Заседание № 358
О проекте федерального закона № 1023005-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на усиление административной ответственности за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении, замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. Пожалуйста, с места. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, наша фракция не будет поддерживать этот законопроект по двум причинам. Ну, как и предыдущий, о котором я тоже говорил, он направлен против журналистских расследований, это очевидно, и обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, в части 1 статьи 17.13 предлагается установить ответственность за нарушение предусмотренных законодательством о государственной защите требований по обеспечению конфиденциальности сведений. Так вот неопределённость диспозиции здесь может породить произвол, ибо нарушение может выражаться в совершенно формальных вещах: например, по инструкции соответствующий документ должен быть напечатан на бланке, а напечатали не на бланке - всё, уже может наступить ответственность, и ни много ни мало дисквалификация на срок до трёх лет. Во-вторых, понятно то, что касается сбора, передачи, распространения персональных данных судей и других лиц в связи с осуществлением ими служебной деятельности, но вот что касается близких этих лиц, то здесь никакая служебная деятельность ни при чём, а про близких, на которых собственность обычно и записывается, тоже ничего говорить нельзя. В данном случае это влечёт наказание независимо от какой-либо служебной деятельности, с чем мы, конечно, согласиться не можем, поэтому не поддерживаем законопроект. Спасибо за выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше желающих выступить нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 32 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 357
О проекте федерального закона № 1023005-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. К нему поступило десять поправок: девять представлены в таблице № 1, к принятию, одна - в таблице поправок № 2, к отклонению. Просим поддержать таблицы поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 37 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 04 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 28 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемые коллеги, ещё раз спасибо за поддержку. И комитет просит рассмотреть законопроект завтра в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 331
О проекте федерального закона № 1023005-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
45-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается увеличить размер санкций по статье 13.14 Кодекса об административных правонарушениях, которой предусматривается ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, кроме тех случаев, когда за эти деяния предусмотрена уголовная ответственность. Перечень этой информации достаточно обширен, это несколько десятков наименований, и отличие лишь в том, что эта информация, как правило, имеет служебный характер, она не загрифована, но ответственность в размере 500-1000 рублей, сами понимаете, для правонарушителей не является ни стимулом для правомерного поведения, ни какой-то реальной санкцией, скажем так, материального характера. В связи с этим предлагается увеличить размер санкций: вместо 500-1000 рублей - 5-10 тысяч рублей для граждан и 40-50 тысяч рублей для должностных лиц. Ну, субъектами по данному правонарушению являются только физические лица: либо граждане, либо должностные лица. Правительством данный законопроект поддержан. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Учитывая важность предупреждения новых административных правонарушений, а также необходимость обеспечить соблюдение требований по защите информации с ограниченным доступом, комитет поддержит представленный законопроект в части повышения размеров штрафных санкций. Вместе с тем комитет считает необходимым обратить внимание на следующее. Статьёй 17.13 кодекса установлена ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности. За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере до 500 рублей, на должностных лиц в размере до 1000 рублей. Учитывая схожесть составов административных правонарушений и необходимость мер защиты, обеспечивающих сохранение правопорядка в информационной сфере, комитет полагает целесообразным вернуться к этому вопросу во втором чтении. А в первом чтении мы предлагаем законопроект поддержать. Комитет-соисполнитель - Комитет по безопасности и противодействию коррупции - поддерживает законопроект, правительство поддерживает. У Правового управления замечаний концептуального характера нет. Просим поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Даниил Владимирович, вчера мы поддержали закон о том, что некоторые ответственные лица в плане публикаций некоторых сведений об их деятельности будут защищены - ну, это сотрудники правоохранительных органов и так далее. В то же время в газетах, в средствах массовой информации у нас распространена такая практика: не указывают источник, а просто говорят "по имеющимся у нас источникам" и так далее. Как вот в этом случае быть? Будут наказывать того журналиста, человека, который использовал такую формулировку: по источникам из информированных кругов и так далее, и так далее? Как будут выявлять, откуда он взял эти сведения? БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за вопрос. Я ещё раз обозначу диспозицию статьи, в которую авторы законопроекта предлагают внести изменения: о разглашении информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечёт уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Собственно говоря, анализируя состав и объективную сторону, можно сказать, что вот те обстоятельства, которые в этой статье указаны, подлежат анализу, а иные, ну, не имеют отношения ни к предмету законодательной инициативы, о которой доложили, ни к сути той нормы, которую предлагается изменить, но только в части санкций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу. Дмитрий Федорович, всё-таки можете ли перечислить конкретные примеры подобного рода нарушений? Это первое. Второе. Приведите статистику по этим нарушениям за несколько последних лет: растёт их количество, уменьшается, достаточная мера сегодня или недостаточная, как обязательное условие для усиления административной ответственности, за что привлекают по этой статье и кого чаще всего? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрию Фёдоровичу Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые коллеги! Ну, я могу начать перечислять: коммерческая тайна, персональные данные (если только ответственность отдельно не предусмотрена), налоговая, банковская, врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская тайна, тайна страхования, ломбарда, связи, завещания, усыновления и так далее, и тому подобное - этот список вы можете спокойно найти в любой информационно-правовой системе, он довольно обширен. Исключением являются те сведения, подчеркну, которые составляют особо охраняемую законом тайну и за разглашение которых предусмотрена уголовная ответственность. Я ответил вроде на ваш вопрос. Ещё что-то было... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. О статистике речь была. ВЯТКИН Д. Ф. Да, извините. Что касается статистики. На самом деле отдельной статистики по этому составу правонарушений не ведётся. Вы можете посмотреть на сайте Судебного департамента данные по административной практике, статистика ведётся в массиве с другими нормами КоАП из этой же главы. Количество правонарушений невелико - я думаю, что это связано в первую очередь с тем, что обращений по этому поводу достаточно мало, и это, кстати, тоже связано с размером санкций: ну, чего обращаться, допустим, в прокуратуру (прокуроры составляют по этому правонарушению протокол) или в полицию, которая тоже наделена правом его составлять, если может быть наложен штраф 500 рублей, кому это интересно? Чаще всего, конечно, применяются иные меры. Но предлагаемые нами нормы, особенно в отношении должностных лиц, когда эта сумма будет исчисляться десятками тысяч рублей, поверьте, будут иметь превентивный характер, профилактический, а соответственно, пострадавшие, потерпевшие - в первую очередь это будут либо граждане, либо организации - будут более охотно, так сказать, заявлять о допущенных нарушениях не в порядке гражданского судопроизводства, а в порядке административно-деликтного процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Даниил Владимирович, у меня к вам будет как раз вопрос в рамках того, о чём сейчас говорил коллега Вяткин. Мы говорим, точнее, вы говорите в рамках законопроекта об увеличении мер административной ответственности в случае разглашения сведений, которые с точки зрения законодательства могут быть отнесены к служебной информации. Но у нас служебная информация, я так понимаю, напрямую в законе не прописана, а есть полномочия, делегированные работодателям, в том числе и госведомствам. Мы с вами помним, как этим летом Минздрав публично заявил о том, что врачи не вправе никак комментировать ситуацию по коронавирусу, и потом пришлось объясняться, мол, их неправильно поняли, хотя их очень правильно все поняли. Вот вы не находите, что в этих условиях без детализации видов информации мы на самом деле открываем большие возможности для работодателей и бюрократии работодателей, для того, чтобы препятствовать работникам в защите их прав на... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, сначала Даниил Владимирович, потом Дмитрий Фёдорович. БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо, Олег Васильевич, за ваш вопрос и, что называется, озабоченность возможными последствиями правоприменительной практики. Но ещё раз обращу внимание на диспозицию, на то, как изложена статья, которую авторы предлагают изменить: "Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом" - речь идёт об этом. Ну и авторы тоже добавят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрию Фёдоровичу Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Васильевич, вот перечень этих законов (тоже подчеркну - например): "О коммерческой тайне", "О транспортной безопасности", "Об инвестиционном товариществе", "О персональных данных", "О донорстве крови...", "Об обязательном медицинском страховании...", "О государственной дактилоскопической регистрации...", "О Центральном банке...", Семейный, Налоговый, Гражданский кодексы, закон "О банках и банковской деятельности" и ещё десятки законов, федеральных законов, например "О Всероссийской переписи...", "О политических партиях", "Об официальном статистическом учёте...", "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и так далее, и тому подобное. В каждом из этих федеральных законов содержится норма, которая устанавливает перечень сведений с ограниченным доступом. Ну, вот сейчас так, это действительно так. Так как это установлено федеральным законом, эти сведения находятся под федеральной защитой, поэтому вносятся изменения в КоАП. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 53 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.