Заседание № 112
О проекте федерального закона № 101836-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части дополнения перечня сведений, указываемых в постановлении о наложении административного штрафа, информацией о получателе платежа, необходимой в соответствии с банковскими правилами для заполнения расчетных документов на перечисление штрафов на счета бюджетов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Рассматриваем законопроекты второго чтения. Пункт 6. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Виктора Валерьевича Похмелкина. ПОХМЕЛКИН В. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение во втором чтении выносится проект федерального закона о внесении дополнений и изменений в две статьи Кодекса об административных правонарушениях: в часть 1 статьи 29.10 и в часть 1 статьи 32.3. Напомню, что этот законопроект мы с вами принимали во время предыдущей сессии. Суть его предельно проста: требуется внесение в постановление о наложении административного штрафа - будь то отдельный документ или квитанция - полных сведений о получателе платежа в виде штрафа, то есть эта обязанность возлагается на орган, который штраф налагает. Сегодня ситуация не такова, к сожалению, примерно треть штрафных санкций, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, не выполняется, потому что граждане просто не знают, куда платить, бегают по различным учреждениям Сбербанка, и никто им подсказать ничего не может. В прошлый раз, когда мы рассматривали проект в первом чтении, вы единодушно его поддержали, тем самым, я считаю, дали правильную оценку сложившейся ситуации. К законопроекту в период между первым и вторым чтениями поступили в общей сложности четыре поправки. Учтены замечания Правительства Российской Федерации на данный законопроект, которые, в частности, носили скорее редакционный характер, но одновременно учтено также предложение правительства о том, что этот законопроект должен вступать в силу не сразу, а по истечении месяца после его официального опубликования. Это правильно, поскольку здесь требуется определенная организационная работа, чтобы этот закон надлежащим образом исполнить. Каких-то проблем другого характера при подготовке проекта ко второму чтению не возникало. Поэтому я предлагаю сегодня от имени Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству принять его во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице 1 поправок, уважаемые коллеги, которая состоит из двух поправок? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу, рекомендованную к принятию? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 23 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Таблица принимается. Таблицы 2 поправок у нас нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 57 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9% Результат: принято Принято. И у нас есть постановление о принятии данного закона в третьем чтении, Виктор Валерьевич? ПОХМЕЛКИН В. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У администрации президента есть возражения? Нет возражений? Нет. У представителя правительства? Нет. Здесь есть проект постановления. Нет возражающих? Нет возражающих. Тогда я объявляю "час голосования". Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в третьем чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 49 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 92
О проекте федерального закона № 101836-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части дополнения перечня сведений, указываемых в постановлении о наложении административного штрафа, информацией о получателе платежа, необходимой в соответствии с банковскими правилами для заполнения расчетных документов на перечисление штрафов на счета бюджетов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 14, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Виктора Валерьевича Похмелкина. Пожалуйста. ПОХМЕЛКИН В. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию законопроект посвящен решению, на первый взгляд, не очень крупной, но на самом деле весьма существенной проблемы. Различного рода исследования показывают, что у нас не срабатывает принцип неотвратимости наказания по очень многим делам об административных правонарушениях, и не срабатывает самым таким интересным способом - назначенные штрафы не уплачиваются гражданами в установленном порядке. И как показывают те же самые исследования, главная вина ложится за это не на граждан Российской Федерации, многие из которых готовы были бы выполнить эту свою обременительную обязанность, а на законодателя, на нас с вами, потому что есть некий пробел в Кодексе об административных правонарушениях, которым, к сожалению, нерадивые чиновники очень охотно пользуются в своих корыстных целях. Речь идет вот о чем. Сегодня, к сожалению, нет жесткого требования, адресованного органам государственной власти, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, четко указывать реквизиты и всю информацию о получателе платежа соответствующим банком или кредитной организацией. И получается так - гражданин получил на руки постановление об уплате штрафа, но не может понять, куда, собственно говоря, ему платить. И если даже такие реквизиты указываются, то представьте себе, что гражданину, чтобы уплатить штраф, надо выстоять очередь в Сбербанке, вписать семьдесят девять цифр, не говоря уже о различных буквах. Ясное дело, что, в общем, даже многие из законопослушных граждан предпочитают не платить штраф в этих условиях и в итоге остаются безнаказанными, государство не получает положенных денежных сумм, более того, еще часто и тратит дополнительные, поскольку нередко включается достаточно затратный механизм получения штрафа через службу судебных приставов. Проблема решается, с моей точки зрения, достаточно просто - путем дополнений в две статьи Кодекса об административных правонарушениях с четким указанием на то, что именно на должностных лиц, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и готовят соответствующие документы о назначении штрафа, возлагается обязанность указать всю информацию о получателе этого штрафа. Тогда, если это правило будет соблюдаться, мне кажется, существенно возрастет поступление в нашу казну штрафных денег. Многие по крайней мере законопослушные граждане получат возможность выполнить свою обязанность, и существенно сократится коррупция. Понятно, кому выгодна сегодняшняя вот такая неупорядоченная ситуация, - она выгодна тем, кто, в общем, предпочел бы получать суммы штрафов не в государственный бюджет, а в свой собственный карман. Они паразитируют на вот такого рода пробелах и, к сожалению, оказывают самое негативное влияние на ситуацию со взяточничеством и другими должностными злоупотреблениями. На подготовленный мною законопроект получен положительный отзыв правительства с одним замечанием организационно-технического характера, связанным со вступлением в силу, со сроком введения в действие данного закона. Это замечание, конечно же, следует учесть, оно легко реализуется ко второму чтению. Поэтому я прошу вас с учетом вот такой позиции правительства и того, что, в общем, вопрос, как мне кажется, достаточно ясен, поддержать данный законопроект, чтобы достаточно быстро доработать его и принять в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Валерьевич. Содоклад Александра Петровича Москальца. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, суть данного законопроекта состоит в том, чтобы дополнить пункт 1 статьи 29.10 и пункт 1 статьи 32.3 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающие соответственно перечень сведений, которые должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении и в постановлении-квитанции, которая выдается в случае, если штраф взыскивается на месте совершения административного правонарушения, сведениями о получателе платежа. Такие сведения действительно необходимы в соответствии с банковскими правилами заполнения расчетных документов на перечисление штрафов на счета бюджетов Российской Федерации. А целью данного законопроекта является упрощение порядка уплаты штрафа гражданами, на которых он налагается, в частности за совершение таких массовых административных правонарушений, как правонарушение в области дорожного движения. Рассмотрев законопроект, комитет полагает, что он концептуально обоснован, и указывает, что проблему, которую предлагается решить данным законопроектом, выявила и практика уплаты административных штрафов. Гражданам объективно трудно найти правильную и полную информацию о наименованиях и реквизитах получателей платежей, притом что в соответствии с банковскими правилами эти сведения требуются при заполнении расчетных документов на уплату штрафа и без их указания документ к оплате не принимается. Это приводит к тому, что зачастую штрафы не уплачиваются вообще, и в результате происходят неоправданные потери бюджетов государства. Особенно это касается исполнения постановлений о наложении штрафов, как уже говорил докладчик, за совершение самых массовых административных правонарушений, которыми являются правонарушения в области дорожного движения. Поэтому предлагаемые дополнения позволят гражданам, к которым применено наказание в виде административного штрафа, не только произвести его уплату, но и быть уверенными в его дальнейшей законной реализации. Следует отметить, что в законопроекте имеются недостатки правового характера и юридико-технические неточности, однако эти замечания могут быть, на наш взгляд, исправлены при доработке законопроекта ко второму чтению. На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопрос. Один вопрос у Кузнецова Виктора Егоровича. Пожалуйста, Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Александр Петрович, ситуация такова, что, уплатил ты штраф или не уплатил, потом ты должен по неким каким-то правилам идти в ГАИ и доказывать, что ты его уплатил, приносить бумажки, то есть порядок такой существует. Мало того, потом служба судебных приставов начинает искать, даже если ты уплатил и эти деньги куда-то ушли. То есть порядок, откровенно говоря... Я боюсь, что вот эти циферки, о которых мы сегодня говорим... конечно, надо бы ими дополнить, но они не решают проблемы. Сегодня непрошедших квитанций масса, и вот она сидит, этот несчастный судебный пристав, и ищет вот этих правонарушителей, которые заплатили штраф или не заплатили, - информации вообще никакой не поступает. Мы просто какую-то запятую поставим во всем этом деле... Но проблема не решена. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, я согласен с вами, действительно, я не гарантирую, что здесь мы ставим точку, может быть, действительно, запятую. Но я полагаю, что мы, если даже и находимся в начале процесса, то в начале позитивного процесса. А если нам рисовать некие какие-то формы поведения общества или отдельных граждан из практики нашей жизни, то, вы понимаете, мы никогда вообще не сумеем построить вот ту систему, которую мы называем именно "правовое государство" и к которой надо идти. Депутат Похмелкин предложил вот такое решение для небольшого аспекта данной ситуации, но оно имеет большое общественное значение. И комитет считает, чтобы не утратить вот этого позитивного момента данного законодательного предложения, поддержать его. Я прошу депутатов поддержать мнение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Овсянников. Пожалуйста, присаживайтесь, Александр Петрович. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Законопроект, внесенный Виктором Валерьевичем, конечно, заслуживает того, чтобы его поддержали. Я сам неоднократно сталкивался в регионах с такой ситуацией, что не только не предоставляются реквизиты, но и банки ставят граждан в такие условия... Это, как правило, отделения Сберегательного банка, то есть не столь "упакованные", как коммерческие. Ставят в такие условия, что на одном махоньком столе под какой-то непонятной зашарпанной полиэтиленовой пленкой лежат от руки написанные реквизиты и около этого стола толпится масса народа, то есть просто невозможно что-то вразумительное прочитать вот на этих столах. Не имея на руках реквизитов счета, люди вынуждены доплачивать дополнительно 10 рублей в окошечко кассы, чтобы там уже в набранном компьютерном варианте, так сказать, им вывели всё как надо. Получается, человек уплачивает дважды штраф: один раз уплатив его в фискальные органы, вернее, в Сберегательный банк, непосредственно по направлению платежа, а второй раз доплачивает в окошко кассиру, чтобы та помогла заполнить вот эти реквизиты. То есть, конечно, законопроект нужно поддержать, и фракция проголосует за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента и правительства? Коллеги, кто за то, чтобы принять закон в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 43 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.