Заседание № 329
О проекте федерального закона № 1021307-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 21-го вопроса повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности". Доклад Эрнеста Абдуловича Валеева. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены, замечаний нет. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Ставится на голосование... (Шум в зале.) Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Это важный закон, и, я думаю, многие коллеги помнят, что наша фракция и лично я на эту тему выступали в последние несколько лет. Мы вынуждены за него проголосовать, поскольку это хоть какой-то шаг вперёд, но на самом деле он не отрегулирует эту проблему, которая называется "ландшафтные пожары", и они опять весной будут полыхать по стране. И не отрегулирует по одной простой причине: в законопроекте ландшафтные пожары рассматриваются как стихийно возникающие пожары, между тем, как мы все прекрасно понимаем, речь на самом деле должна идти о рукотворных, так скажем, вещах, то есть о пожарах, за которыми стоят люди. Этот законопроект не решает проблему, которую он должен был решить, и, соответственно, практическое значение его небольшое. Вот если молния шарахнет по степи и от этого возникнет пожар, тогда он пригодится, а если кто-то использует пал по весне, чтобы трава была зеленее, и гори вокруг всё синим пламенем, этот законопроект как мёртвому припарки, толку от него не будет, увы. Но тем не менее законопроект обозначил эту ситуацию, и, с тем чтобы мы могли дальше над ним работать, - подчеркну ещё раз, это некий шаг вперёд, на самом деле не очень содержательный, - наша фракция вынуждена его поддержать, потому что лучше полумера, чем никакой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Поскольку по данному проекту федерального закона каких-либо существенных и, главным образом, обоснованных замечаний не поступило, я буду предельно краток. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает главным образом потому, что он направлен на создание таких правовых механизмов, которые дадут возможность сделать систему пожаротушения более качественной, эффективной и, главное, действенной, прежде всего с точки зрения обеспечения безопасности наших граждан. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона, повторяю, поддерживает и предлагает принять в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 21 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 45 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 328
О проекте федерального закона № 1021307-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности". Докладывает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке ко второму чтению поступило 13 поправок, 5 из них комитет рекомендует принять, 8 - отклонить, они включены в таблицы № 1 и № 2 соответственно. Комитет рекомендует утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 32 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Таблица № 1 принимается единогласно. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 00 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставится на голосование: принять законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 24 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Текст законопроекта подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, поэтому просьба включить законопроект в порядок работы на завтра, на 9 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 319
О проекте федерального закона № 1021307-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра МЧС Алексея Михайловича Серко. СЕРКО А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности". Законопроект разработан МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в порядке реализации поручения Правительства Российской Федерации от 7 мая 2019 года. Предлагаемые законопроектом решения направлены на реализацию указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 198 "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края". Законопроектом предусматривается внесение изменений в федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в Лесной кодекс Российской Федерации. Законопроект направлен на разграничение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организации тушения ландшафтных (природных) пожаров. Закрепляются понятия "ландшафтный (природный) пожар" и "лесной пожар". К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена организация тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами РСЧС, расположенными на территории субъекта Российской Федерации. Разработка и утверждение критериев определения населённых пунктов, подверженных угрозе ландшафтных (природных) пожаров, возлагаются на МЧС России. При разработке критериев будут учитываться близость населённых пунктов к лесным насаждениям и иные факторы, влияющие на оперативную обстановку, связанную с пожарной безопасностью. В отношении органов местного самоуправления населённых пунктов, подверженных угрозе ландшафтных пожаров, законопроект уточняет основание для проведения внеплановых проверок органами госпожнадзора, таким основанием будет введение органами государственной власти субъектов Российской Федерации особого противопожарного режима. Законопроектом также предусмотрены изменения в части наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по обеспечению первичных мер в области пожарной безопасности в границах муниципальных районов, в том числе на межселенной территории, за границами городских и сельских населённых пунктов. Реализация дополнительных полномочий в муниципальных районах будет компенсирована поступлением дополнительных доходов от штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. 49 субъектов Российской Федерации поддержали законопроект без замечаний; 34 субъекта согласовали законопроект с замечаниями, которые учтены. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Василия Ивановича Пискарёва. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил концепцию законопроекта. Профильный комитет поддержал данную инициативу. Не повторяясь, отмечу, что в целом вопросам противодействия лесным пожарам, которые мы с вами наблюдаем ежегодно, особенно в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, мы уделяем и дальше будем уделять повышенное внимание. 16 июля сего года по ситуации с лесными пожарами мы провели очередное, расширенное заседание комитета, при участии Комитета по экологии и охране окружающей среды, а также с участием профильных ФОИВов и федерального бюджетного учреждения, которое называется "Авиалесоохрана". По итогам заседания были подготовлены рекомендации, которые направлены в адрес руководства Правительства Российской Федерации. На сегодня ответ мы пока не получили, но ожидаем. В качестве одной из рекомендаций была обозначена как раз необходимость ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу законопроекта, предусматривающего закрепление понятия лесного (природного), пожара и, самое главное, разграничение сфер ответственности при тушении ландшафтных, лесных и иных пожаров, торфяных, степных, палов и так далее; было предложено также, чтобы разграничение компетенций осуществлялось с учётом финансовых, материально-технических возможностей и с точки зрения персонификации ответственности. Следует отметить, что многие рекомендации нашли отражение в данном законопроекте. Он, как уже было сказано, подготовлен во исполнение указа Президента Российской Федерации ещё от апреля 2019 года за номером 198, однако, на наш взгляд, с учётом ситуации это слишком большой срок для подготовки данного законопроекта: я напомню, что в текущем году в стране площадь, пройденная пожаром, составила 9 миллионов гектаров, а в прошлом году - 14 миллионов гектаров. Хотя по сравнению с прошлым годом сделан шаг вперёд и учтены замечания, которые мы вместе с вами высказывали, тем не менее ситуация по-прежнему тревожная и есть ещё над чем работать. Не могу не сказать, что сегодня нас беспокоят и иные проблемы, о которых мы говорили в том числе на парламентских слушаниях в ноябре прошлого, 2019 года. Я коротко остановлюсь вот на чём. Речь идёт о низкой эффективности расследования преступлений и слабом возмещении ущерба, причинённого пожарами. Если коротко, то до суда доходит всего лишь 40 процентов дел по зарегистрированным преступлениям, связанным с незаконными рубками леса (это статья 260 Уголовного кодекса), а по преступлениям, связанным с уничтожением или повреждением лесных насаждений, в том числе путём поджогов, число дел, дошедших до суда, не дотягивает даже до 10 процентов. Что касается возмещения ущерба, по делам о незаконных рубках леса возмещено тоже меньше 10 процентов, то есть на сегодня деятельность чёрных лесорубов является весьма выгодным и успешным бизнесом, а в ряде случаев леса горят как раз из-за того, что вот эти чёрные лесорубы с целью скрыть свои преступления поджигают места происшествий. О наших предложениях, о которых я говорил, были проинформированы заинтересованные ведомства и правительство, и, конечно, мы ожидаем от правительства ответа, особенно в части предложений по декриминализации лесной отрасли. Возвращаясь к законопроекту. Профильный комитет предлагает его поддержать - законопроект очень нужный и очень важный, основания мы сегодня уже привели, - и дальше работать над ним, а также над решением тех вопросов, которые я коротко обозначил. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, являющийся соисполнителем, также поддержал концепцию данного законопроекта. Уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета и принять данный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Михайлович, неужели вы вот искренне верите, что на доходы от штрафов можно обеспечить пожарную безопасность? Мне кажется, это наивная мысль. И вот цифры, которые вы в обосновании привели, - ну они смешные. Вы с Василием Ивановичем не пробовали начать с таможни? Вот посмотрите, сколько леса вывозят и кто, и по цепочке пройдите - вы сразу найдёте и поджигателей, и ресурсы для восстановления всего комплекса противопожарных мероприятий. Ну, мне кажется, этот закон будет, что называется, чтобы был, для отчёта, а так он не решит ни одной проблемы. СЕРКО А. М. Я готов ответить. Да, мы обсуждали данный вопрос. Начнём с того, что у нас есть законодательно закреплённая обязанность в тех же населённых пунктах принимать первичные меры в части пожарной безопасности. И вот мы посмотрели, по нашим подсчётам, за нарушения в сфере пожарной безопасности взыскивается штрафов на сумму примерно 2,8 миллиарда рублей. Эти деньги будут направлены, будут поступать в бюджеты соответствующих субъектов и муниципальных органов. И опять же надо понимать: ну кто будет тушить пожары? Вот даже если просто взять статистику: у нас же нет по пожарной машине в каждом селе, к сожалению, у нас нет столько техники, чтобы максимально быстро реагировать, когда начинает гореть лес. Поэтому, я считаю, спасение утопающих в первую очередь дело рук самих утопающих - надо, чтобы все муниципальные органы, поселения сами заботились об этом, своевременно проводили опашку, следили за палом травы, ведь большинство пожаров происходит из-за пала травы и из-за поджогов. Это то, о чём сказал Василий Иванович. И мы очень благодарны, что во взаимодействии с Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции этим вопросом озаботились, сейчас с этим также пытаемся всячески бороться. Что касается незаконных порубок, я прошу всех вспомнить, что одним из первых эту тему поднял министр по чрезвычайным ситуациям Зиничев Евгений Николаевич, он доложил об этом президенту, и именно с этого всё и началось, - вспомните 2018-2019 годы. И мы также будем за этим смотреть, но одних усилий МЧС недостаточно, мы всё-таки не правоохранительный орган и у нас нет таких полномочий, наша задача - тушить пожары и делать всё, чтобы предотвращать их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Василий Иванович, ну, во-первых, хочу вам сказать от имени глав муниципальных образований о том, что вы сейчас сказали, что есть в тексте: этого люди ждали, потому что, конечно же, нужно, чтобы этим правоохранительные органы занимались. И в очередной раз убедилась, что вы профессионал с большой буквы, потому что очень правильный акцент сделан: правоохранительные органы и МЧС - это абсолютно разные сферы влияния и абсолютно разные полномочия. Алексей Михайлович, ну, всё-таки я ещё раз задам вам вопрос, который был затронут на заседании комитета. Ко второму чтению мы с вами должны подумать - или даже не ко второму, а в процессе формирования бюджетов и работы над этим законом, его реализации... Всё-таки в муниципалитетах, поверьте, желание есть, раньше главы это делали, но только прокурор приходил и говорил им: у вас полномочий нет. Вы сейчас даёте полномочия, но давайте к полномочиям дадим хотя бы через МЧС технику, как это делает Москва - свою технику регионам отдаёт. Ну давайте наполним муниципалитеты ещё техникой для реализации, в противном случае... Вот когда мои коллеги говорят, что кто-то там что-то не будет брать, хочется ответить, что у нас 80 процентов муниципалитетов дотационные (я про сельские говорю) и, конечно же, им самим это не осилить, когда есть ещё другие полномочия - "и снег, и ветер, и звёзд ночной полёт". Поэтому ко второму чтению давайте всё-таки вместе - то, о чём я вам говорила, - поправку подготовим, чтобы были и деньги за этим законом. СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос, Ирина Михайловна. И я вам благодарен - мы тоже это поддерживаем. Я вам вот что скажу: мы ежегодно передаём технику, которую списываем, - причём это не железо, вот как бы металлолом, а именно действующая техника, на ходу, - мы ежегодно передаём её, причём в больших количествах, в субъекты. Понятно, что такие субъекты, как Москва, Санкт-Петербург, другие... Про Санкт-Петербург я вам скажу: в прошлом году и в этом году большое количество техники город передал вообще на Северо-Запад, то есть в Псковскую область, вот можете уточнить у губернатора. То есть передаём, но у нас самих - вспомните доклад министра Евгения Николаевича Зиничева - не хватает техники. Мы, вот навскидку, на сегодняшний день списываем больше, чем покупаем, у нас каждый год убыль техники. Единственное исключение - это 2019 год: благодаря президенту, правительству и парламенту мы получили наконец-то финансирование, и в этом году мы закупили техники больше, чем спишем. Но это касается этого года, на следующий год у нас опять получается отрицательная тенденция. То есть мы не только не наращиваем нашу технику, но и еле-еле можем поддерживать её сегодняшнее состояние. Поэтому, конечно, мы будем передавать и передаём, но на сегодняшний день, чтобы передавать, надо как-то восполнять и нашу технику, у нас большинство техники - это ещё советская. А что касается взаимодействия, мы с комитетом работаем и очень ему благодарны. За последние два года огромное... ну, приличное количество законопроектов разработали и продвигаем, мы стараемся выполнять наказы депутатов и двигаться дальше. Обязательно во втором чтении будем над этим работать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шулепов Евгений Борисович. ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Михайлович, мне кажется, то, что вы сказали, "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", - это вообще не системный и не государственный подход. Это первое. Второе. В вашем финансово-экономическом обосновании прописано 2,6 миллиарда рублей на передачу полномочий - если мы это поделим на 17 тысяч сельских поселений (я даже о городских не говорю), то это будет чуть больше 100 тысяч рублей. За 100 тысяч рублей даже пруд не выкопать в деревне, понимаете? Вы сейчас плачетесь, что МЧС у нас такое-сякое бедное, - так вы работайте! Как можно за эти деньги передавать полномочия? Их просто не исполнить! СЕРКО А. М. Я готов ответить. Ну, во-первых, я вам привёл цифры - это то, что есть. Не соглашусь с вами по ряду вопросов. Мы устанавливаем повышенный противопожарный режим, а дальше вопрос: вот когда установил субъект... Возьмите Санкт-Петербург: они установили в этом году особый противопожарный режим и очень жёстко контролировали, вводили штрафы, собирали эти штрафы. Ведь можно установить и ничего не делать, и так же будут ходить дачники, грибники, разжигать костры, делать шашлыки, поджигать лес, и будет тратиться федеральное финансирование на его тушение. А можно эти штрафы устанавливать и собирать их, и это будет уже не 2,8 миллиарда, а при правильном подходе может быть и 20 миллиардов. Это зависит от того, когда мы перестанем ждать, что кто-то другой, какой-то дядя займётся нашей безопасностью, - у субъектов есть такие возможности и у муниципалитетов есть. Опять же, если у вас два месяца нет дождя, везде сухо, ну, наверное, надо подумать и принять соответствующие меры: не разрешать делать пал травы, провести необходимые, с минимальными затратами мероприятия, просто опашку. А когда у нас ещё и лесники заработают - будут делать правильно прореживание леса и следить за тем, чтобы не было завалов в лесу, - тогда вообще ситуация исправится. В Советском Союзе так не горели леса, потому что всё работало, и в каждом селе был трактор, и в каждом селе были добровольные пожарные дружины, - на сегодняшний день они у нас в большинстве своём только на бумаге есть. А мы передаём опыт, мы помогаем, мы готовы обучать! Где-то это работает, и там всё хорошо, а где-то только на бумаге, вообще не работает. И плюс, вы не забывайте, есть ещё такая проблема: мы же с вами знаем, что у нас много сёл, где живут только пенсионеры, - понятно, что они не в состоянии ни создать добровольную пожарную дружину, ни принимать какие-либо превентивные меры. Вот это уже как раз обязанность субъекта и обязанность других органов власти - оказывать там помощь. Я считаю, что это как раз наш вопрос, мы с вами будем его дорабатывать, будем над этим работать. Но ещё раз скажу: говорить, что МЧС вообще ничего не делает, категорически неправильно! Мы делаем всё, и этот вопрос мы вместе с комитетом как раз вынесли на обсуждение и дали соответствующие полномочия, будем дальше развиваться в этом направлении и максимально увеличивать пожарную безопасность нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Алексей Михайлович, у меня такой чисто, наверное, профессиональный вопрос. Вот сейчас готовится запрет на использование единичных экземпляров воздушных судов на авиаработах, в том числе, понятное дело, это будет касаться пожарной безопасности и леса, и других территорий. Скажите, пожалуйста, если этот запрет реализуется, будет чем их заменить, эти авиаработы? Сможете вы обойтись без этого сегмента на сегодняшний день? СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос, Вера Анатольевна. У нас на сегодняшний день разработана программа, и мы всячески её продвигаем. Без авиации нам обойтись невозможно, поэтому у нас в планах закупка авиатехники. Нас предварительно полностью поддержал президент, и сейчас проходит обсуждение выделяемого нам федерального финансирования на закупку авиатехники. Но ведь самолёт не делается за один день, те же "Бе-200", которые очень эффективны, минимум два-три года производятся. Есть "Авиалесоохрана", без которой тоже не обойтись, - у них свои полномочия, они не входят в систему МЧС, они отнесены к другой ветви власти, тем не менее мы работаем во взаимодействии, в тесном взаимодействии. На сегодняшний день у нас, я рискну так сказать, полностью отлажена структура взаимодействия, и благодаря этому уже стала намного эффективнее работа по тушению лесных пожаров, как вы могли заметить, буквально в последнее время. Мы стараемся предотвратить, не допустить, чтобы эти пожары переходили на населённые пункты, но пока ещё не хватает сил и средств, личного состава. Я думаю, что, так как правительство озаботилось и Государственная Дума с Советом Федерации озаботились этим вопросом, мы точно этого не допустим и сможем этот вопрос решить. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Присаживайтесь. Желающие выступить есть? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. Три минуты поставьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, вероятно, в министерстве по чрезвычайным ситуациям не в курсе того, что у нас 2,5 триллиона рублей долги субъектов, из которых 370 миллиардов - это долги муниципалитетов. Это первое. Второе. Поймите, если вы угробили - ну, не вы конкретно, а в стране - все лесхозы, в каждом из которых обязательно были и пожарные дружины, и пожарная машина... И у нас была сеть местного авиасообщения, и задачей каждого командира было сообщить, если он где-то увидел дым, и у больших, и у маленьких, понимаете? Вам надо было бы начать с изучения опыта! Ну что получилось? В Иркутской области министр, ныне сидящий Шеверда, поставил всех чёрных лесорубов на учёт и, смотрите, решил несколько задач: увеличил фактически с 1,5 миллиарда до 10 миллиардов рублей платежи в бюджет, решил вопрос о том, чтобы те, кто рубит, сразу организовывали переработку. А вы что предлагаете? С кого вы штрафы будете брать? Сами же сказали, что там три бабушки остались и один дедушка, - с кого вы штраф будете брать?! В этой ситуации, с моей точки зрения, этот закон будет для того, чтобы он просто был, ни одной проблемы он не решит. Начните с леса! Поезжайте в Краснодарский край, вдоль Черноморского побережья, а теперь ещё и в Крым - посмотрите, сколько там домов таможенников, пограничников, псевдолесников, целые посёлки построены на деньги от украденного леса! Сделайте статистику и посчитайте, сколько денег там уходит. Посмотрите, кому делянки принадлежат. Вот кто должен организовывать и пожарную безопасность! А у вас по справке на 14 миллионов горит - это колоссальные суммы, и украденные у государства, и специально, умышленно нанесённый ущерб. Ну, вы знаете, с моей точки зрения, с вашей концепцией мы вопрос не решим. Здесь должен быть государственный подход, вы же государственная служба, военизированная служба! Вам надо работать вместе с Министерством природных ресурсов и экологии, вместе с субъектами, если мы хотим решить проблему. У нас примерно половина субъектов страны имеют лесное хозяйство, наиболее эффективны Северо-Западный регион, Иркутск, Забайкалье, Красноярк. Вот посмотрите: Красноярск и Иркутск - одинаковая делянка, в одном 10 миллиардов рублей собрали, в другом - 1,5 миллиарда. И я спрашиваю: а где остальные 8,5 миллиарда? Они в карманах! Вот ищите эти карманы, и на эти деньги уже давайте строить систему пожарной безопасности, по-другому не будет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как мы видим, данный проект федерального закона с точки зрения государственной политики направлен на создание правовых основ противодействия такому опасному явлению, как ландшафтный пожар. И именно с этой целью прежде всего предлагается закрепить соответствующий термин, определить ландшафтный пожар как неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты географического ландшафта. Предлагается также наделить органы власти субъектов Российской Федерации полномочиями по организации тушения ландшафтных пожаров в том числе за счёт сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенных на их территориях. Финансирование же данных полномочий, как здесь обсуждалось, будет осуществляться за счёт средств, полученных в ходе взыскания штрафов с нарушителей законодательства о пожарной безопасности, в том числе в лесах. Как известно, с 2020 года взысканные штрафы перечисляются в местные бюджеты по месту нахождения надзорного органа или должностного лица, оштрафовавшего нарушителя, и за прошлый год совокупно штрафы составили порядка 2,5 миллиарда рублей. Новые полномочия получат и муниципалитеты. Они смогут самостоятельно принимать первичные меры пожарной безопасности как в границах муниципальных районов, так и за границами городских и сельских населённых пунктов. Как мы все знаем, проблема с пожарами крайне актуальна для нашего государства. Например, в октябре, буквально три недели назад, природные пожары в Воронежской и Ростовской областях уничтожили более 70 строений, треть из которых - это жилые дома. А в Волгоградской и Белгородской областях общая площадь пожаров составила более 700 гектаров. И если такое происходит глубокой осенью, то летом, как известно, данная проблема становится ещё более катастрофичной. Таким образом, с учётом того, что рассматриваемый проект федерального закона позволит сделать систему пожаротушения более эффективной, а главное, более оперативной с точки зрения обеспечения безопасности наших граждан от этой стихии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает и предлагает принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А. Уважаемые коллеги, несколько лет подряд страна с ужасом наблюдала за тем, как горела Байкальская природная территория. Это действительно был, как писали в заголовках, байкальский ад, вплоть до того что в населённых пунктах далеко от эпицентров пожаров сыпался пепел, люди задыхались от этой гари. Это на самом деле было ужасно, и в какой-то момент терпение уже достигло предела, и правительству было дано поручение разработать соответствующий законопроект. Напомню, что разработать его надо было до 1 июля 2019 года, но, к сожалению, только сегодня, только сейчас в этом зале мы приступили к рассмотрению законопроекта, который ещё полтора года назад был бы очень кстати, чтобы мы и этот сезон пожаров, в этом году как-то смогли пройти. Да, законопроект действительно чётко разграничивает понятия "ландшафтный пожар" и "лесной пожар", чтобы можно было уйти от путаницы и понимать, кто, что и где должен тушить, потому что, особенно после принятия нового Лесного кодекса, это стало притчей во языцех: то же МЧС имеет право тушить, только если пожар начинает угрожать населённым пунктам, подступает к населённым пунктам, и у них нахлёсты происходят и с Рослесхозом, и с органами местного самоуправления в определённой части. Понятно, что огню-то всё равно, какие земли сжигать, он идёт и идёт, а вот эти бюрократические моменты, конечно, создавали определённые сложности, которые, наверное, этим законопроектом решаются. Но они решаются только в части тех пожаров, которые образуются по естественным причинам: молния ударила в степь - загорелось, пошло и так далее. Подождите, а человеческий фактор, что самое главное, поджоги? По сути, этим законопроектом они вообще никак не затрагиваются. Напомню, что неделю назад с этой трибуны мой коллега Олег Шеин предлагал альтернативный законопроект, который в своё время внесла фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", лидер фракции Сергей Михайлович Миронов, тот же Олег Васильевич Шеин, мы говорили, что надо и в отношении тех пожаров, которые происходят из-за человеческого фактора, тоже прописывать нормы в законодательстве. Нам тогда было сказано: вот правительство внесло другой законопроект, он более проработанный, там всё это будет. Сегодня мы рассматриваем его и видим, что про человеческие, рукотворные пожары там ничего нет. Слушайте, ну давайте честно, мы все прекрасно понимаем - и об этом коллеги уже говорили, - что большинство таких пожаров как раз и возникает по злой воле каких-то конкретных лиц, в первую очередь лиц, которые заинтересованы в том, чтобы разворовывать наш отечественный лес и потом прикрывать свои делишки вот такими вот пожарами. Так что как платформу для донастройки законодательства фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" этот законопроект поддержит, но, коллеги, мы должны его существенно поменять, существенно доработать именно в части включения наказания за специальные поджоги, за пожары, которые происходят из-за человеческого фактора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Александрович. Алексей Михайлович, вы можете выступить с заключительным словом. Нет. Василий Иванович? Василию Ивановичу Пискарёву включите микрофон. Сейчас включат, Василий Иванович. Пожалуйста. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо большое. Уважаемый Иван Иванович, коллеги, я в порядке реплики, наверное, некие суждения по существу обсуждения. Коллеги, законопроект не о розыске виновных в пожарах - законопроект об эффективности взаимодействия при тушении пожаров. В нём разграничиваются компетенции между субъектами, задействованными при тушении пожаров. Для чего это нужно? Чтобы можно было конкретно спросить, почему эти обязанности не выполняются, и не более того. Что касается чёрных лесорубов, тех, кто занимается поджогами, неосторожного обращения с огнём - это другая сфера. Это сфера, уже касающаяся уголовного процесса. Эта тема для нас тоже ясная и понятная. Я сегодня говорил с трибуны, что очень низкая раскрываемость преступлений, очень невысокая возмещаемость ущерба. Конечно, ущерб нужно возмещать, он колоссальный, миллиардный ущерб, а возмещается совсем мало. Коллеги, давайте всё-таки мы разделим, отделим одно от другого, ведь МЧС - это не правоохранительная структура, это спасатели, это орган, который обеспечивает безопасность нашу с вами, а не орган, который ловит и разыскивает... извините, сажает и привлекает к ответственности. Давайте вопросы, которые относятся к компетенции правоохранительных органов и их неэффективной работе в этой части, всё-таки уберём, не будем претензии предъявлять МЧС в этой части. Что касается законопроекта, который мы сегодня рассматриваем, он нужен, для того чтобы МЧС более эффективно работало во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации и федеральными органами. У нас есть ещё "Авиалесоохрана", у нас есть министерство по природным ресурсам, у нас есть субъекты Федерации и муниципальные образования, а те полномочия, которые, как вы сами знаете, не обеспечены деньгами, неисполнимы, они не исполняются, и за это ответственность никто не понесёт. Коллеги, просьба поддержать инициативу, поскольку она нужна сегодня всем нам. А вопросы, которые сегодня звучали, в большей степени касаются уже работы правоохранительного блока, и я вас всех призываю к тому, чтобы мы вместе над этим работали. Я уже говорил сегодня, что были и парламентские слушания, и расширенное заседание комитета, мы не раз указывали на неэффективность работы в этом плане. Мы ждём реакции правительства на наше обращение именно в этой части. С итогами работы по этому направлению я могу вас ознакомить. Кроме того, всех приглашаю к совместной работе по вопросам борьбы с лесными пожарами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 51 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.