Заседание № 363
О проекте федерального закона № 1027267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля; принят в первом чтении 17 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Ирина Евгеньевна Марьяш. На рабочем месте ключите микрофон. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ко второму чтению поступило 32 поправки, из них 17 поправок включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, 15 - в таблицу поправок № 2, рекомендуемых к отклонению. Просим утвердить таблицы и проголосовать за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 37 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 03 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 26 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон депутату Марьяш Ирине Евгеньевне. МАРЬЯШ И. Е. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все экспертизы, готов к рассмотрению в третьем чтении. Просим включить его в проект порядка работы пленарного заседания на завтра, 9 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 342
О проекте федерального закона № 1027267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (в целях совершенствования правового регулирования деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Докладывает Ирина Евгеньевна Марьяш. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, целью которого является совершенствование правового регулирования деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Законопроект межфракционный: в составе авторов - представители всех четырёх фракций политических партий в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, институт внешнего государственного и муниципального финансового контроля в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях функционирует более 20 лет, контрольно-счётными органами накоплен очень большой опыт работы, сегодня они вышли на качественно новый уровень, и ни у кого нет сомнений в том, что это важное звено в системе государственного и муниципального управления. Вместе с тем законодательная база, на которой основывается деятельность контрольно-счётных органов, существенно отстаёт от потребностей практики и тормозит реализацию контрольно-счётными органами своего назначения. С момента принятия Федерального закона № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" прошло чуть более десяти лет. Изменились подходы к государственному и муниципальному управлению, внедрены новые методы решения государственных задач, более того, претерпело существенные изменения бюджетное законодательство, которое лежит в основе деятельности контрольно-счётных органов. В 2013 году был принят Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации", в 2014 году - Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а 6-й федеральный закон практически не обновлялся. Уважаемые коллеги, с учётом изложенного задачи законопроекта следующие: устранить недостатки правового регулирования и создать предпосылки для дальнейшего развития потенциала контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Законопроект предусматривает целый комплекс изменений. Во-первых, изменения направлены на укрепление организационной и функциональной независимости. Для повышения гарантий независимости и самостоятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований в статусе муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением законопроектом предлагается по умолчанию наделить их правами юридического лица. При этом контрольно-счётный орган иного статуса может обладать правами юридического лица, но только в случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Сейчас возможность наделения правами юридического лица муниципального контрольно-счётного органа находится в прямой зависимости от решения соответствующего представительного органа. У нас статистика немного устаревшая, на 1 января 2020 года, но всё-таки я её приведу: всего в Российской Федерации было создано 2159 контрольно-счётных органов муниципальных образований, из них со статусом юридического лица только 1233, то есть чуть больше половины. Во-вторых, вносятся изменения, которые конкретизируют порядок установления штатной численности контрольно-счётного органа. Бесспорно, по-прежнему штатная численность будет устанавливаться правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования. Но в редакции, которую мы предусмотрели законопроектом, устанавливаться она будет по представлению председателя соответствующего контрольно-счётного органа с учётом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий и обеспечения организационной и функциональной независимости. Объективности ради необходимо отметить, что далеко не во всех субъектах Российской Федерации штатная численность контрольно-счётных органов адекватна объёму их полномочий, а законодательные (представительные) органы не всегда придерживаются рекомендаций председателя контрольно-счётных органов. Предложение по изменению порядка установления штатной численности обусловлено ещё и тем, что в 2018 году мы вносили изменения в 6-й федеральный закон и предусмотрели, что представительные органы муниципальных образований могут заключать соглашения о передаче полномочий с контрольно-счётными органами субъектов. Более того, с самого начала действия федерального закона № 6-ФЗ, с 2011 года, очень активно применяется норма, согласно которой представительные органы муниципальных образований, сельских и городских поселений, могут передавать свои полномочия на уровень муниципального района. И вот по состоянию на 1 января 2020 года было заключено порядка 13 290 соглашений. Безусловно, подобная передача полномочий в ряде случаев влечёт за собой значительное увеличение нагрузки на контрольно-счётный орган, и это, конечно, должно учитываться при определении его штатной численности, чего сегодня не происходит. В-третьих, предлагается предоставить право законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органам муниципального образования своими нормативными правовыми актами определять должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы, относящиеся к инспекторским должностям, по аналогии с 41-м Федеральным законом "О Счётной палате Российской Федерации". Далее. Ряд положений законопроекта направлен на закрепление в федеральном законе № 6-ФЗ норм, которые корреспондируют с нормами Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" в части реализации тех полномочий, которые предоставлены Счётной палате Российской Федерации в отношении контрольно-счётных органов. Одно только приведу: вводится обязанность контрольно-счётных органов утверждать свои стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утверждаемыми Счётной палатой Российской Федерации. Далее. В целях сближения норм 6-го федерального закона с нормами 41-го Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации", а также закрепления полномочий контрольно-счётных органов, предусмотренных иными федеральными законами, законопроектом предусматривается внесение изменений в перечень полномочий контрольно-счётных органов, направленных как на дополнение его новыми полномочиями, так и на уточнение ранее установленных. Здесь речь идёт и о приближении к нормам 172-го Федерального закона "О стратегическом планировании...", и о 44-м законе - в части необходимости проводить аудит закупок. Уважаемые коллеги, ещё есть ряд изменений, я на них останавливаться не буду в силу... (Микрофон отключён.) Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. МАРЬЯШ И. Е. Спасибо большое. Учитывая, что я делаю и содоклад от комитета, я не буду на них останавливаться. Если возникнут вопросы, я отвечу. Комитет, ответственный за рассмотрение данного законопроекта, подготовил заключение, отмечает важность совершенствования законодательства, устанавливающего общие принципы организации деятельности контрольно-счётных органов, полагает необходимым доработать законопроект с учётом всех замечаний и предложений, которые поступили в течение 30 дней в наш комитет к первому чтению, они должны быть учтены ко второму. Какие замечания в основном? Замечания по установлению переходных положений в случае изменения статуса контрольно-счётного органа, особого порядка вступления в силу, по осуществлению полномочий по экспертизе проектов государственных программ, по установлению штатной численности и так далее. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который является комитетом-соисполнителем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё минуту - это содоклад и доклад. МАРЬЯШ И. Е. ...поддерживает законопроект в первом чтении. Комитет Совета Федерации также поддерживает. Правительство Российской Федерации в своём официальном отзыве законопроект поддерживает при условии его доработки. В частности, правительство обращает внимание на установление переходного периода для определения статуса. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также высказало ряд замечаний, которые будут учтены ко второму чтению. Что касается отзывов от субъектов Российской Федерации, поступило 106, 4 из них отрицательные, консолидированными можно считать 43, все они положительные. Уважаемые коллеги, необходимо отметить, что в ходе подготовки законопроекта проводилась большая работа непосредственно с контрольно-счётными органами субъектов и муниципальных образований, которые очень ждут принятия данного закона, работа проводилась и с экспертами. Комитет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Евгеньевна. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Ирина Евгеньевна, не рассматривали ли вы в комитете возможность перейти к формированию контрольных органов и назначению руководителей контрольных органов в субъектах Российской Федерации, муниципалитетах напрямую от Счётной палаты Российской Федерации, чтобы сделать их абсолютно, максимально независимыми от парламентского большинства в субъектах Российской Федерации, от действующих представителей исполнительной власти, которые, как правило, являются представителями той же самой партии, которая имеет большинство в городской Думе, в областной и в принципе и формирует законодательную базу? Не рассматривается ли в перспективе такой вариант? МАРЬЯШ И. Е. Спасибо большое за вопрос. В настоящем законопроекте мы предлагаем изменения, согласно которым представительные органы муниципальных районов, сельских поселений, городских поселений могут обращаться на уровень контрольно-счётной палаты своего субъекта, чтобы согласовать кандидатуру для назначения, и предусматриваем, что представительные органы власти муниципальные, а также сельских поселений, городских, районного уровня и субъектового уровня могут выходить на уровень Счётной палаты Российской Федерации, для того чтобы была дана оценка деятельности контрольно-счётного органа муниципального образования того или иного уровня либо субъекта. Мы пока остановились вот на этой позиции. Если у вас будут предложения, мы согласны их рассмотреть при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить от фракций? Нет желающих. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Заключительное слово, Ирина Евгеньевна? Нет желания. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", первое чтение, 20-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 26 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.