Заседание № 84
О проекте федерального закона № 102470-4 "О внесении изменений в статью 26-4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 11 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26-4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Внесен Самарской Губернской Думой. Дума доверила представлять законопроект Александру Николаевичу Белоусову. Пожалуйста, Александр Николаевич. БЕЛОУСОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги-депутаты! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона № 102470-4 "О внесении изменений в статью 26-4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Этот законопроект внесен Самарской Губернской Думой, и мне поручено его представить. Порядок участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении федерального законотворческого процесса по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов регулируется федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26-4). В настоящее время сложилась ситуация, при которой существующий порядок согласования законопроектов по предметам совместного ведения не позволяет учитывать в достаточной степени позицию каждого законодательного (представительного) или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по концептуальным положениям законопроекта. Кроме того, как справедливо отмечают авторы концепции развития российского законодательства, на данный момент отсутствует отлаженный механизм действия согласительных процедур, который бы способствовал сбалансированности интересов и выработке решения, приемлемого как для федерального центра, так и для субъектов Российской Федерации. Решить указанную проблему призваны изменения, предусмотренные проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 26-4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". С учетом принципов федеративного устройства нашего государства, а также принципа разделения государственной власти каждый орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе высказать свое мнение по проекту федерального закона в сфере совместного ведения. В связи с данным обстоятельством законопроектом предлагается в федеральном законе закрепить положение, согласно которому если мнение законодательного (представительного) и высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации разделились, то следует не игнорировать позицию органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а считать ее отрицательной. На практике встречаются случаи, когда либо законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо высший исполнительный орган государственной власти не высказывает своего мнения по проекту федерального закона в сфере совместного ведения. Чтобы не лишать субъект Российской Федерации права на отзыв по проекту федерального закона, законопроектом предлагается установить норму, в соответствие с которой если один из указанных органов государственной власти выскажется за принятие проекта федерального закона, а другой орган государственной власти не выразит своего мнения по данному проекту федерального закона, то отзыв органов государственной власти субъекта Российской Федерации считается положительным. В целях учета интересов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высказавшихся за и против принятия проекта федерального закона в сфере совместного ведения, законопроектом предлагается установить субъектный состав согласительной комиссии, создаваемой Государственной Думой, а также предусмотреть, что порядок создания и деятельности данной комиссии должен регулироваться Регламентом Государственной Думы. Кроме того, учитывая значимость принимаемого согласительной комиссией решения, законопроектом предлагается предусмотреть, что данное решение подлежит обязательному обсуждению при рассмотрении Государственной Думой проекта соответствующего федерального закона в первом чтении. Принятие и реализация предлагаемого федерального закона не потребует выделения финансовых средств из федерального бюджета. Следует отметить, что инициатива Самарской Губернской Думы поддержана многими законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи прошу вас поддержать данную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по делам Федерации и региональной политике Марату Фаиковичу Магдееву. Пожалуйста. МАГДЕЕВ М. Ф., фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Наш коллега Белоусов Александр Николаевич достаточно подробно изложил суть проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 26-4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Инициаторы предлагают считать отзыв субъекта Федерации положительным, если оба органа власти субъекта высказались за принятие законопроекта, как это и есть в нынешнем законе, но еще и в том случае, когда один из органов власти субъекта выскажется за, а другой не выразит своего отношения. Отрицательным отзывом субъекта Федерации на законопроект инициаторы считают тот случай, когда оба органа власти субъекта выскажутся против принятия законопроекта. Это также существует в нынешнем законе. Но вводится еще дополнительная норма: если хотя бы один из них выскажется против. При этом вводится еще одна норма, которая предусматривает, что, если один орган власти субъекта выскажется за, а другой против, отзыв субъекта Федерации в целом должен считаться отрицательным. Нам представляется, что данное предложение является не совсем корректным, поскольку неоправданно исключает учет мнения одного из органов государственной власти субъекта Российской Федерации, который равноправно представляет интересы субъекта Российской Федерации. Комитет полагает, что ныне действующие нормы закона оптимально учитывают позицию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их отношение к законопроектам по предметам совместного ведения, и в связи с этим не считает возможным поддержать предложенную законодательную инициативу. На рассматриваемый законопроект имеется отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации. По вышеуказанным обоснованиям комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26-4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Прошу поддержать позицию комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть один. Махмудов Махмуд Гаджулаевич, пожалуйста. МАХМУДОВ М. Г. У меня вопрос к представителю комитета. Уважаемый Марат Фаикович, совершенно правильная инициатива региона. Мы их инициативы очень часто отклоняем, довольно большой процент отклоненных инициатив. Вы что, не согласны с тем, что, если 30 процентов регионов возражают, значит, это ненормальный закон и надо возвращаться к обсуждению согласительной комиссией? Вот заключение комитета... Здесь ссылаются на чисто технические нормы, на основании чего предлагается отклонить. Если вы предлагаете отклонить по чисто техническим причинам, например норма о согласительной комиссии нечетко оговорена и так далее... Вы что, предлагаете, вообще не учитывать мнения регионов? Или какая-то другая форма предложена комитетом? Я считаю, что вы неправильно ставите вопрос об отклонении и не совсем обоснованно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марат Фаикович. МАГДЕЕВ М. Ф. Уважаемый Махмуд Гаджулаевич, предлагается ведь совершенно другая позиция. Предлагается, чтобы на уровне субъекта Российской Федерации оба органа - и представительной, и исполнительной власти - приняли согласованное решение. На этом основании мы здесь, в Государственной Думе, будем принимать решение по данному законопроекту. Инициаторы предлагают такую схему: они не определяются на уровне субъекта Российской Федерации, а предлагают процедуру решения этих вопросов проводить здесь, у нас в Государственной Думе. Разговор о согласительных процедурах в данном законопроекте не ведется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить в прениях? Нет желающих. Заключительное слово, наверное, не требуется? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26-4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 41 сек.) Проголосовало за 45 чел.10,0% Проголосовало против 9 чел.2,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6% Результат: не принято Не принимается законопроект.