Заседание № 310
О проекте федерального закона № 1022648-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Названный законопроект готов для принятия Государственной Думой в третьем чтении, комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам будут? Нет. Выносим на "час голосования".
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 30 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 309
О проекте федерального закона № 1022648-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
54-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг". Докладывает Михаил Юрьевич Маркелов. МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 20 мая этого года. Всего в комитет поступило семнадцать поправок. Комитетом было принято решение включить пять поправок в таблицу № 1 и рекомендовать к принятию, одиннадцать поправок - в таблицу № 2 и рекомендовать к отклонению, и по одной поправке - это таблица № 3 - комитет решения не принял, таблица представлена на ваше обсуждение. Все согласования законопроект уже прошёл, замечаний юридического, технического характера нет. Комитет предлагает принять рассматриваемый сегодня законопроект во втором чтении. Прошу поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 28 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 48 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается. У нас осталась нерассмотренной одна поправка, таблица № 3. Михаил Юрьевич, будете комментировать? Нет. Ставлю её на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 13 сек.) Проголосовало за 5 чел.1,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 5 чел. Не голосовало 445 чел.98,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Выносим законопроект на "час голосования". Микрофон на трибуне включите. МАРКЕЛОВ М. Ю. Просьба рассмотрение законопроекта в третьем чтении поставить на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, учтём.
54-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 43 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 301
О проекте федерального закона № 1022648-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
49-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг". Докладывает Ольга Юрьевна Баталина. Пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект разработан во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором предлагается вывести отношения между некоммерческими организациями и государством на принципиально новый уровень - уровень равноправного партнёрства при осуществлении социально значимой деятельности. Для этого в послании и в тексте законопроекта предлагается придать новый статус социально ориентированной некоммерческой организации: некоммерческая организация - исполнитель общественно полезных услуг. Предполагается, что принципиально перечень таких общественно полезных услуг будет утверждаться указом Президента Российской Федерации, а детализация и расшифровка будут осуществляться в постановлении Правительства Российской Федерации. Некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг в соответствии с законопроектом может быть признана социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает наравне с государственными муниципальными учреждениями общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не имеет задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Будет вестись реестр таких некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. Что даёт для НКО включение в реестр? Даёт дополнительные льготы и преференции, и этот перечень сегодня обсуждается, он разрабатывается одновременно с законопроектом и будет рассматриваться после того, как будет, я надеюсь, при вашей поддержке принят данный нормативный акт. Основной запрос НКО - это запрос на внеконкурсный доступ к бюджетным средствам, что позволит им продолжать ту деятельность, которую, собственно говоря, они начали и благодаря которой зарекомендовали себя в качестве безупречного партнёра государства в этой сфере. Предлагается ограничить срок включения НКО в такой реестр двумя годами, то есть год такая НКО безупречно работает наравне с госучреждениями, оказывает социальные, образовательные, медицинские и многие другие услуги (этот перечень услуг, как я сказала, будет определяться отдельно), и благодаря этому НКО на два года приобретает такой статус, дополнительные льготы и преференции, а через два года этот статус необходимо будет подтвердить. На сегодняшний день в России очень большое количество НКО, оказывающих такие услуги, как помощь пожилым людям и инвалидам, помощь тяжело больным детям и детям-сиротам, поддержка людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и для них равный доступ к оказанию услуг за счёт бюджета - это, конечно, предложение стать партнёрами государства на постоянной основе. Собственно, это практика, которая складывается в большинстве стран мира, когда НКО вписаны в единую систему отношений с государством. Выполнение задачи, которая также поставлена Президентом Российской Федерации в послании, по поэтапной передаче 10 процентов средств социальных программ на региональном и муниципальном уровнях, конечно, потребует встречного движения - движения как со стороны субъектов, так и со стороны НКО, - потому что сегодня есть очень много административных барьеров на пути к такому равноправному партнёрству. Эти барьеры, с одной стороны, во многом искусственно установлены органами власти субъектов, но, с другой стороны, и сами некоммерческие организации не до конца готовы в таком объёме оказывать социальные услуги, и не просто социальные, но социально значимые услуги должного качества. Мы рассчитываем, что принятие этого законопроекта также будет стимулировать появление новых некоммерческих организаций, которые будут заниматься социально значимой деятельностью и будут понимать, какую, собственно, траекторию развития, траекторию движения им предлагает государство, то есть на что они могут рассчитывать, входя в эти отношения - создаваясь, оформляясь, привлекая людей, объединяя вокруг себя единомышленников, как они будут в дальнейшем работать. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Докладчик подробно рассказала о концепции законопроекта. Комитет в целом поддерживает и отмечает ряд замечаний, которые могут быть устранены ко второму чтению. Мы считаем, что данная инициатива соответствует тем тезисам, которые прозвучали в Послании Федеральному Собранию, и является значимым шагом в вопросе развития государственно-общественных отношений. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Александр Георгиевич Тарнавский сегодня за всех задаёт вопросы. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Сегодня моё дежурство, Сергей Евгеньевич, надеюсь, следующие две недели будем отдыхать. Просто сегодня значимые документы обсуждаются, и тот документ, который подготовила Ольга Юрьевна, действительно значимый, но он необычайно противоречив, и поэтому не только задам вопрос, но и, Сергей Евгеньевич, буду вынужден выступить в этой связи. Ольга Юрьевна, всё-таки пока законопроект выглядит следующим образом: есть некоммерческие организации, есть социально ориентированные некоммерческие организации, а теперь среди них вы выделяете и этот вид. В выступлении вы также попытались сказать, для чего вы это делаете, какая льгота, какие преимущества могут быть, и сказали о внеконкурсности. Вопрос следующий: можно ли ожидать, что, когда мы будем в целом принимать законопроект, вот именно это и будет реализовано в законопроекте, или не факт, что так случится? БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое за вопрос. Вы знаете, что у нас видов деятельности, которые позволяют отнести некоммерческую организацию к социально ориентированным, с каждым годом становится всё больше, сейчас уже сложнее найти НКО, которая не является социально ориентированной, чем обратное. На каждом этапе развития государства и общества формируются свои приоритеты, и, конечно, они уже, чем тот спектр направлений деятельности, который сегодня охватывают социально ориентированные НКО. Так как этот спектр направлений деятельности, как я сказала, определяется принципиально указом президента, то, естественно, этот указ президента будет определять не на один год, а, наверное, на несколько лет, может быть, на два, на три года приоритеты текущего периода, и это будет определять, по сути, ключевые направления совместной работы государства и НКО, и те НКО, для которых это будет казаться привлекательным, кто в силу своих компетенции, квалификации, кадрового состава способен будет работать в этом направлении, будет делать это за счёт средств бюджета на равных с другими государственными и муниципальными учреждениями. Что же касается того, появится ли ко второму чтению конкретный перечень льгот, преференций, которые могли бы предоставляться, - такие замечания к нашему законопроекту поступили, то есть это не только ваша рекомендация, это есть и в материалах, которые мы сегодня рассматриваем. Мы готовы, как авторы законопроекта, это сделать, но вы понимаете, что партнёром в этой работе для нас является Правительство Российской Федерации, профильное министерство, которое сегодня уполномочено и ответственно за развитие этого направления деятельности, - надеемся, что это получится. В любом случае мы в начале большого пути, поэтому независимо от того, будет ли этот набор льгот и преференций частью федерального закона или будет устанавливаться отдельным подзаконным актом, в любом случае эту дорогу мы пройдём до конца и этот набор, конечно, будет определён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Ну, несмотря на то что мы работаем дополнительное время, мы вынуждены говорить об этом, потому что тот вопрос, который поднят в законопроекте Ольги Юрьевны (и к нему присоединились и другие коллеги), необычайно важен. Просто в последние два года мы на повестке дня имели тему "НКО как иностранные агенты" и в таком разрезе на них и смотрели, а НКО как социально ориентированные организации - это другая картина, к этому другое отношение, но мы этим мало занимались. И я так понимаю, что в этом законопроекте мы пытаемся идти ещё дальше: мы говорим, что среди социально ориентированных НКО, которые заслуживают поддержки, есть ещё и особый вид, который будет определён, - исполнители общественно полезных услуг. Конечно же, для полноты картины в отношении этого законопроекта важно понять, для чего эти НКО хотят получить этот статус и нужны ли эти пряники и пирожки, чтобы они были заинтересованы и стремились к этому, и вот здесь есть важная развилка. Мы сейчас почему-то тоже пошли по такому пути, чтобы пряником для НКО было предоставление бюджетных средств, но мы так на всех не напасёмся - бюджетов не хватит, ни федерального, ни субъектовых, поэтому, мне думается, при доработке этого законопроекта, а по сути - закона "О некоммерческих организациях", точнее, того раздела, который регулирует тему социально ориентированных некоммерческих организаций, надо смотреть и на другие возможности. А возможности известны, и известны не только нам, а всему миру, и, пожалуй, самая главная возможность - получать средства на свою деятельность от юридических лиц, притом что юридические лица мотивируются, предоставляя средства некоммерческим организациям. Мотивируются за счёт чего? За счёт каких-то льгот и преимуществ, в частности налоговых - возможностей снизить налогооблагаемую базу. И мне кажется, что вот об этом направлении не следует забывать, потому что если мы все сейчас будем апеллировать к средствам федерального бюджета, которого у нас не хватает, или к средствам региональных бюджетов (а у нас всего лишь девять регионов-доноров, имеющих недотационные бюджеты), то, конечно, появится опять определённая неудовлетворённость тем, что и как делает наш некоммерческий сектор и как он финансируется, так что это крайне важный вопрос. И повторю: авторы законопроекта, прежде всего Ольга Юрьевна, сделали решительный, но лишь первый шаг, а для того, чтобы достроить этот законопроект, надо сказать, что получат взамен при получении этого статуса... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ТАРНАВСКИЙ А. Г. ...что получат эти некоммерческие организации, для чего они должны стремиться получить этот статус, - это будет правильным, и тогда логика будет полностью выстроена. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию этого законопроекта и будет помогать авторам, комитету вносить поправки и его дорабатывать. Мы держим этот вопрос на контроле. Мы - за! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Юрьевна, нужны ли дополнения с вашей стороны? Пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю. Спасибо большое, коллеги, за поддержку. Я просто хотела бы отметить, что мы формируем этот законопроект не на пустом месте и все льготы и преференции, которые сегодня имеют социально ориентированные НКО, а это огромный перечень: и налоговые льготы, и имущественная поддержка, и освобождение от налогообложения средств, направляемых на поддержку таких НКО, - несомненно, в полном объёме распространяются и на НКО, о которых мы говорим сегодня. Наши предложения по дополнительным льготам и преференциям, разумеется, не будут повторять имеющиеся, а будут их развивать и дополнять, и ровно поэтому я сделала акцент на том, что ключевым запросом со стороны таких НКО является, ну, такой более свободный, упрощённый, внеконкурсный, если можно так сказать, доступ к бюджетным средствам, с тем чтобы, начиная оказывать какие-то услуги, они могли эту работу продолжать, потому что это всегда обязательства перед людьми - людьми, которые эту помощь от них в дальнейшем будут ждать. Буду благодарна всем за помощь при доработке законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
49-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации-исполнителя общественно полезных услуг". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 03 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.