Заседание № 71

22.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 102172-4 "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3292 по 3370 из 7018
20-й вопрос, "О проекте федерального закона "О введении в действие положений    
Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса      
Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ". Доклад члена       
Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному            
законодательству Сергея Александровича Капкова. Пожалуйста.                     
                                                                                
КАПКОВ С. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию                
представляется проект федерального закона "О введении в действие положений      
Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса      
Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ". Законопроект был   
принят нами в первом чтении 3 декабря 2004 года. В статье 4 Федерального        
закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и в      
статье 5 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-исполнительного    
кодекса Российской Федерации" предусматривается, что положения этих кодексов    
о наказании в виде обязательных работ вводятся в действие по мере создания      
условий, необходимых для исполнения данного вида наказания. В соответствии с    
названными нормами как раз и предлагается проект федерального закона "О         
введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и         
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде        
обязательных работ". В связи с этим Комитет Государственной Думы по             
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
рекомендует Государственной Думе принять во втором чтении указанный             
законопроект. Прошу поддержать позицию комитета.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, поправок нет, материалы подготовлены для принятия во         
втором чтении. Нет ли каких-либо замечаний? Нет. Ставится на голосование:       
принять проект федерального закона "О введении в действие положений             
Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса      
Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" во втором чтении.   
Кто за? Прошу голосовать.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Сергей Александрович, дальше предложения какие у вас будут? Пожалуйста.         
                                                                                
КАПКОВ С. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Данный            
законопроект прошел и правовую, и лингвистическую экспертизы, замечаний нет.    
И также имеется проект постановления Государственной Думы о принятии            
законопроекта в третьем чтении. Поэтому наш комитет просит депутатов принять    
указанный законопроект сразу и в третьем чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли какие-либо замечания? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на      
голосование: принять проект федерального закона "О введении в действие          
положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного    
кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" в третьем   
чтении. Кто за? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 66

03.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 102172-4 "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2353 по 2661 из 4687
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 10, проект федерального закона "О введении в        
действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и                    
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде        
обязательных работ". Доклад официального представителя Правительства            
Российской Федерации заместителя министра юстиции Российской Федерации Юрия     
Ивановича Калинина.                                                             
                                                                                
КАЛИНИН Ю. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Федеральными законами о    
введении в действие Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской   
Федерации предусмотрено, что положение о наказании в виде обязательных работ    
вводится в действие отдельным федеральным законом по мере создания              
необходимых условий для выполнения этого вида наказания, но не позднее этого    
года. Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "О введении в     
действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и                    
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде        
обязательных работ" подготовлен во исполнение поручения Правительства           
Российской Федерации, связан с необходимостью исполнения требований             
вышеназванных законодательных актов.                                            
                                                                                
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от          
основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ,          
которые устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и        
отбываются не свыше четырех часов в день.                                       
                                                                                
При подготовке законопроекта Министерством юстиции Российской Федерации         
проведена необходимая работа по созданию условий для исполнения данного вида    
наказаний. Вопросы, связанные с введением в действие наказания в виде           
обязательных работ, обсуждались на заседании "круглого стола" в Совете          
Федерации, на "правительственном часе" в Государственной Думе и на              
оперативных совещаниях у министра юстиции Российской Федерации. По              
результатам состоявшихся обсуждений в декабре прошлого года внесены             
необходимые изменения и дополнения в действующее уголовное и                    
уголовно-исполнительное законодательство. Так, часть 1 статьи 49 Уголовного     
кодекса России дополнена положением о том, что вид обязательных работ и         
объекты, на которых они отбываются, определяются органом местного               
самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.          
Согласно части 4 статьи 26 Уголовно-исполнительного кодекса России              
обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе. С учетом    
того, что наказания в виде ограничения свободы и в виде ареста пока не          
применяются, в часть 3 статьи 49 Уголовного кодекса включена норма о            
возможности замены обязательных работ в случае злостного уклонения осужденных   
от их отбывания не только вышеназванными наказаниями, но и наказанием в виде    
лишения свободы из расчета один день ограничения свободы за восемь часов        
обязательных работ. Можно с уверенностью предположить с учетом результатов      
проведенного эксперимента, что реальное количество случаев замены               
обязательных работ лишением свободы будет незначительным, поскольку Особенной   
частью Уголовного кодекса назначение наказания в виде обязательных работ        
предусмотрено только для лиц, осужденных, как правило, впервые за совершение    
преступлений небольшой тяжести. Уровень рецидивов преступлений у таких          
осужденных крайне невысок.                                                      
                                                                                
Кроме того, Министерством юстиции Российской Федерации направлен в              
Правительство России законопроект, принятие которого позволит уже в ближайшее   
время ввести в действие наказание в виде ограничения свободы. В этом случае у   
суда появится еще один вариант наказания в случае злостного уклонения от        
обязательных работ.                                                             
                                                                                
Следует также учесть, что срок введения в действие нормы о наказании в виде     
обязательных работ уже однажды переносился - с 2001 года на этот год.           
Дальнейшее промедление с введением в действие весьма нежелательно.              
                                                                                
В целях изучения реальных возможностей использования трудового наказания в      
виде обязательных работ Министерством юстиции Российской Федерации совместно    
с органами государственной власти и органами местного самоуправления,           
органами суда, прокуратуры, российскими неправительственными организациями и    
международными экспертами в 2000 и в 2003 годах проведен мониторинг рынка       
труда в шестнадцати субъектах Российской Федерации. Анализ показал, что         
осужденные к обязательным работам могут быть трудоустроены в основном в         
муниципальных организациях на работах по благоустройству территорий             
населенных пунктов, а также на работах, связанных со строительством,            
ремонтом, погрузкой, разгрузкой, оказанием социальной помощи инвалидам,         
престарелым и так далее. С учетом того, что осужденные будут выполнять эти      
работы бесплатно, потребность в них достаточно высока.                          
                                                                                
По предварительному прогнозу, количество осужденных к обязательным работам      
может составлять ежегодно до восьмидесяти тысяч человек, поэтому введение в     
действие данного наказания потребует увеличения штатной численности             
уголовно-исполнительных инспекций, укрепления их материально-технической базы   
и создания новых инспекций в районах, где они отсутствуют. Проектом             
федерального закона о государственном бюджете на будущий год, внесенным         
Правительством России в Государственную Думу, для уголовно-исполнительных       
инспекций предусмотрены дополнительные ассигнования на эти цели.                
                                                                                
Кроме того, в результате изменений в уголовном законодательстве, внесенных      
федеральным законом от 8 декабря прошлого года, нагрузка на                     
уголовно-исполнительные инспекции несколько снижается за счет происходящего     
сокращения численности осужденных к наказанию в виде исправительных работ.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Иванович.                                   
                                                                                
Содоклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и             
процессуальному законодательству Сергея Александровича Капкова. Пожалуйста.     
                                                                                
КАПКОВ С. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый     
нами проект федерального закона направлен на введение в действие положений      
Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса      
Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ. В статье 4          
Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской        
Федерации" и в статье 5 Федерального закона "О введении в действие              
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что   
положения этих кодексов о наказании в виде обязательных работ вводятся в        
действие по мере создания необходимых условий для исполнения данного вида       
наказания. В соответствии с названными нормами как раз и предлагается проект    
федерального закона "О введении в действие положений Уголовного кодекса         
Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации    
о наказании в виде обязательных работ". В связи с этим Комитет                  
Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и                
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять       
данный законопроект в первом чтении.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович.                            
                                                                                
Первое чтение. Вопросы к докладчикам, уважаемые коллеги, есть? Тогда просьба    
записаться.                                                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Спасибо, Сергей Александрович. Вы тогда сейчас будьте здесь, рядом.             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список записавшихся.                                      
                                                                                
Двое всего? Хорошо. Пожалуйста, Похмелкин.                                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Спасибо, Артур Николаевич.                                      
                                                                                
У меня вопрос к докладчику - Юрию Ивановичу Калинину.                           
                                                                                
Уважаемый Юрий Иванович, у меня, точнее, два вопроса.                           
                                                                                
Первый. Все-таки как быть с наказанием в виде ареста? Вы об этом ничего не      
сказали в вашем докладе.                                                        
                                                                                
И второй. Не кажется ли вам все-таки, что наказания в виде обязательных работ   
и ограничения свободы надо вводить в действие вместе? Ведь то, что сейчас       
предлагается - заменять обязательные работы лишением свободы, - это,            
согласитесь, не самый лучший вариант, хотя я понимаю, что другого просто нет,   
коль скоро ограничение свободы не действует. Не лучше ли, может быть,           
немножко подождать, но обеспечить их синхронное введение, чтобы мы не           
нарушали некую логику и систему наказаний, предусмотренную Уголовным            
кодексом?                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Иванович, пожалуйста.                                
                                                                                
КАЛИНИН Ю. И. Что касается ареста. Я полагаю, что сегодня обсуждается тема      
обязательных работ, но в принципе мы против меры наказания в виде ареста,       
потому что она излишне жесткая и не соответствует, в общем-то, даже цели        
наказания. Что это такое, когда впервые судимый за малозначительное             
преступление водворяется в камеру на срок до шести месяцев?! Это                
тиражирование криминалитета! Поэтому сейчас мы и просим поддержать нас в        
введении альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы.       
                                                                                
Что касается мировой практики - да, аресты краткосрочные вводились в            
Великобритании, в частности в Ирландии, и в Бельгии. На последних совещаниях    
Совета Европы и вот на встрече с английскими коллегами мы узнали, что они       
отказались от этого вида наказания, так как ничего хорошего в этом нет,         
только большой рецидив по этому виду наказания. И с учетом того, что, как       
правило, к арестам привлекаются молодые люди, зачем нам заносить заразу         
криминальную в среду нашей молодежи?                                            
                                                                                
Что касается замены. В прошлом году эта поправка в Уголовный кодекс была        
принята, и мы просим сегодня поддержать обязательные работы. Почему? Если мы    
сейчас опять протянем до принятия решения об ограничении свободы, у судов не    
будет альтернативы, тогда реально увеличится количество наказаний в виде        
лишения свободы в отношении той категории, которая будет подпадать под          
обязательные работы сегодня, а я вам сказал, что ее численность достигает       
примерно восьмидесяти тысяч человек. Поэтому я вас прошу поддержать. И          
поддержать также предложение об ограничении свободы, с которым мы выходим вот   
уже с января, все документы в правительстве.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Попов. Пожалуйста, Сергей Алексеевич, к кому вопрос?                            
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня вопрос к Юрию Ивановичу.                            
                                                                                
Юрий Иванович, скажите, пожалуйста, правильно ли я вас понял, что вам не        
нравится, Правительству Российской Федерации не нравится норма закона,          
действующего закона о наказании в виде ареста, и поэтому Правительство          
Российской Федерации не строит арестных домов, не выполняя тем самым            
соответствующие требования закона?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста.                                      
                                                                                
КАЛИНИН Ю. И. Вопрос не о вкусах, нравится или не нравится, мы говорим о        
целесообразности. Я вам еще назову такие цифры: если до принятия последних      
законов, изменивших уголовное законодательство и в целом уголовную политику,    
через тюрьмы России проходило около пяти миллионов человек, при                 
среднесписочном наполнении тюрем миллион восемьдесят - миллион сто тысяч,       
сегодня у нас за забором семьсот шестьдесят тысяч. Большое количество           
населения, прошедшего через тюрьмы, - это приводит к большой криминализации     
общества в целом, и арестные дома - это одна из составляющих. Поэтому не в      
деньгах дело, хотя и затратность большая, мы докладывали, какие миллиарды       
нужно вложить в строительство этих арестных домов, а у нас сегодня 60           
процентов следственных изоляторов разваливается, нужно там приводить всё в      
норму.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Двое. Пожалуйста, коллега        
Похмелкин. Потом Попов.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Конечно, надо    
этот закон принимать. Многие годы мы добивались того, чтобы вводились           
альтернативные виды наказания. И надо отметить, что правительство крайне        
долго работало над тем, чтобы подготовить к введению в действие положения о     
наказании в виде обязательных работ. Поэтому тут вопроса нет, но есть вопросы   
другие, на которые сейчас мы не получили должных ответов. На мой взгляд,        
министерство юстиции и правительство в целом фактически игнорируют принцип      
верховенства закона, поскольку, с одной стороны, не вносится никаких            
изменений и дополнений в Уголовный кодекс, направленных на исключение           
наказания в виде ареста, с другой стороны, ничего не делается для исполнения    
этого вида наказания. Согласитесь, ситуация, прямо скажем, двусмысленная, а     
точнее, мы сталкиваемся просто с проявлением правового нигилизма на самом       
высоком уровне, дальше так это оставлять невозможно. Юрий Иванович, уважаемые   
коллеги, правительство, разберитесь в конце концов, внесите необходимый         
законопроект, и можно обсуждать тогда - сохранять арест, не сохранять. Но       
так, как сейчас, когда скоро уже десять лет Уголовному кодексу и почти          
столько же Уголовно-исполнительному и ничего ни туда, ни сюда не                
сдвигается!.. Не дело исполнительной власти критиковать закон, или вносите      
изменения в законодательный орган, или, будьте добры, исполняйте.               
                                                                                
И второе. Я все-таки считаю совершенно неправильным устанавливать положение,    
при котором уклонение от обязательных работ заменяется сразу лишением           
свободы. Мы столкнемся с этим, особенно поначалу, когда будет применяться       
этот вид наказания. И конечно, надо обязательно форсировать введение            
ограничения свободы, которое, с одной стороны, все-таки является более тяжким   
наказанием по отношению к обязательным работам, но, с другой стороны, не        
таким суровым и не связанным с изоляцией гражданина от общества. Задержка с     
введением ограничения свободы - это тоже мне совершенно непонятно и внятному    
объяснению не поддается. Я бы считал, что эти два вида наказания надо вводить   
одновременно. Спасибо.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Попов Сергей Алексеевич.                                            
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я думаю, что данный закон непременно нужно поддержать.     
Дело в том, что очень важным является то, чтобы наказание в уголовном законе    
было соразмерным тяжести проступка, тяжести преступления. Вот очень часто мы    
удивляемся, почему судья достаточно большой срок дает условно. А у судьи в      
силу того, что правительство не исполняло закон, выбора просто нет - или        
заключение, лишение свободы, или условное, ничего больше нет, а та гамма,       
которую дает Уголовный кодекс, - судья просто не может ее использовать. Из-за   
этого получаются вот такие извращения закона, на которые, ясное дело,           
негативно реагирует и общественность, когда большой срок - пять, даже бывает    
десять лет - условно дают. В то же время я хочу обратить внимание, продолжая    
выступление депутата Похмелкина, на совершенно недопустимое положение, когда    
правительство считает возможным не исполнять федеральные законы. Из             
выступления Юрия Ивановича совершенно понятно, почему у нас не строятся         
арестные дома. Есть закон. Президент, принимая присягу, говорит о диктатуре     
закона. Диктатура закона, может, где-то и есть, но только не в правительстве,   
потому что правительство не вносит в бюджет средства на строительство           
арестных домов, не предлагает их строить, а потом говорят: мы считаем, что      
этого делать не нужно. Так обязано правительство исполнять закон или не         
обязано? И я не согласен с депутатом Похмелкиным Виктором Валерьевичем в том,   
что или-или. Правительство должно исполнять закон, пока он есть. Будет          
изменен закон, тогда можно будет и другой исполнять. Согласится с вами          
законодатель или не согласится, я не знаю, может быть, и согласится. Но вы      
уже почти десять лет его не исполняете. И я думаю, что на это нужно обратить    
внимание в постановлении Государственной Думы ко второму или к третьему         
чтению законопроекта и соответствующему комитету просто записать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, докладчики... Сергей Александрович, вы хотели, да?           
Пожалуйста, одна минута.                                                        
                                                                                
КАПКОВ С. А. Не во всем разделяя пессимизм коллег Похмелкина и Попова, хочу     
заострить ваше внимание на том, что данный законопроект предлагается принять    
в первом чтении и у коллег будет шанс внести свои поправки, свои предложения    
по законопроекту в комитет, когда мы начнем над ним уже намного плотнее         
работать вместе с правительством.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителей правительства и президента, я так понимаю, нет замечаний.      
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              423 чел.94,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    423 чел.                                          
Не голосовало                  27 чел.6,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.