Заседание № 238
24.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 101961-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (в части компенсации негативного воздействия факторов, связанных с геоэкономическим положением Калининградской области).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3558 по 3717 из 4805
Следующий - пункт 36, проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, а как мы?.. Доверенности же нет, мы не имеем права по Регламенту. Если бы они сказали, что просят без их участия рассмотреть, это другое дело, а так мы нарушаем Регламент. Коллеги, 36-й пункт: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Докладывает Никитин Владимир Петрович. Пожалуйста, Владимир Петрович. С места будете докладывать? Включите микрофон депутату. НИКИТИН В. П. Доверенность у меня от Калининградской областной Думы на представление этого законопроекта есть, и одновременно я хотел бы доложить законопроекты из пунктов 37, 38, 39 и 40, потому что все они составляют один пакет и вытекают из основного закона, который стоит под номером 36. Смысл предложения Калининградской областной Думы заключается в том, чтобы внести поправки в ныне действующий Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон действует с января 1996 года, и естественно, что за прошедшие годы накопился определенный опыт, были приняты другие федеральные законы, поэтому возникла потребность в модернизации вот этого очень важного для Калининградской области действующего сейчас закона. Это сейчас общепризнанно и на уровне Президента Российской Федерации, который дал соответствующее поручение, и на уровне Правительства. Но Калининградская областная Дума в 2001 году проявила законодательную инициативу и предложила ряд поправок в действующий закон. Дело в том, что, может быть, калининградские законодатели совершенно правильно думали, что появление этого закона стимулирует работу Правительства, потому что еще в марте 2001 года Правительство дало соответствующее поручение министерствам и ведомствам за полгода подготовить эту новую редакцию. Прошло два года, а, по сути дела, есть только концепция этих изменений, разработанная в министерствах и ведомствах, но нет нового текста закона. Поэтому и возникла такая ситуация, что пакет этих законопроектов оказался в Государственной Думе. По нему получены отрицательные заключения и ведущего комитета, и Правительства, поэтому шансов, конечно, на принятие этого пакета сегодня нет, но я хотел сказать буквально несколько слов по сути проблемы, которая возникла. Дело в том, что в проекте калининградских законодателей заложен, к сожалению, только один момент - то, что закон "Об Особой экономической зоне..." уже в улучшенной, измененной редакции должен компенсировать повышенные затраты геоэкономического характера. Это очень важно для Калининградской области, но в то же время недостаточно, потому что существование Особой экономической зоны предполагает одновременно, что там действуют некие стимулирующие механизмы. Эти стимулирующие механизмы тоже могут быть разными, это может быть стимулирование импортозамещения, может быть стимулирование экспортной ориентации, тоже разных модификаций. Поэтому ситуация и сложилась таким образом, что концептуально сама проблема недостаточно проработана. Очень важно понимать - поэтому я и решил все-таки потратить часть вашего времени, - почему эти законы мы не примем сегодня. Мы их не примем только потому, что окончательно не сложилась концепция этих изменений и не отработан соответствующий текст. Но когда мы читаем заключение Правового управления, ведущего комитета, Правительства, что вот этот закон противоречит такому-то и такому-то федеральному закону, то, на мой взгляд, это не аргументация, будет новая редакция этих поправок. И если мы с таким аршином будем подходить к калининградской проблематике, то мы вообще загубим Калининградскую область. Действительно, многие вещи не укладываются в ныне действующие законы о внешнеторговой деятельности, о банковской деятельности и так далее, но это означает, что их нужно приводить в соответствие, в том числе с учетом специфики Калининградской области. И когда Правительство пишет, что вот и это неправильно написано, и это неправильно, чуть ли не Конституции противоречит... Тут нужно учитывать специфику этого региона Российской Федерации. Если бы Правительство просто написало: сейчас разрабатывается концепция этих изменений, мы согласны, что нужна новая редакция, но пока, к сожалению, она не выработана окончательно, - можно было бы тогда согласиться, я думаю, сами калининградцы сняли бы тогда весь этот пакет с рассмотрения Государственной Думы. Ведь проблема упирается не только в Правительство, не только в чисто экономические механизмы, проблема в том, что эти экономические механизмы - часть общей федеральной политики в отношении Калининградской области. Это зависит от международной ситуации вокруг нее, многих других аспектов. Сейчас это находится в проработке. Поэтому сегодня их можно, наверное, и не принимать, вряд ли они наберут соответствующее количество голосов, но нужно понимать, что это просто немножко ранняя инициатива калининградцев, двухлетней давности, а в принципе Государственная Дума будет с этой проблематикой работать, и, может быть, мы получим этот законопроект из Правительства уже в весеннюю сессию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Петрович. По данному законопроекту с содокладом выступает член Комитета по экономической политике и предпринимательству Алексей Евгеньевич Лихачёв. Пожалуйста, вам включили микрофон. ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Владимир Петрович снял с меня ряд обязанностей по объяснению концепции этих законопроектов, но я бы хотел остановиться на двух вопросах. Первое. Это действительно формальное противоречие большинства внесенных законопроектов не только действующему законодательству, но и кодексам, и, в общем-то, Конституции Российской Федерации. И второй момент. Надо все-таки думать не только о форме, но еще и о сути. Дело в том, что, например, такие предложения, как предложение уменьшить процентную составляющую в процессе переработки в Калининградской области с 30 процентов до 15, то есть товар, произведенный в области, должен содержать не 30 процентов, прописанных в законе ранее, собственного труда, собственной составляющей, а всего лишь 15,5 для высокотехнологичных направлений... Мне кажется, это неправильно не только по форме, но еще и по сути. Поскольку коллега Никитин предложил рассматривать эти законопроекты в комплексе, я, не останавливаясь на подробностях, хочу сказать, что мнение комитета, Правительства и Правового управления Аппарата Государственной Думы по всем перечисленным законопроектам негативное. Но хотел бы отметить, что мы, конечно, должны вместе с коллегами из Калининграда заниматься этой проблемой и активно участвовать в формировании новой концепции деятельности этой особой экономической зоны. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Ставится сейчас на голосование пункт 36 повестки дня. Кто за то, чтобы принять данный законопроект? Комитет предлагает его отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 32 сек.) Проголосовало за 3 чел. 0,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 4 чел. Не голосовало 446 чел. 99,1% Результат: не принято Не принимается. Пункт 37 повестки дня. Ставится на голосование данный законопроект. Кто за то, чтобы его принять? Комитет предлагает его отклонить. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 59 сек.) Проголосовало за 3 чел. 0,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 3 чел. Не голосовало 447 чел. 99,3% Результат: не принято Не принимается.