Заседание № 66
14.12.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 102334-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3301 по 3367 из 8359
Пункт 33, законопроект второго чтения, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, законопроект с прозвучавшим названием, о бюджетном правиле, предлагается вашему вниманию во втором чтении. Есть две таблицы поправок - таблица поправок, рекомендуемых к принятию, и таблица поправок, рекомендуемых к отклонению. Думаю, мы достаточно подробно обсуждали этот законопроект, с тем чтобы просто перейти к таблицам поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В таблице поправок № 1 семнадцать поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 58 сек.) Проголосовало за 257 чел.57,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 257 чел. Не голосовало 193 чел.42,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. В таблице поправок № 2 шестнадцать поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет вопросов. Ставлю таблицу поправок № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 33 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Таблицу принимаем и выносим законопроект на "час голосования". Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен и к процедуре третьего чтения, поэтому в случае принятия законопроекта во втором чтении прошу поставить его сегодня на голосование и в третьем чтении. Правовая и лингвистическая экспертизы проведены, заключения имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7462 по 7541 из 8359
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 54 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел.34,9 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Было предложение проголосовать также в третьем чтении. По мотивам выступает Оксана Генриховна Дмитриева. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, данный законопроект предлагает доходы не только от экспорта нефти, как это было ранее, но и от экспорта нефтепродуктов, и от экспорта газа использовать не на расходы бюджета, а направлять в Резервный фонд до тех пор, пока он не достигнет 7 процентов от ВВП, при этом в законопроекте формулируется такая позиция, что эти средства не могут быть использованы в полной мере даже на покрытие дефицита бюджета. В данном законопроекте формулируются четыре концептуальные системные ошибки. Первая системная ошибка заключается в том, что предписывается абсолютный волюнтаризм в прогнозировании. Цена на нефть исчисляется как среднегодовая за пять предшествующих лет, в итоге получается, что это не факторный прогноз, не имитационный прогноз, не вероятностный прогноз, это даже не простая экстраполяция, потому что при экстраполяции выявляется тренд, который распространяется на будущее, а тут берётся некий произвольный период, выводится среднеарифметическое за предшествующие пять лет. В итоге законопроектом предписывается закладывать в основу бюджета неправильный прогноз, предписывается заведомо большая ошибка при прогнозировании бюджета, и это возводится в ранг закона. Далее. Реально полученные доходы, часть ВВП вкладывается в чужую экономику, и в итоге получается экспорт капитала и дестимуляция экономического роста. Все теории экономики базируются на том, что сегодняшние деньги дороже завтрашних, а здесь обратная норма бюджетного процесса: бюджет не дефицитный, а постоянно профицитный. Далее. Третья системная ошибка заключается в том, что искусственно не позволяют использовать средства на покрытие дефицита. В итоге получается такая ситуация: у нас есть профицит бюджета и одновременно собственные доходы вкладываются в чужую экономику под 0 процентов или под 1 процент, а расходы финансируются за счёт заимствований, которые осуществляются под 7-8 процентов. Такая практика существовала и ранее, но сейчас она возводится в ранг закона. В итоге этот законопроект представляет собой, на мой взгляд, крупнейшую мистификацию в экономической практике... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 39 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 51 чел.11,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 289 чел. Не голосовало 161 чел.35,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 39
06.07.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 102334-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3234 по 4106 из 8351
22-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета". Докладывает Антон Германович Силуанов. Пожалуйста. СИЛУАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета". Законопроект разработан в целях повышения предсказуемости бюджетной политики, снижения зависимости бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, определения границ возможностей государства по финансированию своих обязательств. Основная цель законопроекта - обезопасить бюджет, как мы уже говорили, от внешних и конъюнктурных рисков. За последнее десятилетие зависимость федерального бюджета, бюджетной системы от нефтегазовых доходов существенно возросла: если в 2000 году доля нефтегазовых доходов в общем объёме доходов федерального бюджета составляла около 20 процентов, то в 2004 году этот показатель составлял уже 30 процентов, а в последние годы, в 2011 году и в текущем году, доля нефтегазовых доходов в составе доходов федерального бюджета составляет 50 процентов. В таких условиях существенное снижение цены на нефть может привести к значительному сокращению доходной базы федерального бюджета, росту дефицита и неисполнению тех расходных обязательств, которые учтены в федеральном законе о бюджете. Кроме того, у нас ненефтегазовый дефицит, то есть дефицит без учёта доходов от нефти и газа, за последние годы также сильно увеличился: если в 2002-2007 годах этот показатель составлял 2 процента - максимум 4 процента, то сегодня этот показатель составляет уже 10,6 процента от валового внутреннего продукта. Что предлагается законопроектом? Предлагается ввести так называемые бюджетные правила, ввести их с 2013 года, и правила эти основываются на том, что предельный объём расходов устанавливается исходя из расчётной суммы доходов, определяемой с учётом базовой цены на нефть и дефицита федерального бюджета в размере 1 процента ВВП. Как определяются базовые доходы? Базовые доходы определяются исходя из так называемой базовой цены на нефть, которую предлагается рассчитывать на основании данных за десятилетний период, только вводить норму о десятилетнем периоде предлагается поэтапно, постепенно. Поскольку правила предполагается ввести начиная с 2013 года, мы предлагаем в этот период использовать пятилетний период для расчёта базовой цены на нефть, каждый год добавлять по одному году и достичь десятилетнего периода при расчётах к 2018 году. Каковы преимущества данного механизма? Преимущества следующие: мы защищаем таким образом бюджет, не допуская повышения базовой цены на нефть (такая же, кстати, ситуация была, когда у нас был создан Стабилизационный фонд и когда мы направляли 4,7 процента ВВП, трансферт из Стабилизационного фонда, в бюджет), то есть теперь ни макроэкономический прогноз, ни источники финансирования дефицита бюджета не смогут повлиять на фиксированный объём расходов федерального бюджета, который будет определяться по этим правилам. Кроме того, использование при расчётах долгосрочного десятилетнего периода позволяет сгладить краткосрочные колебания цены на нефть, в результате не потребуется изменения, приспособления бюджета к новым условиям. Это очень важно, потому что за десятилетний период мы действительно можем просчитать среднюю цену на нефть, не боясь каких-то краткосрочных колебаний в ту или иную сторону. По сути дела, создаётся контрциклический механизм исполнения бюджета, когда при высоких ценах на нефть дополнительные доходы изымаются и направляются в Резервный фонд, а при низких ценах на нефть эти средства из Резервного фонда направляются на финансирование расходов. В законопроекте предусматривается дополнение, касающееся функционирования Резервного фонда, говорится о следующем: в случае достижения Резервным фондом показателя 7 процентов ВВП дополнительные доходы, которые будут поступать в Резервный фонд, могут направляться в ФНБ - Фонд национального благосостояния, а часть дополнительных доходов, которая будет направляться в Фонд национального благосостояния, не более 50 процентов, может направляться на реализацию инфраструктурных и других проектов, не влекущих длительных обязательств. Это тоже одна из принципиальных новаций законопроекта. Хотелось бы отметить, что принятие бюджетных правил, по оценкам, может привести к сокращению доходов федерального бюджета с 21 процента ВВП в 2012 году до 18 процентов ВВП к 2020 году, при этом ненефтегазовый дефицит должен снизиться с 10,6 процента ВВП в текущем году до семи с небольшим процентов к 2020 году. Это правильная тенденция, на самом деле черта безопасности по ненефтегазовому дефициту составляет около 5 процентов. Ну, мы посмотрим, как сработает этот механизм, в крайнем случае подкорректируем с позиции ужесточения бюджетной политики. Введение в действие бюджетных правил обеспечит макроэкономическую стабильность, долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, защитит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Это одна из важнейших структурных мер, которые нам необходимо принять, для того чтобы сделать понятной, прозрачной и сбалансированной бюджетную политику. Мы предполагаем проект бюджета на 2013-2015 годы подготовить в рамках бюджетных правил и просим уважаемых депутатов поддержать законопроект в первом чтении, с тем чтобы мы могли работать уже в рамках утверждённой концепции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к Антону Германовичу? Прошу прощения, содоклад. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. Я забежал вперёд, хотел лишить вас слова. Невозможно, да? МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо огромное, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом деле вопрос, который мы рассматриваем сейчас, безусловно, имеет стратегическое значение, и, в общем, это, наверное, хорошо, что мы его рассматриваем значительно менее эмоционально, чем предыдущий. И главное, мне кажется, сейчас было произнесено с этой трибуны. Посмотрите, всего шесть лет тому назад наш бюджет был сбалансирован при цене 24 доллара за баррель, сегодня при прогнозируемой цене в бюджете 115 долларов наш бюджет не сбалансирован. И кстати, впервые в этом году мы с вами вышли на зависимость наших расходов, того, что мы тратим, от нефтяных доходов большую, чем 50 процентов. Мне кажется, вот эти ключевые цифры определяют абсолютную актуальность того закона, который мы сегодня рассматриваем. Совершенно очевидно, что при такой зависимости бюджета от нефтяных доходов мы не можем позволить себе гадать, какой будет цена на нефть, упадёт она или не упадёт. Мы не можем с вами допускать того, чтобы пенсионеры бросались к телевизору смотреть, какая цена на нефть на Нью-Йоркской фондовой бирже, потому что от этого будет зависеть, заплатят им пенсии или нет. И механизм, который сегодня предлагается в данном законопроекте, как раз и направлен на то, чтобы все обязательства... (Шум в зале.) Я вам не мешаю, коллеги? Не мешаю? Судя по всему, не мешаю. Понятно. Спасибо. Итак, коллеги, теперь, когда я никому не мешаю, я продолжу. Ну, когда склероз переходит в маразм... Я забыл, на чём остановился... Так, я говорил о важности этого закона, а важность этого закона по-прежнему состоит в том, что все социальные обязательства, их выполнение не могут строиться на том, угадали мы с ценой на нефть или нет. И вот тот механизм, который предлагается в этом законопроекте... (Шум в зале.) Тут я тоже не мешаю? Хорошо. Итак, в данном случае при любых колебаниях - резкое ли падение, резкий ли взлёт - все обязательства государства будут учтены и выполнены. Мне кажется, вторым важнейшим направлением этого закона является то, что предусматривается очень аккуратный переход, не резкий. Мы сохраняем все те социальные обязательства, которые были взяты, они все будут выполнены, несмотря на то что мы переходим на новый механизм подсчёта. И ещё один очень важный момент - это то, что у нас очень часто в последнее время противопоставляются безопасность, макроэкономическая стабильность и развитие. Мы говорим о том, куда мы будем вкладывать деньги. (Шум в зале.) Я понимаю, депутату Бессонову уже всё равно, но если он послушает, может быть, и ему это тоже пригодится. Так вот, в данном случае надо понять, что эти понятия не противопоставляются, эти понятия дополняют друг друга. Мы должны создать подушку безопасности, которая при любой цене на нефть позволит государству выполнять все обязательства, а вот после того, как эта подушка безопасности будет создана, деньги должны направляться на инфраструктурные проекты, на развитие. При этом я хотел бы сразу обозначить ту тему, которая звучала на заседании бюджетного комитета. Мы полагаем, что эта задача не может быть решена только в рамках того закона, который вносится, в данном случае речь идёт о том, что должны быть очень серьёзно усилены полномочия парламента по контролю за эффективностью бюджетных расходов, и эти предложения мы точно так же предлагаем внести. Я напомню, что из предыдущего бюджета почти 50 миллиардов рублей было исключено просто потому, что проекты, на которые они были выделены, оказались без проектно-сметной документации. Такого больше быть не должно. И наконец, последнее соображение, на котором хотелось бы остановиться и о котором мы говорили на заседании комитета: предполагается в течение этого срока - он был назван: до 2020 года - снизить зависимость нашего бюджета от нефтяных доходов практически на 25 процентов. Вот те цифры, которые сейчас были названы, они реальны, но реальны только в том случае, если мы при утверждении бюджета будем иметь реальную возможность проверять каждый проект, который вносится в Государственную Думу, а при исполнении будем проверять, на что пошёл каждый рубль, - вот тогда, я думаю, мы эти задачи сможем решить. Я прошу добавить мне пятнадцать секунд, чтобы закончить выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, полминуты. Мы щедрые. МАКАРОВ А. М. Комитет предлагает поддержать данный законопроект: мы считаем, что принятие законопроекта в первом чтении позволит правительству уже следующий бюджет формулировать в соответствии с этими правилами, но в то же время мы считаем, что нельзя принимать его сразу в трёх чтениях. Мы должны дать возможность регионам ознакомиться с этим законом, мы должны всё изучить, и в сентябре, до принятия бюджета, мы предлагаем принять его уже во втором и третьем чтениях, с учётом всех расчётов, которые мы сами сделаем и которые получим от правительства. Мы предлагаем поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович, присаживайтесь. Будут ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Ефимов Виталий Борисович, ваш вопрос. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к министру. Вчера был съезд транспортников России, и там вдруг возник вопрос о том, что 100 миллиардов долларов, выделенных на дороги на три года, будут переброшены на модернизацию нефтеперерабатывающих комплексов. Мы считаем, что это совершенно неправильно, и просим не трогать те акцизы, которые мы согласились направлять на дороги, и не направлять их в нефтепромышленный комплекс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Германович, пожалуйста. СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, я, честно сказать, первый раз слышу о такой ситуации. У нас с вами есть правило, по которому акцизы на нефтепродукты поступают в дорожные фонды - как в субъектовые дорожные фонды, так и в Федеральный дорожный фонд, поэтому решение о направлении средств на иные цели мы не рассматривали в Правительстве Российской Федерации. Я первый раз слышу эту информацию. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, было предложение - по два вопроса от фракции. Нет возражений? Договорились. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Антон Германович, не могли бы вы пояснить, почему у нас все говорят о том, что каждая новая поправка в бюджет в последующем будет избавлять нас от нефтегазовой зависимости, а она растёт, и в то же время федеральные целевые программы, которые должны развивать реальный сектор, постоянно не выполняются? Может, нам всё-таки надо начинать выполнять федеральные целевые программы и тогда эта зависимость по мере появления новых рабочих мест и производств сама по себе будет уходить? Будет происходить реальная диверсификация, о которой много говорят, но реально делают всё строго наоборот в части использования бюджета. Не только вы, а министерства прежде всего. Спасибо. СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, согласен с тем, что нам нужно быстрее избавляться от нефтегазовой зависимости. Цифры увеличения такой зависимости, которые мы приводили, вызваны в первую очередь увеличением цен на нефть. Если десять лет назад мы о цене 100 долларов за баррель просто и подумать не могли, - помните, были цены 30, 40 долларов за баррель, - то сейчас, конечно, увеличение цен на нефть и уровень изъятия этих сверхдоходов у нефтяников в федеральный бюджет приводит к увеличению доли нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, поэтому чем выше цена на нефть, тем больше доходов поступит в федеральный бюджет, тем больше доля таких доходов. С другой стороны, хочу сказать, что в последние годы действительно происходит диверсификация экономики и доля нефтегазового сектора в экономике постепенно сокращается. Что касается федеральных целевых программ, то я с вами абсолютно согласен: над проблемой исполнения этих программ, ритмичности исполнения программ нужно работать. Такие поручения председателем правительства соответствующим министерствам и ведомствам давались, и мы ускорим их реализацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Станиславович Рохмистров. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. По карточке Рохмистрова - депутат Ищенко. Уважаемый Антон Германович, ваши предложения, связанные с принятием новых бюджетных правил, больше напоминают ситуацию, когда мы выбираем, какой рукой - правой или левой - залезть в карман, где лежит заначка, но на самом деле от того, правая это будет рука или левая, количество денег в этой заначке не увеличится. В то же время в пояснительной записке к законопроекту написано, что принятие бюджетных правил приведёт к снижению расходов федерального бюджета при базовой цене с 21 процента ВВП в 2012 году до 17 процентов в 2020 году. Таким образом, вы говорите, что эти правила, так сказать, увеличат количество денег, то есть увеличится ВВП в стране. Скажите, пожалуйста, всё-таки вот каким образом эти бюджетные правила приведут к увеличению ВВП России в 2020 году? СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, как раз наоборот - принятие бюджетных правил будет способствовать тому, чтобы мы не залезали в те заначки, которые у нас созданы в настоящее время. Бюджетные правила позволяют ограничить, так скажем, объём наших аппетитов при формировании бюджета чётким пониманием того, какой потолок бюджетных расходов мы можем себе позволить при цене на нефть, сложившейся за последние десять лет. Что будет, если не принимать бюджетные правила, мы можем прекрасно себе представить. У нас много сфер, которые необходимо дополнительно финансировать из бюджета, но чем больше мы с вами увеличиваем расходные обязательства бюджета, тем больше в условиях зависимости от цены на нефть мы создаём рисковую ситуацию в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Сегодня цена на нефть уже уменьшилась - сегодня она около 90 долларов за баррель, а бюджет у нас посчитан, напомню, исходя из цены 115 долларов за баррель. Так вот, для того чтобы цена, исходя из которой считаются доходы федерального бюджета, была объективной и не создавала рисков для исполнения расходных обязательств, как раз и принимаются эти бюджетные правила. Выполняя условия этих правил, мы должны будем постепенно снижать тот объём расходов, который мы уже сегодня накопили. Я хочу сказать, что большой объём расходов возник у нас в период кризиса и после кризиса, когда принимались меры дополнительной поддержки отдельных социальных слоёв населения, предприятий, организаций, и этот объём нужно постепенно снижать. Как раз 18 процентов ВВП - примерно такой объём расходов был в 2007-2008 годах, в докризисные годы, и мы к этому показателю должны прийти, но прийти постепенно, с тем чтобы не нарушать общую бюджетную сбалансированность. Вот в этом как раз и заключается задача бюджетных правил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М. Уважаемый Антон Германович, не могли бы вы ко второму чтению законопроекта о бюджете представить официальную справку о доходности Стабфонда (Резервного фонда, Фонда национального благосостояния) с момента создания? СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, такая информация уже давалась, но мы обязательно представим такую справку. Хочу проинформировать вас о том, что мы приняли в правительстве решение о создании специального агентства - Российского финансового агентства, которое будет управлять средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, с тем чтобы доходность от использования ресурсов, находящихся в этих фондах, увеличивалась. И ещё раз повторяю: справки и всю необходимую информацию ко второму чтению правительство вам представит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Уважаемый Антон Германович, скажите, пожалуйста, как вы будете учитывать качественные показатели использования нефтегазовых ресурсов? Я имею в виду именно качественные показатели - это и процент извлечения, это и уровень рентабельности, это всё, что связано с производительностью, то есть с эффективностью использования хозяином недр всего того, что мы называем прибылью и доходом. Вот в этом плане базовые цены на нефть могут корректироваться исходя из качественных показателей - допустим, использования того же технического или попутного газа и так далее? СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, бюджетные правила не предусматривают таких поправочных коэффициентов. Могу сказать, что при расчёте налога на добычу полезных ископаемых учитываются различные показатели - дебиты скважин, условия добычи и так далее, но при формировании бюджетных правил берутся в расчёт только нефтегазовые доходы, рассчитывается объём нефтегазовых доходов при соответствующей цене на нефть. Бюджетные правила не учитывают такие показатели, как качество нефти, условия добычи этой нефти, как бы не спускаются до этого, и думаю, что это оправданно, поскольку условия добычи нефти, наверное, более правильно учитывать, так скажем, на уровне налогообложения, в том числе через те механизмы, которые у нас сегодня уже созданы, в частности через НДПИ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ кто ещё задаёт вопрос из трёх записавшихся? Уже заданы? От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", Иван Дмитриевич, вы задаёте вопрос? Иван Дмитриевич Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый коллега Силуанов, насколько я понимаю, вы знаете, что по номиналу, несмотря на сильные колебания, цены на нефть растут, и в этом плане ваше бюджетное правило гарантирует рост в геометрической прогрессии отклонения исчисленного среднего от истинного среднего значения, а следовательно, рост в геометрической прогрессии изъятий из экономики страны в пользу стабилизационных фондов. Что вы по этому поводу думаете? СИЛУАНОВ А. Г. Ну, цены на нефть действительно колеблются в последние годы. Хочу сказать, что вы, наверное, предполагаете необходимым учитывать инфляцию, или дефлятор, в соответствующие годы при определении цены на нефть в том или ином периоде в рамках десятилетнего срока определения цены на нефть. Мы такие предложения рассматривали в Правительстве Российской Федерации, но считаем, что нет необходимости учитывать дефляторы или какие-то корректирующие коэффициенты к формуле бюджетного правила: во-первых, она усложнится из-за этого, а во-вторых, я думаю, это не приведёт к каким-то существенным эффектам для расчёта предельного объёма расходов, которые государство может себе позволить, с учётом тех правил, которые мы предлагаем вам рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям. Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Максим Станиславович Рохмистров, пожалуйста. Максим Станиславович, судя по тому, что вы идёте к трибуне, вы будете выступать от фракции и претендуете на семь минут. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, наверное, это важный законопроект, потому что связан он с самым важным законом, который мы с вами принимаем, - это бюджет страны, в котором заложены все наши обязательства, все наши предвыборные обещания нашим гражданам по поводу того, как мы будем исполнять этот бюджет. Но не хотелось бы говорить о так называемой расходной части бюджета, а хотелось бы, исходя из смысла законопроекта, повернуться к доходной части бюджета. Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, потому что действительно то, что у нас происходило в последнее время, когда была прямая зависимость бюджета от сложившейся цены на нефть и когда у нас уже даже бабушки и дедушки интересовались, сколько стоит баррель нефти - а по-русски это бочка нефти - на различных биржах... ну, собственно говоря, такой заинтересованности людей в том, сколько стоит бочка нефти, я ни в одной стране мира не встречал - большую часть граждан ни в одной стране этот вопрос не волнует. У нас, к сожалению, от этого прямо зависит в том числе и исполнение тех наших с вами социальных обязательств, которые мы несём, а принятие законопроекта - это вот такой первый скромный шаг, который мы делаем, чтобы вот от такой прямой взаимосвязи немножко уйти и не вдаваться в разборки, которые у нас практически в каждом созыве Государственной Думы идут: правильно ли правительство посчитало прогнозную стоимость барреля на текущий год или неправильно и почему где-то больше получилось, где-то меньше, - поэтому я думаю, что законопроект в этом плане хороший. Другое дело, что, на мой взгляд и на взгляд фракции ЛДПР, этот шаг всё-таки, наверное, каких-то концептуальных изменений в наш закон о бюджете не внесёт, поэтому очень бы хотелось, чтобы наши основные регуляторы финансово-кредитных отношений посмотрели в целом на то, как у нас формируется доходная часть бюджета, потому что там происходят довольно странные вещи. Ну, например, рост экономики в нашей стране за последние пять лет в среднем составляет 5 процентов, в то же время объём возврата НДС у нас каждый год увеличивается более чем в два раза (ну, вы понимаете, что это достаточно серьёзные деньги). Роста экономики нет, а мы почему-то возвращаем НДС каждый год в несколько раз больше - куда он уходит? Это, кстати, к вопросу об эффективности налоговой системы, и об этом, если мне не изменяет память, говорилось в четырёх посланиях президента Федеральному Собранию - о том, что необходимо в корне пересмотреть нашу налоговую систему. Потому что сегодня наша налоговая система, к сожалению, гробит тот реальный сектор экономики, о котором мы с вами здесь очень много говорим, и раз уж мы говорим о том, что нам надо уходить от зависимости от стоимости углеводородов, то, наверное, надо развивать всё-таки реальный сектор экономики. Я не буду говорить, с каким, так сказать, смыслом уже употребляется в народе слово "модернизация", хотя это объективная необходимость - нам с вами наше производство надо модернизировать, но кроме разговоров должны произойти и другие вещи, в частности снижение фискальной и административной нагрузки на те сектора экономики, в развитии которых государство заинтересовано. Произошло ли это? Нет, не произошло: по оценкам экспертов, административная и коррупционная нагрузка на бизнес составляет более 30 процентов себестоимости каждого продукта, который у нас производится, - ну, это, наверное, неправильно. Второе условие модернизации - это наличие в экономике среднесрочных и долгосрочных кредитных ресурсов, которые должны стоить, ну, разумные деньги. Но разумных ставок по кредитам, наверное, никто не видел - все ставки у нас неразумные, в принципе на грани рентабельности любого предприятия, которое работает в реальном секторе экономики. Как предприятие может взять эти деньги, если они съедают полностью его рентабельность? И к тому же практически полностью отсутствуют среднесрочные и долгосрочные схемы кредитования. Таким образом, вот в этом плане пока все разговоры о модернизации будут только благими обещаниями, которые озвучиваются большими людьми с высоких трибун, поэтому необходимо, наверное, Центральному банку и Министерству финансов пересмотреть те условия, которые сегодня у нас существуют на этом рынке, и сделать выдачу кредитов реальному сектору экономики более выгодной, чем те операции, которыми у нас сегодня занимается банковский сектор. Ну, тогда, наверное, и с инфляцией можно будет бороться уже не только теми методами, которыми у нас в последние годы борются, в частности сжиманием денежной массы, что в своё время привело к катастрофическому росту корпоративной задолженности на внешнем рынке, с которой мы с вами боролись с помощью тех же самых сбережённых от высокой стоимости ресурсов, раздавая их и погашая таким образом корпоративную задолженность за наши предприятия. Хотелось бы надеяться, что правительство и мы, наверное, с вами сделаем правильные выводы и в тот кризис, в который мы, так сказать, можем войти, вошли бы немножко с другими показателями, чем те, с которыми мы вошли в кризис 2008 года. Ситуация меняется, и если мы с вами в первый раз боролись с кризисом, то я думаю, что во втором кризисе можно было бы открыть новые возможности для нашей страны, потому что, если мы этого не сделаем, то после всех этих событий, которые скоро произойдут, в частности вступление в ВТО, может случиться так, что нам, собственно говоря, модернизировать будет уже нечего. Поэтому просьба и к правительству, и к основным регуляторам финансово-кредитных отношений, и, так сказать, к промышленному сектору правительства посмотреть и изменить принципы, на которых формируется доходная часть бюджета, создав приоритеты для того самого реального сектора экономики, который даёт рабочие места и который должен у нас формировать основную часть доходной части бюджета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, от фракции КПРФ выступает Сергей Иванович Штогрин. Сергей Иванович, тоже семь минут, да? ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Да, спасибо, Сергей Евгеньевич. Мы на заседании фракции вчера детально обсуждали проект закона, разные были мнения, но принято решение с определёнными допущениями и оговорками поддержать проект закона в первом чтении. Почему - я вам сейчас постараюсь обосновать. Вот у меня есть такая табличка: цены на нефть с начала торгов - с 1861 года. Если посмотреть, видны определённые закономерности. В 1861 году баррель нефти стоил полдоллара, и потом в течение двенадцати лет стоимость постепенно росла. Через двенадцать лет он стал стоить уже 1,8 доллара, после этого произошёл спад, и потом в течение ста лет, до 1974 года, цена на нефть росла, в 1974 году она вышла на уровень где-то 12 долларов за баррель. А потом начался такой цикл: двенадцать лет росла, до 1986 года - потом в два раза упала, ещё двенадцать лет росла - до известного события 1998 года, когда с максимума в 23,7 доллара упала в два раза, до 12,7 доллара, и в Российской Федерации случился дефолт. И вот начиная с 2000 года цена на нефть растёт, сегодня она - 99,55 доллара за баррель. Если говорить о цикличности, то надо сделать вывод о том, что мы находимся на пороге падения цены на нефть, причём падение может быть весьма серьёзное, может быть, даже в два раза, эксперты говорят о 60 долларах за баррель. Когда мы пользовались механизмом неких экспертов для включения в расчёты бюджета прогнозной цены, я не помню случая, чтобы мы хотя бы раз попали в точку, и, как правило, мы занижали эту цену. Механизм математический... меня, наверное, поддержит действительный академик академии наук Борис Сергеевич Кашин: надо математические методы в таких делах применять. То, что предложило правительство, наверное, заслуживает одобрения, и есть время до сентября осмыслить поправки, которые они предложили, и тогда, я думаю, этих гаданий на кофейной гуще уже не будет. Я вот посчитал: если бы в 2008 году этот механизм уже действовал, то расчётная цена была бы 45,23 доллара, мы тогда заложили в бюджет 53 доллара, но по факту она была 94,4 доллара, а каждый доллар в цене - это 60 миллиардов рублей, поэтому, может быть, тех рисков, которые были в 2008 году, удалось бы избежать. Если же говорить о бюджете 2012 года, то в бюджете заложена сейчас цена 115 долларов, расчётная была бы 71,9-72 доллара, а по итогам полугода средняя цена на нефть - 112,6 доллара - ясно, что до конца года мы тех доходов, на которые рассчитывали, уже не получим (ну, это тоже была, так сказать, прогнозная цена). Поэтому что касается расчётов, я думаю, механизм довольно разумный, и поддержать его надо, но с определёнными, может быть, доработками ко второму чтению. В проекте закона есть ещё две вещи, которые, я думаю, наша фракция поддержит. Первая: мы всегда говорили, что федеральный бюджет должен приниматься напряжённым, с дефицитом порядка 1-3 процентов, - что и делается во всём мире, - чтобы правительство не почивало на лаврах, когда высокая цена на нефть и можно спокойно не заниматься доходами от акцизов и от реального сектора экономики и не наводить порядок здесь, в том числе с теневым оборотом той же самой водки. Я скажу так: в прошлом году от акцизов на табак поступило почти 139 миллиардов рублей, от пива - 94 миллиарда, от водки - 72 миллиарда, а пить меньше не стали, просто-напросто теневой оборот стал ещё больше. То, что будет с таким дефицитом приниматься бюджет, на мой взгляд, поставит правительство в более жёсткие рамки - надо будет заниматься доходами от других источников. И ещё тут есть одна норма, о которой я не знаю говорили здесь или нет. В случае если Резервный фонд будет наполнен и нефтегазовые доходы будут перечисляться в Фонд национального благосостояния, мы с вами можем принять решение 50 процентов этой суммы направлять на развитие экономики, о чём мы и говорили всегда: мы не должны вот эти богатые нефтяные деньги складывать в кубышку, хотя резервы какие-то тоже необходимы, а должны направлять на развитие, совершенствование экономики, на модернизацию, на развитие в том числе Сибири и Дальнего Востока. В первом чтении наша фракция предлагает данный проект закона поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Оксана Генриховна Дмитриевна. Также семиминутное выступление. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые депутаты, нам представлены два законопроекта с прямо противоположными месседжами, как сейчас говорят. Смысл первого законопроекта, который мы сейчас рассматриваем, - ничего не тратить, даже на то, что нужно и обосновано, а смысл второго законопроекта, который называется антикризисным (он будет следующим рассмотрен), - всё тратить, и как можно больше. Теперь по сути. Прежде чем сформулировать нашу позицию по поводу данного законопроекта, я хотела бы поставить несколько вопросов и ответить на них. Первое. Как вы полагаете, нужно ли считать бюджет точно, на основе реалистичного прогноза, с учётом всех возможных и наиболее вероятных доходов, которые получит бюджет, или его нужно считать на основании некоторых цифр, взятых с потолка? Ну, как вы ответите, я не знаю, а наша фракция считает, что бюджет надо считать точно и в доходах бюджета учитывать все доходы исходя из прогноза наиболее вероятного развития и российской экономики, и мировой экономики, а считать бюджет с погрешностью от 10 до 50 процентов - это непрофессионализм. Второй вопрос, который я задаю вам и на который наша фракция уже тоже ответила: как вы полагаете, нужно ли использовать на нужды собственной экономики и социальной сферы основные доходы страны - а основные доходы страны у нас от углеводородов, 52 процента нефтяные доходы составляют в бюджете страны, - либо эти доходы использовать не надо, а надо направлять их на нужды чужой экономики и вкладывать в чужую экономику? Я не знаю, как вы отвечаете на этот вопрос, мы отвечаем так: наши доходы и наши конкурентные преимущества нужно использовать на нужды нашей страны. Теперь скажу вам как доктор экономических наук и профессор, к чему ведёт формирование Резервного фонда, периодически профицитный бюджет и использование этих доходов в другой экономике: в переводе на экономический и научный язык это называется кейнсианский мультипликатор вверх тормашками. Если кейнсианский мультипликатор - это стимул, мультипликатор экономического роста, то такое задействование и отток ВВП из страны - это искусственно встроенный тормоз экономического роста, вполне доказываемые факты в практике и в теории. Далее. Совершенно очевидно, что вкладывание средств в Резервный фонд, в Фонд национального благосостояния - это вывоз капитала из страны, то есть это отток капитала, организованный и специально созданный государством, ну и, конечно, это искусственное ограничение социальных расходов. Бюджетные правила, которые сейчас предлагаются, по сравнению с действующим порядком означают только одно: с учётом тренда роста цен на нефть за длительный будущий период эта практика вывоза капитала из страны, искусственного торможения экономического роста, искусственного ограничения социальных расходов будет использоваться во всё больших масштабах. Теперь следующий вывод, который вытекает из этого закона. В 2011 году у нас появилась в первый раз такая практика при исполнении бюджета, а в 2012 году она была уже при планировании бюджета - это когда одновременно у нас профицит и дефицит бюджета, то есть мы одновременно осуществляем заимствования на рынке под 5-7 процентов и вложение собственных средств в Резервный фонд под 1 процент, а иногда под отрицательную доходность. Я неоднократно объясняла: если бы эту схему реализовал менеджер какого-то предприятия, его осудили бы за искусственное подведение под банкротство. Но если раньше эта схема возникала либо при исполнении, либо при планировании бюджета и была оспариваема, то теперь эта схема просто заложена этим бюджетным правилом, она предписывается, так нужно делать в соответствии с формулами, которые там содержатся. И следующий момент, с которым мы никак не можем согласиться, и здесь я хочу поддержать ту дискуссию, которую выдвинули коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", по поводу конституционности некоторых норм, которые вносятся вот этими законами. У нас по Конституции Дума утверждает бюджет, а правительство его исполняет, то есть исполняет бюджет и осуществляет руководство расходованием средств налогоплательщиков правительство, а не агентства, а здесь предлагается, что финансовыми средствами Резервного фонда будет управлять специально созданное Российское финансовое агентство. Что у нас происходит с агентствами, я думаю, вы прекрасно знаете: вначале - агентство, потом - госкорпорация, потом - акционирование госкорпорации, потом - продажа пакетов акций государства акционированных госкорпораций. Ну, мы можем проследить, что скорее всего, если закон не будет потом изменён, такая же судьба ожидает и вновь созданное Российское финансовое агентство. В заключение хотелось бы сказать о двух моментах, первый - это позиция, а второй - это рекомендация. Что касается позиции: наша фракция никаким образом не может согласиться с той политикой, которая предписывается законопроектом, бюджетным правилом, с формированием Российского финансового агентства, мы категорически против того, чтобы доходы от экспорта углеводородов вкладывались в чужую экономику. И рекомендация: если вы последуете этому бюджетному правилу, то вы не сможете сбалансировать расходы бюджета на 2013 год, вы вынуждены будете сократить те социальные обязательства и те программы, которые анонсированы президентом и в его указах, и в предвыборных посланиях, поэтому вам рекомендация хотя бы уточнить бюджетное правило на размеры дефицита бюджета - не 1 процент, а хотя бы полтора - и на расчёт средней цены на нефть, потому что вы даже не сможете сохранить то, что обещано, не говоря уже о развитии. Наша фракция будет голосовать против данного проекта закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Михаил Иванович Сердюк. На рабочем месте микрофон включите. СЕРДЮК М. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. В целом позицию фракции Оксана Генриховна выразила, но я всё-таки хотел бы обратиться к Антону Германовичу. Вот мы создаём подушку безопасности: мы сохраняем наши средства и тут же создаём Российское финансовое агентство, которое не анонсируем. Вот в трёх словах об этом сказал президент, а почему в бюджетный комитет не представлен соответствующим образом нормативный правовой акт, регулирующий деятельность этого агентства? Почему не создаётся сразу прозрачность этого института, к которому, собственно говоря, возникает большой интерес? А я так понимаю, что действительно там будет прописана возможность размещения через третьих лиц денежных средств, - а в каких масштабах? Мы на самом начальном этапе, собственно говоря, сами создаём вот эти тайны мадридского двора, что, в общем-то, и вызывает некоторые сомнения. А вот зависимость от цены на нефть - ну как её можно, собственно говоря, избежать, если у нас при 24 долларах за баррель бюджет был сбалансирован более или менее, стало 100 долларов - ничуть не лучше, но даже если будет 1 тысяча долларов, в случае, если мы не создадим рабочие производства, если мы не создадим промышленные предприятия, зависимость такая же будет: так считай, не так считай - тут разницы-то нет. Собственно говоря, ошибочно считается, что можно не учитывать и инфляцию при определении цены за пятилетний период, - мы можем просто получить или большую заначку, которая опять-таки каким-то образом будет распределяться, либо дефицит соответствующий. Нельзя не учитывать инфляцию, дефляторы не применять, игнорировать эти факты и просто смотреть на то, как они будут работать. И вообще, определять цену на нефть вот за такой период - это всё равно что ехать на автомобиле вперёд, глядя в зеркало заднего вида. На мой взгляд, это не совсем оправданная методика, не в полной мере, хотя, безусловно, алгоритмизировать этот расчёт надо. Да, не надо гадать, не надо придумывать, какой будет цена, потому что вопрос прогнозирования непростой, но в то же время рассматривать вот эту формулу как Священное Писание совершенно не стоит, и не стоит говорить, что без учёта этих индексов мы не можем быть уверены, что она рассчитана правильно, и я не совсем убеждён в том, что это приведёт нас именно к сбалансированному бюджету. Опять же, не хотелось бы цепляться к словам, но Антон Германович сказал, что у нас сегодня в экономике, собственно говоря, зависимость от доходов на нефть снизилась. Но мы-то с вами обсуждаем не просто российскую экономику, хотя это взаимосвязанные вещи, а всё-таки изменения в Бюджетный кодекс, изменения в иные законодательные акты, а зависимость бюджета от нефтяных доходов у нас увеличилась... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Старовойтов. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В принципе все выступавшие уже достаточно подробно пояснили то, что и я хотел изложить в своём выступлении, поэтому много времени я не займу. Действительно, когда выступал уважаемый министр финансов... собственно говоря, его выступление опиралось на пояснительную записку, и он чётко процитировал, что за последнее десятилетие зависимость федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации в целом от нефтегазовых доходов существенно выросла. Я сейчас хочу просто вспомнить предвыборную кампанию, кампанию перед декабрьскими выборами 2011 года, когда шли дебаты с партией власти, когда мы могли читать массу агитационных материалов партии власти, где было написано о том, какие прорывы в экономике у нас были совершены за последние десять лет - подчёркиваю: десять лет, - за которые, как партия власти говорит, она несёт ответственность. Если взять цифры, которые были сегодня названы... Вот я вспоминаю: в 2002 году цена за баррель нефти составляла 24 доллара, потом, в 2004 году, она выросла, и до 30 процентов, с 20 до 30 процентов, выросла за два года доходная часть бюджета. В 2011 году доходная часть бюджета зависела уже на 50 процентов от нефтегазового сектора. Хочется понять всё-таки, какие же были сделаны прорывы в экономике за последнее десятилетие и каким образом и когда вообще наша страна сможет уйти от этой нефтегазовой зависимости? Увеличивается количество месторождений, мы находим новые месторождения нефти и газа, растёт цена, она существенно за последние десять лет повысилась, и мы постоянно находимся на этой игле. Что нужно сделать, какие стрессы нужно, не знаю, испытать нашей экономике, чтобы каким-то образом отказаться от этой иглы? И возможно ли вообще это в нашей стране? Хотелось бы услышать об этом в выступлениях докладчиков и ответах на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства претендуют на выступление? Не претендуют. Антон Германович, пожалуйста, вам слово. СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, спасибо в целом за одобрение законопроекта, который подготовило Правительство Российской Федерации. Думаю, что всё-таки принятие бюджетных правил, принятие понятных принципов определения наших возможностей, определения того, что государство может себе позволить, - это абсолютно правильно в условиях турбулентности экономики, в условиях изменчивой цены на нефть, чтобы сократить те риски, которые могут нам грозить. Хотелось бы ответить на некоторые вопросы. Оксана Генриховна несколько вопросов задала о том, точно ли считают бюджет или цифры берутся с потолка. Ну, у нас никогда не бывает цифр с потолка, мы всегда чётко считаем и доходы, и расходы, и, соответственно, чётко определяется дефицит. Бюджетные правила как раз позволяют более чётко определить нашу политику и наши возможности, цифры как по расходам, так и по доходам федерального бюджета, поэтому в этом плане правила ничего не меняют, это та бюджетная стратегия, та политика, которая проводилась, она лишь становится более понятной и прозрачной. Ну, дискуссия относительно того, что мы вкладываем деньги в чужую экономику, заимствуем под более высокие проценты, здесь постоянно ведётся, думаю, что позиции были высказаны, не буду останавливаться на этом. Хотел бы заметить следующее: самое главное - что этими поправками в законодательство мы предусматриваем часть средств не вкладывать, как говорит Оксана Генриховна, в чужую экономику, а направлять на инфраструктурные проекты. Но для этого мы должны создать определённый задел, так называемую подушку безопасности, а средства сверх этого мы можем уже со спокойной душой тратить на проекты инфраструктурные, инвестиционные. Величину Резервного фонда мы определили исходя из 7 процентов ВВП, и нефтегазовые доходы сверх этого мы предусматриваем вкладывать в проекты в Российской Федерации. Что касается агентства. Это правительственное агентство, это не какое-то частное агентство, деньги этому агентству будут передаваться в управление под контролем Правительства Российской Федерации. Хочу сказать, что руководителем этого агентства будет министр финансов, он возглавит наблюдательный совет. Работать в этом агентстве будут высококлассные специалисты, они будут осуществлять активные операции по размещению средств в надёжные, но более высокодоходные, чем сегодня, инструменты. На наш взгляд, это очень правильно. Соответствующие нормативные правовые акты по деятельности агентства мы внесём в Государственную Думу. Ну вот, пожалуй, я ответил на основные вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Я, по сути, выступаю от комитета и выражаю позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, и думаю, что здесь ясно прозвучало почему. Я благодарен нашим коллегам из фракции ЛДПР и фракции КПРФ, с которыми мы очень серьёзно рассматривали данный законопроект на заседании комитета. Кстати, на этом же заседании присутствовала и Оксана Генриховна, и другие представители фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". На нескольких вопросах не могу не остановиться, поскольку они здесь были заданы. К сожалению, сейчас, Антон Германович, вы допустили самую серьёзную ошибку: вы сказали, что именно вы будете возглавлять наблюдательный совет этого агентства. При этих условиях "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не сможет это поддержать никогда. Давайте передадим это агентство в управление Оксане Генриховне, и я вам гарантирую - сегодня фракция проголосует за. Ну а теперь вернёмся собственно к этому закону. Оксана Генриховна ушла, и она, к сожалению, не услышит, что говорит о бюджете Конституция Российской Федерации. Она сказала, что по Конституции Российской Федерации Дума принимает бюджет, а правительство исполняет, но она забыла несколько слов: правительство разрабатывает и вносит бюджет в Государственную Думу, а вот потом Дума его принимает и потом правительство его исполняет. Какие основные претензии к этому бюджетному правилу, которых, казалось бы, не должно быть ни у одного разумного человека, тем более у доктора экономических наук (ведь нам всё время повторяют: "как доктор экономических наук")? Правда, единственное, нам тут же говорят: кейнсианство. А вот математическую формулу, которую здесь выдавали, я, честно говоря, вообще не понял, но речь не об этом - в чём разумность доводов? Понимаете, в этой ситуации становится ясно, что вот то, что каждый год нам выдают за какой-то альтернативный бюджет, который на самом деле представляет из себя некоторую субстанцию, по цвету напоминающую детскую неожиданность и в принципе по своему содержанию ещё менее приятную, теперь нельзя будет называть альтернативным бюджетом. Так вот, по Конституции, которую только что цитировала, пыталась цитировать Оксана Генриховна... кстати, цитировать правильно - я думаю, этого требует и честь учёного, а не только парламентария, и вот по Конституции никаких альтернативных бюджетов быть не может и за бюджет мы с вами отвечаем вместе с правительством. На самом деле именно поэтому мы сейчас перейдём к обсуждению второго вопроса, и то, что я сейчас говорю, с ним очень тесно связано, потому что все три фракции, которые поддерживают этот законопроект, сказали: не может быть ущемления прав Государственной Думы, права Государственной Думы должны быть расширены. Но когда нам говорят: угадать или дать точный прогноз... Напомню: в 2008 году, за месяц до кризиса, когда мы рассматривали бюджет, Оксана Генриховна ошиблась ненамного в прогнозе, ну, если в рублях, это было примерно 2 триллиона рублей. Где бы мы были, если бы мы это приняли?! И как хорошо, что сохраняются стенограммы! В стенограмме заседания комитета (мы рассматривали поправки в бюджет два месяца тому назад) и в стенограмме заседания Государственной Думы сохранились слова Оксаны Генриховны: "Ну, наконец-то правительство услышало мой прогноз - 115 долларов". Давайте в конце года посмотрим, за что же мы - за точный прогноз или за гадание? Так вот, по-видимому, Оксане Генриховне действительно не понравилось сравнение с бабушкой Вангой, но на бабушку Вангу, судя по прогнозу, который она делает, она не тянет, я снимаю все обвинения в этой части. И наконец, последнее, что хотелось бы сказать при переходе к следующему вопросу. Уважаемый коллега депутат Сердюк, я не знаю, что вам по этому поводу скажет ГАИ, но посоветуйтесь по крайней мере хотя бы с коллегой Лысаковым: когда вы едете, не смотреть в зеркало заднего вида - ну это просто опасно! Я не понимаю, каким образом при таком знании правил вы получили права, но уж то, что в бюджете подобные взгляды совершенно неуместны - вот это совершенно понятно. Уважаемые коллеги, мы с вами вместе с правительством отвечаем за то, чтобы все обязательства бюджета перед гражданами были выполнены. Это правило, безусловно, позволяет лучше прогнозировать доходы и обеспечить выполнение вот этой самой главной задачи. Мы, безусловно, будем дорабатывать этот законопроект во втором чтении, мы, безусловно, посмотрим все расчёты, но в первом чтении мы ещё раз предлагаем данный законопроект поддержать: это шаг в правильном направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7126 по 7144 из 8351
Пункт 22 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 18 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.