Заседание № 331
О проекте федерального закона № 1021999-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию и статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
14-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию и статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", третье чтение. Пожалуйста, включите микрофон Скриванову. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В целях экономии времени докладываю с места. Законопроект не вызывает ни у кого никаких вопросов, он подготовлен к третьему чтению, просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо. Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 14-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 41 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 330
О проекте федерального закона № 1021999-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию и статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (принят в первом чтении 22 октября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию и статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате". Докладывает Дмитрий Станиславович Скриванов. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко второму чтению. Поступило три поправки, все три поправки комитетом предлагается принять. Законопроект готов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 24 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 47 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просьба включить законопроект в проект порядка работы на завтра, 16 декабря, для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 318
О проекте федерального закона № 1021999-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра труда и социальной защиты Андрея Николаевича Пудова. Пожалуйста. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представлен проект федерального закона, которым предлагается ввести запрет на привлечение посредников при заключении договоров обязательного пенсионного страхования между застрахованными лицами и негосударственными пенсионными фондами в целях недопущения практики нарушения прав граждан, введения их в заблуждение и фальсификации указанных договоров. На практике сложилось так, что досрочные переходы, влекущие для застрахованных лиц возможные финансовые потери, стали основной формой смены страховщика. Так, в 2018 году доля таких заявлений от общего числа подаваемых составила 98 процентов. Отмечу, что хотя благодаря реализации законодательных изменений об информировании граждан о потерях при досрочном переходе - сегодня мы обязательно информируем, если человек подаёт такое заявление, сколько он потенциально может потерять, - значительно уменьшились как общее количество заявлений о смене страховщика, так и доля досрочных переходов, однако заявления о досрочной смене страховщика в 2019 году всё равно составили существенные 60 процентов от общего числа заявлений. В связи с этим для дополнительной защиты граждан в законопроекте предлагается ввести прямой запрет на привлечение посредников, в том числе агентов и поверенных, в целях заключения ими договоров обязательного пенсионного страхования между застрахованными лицами и НПФ. Кроме того, предусмотрен механизм обязательной проверки Пенсионным фондом России подлинности нотариально удостоверенной доверенности представителя гражданина в случае подачи им такого заявления от имени застрахованного лица. Проверка будет осуществляться путём обязательной сверки посредством отправки соответствующего запроса нотариусу через единую информационную систему нотариата. Также законопроектом предлагается закрепить возможность для Пенсионного фонда Российской Федерации от имени гражданина запрещать рассмотрение заявлений о переходе к другому страховщику, поданных без личного участия гражданина. Просим поддержать проект закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дмитрия Станиславовича Скриванова. Пожалуйста. СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Андрей Николаевич достаточно полно всё осветил. Я хотел бы в связи с тем, что вот тут Светлана Викторовна выступала и были вопросы, более расширенно, может быть, сказать об этой проблеме, которую мы поднимаем на самом деле на протяжении последних нескольких лет. Очень часто с этой трибуны со стороны моих коллег звучат слова, что кто-то кого-то обманул, система неработающая. Я должен сказать, что нет такого, никто никого не обманывал, есть застрахованные лица, есть страховщики, есть счета, на которых находятся деньги, и средний счёт - меня коллеги могут поправить, - по-моему, от 70 тысяч до 100 тысяч рублей на сегодняшний день. В своё время, когда негосударственные пенсионные фонды формировались, это была новая идея для нашей страны, и в рамках этой идеи, собственно говоря, государство поддержало негосударственные пенсионные фонды. Сегодняшний капитал негосударственных пенсионных фондов (можно понимать, равно - людей нашей страны) - 4,2 триллиона рублей, это достаточно большие средства, согласитесь. Теперь по поводу того, что мы перестаём софинансировать или не софинансируем. Правильно Ярослав Евгеньевич здесь уже сказал, что это всё-таки НПС, - мы говорим о так называемом негосударственном пенсионном обеспечении, то есть это не государственное обеспечение, это разные вещи. Почему система до сих пор не полетела? Основная проблема заключается в том, что мы не смогли сформировать стимулы для населения и только 8 процентов граждан на сегодняшний день действительно знают, что такое негосударственные пенсионные фонды, и как-то, я бы сказал, финансово грамотно распоряжаются своими средствами. В наших интересах сделать так, чтобы стимулов было больше и чтобы граждане - и мы говорили бы не о цифре 8 процентов всего населения, а о цифре 58 или 98 процентов - распоряжались своими средствами осознанно. На сегодняшний день, для того чтобы не было такого, что люди теряют свои средства при переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, и теряются миллиарды... Я с этой трибуны докладывал, что сотнями тысяч, собственно говоря, рассматривались заявления, а поданы были вообще миллионы заявлений. На сегодняшний день мы имеем, по-моему, 70 тысяч или 80 тысяч поданных заявлений. Тем не менее и сейчас мы говорим о том, что надо эту проблему решать, поскольку только 8 процентов граждан, ещё раз повторю, мотивированно распоряжаются своими счетами. Вот поэтому вводится запрет - запрет на то, чтобы приходили представители, приносили доверенность и по этой доверенности переводили гражданина из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, только лично пришёл и перевёл свои средства. У нас есть закон, по которому гражданина обязаны информировать о том, что он теряет инвестиционный доход. А если пришёл представитель гражданина с доверенностью, то доверенность проверяется по единому реестру. Негосударственный пенсионный фонд уже не имеет права прислать своего представителя для перевода застрахованного лица. Эти меры направлены на то, чтобы сберечь инвестиционный доход для населения. Этот закон точно для людей и про людей. И в этом смысле я сказал бы только одно: он поддерживается всеми, нашим комитетом в том числе. Нам необходимо будет его доработать между первым и вторым чтениями. Я думаю, у всех будут какие-то предложения - рабочая группа с удовольствием их рассмотрит. Ещё хотел бы сказать большое спасибо Светлане Викторовне за очень хороший доклад по негосударственным пенсионным фондам и вообще по этой системе. Спасибо за внимание. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну, Дмитрий Станиславович знает много, но, наверное, Андрей Николаевич должен больше знать. Вот вдвоём ответьте мне, пожалуйста. У нас было 143 негосударственных пенсионных фонда, а сейчас, насколько мне известно, всего 32 зарегистрировали, дали возможность работать дальше. Скажите, пожалуйста, сколько человек привлечено? Вот 111 фондов пропали непонятно где, а я не слышал ни про одно привлечение. Это первый вопрос. И второй вопрос. Правда ли, что в уставах некоторых негосударственных пенсионных фондов уже сегодня предусмотрена возможность для наследников получать недополученную пенсию? В выступлении я вам скажу в каком, если вы... (Микрофон отключён.) ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопросы. Николай Васильевич, когда вы называли в своём вопросе две цифры - сколько было НПФ и сколько стало, - то вы наверняка имели в виду, что... Действительно, в систему гарантирования средств обязательных пенсионных накоплений, которая была введена согласно законодательству Российской Федерации, федеральному закону, после серьёзнейшей проверки и фильтра попало названное вами количество негосударственных пенсионных фондов. Все остальные негосударственные пенсионные фонды утратили право работать со средствами ОПС. Соответственно, те НПФ, которые вошли в эту систему, работают через систему страхования счетов по номиналу, то есть если вдруг с НПФ происходит какая-то ситуация, связанная с тем, что денежные средства НПФ по какой-то причине утрачиваются, то включается механизм страхования вклада, страхования пенсионного счёта, если говорить точнее, и государство гарантирует в размере номинала восстановление этих средств на счетах. Что касается возможного возбуждения уголовных дел, то эта информация открыта, есть в прессе. Такие дела есть, они, как правило, касаются того периода, 2010-х годов, точнее, 2010-2015 годов, как раз того этапа, когда формировалась система гарантирования средств пенсионных накоплений. СКРИВАНОВ Д. С. Спасибо Андрею Николаевичу за то, что он сказал. Единственно, я хотел бы добавить, что наш созыв может совершенно точно гордиться тем, что мы ввели фидуциарную ответственность. В связи с введением фидуциарной ответственности у нас достаточно большое количество собственников выехало из страны. Мало того, что они выехали из страны, возбуждены уголовные дела и сейчас с помощью в том числе Интерпола эти люди разыскиваются, мы ещё ввели management fee так называемый, и в результате негосударственные пенсионные фонды перестали зарабатывать какие-то баснословные средства и начали укрупняться, для того чтобы в принципе быть экономически содержательной структурой, более мелкие фонды вынужденно стали поглощаться крупными фондами. У нас количество фондов уменьшилось не из-за того, что, собственно говоря, кому-то не выдали лицензию, а из-за того, что фонды начали укрупняться, доход стал меньше, ответственность стала выше, и, соответственно, сегодня мы имеем 32 фонда, но они совершенно с другим капиталом, совершенно другие средства у них в процентном соотношении, они в абсолютной величине, конечно, берут больше средств за обслуживание счетов, за работу с этими средствами, но в процентном соотношении, то есть в относительной величине, это значительно меньшая сумма. Так что, я думаю, наш созыв может сказать, что те законопроекты по негосударственным пенсионным фондам, которые шесть лет не двигались, мы с вами двинули. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос к Андрею Николаевичу. В законопроекте, несомненно, поднимается важная для наших граждан проблема, и, с одной стороны, законопроект решает сегодняшнюю проблему, а с другой - всё равно оставляет лазейки для манипуляций. В связи с этим вопрос: не считаете ли вы целесообразным оставить вариант перехода только посредством личной подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованным лицом или его законным представителем? ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Игорь Андреевич. Мы его подробно обсуждали в ходе подготовки данного законопроекта к внесению в Государственную Думу со всеми заинтересованными сторонами, с Центральным банком. Могу сказать, что если мы исключим нотариальные доверенности, то в этом случае лица, которые в силу ограничений по здоровью не способны такие решения принимать, а им надо их принять, лишатся такого права, и возникнет дискриминация по этому признаку. Но для того, чтобы исключить в принципе такие случаи, когда нотариальная доверенность подделывается, - а такие случаи, как мы выявили в ходе проверок, иногда бывают, - мы предусмотрели в этом законопроекте возможность, точнее даже не возможность, а обязанность проверки пенсионным фондом каждой нотариальной доверенности через реестр, это будет обязательным требованием. В ходе встреч - а мы встречались в том числе с представителями Федеральной нотариальной палаты - нам подтвердили возможность этого. Таким образом, фактически будут исключены случаи фальсификации нотариальных доверенностей благодаря механизму, который предложен в этом проекте закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию", пункт 12 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 10 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел.35,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.