Заседание № 103
О проекте федерального закона № 102249-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения государственной гарантии отдельным категориям граждан в сфере обязательного пенсионного и обязательного социального страхования" (в части расширения перечня периодов деятельности, засчитываемых в страховой стаж в целях определения права на досрочную страховую пенсию и определения размеров пособий по обязательному социальному страхованию).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения государственной гарантии отдельным категориям граждан в сфере обязательного пенсионного и обязательного социального страхования". Докладывает Николай Васильевич Коломейцев. Это приоритетный законопроект фракции КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект разработан с учётом многочисленных обращений избирателей с просьбой устранить несправедливость по отношению к военнослужащим срочной службы по призыву, которая была допущена при принятии пенсионных законов. И сегодня это злободневно в связи с проведением СВО. О чём идёт речь? В действующих федеральных законах - в законе Российской Федерации № 4468-I от 12 февраля 1993 года о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц, в Федеральном законе № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (статьи 8, 12), в статье 16 федерального закона № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года, в Федеральном законе от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (которым повысился пенсионный возраст на пять лет - до 65 и 60 лет соответственно мужчинам и женщинам), в части 1 статьи 1 Федерального закона № 126-ФЗ от 4 июня 2011 года "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" - не были закреплены прямые нормы, устанавливающие право военнослужащих срочной службы (солдат, матросов, сержантов) по призыву и по контракту на зачёт в страховой стаж для назначения страховой пенсии периода срочной службы. И до 1 января 2002 года, до введения в действие Федерального закона "О страховых пенсиях", и после этой даты также не были приняты нормы, защищающие их пенсионные права, в том числе нет права на зачёт военной службы при назначении страховой пенсии на два года раньше при наличии 42 лет страхового стажа в возрасте 63 лет в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 этого же закона "О страховых пенсиях". Ну, совершенно недавно ко мне обратился военнослужащий, который с 81-го по 91-й год сверхсрочно служил в Вооружённых Силах, 1963 года рождения. Пришёл, захотел получить пенсию, говорит, стаж 42 года. Ему говорят: "Да нет, извини, вот приняли поправки в закон, ну, служил - спасибо, но десять лет не зачитываются". Понимаете? Вот я прошу услышать: проблема заключается в том, что мы пятью законами о пенсионном обеспечении... Мы с вами там валоризацию вводили, болоризацию... Мы вот сегодня кричим, что все мы за воинов, которые участвуют в СВО, все мы за добровольцев. Вот они сейчас там головы свои кладут, я надеюсь, рано или поздно (лучше раньше) завершится эта СВО, они придут, достигнут пенсионного возраста, но к своему удивлению обнаружат, что государство никак не учитывает в пенсионном стаже эту их военную деятельность, - ну, воевали, сами захотели. Кроме того, мы с вами должны понимать, что не учитывается в пенсионный стаж и воспитание детей в возрасте до полутора лет мамами, не учитывается и уход за одним из родителей. То есть вот этим законопроектом на самом деле нам предлагается исправить недоработки наши и наших коллег, тех, кто работал ранее, при принятии законов, и, вообще-то, наконец отдать долг, то, что мы задолжали. Суть законопроекта очень проста (там всего шесть статей с учётом статьи о вступлении в силу) - это внесение в пять законов изменений, которые должны исправить ситуацию: первое - по отношению к военнослужащим срочной службы, потому что закон о гарантиях военным учитывает только офицеров и старший комсостав, а срочников никак не учитывает; второе - по отношению к мамам, которые осуществляют воспитание детей в возрасте до полутора лет (не более шести лет) и уход за одним из родителей. Вот там все эти вопросы мы предлагаем исправить. Доклад окончен. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. С содокладом выступает Светлана Викторовна Бессараб. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Николай Васильевич очень долго перечислял все нормативные правовые акты, законы Российской Федерации, которые устанавливают право на досрочное пенсионное обеспечение тем или иным категориям лиц, и вместе с тем не назвал один-единственный, но очень значимый закон, который принят нами, насколько я помню, 4 ноября 2022 года за номером 419-ФЗ и которым вносятся соответствующие изменения. С 24 февраля 2022 года в страховой стаж в целях назначения страховой пенсии по старости на 24 месяца ранее установленного возраста выхода на пенсию могут быть засчитаны периоды, связанные с исполнением конституционного долга по защите Отечества: периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, период пребывания в добровольческом формировании в период участия в специальной военной операции. При этом согласно части 10 статьи 13 федерального закона № 400-ФЗ указанные периоды участия в специальной военной операции засчитываются в страховой стаж в том числе в целях назначения досрочной страховой пенсии в двойном размере. Мы ещё на заседании комитета пытались обратить внимание наших коллег из КПРФ на этот спорный вопрос и предлагали им доработать законопроект с учётом действительно тех целей, которые Николай Васильевич изложил с этой трибуны. Сразу скажу, что законопроект не был доработан, к сожалению. И что касается нестраховых периодов, которые КПРФ предлагает внести в страховой стаж для назначения в том числе досрочной пенсии, на взгляд комитета, это не совсем политически грамотно для КПРФ, потому что в обозначенную статью входят в том числе такие категории граждан, как судьи или, например, жёны дипломатов (в период работы супруга за границей). Согласитесь, что это не самые обездоленные лица, и, наверное, не стоит включать их нестраховые периоды в стаж, чтобы дать право на досрочную пенсию. Коллеги, собственно, у меня всё. Если есть вопросы, готова ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Я не вижу рук. Нет вопросов? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. У меня вопрос и к Светлане Викторовне, и к Николаю Васильевичу. Есть ещё целый ряд вопросов, ну, дырок в законодательстве, когда не суммируется стаж. Например, для получения северных пенсий не суммируются военный стаж пребывания на Севере и гражданский, поэтому человек не может получить и право досрочного выхода на пенсию, и соответствующий размер северной пенсии. Он мог находиться на Севере всё это время, но ему не хватает стажа службы для военной пенсии и для гражданской, а вместе это не суммируется. Вот вопрос о том, можно ли, если законопроект будет принят в первом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 20 секунд. Завершайте вопрос. ДМИТРИЕВА О. Г. Если законопроект будет принят в первом чтении, имеет ли смысл это добавить в виде поправки? И есть ли в комитете - это вопрос Светлане Викторовне - какие-то варианты решения этого вопроса? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В. Наверное, Николай Васильевич? Он просит - первым. Пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. А вы продолжите. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, уважаемая Оксана Генриховна. Вы совершенно правы, у нас есть масса таких вопросов. Но в данной ситуации, так как это новый законопроект, это будет нарушением концепции. Хотя если взять практику работы за восьмой созыв... вот мы нашли 80 законопроектов, в которые во втором чтении вносились концептуальные изменения, раз в десять превышающие по объёму сам законопроект. То есть, ну, если по сути решать проблему, то, наверное, можно, с нашей точки зрения, но с точки зрения Регламента, наверное, нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Уважаемая Оксана Генриховна, согласна с вами, у нас ещё много пробелов в пенсионном законодательстве и это, конечно, потребует внесения изменений. Николай Васильевич абсолютно прав, концептуально это не относится к данному, рассматриваемому законопроекту. Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня, конечно, специальная военная операция - это более значимое для нас правовое поле. Ребят, которые сегодня защищают интересы России, безусловно, необходимо поддерживать. И заметьте, те военнослужащие, кто сегодня вернулся на военную службу, уже имеют право выбора военной пенсии, мы с вами внесли соответствующие коррективы в законодательство. Если после возвращения на службу у них звание, должность, оплата службы (денежное довольствие) ниже, чем при выходе на пенсию, то им сохраняется пенсия выше. Если было выше денежное довольствие, то разрешается повысить и денежное довольствие пенсионера. Таким образом мы с вами выходим из самых таких, ну, неприятных моментов. Но рассмотрение вопросов северов, вопросов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ещё впереди. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Светлана Викторовна, конечно, приоритетны сегодня те проблемы, которые поставила перед нами специальная военная операция, но я напомню, что в послании президента сказано, что не менее значима сегодня и забота о семьях военнослужащих. Вот вы говорите, что Николай Васильевич тут долго перечислял, политически неправильно акценты расставил, - не соглашусь с вами. Та работа, которую выполняют сегодня жёны военнослужащих, воспитывая детей, не менее важна, наверное, чем боевая миссия. Мне кажется, что нам надо и самим уже научиться определять приоритеты и менять свою позицию. Вы много лет выходите с одной и той же позицией. А ведь мы можем привести пример, когда этот страховой период учитывался в общий пенсионный стаж, и это не было политической ошибкой коммунистов, об этом нам постоянно напоминают, и мы хотим об этом вам напомнить. Мы хотели бы вернуть время ухода за детьми в пенсионный стаж, потому что это работа по воспитанию ребёнка. Хотелось бы знать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Уважаемая Нина Александровна, хочу тоже вам напомнить - вы наверняка знаете, как руководитель комитета по защите семьи, материнства и детства, - что в страховой стаж для назначения пенсии по старости входит нестраховой период по уходу за ребёнком, причём там назначаются также коэффициенты в повышенном размере: 1,8 - по уходу за первым ребёнком в течение года, 3,6 - за вторым ребёнком, 5,4 - за третьим ребёнком. Что же касается досрочного назначения пенсий, то также смею напомнить, что это изменение внесено законом № 350-ФЗ, и связано это было как раз с увеличением возраста выхода на пенсию. Сегодня имеют право досрочного выхода на пенсию те женщины, у которых страховой стаж составил 37 лет и более, имеют право досрочного выхода на пенсию женщины, родившие троих, четверых, пятерых детей, а в условиях Крайнего Севера, как вы помните, двоих детей, ну, воспитавшие их, соответственно, до восьмилетнего возраста. Это вот то, что касается материнства и детства. И безусловно, решение, что имеют право выхода досрочно на пенсию ребята, которые прошли военную службу, особенно в условиях специальной военной операции, - это абсолютно верное решение. Таким образом, мамочки, жёны военнослужащих сегодня находятся на равных условиях. Если вы считаете, что необходимо пересмотреть эти условия в сторону улучшения положения именно для жён военнослужащих, давайте вернёмся к этому вопросу, но, наверное, его нужно не сейчас решать, не с учётом концепции рассматриваемого законопроекта. Напомню, в той статье долго перечисляли... Почему я говорила, почему говорю, что мне лично, например, непонятно отношение авторов законодательной инициативы к этой проблеме? Потому что, повторю, там есть судьи, там есть жёны дипломатов, которые... Предлагается период жизни за границей, когда они не работали и не могли работать, понятно, включать в период для определения права на досрочное назначение пенсии - ну согласитесь, они не самые обездоленные женщины. Давайте вернёмся всё-таки к этому и подойдём более взвешенно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Светлана Викторовна, у меня тоже вопрос к вам, но он перекликается с предыдущими вопросами, потому что вот по данному законопроекту предлагаются условия досрочного выхода на пенсию, которые доступны немногим. Это вот своего рода такой моральный ориентир, которым определяются требования постоянного добросовестного труда с 18 лет без перерыва до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин соответственно, то есть это действительно ориентир и мотивирующий подход к труду. Но с учётом сокращения продолжительности жизни мужчин... Вы привели в пример закон, который был принят в 2022 году: могут засчитываться в стаж... А могут и не засчитываться, то есть вот это ключевое слово "могут" - это не то же, что "обязаны". И поэтому, когда мы говорим, что в том числе и нестраховые периоды, и для женщин и так далее... Скажите, каковы ваши предложения? Пробелов в законе много, но, когда оппозиция вносит законопроект, всё время находятся основания, чтобы отклонять, - каковы ваши предложения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Уважаемая Ольга Николаевна, насколько я помню, на этапе внесения закон № 419-ФЗ был межфракционным. Я, конечно, сейчас уже могу ошибаться, потому что приняли мы его в прошлом году, как вы правильно заметили, но, по-моему, там как раз были в том числе и депутаты от вашей фракции среди авторов законодательной инициативы и среди тех, кто внёс поправки ко второму чтению, вообще говоря и определившие суть изменений в законодательство. Сегодня наши парни, которые защищают Отечество, имеют право на досрочное назначение пенсии. Что ещё здесь добавить? Да, у нас есть пробелы, но, наверное, не в концепции опять-таки этого законопроекта надо их рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Желательно, конечно, по одному выступлению от фракции или по три минуты. Я видел Останину и Алёхина. Покажите список. Оргеева Марина Эдуардовна, пожалуйста. ОРГЕЕВА М. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Достаточно подробно докладчик и содокладчик от комитета говорили об этом законопроекте, и на вопросы звучали ответы, поэтому я буквально на нескольких позициях остановлюсь. Первое. Предполагаемое законопроектом включение в стаж периодов, которое даёт право на досрочную пенсию, за длительную работу, так называемых нестраховых периодов, предусмотренных частью 1 статьи 12 федерального закона № 400-ФЗ, противоречит целевому назначению указанной пенсионной льготы. Второе. Предполагаемые законопроектом изменения в федеральный закон представляются, на наш взгляд, избыточными, так как действующая редакция части 1 статьи 16 указанного федерального закона уже содержит положение о зачёте в страховой стаж для указанных целей периодов прохождения военной службы, к которым в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" относятся в том числе периоды прохождения военной службы по призыву. И третье. Реализация положений данного законопроекта может привести к дополнительным расходам бюджета, но в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, которые определяют источники и порядок исполнения новых расходных обязательств, которые могут возникнуть в связи с принятием закона. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает концепцию законопроекта и считает, что введение предусмотренного законопроектом льготного порядка исчисления страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости нивелирует различия в назначении досрочной пенсии при определении продолжительности стажа для такой пенсии и страховой пенсии по старости, назначаемой на общих основаниях, то есть считает это необоснованным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать представленный законопроект. В связи с вступлением в силу в 2019 году пенсионной реформы очень остро встал вопрос о возможности выхода на досрочную пенсию на два года раньше при наличии общего страхового стажа 42 года и 37 лет соответственно для мужчин и женщин. В законопроекте указаны нестраховые периоды, которые необходимо включить для назначения страховой пенсии: первое - период прохождения военной службы и приравненной к ней; второе - период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; третье - период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет; четвёртое - период получения пособия по безработице; пятое - период ухода за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет и старше. Именно по этим вопросам поступает масса обращений избирателей - необходимо восстановить социальную справедливость в отношении этих категорий граждан. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. Включите микрофон на рабочем месте. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, к сожалению, и в ответах на вопросы, и в докладе не было чёткого разделения, отражения того, какая чехарда существует сейчас в пенсионном законодательстве. Значит, первое, это совершенно разные вещи. Нестраховые периоды, на которые начисляются коэффициенты, на которые начисляются баллы, то есть те, которые оплачиваются, - по ним решения принимались в течение длительного времени, они есть. Например, это уход за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, это служба в армии и так далее. Далее, те периоды, которые засчитываются в стаж. Естественно, те периоды, на которые начисляются баллы, засчитываются в стаж. Но здесь, в законопроекте, речь шла о другом - о праве на досрочное назначение пенсий в связи с пенсионной реформой. Вот последний выступавший об этом сказал: 42 года и 37 лет общий страховой стаж в связи с пенсионной реформой, с увеличением пенсионного возраста. И там вот не все эти нестраховые периоды... уже признано было, что эти нестраховые периоды должны оплачиваться, что они включаются в стаж, но они не включены в тот стаж для досрочного назначения пенсий, который был принят в связи с повышением пенсионного возраста. Надо ещё сказать, что каждый раз при изменении пенсионного законодательства где-то что-то обязательно забывают, где-то какое-то противоречие вновь возникает, и потом годами пытаются эти противоречия ликвидировать. Здесь, конечно, пробел в законодательстве в связи с тем, что при проведении пенсионной реформы не всё учли из тех нестраховых периодов, которые уже были в течение многих лет включены в общий стаж и учитывались в оплате при назначении дополнительных коэффициентов. Конечно, законопроект надо принимать и, вообще, осуществлять чистку законодательства, а не так - вначале делаем ошибки, а потом годами, десятилетиями их исправляем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич. Включите микрофон на рабочем месте. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, ну, безусловно, фракция ЛДПР поддержит вот эти поправки, которые предлагается внести в законодательство о страховых пенсиях. И действительно, у нас очень много противоречий в пенсионном законодательстве, очень много несправедливости, и ситуация ещё больше обострилась, когда был принят злополучный закон о пенсионной реформе, о повышении пенсионного возраста. Но вот я хотел бы обратить внимание на те вопросы, над которыми работает фракция ЛДПР в плане устранения несправедливости. Ну, первое, сотрудники пожарной охраны. Вот те пожарные, которые тушат пожары и работают в структуре МЧС, имеют право досрочного выхода на пенсию, а те пожарные, которые тушат такие же пожары, но работают в структуре региональных администраций, ну, в региональной власти, не имеют права досрочного выхода на пенсию. То есть, получается, они тушат одни и те же пожары, спасают людей, но одни имеют право досрочного выхода на пенсию, другие не имеют этого права, потому что одни в структуре МЧС, другие в структуре региональных органов власти. Это несправедливость? Несправедливость. Мы вносили законопроект - его отклонили. Почему? Непонятно. Мы за людей или за что, вообще? Тут какие могут быть другие аргументы? Надо принимать закон и уравнивать по пенсионному обеспечению и досрочному выходу на пенсию. Второе, педагоги колледжей и техникумов, среднее профессиональное образование. Раньше был закон - и он сейчас действует, кстати - о досрочном выходе на пенсию для этой категории граждан, но если преподаватель ведёт, так скажем, у детей, возраст которых... там 50 процентов должны быть младше 18 лет. У нас в 2010 году изменилась система образования. У нас дети стали вместо 10 классов 11 классов заканчивать, соответственно, 4-й класс появился - тогда прыгали с 3-го в 5-й класс, потом 4-й появился, соответственно, дети стали старше. А в законе так и осталось: 50 процентов. Я, честно, не знаю ни одного колледжа или техникума, где этот критерий мог бы быть применён, потому что там в основном дети в возрасте старше 18 лет учатся, они просто заканчивают школу намного позже. Неоднократно обращались в Министерство просвещения - молчат, не хотят исправлять. Опять! Президент говорит в своём послании о том, что нам надо повышать уровень профессионального обучения, готовить рабочие кадры, привлекать новых специалистов в техникумы и колледжи, а мы не можем приравнять преподавателей техникумов и колледжей к педагогам в школах. Несправедливо! Сельские пенсионеры... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЛЕОНОВ С. Д. Сельские пенсионеры. У нас добавка вот эта для сельских тружеников, так скажем, есть, но не все же получают. Правительством постановление принято, там есть перечень специальностей. Бились-бились, бились-бились, до сих пор бьёмся, но бухгалтеры и экономисты у нас не получают эту надбавку, потому что их нет в перечне специальностей. Они такие же сельские труженики, точно так же ходили на сенокос, убирали за животными, а в периоды, так скажем, между физической работой они ещё выполняют определённые бухгалтерские обязанности. И они все обижены. Там копейки нужны на всю страну, но не можем добиться, чтобы они тоже получали эту надбавку! И этот список можно продолжать и дальше. Призываю всех коллег навести порядок вот в этих вопросах, в пенсионном законодательстве, и делать это форсированно, потому что наша с вами основная задача - защищать интересы людей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо за небезразличное отношение. Но несколько уточнений. Уважаемые коллеги, я просил бы вкусовщину не включать в обоснование. И пожелал бы тем, кто хотел бы быть женой дипломата в Афганистане сегодня, с 2014-го года на Украине или сегодня в Европе, мягкой и сытной, - поезжайте, поработайте там или поживите с мужем-дипломатом. Это первое. Второе. У меня три одноклассника прослужили во всех горячих точках, поменяли 15 раз место службы, причём служили в элитных гарнизонах Сибири, Дальнего Востока, где работы нет. Чем виновата жена, которая выбрала стезю жены офицера? Поверьте мне, это очень нелегко - 15 раз поменять квартиру. Два переезда - это пожар, понимаете? 15 раз поменять! Через 35 лет ты первый раз своё жильё получил. Так что я бы так не относился к жёнам военнослужащих и дипломатов. Ну, наверное, в Нью-Йорке можно жить жене дипломата, но, поверьте мне, в большей части африканских, азиатских стран, в Пакистане, в Афганистане очень несладко, понимаете? Поэтому мы считаем, что не надо делить: если предусмотрена льгота, её надо уважать. Третье. Коллеги, с 96-го по нынешнее время, при сокращении срока службы на год, в Вооружённых Силах прослужило 5 миллионов срочников - 5 миллионов, подчёркиваю! У этих 5 миллионов нет учёта стажа их службы, вот у служивших в Чечне, в других горячих точках - не учитывается. Более того, у нас в законе, который был сейчас уточнён, о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц, предусмотрены только пенсии по выслуге лет офицерскому и старшему комсоставу, а в последней редакции статьи 1 этого закона вообще исключён термин "по призыву", там присутствуют только проходившие военную службу по контракту, понимаете? Я прошу услышать меня. Главная цель этого законопроекта - восстановить... Да, я, наверное, оговорился, в отношении СВО мы с вами действительно приняли межфракционный закон, который эти гарантии восстановил. Но чем виноваты ребята, которые выполняли такие же функции в Чечне, - у нас, вообще-то, было две тяжёлых ситуации на Северном Кавказе - чем виноваты другие отслужившие? Они ведь служили. Вы же видели, полтора миллиона убежали, как только мобилизацию объявили. А они никуда не убегали, они служили. Поэтому услышьте меня. Даже если вы отклоните законопроект, с моей точки зрения, нужна рабочая группа. И то, о чём говорила квалифицированная Оксана Генриховна... Если кто-то не знает, это министр труда, доктор экономических наук, она просто так не говорит, понимаете? С моей точки зрения, правильно бы было, даже если вы против... А у вас, ну, как бы по принципу из того мультфильма - вы всегда против. Вы можете быть против меня, как личности, но вы не должны быть против 5 миллионов избирателей, которые добросовестно отслужили в Вооружённых Силах. Вы не должны быть против жён офицеров, которые добросовестно в дальних гарнизонах несли службу, они не имели возможности устроиться на работу, это не их вина, это беда государства, которое не обеспечило жён военнослужащих и дипломатов, которые под страхом потери жизни и сегодня служат России... они не получают зарплату, но они служат России, и мы обязаны учитывать их вклад в интересах Российской Федерации. Прошу всех неравнодушных услышать и поддержать. Во втором чтении мы с вами можем внести поправки, исключить то, что посчитаем излишним, но базовой вопрос - срочная служба в Вооружённых Силах должна быть зачислена в страховые периоды. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика - Светлана Викторовна Бессараб. БЕССАРАБ С. В. Николай Васильевич, базовый вопрос, который вы подняли в конце, уже учтён 419-м законом. Уже учтён, ещё раз. Я не буду заново зачитывать, но, уважаемые коллеги, что касается службы в Вооружённых Силах, в том числе участники добровольческих объединений, участники специальной военной операции получают право на зачёт этого периода в страховой стаж как при назначении обычной пенсии по старости, так и при назначении пенсии досрочной. Что касается жён военнослужащих, здесь, в этом законопроекте, вообще ни слова про них не сказано. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БЕССАРАБ С. В. Здесь ни слова про них не сказано. Мы говорим только о жёнах дипломатов, работавших за границей. Я чуть не заплакала, когда слушала вас, Николай Васильевич, как же им тяжело там приходилось. (Оживление в зале.) Ну, просто если бы мы знали, что настолько тяжело... Но нужно отметить, что законодательством (с учётом их тяжёлой судьбы) уже предусмотрен учёт в стаже этого нестрахового периода. Вы знаете, что в принципе за период, когда они не работали за границей, будучи замужем за дипломатами... они не могли работать объективно, наверное, хотя большинство из них работало в посольствах и ещё где-то рядом в структурах. Вместе с тем я ничего не имею против жён дипломатов, ничего не имею против судей, они имеют право на то, чтобы этот нестраховой период учитывался в страховом стаже для назначения страховой пенсии по старости. Но, я думаю, если судьям предложить, к примеру, уйти досрочно на пенсию, они, наверное, сами не согласятся. Ну давайте вот прямо возьмём и полностью статью перенесём сюда. Признайтесь, что это была ваша ошибка, вы сами соглашались, что необходимо доработать законопроект, и даже взяли время на его доработку, но не доработали по какой-то причине. Право слово, в этой ситуации не комитет виноват в том, что законопроект не был перевнесён, вам дана была возможность. Ну а базовый вопрос, о котором вы говорите, сегодня решён. Что хочу ещё сказать? Оксана Генриховна, с огромным уважением к вам отношусь, но ваша позиция по этому законопроекту абсолютно неверна, потому что закон № 350-ФЗ принимался как раз для поощрения тех граждан (мужчин и женщин), которые отработали уже достаточно длительный период, 42 года и 37 лет - это базовая... но вместе с тем при увеличении пенсионного возраста они не имели бы соответствующей возможности, не будь этот закон принят. Сегодня вы предлагаете уравнять страховой стаж для досрочной пенсии и страховой стаж для пенсии по старости. Но тогда меняется вообще концепция закона № 350-ФЗ и та цель, на которую был направлен этот закон, а именно поощрение граждан, уже имеющих длительный стаж работы и уже внёсших в солидарную пенсионную систему через работодателя за себя соответствующие страховые взносы. Поэтому я категорически не согласна с таким отношением. Что касается жён военнослужащих, ну, об этом уже говорили, в вопросах прозвучало. И я согласна, что, может быть, нам действительно стоит поднять этот вопрос и поговорить. Но опять-таки в этом законопроекте именно о данной категории лиц ни слова не сказано. Ещё раз, комитет предлагает отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект под пунктом 10 порядка работы ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 33 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.