Заседание № 313
23.09.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2898 по 3678 из 5030
Итак, проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год". Доклад официального представителя правительства министра финансов Российской Федерации Антона Германовича Силуанова. СИЛУАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Основной задачей бюджета прошлого года была реализация национальных целей развития, которые поставил Президент Российской Федерации. Для достижения этой задачи была обеспечена концентрация необходимых ресурсов: приняты изменения в налоговое законодательство, увеличена ставка НДС с 18 до 20 процентов, увеличен объём дефицита бюджета на 0,5 процента ВВП. Таким образом, мы создали финансовый задел для реализации тех задач, которые были поставлены. Были сформированы и утверждены паспорта национальных проектов. Важно, что эти паспорта были скоординированы с мерами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по достижению национальных целей развития. Была выстроена система мониторинга реализации нацпроектов, которая позволяет увидеть, куда идут ресурсы и каких результатов мы достигаем. На реализацию национальных проектов в целом предусмотрено с 2019 по 2024 год 14 триллионов рублей, в том числе 1,6 триллиона - в 2019 году. Несколько слов об условиях исполнения бюджета. В прошлом году цены на нефть начали снижаться: в 2018 году цена на нефть составляла 70 долларов за баррель, а в прошлом году - 63,8, в текущем году мы видим дальнейшее снижение цен на этот вид углеводородов. При этом курс рубля сохранял устойчивость, и это стало возможным именно благодаря бюджетным правилам, которые мы с вами реализовывали. То есть бюджетные правила создавали возможность и пополнять резерв - Фонд национального благосостояния, и держать стабильным курс рубля независимо от цен на нефть и энергоносители. Инфляция составила меньше, чем ожидали, - 3 процента вместо 4 процентов. Это позволило снижать стоимость кредита и тем самым стимулировать определённую экономическую активность. Рост ВВП в 2019 году составил 1,3 процента, что ниже, чем наши целевые индикаторы. Но реализация национальных проектов, хотел сказать, дала свои результаты, и мы видели, что в четвёртом квартале 2019 года и в первом квартале текущего года темпы роста экономики ускорились: в четвёртом квартале темп роста экономики составил 2,1 процента, а в первом квартале - 1,6 процента. Но пандемия, безусловно, вмешалась в наши планы и существенно скорректировала темпы в более низкую плоскость. Федеральный бюджет в 2019 году исполнен с профицитом - 1,8 процента. Профицит в первую очередь связан с дополнительным поступлением нефтегазовых доходов, которые в марте текущего года были зачислены в Фонд национального благосостояния. Таким образом, на 1 сентября текущего года Фонд национального благосостояния составляет 13,3 триллиона рублей, или 11,7 процента ВВП, а его ликвидная часть - 8,9 триллиона рублей, или 7,8 процента ВВП. Несколько слов о расходах. Особенностью прошлого года стало начало реализации национальных проектов, и в связи с этим был реализован целый ряд новаций. Впервые в рамках реализации национальных проектов обеспечена увязка бюджетных ассигнований с конкретными результатами проектов. Органы управления проектами были наделены полномочиями по перераспределению бюджетных ассигнований в ходе исполнения бюджета, при этом эти решения предварительно рассматривались на трёхсторонней комиссии парламента. Внедрена система мониторинга реализации нацпроектов, и финансовые результаты, как мы говорили, увязаны с конкретными результатами. Я приведу несколько из них. Мы в Думе часто обсуждали необходимость развития фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий - в прошлом году таких ФАПов построено 432. На благоустройство выделены деньги, и это позволило обустроить 7 тысяч общественных территорий, что важно, потому что люди видят результаты работы бюджетных денег. Правительством и президентом ставилась задача более широкого использования сети Интернет в общеобразовательных организациях - так вот в прошлом году 17 тысяч социально значимых объектов было подключено к Интернету. Расселено из непригодного для проживания жилого фонда 37 тысяч человек. Введено в эксплуатацию 104 новых объекта и создано 77 тысяч новых мест в общеобразовательных организациях. Это всё результаты работы бюджетных денег, результаты тех национальных проектов и программ, которые мы реализуем. Не могу не остановиться на неиспользованных бюджетных ассигнованиях в прошлом году, их объём достиг 1,1 триллиона рублей. С одной стороны, это большие деньги, и они действительно не попали в экономику, с другой стороны, необходимо посмотреть, что это за остатки, и хотел бы пояснить, сейчас остановиться на этом вопросе. Первая значительная часть - это государственные контракты, оплата которых перенесена на текущий год, их объём - 348 миллиардов рублей. Контракт заключён, деньги не использованы - мы приняли решение о переносе их на следующий год. Второе - это ассигнования и субсидии юридическим лицам и трансферты бюджетам субъектов, которые предоставлялись под потребность, то есть по факту выполнения работ, их объём - 63,5 миллиарда рублей. Третье - это остатки по национальным проектам. Тоже мы с вами приняли решение, чтобы неисполненные средства по национальному проекту не поднимать в Резервный фонд, а переносить на следующий год, то есть на текущий год, и объём таких остатков - 148 миллиардов рублей. И в конце 2019 года принято решение о переносе остатков по дотациям, то есть по поддержке субъектов Российской Федерации, чтобы эти деньги тоже не пропадали, а шли в текущем году на поддержку регионов, - 39 миллиардов рублей. Также это средства по оборонным и закрытым статьям расходов, перешедшие с прошлого года на текущий год, - около 300 миллиардов рублей. Так что если посмотреть, что это за деньги, станет очевидно, что это деньги, которые работают в текущем году, и часть этих денег создала те резервные средства 2020 года, которые мы использовали в рамках ответа на вызовы, с которыми мы столкнулись в связи с пандемией и распространением коронавирусной инфекции. Уважаемые депутаты, мы всегда рассматриваем отчёт как базу для выводов на будущее. Мы ещё раз смогли убедиться в том, что формирование бюджета исходя из бюджетных правил себя оправдывает: созданные в прошлые годы резервы работают в текущем году, причём не только в текущем году, но будут работать ещё и в следующем году, в проекте бюджета на трёхлетку мы вам будем докладывать об этих параметрах. Особое значение необходимо уделять проектному управлению. Национальные проекты, госпрограммы - всё это должно быть подчинено единым целям, которые определены президентом, должно быть чётко структурировано, результат бюджетных вложений должен выражаться в конкретных показателях - нам важны не столько деньги, сколько результат от использования этих денег. В следующем году такое целеполагание усилится. Важным моментом прошлого года было поручение Государственной Думы в части того, чтобы все трансферты субъектам распределялись до начала финансового года, - это было сделано, и в текущем году принято соответствующее законодательное решение. Также много обсуждался вопрос закупочного законодательства: несовершенство закупочного законодательства негативно влияло и на освоение бюджетных средств, и на использование бюджетных средств - в текущем году мы существенно его подправили и улучшили тем самым сам бюджетный процесс. Ну и конечно, важная тема - анализ эффекта тех льгот, которые предоставляются в значительных объёмах. Мы сейчас строго следим, в Минфине создано подразделение, которое следит за соблюдением инвесторами тех обязательств, которые они берут на себя при предоставлении им льгот, налоговых расходов так называемых. И это тоже очень важно, для того чтобы каждая наша преференция работала на новые рабочие места и на инвестиции. Уважаемые депутаты, в заключение хотел бы отметить, что по результатам анализа Счётной палаты отчёт за 2019 год признан достоверным, положительная тенденция - существенное сокращение объёма выявленных нарушений, за прошлый год их стало меньше более чем в три раза. Надеюсь, что в дальнейшем мы сократим количество ошибок и сведём их к минимуму. Уважаемые депутаты, просим принять представленный правительством законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович. Доклад Председателя Счётной палаты Российской Федерации Алексея Леонидовича Кудрина. Пожалуйста. КУДРИН А. Л., Председатель Счётной палаты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Антон Германович, депутаты Государственной Думы! Счётная палата представляет заключение на отчёт об исполнении бюджета за 2019 год. Напомню, что год был в целом успешный, мы не знали ещё тогда о пандемии, все параметры экономики росли в основном. Но тем не менее это уже был год замедления экономического роста - он упал с 2,5 процента до 1,3 процента. Бедность снизилась на 300 тысяч человек - конечно, мы понимаем, что в этом году, в год пандемии, бедность, к сожалению, растёт: по данным Росстата, выросла на 1,5 миллиона человек и достигнет 19,5 миллиона. Это означает, что мы по-прежнему должны фокусировать своё внимание на этой группе населения и принимать дополнительные меры поддержки. Правительство на это обращает внимание. У нас в Счётной палате есть свои методические наработки по решению этих проблем, мы обсуждаем это с правительством. Темп прироста инвестиций в 2019 году тоже падал - с 5,4 процента до 1,7, то есть инвестиции росли, но медленнее, чем раньше. Учитывая падение, уже в 2020 году, по прогнозу Минэкономразвития, снижение будет на 6,6 процента - конечно, нужно перезапустить инвестиционный процесс, для того чтобы обеспечить экономический рост. Профицит бюджета составил 2 триллиона, или 1,8 процента ВВП. Соответственно, часть профицита ушла в ФНБ, и в начале 2020 года ФНБ увеличился на 3,7 триллиона рублей. Государственный долг вырос почти на 1 триллион рублей и составил 12,3 процента, он по-прежнему остаётся рекордно низким и является серьёзным резервом для таких кризисных лет, как нынешний год, - мы можем за счёт заимствований закрыть значительную часть потребностей федерального бюджета и заместить выпадающие доходы. Заимствования в этом году и в следующем году (они уже запланированы в проекте бюджета на трёхлетку, который утверждён на заседании правительства и будет в ближайшее время внесён) будут увеличены и составят в конце периода 2020-2022 годов 20-21 процент, что считаю приемлемым. Доходы бюджета составили 20,2 триллиона рублей, или 18,3 процента ВВП, - доходы превысили окончательный прогноз и уточнённый бюджет на 218 миллиардов рублей. Расходы составили 18,2 триллиона рублей. Ну, вы помните, что одной из самых главных проблем 2019 года является неисполнение расходов, которое составило 1 триллион 121 миллиард рублей, в том числе 727 миллиардов по открытой части и 394 миллиарда - по закрытой. Закрытую часть я раскрывать не буду, но, конечно, мы понимаем, что каждый 20-й рубль оказался невостребованным, - это потенциально непроинвестированные деньги в экономику, невыполненные заказы, это не полученные компаниями доходы, и, соответственно, это снижает потенциал экономического роста. Сейчас Антон Германович подробно остановился на этом вопросе, обращу только внимание, что основные неисполненные расходы были по разделам "Национальная экономика" - 252 миллиарда рублей, "Национальная оборона" - 236 миллиардов рублей, "Общегосударственные расходы" - 233 миллиарда рублей. На уровне 90 процентов или меньше исполнены расходы по 18 главным распорядителям бюджетных средств, в том числе Минприроды и Минкомсвязи, хотя они ключевые министерства, отвечающие за национальные цели и национальные проекты. Уже было сказано, что если обсуждать открытую часть, то нужно отметить прежде всего 727 миллиардов рублей, из которых 234 миллиарда - нераспределённые резервные средства (они, конечно, могли бы работать на экономику), нарушение условий контрактов - 123 миллиарда, перечисление субъектам межбюджетных трансфертов по потребности - 49 миллиардов и другие, в том числе отсутствие проектно-сметной документации - 37 миллиардов, неперечисление имущественного взноса в фонд защиты дольщиков - 35 миллиардов. Теперь всё-таки о самом важном, о том, ради чего бюджет, - это те цели и показатели, которые мы учитываем в государственных программах. Программы призваны решать самые острые и насущные проблемы развития нашей страны. Вместе с тем методика оценки качества выполнения, которая утверждена в правительстве, сегодня, на наш взгляд, применяется неправильно. На этот год, ну, при оценке 2019 года, правительство применяет так называемые особые оговорки: если показатели не найдены, то есть нет фактических данных об исполнении того или иного показателя, они не принимаются во внимание, поэтому в результате мы получаем завышенную оценку. Если же принять, что если данных нет, то показатель равен нулю, то здесь будет другая картина: вместо 17 программ, которые показаны правительством как высокоэффективные, получается 15, по программам с эффективностью выше среднего вместо 17 программ получается 10, по программам с эффективностью ниже среднего - не 8 программ, а 10, и 7 программ являются неэффективными. Здесь уже другая картина по сравнению с тем, что предлагает правительство. Минэкономразвития пояснило (на заседании комитета по бюджету мы этот вопрос обсуждали), что некоторые данные не получены в связи с задержкой поступления из-за пандемии. Предлагаю учесть этот момент, но в конце года провести вторую, дополнительную оценку исполнения государственных программ 2019 года, с тем чтобы получить объективную картину. Это очень важно, для того чтобы дальше настраивать программы развития нашей страны, можно этот вопрос учесть и в постановлении Государственной Думы. Напомню, что одним из самых проблемных вопросов является ФАИП, у нас здесь тоже новый рекорд: 77,2 процента исполнения, часть объектов не сдана, по сути, это четверть проектов, десять ГРБС исполнили ФАИП с результатом ниже 50 процентов - требуется серьёзно наводить порядок. И по приватизации тоже рекорд. У нас 11,5 миллиарда получено по приватизации, но из них большая часть - это по сделкам, которые проведены в предыдущие годы, а по сделкам, собственно, продажи активов 2019 года получено всего 4,2 миллиарда рублей. На мой взгляд, у нас экономика ещё огосударствлена, у нас госкомпании превалируют в экономике, но есть серьёзная возможность пустить частных инвесторов и частную мотивацию в наш инвестиционный процесс. В связи с этим мне кажется, что нужно выполнять и установку президента из мартовского послания 2018 года - об уменьшении доли государства в экономике. В результате отчёт об исполнении бюджета за 2019 год мы считаем достоверным, проект закона можно принимать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Подробный доклад министра, подробный доклад Счётной палаты, цифры, представленные в отчёте, достоверны, а отчёт о бюджете - это закон о цифрах, и Счётной палатой проведён очень серьёзный анализ. Строго говоря, на этом можно было бы выступление от комитета и закончить. Знаете почему? Просто потому, что, я думаю, никого в этом зале и уж тем более за его пределами сегодня абсолютно не интересует, что происходило с исполнением бюджета в 2019 году, ведь все мы сегодня понимаем, что 2019 год был как будто в прошлой жизни. И если вообще сегодня о чём-то имеет смысл говорить, то, наверное, стоит говорить о том, какие уроки, какой опыт из этого последнего относительно благополучного года нам целесообразно вынести, для того чтобы обсуждать бюджет уже следующей трёхлетки. Строго говоря, об этом говорили и министр финансов, и председатель Счётной палаты. Что мы должны извлечь, какие уроки? Вы знаете, когда мы говорим: вот 2019 год... он же не сам по себе, он не один там какой-то. Если мы с вами возьмём период с 2000 года и посмотрим результативность того, что было, то увидим, что продолжительность жизни у нас в стране с 2000 по 2019 год выросла на восемь лет. Вы знаете, можно говорить всё что угодно, но я твёрдо убеждён, что для человека самое главное - это его жизнь, лишний день жизни - это самая большая ценность. И вот если говорить, что продолжительность жизни за это время увеличилась на восемь лет, мне кажется, это и есть главный показатель. Вот это первый вопрос, который хотелось бы отметить. В то же время давайте посмотрим: продолжительность жизни увеличивается, а неудовлетворённость граждан медициной остаётся, все опросы показывают, что люди недовольны. И вот тогда мы с вами смотрим... абсолютно справедливо говорил сейчас Антон Германович, ведь действительно очень важно строить ФАПы - построено определённое количество, вот посмотрите, - создавать передвижные медицинские центры, которые помогают спасать жизни людей. Это правда всё есть, просто мы должны вспомнить, что мы восстанавливаем то, что на предыдущем этапе было разрушено. И вот текущие решения президента, которые были приняты на Госсовете, о том, чтобы на первичное звено медицины дать 500 миллиардов рублей в ближайшее время, чтобы качественно изменить именно первичное звено нашей медицины, наверное, это то главное, что мы должны сегодня увидеть, рассматривая итоги 2019 года. Посмотрите, вот госпрограмма... Да, я абсолютно согласен с Алексеем Леонидовичем, он абсолютно правильно говорит в отношении показателей госпрограмм, мы же об этом говорим каждый год, честно говоря, уже устали говорить. Вы знаете, вот я смотрю программу "Развитие внешнеэкономической деятельности" - замечательная вроде государственная программа, - смотрю индикаторы, показатели внешнеэкономической деятельности, вдумайтесь: участие Российской Федерации в переговорных мероприятиях Всемирной торговой организации. То есть у нас индикатор - это сколько раз мы съездили за границу с ними поговорить, это индикатор качества программы, по нему мы должны оценивать эту программу! Кстати, посмотрите второй индикатор - количество вновь выявленных ограничительных мер в отношении российских товаров, услуг и инвестиций на внешних рынках с динамикой к увеличению. То есть, у нас главная функция программы - посчитать, какие дополнительные ограничения в отношении нас ввели и сколько раз мы съездили их обсудить. Коллеги, на самом деле это можно сказать по поводу большинства программ. Что тут скажешь? Да, абсолютно справедливо говорит Счётная палата: большинство, очень много показателей, которые вообще нельзя никак оценить. Сейчас у нас совершенно другая задача, у нас задача - национальные цели, национальные проекты, уже с учётом того, что происходит в этом году. Они встраиваются в этот механизм, механизм, который не работал десять лет и работать не будет. Следовательно, сейчас, когда нам предстоит обсуждать бюджет трёхлетки, нам надо посмотреть каждую государственную программу уже не с точки зрения того, сколько раз ездили за границу, а с точки зрения того, какие показатели мы должны там увидеть, чтобы понять, как решаются задачи, поставленные президентом. Сейчас эта работа в правительстве идёт - она вот сейчас идёт, - через две недели мы с вами начнём её оценивать. Может быть, это тот главный урок, который целесообразно всё-таки вынести из отчёта об исполнении бюджета 2019 года. Если говорить об экономике, вы знаете, давайте посмотрим на 2019 год как на определённый итог пятилетнего периода, который начинался в 2014 году. Почему в 2014 году? Вспомните конец 2014 года, когда действительно ударил серьёзный кризис. И вот если мы с вами посмотрим на период с 2014 по 2019 год, то увидим, что зависимость российского бюджета от нефти снизилась за пять лет на 5,5 процентного пункта ВВП. Значит, всё-таки тенденция, что наша экономика постепенно отходит от углеводородной зависимости, реальна, она реализовывалась, и это тоже урок 2019 года, урок предыдущего периода, который мы должны будем сейчас в этих сложных условиях закрепить. Когда мы рассматриваем бюджет 2019 года, наверное, можно много говорить. Если кого-то действительно интересует, что и как было, - вот здесь, в этих документах, всё, всё о бюджете 2019 года, здесь позиции всех комитетов. Я благодарен, кстати, всем комитетам, они представили очень серьёзные материалы по анализу того, что было. Здесь все эти материалы есть, мы представили и критику, и позитив, здесь всё есть. Так что если кто-то захочет это изучить - пожалуйста. Единственное, что могу сказать: если когда-то историки захотят заняться тем, что было в 2019 году, то они обязательно вспомнят дискуссию о том, каким должно быть бюджетное правило, какой должна быть цена на нефть, и споры о том, сколько будет стоить нефть в каком году. Кстати, я думаю, что сегодня можно смело сдать в архив все эти споры по двум причинам. Если вы посмотрите на динамику себестоимости сланцевой нефти в Соединённых Штатах (а Соединённые Штаты сегодня на первом месте по добыче нефти), вы поймёте, что никаких долговременных трендов на повышение цены, на появление высокой цены на нефть больше не будет, и мы должны научиться жить своими силами. Год тому назад в этом зале мы предупреждали, что в 2020 году нас ждёт кризис, которого мир не знал со времён Великой депрессии. То, что мы обещали в прошлом году, к сожалению, случилось. Но вот сегодня мы можем пройти этот кризис именно благодаря тому, что тогда мы не торпедировали бюджетное правило и смогли создать резервы, которые позволяют нам сегодня выполнять социальные обязательства. И очень хотелось бы, чтобы именно такой подход и сохранился, когда мы с вами будем рассматривать бюджет следующей трёхлетки. Комитет предлагает принять отчёт правительства и утвердить его. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, мы договорились на заседании Совета Государственной Думы, что будет задано по одному вопросу от фракции любому из докладчиков. На вопрос - минута, на ответ - до трёх минут. От фракции КПРФ - Ганзя Вера Анатольевна. Пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Антон Германович, мы ставим амбициозные национальные цели, не обеспечивая их достижение необходимыми ресурсами. Огромные средства ФНБ выведены из экономики, темпы роста ВВП снизились до 1,3 процента, доходы населения не росли, количество регионов с дефицитом бюджета выросло за год с 15 до 35, и ведь не достоверность, а именно это ключевые критерии работы. При этом неосвоение средств достигло рекордной цифры в 1 триллион 121 миллиард рублей, эффективность госпрограмм тоже вызывает большие сомнения. В общем, мы считаем такие результаты провальными. Почему вы ничего не меняете из года в год, более того, считаете такую политику эффективной? И вот интересно, какую реальную оценку можно поставить за такие результаты? СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Уважаемые депутаты, был высказан целый ряд замечаний, на которых в докладе я постарался остановиться, речь шла и об освоении средств, и я пояснил, откуда взялся этот 1 триллион. Можно было бы этот триллион отдать, как раньше это делалось. Если бы у нас не было жёстких принципов казначейского исполнения, целеполагания в отношении выделяемых денег, то эти деньги мы просто отдали бы в экономику, и они не работали бы, а лежали на счетах в банках, зато у нас был бы хороший уровень исполнения бюджета. Но эти деньги мы сохранили, и эти деньги работают на те же самые цели, только уже в текущем году, к тому же мы создали ещё резерв. Это первое соображение. Второе - это, конечно, целеполагание. С каждым годом (это было и ваше поручение) мы всё большую и большую долю расходов привязываем к конкретным результатам. Это касается нацпроектов. Сейчас вот после обсуждения в комитете по бюджету ещё раз председатель правительства дал поручение отформатировать государственные программы в соответствии с механизмами нацпроектов. То есть будет видно, какой будет получен результат от каждого рубля. И вот это самое главное: мы должны не просто распределять деньги, не просто финансировать - мы должны отчитываться о результатах. Мне кажется, что это самый главный вывод прошлого года, и в этом направлении мы работаем и дальше будем работать более усиленно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Антон Германович, Андрей Михайлович призвал извлекать уроки из опыта 2019 года - наверное, это правильно. В связи с этим вопрос: какие механизмы поддержки регионов сработали в 2019 году, какие показали свою эффективность и будут совершенствоваться в последующем с учётом предстоящего принятия бюджета на грядущую трёхлетку, какие, наоборот, не сработали, не оправдали ожиданий и нуждаются в корректировке, а, может быть, в отмене? СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Алексей Николаевич, уважаемые депутаты! Действительно, мы вовремя очень - спасибо вам! - приняли решение о поддержке субъектов Российской Федерации. 300 миллиардов рублей - дотация на сбалансированность, это плюс 200 миллиардов рублей к тому, что у нас было запланировано на помощь субъектам Российской Федерации, и пошли эти деньги, и сейчас идут, вот 200 миллиардов уже распределено, ещё 100 осталось. Эти деньги будут работать на поддержку тех регионов, которые больше всего пострадали, и здесь разные регионы: и те, которые считались устойчивыми, регионами-донорами, и те, которые нуждались и нуждаются в государственной поддержке. Поэтому увеличение дотаций на сбалансированность - это наша антикризисная мера, она сработала, и она работает. И второе направление - это решение о реструктуризации бюджетных кредитов. Мы с вами приняли решение об облегчении долгового бремени: сдвижка вправо обязательств по погашению бюджетных кредитов субъектами Российской Федерации и стимулирование высвобождаемые средства направлять на новые инфраструктурные инвестиционные проекты, а доходы от этих проектов будут направляться на уменьшение задолженности перед федеральным бюджетом. Очень хорошая мера - мы считаем, что субъектам Российской Федерации здорово помогли таким образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Быков Олег Петрович, пожалуйста. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос председателю комитета. Уважаемый Андрей Михайлович, мы видим не совсем утешительные итоги исполнения бюджета в относительно благополучном, как вы правильно отметили, 2019 году. Уровень реализации федеральной адресной инвестиционной программы является самым низким за последние 20 лет - если округлить, то 77 процентов. Не завершено более 14 тысяч самых разных объектов, включая недостроенные больницы, школы, поликлиники и детские сады. В целом не исполнены расходы федерального бюджета более чем на 1 триллион рублей. Институт государственных программ вновь показывает в этой части свою неэффективность, сегодня мы услышали оценку в отношении госпрограмм со стороны Счётной палаты - согласно информации Счётной палаты, не могут быть оценены или имеют низкую эффективность 22 госпрограммы на общую сумму более 3,5 триллиона рублей, а это вопросы, связанные с реализацией национальных проектов, целей и задач, которые поставил президент, направленных на улучшение качества жизни людей и развитие экономики. Какие комитет видит действия, какие действия необходимо предпринять, чтобы мы с такими проблемами не сталкивались в будущем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макарову включите микрофон. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. Коллеги, вы знаете, мне кажется, очень важно понимать, что вот то, что надо делать сейчас, - это трёхлетний бюджет, который к нам придёт сейчас. Председатель правительства, когда в правительстве на прошлой неделе рассматривался проект бюджета, дал поручение всем министрам идти в Государственную Думу и не просто отстаивать государственную программу, позиции правительства, а объяснять каждую цифру, которая стоит в госпрограмме, а главное (я цитирую по памяти то, что сказал председатель правительства) - пояснять, какой эффект дадут эти средства, в какие сроки и какой результат ждёт правительство от этих вложений. Мне кажется, главное, что мы можем сделать, - это сделать так, чтобы все профильные комитеты, я уверен, рассмотрели это очень подробно, потом мы посмотрим, сопоставим вместе уже с профильными комитетами на заседании бюджетного комитета. И вот парламентский контроль за расходованием этих средств - это главное, что в этой ситуации мы можем сделать. Правительство изменило подходы, наша задача - сделать так, чтобы эти подходы были более эффективными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Антон Германович, в этом зале вы неоднократно обещали вернуться к вопросу индексации пенсий работающим пенсионерам. Три года уже прошло - знаете, обещанного три года ждут, мы ждём уже пятый год. В данный момент, в этом году каждый работающий пенсионер ежемесячно недополучает 4490 рублей в среднем, это пенсионер, получающий среднюю пенсию, а неработающий недополучает 1209 рублей, и всё из-за того, что в 2016 году пенсия была проиндексирована не на 12,9 процента, а только на 4 процента. Вот как вы считаете, при двухтриллионном профиците бюджета (причём два года подряд) настало время, когда у бюджета появились деньги? Вы тогда говорили, мол, появятся деньги и мы вернёмся к вопросу, - вот настало время или нет вернуть долги пенсионерам? СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо, уважаемый Валерий Карлович. Уважаемые депутаты, вы знаете, здесь вопрос не только денег. Мы с вами действительно говорили о том, что работающие пенсионеры... они работают и ещё получают и заработную плату, которая индексируется. Мы видим, как растёт средняя заработная плата по экономике, она также растёт и у пенсионеров, которые работают. Что такое пенсия? Пенсия - это, по сути дела, компенсация за то время труда, когда человек работал, и когда он вышел на пенсию, он не работает, а пенсия - это компенсация за тот труд, который у него был в период трудовой деятельности. Когда человек, являющийся пенсионером, работает, он имеет возможность получать доходы от своей работы, и он имеет возможность получать соответствующие доходы, которые необходимы, так сказать, для его деятельности. Конечно, мы с вами обсуждали эту тему и тоже договорились, что когда человек выходит на пенсию, уже не работает, то та пенсия, которая была начислена, пересчитывается с учётом всех индексаций, которые были произведены за период его работы. Поэтому, когда человек по-настоящему выходит на пенсию, пенсия от этого не меняется, он ничего не теряет, а в период работы пенсионер, конечно, получает ещё и вознаграждение за труд, когда трудится на предприятии, в организации и так далее. Поэтому вопрос обеспеченности пенсионера в период его работы, мне кажется, решается. А вопрос выхода пенсионера на пенсию и доиндексации, доучёта всех тех индексаций, которые должны быть произведены, тоже решается - мы с вами приняли соответствующие законодательные акты. Так что мне кажется, что в целом мы вопрос пенсионного обеспечения пенсионеров, работающих и неработающих, урегулировали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям представителей фракций. От фракции КПРФ - Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, правительством в лице Министерства финансов и Казначейства проделана определённая и значимая работа, для того чтобы страна жила, функционировала и вопросы решались. Но вот в какой мере вопросы решались - это и есть как раз главный вопрос сегодняшнего обсуждения. Сегодня перед нами стоит не просто бухгалтерская задача, балансы подводить, тем более материалов достаточно и материалы действительно хорошо подготовлены, но нужно дать оценку с точки зрения политических задач, потому что бюджет - это основной документ страны. В конечном итоге сам министр Антон Германович выступал и говорил, как выполнены национальные цели развития. Так вот, позиции выполнения задач национального развития: реально располагаемые денежные доходы за 2019 год у нас выросли на 1 процент, - вы прекрасно понимаете, к метру один сантиметр прибавился, так? - реально назначенные пенсии выросли на 1,5 процента, бедность на уровне 12,3 процента, то есть в конечном итоге никакого движения в 2019 году не было. И более того, никак правительство не может использовать те самые средства, которые в доходной части бюджета на расходы переводятся, и эти расходы остаются неиспользованными. (Я цифры сейчас приводить не буду, потому что времени всего три минуты, это очень мало.) Вот такие итоги мы не можем признать удовлетворительными. Продолжаем отставать от мирового развития, с каждым годом отстаём, отстаём, здесь все гимны поём, говорим, мол, всё хорошо, идём дальше, накапливаем резервы, а на самом деле-то расхождение огромное! И более того, страна никак не может выйти на уровень 1990 года - я неоднократно об этом говорил, - а это основная задача. Слушайте, для чего тогда надо было ломать всю страну, если за 30 лет не можем выйти на уровень 1990 года? И при этом, собственно, правительство чувствует себя хорошо, и вроде бы власть у нас устойчивой называется. Я не буду называть другие цифры, единственное скажу: что это за правительство, что это за власть, которая не может использовать выделенные средства? Национальная экономика - 92 процента, ЖКХ - 84 процента, культура - 87 процентов... Более того, получается, бюрократия настолько сильно развита, что первые три месяца средства распределяем, потом доводим, а в сентябре уже средства министерства не берут, потому что они могут быть не использованы, - в конечном итоге мы три месяца в году работаем, и бюджет, по сути дела, никак вот это положение изменить не может. Мы, фракция КПРФ, не можем позитивно голосовать за этот бюджет. Мы проголосуем против, наше требование - изменить экономический курс, с тем чтобы действительно перейти к решению задач, которые стоят перед нашей национальной экономикой, стоят перед нашей страной, чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР тоже не будет голосовать за данный отчёт. Достаточно печально, но, когда я читал отчёт правительства, я всё время ловил себя на мысли, что мы как будто, ну, в конце этого года, и всё время казалось, что это цифры, результаты уже 2020 года. Но фактически-то, обращаю внимание, это 2019 год, это год, когда ещё не было пандемии, и снижение роста ВВП с 2,5 процента до 1,3 процента произошло в прошлом году - тогда, на мой взгляд, вот тех причин, на которые мы сошлёмся в этом году, когда будем и бюджет принимать, и отчёт обсуждать, конечно же, ещё не было. Плохо. Нужно сказать, что розничный оборот практически в полтора раза в прошлом году уменьшился, рост реальных зарплат... не было падения, но рост снизился в 3 раза по сравнению с 2018 годом, то есть всё достаточно печально. Мы вчера, когда бюджетообразующие законы принимали, говорили об инвестициях и как бы выражали опасение, что повышение налоговой нагрузки приведёт к проблемам. В 2019 году произошло снижение роста инвестиций: если в 2018-м было 5,4 процента, то в 2019-м - 1,7, представляете? Это от той доли, от тех 20 процентов, что необходимо вкладывать, 1 процент! То есть мы, я так понимаю, только через 100 лет выйдем, наверное, на показатель 25 процентов, к которому стремимся. Ещё вот что удивило, конечно. Написано в документе, что произошло завершение консолидации и переход к стимулирующей бюджетной политике в прошлом году. Получилось так, что мы к стимулирующей политике перешли, в результате чего у нас рост ВВП в 2 раза снизился, рост зарплаты, рост инвестиций снизился и так далее. Может быть, надо было это предложение убрать? Особенно мне не понравилось, что, как здесь написано, в качестве мер были приняты управленческие решения в части внесения изменений в сводную роспись федерального бюджета и так далее, - вот эти вещи, конечно, не надо было делать. Ну, по налогам, по доходной части, у нас провал по нефтегазовым доходам. Написано: 39 процентов доля - у меня такое ощущение, что мы решили долю нефтегазовых доходов снизить не за счёт роста ненефтегазовых доходов, а просто за счёт снижения нефтегазовых доходов. И налоговый манёвр, о котором мы много раз говорили, и другие составляющие тоже... Вот, в частности, я увидел, что по табаку, о чём мы вчера говорили, снижение акцизов по сравнению с прошлым годом на 6 миллиардов, - Антон Германович, вот по тем 80 миллиардам, которые мы закладываем за счёт роста акцизов на табак, в 2020 году мы тоже получим снижение, это неправильная мера стимулирования. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассматриваем исполнение бюджета последнего предкризисного, предковидного года. И, несмотря на все критические замечания, которые справедливо здесь были высказаны, мы должны констатировать, что бюджет исполнен полностью и хорошо, что все социальные обязательства государства выполнены, что мы существенно продвинулись по пути достижения национальных целей. За этими цифрами стоит решение проблем конкретных людей: почти 300 тысяч молодых семей впервые получили ежемесячное пособие на первого ребёнка, почти 80 тысяч дополнительных мест создано в яслях, свыше 77 тысяч мест - в школах. Мы спорили в этом зале по поводу того, эффективны или неэффективны меры, предложенные по поддержке предпенсионеров, - вот 140 тысяч предпенсионеров прошли переобучение и получили дополнительные специальности. Мы говорили о том, что надо исправлять перегибы оптимизации здравоохранения, - 432 фельдшерско-акушерских пункта и амбулатории было создано только в 2019 году. Для нас, для "ЕДИНОЙ РОССИИ", очень важно, что развивается наша программа благоустройства придомовых территорий, и свыше 7 тысяч дворов только в 2019 году было благоустроено. Можно называть и другие цифры, но, пожалуй, самый главный результат 2019 года - это то, что укрепилась финансовая политика государства, вырос тот самый резерв, который позволил нам пережить этот тяжёлый 2020 год. Уважаемые коллеги, в последние месяцы не было отбоя от советчиков, каким именно образом нам надо израсходовать Фонд национального благосостояния, причём наиболее азартно его делили те же самые люди, которые последовательно критиковали фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за создание Фонда национального благосостояния и за следование жёсткому бюджетному правилу, которое позволило это сделать. Я согласен с Андреем Михайловичем Макаровым, что главная задача, когда мы изучаем бюджет уже прошлого года, - это извлечь уроки на будущее. Главный урок на будущее состоит в том, что бюджетная политика должна быть разумной и реалистичной, только это позволит выполнять социальные обязательства, а значит, не обманывать ожидания людей, и только это позволит преодолеть любые трудности, с какими ни столкнулась бы наша страна. Будем этому следовать и при принятии бюджета следующего года! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Диву даёшься, чего тут только ни услышишь! Оказывается, мы существенно продвинулись в достижении национальных целей в результате исполнения бюджета 2019 года. Интересно, это каких национальных целей вы достигли здесь? Если говорить о национальных целях, которые поставил президент, то мы их не достигли, мы от них отдалились, от достижения этих целей. Только о двух скажу. Первое, достижение темпов экономического роста выше среднемировых. Как мы знаем, среднемировые темпы были 3 процента, а у нас - 1,3. Мы достигли? Не достигли! Были у нас все основания рассчитывать на то, что мы их можем достичь? Были! Потому что у нас профицит бюджета - 2 триллиона рублей. Почему они не работали на российскую экономику, почему они на экономику США работали? Там, в США, да наверное, с помощью наших денег достигли своих национальных целей и добились темпов роста выше среднемировых. Вы тогда уточняйте, о какой стране говорите! Это первое замечание. Второе, - оказывается, мы главного добились: укрепилась финансовая политика государства. Да, действительно, если два года подряд по 2 триллиона рублей складывать в кубышку и при этом поднять НДС, отменить индексацию пенсий работающим пенсионерам, уменьшить индексацию пенсий неработающим пенсионерам и поднять пенсионный возраст. Ну так, на минуточку, сейчас я зачитаю цифры, сколько в 2019 году было отнято у каждого пенсионера: неработающий пенсионер, подчёркиваю, неработающий - 1163 рубля (если кто-то не знает, объясню, откуда эта цифра: в 2016 году проиндексировали пенсию на 4 процента, а должны были на 12,9 процента, 8,9 процента от средней пенсии - это примерно 1100 рублей, теперь проведите индексацию, которая должна была быть проведена, - получается 1163 рубля каждый месяц); работающий пенсионер терял 3841 рубль каждый месяц. Это в 2019 году. В этом году цифры следующие: каждый неработающий недополучает 1209 рублей, каждый работающий - 4490 рублей. Нам говорят: они же деньги зарабатывают! Вы знаете, я не поленился, зашёл в Интернет, посмотрел среднюю зарплату уборщиц, вахтёров. Какая средняя зарплата? 12-15 тысяч, и вы у них забираете 4,5 тысячи - вот как они "обогатились"! Так поэтому они и не идут работать, а у нас дефицит кадров! Мы голосуем против принятия этого законопроекта, утверждения исполнения этого бюджета и считаем, что нужно сделать выводы, - прислушайтесь к председателю комитета Макарову! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь заключительное слово. Антон Германович, пожалуйста, сначала вы. СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Действительно, мы каждый год, когда рассматриваем отчёт, выносим уроки, и эти уроки сформулированы, мы их прекрасно понимаем, мы понимаем, что делать, и эти уроки будут имплементированы в проект бюджета, который мы внесём в конце текущего месяца в Государственную Думу. Уважаемые депутаты, хотел бы вас поблагодарить за рассмотрение бюджета, мы очень хорошую работу провели в комитете. Ещё раз просим поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вы знаете, на самом деле голосовать против этого закона - это всё равно что голосовать против таблицы умножения. Просто, понимаете, голосовать против цифр, что вот столько выделено, и Счётная палата подтверждает, что ну да, выделено... Понимаете, можно спорить, можно всё что угодно, но вот, я ещё раз говорю, идея голосовать против таблицы умножения мне в принципе нравится: это у нас уже традиционно, практически такая забава, то есть нормально каждый год голосовать против, уже практически привыкли. Это нормально. О чём хотел сказать? О действительно важном. Дело в том, что от того, проголосуем мы сегодня за этот закон или проголосуем против, поверьте, ничего не изменится: 2019 год закончился, бюджет уже исполнен, и сейчас мы говорим о том, что потрачены были деньги эти или нет. А вот как сделать так, чтобы рассмотрение такого закона действительно имело большее значение, чтобы рассмотрение шло не так вот, впритык перед бюджетом на следующую трёхлетку, а раньше? Ведь именно эту задачу поставил Председатель Государственной Думы перед нами. И вот мы начали работу вместе с Министерством финансов, и мы полагаем, что вполне могли бы сжать сроки, для того чтобы рассмотрением этого закона, скажем, завершали сессию. Ну, мы же продлили реально работу парламента на июль, мы до конца июля работаем, и может быть, действительно имело бы смысл сделать так, чтобы в завершение весенней сессии парламента мы рассматривали итоги предыдущего года. Тогда, кстати, больше времени оставалось бы на доработку бюджета той трёхлетки, которая будет. Но для этого надо достаточно серьёзно посмотреть вопросы, связанные с бухгалтерским учётом, потому что это же вопрос не только цифр, которые мы называем по бюджету, это вопрос отчётности компаний, это вопрос того, когда эти цифры приходят. Вот эту работу сейчас с Министерством финансов мы ведём, и наверное, уже не по итогам 2020 года, потому что этих изменений нет, но по крайней мере отчёт об исполнении бюджета 2021 года те, кто придёт нам на смену, смогут рассматривать уже в весеннюю сессию. Вот это очень важно. Важно, чтобы этот закон рассматривался действительно как возможность серьёзно поработать над бюджетом следующего года. Ну и наконец, последнее, о чём я хотел бы сказать. Я хотел бы поддержать Валентина Сергеевича Шурчанова - он абсолютно прав, когда говорит о том, что не надо было разваливать страну, если сегодня мы занимаемся тем, что пытаемся восстановить что-то. Абсолютно согласен, Валентин Сергеевич: не надо было разваливать. Я просто хочу напомнить, что те, кто подписывал в Беловежской Пуще беловежские соглашения, насколько я помню, были не последними людьми в той партии, которую вы представляете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 14 сек.) Проголосовало за 272 чел.60,4 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается.