Заседание № 21
О проекте федерального закона № 10217-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты прав граждан на общедоступное использование лесных ресурсов; внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, В. И. Кашиным, В. А. Купцовым, С. Н. Решульским, В. С. Романовым, П. В. Романовым, С. В. Собко, В. Ф. Рашкиным, А. Е. Локотем, О. Н. Смолиным, Т. В. Плетнёвой, В. И. Илюхиным и депутатом Государственной Думы четвёртого созыва М. М. Заполевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Владимира Ивановича Кашина. Пожалуйста, Владимир Иванович. КАШИН В. И. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, сегодня мы располагаем информацией о нарастании негативных тенденций в сфере лесных отношений. Это прежде всего массовые нарушения, связанные с незаконной рубкой, переводом лесных земель в нелесные, организацией лесных аукционов, а также ущемлением прав граждан на доступ к лесам и лесным ресурсам, прав коренных малочисленных народов, с переводом лесных земель, ещё раз это хочу подчеркнуть, в нелесные. В тех субъектах Российской Федерации, где лесная отрасль характеризуется доходной, экспортной ориентированностью, такие нарушения, по данным Генпрокуратуры, носят сегодня угрожающий характер. Так, на Дальнем Востоке удельный вес незаконно добытой древесины составляет 40 процентов от общего объёма легальных лесозаготовок. Незаконные рубки лесных насаждений в национальном парке "Лосиный Остров" и водоохранной зоне канала имени Москвы иначе как циничным вызовом обществу, трудно назвать. Вершиной безобразия в лесной отрасли являются состоявшиеся недавно аукционы по предоставлению в долгосрочную аренду лесных участков в Московской области. Генеральной прокуратурой выявлены факты злоупотреблений со стороны чиновников различных рангов и работников лесхозов Костромской, Нижегородской, Саратовской, Тверской, Ульяновской и других областей, где органами местного самоуправления участки лесного фонда незаконно выделялись под строительство различных объектов. В процессе реализации положений Лесного кодекса об аренде лесных участков в ряде регионов граждане лишились прав на доступ к лесам и лесным ресурсам. Недовольство местного населения вызвало также введение платы за сенокошение, выпас домашних животных. Изложенные факты и массовые обращения граждан во фракцию КПРФ породили настоящую законодательную инициативу. Рассматриваемый законопроект разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, с учётом постановления Конституционного Суда от 9 января 1998 года и направлен на обеспечение рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводство лесов, на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, свободный и бесплатный доступ граждан к лесам и их ресурсам. Законопроектом предусматривается внести следующие изменения в Лесной кодекс. В статье 1 предлагается изложить двенадцать принципов лесного законодательства в новой редакции. При этом такие принципы, как подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде, воспроизводство лесов, улучшение их качества, недопустимость использования лесов органами государственной власти, предлагается исключить из числа принципов лесного законодательства. Первые три понятия поглощаются таким принципом, как обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. Принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти - это предмет законодательства о государственном строительстве. Законопроектом предлагается дополнить Лесной кодекс статьёй 1-1, в ней даны определения основных понятий, применяемых в Лесном кодексе. Считаю необходимым обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что в действующем Лесном кодексе лес рассматривается как экологическая система или как природный ресурс. При таком определении лес не может рассматриваться как имущество, как объект гражданских прав, ведь экологической системой может быть отдельное дерево или куст, поэтому в законопроекте лес рассматривается как совокупность древесно-кустарниковой растительности и иной растительности, почв, животного мира и микроорганизмов. Это означает, что лес является сложным имуществом, имуществом особого рода. Законопроектом предлагается статью 5 изложить в новой редакции и в ней дать исчерпывающий перечень объектов лесных отношений. Далее. Статьи 6 и 7 предлагается изложить в новой редакции. В соответствии со статьёй 6 лесной фонд рассматривается как достояние многонационального народа Российской Федерации, используется и охраняется как основа его жизни и деятельности, как гарантия существования нынешних и будущих поколений. В статье 7 определены составные части лесного фонда, дано определение понятия "участки лесного фонда". Статья 8 также излагается в новой редакции, ею объявляется федеральная собственность на лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, предусматривается возможность передачи участков лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации на основании, подчёркиваю, федерального закона и запрещение передачи земель лесного фонда в собственность физических и юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Дополнением к статье 9 предусматривается запрещение на выкуп лесных участков по всем видам лесопользования. Статью 11 предлагается также изложить в новой редакции, в ней описан порядок осуществления конституционных прав граждан на общедоступное и бесплатное лесопользование. Дополнением к статье 23 предлагается закрепить статус лесничеств и лесопарков как первичного звена в системе управления использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. Согласитесь, как-то не здорово звучит определение лесничества как лесного участка. В статье 25 предусматривается уточнение названий видов лесопользования. Законопроектом предусматривается дополнить кодекс статьями 25-1 и 25-2. В этих статьях дано определение понятия "лесопользователь", предусмотрены права и обязанности лесопользователя. Надеюсь, что наличие такого перечня обязанностей - это гарантия включения их в условия договора об аренде лесного участка, других договоров лесопользования, включая обязательства по соблюдению прав граждан на общедоступное лесопользование. С целью защиты интересов бизнеса в этой статье предусмотрены также права лесопользователей. Дополнением к статье 35 предусматривается, что заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений гражданами для собственных нужд осуществляются свободно, бесплатно, за исключением случаев, когда такое лесопользование запрещено. Поправкой к статье 38 предлагается установить порядок предоставления лесных участков гражданам для ведения сельского хозяйства, сенокошения, выпаса животных и так далее для собственных нужд и закрепляется бесплатность лесопользования в этих целях. В новой редакции статей 44 и 46 предлагается установить порядок использования лесов для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, размещения и строительства гидротехнических сооружений, специализированных портов, а также размещения, строительства и эксплуатации производственных зданий по переработке древесины и иных лесных ресурсов. В новой редакции статьи 48 предлагается установить порядок лесопользования коренными малочисленными народами. Дополнением к статье 62 определяются сроки лесовосстановления по видам лесопользования. В новой редакции статей 81, 82 и 84 предложен перечень полномочий органов государственной власти, нацеленных, подчёркиваю, на эффективное управление использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, на обеспечение защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, свободный и бесплатный доступ граждан к лесам и лесным ресурсам. Ряд полномочий, которые не нуждаются в закреплении законом, исключены. Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 93 с требованием государственной регистрации прав аренды лесных участков. Законопроектом предлагается статью 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признать утратившей силу, потому что распоряжение лесными участками, находящимися в федеральной собственности, может осуществлять только Правительство Российской Федерации. Предлагается леса и многолетние насаждения отнести к недвижимому имуществу, восстановить пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса в прежней редакции. Законопроектом также предлагается в статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" расширить перечень документов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Предусматривается регистрация лесных участков в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заодно восстанавливается статус лесного участка как имущества сложного, как имущества особого рода. Предлагается внести в Земельный кодекс положение о возмещении потерь лесных ресурсов при переводе лесных земель в нелесные земли и использовании не по целевому назначению. Законопроектом также предусматривается внести в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" положение об обязательном проведении публичных слушаний. Уверен, что если бы в 2007 году такие публичные слушания проводились, то мы избавились бы от незаконного строительства различных объектов на землях лесного фонда, от незаконной рубки лесных насаждений в особоохраняемых территориях, водоохранных зонах, от ненужного недовольства граждан. Законопроектом предусматривается, что этот федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования. Уважаемые коллеги, по поручению большой группы авторов этого законопроекта я доложил основные наши изменения в действующий Лесной кодекс и хотел бы попросить всех своих коллег поддержать нашу законодательную инициативу: оставлять в таком состоянии сегодня законодательство, действующий Лесной кодекс просто нельзя. По этому поводу не раз высказывался в том числе и действующий руководитель страны, я имею в виду Владимира Владимировича Путина. Высказывался и вновь избранный президент, что этот закон самый коррупционный, самый несовершенный. И буквально вчера в "Комсомольской правде" действующий сегодня премьер товарищ или господин, ну, товарищ Зубков - мне это понятие ближе - также категорически высказался против действующего Лесного кодекса. Прошу ещё раз, уважаемые коллеги, поддержать нашу законодательную инициативу. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, для содоклада я приглашаю на трибуну члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александра Алексеевича Шиманова. ШИМАНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, законопроект предусматривает внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, а также в Гражданский и в Земельный кодексы, в федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об обороне", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". По мнению комитета, часть изменений, предлагаемых законопроектом, уже урегулирована Лесным кодексом, а часть изменений противоречит его концепции. Так, законопроектом предложена новая редакция статьи 1 Лесного кодекса "Основные принципы лесного законодательства". Законопроект дополняет указанную статью положениями о бесплатности общедоступного лесопользования, лесопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые хотя и не отражены в действующей редакции статьи, но по сути содержатся в статьях 11, 29 и 48 кодекса. При этом необоснованно исключаются из содержания статьи 1 базовые принципы подразделения лесов на виды по целевому назначению и установления категории защитных лесов, использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, недопустимости использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления. Далее. Законопроектом предлагается статью 5 "Понятие леса", статью 6 "Земли, на которых располагаются леса", статью 7 "Лесной участок" заменить соответственно статьями "Объекты лесных отношений", "Лесной фонд", "Земли и участки лесного фонда", дублирующими содержание статей 6, 7, 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации образца 97-го года. Комитет считает, что возвращение к идеологии Лесного кодекса 1997 года создаст коллизии лесного законодательства с гражданским и земельным законодательством, существовавшие до введения в действие новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации. Во-первых, возникнет проблема соотнесения понятий "лес", "лесной фонд", "участок лесного фонда" в предлагаемой законопроектом трактовке с понятиями "земельный участок", "категории земель", "земли лесного фонда", определёнными в земельном законодательстве. Во-вторых, вновь станет актуальной проблема применения гражданско-правовых подходов к регулированию имущественных отношений в данной сфере, так как лес, рассматриваемый в законопроекте как совокупность природных элементов, не может считаться объектом гражданского оборота. Предлагаемая законопроектом новая редакция статьи 8 Лесного кодекса также содержит внутреннее противоречие: часть 1 устанавливает федеральную собственность на лесной фонд, а частью 2 предусмотрена возможность передачи лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. Изменение редакции статьи 25 Лесного кодекса не может быть поддержано по следующим основаниям. Замена вида использования лесов "переработка древесины и иных лесных ресурсов" на вид использования "строительство и эксплуатация производственных зданий по переработке древесины и иных лесных ресурсов" необоснованно исключает из сферы регулирования Лесного кодекса предпринимательскую деятельность по производству лесоматериалов и иной продукции переработки лесных ресурсов. Кроме того, вызывает сомнение, что размещение, строительство и эксплуатация производственных зданий по переработке древесины и иных лесных ресурсов вне связи с деятельностью по производству соответствующей продукции может являться предпринимательской деятельностью, как это определено в новой редакции статьи 46 Лесного кодекса. Далее. Дополнение статьи 25 пунктами 14-1 и 14-2 нецелесообразно, так как общедоступное лесопользование граждан и использование лесов в местах традиционного проживания лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по сути являются не видом использования лесов, а правом на осуществление отдельных видов их использования. Например, общедоступное лесопользование включает в себя несколько видов разрешённой деятельности по использованию лесов, в частности заготовку и сбор пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов, любительскую и спортивную охоту и так далее. Также вызывает сомнение необходимость введения понятий "лесопользование" и "лесопользователи" - это новая статья 25-2, - поскольку в соответствии с концепцией действующего лесного законодательства использование лесов является родовым понятием по отношению к лесопользованию, в связи с чем применение именно этого понятия более полно отражает многообразие отношений, связанных с использованием лесных участков и лесных ресурсов. Предлагаемое законопроектом перераспределение полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления не учитывает состав полномочий, которыми указанные органы в настоящее время уже наделены. Законопроект, предлагая новую редакцию статей 81, 82 и 84 и не предусматривая изменения редакции статьи 83 Лесного кодекса, оставляет неурегулированным вопрос о том, какими органами государственной власти будут осуществляться такие важные функции государственного управления, как установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества, осуществление государственной инвентаризации лесов, осуществление государственного пожарного надзора в лесах, отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ, отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ. Далее. Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 93 Лесного кодекса, исключающего обязательность государственной регистрации прав собственности на лесные участки. В то же время статья 6 законопроекта предлагает дополнить лесными участками установленный Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечень недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Предусмотренное законопроектом признание утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса..." повлечёт пробел в правовом регулировании вопросов распоряжения лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Представляется нецелесообразным включение в перечень объектов недвижимого имущества, предусмотренный пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, лесов и многолетних насаждений. До принятия Лесного кодекса и Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" леса и многолетние насаждения признавались недвижимым имуществом. Определение в гражданском законодательстве леса как недвижимого имущества наравне с земельными участками создавало правовую коллизию, не позволяло корректно с правовой точки зрения индивидуализировать лесной участок как объект недвижимости. Исключение лесов из перечня недвижимых вещей существенно не изменило правовой режим лесных участков, так как действующая редакция статьи 7 Лесного кодекса определяет их как земельные участки, и права на них также подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Законопроект предлагает дополнить статью 58 Земельного кодекса Российской Федерации положением, согласно которому при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с пользованием лесным фондом, и при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесных ресурсов. Лесным кодексом виды деятельности, для которых ранее необходима была процедура перевода лесных земель в нелесные, признаются видами использования лесов наряду с такими традиционными, как заготовка древесины. При этом право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса принадлежит Российской Федерации. В связи с этим возмещение потерь лесных ресурсов утрачивает смысл. Кроме того, совершенствование земельного законодательства пошло по пути полного отказа от института возмещения хозяйственных потерь. Федеральным законом № 232-ФЗ от 18 декабря 2006 года исключены из действующего законодательства положения о возмещении потерь сельскохозяйственного производства, в том числе признана утратившей силу с 1 января 2008 года и статья 58 Земельного кодекса, в которую законопроект вносит изменения. На рассматриваемый проект федерального закона поступили отзывы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Комитет констатирует, что большинство их оформлено с нарушением требований статьи 26-4 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в связи с чем процессуально их нельзя принимать во внимание. На основании изложенного, а также с учётом замечаний, приведённых в заключениях Правительства Российской Федерации, комитета-соисполнителя (это Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям), Правового управления Аппарата Государственной Думы, комитетов Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и по делам Севера и малочисленных народов, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона № 10217-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации...". У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, докладчик и содокладчик выступили. Есть ли вопросы? Четыре вопроса. Давайте дадим возможность всем высказаться. Депутат Обухов, пожалуйста. ОБУХОВ С. П. У меня вопрос к Кашину Владимиру Ивановичу для начала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не для начала, а один только. ОБУХОВ С. П. Владимир Иванович, собственно, леса - в общефедеральной собственности. Что изменилось? Мы с вами знаем огромное количество примеров разбазаривания, расхищения. И вот последняя ситуация в Подмосковье с господами Абрамовичем и Шохиным, вот то, что у нас произошло в лесозащитной зоне Лосиного Острова, - кто отвечает? Леса вроде в общегосударственной собственности, в общенациональной, а кто несёт ответственность за всё это? И второй вопрос к вам, Владимир Иванович. Вот здесь высказывались якобы концептуальные возражения против вашего проекта о внесении изменений в Лесной кодекс. Как вы их оцениваете, насколько они серьёзны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович отвечает, да? КАШИН В. И. Может, комитет? Хотя и я могу тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К вам вопрос был. КАШИН В. И. Что касается того, кто отвечает. Леса сегодня объявлены федеральной собственностью, и, безусловно, через свои уполномоченные органы и через свои представительства в субъектах Федерации отвечают прежде всего представляющее государство правительство, министерство и, естественно, соответствующие службы, которые занимаются в министерстве подобными вещами. И если говорить о последних странностях, то уже понёс ответственность руководитель Мослесхоза, решается вопрос сегодня об ответственности руководителя федерального агентства. Но я хочу сказать о том, что это происходит лишь только потому, что объявление федеральной собственностью лесов, по большому счёту, является, как говорится, определённой ширмой, поскольку самого механизма владения, использования, причём эффективного использования, и управления лесами, по существу, сегодня нет, в том числе и в действующем Лесном кодексе. Поэтому мы статьями 81, 82 и 84 предусматривали как раз путём введения дополнительных механизмов возвращение к ответственности, истинной ответственности, правительства и служб, в том числе и в субъектах Федерации. Безусловно, за эти безобразия, ещё раз хочу сказать, несёт ответственность в первую очередь Правительство Российской Федерации. Но в данном случае ещё и ещё раз, я думаю, необходимо решать вопросы, которые сегодня, так сказать, провисают, с точки зрения дополнительных законодательных нормативов, которые министерство ещё не разработало и которые не приняты правительством, именно по усилению контроля за использованием этого национального богатства, потому что всего двадцать лет назад прибыль в казну государства от использования лесов была, по существу, на втором месте после прибыли от нефтегазового комплекса, а сегодня мы видим просто-напросто развал на всех направлениях в лесных отношениях - от его использования до лесовосстановительных работ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Локоть. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет. Включите ещё раз микрофон Кашину. В рамках трёх минут, отведённых на ответ. Не второй вопрос, а в рамках трёх минут отвечает на оба вопроса. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, закончилось время? Время закончилось. Тогда я даю слово депутату Локотю. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Я, прошу прощения, тридцать секунд промолчал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да, я вам дал уже слово. ЛОКОТЬ А. Е. У меня вопрос к обоим докладчикам. Известно, что со времени начала реформ наше основное богатство - лес - подвергалось и подвергается хищнической вырубке. Мы, депутаты-коммунисты, не голосовали за Лесной кодекс, поскольку и научная, и отраслевая общественность предупреждала, что Лесной кодекс в такой редакции только ухудшит ситуацию. Судя по Сибири, после введения в действие этого Лесного кодекса это действительно так: ситуация с вырубкой, я отмечаю, не только не стабилизировалась, а ещё и ухудшилась. Существуют ли какие-то цифры, показатели, статистика, а что происходит по стране у нас в этом отношении после введения в действие Лесного кодекса? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет первым отвечать? Депутат Кашин, пожалуйста. Потом комитет. КАШИН В. И. Я хочу сказать, что да, есть сегодня определённая статистика и недавно получили депутаты материалы из Генеральной прокуратуры, где чёрным по белому написано обо всех тенденциях, причём тенденциях устойчивых, по массовым нарушениям в лесу, и в первую очередь это касается нелегальных вырубок деревьев. Здесь тенденция устойчивая. А в лесных районах их число зашкаливает, то есть в два раза увеличилось количество этих нелегальных рубок. Я вот называл цифру по Дальнему Востоку - 40 процентов, а есть регионы, где за 2007 год в два раза увеличилось число этих нелегальных рубок. Но речь идёт не только об этих безобразиях с нелегальными рубками, а обо всём комплексе тех массовых нарушений, о которых я говорил. И вот в этой части я хотел бы ответить ещё Сергею Павловичу. Что касается концептуальных возражений докладчика и комитета, конечно, по большому счёту, те вопросы, которые затрагивались в докладах, не носят концептуальный характер, и мы легко можем в этом плане найти компромисс. А речь идёт, по большому счёту, о главных вопросах. Речь идёт о том, что мы своим законом как бы восстанавливаем ответственность государства за состояние лесов, мы возрождаем и укрепляем федеральную собственность через государственную собственность, мы решаем вопросы общедоступного лесопользования и конституционных прав наших граждан на бесплатное лесопользование, мы решаем вопросы бесплатного лесопользования в отношении крестьянства и прочее. Ни одного концептуального вопроса, где бы мы расходились в принципе, от докладчика я не услышал. Да и мы, когда выстраивали этот законопроект, не хотели как-то конфликтовать с тем законом, который сегодня действует. Дело в том, что раз объявлена федеральная собственность, то её просто надо укреплять. И в этом ключе мы вписываемся в принципе в концепцию существующего Лесного кодекса, лишь только его пополняем, восполняем те пробелы, которые есть. И я убеждён, что включение этих новых статей, поправок, изменений в статьи позволило бы как раз решить комплексно вопросы через законодательную инициативу в целом и исключить из нашей практики этот массовый негатив. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Виктор Андреевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к представителю комитета. Вот вы в своём выступлении сказали и в заключении комитета говорится, что все отзывы субъектов Федерации, которые поступили, якобы оформлены с нарушением требований каких-то и их нельзя принимать во внимание. Законопроект серьёзно затрагивает интересы субъектов Федерации. Вы, пожалуйста, ответьте, сколько было этих отзывов и хотя бы о чём в них шла речь, потому что принимать решение по такому серьёзному законопроекту без учёта мнения субъектов Федерации неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич. ШИМАНОВ А. А. Вопрос понятен. Я хочу сказать вам, что поступило всего двадцать шесть отзывов от субъектов Российской Федерации. Отзывы органов законодательной власти: за то, чтобы поддержать данный законопроект, - три, против - пять. Органы исполнительной власти: поддерживают два субъекта, против высказываются семнадцать. Но подчёркиваю: ни один субъект не выполнил нормы Регламента, в соответствии с которыми их мнение можно было бы учитывать в нашей работе. Всё-таки большинство негативно восприняло данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гончар, ваш вопрос. ГОНЧАР Н. Н. У меня вопрос к комитету. Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете ту норму нового, недавно принятого Лесного кодекса, в соответствии с которой оказалось возможным ликвидировать лесхозы? Когда этот вопрос обсуждали, ваш покорный слуга вносил поправку, запрещающую делать это, и в качестве аргумента здесь, в Думе, говорил, что это создаст управленческий хаос, из-за которого, судя по опыту 90-х годов, разворовать леса будет значительно проще. Вот сейчас произошло то, что произошло. Мы знаем цены аукционов, мы знаем количество заявок, мы знаем, что уже сегодня на рынке появились участки, которые были приобретены по тысяче рублей за сотку на аукционах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Шиманов. ШИМАНОВ А. А. Хороший вопрос. Я отвечу следующим образом. Мы с вами знаем, что нарушения и в лесном законодательстве, и в любой другой сфере у нас были и десять лет назад, и пять лет назад, а вот то, что количество уголовных дел и количество правонарушений, вскрытых правоохранительными органами, сегодня значительно увеличилось, - это говорит о том, что порядок в сфере лесопользования наводится. И тот хаос, который возник после введения в действие нового Лесного кодекса, сегодня практически во всех субъектах преодолён, а для борьбы с теми нарушениями, которые происходят, существуют правоохранительные органы. Мы полагаем, что в рамках действующего Лесного кодекса все эти вопросы решаются легче, чем предлагают инициаторы этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Алексеевич. Уважаемые коллеги, вопросы все заданы. Есть ли желающие выступить? Есть желающие, вижу две руки. Депутат Жириновский и депутат Гончар - и подводим черту. Прошу прощения, ещё депутат Комарова. Три депутата. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я выступаю уже седьмой раз и понимаю, что это может вызвать неодобрение: один и тот же человек... Но я почему это делаю? По многим позициям можно согласиться с членами фракции КПРФ, но они не хотят понять определённого формата наших законов. Вот мы сегодня не приняли несколько законопроектов, за которые выступала фракция КПРФ. Почему? Потому что есть монополия на власть у одной только партии, а мы с вами этих полномочий не имеем. Вот то же самое и в лесном хозяйстве. Это очень хорошо - полностью государственная собственность, точнее, федеральная (если по-старому, то государственная), но государство - это чиновники. И вот сейчас горят как раз федеральные леса: по всей стране огромный пожар, тысячи гектаров, десятки миллиардов рублей убытки ежегодно. Сгорает как раз бесхозный лес, государственный лес. И это длится в Российском государстве столетиями. Я уже вам рассказывал, что я внук фабриканта. Фабрика моего дедушки стоит в лесу под Ровно сто два года, и лес не исчезает, а заготовка леса идёт около фабрики: срубают деревья, делают пиломатериалы, картон, фанеру и так далее. Сто два года полный порядок! Никогда фабрика не останавливалась, всегда хорошая зарплата, и лес стоит. Почему? Потому что сотни лет существует институт частной собственности и сотни лет существует культура самых необразованных рабочих: они же знают, что если они уничтожат лес или фабрику, то у них не будет работы и доходов. Вот это их и обязывает и фабрику беречь, и лес вокруг беречь. А губернатор Забайкальского края издал в этом году специальное распоряжение: не входить никому в лес. Всё равно входят, потому что люди не хотят беречь ничего: это не их собственность, они входят в обычный государственный лес, устраивают пикник. Или крестьяне в лесных посёлках близко к лесу жгут траву, чтобы быстрее выросла новая трава, так как нечем кормить скотину. Вот наша культура сельскохозяйственного производства. Это всё государство: никогда Россия не могла достичь успеха... Мы, как вооружённый отряд, партизаны русские, стоим в лесу и лес не можем использовать, и никого не пускаем к себе. Не пускаем правильно, это наша земля, но использовать-то тоже не можем. Конечно, есть ошибки в законодательстве, и в советском, и в нынешнем, но не выполнялось ни советское законодательство о лесе, ни нынешнее. И все эти аукционы - это ведь тоже лазейка. Вас просто не допустят к аукциону, и выиграет тот, кто даст больше денег чиновнику - организатору аукциона. Но и это не спасает, к сожалению. Поэтому и проблемы наши. И это очень важная отрасль, потому что уже практически вырублены леса Африки и Латинской Америки, и это наше очень большое богатство. Пётр I специальную государственную службу создал по лесу. У нас не было такого количества министерств при Петре I, как сейчас, но по лесу была госслужба. А мы сейчас загнали её в Минприроды. Ну что это такое?! Должно быть вот то мощное советское министерство лесного хозяйства обязательно, и, конечно, по максимуму надо разрешать частную собственность: пусть строятся, пусть живут там. Ведь нас с вами обманут: если скажут, что это государственный лес, они его сожгут, это будет земельный участок, и они его возьмут за копейки. Или леса поджигают из соседней страны, зная, что горелый лес дешевле намного. Итак, поджигают наши (пикник, туристы, сухая трава для корма скота, просто из хулиганских побуждений) и поджигают те, кто хочет вывезти дешёвый лес, ибо им нужен ствол: ствол не горит, горят ветки, кора, а сам ствол остаётся. Вот за копейки и везут. Кто нам мешает прекратить вывоз? Мы так не остановим пожары, надо прекратить вход в лес, наказывать строго и прекратить вывоз, тогда не будут поджигать. Но тогда получается, что он гниёт, потому что у нас нет достаточного количества деревоперерабатывающих предприятий. Вот это у нас с вами проблемы! А мы друг друга пинаем по законодательству - один термин, другой: лесные угодья, лесное хозяйство, лесной участок, лесные отношения - и друг друга шпыняем: правильно, неправильно, соответствует... Гражданский кодекс, Земельный... А по сути-то мы все правы и все не правы, потому что это огромное богатство, огромное. Ведь мы завтра можем обрушить экономику Финляндии, и она будет очень ласково относиться к России, потому что полностью сырьё из нашей страны. Свой лес они берегут - красивые места отдыха, просто для красоты, а у русских бесхозяйственных - вывози! Из Карелии вывезли лучшие сорта леса! Что, там лесников не было, губернатора, депутатов не было, ФСБ не было, МЧС? Наплевать им всем было на это! Лучшие породы вывезли к себе шведы, шведское совместное предприятие. Вот вам совместные предприятия тоже: вроде бы иностранцев пускаем, у них культура высокая в этом деле. Ну и что они делают? Грабят нас! То есть мы сами виноваты, потому что нет хозяина, потому что надо обязательно создавать условия. Пускай это будут какие-то кооперативы и леспромхозы, но чтобы был хозяин от имени государства, от имени крестьян, проживающих там, каких-то поселений и чтобы всё это эксплуатировать в нашу пользу. Ведь сколько богатств! Мы бы могли экспортировать дары русского леса. Самое лучшее было бы питание: и грибочки, и лесная ягода. Этого нет нигде в мире уже, потому что все леса погибли, все реки загажены. К нам туристы не едут, потому что боятся, и мы не можем даже себе на стол подать богатства русского леса. У нас скоро останется книга Леонова "Русский лес" - всё, книжка есть, а леса нет. Вот вам, пожалуйста, Подмосковье - внаглую за копейки продают этот самый государственный лес. Почему на него много охотников? Потому что по себестоимости. При советской власти всё стоило копейки, и вот за эти копейки за советские они до сих пор ещё покупают этот лес. Они сохранили инструкции, сохранили оценку. Мы должны произвести оценку всей земли и всех наших насаждений, всех ресурсов - вот наша задача! Тогда мы будем знать, если кто-то купил, сколько у него должно быть денег, чтобы купить такой огромный кусок леса. А они покупают только для перепродажи. Покупают за те самые советские деньги, по себестоимости, которая практически ничего не означала. В этом наша с вами ущербность! Мы сегодня сравниваем частный сектор русский, говорим, что он неэффективный, потому что это ещё не частники, это ещё хулиганы, это ещё бомжи в частном секторе, которые только хватают, портят и вывозят. И тогда у коммунистов создаётся впечатление, что новые законы о земле и о лесе наносят ущерб. Люди наносят ущерб, не закон! Наши необразованные, бескультурные пользователи, которые не хотят, не умеют... им бы только грабить собственную страну и деньги вывозить за рубеж. Должны быть лесные биржи, должна быть охрана. Ведь сейчас горят леса. Я приезжаю и говорю: "Вот лес горит, почему не спасаете?" - "А это пусть МЧС, у них вертолёты, самолёты". И они не знают до сих пор, кто из них должен спасать: местная пожарная охрана или региональные структуры МЧС. Они даже не могут разобраться, кто из них должен спасать лес. Моментально летят спасать лес в Грецию, в Италию, в Испанию. Зачем туда летим? Зачем они, все эти министры, сейчас на съезде "ЕДИНОЙ РОССИИ" находятся? Им там находиться нужно, в гуще леса, который горит, - министру по чрезвычайным ситуациям и министру по природным ресурсам, а они где? Их-то не видно. Губернаторов покажите, их лица, - должен быть ужас на лице, когда сгорает столько леса на такие огромные деньги. Поэтому ведь дело-то не в том, какой лучше кодекс - советский или новый, который приняли десять лет назад, - хозяина нет! Хоть при том кодексе, хоть при этом кодексе... Партизанам у нас было хорошо. Единственное, для чего у нас лес создал условия великолепные, - для партизан. Это одна из причин проигрыша немецкой армии. В Европе нет лесов - там не было партизанских отрядов. Наши ушли в леса, и их не найти там, глухомань русская - и пожалуйста: полностью нарушены тылы немецкой армии, она так не умеет воевать. Вот это мы можем, то есть в условиях войны нам лес помогает. Или Иван Сусанин: завёл бедных поляков в глухомань и сам утонул в болоте, а бедные поляки до сих пор не могут прийти в себя - зачем их завели в костромские глухие леса? Вот это нужно выработать нам - надо, чтобы использовали день и ночь... "У нас бедные". Да не бедный у нас народ - бездельник наш народ! Не даём возможности ему работать. Столько лесов, он бы вкалывал там каждый день - мы ему это запрещаем, по рукам бьём, а мафия скупает и сидит дома с бумагами. Это его лес, но он тоже там ничего не делает. В этом проблема - что не даём возможности гражданам работать. Он не знает, не умеет и приходит туда только на пикник, а когда напился - оставил костёр и ушёл. И теперь на миллиарды горит, и никто пожар не остановит, никто не несёт ответственности, потому что это ничьё горит-то. При царе были частник, объездчик - никогда не горел частный лес. Объездчики на лошадях постоянно объезжали небольшой участок помещичьего леса. Да, может быть, там не могли крестьяне грибы собирать, орехи и так далее, но лес-то сохраняли. В другом месте это можно сделать, организовать надо заготовительные компании... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончились десять минут. Пожалуйста, депутат Комарова... А, депутат Гончар, пожалуйста. Да, в этой последовательности я объявлял. ГОНЧАР Н. Н. А какая бы последовательность ни была, уважаемые коллеги, опыт - критерий истины, и то, что произошло в декабре, январе и, последнее событие, марте, 13 марта, в лесопарковом защитном поясе города Москвы (а он в советское время так назывался), - это, в общем, в определённом смысле итог реализации отдельных положений принятого нами Лесного кодекса. Мы принимали его не с закрытыми глазами, нас предупреждали, что именно это произойдёт. Для меня эта ситуация не была откровением: когда стали предупреждать, что скоро в Госдуму внесут предложение о показателе плотности населения, уже было понятно о том, что и откуда хотят украсть. И точно - через неделю появляется это предложение, вот оно, пожалуйста. Начиная с 1992 года вокруг лесопаркового защитного пояса Москвы ходили люди, которые потирали потные ручонки и прикидывали, сколько на этом можно украсть. Пришлось взять пятнадцатилетнюю паузу, увы. То, что сейчас произошло... Я не хочу тратить время на оценки, потому что ни секунды не сомневаюсь - тому, что произошло, обязательно будет дана правовая оценка и политическая оценка. В конце концов, люди, которые принимали в этом участие, имеют фамилии, имена и отчества, их родные и близкие, принимавшие в этом участие, тоже имеют, и всё это обязательно будет опубликовано. Вот какая-то иллюзия, может быть, у кого-то, что сейчас шум пройдёт. Нет, не пройдёт этот шум. Уже сейчас на участках, переданных в аренду, - в условиях ликвидации лесхозов не успели просчитать количество стволов, и уже появился порубочный билет, который три месяца не выдавал Мослесхоз, - рубятся деревья, но одновременно, слава богу, те, кого не допустили до аукционов, ведут прямую видеосъёмку того, как, кто и почему это делает. Хочу сказать следующее: одной из причин... я уже сказал про поправку, которая вывела из-под действия общей нормы подмосковные леса и ещё в Чечено-Ингушетии. Есть и второй вопрос - это ликвидация лесхозов. Повторяю, руководители лесхозов Московской области открытым текстом говорили, для чего это делается, и в одной из подмосковных газет была опубликована статья в сентябре, в которой описывалось то, что произойдёт. Коллеги, не поленитесь сравнить: оценка - тысяча рублей сотка, и уже сейчас на рынке появились участки, цена которых, по оценке, составляет 230 тысяч рублей. Разница в 230 раз! Повторяю: слава богу, это обязательно будет раскрыто и каждому будет воздано по заслугам. У меня одна большая просьба к авторам, если они могут это сделать. Как вы понимаете, сейчас этот законопроект принят не будет. Я обращаюсь прежде всего к коллеге Кашину. Я не знаю, имеете ли вы полномочия от своих коллег, но можно было бы, да и нужно было бы, с моей точки зрения, сейчас этот законопроект снять с обсуждения. Потому что, уверяю вас, после того как поручение Зубкова Минприроды выполнит, - насколько я знаю, письмо от Трутнева уже в аппарате правительства, - после того как даст полный набор заключений прокуратура, - а 25 апреля Счётная палата рассматривает этот вопрос, именно по Московской области, именно по этим фактам, - я думаю, что тогда аргументов и у вас, и у тех, кто вас поддерживает, будет больше. В противном случае, если сейчас мы проголосуем, дальше нам очень сложно придётся, надо будет объяснять: как же так, уже зная, что произошло, имея возможность это поправить, мы этой возможностью, к сожалению, не воспользовались. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Комарова, пожалуйста. КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, к сожалению, законопроект не о том, что чём говорил здесь Владимир Иванович, и ещё меньше о том, о чём говорил сейчас коллега Гончар. Ну нельзя так тратить своё собственное время, вот таким образом неконструктивно и непродуктивно работая! Уважаемый Николай Николаевич, законопроект совершенно не о том, о чём вы сейчас рассказывали. А в отношении лесхозов хочу вам сказать следующее. Вот если говорить о прежнем Лесном кодексе, то именно в соответствии с ним без аукционов, то есть вообще, можно сказать, бесплатно, раздавались лесные участки, на которых произрастали самые ценные породы лесов: за 3 рубля один гектар на сто лет безо всякой ответственности арендатора за то, что происходило на таком лесном участке. А в отношении лесхозов давайте... Одно слово, я напомню вам, что именно с помощью лесхозов и, к сожалению, в силу закона, не потому, что там работали плохие, нечестные люди, а в силу закона одной и рукой, так сказать, лесхозы вырубали леса, заготавливали, демпинговали на рынке, продавали эту продукцию за бесценок, потому что она доставалась им за счёт бюджета, эта продукция, - мы заготавливали чуть ли не половину объёма в Российской Федерации именно силами лесхозов, - а другой рукой выписывали или не выписывали лесорубочные билеты. Понятно, за какие услуги можно было получить лесорубочный билет, а за какие не получить его. В отношении самого законопроекта... Прошу вас вернуться к обсуждению этого законопроекта. Владимир Иванович абсолютно прав в том, что нужно наводить порядок в стране, и в том числе в лесных отношениях, но, к сожалению, законопроект на эти вопросы не ответил. Возьмём пункт 1 статьи 1 законопроекта, где перечень принципов дополняется принципом бесплатности лесопользования. О каком же порядке в лесных отношениях мы говорим, вводя бесплатность пользования лесами для организаций, которые занимаются коммерческой деятельностью? Мы же прекрасно понимаем, что через три минуты под вывеской сельхозорганизаций придут в лес соответствующие товарищи или господа, кому как, и будут заготавливать древесину, а мы будем считать, что оказываем поддержку неким сельскохозяйственным организациям. Так было. Мы хотим, чтобы это продолжалось? Это порядок? Напротив, считаю, напротив, это просто-напросто узаконивание нерационального использования леса. Или пунктом 5 статьи 1 законопроекта, по существу, признаётся утратившей силу норма, в соответствии с которой лесное законодательство распространяет своё действие на любые леса, независимо от их принадлежности к той или иной категории земель. На наш взгляд, неправомерно ограничить действие лесного законодательства только лесами, отнесёнными к землям лесного фонда. Что, остальные деревья, которые не на земле лесного фонда, а, например, на земле сельхозназначения или земле обороны произрастают, не нуждаются в охране, защите, воспроизводстве? Нуждаются. Именно поэтому в действующем Лесном кодексе эта норма сегодня существует. Так это порядок или беспорядок? Или порядок, когда у нас уголовным преступлением считалось, только когда вырубались деревья особо ценных пород? А именно этот Лесной кодекс, действующий Лесной кодекс, распространил своё действие на все лесные насаждения, независимо от земель, на которых они произрастают, и защищаются они и Уголовным кодексом в том числе от преступлений, которые совершаются в отношении леса. И ни в коем случае, Владимир Иванович, ну это абсолютно понятно, возвращением нормы о том, что лес является имуществом, мы ни в коем случае не будем способствовать закреплению норм действующего Лесного кодекса о том, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Ведь и в прежнем кодексе, и в сегодняшнем кодексе - и вы это отметили совершенно справедливо - лес рассматривается как совокупность земель, лесных растений, диких животных, других элементов природы. В связи с этим Лесной кодекс Российской Федерации (статья 5) специально указывает, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов должно осуществляться исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Что касается гражданского оборота, то лес не может быть его объектом исходя из того, что я сказала выше. И вы точно так же относитесь к этому определению, поскольку не является он вещью. Таковым в лесной сфере выступает только земельный участок или лесные насаждения, когда речь идёт о заключении договоров на реализацию лесных насаждений. И, подводя черту, хочу сказать вам, что возможность указывать на несоблюдение лесного законодательства сегодня говорит о том, что нормы Лесного кодекса востребованы, что, используя нормы действующего Лесного кодекса, мы можем призвать к порядку и ответственности тех, кто позволяет себе нарушать лесное законодательство. И именно чёткость этих норм позволяет реагировать на эту ответственность и приводит к тому, что наказание за нарушение лесного законодательства становится неотвратимым. И у судов, и у прокуратуры, и у граждан Российской Федерации есть все основания призвать к ответу тех, кто пытается такого рода нарушения в жизни своей или в коммерческой деятельности допустить. Я предлагаю не поддерживать этот законопроект, а совершенствование лесного законодательства с целью наведения порядка в лесных отношениях продолжать всем вместе независимо от партийной принадлежности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Настаивает. Пожалуйста, депутат Кашин. КАШИН В. И. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я коротко хотел бы сказать несколько слов в связи с выступлениями, и в первую очередь Натальи Владимировны. Дело в том, что, конечно, мы этой законодательной инициативой наводим порядок в лесу. Мы с вами сегодня хорошо понимаем, что этих безобразий не было бы, подчёркиваю, если бы было восстановлено в лесном законодательстве публичное начало, если бы мы восстановили конституционные нормы приоритета участия наших граждан, наших избирателей в решении тех вопросов, которые возникают в лесных отношениях, и в первую очередь речь идёт о проведении аукционов, о переводе лесных земель в нелесные. Не было бы, я вас уверяю, того, о чём мы сейчас говорим, ни в Московской области, ни в других регионах. Ведь когда на Лосином Острове за ночь вырубили 1,2 гектара, тут же была создана общественная организация, но силовые структуры, вся власть сегодня всё делают для того, чтобы они не защитили это уникальное сокровище, пытаются встать на сторону тех, кто является грубым нарушителем. И поэтому в первой статье, главное, мы выписали эти двенадцать принципов, которые восстанавливают конституционные права граждан. И уверяю, если бы эти принципы действовали в сегодняшнем Лесном кодексе, совершенно другая была бы ситуация. Мы говорим и об изменениях в Гражданский, в Земельный кодексы. Изменениями в Лесной кодекс мы восстанавливаем лесное законодательство. Ведь действующий сегодня Лесной кодекс - так наука, все специалисты говорят, - по существу, ликвидировал лесное законодательство, он встроен в Гражданский, в Земельный кодексы. Наталья Владимировна, вы говорите: лес отдельно - земля отдельно. Вам же уже сказали наши академики: вы превратили лес в поле для выращивания картофеля и редиски. Этого же нельзя делать! Вы же сами говорите об экологической системе. Мы говорим о совокупности древесно-кустарниковой растительности, травянистой растительности, животного мира, микроорганизмов, почвы, а вы разделяете это всё. Это непорядок, и именно из-за этого происходят во многом все безобразия. По большому счёту, когда мы говорим о бесплатном лесопользовании, разве мы говорим о коммерческих каких-то структурах и организациях? Мы говорим о лесных деревнях, мы говорим о выпасе скота, который в лесу традиционно всегда был, мы говорим об использовании дров на отопление, там газа нет в деревнях, мы говорим о других явлениях, в том числе и о сенокошении, при чём тут бизнес? При чём тут другие вопросы? Это же естественная жизнь лесной деревни. И преподносить это так, что якобы мы в данном случае говорим о том, чтобы не было прибыли и прочее... Нет, наоборот, мы говорим как раз о системах управления, о рациональном использовании, о лесовосстановлении, мы выстроили перечень лесопользователей в наших поправках, где всё это предусмотрели и расписали. Именно эти блоки, статьи 25-1 и 25-2, выстроили недостающий в Лесном кодексе провал и дают право как раз лесопользователю с точки зрения выполнения всех тех нормативов, о которых мы говорим, включать в договора эти вещи, в том числе и сроки лесовосстановления. Почему же вы говорите, что мы не наводим этими подходами порядок в лесу? Наоборот, наводим порядок в лесу, мы возвращаем государство к ответственности за среду, место обитания людей. Разве это не конституционная норма?! Сегодня Владимир Вольфович говорит: а вот и государственные горят... Так, Владимир Вольфович, вы же знаете, у нас и здания горят, и делают это специально, чтобы потом пришли туда эти новые русские, или как их назвать, может, и нерусские, схватить это всё и снова выстраивать свой бизнес и так далее, и тому подобное. Это же из этой сферы схемы. А по большому-то счёту, если бы государство вернулось к ответственности за соблюдение конституционных норм, за соблюдение Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации", тогда, убеждён, не было бы этих вопросов. Вот выгнать одного-двух министров, под суд серьёзно отдать - а мы что делаем? Посмотрите, сейчас вот с Адамовым: признали его виновным и взяли выпустили из тюрьмы. Так и здесь. Зря вы думаете, Николай Николаевич, что тут что-то произойдёт. Ничего особого не произойдёт! Только если мы вернём публичность в наше законодательство, если мы сами будем защищать свои конституционные права, вот тогда это произойдёт. А так эти люди, как раз те, правильно говорите, для которых и была обездолена Московская область... Я здесь несколько раз выступал и говорил: да кадры в Московской области уникальные, все лесхозы были прибыльные. Сегодня все до одного лесхозы в Московской области убыточные. В любой лес зайдите - там же никто, там нога человека уже не ступает, лес мёртвый становится, туда не подышать зайти, а заболеть только. Ведь вот к чему приводит этот Лесной кодекс. И мы упираемся! И говорим, что это не политическая разборка. Это политическая расправа, потому что мы говорили же... И не только Кашин это говорил, рядом вся лесная наука сидела, бывшие министры, сегодняшние академики, есть соответствующее заключение академии наук. Ну что мы, в конце концов, не хотим делать то, что надо, чтобы спасать русский лес? Ничего другого мы не хотим! Мы с уважением относимся к каждому из сидящих здесь, с полным уважением, истинным, сердечным уважением, и ничего не хотим другого, кроме как сделать добро для нашей страны. В данном случае речь идёт о судьбе всего народа. Это экологический донор. Это ресурс продовольственный, это ресурс финансовый, это мировой ресурс экологический, в конце концов. Так давайте... Ещё раз, Олег Викторович, я просил бы, чтобы вы поддержали нас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 24 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.