Заседание № 21
О проекте федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменения в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения случаев возмещения правообладателям земельных участков убытков, возникающих в связи с правовым регулированием использования земли).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот законопроект, который существенным образом расширяет обязательства публичной власти перед простыми гражданами, перед землевладельцами, землепользователями, подготовлен к принятию в третьем чтении. Все необходимые правовые и лингвистические экспертизы проведены. Рекомендуем его к принятию в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 22 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 336
О проекте федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения случаев возмещения правообладателям земельных участков убытков, возникающих в связи с правовым регулированием использования земли).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Игоревич Бутовецкий. Пожалуйста. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Гражданка Бутримова вынуждена была обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации, ввиду того что попала в достаточно сложную ситуацию: в 2009 году она приобрела земельный участок, а потом оказалось, что земельный участок находится в зоне охраны объекта культурного наследия. Это обнулило кадастровую стоимость этого земельного участка и наложило запрет на использование земельного участка в дальнейшем по целевому назначению. Она не смогла построить там дом, который первоначально запланировала построить, и вынуждена была, естественно, обратиться в суды, чтобы получить справедливое возмещение в связи с ограничением её прав. Но в судах она не смогла получить нужного ей результата, суды ей отказали, мотивируя это тем, что зона была установлена законно и никакое возмещение убытков в связи с этим ей не положено. Однако Конституционный Суд Российской Федерации исправил эту позицию судебных органов и сказал, что, несмотря на то что действительно решения уполномоченными органами были приняты правомерно, собственник такого земельного участка всё равно имеет право на возмещение убытков, поскольку есть прямое ограничение его прав ввиду того, что уменьшилась кадастровая стоимость, а также первоначально запланированное строительство на этом земельном участке теперь невозможно. В связи с этим Правительством Российской Федерации внесён данный законопроект, который уточняет положения Земельного кодекса Российской Федерации об основаниях возмещения правообладателям объектов недвижимости - как земельных участков, так и объектов капитального строительства - убытков, возникающих в результате того, что земельные участки этих правообладателей попадают в зоны с особыми условиями использования территорий, из-за чего налагаются ограничения. Ввиду того что законопроект очень важен прежде всего с социальной точки зрения, поскольку действительно налицо ограничение прав правообладателей объектов недвижимости, прежде всего бытовой недвижимости - это садовые, огородные участки, земельные участки для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, - просим законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич, присаживайтесь. С содокладом выступает Николай Петрович Николаев. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы внимательно рассмотрели этот законопроект. Он действительно очень важный и правильный. Не буду повторять, скажу только о наших замечаниях. Мы считаем, что ко второму чтению мы должны уточнить целый ряд позиций этого законопроекта. В частности, прописать, что речь идёт именно о правомерных действиях органов власти, вследствие чего нанесён ущерб, и прописать, что возмещение убытков не должно признаваться в судебном порядке, то есть речь должна идти о внесудебном порядке. В связи с этим, конечно же, нам важно прописать и вопрос, связанный с объёмом возмещения, потому что, если суд будет исключён, это необходимо будет сделать непосредственно в законе. В целом мы считаем, что можно доработать этот законопроект ко второму чтению. Комитет просит его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов... А, есть вопросы, извините. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузьмин Андрей Альбертович, пожалуйста. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Алексей Игоревич, будьте добры, пожалуйста, проясните ситуацию. В результате законных действий точно так же попадают в число ущемлённых в правах владельцы земельных участков, по которым при переводе с бумажного носителя, то есть при цифровизации кадастровых планов получилось наложение. Вот тут тоже возникает масса вопросов в отношениях между исполнительной властью и владельцами земельных участков, в результате чего владельцы страдают: границы переходят, смещаются, сдвигаются и так далее. Ну, вы, наверное, в курсе таких мероприятий. Вот они подпадут сейчас под действие законопроекта, те люди, которые ущемлены в своих правах в результате даже законных действий исполнительной власти? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Данную ситуацию этот законопроект не регулирует, в нём говорится о возмещении убытков в случае попадания участков в зоны с особыми условиями использования территорий, когда устанавливаются публичный сервитут, резервирование либо осуществляется изменение целевого назначения участка без согласия правообладателя. Вот эти случаи есть в данном законопроекте. Что касается вашего вопроса, в 2019 году был принят 150-й федеральный закон об исправлении силами государства вот этих самых реестровых ошибок в связи с пересечениями. Сейчас уже Росреестром проведён пилотный проект по исправлению реестровых ошибок за счёт бюджетных средств, все эти ошибки выявлены, на сегодня около 2,5 миллиона вот таких пересечений, о которых вы говорите. Приняты необходимые подзаконные акты о порядке исправления ошибок, и сейчас Росреестр совместно с нашим подведомственным учреждением - Федеральной кадастровой палатой - как раз занимается исправлением этих ошибок. То есть в этом случае правообладатель может сам это сделать, но понятно, что правообладатели, как правило, с напряжённостью, конечно, воспринимают то, что у них такие пересечения есть. Вот сейчас мы самостоятельно, именно силами органа регистрации прав и кадастровой палаты, без привлечения средств и сил правообладателя занимаемся исправлением этих ошибок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 23 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.