯШ И. Е. Уважаемая Елена Евгеньевна, вы в своём выступлении сказали, что на финансирование медицинской помощи, которая оказывается на базе федеральных клиник, предусмотрено порядка 119,4 миллиарда рублей. Как рассчитан этот объём, какая методика использовалась? ЧЕРНЯКОВА Е. Е. Для того чтобы определить объём, мы взяли статистику 2019 года по федеральным клиникам, потому что 2020-й совершенно непоказателен, и применили индексацию на 2021 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна, пожалуйста. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Елене Евгеньевне и к моему коллеге - председателю комитета. Не только Счётная палата риски описала - вы так свободно интерпретировали, а там были поставлены серьёзные вопросы, - плюс к тому ЦБ тоже был против этого законопроекта. Но это я так, к сведению. Елена Евгеньевна, я за федеральные центры рада. Вообще, то, что переписываются правила игры, тоже понятно уже теперь. Мне непонятно одно: за чей счёт будет произведена оплата - за счёт федерального бюджета или за счёт регионов? И назовите, пожалуйста, фамилии губернаторов, с которыми вы обговаривали, что правила игры в 2021 году будут меняться, - есть ли такие губернаторы? И я всё-таки коллегам хочу сказать: между первым и вторым чтениями "круглый стол" - это здорово, но когда столько вопросов... Может быть, до первого чтения надо было задавать вопросы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Евгеньевна. ЧЕРНЯКОВА Е. Е. Кроме губернаторов, я прошу прощения... В настоящее время проектом закона о бюджете фонда предусмотрены источники, и это собственные доходы фонда за счёт взносов за неработающих и работающих граждан. Мы этот проект реализуем в рамках объёмов базовой программы государственных гарантий... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЧЕРНЯКОВА Е. Е. Нет, сегодня у нас доход бюджета фонда формируется за счёт взносов за работающих; неработающих граждан здесь нет. На эти именно цели дополнительных ассигнований из федерального бюджета не предусмотрено, это делается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с выделением объёмов на федеральные клиники. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Анатольевич, добавить хотели? Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МОРОЗОВ Д. А. Я хочу сказать, что мы все работаем в рамках отведённых нам полномочий. Законопроект правительственный, он поступил, он осмыслен на всех уровнях, и у нас не было по этому поводу никаких вопросов. В отношении вопросов предварительного обсуждения в рамках страховых организаций, того же уважаемого Центрального банка, фонда обязательного медицинского страхования. Насколько мы знаем, на заседании фонда обязательного медицинского страхования и на заседаниях правительства эти вопросы были согласованы, кстати, даже страховые представители, их коллега, который представлял все страховые организации, высказался с определёнными пожеланиями, замечаниями, как я, на мой взгляд, совершенно корректно сказал. В отношении позиции Центробанка: действительно, она была представлена в ГПУ президента, опять же следуя регламентам, на основании чего Экспертное, Правовое управления ГПУ президента и в целом ГПУ дало положительное заключение. Так что эти риски, конечно, учтены. Мы, как Комитет по охране здоровья, в рамках своих полномочий можем провести обсуждение между первым и вторым чтениями, решение об этом, как я уже сказал, принято. А теперь что я могу сказать по сути. Знаете, вот примерно два года назад в одном из субъектов Российской Федерации тысячекоечной университетской больнице территориальный фонд поставил коэффициент 0,1. Мы занимались этим в ручном режиме два месяца! Коллектив, как вы понимаете, практически был лишён заработной платы и каких-то возможностей к развитию. Я задавал вопрос во время обсуждения: а какая-нибудь страховая организация в это время проявила беспокойство, возмущение? Нет. Губернатор? Нет. Территориальный фонд? Нет. Вот это нездоровая ситуация, и этот закон предупредит подобные ситуации впредь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желание. Включите режим записи на выступления. Коллеги, по одному выступлению до трёх минут - от тех фракций, которые пожелают выступить. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста, фракция КПРФ. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые товарищи, уважаемые коллеги, Иван Иванович! Я позволю себе напомнить, что отношение КПРФ вообще к институтам страховой медицины и к системе ОМС достаточно критическое. Вместе со многими экспертами мы считаем, что переход к такой системе в своё время был ошибочным и противоречивым, потому что граждане России в большинстве своём не настолько богатые люди и средний уровень доходов не настолько высок, чтобы перевести медицинскую помощь в разряд услуг и пользоваться принципом "деньги за пациентом". На наш взгляд, именно такой подход, "деньги за пациентом", и лежал в основе так называемой оптимизации и привёл к сокращению койко-мест, в итоге нам аврально пришлось сейчас, в этом году, решать вопрос о необходимости восстановления этих самых койко-мест. В самой системе ОМС - раз уж она существует на сегодняшний день - есть слабые места, которые требуют особого внимания и исправлений. Например, размер тарифов на оказание ряда видов медицинской помощи явно недостаточен, сами тарифы различаются по регионам, у которых разное финансовое положение. О том, что у регионов разное финансовое положение в плане обеспечения территориальных программ оказания медицинской помощи, говорит тот факт, что в 2019 году 39 регионов имели дефицит по территориальным программам суммарно 50-60 миллиардов рублей в части средств, которые должны выделять субъекты Российской Федерации, а в текущем году дефицит примерно в 20 регионах. Одно из наиболее уязвимых мест системы ОМС - это наличие в государственной системе посредника в виде частного звена страховых медицинских организаций, роль которых на сегодняшний день объективно сводится к перекачиванию денег из государственного фонда в государственные медицинские организации. Они имеют ничтожное влияние на качество медицинской помощи, на защиту прав пациентов и так далее, но расходы на ведение дел при этом у них ежегодно не менее 20 миллиардов рублей. Я повторяю: наша фракция принципиально выступает за то, чтобы здравоохранение фундаментально финансировалось из бюджета. Но пока сохраняется система обязательного медицинского страхования, она является самым крупным источником финансирования здравоохранения, и её недостатки необходимо стремиться устранить. В предлагаемом законопроекте есть сдвиги, положительные моменты, такие как ограничение объёма средств для страховых медицинских организаций в 2 раза (об этом здесь говорилось), и согласно пояснительной записке высвободившиеся деньги, примерно 7 миллиардов рублей, в течение ряда лет пойдут на конкретную медицинскую помощь, это первое. И второе: мы видим, что Федеральный фонд ОМС становится участником системы и будет обеспечивать деятельность федеральных медицинских организаций. Поэтому мы поддерживаем данный законопроект и считаем, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Санина Наталья Петровна от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. САНИНА Н. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот законопроект прежде всего повышает доступность медицинской помощи для тех пациентов, которые нуждаются не просто в помощи, а в повышении уровня этой помощи. И конечно, эта помощь включена в базовую программу ОМС, она оказывается федеральными учреждениями как в круглосуточном режиме, так и дневными стационарами. Предложение изменить действующий механизм финансирования в рамках базовой программы ОМС, а именно передать распределение объёмов финансирования с территориального уровня на федеральный, я считаю, в данном законопроекте является прогрессивным, потому что контролировать эти деньги, поступающие из федерального фонда, будет правильно. Это будет способствовать, как сказал Дмитрий Анатольевич, прежде всего тому, что наши федеральные учреждения смогут иметь специалистов высокого уровня, тех специалистов, которые оказывают высокотехнологичную помощь, делая при этом действительно уникальные вещи. Предполагается, что функции страховых медицинских организаций по оплате помощи, по контролю качества, объёмов, условий предоставления медицинской помощи будут в этом сегменте утрачены, это будет делать федеральный фонд. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", наша фракция, поддерживает предлагаемые изменения, но при этом мы отдаём себе отчёт в том, что должны урегулировать перераспределение этих объёмов, должны урегулировать и сделать понятным, каким образом пациент из региона или из какого-то субъекта поступает на госпитализацию в эти федеральные центры. Безусловно, немаловажным является вопрос именно контроля, порядка контроля за соблюдением этими федеральными учреждениями объёмов их финансирования. Со стороны фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, потребуется парламентский контроль. Мы должны своевременно разработать нормативные документы, которые помогут мониторировать правильность нововведений. Мы должны всё равно обеспечить защиту пациента, главная задача - этот механизм должен отвечать интересам не федеральных учреждений, не фондов, не страховых компаний, а именно пациента. Второй важный момент в данном законопроекте - это возможность поставить вопрос об уменьшении норматива отчислений. Сегодня он 1-2 процента, а в последующем предлагается сделать его 0,5 процента - 1 процент. В законе установлен диапазон, а выбор всё равно будет происходить на уровне субъекта Федерации, и это хорошо, они будут исходить из обоснованного мнения страховых... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. Завершайте, Наталья Петровна. САНИНА Н. П. ...страховых учреждений. Сегодня растёт всё-таки объём средств ОМС, и эти средства проходят через страховую компанию, ежегодно мы видим этот рост. Сейчас абсолютное большинство регионов установили норматив 1 процент. Мы не очень-то вмешиваемся в это, но всё-таки эта тенденция нужна и нуждается в поддержке. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект, это прежде всего проект... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Петровна. Тумусов Федот Семёнович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Более того, мы считаем, что в какой-то мере это результат наших многолетних усилий в отношении страховых медицинских организаций. Наша позиция очень чёткая и твёрдая: мы против таких посредников, как страховые медицинские организации, которые являются просто посредником между бюджетными деньгами и медицинскими учреждениями, - и об этом мы давно говорим. Суть законопроекта сводится к тому, что в части федеральных медицинских организаций функции страховых компаний переходят к фонду обязательного медицинского страхования. Это абсолютно правильно, они могут обеспечить то, что вменяется медицинским страховым компаниям, фонд обязательного медицинского страхования может это спокойно обеспечить. Это первое. Второе. Сегодня бюрократизирована система предоставления высокотехнологической помощи, а федеральные медицинские центры оказанием именно такой помощи и занимаются, они оказывают медицинскую помощь всем жителям, всем гражданам Российской Федерации, и вот эта бюрократизированная система не позволяет оперативно, быстро проводить вот эту работу. Предлагаемый законопроект тоже в этом направлении - в направлении усиления эффективности, увеличения быстроты оказания медицинской помощи, высокотехнологичной медицинской помощи, - обязательно будет работать. Мы считаем, что надо пойти дальше, надо пойти дальше - надо идти к тому, чтобы перейти... У нас Россия сильна многообразием, у нас огромная территория, огромные, самые разные территории, самый разный менталитет, и это надо учитывать. Вот, например, есть северные арктические территории - огромные территории, огромные расстояния и малонаселённые пункты. И тот принцип, на который перешло финансирование медицинских организаций, здравоохранения по всей стране, там никак не подходит, потому что там никак не может быть принципа бизнеса. Поэтому там надо переходить на сметно-бюджетное финансирование. И мы считаем, что данный законопроект - первый шаг в этом направлении. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Елена Евгеньевна, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Дмитрий Анатольевич? Тоже нет. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона, пункт 22 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 50 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.