Заседание № 329
О проекте федерального закона № 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в целях обеспечения ускоренной реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Пожалуйста, Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" подготовлен к третьему чтению. Цель законопроекта - ускорение переселения из аварийного жилищного фонда и ликвидация этого аварийного жилищного фонда. Замечаний у Правового управления нашего не имеется, и я прошу поддержать в третьем чтении законодательную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 7 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 37 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 328
О проекте федерального закона № 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (второе чтение)
ПАХОМОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу включить в сегодняшний порядок работы проект федерального закона № 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части обеспечения ускоренной реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда) для рассмотрения во втором чтении. Законопроект рассмотрен комитетом на очном заседании и поддержан единогласно. Он прошёл правовую экспертизу и полностью готов к рассмотрению во втором чтении. В предложенном тексте учтены замечания и Правового управления, и указанные в официальном отзыве правительства. Я напомню, что в первом чтении 27 октября он также всеми коллегами в зале был поддержан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, мнение комитета - Галина Петровна Хованская. Хованской Галине Петровне включите, пожалуйста, микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, прошло заседание комитета, решение действительно единогласное, и документ нужно принимать в эту сессию, потому что это даст возможность ускорить переселение из аварийного жилищного фонда. Мы все за то, чтобы включить проект в сегодняшнюю повестку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение о включении в повестку законопроекта № 1022121-7 во втором чтении. Комитет поддерживает данное предложение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 03 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается решение о включении законопроекта № 1022121-7 в повестку сегодняшнего заседания для рассмотрения во втором чтении. Сергей Александрович, готовьтесь к докладу.
Коллеги, мы сейчас рассмотрим дополнительный вопрос, который мы включили в порядок работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", второе чтение. Докладывает Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Поступили поправки ко второму чтению. Таблица № 1 сформирована из 6 поправок; в таблице поправок № 2, которые будут рекомендоваться к отклонению, 15 поправок. Это очно обсуждали в комитете, мы предлагаем сейчас поддержать таблицу поправок № 1 из шести поправок и отклонить поправки из таблицы № 2, ну, об этом позже. Сейчас по таблице № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок № 1 ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 38 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок № 2 ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 05 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 30 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, спасибо! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Просим поставить его на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 319
О проекте федерального закона № 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в целях обеспечения ускоренной реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Докладывает депутат Государственной Думы Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Если коротко, то представленный законопроект даёт регионам дополнительные возможности для ускорения работы по расселению аварийного жилья через дополнительные механизмы работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Предусматривается внесение ряда существенных изменений в закон "О Фонде...". Большая их часть направлена на то, чтобы как можно более рационально, оптимально распределить денежные средства фонда и ускорить тем самым программу расселения. В частности, по нашему предложению фонд должен получить дополнительную функцию по привлечению кредитных и иных заёмных средств в целях именно предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки. Это позволит помогать субъектам Российской Федерации дополнительными средствами на реализацию программ расселения и, естественно, ускорить её. Кроме того, фонд сможет направлять временно свободные свои, а также привлечённые кредитные и иные заёмные средства сверх того лимита, который сегодня установлен для субъектов Российской Федерации на текущий год, если субъект работает с опережением графика по расселению в рамках программы. В случае если субъект досрочно завершает действующую программу расселения, он вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки в пределах неиспользованных остатков лимита и начать реализовывать программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года. Также законопроектом предусматривается снятие ограничений на использование субъектами и муниципалитетами средств своих бюджетов на реализацию этой программы. Ещё одним важным моментом является возможность предоставления земельных участков, на которых ранее размещались дома, расселённые в рамках программы за счёт средств финансовой поддержки фонда, под индивидуальное жилищное строительство в собственность бесплатно, но только в тех населённых пунктах, население которых не превышает 30 тысяч человек. Коллеги, спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. С содокладом выступает Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Суть самой законодательной инициативы изложена, она действительно направлена на ускоренную реализацию субъектами Российской Федерации программы, одной из немногих, о которых можно сказать, что их реализация идёт успешно. Было соответствующее поручение Президента Российской Федерации, поэтому и родился вот этот законопроект, который комитет, я могу сразу сказать, предлагает поддержать в первом чтении. Я считаю своей задачей остановиться сейчас на тех замечаниях и недостатках, которые мы должны учесть и устранить при подготовке законопроекта ко второму чтению. Вот сейчас послушайте очень внимательно, это тонкие моменты и они отмечаются во многих заключениях, которые нам поступили и из нашего Правового управления, и из администрации президента, из Государственно-правового управления, и из Министерства финансов; вскользь, но всё-таки затронуто это было и в отзыве Правительства Российской Федерации. Что касается обеспечения функционирования и развития информационной системы для получения актуальной, полной и достоверной информации об объектах и процессах в сфере ЖКХ (АИС "Реформа ЖКХ"). Действительно, эта система используется и органами государственной власти и местного самоуправления, и гражданами, и вот во многих заключениях отмечается, что недостаточно указания об определении соответствующего порядка только подзаконным актом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и здесь высказываются опасения. Самое главное замечание, которое прослеживается во всех заключениях, во всех отзывах, - и, собственно, я тоже обратила на это внимание, когда мы обсуждали эту тему на заседании комитета, - касается привлечения кредитных и иных заёмных средств в целях предоставления субъектам поддержки. Коллеги, вот просто так написать это, ничего не сказав о том, на каких условиях, на какой срок, - это очень опасная норма, и не просто так по этому поводу высказались и Государственно-правовое управление президента, и наше Правовое управление, и Министерство финансов. То есть вот этот момент нужно абсолютно чётко проработать, ведь вы не забывайте, что деньги, которые мы даём фонду, становятся собственностью фонда, понимаете? Минфин также указывает, что с процентом нужно определяться и так далее. А меня вообще беспокоит такая ситуация, когда не определены условия и порядок. Поэтому правительство должно абсолютно чётко прописать, когда, кому, на каких условиях, на какое время могут быть выделены эти средства. В принципе, конечно, мы должны поддержать, у нас сейчас ещё в бюджете пойдёт дополнительно 50 миллиардов, для того чтобы те регионы, которые досрочно уже выполнили программу по жилью, признанному аварийным до 2017 года, уже переселили граждан из аварийного фонда, эту программу завершили. И только тогда уже можно будет говорить о реновации, о комплексном развитии территорий, спешить нам с этим не надо, вот с этими процессами. Должна быть законодательная база? Да. Воспользуются ею регионы, уже готовые к этому процессу, к следующему шагу после того, как мы массово ликвидируем вот это наше безобразное прошлое - аварийный жилищный фонд, в котором, я напоминаю, граждане живут с правом на получение жилья вне всякой очереди. То есть речь идёт здесь о безопасности и здоровье наших граждан. Я сказала об основных замечаниях, есть и более мелкие, но я не буду на них останавливаться, я думаю, ко второму чтению мы их учтём. Спасибо вам за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Вопросы есть? Да. Включите режим записи на вопросы. Можете отсюда, пожалуйста, Галина Петровна. Покажите список. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику. Сергей Александрович, действительно, я согласна с Галиной Петровной, ряд вопросов возник. Фонд может привлекать кредитные и иные заёмные средства для реализации своих целей, но по-прежнему непонятно, кому, сколько - вот всё то, о чём говорила Галина Петровна, порядок. В то же время на возврат или возмещение расходов по возврату этих средств и уплату процентов могут направляться дополнительные имущественные взносы Российской Федерации. Плюс к этому фонд получает право распоряжаться освободившимися земельными участками. Не получаем ли мы новую коррупционную схему в данной ситуации? Прошу Сергея Александровича дать ответ на мой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пахомову включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Я думаю, что нет такой угрозы. Регламенты работы фонда достаточно чётко прописаны, и прозрачность его максимальная. Плюс за время функционирования фонд показал качественную, хорошую работу. Вместе с тем я хотел бы отметить, что, как Галина Петровна и сказала, пока вопросы именно вот к этой части законопроекта действительно есть, но это те вопросы, которые могут и должны быть урегулированы ко второму чтению, потому что они в основном касаются контроля и подзаконных актов правительства в будущем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Александрович, ну, вы помните, для чего создавался фонд, что дважды его уже пытались прикрыть, но меня вот что удивляет во всей вашей сфере. Вот приходит новый чиновник в правительство, приходит сюда с докладом. А я, к несчастью, всё записываю и сохраняю. Начинаю сверять цифры: сколько же у нас аварийного жилья? Я понимаю, что появляется всё новое, но официальные цифры почему-то - без должных вложений! - уменьшаются непомерно, хотя реально они значительно выше. Не считаете ли вы более правильным всё-таки сделать сверку и вернуться к государственным программам? С моей точки зрения, проблему с аварийным жильём без серьёзных финансовых государственных вложений мы никогда не победим, никакие кредиты, никакие земельные участки не решат эту проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергею Александровичу Пахомову включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Первое, что я хотел бы сказать. Вся информация на самом деле у нас в комитете есть, в ней нет никаких разночтений, и если бы кто-то из депутатов вашей фракции был членом нашего комитета, то, я думаю, таких вопросов не возникало бы. Второе. Я не согласен также с тем, что мы мало средств выделяем на эти программы. Да, их может быть недостаточно для того, чтобы буквально в течение двух, трёх, пяти лет вообще ликвидировать проблему аварийного жилья, но мы только в прошлый раз 500 миллиардов рублей на это выделили, и есть серьёзные основания сомневаться, что большую сумму регионы способны будут переварить. Эта работа идёт, жилья аварийного ещё очень много - я сейчас не хочу сравнивать с тем, сколько уже расселили, но в целом, конечно, эти цифры сопоставимы, - и оно дальше появляется. Но здесь уже больше вопрос к программе капитального ремонта, изначально принятой для поддержки, ремонта домов, которые все мы сегодня называем, в отсутствие официальных формулировок, ветхими, - вот эта программа не очень хорошо работает. И члены нашего комитета, я в том числе, не раз, выступая с трибуны, называли как минимум десяток регионов, которые системно недорабатывают в этом вопросе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ХОВАНСКАЯ Г. П. Добавлю к тому, что сказал Сергей Александрович. Коллеги, вы помните, что у нас творилось на момент, когда у нас вообще эта программа не запускалась? У нас скрывали в муниципальных образованиях действительно аварийный жилищный фонд, и, по мере того как мы открывали год, начиналось продление вот этой программы, появлялись новые и новые аварийные дома, действительно аварийные. Сейчас всё-таки этот процесс идёт наиболее интенсивно. И вот 50 миллиардов добавляется в эту программу - это правильно. У нас есть регионы, например Белгородская область, ещё несколько регионов, где программа по жилью, признанному аварийным до 2017 года, уже практически завершена, но это не значит, что исчерпан весь аварийный фонд в этом субъекте Федерации. Поэтому вы абсолютно правы, когда говорите о том, что необходимо дополнительное финансирование из федерального бюджета вот этой программы. К великому счастью, первые лица государства пока придерживаются такой же позиции, и я их здесь всецело поддерживаю. Я думаю, что и весь зал будет с нами на такой же позиции стоять. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, отселение из ветхого и аварийного жилья - тема архиважная, и, бесспорно, она найдёт поддержку при рассмотрении и голосовании по данному законопроекту. Сергей Александрович, хотелось бы у вас спросить. В ходе подготовки данного законопроекта и обсуждения, может быть, с правительством или с профильным министерством как-то затрагивалась тема, ну, предположим, наших хрущёвок? Мы все прекрасно понимаем, что с каждым днём срок эксплуатации домов массового жилищного строительства, хрущёвок, подходит к нулю. Я понимаю, что есть определённая процедура, её необходимо пройти, чтобы получить статус ветхого и аварийного жилья, чтобы попасть в программу. Но тем не менее мы знаем и видим эту проблему и как-то, ну, готовимся к решению данной проблемы со стороны правительства? Вот хотелось бы уточнить у вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пахомову включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. Спасибо, Андрей Геннадьевич. Да, правильный вопрос вы поднимаете. Единственно, хотел бы отметить, что как такового термина "ветхое и аварийное жильё" не существует, как, собственно говоря, и термина "ветхое жильё". Это наше понимание того, в каком состоянии сегодня находятся дома, в том числе хрущёвки, как вы их называете. Я хотел бы вот что сказать. Буквально месяц или два назад на одном из совещаний у президента было дано поручение Государственной Думе вместе с правительством разработать законопроект, порядок, подход к расселению из так называемого ветхого жилья - это как раз то, о чём вы говорите. Соответствующее поручение и наш комитет от Вячеслава Викторовича получил, мы над этим сейчас работаем. Но и правительство, и Государственная Дума, наш комитет в том числе, конечно, озабочены проблемой, о которой вы говорите. Вместе с тем у нас на сегодняшний день, как я, отвечая на предыдущие вопросы, сказал, двухэтажных бараков, домов, которые ближе всего к понятию "аварийное жильё" и, по сути, аварийными являются, пока ещё огромное количество. И я думаю, что нам вряд ли удастся и следующей пятилетней программой (она, наверное, будет иметь такой же объём, какой реализуется сейчас) решить эту проблему, чтобы подойти к расселению так называемого ветхого жилья. Но мы в ближайшее время должны, я бы даже сказал, просто обязаны термин "ветхое жильё" всё-таки в законодательную базу и в правовое поле ввести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Андрей Геннадьевич, я полностью вашу озабоченность разделяю, потому что это как раз следующий этап: как только будет ликвидировано вот это барачное заселение и так далее, останется проблема пятиэтажек, которые не подлежат реконструкции или, например, подлежат реконструкции, но для этого тоже нужно определённые средства вложить. То есть практически вы выходите на тему реновации жилищного фонда, следующего шага. Я хочу напомнить, коллеги, что два года назад мы вносили такой проект закона, в котором сформулированы подходы и защищены жилищные права граждан. Здесь уже будет не изъятие, которое допустимо, когда есть аварийный жилищный фонд и когда сами собственники ничего не могут сделать в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, понимаете? Значит, здесь нужно будет с людьми договариваться, это более тонкий и сложный процесс, но без него реновация не пойдёт. Опыт европейских стран показывает, что успех был только там, где с людьми сумели договориться, а не изымали, не давили. И я буду категорически против проектов, которые реализуют другую позицию в отношении наших избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Галина Петровна, ну, законопроект не просто нужен, а очень нужен: его ждут регионы, потому что в отличие от Москвы у регионов нет финансовых возможностей. Но всё-таки есть опасения. Вот в зале сидит очень много бывших руководителей муниципальных образований, и я, как практик, скажу вам: если бы мне этот закон дали сегодня, то завтра я бы набрала кредитов и займов, взяла бы по максимуму, чтобы в 2021 году ввязаться в реализацию программы, - и пусть бы она в 2022-м, в 2023-м заканчивалась. Это очень опасная тенденция, поэтому, я считаю, ко второму чтению - вот здесь замминистра финансов присутствует - очень важно закрепить, что положение о займах и кредитах прописывает именно Правительство Российской Федерации, иначе это может обвалить муниципальные бюджеты. Кроме того, вы же знаете, искусственно созданная ситуация, когда денег не было: держали, держали, держали, 2013, 2014 годы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, уважаемая Ирина Михайловна. Вы абсолютно... вы просто прочитали мои мысли - то, что я, может быть, не сказала или о чём начала говорить, но не так подробно. Меня тоже с самого начала крайне тревожит вот эта проектируемая норма. С ней надо разбираться: правительство должно абсолютно чётко это прописать либо эту норму вообще нужно исключить. Вот посмотрим, как это дальше будет развиваться, но вы абсолютно правы, как, впрочем, и все, кто написал это в своих отзывах, кто высказал такие же опасения в своих заключениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зайцев Максим Сергеевич. ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к автору законопроекта. Уважаемый Сергей Александрович, вы сказали, что в законопроекте предоставляется право устанавливать порядок бесплатного выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городах с численностью населения до 30 тысяч человек. В то же время мы регулярно отмечаем вымирание маленьких городов. В связи с этим, возможно, ко второму чтению целесообразно расширить круг граждан, которые упоминаются в законопроекте, за счёт включения тех, кто, допустим, не попадает в категорию нуждающихся, но, условно говоря, воспитал четверых или пятерых детей, или даже на те семьи, в которых только двое детей, но они изъявляют желание построить своё жильё в маленьком городе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Пахомову включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. Спасибо, Максим Сергеевич. Мне кажется, это весьма дельное предложение, давайте поработаем над ним в числе прочих ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Галина Петровна, спасибо, присаживайтесь. Будут ли желающие выступить по законопроекту? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Осипов Илья Владимирович, с места. Пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Как скажете, я уже хотел на трибуну сходить. Уважаемые коллеги, я хотел бы всё-таки напомнить, что мы не первый день занимаемся программой расселения из аварийного и непригодного для проживания жилья, и сказать коллеге Коломейцеву, что этот законопроект внесён в продолжение тех мер, которые мы уже приняли. У нас колоссальная финансовая поддержка из федерального бюджета, хотя полномочия по-прежнему остаются даже не региональными, а местными. Ни для кого не секрет, что без помощи Федерации программа бы не шла никоим образом. И тем регионам, которые продвинулись дальше других и которые эту проблему уже сняли, мы даём дополнительные инструменты для расселения людей, живущих в аварийном жилье, в позорном для России жилье, не только признанном таковым до 2017 года, но и признаваемом сейчас. Не случайно президент поставил такую задачу, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" системно её реализует через законодательство - добивается увеличения и превышения количества расселённого жилья над количеством признаваемого аварийным. Но здесь важно не только расселение аварийного жилья, здесь важно и то, как мы относимся к жилью в целом, то, как оно капитально ремонтируется, потому что мы с вами приняли несколько лет назад закон о капитальном ремонте, но по факту мы увидели, что опять-таки регионы и фонды капитального ремонта в регионах очень по-разному выполняют эту задачу. В связи с этим на основании закона мы дали Фонду содействия реформированию ЖКХ полномочия мониторить ситуацию в регионах, но, чтобы результаты этого мониторинга не ушли как вода в песок, в этом законопроекте есть ещё одно важное предложение - это отчёт фонда, чтобы мы с вами могли видеть и общественность могла видеть, как в регионах реализуется программа капитального ремонта. В совокупности это даст нам возможность действительно ещё на несколько шагов продвинуться в наведении порядка в нашей жилищной сфере. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать своих лидеров, которые внесли этот законопроект, и будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Владимирович. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". "Просто так набрать кредитов... любит наш народ!" - пела группа, которую возглавлял нынешний продюсер канала RTVI Сергей Шнуров. Я разделяю обеспокоенность наших коллег, которые говорят, что нельзя оставлять норму о привлечении займов, кредитов и иных заёмных средств в таком виде, просто потому, что, мы прекрасно понимаем, вопрос действительно на контроле у первых лиц страны, вопрос социально острый и крайне важный для общества - и нет никакой гарантии, что какой-нибудь ретивый чиновник, чтобы продемонстрировать прекрасные показатели, чтобы убедить всех, что он очень эффективен, просто не наберёт огромную гору кредитов: в конкретный период, да, он сможет добиться ускорения темпов расселения ветхого и аварийного жилья, но потом мы с вами будем чесать головы и думать, что нам делать дальше с такой закредитованной структурой, как тот же фонд. Это первая проблема. И вторая проблема, которую нельзя не отметить. Да, сам законопроект очень хороший, полезный, он всё-таки причёсывает кое-какие моменты, связанные с нашей общей бедой - с проблемой большого количества ветхого и аварийного жилья в стране, но не разрешает давний спор, который не первый год идёт в стенах Государственной Думы и который продолжает беспокоить людей. Это проблема того, что, хотя человек - собственник в аварийном жилье, которое собираются расселять, администрация сама принимает решение, в какой форме предоставлять ему такую возможность: либо предлагается переехать метр в метр, значит, в новое жильё, либо ему выплачивается выкупная стоимость. Неоднократно об этом говорили, но надо ещё сказать. Я вот буквально вчера провёл видеоконференцию - приём жителей посёлка Верхняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области, это территория моего округа. Опять та же история - люди бьются, люди требуют расселить их дом, а им говорят: хорошо, но тогда вы получите выкупную стоимость. Какова эта выкупная стоимость? Мы все прекрасно знаем, сколько стоит квартира в развалившемся бараке, - она практически ничего не стоит, так что с этими деньгами люди пойдут на улицу, ну, максимум снимут угол где-нибудь в коммуналке. Антисоциально, антиответственно с нашей стороны разрешать администрации так делать, потому что иногда администрация это делает просто из вредности, говорят: а, вы бегаете к депутатам, вы бегаете в прокуратуру, вы ходите в суды, вы нас заставляете реализовать наши полномочия по расселению аварийного жилья - тогда всё, вот вам копеечка и идите отсюда, чтобы мы вас больше не видели! Этого допускать нельзя! Мы ещё раз настаиваем на том, что выбор должен быть у человека, а не у чиновника. Человек должен понимать, что ему в конкретной ситуации выгоднее: получить квадратные метры или получить денежную компенсацию и, может быть, переехать в другой муниципалитет или каким-то иным способом решить свою жилищную проблему. Этот вопрос обязательно надо ставить. В целом законопроект мы поддерживаем, но ко второму чтению - ещё раз возвращаюсь к началу своего выступления - надо рассмотреть ограничения, чтобы не набрали лишних кредитов излишне ретивые чиновники. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Александрович. Заключительное слово - докладчик? Сергею Александровичу Пахомову включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. Спасибо, Иван Иванович. Я очень коротко. Коллеги, спасибо всем за обсуждение, вопросы и предложения. Я полностью согласен с основными вопросами, которые были поставлены, но буквально два слова. Кредиты, точнее, главы, которые могут их набрать. Правильно здесь одна из наших коллег, тоже бывший глава, сказала, что в зале присутствует большое количество бывших глав и регионов, и муниципалитетов. Коллеги, я уверен, что никто из здесь присутствующих, работая на территории, так бы не сделал. Вместе с тем я согласен, что ко второму чтению нам нужно максимально скрупулезно, подробно, чётко и жёстко прописать порядок получения кредита и его использования. Это первое. И второе, что я хотел бы отметить. Часто идут ссылки на опыт различных стран, в том числе европейских, в реновации, ещё в чём-то. Мы приводим примеры подобного опыта, но никогда не приведём ни одного примера из опыта развитых стран в расселении аварийного жилья, потому что такого опыта просто не существует. Давайте тоже, пожалуйста, об этом не будем забывать! В целом, коллеги, спасибо. Я всех приглашаю к работе над законопроектом ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Галина Петровна, будете выступать с заключительным словом? Депутату Хованской включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые депутаты, я благодарна вам за дискуссию и за вопросы, которые у вас постоянно возникают. Хочу сказать следующее: у нас проблема аварийного жилья, в отличие от многих европейских стран, в отличие от Китая, запущена была невероятно, поэтому мне понятна позиция президента, который ставит во главу угла исполнение этой программы. И мы не жалеем средств из федерального бюджета для того, чтобы с этим позорным явлением покончить. Мы будем поддерживать законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 34 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается единогласно.