Заседание № 51
О проекте федерального закона № 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
14-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Доклад Юрия Александровича Петрова. Пожалуйста, Юрий Александрович. ПЕТРОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект устанавливает запрет на участие офшорных компаний и подконтрольных им лиц в приватизации, а также в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет. Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, желающие выступить по мотивам есть? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления по мотивам. Покажите список. Пожалуйста, Гаврилов Сергей Анатольевич, фракция КПРФ. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Мы рассматриваем очень необычный для нашей сессии законопроект, законопроект внесён более полугода назад и имеет принципиальное значение для урегулирования вопросов, связанных с инвестициями, с иностранными инвестициями и с приватизацией, в нашем законодательстве. Законопроект внесён членами фракции КПРФ и, что отрадно отметить, был единодушно поддержан всеми фракциями, что является, на наш взгляд, достаточно явным проявлением нашей согласованной позиции в деле защиты национальных интересов в сфере большой приватизации. Действительно, как совершенно справедливо сказал Юрий Александрович, мы предполагали установить запрет на участие в приватизации офшорных компаний и им подконтрольных, а также, что немаловажно, запрет на участие в приобретении акций, недвижимого имущества, относящегося к производственным активам предприятий, находящихся в списке стратегических объектов. Напомню, что это предприятия, жизненно важные для нашего народного хозяйства: "Газпром", "Транснефть", "Роснефть", "ВТБ", "Совкомфлот", "РЖД". Я считаю, что принятие этого закона станет серьёзным вкладом в защиту национальных интересов Российской Федерации и существенно сократит возможности теневого оборота, связанного с офшорными и подконтрольными компаниями, - в год это около 550 миллиардов долларов - и мы считаем, что это облегчит возможности для инвесторов, с тем чтобы не только инвестировать в производственные активы предприятий, но и платить прозрачным образом налоги. В ответ на весьма недружелюбную критику наших либеральных партнёров хотелось бы сказать, что мы не сокращаем возможности для инвестирования, мы делаем просто корпоративную среду более прозрачной и ответственной. Это во-первых. Во-вторых, мы хотели бы обратить внимание на крайнюю значимость предотвращения так называемого гринмейла - это когда у нас появляются под видом офшорных компаний зарубежные фонды, которые используют владение миноритарными пакетами акций для шантажа крупных стратегических предприятий, для коммерческого шпионажа, для блокирования серьёзных сделок, в том числе сделок, связанных с экспортом вооружения и военной техники. Полагаем, что подобного рода деятельность также должна быть поставлена под жёсткий контроль. Кроме того, мы полагаем, что в нынешней ситуации, связанной с кризисом и с известными санкционными мерами, падение капитализации крупных компаний более чем в 2 раза делает также достаточно бессмысленной их приватизацию, особенно миноритарных пакетов, которая, кроме того, не предполагает и инвестиции в капитал приватизируемых хозяйственных обществ. Одним словом, мы считаем, что этот закон крайне важен для модернизации в целом приватизационного законодательства, он послужит оздоровлению в целом корпоративной среды. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", 14-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 22 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 49
О проекте федерального закона № 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации; принят в первом чтении 20 января 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Доклад первого заместителя председателя комитета по природным ресурсам Юрия Александровича Петрова. Пожалуйста. ПЕТРОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что данный законопроект закрепляет на законодательном уровне требование Президента России об исключении участия офшорных компаний в приватизации стратегически значимых предприятий. Никаких ограничений или запретов для добросовестных приобретателей, включая иностранные компании, не зарегистрированные в офшорных зонах, законопроект не содержит. При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены замечания Государственно-правового управления, Экспертного управления администрации президента, а также замечание Правительства Российской Федерации. К законопроекту поступило семь поправок, пять из них вошли в таблицу поправок № 1 и рекомендуются к принятию, две поправки - на отклонение, таблица поправок № 2. Прошу проголосовать за данные таблицы и за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 03 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 28 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 50 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 21
О проекте федерального закона № 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект находится в русле поиска решений по повышению эффективности нашей экономики и соответствует по своей сути принятым парламентом России решениям о деофшоризации экономики. Напомню, что меры, которые принимал парламент России, достигли значительного эффекта, дали результат с точки зрения повышения налоговых поступлений, однако на сегодняшний день по-прежнему до 40 процентов негосударственных инвестиций приходится на офшорный сектор и оборот компаний достигает 50 миллиардов долларов. Мы полагаем, что следовало бы повысить эффективность принимаемых государством мер в этом направлении, и основываемся в этом отношении на предложении президента, высказанном на совещании с членами правительства, о том, что среди новых владельцев приватизируемых активов не должно быть предприятий, находящихся в иностранной юрисдикции: неправильно идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики. Должен сказать, что у нас были позитивные примеры решения имущественных корпоративных задач. Помните, у нас были проблемы с установлением конечных собственников (бенефициаров) ряда наших крупных стратегических активов, в том числе аэропорта Домодедово, которые появились в результате участия офшорных компаний в приватизации стратегических активов. Чтобы решить эти задачи, важные и для экономической безопасности, и для повышения эффективности и прозрачности экономики, в русле тех изменений, которые мы приняли в корпоративное законодательство, мы вносим следующее предложение, которое, на наш взгляд, не может не привести к росту капитализации российских активов, к повышению их прозрачности и к повышению эффективности их управления, а именно: мы полагаем, что не могут участвовать в приватизации государственной и муниципальной собственности предприятия, являющиеся офшорными компаниями, и российские юридические лица, прямо или косвенно контролируемые офшорными компаниями (помните соответствующие изменения в Налоговый кодекс в отношении контролируемых иностранных компаний?). Кроме того, мы полагаем, что не следовало бы разрешать офшорным компаниям приватизировать новые земельные участки, при этом мы не допускаем обратной силы закона, соответственно, закон никак не затрагивает существующих собственников данных активов. Второе решение параллельно первому и сопутствует ему - это предложение изменить закон об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны. Я напомню: по действующему законодательству запрещено, чтобы иностранные государства, международные организации и находящиеся под их контролем организации приобретали стратегические активы (вы знаете перечень стратегических предприятий, у нас более 800 таких предприятий в соответствии с указом президента), приобретали имущественный комплекс, блок-пакеты этих предприятий, - мы полагаем, что подобный запрет должен быть распространён на офшорные компании и контролируемые ими российские юридические лица. Напомню, что речь идёт о серьёзных, стратегических предприятиях, системообразующих для нашей страны, - в сфере ТЭК, "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "РЖД", Сбербанк, "ВТБ". Ещё хотелось бы отметить, что наши предложения защищают, а никак не посягают на права иностранных добросовестных инвесторов, исключая непрозрачные, серые схемы, которые, к сожалению, до некоторого времени использовались в процессах приватизации, в том числе для установления контроля над стратегическими предприятиями. Просим поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. С содокладом выступает Юрий Александрович Петров, первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. ПЕТРОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел указанный законопроект и поддерживает его принятие в первом чтении. Рассматриваемый законопроект направлен на дальнейшее вытеснение зарубежных офшорных компаний из сферы обращения российских имущественных активов и находится в общем контексте мер по деофшоризации российской экономики, последовательно реализуемых в нашей стране начиная с 2012 года. Напомню, что важнейшей из них стало принятие законов о контролируемых иностранных компаниях и об амнистии капиталов. Это способствовало резкому сокращению чистого оттока капитала из России и уменьшению масштабов использования офшоров российскими компаниями и гражданами. После пика 2014 года в 153 миллиарда долларов, который был связан с обострением кризиса и почти двукратной девальвацией рубля, чистый вывоз капитала из страны сократился до 56,9 миллиарда долларов в 2015 году и до 15,4 миллиарда долларов в 2016 году. Очередным шагом по деофшоризации экономики стало подписание 28 декабря 2016 года Президентом Российской Федерации федерального закона, запрещающего депутатам, чиновникам и сотрудникам силовых ведомств владеть иностранными активами, в том числе через третьих лиц или через доверительное управление. Таким образом, политика деофшоризации российской экономики набирает обороты и уже начала приносить реальные результаты. Вместе с тем процесс деофшоризации крайне сложен, для достижения успеха требуется приложить серьёзные усилия, связанные с системным совершенствованием внутреннего антиофшорного законодательства и практики его применения, а также с выстраиванием реального международного сотрудничества. С точки зрения комитета, очень важно, что рассматриваемый законопроект не предусматривает введение новых, дополнительных ограничений или запретов в отношении добросовестных претендентов на приобретение государственного имущества, включая не относящихся к категории офшорных компаний иностранных лиц, а также не придаёт проектируемым нормам обратную силу, что исключает возможность его негативного воздействия на уже заключённые сделки и соглашения. В законопроекте имеется ряд положений, требующих доработки в рамках подготовки проекта ко второму чтению. В частности, это касается конкретизации аспектов предоставления в собственность земельных участков, внесения корреспондирующих поправок в части запрета на участие в приватизации офшорных компаний, уточнения ряда терминов и определений - всё это может, как я уже сказал, быть предметом рассмотрения во втором чтении. Законопроект концептуально поддерживается аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по экономической политике, Государственно-правовым управлением и Экспертным управлением Президента Российской Федерации. Для стенограммы хочу сказать, что к проекту данного закона в качестве автора присоединился депутат Государственной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Белоусов Вадим Владимирович. Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Афонский Владимир Игорьевич. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю вас, Иван Иванович. Сергею Анатольевичу вопросы. Уважаемый Сергей Анатольевич, два коротких вопроса. Первый: через какой промежуток времени компания в случае перерегистрации из офшорной зоны сможет выпасть из сферы действия принимаемого нами закона? И второй: видите ли вы уже необходимость в каких-то изменениях, в подготовке поправок ко второму чтению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гаврилову включите микрофон. ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо за вопросы, уважаемый Владимир Игорьевич. Действительно, у нас имеется огромный опыт работы над имущественным законодательством, и я думаю, что... Совершенно очевидно, что после регистрации российского юридического лица в соответствии с предлагаемым авторами законом вполне возможно его участие как в инвестициях в стратегические предприятия, так и в приватизации государственных и муниципальных активов. Что касается поправок, то нам действительно есть над чем поработать. Я хотел попросить вас, уважаемые коллеги, присутствующие в зале, поработать прежде всего над изменением законодательства о банкротстве, возможно, и об исполнительном производстве, с тем чтобы сделать наше законодательство более полным и исчерпывающим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Сергей Анатольевич, мы, конечно, поддерживаем установление запрета на участие офшорных компаний в приватизации, но разработан ли механизм отслеживания или какой-либо проверки юридических лиц, участвующих в приватизации, на предмет предоставления недостоверных сведений? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гаврилову включите микрофон. ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо большое за вопрос: в нём затронута очень серьёзная, очень важная тема - о достоверности сведений. Должен сказать, что это обсуждалось на заседании комитета, и я хочу отметить исключительно глубокий профессиональный подход профильного комитета и лично Николая Петровича и Юрия Александровича к этому вопросу. Мы обсуждали эту тему и полагаем, что ко второму чтению это может быть учтено... или даже лучше, я думаю, это сделать в рамках отдельного закона, напрямую не связанного с изменениями в имущественное или корпоративное законодательство. Я думаю, что это предмет другого законодательства, и, может быть, нам как раз нужно поработать с Василием Ивановичем Пискарёвым по этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Сергею Анатольевичу. Согласно статье 1 законопроекта покупателями государственного и муниципального имущества не могут быть юридические лица, контроль над которыми прямо или косвенно осуществляется офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания. В связи с этим прошу пояснить, какие подразумеваются критерии подконтрольности юридического лица. В данном случае речь идёт только об учредителях - каким же образом предполагается выявлять косвенный контроль, и, наконец, не повлечёт ли отсутствие критериев косвенного контроля офшорной компанией деятельности юридического лица к необоснованному отказу в приобретении государственного и муниципального имущества, ну и, соответственно, к каким-то судебным тяжбам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. ГАВРИЛОВ С. А. Вопрос ваш вполне оправдан. Вообще, это исчерпывающе прописано в рамках налогового законодательства, в Налоговом кодексе, нашим профильным комитетом, это, если не ошибаюсь, глава 3-4 Налогового кодекса. Несколько лет назад, если помните, мы прописали особенности функционирования контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц - там довольно исчерпывающий набор критериев. Я напомню, что это оказывает определяющее влияние прежде всего на распределение прибыли, на заключение хозяйственных договоров, на процесс принятия решений. Я думаю, что нам не следует - моя позиция такова - при доработке законопроекта ко второму чтению затрагивать эту тему и вообще вносить изменения в действующее налоговое законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грищенко Олег Васильевич. ГРИЩЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллега Игорь Вячеславович Сапко задал вопрос - у меня был такой же, поэтому я свой вопрос снимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А. Уважаемый Сергей Анатольевич, вот в связи с вопросом о круге субъектов, которые не вправе участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества, необходимо отметить, что на практике возникают ситуации, когда граждане Российской Федерации, являющиеся собственниками предприятий, выполняющих гособоронзаказ, впоследствии становятся гражданами иностранного государства, в том числе тех государств, которые проводят недружественную политику в отношении Российской Федерации. В результате эти граждане, являясь уже гражданами иностранного государства, имеют доступ к стратегически важной для России информации. В связи с этим у меня вопрос: как вы считаете, не целесообразно ли разработать законодательные меры, направленные на исключение таких ситуаций? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гаврилову включите микрофон. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Максим Анатольевич, это очень важный, серьёзный вопрос. Если помните, такие довольно сложные прецеденты были у нас более десяти лет назад, да и в более позднее время, то есть действительно есть такая проблема. Я думаю, что законодательство об инвестициях в хозяйственные общества, являющиеся стратегическими предприятиями, более полно учитывает вашу озабоченность, потому что оно не предусматривает сохранения контроля над предприятиями при смене собственника, то есть если хозяйственное общество, добросовестно выполняющее обязательства, например, передаёт, перепродаёт активы или блок-пакет иностранному или контролируемому иностранным юридическому лицу. В отношении приватизации такая норма не установлена, поскольку это нарушило бы действующее хозяйственное право и права участников хозяйственного оборота. Тем не менее, поскольку этот вопрос задавался нашими коллегами, я думаю, что ко второму чтению нам вместе нужно поработать над тем, чтобы, не нарушая прав добросовестных приобретателей, исключить возможность передачи контрольные функций по стратегическим предприятиям иностранным юридическим лицам или собственникам, которые вышли из российской юрисдикции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Анатольевич, я в продолжение данного вопроса коллеги. Мы сейчас рассматриваем вопросы в отношении юридических лиц, а не стоит ли нам подумать и ограничить права физических лиц, которые постоянно или преимущественно проживают за пределами территории Российской Федерации, но через те или иные юридические лица, созданные на территории России, могут принимать участие в подобных мероприятиях, связанных именно с оборонным комплексом? Какова ваша точка зрения? Есть примеры, я чуть позже о них скажу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо, Андрей Геннадьевич, за вопрос, он в большей степени относится, естественно, ко второй части нашего законопроекта, а не к первой, поскольку касается инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны. Действительно, у нас есть такая задача, особенно в сфере предприятий, входящих в круг ОПК и исполняющих гособоронзаказ. В своём выступлении Юрий Александрович Петров, на мой взгляд, исчерпывающе ответил на вопросы по данным проблемам. Они во многом решаются не данным законодательством, изменения в которое мы сейчас предлагаем, а действующим антиофшорным законодательством и полностью покрываются им. Если мы считаем, что этого недостаточно - а на мой взгляд, так и есть, здесь я с вами, Андрей Геннадьевич, согласен, - давайте самостоятельно доработаем. Или лучше, может быть, нашему коллеге Андрею Михайловичу Макарову предложим совместно поработать в данном направлении, поскольку это во многом относится к компетенции комитета в сфере налогов и бюджета, - я думаю, это будет правильно. Может быть, это напрямую не относится к данному законопроекту, но это абсолютно обоснованный подход. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Щапов Михаил Викторович, пожалуйста. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, представленный законопроект укладывается в логику процесса деофшоризации, который идёт в нашей стране последние четыре года. Борьба со злоупотреблениями в офшорной экономике - это важный процесс, в который вовлечены десятки крупных государств, и для нас это крайне актуальная проблема. В 90-е годы целые отрасли национальной экономики переходили под контроль никому не известных лиц и компаний, зарегистрированных в офшорах. Я представляю здесь Иркутскую область, промышленный регион, который годами недополучал налоговые отчисления из-за офшоров. То есть отдать стратегические компании в офшоры - огромная ошибка, негативные последствия которой ещё долго будут ощущать на себе наши граждане. Представленным законопроектом мы, возможно, не исправляем эти ошибки, но как минимум создаём условия, чтобы избежать их в будущем. Кроме этого, ограничение доступа офшорных компаний к приватизации госимущества стратегических предприятий - это ещё и вопрос защиты экономического суверенитета государства. Офшорные компании позволяют скрыть конечного выгодоприобретателя сделки, что создаёт угрозу экономической безопасности государства, и речь идёт как о банальной коррупции, когда через офшоры выводятся средства, так и о более серьёзных негативных последствиях, когда стратегические госпредприятия могут оказаться под контролем нежелательных для нашего государства компаний и лиц иностранных организаций, включая спецслужбы. При этом законопроектом не запрещается принимать участие в процессах приватизации добросовестным компаниям, то есть принятием данного закона мы никак не мешаем участию в экономике иностранному капиталу, не создаём барьеров для иностранных инвестиций. В связи с этим фракция КПРФ поддерживает законопроект и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович. Николаев Николай Петрович. От фракции. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы сегодня рассматриваем законопроект, подготовленный и внесённый нашими коллегами из фракции КПРФ, к которым присоединились коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". И фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, будет голосовать за этот законопроект, как за разумный, выдержанный и соответствующий тому, что нам сейчас важно и необходимо провести. На одном из последних наших заседаний Николай Васильевич Коломейцев как раз упомянул о документе Счётной палаты, где описываются первые результаты приватизации в нашей стране, я поинтересовался этим документом - и вы знаете, что меня привлекло? Те механизмы, которые были задействованы в начале 90-х годов. Конечно, надо сказать, что та массовая приватизация, которая началась в 92-м году, - это, в общем-то, был хаос, и сделать народные предприятия из всего и вся не получилось. За те двадцать пять лет, которые прошли, конечно, надо сказать, сам механизм приватизации очень сильно изменился. Приватизация сегодня - это инструмент, очень чёткий инструмент, который даёт нам возможность пополнить наш государственный бюджет: только в прошлом году было привлечено более 1 триллиона рублей, и это те самые средства, которые были потрачены и сейчас тратятся на поддержку регионов, на выполнение социальных обязательств. Приватизация сегодня - это тот инструмент, который нам позволяет увеличивать капитализацию успешных компаний, инструмент, который сейчас нам позволяет усилить позиции Российской Федерации в самых разных экономических секторах. Что приватизируется сейчас? Если посмотреть план приватизации на 2017-2019 годы, то мы видим, что планируется приватизировать: более 500 акционерных обществ, более 300 государственных унитарных предприятий, федеральных унитарных предприятий, это компании (и какие!) "Роснефть", "АЛРОСА", "ВТБ", за которыми стоят десятки тысяч наших граждан - сотрудников этих компаний, это инфраструктура, это имущественные комплексы, это право на добычу полезных ископаемых. Это всё играет существенную роль в экономике страны, и понятно, что мы обязаны знать тех, кто стоит за компаниями, принимающими участие в приватизации столь важных для страны организаций, предприятий. А офшоры, как мы знаем, - это как раз те зоны, которые скрывают собственников, истинных собственников компаний, зарегистрированных в их юрисдикции, поэтому мы часто даже не можем понять истинных целей участия офшорной компании в приватизации того или иного предприятия, - и нам важно, что этот законопроект эту проблему частично, но решает. Конечно, мы дальше должны добиваться того, чтобы и налоговые поступления, и прибыль от уже приватизированных компаний оставались в стране, и поэтому, Юрий Александрович уже говорил, было сделано достаточно много шагов для того, чтобы противодействовать офшорному бизнесу, чтобы осуществить деофшоризацию нашей экономики: это и закон о деофшоризации от 2014 года, это и подписание и ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, это и закон о запрете госзакупок в офшорных зонах у офшорных компаний. Конечно же, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сегодня будет голосовать за этот законопроект. Это станет очередным шагом нашей фракции в той системной работе, которую мы ведём, по повышению прозрачности приватизационных сделок, по противодействию вывода капиталов за рубеж, по укреплению благосостояния нашей страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович.
Коллеги, давайте мы закончим обсуждение 11-го вопроса, а потом уже перейдём к тем законопроектам, которые мы на 16 часов договорились поставить. Напомню, мы рассматриваем проект закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"...". Выступает Гартунг Валерий Карлович. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, я смотрю, после обеда много энергии, все соскучились, общаются активно. Давайте мы сейчас всё-таки приступим к работе. Уважаемый Александр Дмитриевич, вы сказали: "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации...". Я продолжу: "...и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" - вот так полностью звучит название этого законопроекта. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. Мы считаем, что движемся в правильном направлении, понятно, что иллюзий питать не нужно, мол, мы сейчас примем этот закон и у нас экономика прямо вот в гору пойдет. Нам много нужных законов надо принять, но понемножку, я думаю, мы дорогу осилим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Афонский Владимир Игорьевич, пожалуйста. АФОНСКИЙ В. И. Благодарю вас, Александр Дмитриевич. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Все мы знаем, что понятие "покупать" и понятие "владеть" - это понятия разные. И на мой взгляд, при подготовке законопроекта ко второму чтению нам с вами очень важно предусмотреть нормы, которые не позволят будущим владельцам акций, долей предприятий управлять деятельностью предприятия из офшора после совершения покупки в случае его перерегистрации. А закон, несомненно, очень важный и нужный, направлен на деофшоризацию российской экономики, на защиту государственных интересов, поэтому, как и предыдущие коллеги, предлагаю его поддержать и продолжить работать над ним ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я почему задал вопрос по поводу физических лиц, которые или постоянно, или преимущественно проживают за пределами Российской Федерации, но тем не менее являются гражданами Российской Федерации? Я хотел бы привести пример: в городе Екатеринбурге есть достаточно, на мой взгляд, серьёзный завод - компрессорный. В своё время, когда существовал Советский Союз, таких заводов было два - в Казахстане и на территории России, и там порядка 90 процентов продукции выпускают для оборонно-промышленного комплекса - для космоса и для Военно-Морского Флота, в частности для подводных лодок. Я к чему этот пример привожу? Понятно, что для собственника, который проживает за пределами Российской Федерации, труда большого не составит узнать и количество той продукции, которая выпускается, и направление, то есть для чего. На мой взгляд, это достаточно серьёзный вопрос, и в будущем, когда мы будем рассматривать такие законопроекты, мы должны думать, как сделать так, чтобы данная информация не уходила за рубеж. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, коллеги, все записавшиеся выступили. Заключительное слово автора. Гаврилову включите микрофон. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос очень сложный, я благодарю за очень содержательное обсуждение. Действительно, есть ряд задач, которые мы должны решить ко второму чтению, но тем не менее я хотел бы сказать, что наша инициатива предусматривает достижение следующих целей: прежде всего, конечно, это не просто деофшоризация, а повышение качества инвестиций, это реальное улучшение делового климата, прозрачности нашей суверенной экономики, что, я надеюсь, не может не сказаться на более значительных темпах её модернизации, и, наконец, это, безусловно, соблюдение интересов национальной безопасности. Конечно, я признателен и комитету, и Федеральной службе безопасности, и администрации президента за очень глубокое, осмысленное и внимательное сотрудничество при работе над данным законопроектом. Я надеюсь, что ко второму чтению мы доработаем его в части предотвращения вывода активов в ходе процедур банкротства и исполнительного производства, и надеюсь на то, что коллеги, которые сегодня активно высказывались, примут участие в нашей совместной работе. Спасибо, друзья. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета содокладчик? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 09 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается.