Заседание № 341

16.02.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1021310-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4550 по 4828 из 5718
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления       
ответственности в сфере ветеринарии". Докладывает официальный представитель     
правительства статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Иван   
Вячеславович Лебедев.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Иван Вячеславович.                                                  
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект        
подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации и           
Правительства Российской Федерации в целях усиления ответственности в сфере     
ветеринарии. Законопроект имеет высокую значимость для обеспечения              
биологической безопасности на территории Российской Федерации.                  
                                                                                
Сложившаяся в последние годы эпизоотическая ситуация свидетельствует,           
безусловно, о недостаточной эффективности мер, которые сегодня принимаются по   
профилактике заразных болезней животных. Распространение таких заболеваний      
происходит, как правило, по причине нарушения требований в сфере ветеринарии.   
Отмечу, что сумма прямого ущерба для российской экономики только от             
африканской чумы свиней, ящура и гриппа птиц ежегодно составляет более          
2 миллиардов рублей. При этом в настоящее время установлены очень небольшие     
суммы штрафов, которые, конечно, не являются для нарушителей серьёзным          
стимулом соблюдать ветеринарное законодательство.                               
                                                                                
Законопроект направлен на повышение ответственности за совершение               
административных правонарушений, которые напрямую влекут за собой               
возникновение очагов и распространение заразных болезней животных.              
Законопроект предусматривает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации   
об административных правонарушениях, которые, как я уже сказал, направлены на   
увеличение штрафных санкций в случаях, когда речь идёт о внезапном падеже       
птицы и скота или об одновременных массовых заболеваниях животных. Также        
предлагается дополнить соответствующую статью новыми составами,                 
предусматривающими ответственность за повторное совершение таких                
правонарушений.                                                                 
                                                                                
Большая просьба поддержать.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Вячеславович.                               
                                                                                
С содокладом выступает Олег Петрович Быков.                                     
                                                                                
БЫКОВ О. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемым         
проектом федерального закона предлагается внести изменения в Кодекс             
Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в статью     
10.6, где предусматривается административная ответственность за нарушение       
правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, а также в   
статью 10.7 - за сокрытие сведений о внезапном падеже или о массовых            
заболеваниях животных. Законопроект направлен на усиление административной      
ответственности за совершение названных правонарушений в сфере ветеринарии.     
Законопроектом предполагается также дополнение статьи 10.6 КоАП новыми          
составами, предусматривающими ответственность за повторное совершение таких     
административных правонарушений.                                                
                                                                                
Также необходимо обратить внимание на то, что увеличиваются размеры             
административных штрафов. Разработчиками законодательной инициативы             
отмечается, что существующие размеры штрафов, как мы уже услышали от            
докладчика, не являются для нарушителей ветеринарного законодательства          
пресекательной мерой, не стимулируют граждан, организации и индивидуальных      
предпринимателей соблюдать ветеринарное законодательство, при этом имеется      
статистический рост случаев рецидива нарушений ветеринарного                    
законодательства, ответственность за которые предусмотрена названными           
статьями.                                                                       
                                                                                
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, но при этом высказывает   
ряд замечаний. В частности, в приложенных к законопроекту материалах не         
содержится обоснование десятикратного увеличения размера штрафов для граждан,   
тогда как для юридических лиц санкции предложено увеличить в 3 раза. Это        
требует специального обоснования.                                               
                                                                                
Кроме того, подлежит обсуждению и сокращение сроков административного           
приостановления деятельности для индивидуальных предпринимателей и              
юридических лиц с 90 до 30 суток как по действующим, так и по проектируемым     
составам правонарушений, предусмотренных статьёй 10.6 КоАП.                     
                                                                                
Также следует обратить внимание на то, что статья 10.6 КоАП дополняется новым   
составом административного правонарушения - нарушение правил борьбы с           
карантинными и особо опасными болезнями животных, повлёкшее за собой            
возникновение очагов заразных болезней животных. В этой части уголовным         
законодательством установлена ответственность за аналогичные деяния, и          
проектируемую норму законопроекта следует скорректировать специальной           
оговоркой: если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.           
Необходимо это скорректировать в целях исключения возможной конкуренции норм.   
                                                                                
Ещё раз повторю: комитет поддерживает концепцию данного законопроекта и с       
учётом высказанных замечаний рекомендует принять законопроект в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович.                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Есть? Не увидел руки. А, теперь        
вижу.                                                                           
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Иван Вячеславович, вопрос такой. Вот у нас в Ростовской области под видом       
борьбы с чумой свиней убили 600 тысяч частного поголовья - потом выяснилось,    
что это зашла "Русская свинина", поэтому, чтобы конкурентные вопросы и          
вопросы возможного заражения решить, специально через чиновников сподобили      
постановление. Скажите, пожалуйста, разве увеличение санкций от такого          
произвола спасёт?                                                               
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Николай Васильевич, безусловно, то, о чём вы говорите, имеет      
признаки уголовно наказуемых деяний конкретных сотрудников территориальных      
управлений контрольных ведомств. Это совершенно неправильно. Но при этом мы     
хорошо понимаем, что движемся в русле той реформы ветеринарной службы,          
которая проводится. Вы знаете, что мы вместе приняли закон, который позволил    
создать вертикально интегрированную систему, как в советское время, и           
обозначаются эпизоотические территории, полный план по прививке, вакцинации,    
профилактике заболеваний животных. Мы, безусловно, повышаем меры                
ответственности, и это обязательно, поскольку перед нами стоят серьёзные        
задачи по достижению показателей, в том числе по экспорту. Вы знаете, что       
Международное эпизоотическое бюро, чтобы предоставить статус свободной от       
заболеваний территории любому субъекту Российской Федерации, требует от нас     
обязательного выполнения определённого набора мер, и только тогда с этой        
территории можно поставлять продукцию на экспорт.                               
                                                                                
Поэтому нельзя сказать, что это только наше желание, но, безусловно, этот       
комплекс мер должен быть принят максимально оперативно на всей территории       
нашей страны, чтобы мы могли двигаться дальше в этом направлении.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
У меня также вопрос к докладчику.                                               
                                                                                
Иван Вячеславович, ну вот десятикратное увеличение штрафов в отношении          
граждан - разумно ли это делать? Ведь мы понимаем, что гражданин, у которого    
на подворье скот - корова, телёнок, овца, свинья, - совсем не заинтересован в   
том, чтобы его скот болел, он уже будет наказан, если скотина заболела, а мы    
ещё тут для него в 10 раз штрафы увеличиваем. Может быть, надо улучшить         
соответствующую пропаганду в сфере ветеринарии, чтобы профилактировать эти      
заболевания, а не наказывать гражданина?                                        
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Юрий Петрович, большое спасибо за вопрос. Я уже сказал, что,      
безусловно, важно рассматривать весь комплекс мер, которые мы сегодня           
принимаем, и там большое внимание уделяется профилактике заболеваний            
животных. Вместе с тем мы понимаем, что сокрытие таких вещей... Можно скрыть    
это в одном хозяйстве, но это приведёт к гибели животных на несколько           
миллиардов рублей, как я уже сказал, а страна направляла в том числе туда       
свои бюджетные инвестиции. Разве это правильно?                                 
                                                                                
И надо понимать, что всё-таки мы стартуем с минимальной планки                  
ответственности в 500 рублей. Если сейчас сельхозтоваропроизводитель            
штрафуется на сумму до 100 тысяч рублей, как вы видите, то физическое лицо -    
на 500 рублей. Как это профилактически влияет? Конечно, никак не влияет, а      
родина несёт убытки в миллиарды рублей, каждый год в стране объявляется ЧС      
из-за ящура, из-за гриппа птицы. Ну абсолютно неправильный подход, более        
того, мы и повторно это зафиксировали в той статье, о которой я сказал.         
Считаем, что это необходимо делать, чтобы был порядок на территории страны.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боженов Сергей Андреевич.                                                       
                                                                                
БОЖЕНОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Вячеславович, в целом я поддерживаю эти меры и мероприятия,      
понимаю их правильно. Вместе с тем вот представитель комитета Олег Петрович     
Быков уже высказал, на мой взгляд, абсолютно верное замечание, что требуется,   
вообще-то, какое-то обоснование в разнице подходов. Вот размер штрафа -         
сейчас и Синельщиков тоже про это говорил - как-то несоразмерен. Я за то,       
чтобы повысить штрафы для граждан, но непонятно, почему увеличение штрафов      
для граждан в 10 раз, а для юридических лиц - всего лишь в 3 раза. По-моему,    
надо либо дать какое-то обоснование такого подхода, либо всё-таки сделать       
увеличение для юридических лиц гораздо больше.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Вячеславович, пожалуйста.                            
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Сергей Андреевич, спасибо большое за вопрос. Здесь важно          
понимать, что мы отталкивались от высших возможных пределов, и если для         
физлиц это 10 тысяч рублей, то для юридических лиц - 300 тысяч рублей,          
поэтому мы примерно определили вот такие границы, которые и установили.         
                                                                                
Ну и хотелось бы поддержать ваши слова, это абсолютно точно, то, что вы         
сказали. Мы в комитете, когда обсуждали, договорились, что ко второму чтению    
внимательно ещё раз посмотрим все эти вопросы и дадим дополнительную            
информацию на предмет того, что вы просили уточнить. Мы обязательно это         
сделаем и вместе с вами примем тогда комплексное решение. Если что-то           
необходимо будет откорректировать, мы обязательно эту работу проведём.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Скруг Валерий Степанович.                                                       
                                                                                
СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Вячеславович, скажите, пожалуйста, а куда пойдут деньги от       
этих штрафов? За чей счёт банкет - понятно: за счёт людей, за счёт              
предприятий. А вот кто будет пользоваться этими деньгами, куда они пойдут?      
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Валерий Степанович, у нас нет целевого использования              
поступлений от этих штрафов, они идут в бюджет Российской Федерации, поэтому    
как-то точечно к мерам профилактики ветеринарных заболеваний это не             
привязано. Ответ такой.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Иван Вячеславович, вот я, как производственник, никак не могу понять: как это   
- административное приостановление деятельности? Что, не кормить или не доить   
коров? А куда тогда девать молоко? Понятно, там часть больного стада, часть,    
допустим, здорового стада... Прежде чем выписывать штрафы, может, надо внести   
в статью предупреждение и сроки для выполнения каких-то мероприятий? И если     
уж недисциплинированные, тогда вводить штрафы.                                  
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Приостановка деятельности - это имеется в виду, что мы            
приостанавливаем реализацию продукции того сельхозтоваропроизводителя, у        
которого обнаружен очаг заболевания. И вы понимаете, что распространение этой   
продукции в таких случаях на территории субъекта или вывоз с территории         
субъекта на какие-то граничащие с ним территории ведёт к массовому              
распространению заболевания (например, африканской чумы свиней), поэтому не     
принимать сегодня меры вместе со штрафами было бы точно очень неправильно.      
Если проанализировать возникновение очагов африканской чумы свиней, то -        
услышьте эту цифру! - более 65 процентов очагов возникло как раз тогда, когда   
привезли продукцию из другого субъекта Российской Федерации. Так что в этом     
блоке перемещение - один из важнейших, безусловно, вопросов. Смотреть на        
приостановку деятельности следует ровно так, как я это объяснил: она            
необходима как отраслевая задача, которую в этом смысле надо выполнять.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Петрович, вы хотите добавить?                                              
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
БЫКОВ О. П. Спасибо большое, Иван Иванович.                                     
                                                                                
Наталья Дмитриевна, хотелось здесь сделать некоторые уточнения ещё со своей     
стороны, с позиции комитета. Конечно, нужно ко всему разумно подходить, в том   
числе в вопросах правоприменительной практики. У нас есть альтернативные виды   
наказания в этой части по статьям, - и это, конечно, больше вопрос              
правоприменения. Что касается формально-юридического момента, у нас в           
действующих положениях законодательства уже предусмотрены эти санкции, при      
этом в определённой степени они корректируются, в том числе в части смягчения   
идут у нас некоторые моменты, но санкции уже есть, они действуют. Просто        
здесь на это тоже надо обратить внимание, формально-юридические моменты здесь   
имеют место. Мы не вводим, то есть авторы законодательной инициативы не         
вводят какие-то новые санкции, они лишь в этой части их корректируют. Но ваш    
вопрос очень важный, я его поддерживаю - во всём должен быть разумный подход.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович.                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить.                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.