Заседание № 205
О проекте федерального закона № 1023705-6 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта антидопинговых правил).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Игорь Владимирович Лебедев, пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Большое спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, чтобы сэкономить время, разрешите, я выступлю от комитета и сразу по мотивам от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - пожалуйста. Только подождите... ЛЕБЕДЕВ И. В. Я от комитета и сразу по мотивам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, давайте. ЛЕБЕДЕВ И. В. От комитета. Уважаемые коллеги, законопроект полностью готов к процедуре третьего чтения. Никаких замечаний не поступило. Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Теперь по мотивам от фракции. Уважаемые коллеги, не так часто в этом зале мы с вами принимаем законопроекты, которые были внесены от оппозиционных фракций. Сегодня как раз один из таких моментов. В марте 2016 года депутаты фракции ЛДПР внесли рассматриваемую сейчас инициативу. Два с половиной года шли жаркие споры, шли дискуссии о том, наказывать ли спортсменов за применение допинга или не наказывать вообще, высказывались абсолютно полярные точки зрения: некоторые считали, что спортсменов и так жалко, так как их наказывают федерации, и не надо их лишний раз тревожить; другая точка зрения заключалась в том, что наказание должно быть максимально жёстким вплоть до уголовного. И действительно, международная практика показывает, что более жёсткое наказание имеет больший успех. Например, вспомните, когда вы в последний раз слышали о том, чтобы на допинге попался спортсмен из Германии? Правильно, вспомнить невозможно, потому что в Германии за это существует уголовное наказание. Вспомните, когда в последний раз попадался на допинге спортсмен из Италии? Тоже довольно тяжело вспомнить, потому что в Италии тоже очень жёсткое наказание именно для спортсменов за применение допинга. Тем не менее мы смогли найти компромисс: мы делаем первый шаг - вводим административную ответственность для спортсменов за употребление допинга, максимальный размер штрафа достигает 80 тысяч рублей. Кто-то скажет, что это копейки для спортсменов, которые зарабатывают миллионы. Коллеги, далеко не все спортсмены зарабатывают миллионы, и для кого-то 80 тысяч рублей - это тоже ощутимый штраф. И давайте не будем забывать, что помимо штрафа ещё и федерация достаточно жёстко наказывает спортсменов за применение допинга, а дисквалификация спортсмена на год, на два и на более длительный срок куда более серьёзное наказание, чем штраф в 80 тысяч рублей, ну и к тому же тот факт, что спортсмен был наказан за допинг, навсегда остаётся в его биографии. От имени фракции ЛДПР я прошу вас поддержать данную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли ещё желающие выступить по мотивам по данному вопросу? Нет. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 48 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 203
О проекте федерального закона № 1023705-6 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта антидопинговых правил; принят в первом чтении 17 октября 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Игоря Владимировича Лебедева. Пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению во втором чтении, к тексту законопроекта поступило шесть поправок, все они находятся в таблице № 1 и предлагаются комитетом к принятию, в связи с чем комитет просит принять таблицу № 1 и рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 32 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 56 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прошу поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении на пленарное заседание в четверг, 11 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 153
О проекте федерального закона № 1023705-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части установления ответственности за нарушение спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта антидопинговых правил).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". С докладом от авторов законопроекта и от комитета выступает Игорь Владимирович Лебедев. ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как только что сказал Иван Иванович, комитетом мне сегодня было оказано наивысшее доверие, поскольку я могу выступить и как автор законодательной инициативы, и как представитель комитета. Предлагаемая вашему вниманию законодательная инициатива является следующим шагом в совершенствовании законодательства Российской Федерации в части предотвращения использования допинга в нашем спорте. Как известно, Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" совершенно чётко прописывает, что является нарушением антидопинговых правил, и к числу таких нарушений относятся использование допинга, наличие допинга в пробе спортсмена, отказ спортсмена явиться на взятие пробы, фальсификация допинг-контроля и многие другие нарушения. Как известно, если есть нарушение, должно быть соответствующее наказание, поэтому в своё время, в 2011 году, мы, уважаемые коллеги, приняли изменения в Кодекс об административных правонарушениях, ввели статью 6.18 "Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним". Тогда было выделено всего два нарушения, за которые назначалось наказание: первое - нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта требований, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещённой субстанции; второе - те же действия, совершённые в отношении несовершеннолетних. Оба вида нарушений карались дисквалификацией соответствующего работника. С тех пор антидопинговые правила были довольно серьёзно ужесточены. К сожалению, участились случаи употребления допинга среди российских спортсменов, и мы прекрасно понимаем, что случаи употребления допинга не только противоречат принципам законности и честности российского спорта, но и наносят ущерб репутации прежде всего той страны, чьи интересы представляет спортсмен, поэтому и возникла необходимость расширить как число субъектов, на которые может быть наложено наказание за нарушение антидопинговых правил, так и число составов этих нарушений. Так родилась наша законодательная инициатива, которой предлагается следующее. Первое, нарушение, выразившееся в использовании допинга спортсменом, влечёт за собой административное наказание в виде штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Как видите, в предыдущей версии статьи специально не налагались наказания на спортсменов, были лишь наказания для тренеров, специалистов по медицине и иных сотрудников, а сейчас есть необходимость всё-таки ввести наказание и для самих спортсменов. Второе, нарушение, выразившееся в фальсификации или попытке фальсификации элемента допинг-контроля спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта, также влечёт за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Третье, нарушение, выразившееся в распространении запрещённых субстанций, также влечёт за собой административное наказание в виде штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей и распространяется на спортсменов, тренеров, специалистов по спортивной медицине и иных специалистов в области физической культуры и спорта. Законопроект поддержан Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи. Профильный комитет, Комитет по государственному строительству и законодательству, от имени которого я сегодня выступаю с содокладом, также поддерживает принятие данного законопроекта. В заключении комитета отмечен ряд вопросов, которые необходимо будет обсудить в процессе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении, но все они носят неконцептуальный характер. Комитет по госстроительству рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Правительство Российской Федерации также поддерживает. Уважаемые коллеги, я надеюсь и на вашу поддержку тоже. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Игорь Владимирович, когда спортсмена ловят на том, что он употреблял допинг или препараты, которые запрещены законодательством, за этим следуют санкции: его отстраняют от участия в мероприятиях, ставят под сомнение награды, которые он завоевал. Помимо этого мы сейчас предлагаем ввести ещё и административную ответственность, то есть, получается, двойное наказание - я правильно понимаю, что будет двойное наказание? Либо будет что-то одно? ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо большое за вопрос. Вы абсолютно правильно понимаете: одно наказание будет в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, поскольку мы вводим норму, согласно которой данные нарушения будут отнесены к административным правонарушениям, соответственно, будет назначаться штраф, о размере которого я только что сказал; второе наказание - по спортивной линии, на виновного будут возложены определённые санкции со стороны соответствующих спортивных организаций, которые отвечают за допинг-контроль в мире. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Владимирович, конечно, актуальность поднимаемой проблемы не вызывает сомнений, более того, приходится сожалеть, что законопроект, внесённый два с половиной года назад, только сейчас вынесен для принятия в первом чтении. Вопрос вот в чём: с учётом какой методики, какого принципа вы определяли предлагаемые размеры штрафа? Тем более, что речь идёт о разных субъектах. ЛЕБЕДЕВ И. В. Николай Иванович, вы абсолютно правы, действительно законопроект был внесён нами ещё в конце работы Госдумы шестого созыва. В самом начале седьмого созыва комитет по госстроительству его рассмотрел и дал положительное заключение, в течение двух лет мы пытались вынести его на рассмотрение палаты, и вот только сегодня нам это удалось. Времени действительно прошло много, а вопрос очень актуален. Я вам скажу честно, что критерий подбора наказания с нашей стороны был один: чтобы закон был принят. Многие скажут, мол, у спортсменов такие высокие зарплаты, что штраф в размере 30 тысяч рублей для них копейки, - я согласен, но это первый шаг, мы вводим административную ответственность за употребление допинга, мы надеемся, что это остановит хотя бы часть спортсменов. Если же это не будет иметь должного воздействия, я уверен, следующим шагом будет либо увеличение размера штрафа, либо даже введение уголовной ответственности, такая практика существует во многих странах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Каминский Александр Викторович. КАМИНСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Владимирович, подскажите, пожалуйста, как понимать словосочетание "попытка использования запрещённой субстанции" и какое за это предусматривается наказание? С наказанием за использование допинга понятно, это само собой разумеется, это не подлежит обсуждению, а вот "попытка использования запрещённой субстанции" - это что такое, как вы это понимаете? ЛЕБЕДЕВ И. В. Попытка использования запрещённой субстанции означает, что спортсмен имел желание... Скажем так, простой пример: возможно, его поймали за руку в тот момент, когда он уже хотел употребить запрещённую субстанцию, но не довёл своё желание до логического конца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос в продолжение этого вопроса. С попыткой использования всё достаточно странно, тем более что это правонарушение должны фиксировать, как я понимаю, представители органов внутренних дел, а вы знаете, как они работают, как их можно вызвать, как они могут поймать за руку. Это будет фактически нереализуемо - в части попытки фальсификации, попытки использования. Каким вы видите именно правоприменительный механизм в отношении именно попытки использования? ЛЕБЕДЕВ И. В. Что касается вопроса применения санкций в отношении спортсменов и иных специалистов в области физической культуры и спорта, то здесь на первый план выходит не та часть работы, которая должна быть проведена правоохранительными органами, поскольку правоохранительные органы будут основываться на тех решениях, которые вынесены спортивными антидопинговыми организациями. Понятное дело, что к каждому спортсмену по сотруднику полиции мы приставить не можем, чтобы он следил: принял - не принял, попытался - не попытался, но, если допинг-контроль спортсмена показывает наличие у него в крови запрещённой субстанции, для правоохранительных органов это будет являться основанием для назначения административного наказания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Баталова Рима Акбердиновна. БАТАЛОВА Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вопрос, который я хотела задать, уже задали: меня тоже интересует размер штрафа для спортсменов и команд, потому что особенно для игровых видов спорта 30 тысяч и 50 тысяч рублей - совсем не деньги. Конечно, законопроект актуальный и очень нужный, мы это обсуждали в комитете, но всё-таки, мне кажется, ко второму чтению к этому вопросу мы с вами обязательно вернёмся, потому что 30 тысяч и 50 тысяч - это, повторяю, не деньги, особенно для игровых видов спорта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Владимирович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 03 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.