Заседание № 341

16.02.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1021316-7 "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (об исключении "минимального размера оплаты труда" из положений ГК).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1517 по 1561 из 5718
3-й вопрос нашей повестки - блок законопроектов, рассматриваемых в третьем      
чтении, - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 226 части   
первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской          
Федерации". Доложит Рафаэль Мирхатимович Марданшин.                             
                                                                                
Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович.                                               
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект           
предусматривает внесение изменений в статьи Гражданского кодекса Российской     
Федерации, в которых размер стоимости вещи определяется через минимальный       
размер оплаты труда. В случае принятия данного закона будет уточнено, что       
минимальный размер оплаты труда должен применяться для регулирования оплаты     
труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по        
беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального          
страхования, а применение минимального размера оплаты труда для других целей    
допускаться не будет.                                                           
                                                                                
Данный законопроект был принят во втором чтении 9 февраля текущего года. К      
третьему чтению проведены все необходимые экспертизы, законопроект готов для    
принятия в третьем чтении.                                                      
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует        
Государственной Думе принять данный законопроект в третьем чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, от фракций есть желающие по мотивам    
высказаться? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 3 нашей повестки, третье       
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 339

09.02.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1021316-7 "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (об исключении "минимального размера оплаты труда" из положений ГК).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3226 по 3255 из 5386
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 226       
части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской    
Федерации". Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин.                         
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект          
направлен на исключение понятия минимального размера оплаты труда из            
положений Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный законопроект был    
принят Государственной Думой в первом чтении 23 декабря прошлого года, ко       
второму чтению поправок к данному законопроекту не поступило, в связи с чем     
Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает         
Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование: принять во втором чтении         
проект закона.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        

Заседание № 333

23.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1021316-7 "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (об исключении "минимального размера оплаты труда" из положений ГК).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7360 по 7505 из 8789
48-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 226      
части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской    
Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря -   
заместителя министра юстиции Андрея Викторовича Логинова.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему         
вниманию предлагается названный проект федерального закона. Согласно статье 3   
закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда     
применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по    
временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей   
обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей при     
этом не допускается. Между тем Гражданским кодексом этому институту много лет   
назад был придан более широкий смысл: МРОТ используется в отдельных статьях     
для определения размеров сумм по гражданско-правовым обязательствам. В связи    
с этим в целях устранения противоречий в статье 3 закона "О минимальном         
размере оплаты труда" законопроектом предусматривается внесение изменений в     
ряд статей Гражданского кодекса в части замены содержащихся в них указаний на   
МРОТ указаниями на конкретные денежные суммы в рублях. Речь идёт о следующем.   
                                                                                
Первое. Установление предельной стоимости брошенной вещи для обращения её в     
собственность владельца объекта недвижимого имущества, на котором находится     
данная вещь. Законопроектом предлагается в данной норме ссылку на пять МРОТ     
заменить на сумму 3 тысячи рублей, принимая во внимание наличие в Гражданском   
кодексе аналогичных норм, ранее содержавших ссылки на пять МРОТ, которые были   
заменены впоследствии на сумму 3 тысячи рублей.                                 
                                                                                
Второе. Сегодня договор хранения дорогостоящей вещи, заключаемый между          
гражданами, требует соблюдения письменной формы в случае, если стоимость        
передаваемой на хранение вещи превышает десять МРОТ. Принимая во внимание       
другие нормы ГК, в которых ранее содержались аналогичные указания, в качестве   
дорогостоящей законопроектом предлагается считать вещь, стоимость которой       
превышает 10 тысяч рублей.                                                      
                                                                                
И согласно статье 899 при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять   
обратно вещь, переданную на хранение, хранитель - по общему правилу - вправе    
после письменного предупреждения самостоятельно продать вещь по цене,           
сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи, по оценке, превышает сто   
МРОТ, продать её с аукциона. Имеющаяся судебная практика свидетельствует, что   
расходы хранителя на продажу вещи с аукциона являются значительными. В целях    
обеспечения возможности их компенсации в законопроекте предлагается ссылку на   
стократный МРОТ заменить суммой 50 тысяч рублей.                                
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина.                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!              
Законопроект, которым предусматривается внесение изменений в статьи             
Гражданского кодекса Российской Федерации, где определение размера стоимости    
вещи определяется через минимальный размер оплаты труда, рассмотрен Комитетом   
по государственному строительству и законодательству.                           
                                                                                
Хотелось бы отметить, что согласно статье 3 Федерального закона "О              
минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда               
применяется, как уже было сказано докладчиком, для регулирования оплаты труда   
и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по              
беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального          
страхования, применение минимального размера оплаты труда - в соответствии с    
этой нормой - для иных целей не допускается. Согласно статье 5 Федерального     
закона "О минимальном размере оплаты труда" исчисление платежей по              
гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от              
минимального размера оплаты труда, осуществляется исходя из базовой суммы,      
равной 100 рублям. Таким образом, ссылка в Гражданском кодексе Российской       
Федерации на минимальный размер оплаты труда в настоящее время не отвечает      
тем требованиям, которые законодатель стремился закрепить, формулируя           
соответствующие нормы и правила.                                                
                                                                                
Вот, например, в статье 887 Гражданского кодекса предусматривается письменная   
форма договора хранения именно для дорогостоящей вещи. Сейчас письменная        
форма будет обязательной, если стоимость передаваемой на хранение вещи          
превышает десять минимальных размеров оплаты труда, что эквивалентно 1 тысяче   
рублей, и, конечно же, очевидно, что 1 тысяча рублей в настоящее время не       
удовлетворяет тем требованиям, которые законодатель закладывал при              
формулировании данной нормы, когда давал определение дорогостоящей вещи. В      
связи с этим законопроектом в качестве дорогостоящей предлагается считать       
вещь, стоимость которой превышает 10 тысяч рублей. И аналогичные по своему      
содержанию изменения, поправки предлагаются в статьи 226 и 889.                 
                                                                                
Комитет поддерживает данный законопроект и предлагает принять его в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Андрей Викторович, действительно, в законе о МРОТ         
существуют ограничения, но и в законе "О политических партиях", где речь идёт   
о пожертвованиях, как раз есть ссылка на МРОТ. Фракцией ЛДПР подготовлен и      
внесён в Госдуму проект закона, который расширяет перечень оснований для        
использования МРОТ, чтобы привести это в соответствие с законодательством о     
политических партиях. К сожалению, правительство отзыв до сих пор нам не        
представило. Как вы считаете, может быть, всё-таки тогда пойти другим путём -   
может быть, в законе "О политических партиях" тоже убрать ссылку на МРОТ?       
Тогда фракция ЛДПР сделает это в ближайшие дни, внесёт соответствующий          
законопроект и отзовёт тот, предыдущий, тем самым синхронизировав и             
гармонизировав законодательство.                                                
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо большое за вопрос, Ярослав Евгеньевич. Очень              
конструктивный вопрос, который свидетельствует о плотности нашего с вами        
взаимодействия в рамках совершенствования законодательства.                     
                                                                                
Я считаю, что лучше, конечно, пойти по тому пути, который вы предлагаете,       
предварительно проведя консультации с другими участниками этого процесса, с     
администрацией президента.                                                      
                                                                                
Что касается Гражданского кодекса, здесь наши позиции абсолютно определённые.   
Это не первый из подобных законопроектов, видимо, будут ещё доработаны и        
внесены в Думу соответствующие проекты, где мы работаем именно с текстом        
Гражданского кодекса, всего блока, касающегося гражданско-правовых отношений.   
Напомню, что соответствующее поручение Татьяна Алексеевна Голикова, заступив    
на пост вице-премьера правительства по социальным вопросам, дала едва ли не в   
июне ещё 2018 года. Вот это результат той работы.                               
                                                                                
Что касается политических партий, безусловно, давайте мы всё-таки будем         
исходить из того, что закон "О минимальном размере оплаты труда"                
исчерпывающим образом характеризует этот термин, это правовое понятие, и        
будем руководствоваться именно таким подходом.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители      
президента и правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.                   
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 48 нашей повестки.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.