Заседание № 32
О проекте федерального закона № 10198-4 "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Павловича Коваля. Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам выносит на третье чтение проект федерального закона "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Законопроект прошел экспертизу Правового управления Аппарата Государственной Думы, замечаний юридико-технического, лингвостилистического характера не имеется. Прошу поддержать решение комитета о принятии данного законопроекта в третьем чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Нет замечаний у депутатов? Нет замечаний. Переносим на "час голосования".
Вопрос 4, о проекте федерального закона "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Ставится на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 55 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8% Результат: принято Принимается.
Заседание № 28
О проекте федерального закона № 10198-4 "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 5, о проекте федерального закона "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Павловича Коваля. Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам вносит на рассмотрение во втором чтении проект федерального закона "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Законопроектом предусматривается приостановление до 31 декабря 2004 года названного мною пункта, который устанавливает запрет для страховщиков, имеющих лицензии на страхование жизни, осуществлять перестрахование рисков по имущественному страхованию. По базовому Закону "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховые организации, имеющие лицензии на осуществление страхования жизни, с даты вступления в силу изменений к нему, то есть с 17 января текущего года, должны были либо сдать лицензию на страхование жизни, либо отказаться от перестрахования имущественных рисков, либо необходимо, другой вариант, осуществить немедленное разделение страховых организаций по специализации. По данным страхового надзора, абсолютное большинство страховщиков в Российской Федерации сочетают страхование жизни с перестрахованием имущественных рисков. Таких организаций более восьмисот из тысячи четырехсот. В соответствии с этим пунктом страховщики не могли заниматься имущественным перестрахованием. Одномоментный отказ от операций с имущественным перестрахованием - сегодня уже об этом можно говорить - привел к кризису на перестраховочном рынке, к разрушению имеющихся связей страховщиков и перестраховщиков. Немедленное же разделение страховщиков по специализации также оказалось невозможным с момента вступления в силу базового закона: для этого требуется длительный период проведения технических и финансово-экономических мероприятий. К данному законопроекту поступило три поправки. Все они касаются переноса сроков. Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал к принятию поправку о приостановлении действия пункта 3 статьи 13 до 1 июля 2007 года. Это представляется логичным, в связи с тем что Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливает срок завершения разделения страховых организаций по специализации до 1 июля 2007 года. Наши коллеги Зубов и Задорнов, член Совета Федерации Ломакин-Румянцев, ныне руководитель Федеральной службы страхового надзора, поддерживают данное решение комитета. С учетом этой поправки Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе принять во втором чтении проект федерального закона "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас есть две таблицы поправок, в каждой из них находится по одной поправке. Есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендуемых к принятию? Там одна поправка. Нет. Тогда нам необходимо определиться голосованием по этой таблице. Прошу включить режим голосования по таблице поправок, рекомендуемых к принятию. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 30 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4% Результат: принято Принимается таблица поправок, рекомендуемых к принятию. Теперь ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых к отклонению. Здесь также одна поправка. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 09 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0% Результат: принято Таблица поправок, рекомендуемых к отклонению, также принимается. Нам теперь необходимо определиться по законопроекту во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 46 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7% Проголосовало против 15 чел.3,3% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Принимается.
Заседание № 12
О проекте федерального закона № 10198-4 "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 17. О проекте федерального закона "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" докладывает член Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Павлович Коваль. Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Предлагаемый к рассмотрению законопроект предусматривает приостановление до 31 декабря 2004 года действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции федерального закона от 10 декабря 2003 года. Закон, принятый Государственной Думой в ноябре 2003 года, устанавливает запрет для страховщиков, имеющих лицензии на страхование жизни, осуществлять перестрахование рисков по имущественному страхованию, принятых на себя страховщиками. На практике для страховых организаций реализация положения пункта 3 статьи 13 закона означает, что созданные до вступления в силу данного закона страховые организации, имеющие лицензии на страхование жизни, с даты вступления его в силу, то есть с 17 января текущего года, должны либо сдать лицензию на осуществление страхования жизни, либо отказаться от перестрахования имущественных рисков, либо осуществить незамедлительное разделение бизнеса по специализации, то есть создать отдельную страховую компанию, которая будет заниматься исключительно страхованием жизни. При этом необходимо принимать во внимание, что сдача лицензии на страхование жизни, если в страховом портфеле страховой компании имеются договоры по страхованию жизни, - это не техническая операция, а длительная организационная правовая процедура по передаче страхового портфеля, требующая определенного, длительного периода времени и согласования действий с каждым конкретным страхователем, а их может быть от тысячи до десятков тысяч человек. Отказ страховых организаций от проведения операций по имущественному перестрахованию с момента вступления закона в силу также порождает целый ряд проблем экономического и правового характера. По экспертным оценкам, абсолютное большинство страховщиков сочетает страхование жизни с перестрахованием имущественных рисков. По данным Министерства финансов Российской Федерации, по состоянию на январь 2004 года восемьсот четырнадцать страховых компаний из тысячи четырехсот имеют лицензии на страхование жизни и, следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 закона не могут заниматься имущественным перестрахованием. Одномоментный отказ страховых организаций от операций с имущественным перестрахованием неизбежно приведет и уже приводит к кризису на российском перестраховочном рынке, к разрушению имеющихся связей по перестрахованию и заметному уменьшению национальной перестраховочной емкости. Незамедлительная специализация страховщиков по страхованию жизни и иному страхованию также невозможна с момента вступления закона в силу, так как для этого требуется длительный подготовительный период, включающий в себя принятие сложных управленческих решений, осуществление целого комплекса организационно-технических и финансово-экономических мероприятий. Приостановка действия пункта 3 статьи 13 до 31 декабря текущего года позволит страховым организациям не только сделать правильный выбор между двумя секторами страхового рынка - страхованием жизни и имущественным перестрахованием, но и реализовать принятые стратегические маркетинговые решения, а также будет способствовать, что самое главное, обеспечению прав страхователей, прежде всего граждан. С учетом изложенного Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Я хотел бы уточнить: на какой срок приостановка? Это первое. И второе. Может быть, я детали не уловил. Какова позиция регионов по этому проекту? Была ли попытка узнать, что они думают? КОВАЛЬ А. П. Срок - до 31 декабря текущего года, то есть уже с 1 января 2005 года закон будет действовать в полном объеме. Рассылка по регионам, по субъектам права законодательной инициативы данного закона была осуществлена. Реакции пока никакой нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Представитель правительства? Президента? Пожалуйста, включите микрофон в ложе правительства. МОТОРИН М. А., заместитель министра финансов Российской Федерации. Заместитель министра финансов Моторин Михаил Альбертович. Уважаемые депутаты, я должен подтвердить, что проблема действительно существует. Всё то, что сказал Александр Павлович в своем выступлении, действительно приводит к целому ряду проблем на страховом рынке, и я могу только добавить еще одну проблему, которая возникает: в связи с тем что российские страховые компании ограничены в перестраховании, в значительно большей степени начинается перестрахование рисков в зарубежных компаниях. Именно поэтому данный закон действительно необходимо принимать, и правительство поддерживает принятие данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента. КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Мы также поддерживаем принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас уже всё, закончили. Он всё сказал от комитета. Вы против? По мотивам - депутат Резник. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, по мотивам голосования я хотел бы только сказать следующее. Комитет по финансам и кредитам получил еще разъяснение Высшего Арбитражного Суда, эта информация важна для рынка, поэтому я хотел бы, чтобы это прозвучало. По действующим договорам страхования и перестрахования, которые уже были заключены страховыми организациями... их действие продолжается, и в части тех договоров, которые уже были заключены, никаких проблем не существует. В части же того, чтобы компании имели возможность до конца года привести свои дела в порядок и со следующего года работать в новом режиме, этот закон действительно необходим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Прошу проголосовать.
Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 05 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9% Результат: принято Принято.