Заседание № 320
О проекте федерального закона № 1024649-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности" (в части приведения в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности". Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы также вчера этот законопроект рассматривали, приняли его во втором чтении, бурных дискуссий он не вызвал. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы, документ готов. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности", 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 08 мин. 31 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 319
О проекте федерального закона № 1024649-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности" (в части приведения в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности". Павел Владимирович Крашенинников.
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Следующий законопроект, который предлагается вашему вниманию, - это изменения в Федеральный закон "О безопасности". В нём также положения конкретного акта приводятся в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Здесь есть та же самая поправка имени Юрия Петровича Синельщикова, такая же, поэтому, если, конечно, он её вынесет, мы продолжим её обсуждать, но, мне кажется, всем нравится уже это всё, поэтому можно проголосовать сразу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, по таблице поправок № 2 есть вопросы? Нет. Тогда ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 06 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принимается единогласно. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 36 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект готов к третьему чтению. Просьба поставить его в порядок работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 317
О проекте федерального закона № 1024649-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности" (в части приведения в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й и 18-й вопросы рассматриваем с одним докладом. 17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности". И 18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" и статьи 12 и 17 Федерального закона "О внешней разведке". Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, я понимаю своё - чуть не сказал "социальное положение" - положение, иногда надо, чтобы картинка менялась, но так уж вышло, поэтому я доложу вам и об этих законопроектах тоже. Коллеги, здесь мы сгруппировали законопроекты также по предмету: у нас есть поправки в законы "О федеральной службе безопасности", "О внешней разведке" и есть поправки в Федеральный закон "О безопасности". Я хочу в данном случае Алексея Николаевича Диденко поддержать в том, в принципе все эти законопроекты носят абсолютно системный характер. И конечно, иногда кажется, что мы какие-то заклинания делаем, но на самом деле, безусловно, здесь будут серьёзные правовые последствия после принятия каждой нормы. Эти законопроекты внесены Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года, и я хотел бы обратить особое внимание на некоторые положения. Что касается внесения изменений в законы "О федеральной службе безопасности" и "О внешней разведке", то здесь предлагается закрепить новую процедуру назначения на должность директора ФСБ и директора Службы внешней разведки. В данном случае, исходя из Конституции и из закона "О Правительстве Российской Федерации", руководители силовых ведомств и министерств назначаются на должность президентом после консультаций с Советом Федерации, здесь эта норма тоже зеркально отражена. Также, конечно же, здесь вводится запрет сотрудникам ФСБ и органов внешней разведки иметь... ну, есть соответствующие ограничения, я тоже о них сейчас говорю. Что касается поправок в закон "О безопасности", здесь вносятся поправки в статью 7, в которой регулируются вопросы международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. И здесь - мы тоже это по всем законам распространяем, как я уже говорил, - вводится запрет на исполнение в Российской Федерации решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции. Это тоже следует из Конституции, из статьи 79 основного закона. Также закон дополняется указанием на то, что к основным целям международного сотрудничества в области обеспечения безопасности относятся охрана суверенитета, независимости и государственной целостности России, предотвращение внутренних и внешних угроз, пресечение действий, направленных на отчуждение части территории, а также призывов к таким действиям. Вы помните, мы соответствующие законопроекты принимали в разных чтениях, но это тоже мы делаем. Конечно, в соответствии с Конституцией уточняются задачи и функции Совета Безопасности. В частности, к функциям добавляются рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержка гражданского мира и согласия в стране, охрана суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. Также есть... ну, про запрет я уже сказал. Уважаемые коллеги, как я уже сказал, эти законопроекты образуют систему законодательных актов, которые должны работать вместе с обновлённой Конституцией. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Переходим к вопросам представителей фракций. Коломейцев Николай Васильевич, фракция КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Павел Владимирович, с вами можно согласиться, но, мне кажется, в отношении Службы внешней разведки, хоть там у вас оговорка есть, как раз надо разрешать, потому что внедрение за рубежом - это десятилетия, и вот когда 20 человек сдали, представляете, сколько имущества потеряли? А так, если они будут декларировать, то и найдут их, поэтому, что касается Службы внешней разведки, это надо вынести в отдельный закон, наверное. Вот эти ограничения для Службы внешней разведки не подходят. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Что касается второй части, это действительно вынесено в отдельный закон, он так и называется - "О внешней разведке". Что касается тех, кто работает в этой службе, кто занимает соответствующие должности, имеет соответствующие звания, здесь существует общий запрет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста, фракция ЛДПР. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Извините, пожалуйста. Вопрос следующий. Мы все знаем, что сотрудникам ФСБ, внешней разведки приходится работать на территории других стран достаточно продолжительное время. Не будет ли возникать проблем в случае, если данный сотрудник, проработавший очень долгое время на территории иностранного государства, что могло способствовать его вербовке, назначается на ключевую должность в системе органов исполнительной власти, регулирующих вопросы безопасности, - не будет ли это проблемой, ведь можно получить агента влияния? Может быть, здесь необходимы какие-то дополнительные ограничения по срокам после нахождения на территории другого государства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Коллеги, я просто хочу обратить ваше внимание на следующее: все поправки, которые мы вносим вот сейчас, связаны с обновлённой Конституцией. Мы сейчас не смотрим, кто когда и как легализовывался, кем он там был, - мы смотрим то, что... Граждане одобрили поправки к Конституции, и у нас целый блок поправок, которые из этого вытекают, мы этим сейчас занимаемся, так что у меня просьба сконцентрироваться на этом. Понятно, что хочется и то, и то, и то, но вот в данном случае пределы нашей компетенции тоже существуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Выборный Анатолий Борисович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Владимирович, согласно проектируемым новеллам, как мы видим, Совет Федерации наделяется так называемым новым полномочием, и в случае принятия данного проекта федерального закона Совет Федерации будет проводить консультации по кандидатурам, которые будут предложены Президентом Российской Федерации на должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, так называемых силовых министров. Уточните, пожалуйста, в какой форме, на ваш взгляд, могут проводиться эти консультации и каким документом принятое решение будет оформлено? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, вы знаете, то, что на поверхности, - это то, что первоначально этим будет заниматься профильный комитет, дальше сам Совет Федерации. Ну а то, что также должны быть внесены поправки в Регламент Совета Федерации, тоже очевидно. Насколько я знаю, такие поправки к Регламенту готовятся. Пока у меня текста нет, есть некое представление, но без текста, согласитесь, мне как-то странно было бы об этом говорить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, ну, меры по суверенитету судебной системы, силовых структур и так далее, которые мы сейчас вкупе обсуждаем, - это очень правильные меры, и жаль, что они раньше не применялись, то есть мы обрубаем возможность влияния на наших силовиков и судей извне. Но хотелось бы сказать об обратной стороне медали. Сегодня коллега Коломейцев говорил про отток капитала, который существенно вырос, на 65,9 процента за этот год, то есть вот этими всеми амнистиями капиталов как бы не торопятся воспользоваться и деньги вернуть. Вот эти решения тоже явно не будут способствовать тому, чтобы деньги возвращались из офшоров. Какие дальнейшие действия мы будем предпринимать в рамках изменений правоохранительной системы, судебной системы, чтобы вернуть это доверие и чтобы вот эти решения, которые мы принимаем сейчас, не обернулись другой стороной, чтобы деньги, которые мы призываем вернуть к себе на родину, не оставались за рубежом? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я тоже очень озабочен тем, что деньги уходят из страны, и хочу их вернуть, но в данном случае мы развиваем положения Конституции, и, конечно, нам надо сделать это качественно, нам надо сделать это системно, нам это сделать надо именно так, чтобы внутри этих актов противоречий не было. Если мы это сделаем, то, наверное, можно будет решать и другие вопросы. Но сейчас задача наша именно такая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция КПРФ второй вопрос и своё выступление по этим двум законопроектам снимает. Вопрос от фракции ЛДПР. Зайцев Максим Сергеевич. ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Владимирович, безусловно, поправки призваны обеспечить баланс между ветвями власти и, возможно, даже установить некую неформальную ответственность силовых структур перед верхней палатой парламента. В то же время необходимо понимать, будут ли подразумевать такого рода консультации предоставление парламенту незасекреченной отчётности о деятельности силового ведомства? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, в данном случае предполагается публичное обсуждение, публичные консультации как в профильных комитетах, так и на заседании самого Совета Федерации. У нас часто так бывает, ну, или, во всяком случае, иногда бывает так, что какая-то информация предоставляется, но это, как правило, когда мы готовим какие-то законопроекты, и это информация, которая, в общем-то, не подлежит оглашению. Ну а с точки зрения назначения, с точки зрения того, что это за человек, каков его послужной список, соответствующие материалы будет представлять президент. Дальше, конечно, само решение тоже будет приниматься публично, соответствующие процедуры будут проводиться на виду у общества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Марданшин Рафаэль Мирхатимович. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Владимирович, данным законопроектом мы предлагаем ввести для сотрудников Федеральной службы безопасности и для органов внешней разведки запрет иметь гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, запрет иметь какой-то иной документ, который позволяет постоянно проживать в иностранном государстве, по аналогии вот с теми запретами, которые введены уже для ряда должностных лиц, высших должностных лиц Российской Федерации, для судей. И в связи с этим вопрос: в отличие от них вот для данной категории мы не вводим запрет открывать и иметь счета в иностранных банках, которые находятся за пределами Российской Федерации, - может быть, всё-таки стоит, по аналогии с другими должностными лицами, тоже ввести вот запрет открывать счета в зарубежных банках, за рубежом? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос, Рафаэль Мирхатимович. Знаете, дело в том, что в ряде законов уже это есть, это было до внесения поправок, например, в статье 16-2 закона "О федеральной службе безопасности" это уже предусмотрено, норма уже действует, причём касается не только сотрудников, но и супругов и несовершеннолетних детей. Такой же подход реализуется в законе "О безопасности", но, если речь вести о Председателе Совбеза, у нас Председатель Совета безопасности - президент, соответственно, там ограничений ещё больше, и ограничения есть в Конституции Российской Федерации. Мне кажется, что здесь есть уже соответствующие нормы, в их подкрепление мы принимаем сегодня законопроекты в первом чтении. Этого будет вполне достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжак Николай Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". РЫЖАК Н. И. Уважаемый Павел Владимирович, спору нет, сфера очень деликатная и чувствительная, и всё же нам небезразлично, как будут реализовываться наши законодательные инициативы. Вот каково ваше отношение, Павел Владимирович, к организации парламентского контроля за деятельностью спецслужб, как вы к этой идее относитесь и как это можно сформулировать на конституционном уровне? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Ну, вы знаете, вот только что коллега Афонин вносил поправку, касающуюся парламентского контроля, она у нас только появилась, то есть у нас был парламентский контроль, но теперь это уже конституционная норма. И мне кажется, что нам надо, безусловно, эти вопросы развивать. На мой взгляд, проведение консультаций при назначении - это тоже своего рода форма парламентского контроля. Но я согласен с тем, что мы должны те конституционные положения, которые у нас появились с 4 июля, развивать, идти дальше. На мой взгляд, это очень перспективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович, присаживайтесь. Переходим к выступлениям представителей фракций. Просьба, коллеги, укладываться в три минуты. От фракции ЛДПР выступает Луговой Андрей Константинович. С места. Включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддерживает вносимые изменения. Мы считаем, что поправки позволят повысить качество принимаемых решений в вопросах безопасности, ну а предложение о назначении директоров ФСБ и Службы внешней разведки идёт в том же тренде, что и фракция ЛДПР всегда предлагала, - чтобы в принципе назначения на все государственные посты, на высшие государственные посты в стране проводились коллегиально после самых тщательных консультаций. А что касается запрета иметь счета и второе гражданство, то это по сути проверка на чистоплотность помыслов и приоритетов. Фракция ЛДПР будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Шхагошев Адальби Люлевич. С места. Пожалуйста, включите микрофон. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы, конечно, поддержим предложенные законопроекты. Президент внёс очень серьёзные законопроекты, и мы сегодня готовы прислушаться к докладчику, председателю комитета Павлу Владимировичу, сконцентрироваться (так он и сказал) на том, что законопроекты, которые мы сейчас принимаем, связаны с теми законами, которые прошли через народные голосования, - через поправки к Конституции. Мы именно из этого и исходим. Особым структурам - особые обязательства. Собственно говоря, вот так можно охарактеризовать все запреты, ограничения, о которых сказано в этих законопроектах. Естественно, это всё серьёзно систематизирует деятельность этих служб, и можно считать, что в современной истории, если серьёзно анализировать, подобные изменения достаточно своевременны, возможно, мы будем возвращаться к этим направлениям ещё не раз. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает эти законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Адальби Люлевич. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Рыжак Николай Иванович. С места. Включите микрофон. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Складывается впечатление, что мир действительно вступил в период полураспада, и для многих ответственных людей национальная безопасность страны, её территориальная целостность и суверенитет становится кровным делом - делом каждого совестливого человека. Недостаток времени не позволяет подробно перечислять все вызовы и угрозы, но речь идёт сейчас о выживании всей нашей евразийской цивилизации. Я думаю, что это предмет наших дальнейших дискуссий. Фракция единодушно поддерживает данные законопроекты и считает, что они очень важны на современном этапе развития нашей государственности. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Павел Владимирович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности", 17-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 18 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" и статьи 12 и 17 Федерального закона "О внешней разведке", 18-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 53 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.