Заседание № 134
18.07.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1018134-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле" (в части усиления парламентского контроля за деятельностью государственных компаний и государственных корпораций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3406 по 4250 из 8306
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле". Докладывает Валерий Фёдорович Рашкин. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, статья 11 Федерального закона "О парламентском контроле" регламентирует осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений. Парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений включает в себя предварительный парламентский контроль, текущий парламентский контроль и последующий парламентский контроль - это всё прописано. Таким образом, в определённой мере обеспечивается участие палат Федерального Собрания на этапе именно проектирования важнейших документов в сфере бюджетных правоотношений, их текущего исполнения, а также оцениваются достигнутые итоговые результаты. В числе таких важнейших документов - закон "О федеральном бюджете...", основные направления бюджетной политики Российской Федерации и так далее. Вместе с тем, подчёркиваю, анализ правоприменительной практики указанной статьи показывает, что из поля зрения парламентского контроля, то есть нашего контроля, в сфере бюджетных правоотношений, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации, необоснованно выпадает деятельность юридических лиц и организаций с государственным участием, так называемых госкомпаний и госкорпораций, оказывающих значительное влияние на экономическое развитие страны и распоряжающихся значительными объёмами государственных финансовых средств. Это обстоятельство не позволяет нам в полной мере оценить и спрогнозировать эффективность использования государственных ресурсов в сфере именно бюджетных правоотношений. Одним из вариантов решения этой проблемы является введение инструментов парламентского контроля в отношении указанных юридических лиц. Что предлагается в связи с этим? В законопроекте определяется новый объект парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации, - юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации превышает 30 процентов на конец предыдущего отчётного финансового года. Таким образом, в сферу парламентского контроля попадут все системообразующие компании с государственным участием и государственные корпорации, станет возможным повысить прозрачность проводимой ими финансовой деятельности, закупок и так далее. Согласно законопроекту указанные юридические лица и организации должны будут представлять проекты своих финансовых планов на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу для рассмотрения профильными комитетами Государственной Думы. К данным финансовым планам предлагается применять процедуры, аналогичные процедурам парламентского контроля, применяемым к государственным программам Российской Федерации. Я подчёркиваю, что мы здесь ничего не придумываем, мы берём то, что уже работает. Принятие предлагаемых в законопроекте мер обеспечит реализацию одной из базовых целей парламентского контроля - повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения. Уважаемые коллеги, в заключении комитета на проект федерального закона указано, что вопрос о возможности осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений в отношении государственных корпораций и государственных компаний законодательством урегулирован, и комитет ссылается на деятельность Счётной палаты Российской Федерации. Не могу с этим согласиться, по крайней мере вопрос урегулирован недостаточно. Взаимодействие палат Федерального Собрания со Счётной палатой в целях осуществления внешнего государственного аудита - это лишь одна из форм парламентского контроля, а не весь парламентский контроль. Счётная палата не решает и не может решить самостоятельно все те задачи в отношении государственных корпораций и государственных компаний в сфере бюджетных правоотношений, которые парламенту необходимо выполнить для достижения установленной законом цели. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в отношении государственных корпораций и госкомпаний не проводятся Счётной палатой. Стоит отметить, что для инициирования обязательной проверки Счётной палатой под соответствующим постановлением Государственной Думы должно подписаться не менее одной пятой общего числа депутатов Государственной Думы. Напомню, уважаемые коллеги, эхо проверки Счётной палатой ОАО "РОСНАНО", инициированной в 2012 году фракцией КПРФ, гремит до сих пор: ближайший сподвижник Чубайса, экс-глава госкорпорации Леонид Меламед и ряд других лиц обвиняются в совершении растраты вверенного им имущества государственной корпорации в особо крупном размере с использованием своего служебного положения. В проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О парламентском контроле" предлагается, что для этих проверок Дума не должна собирать информацию о финансовых планах государственных корпораций и государственных компаний по крупицам из разных, порой не совсем достоверных источников, а должна на основании закона получить проекты финансовых планов на очередной финансовый год и плановый период для рассмотрения профильными комитетами Государственной Думы и участия в их обсуждении. Более того, предлагаемые изменения законодательства в ряде случае, я убеждён, позволят выявлять и без аудита Счётной палаты признаки неэффективного использования бюджетных средств и активов и даже признаки коррупции. Это позволит нам, Государственной Думе, более системно и оперативно осуществлять контроль в сфере бюджетных правоотношений в отношении государственных корпораций и государственных компаний, а самое главное - своевременно предотвращать неэффективное использование бюджетных средств и активов, передаваемых соответствующим организациям, а не только выявлять нарушения финансовой дисциплины постфактум, как это чаще всего у нас происходит. Просьба поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С содокладом выступает Валерий Викторович Иванов, первый заместитель председателя Комитета по контролю и Регламенту. ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В законопроекте предлагается отнести к объектам парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации превышает 30 процентов на конец предыдущего отчётного финансового года. В соответствии с федеральным законодательством Счётная палата Российской Федерации привлекается к участию в осуществлении парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений. Счётная палата Российской Федерации осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в том числе в отношении государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных капиталах. В связи с этим вопрос об участии палат Федерального Собрания Российской Федерации в осуществлении парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений в отношении государственных корпораций и государственных компаний комитет считает урегулированным. Как указывают авторы законодательной инициативы, реализация закона позволит повысить прозрачность проводимой указанными юридическими лицами финансовой деятельности, закупок. Однако действующее правовое регулирование в отношении государственных корпораций, государственных компаний эту задачу решает в достаточной мере. В соответствии с нормами федерального законодательства годовой отчёт государственной корпорации, государственной компании размещается на официальном сайте соответствующей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Годовой отчёт государственной корпорации, государственной компании должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности организации и иную, предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию. Кроме того, на официальном сайте государственной корпорации, государственной компании должна размещаться информация о стратегии деятельности соответствующей организации, о порядке закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд организации. Государственная корпорация также обязана ежегодно публиковать отчёты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект, полагая, что содержащийся в нём подход предполагает непосредственное вмешательство в оперативную финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, что не соответствует конституционному принципу, гарантирующему свободу экономической деятельности в Российской Федерации. На основании изложенного Комитет по контролю и Регламенту не поддерживает концепцию законопроекта и предлагает Государственной Думе его отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Валерий Викторович, как мы знаем, контроль над бюджетными деньгами - а в данном случае речь идёт о бюджетных деньгах - это прерогатива парламента во всём мире, во всех странах с более или менее развитой парламентской системой. Мы помним знаменитое высказывание периода четвёртого созыва Государственной Думы, что Дума не место для дискуссий. Сейчас, слава богу, Дума является местом для дискуссий благодаря политическому весу, позиции и усилиям Председателя Государственной Думы и иногда становится местом для принятия решений. Но почему мы не хотим воспользоваться законным правом парламентского контроля над финансами, бюджетными деньгами и соответственно расширить полномочия парламента в этом отношении? ИВАНОВ В. В. Уважаемый Олег Николаевич, вы были депутатом Государственной Думы шестого созыва, когда в 2013 году принимали - уверен, вы голосовали за - закон "О парламентском контроле", дающий полномочия в том числе и Государственной Думе осуществлять парламентский контроль. И у нас есть орган парламентского контроля - это Счётная палата Российской Федерации, которая со своими обязанностями справляется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Валерий Викторович, я внимательно прочитал заключение комитета - безусловно, я согласен с тем, что статьёй 15 закона "О Счётной палате...", в общем-то, урегулирован этот вопрос. Но это на бумаге, а по факту, как вы считаете, достаточен ли парламентский контроль за деятельностью госкомпаний и госкорпораций сейчас? Ведь по факту мы на основании этой статьи получаем только данные о бюджете, а ведь компании, о которых идёт речь, как правильно подчёркивают авторы, вообще-то, две трети экономики контролируют, и, в общем-то, это довольно важно для принятия решений по бюджету. Вот если вы не поддерживаете это предложение, у вас другой, альтернативный вариант есть, как вы это видите? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ИВАНОВ В. В. Уважаемый Валерий Карлович, в соответствии с законом "О парламентском контроле" парламент Российской Федерации, нижняя и верхняя палаты, может направлять своих представителей в организации, которые созданы в соответствии с федеральным законом. Наши представители работают в наблюдательных советах государственных компаний, государственных корпораций и в соответствии с Регламентом Государственной Думы должны ежегодно отчитываться в профильных комитетах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Валерий Фёдорович, госкомпании в нашей стране - это прежде всего структуры, которые, используя госсредства как даровой ресурс, значительную их часть направляют на нецелевое использование и раздувание административных расходов. Да, в мире есть страны, где парламенты утверждают бюджет госкомпаний так же, как госбюджет, в России же создание госкорпораций больше напоминает лоббистские проекты. Скажите, пожалуйста, способен ли ваш законопроект поставить заслон такому положению вещей и не целесообразнее ли лишить госкорпорации исключительного статуса, уравняв их с акционерными обществами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Спасибо за вопрос, Игорь Андреевич. Вы сразу самую сердцевину законопроекта, я считаю, выхватили. Действительно, мы должны смотреть, контролировать бюджетные средства, которые попадают в частные компании, как бы они ни назывались - госкомпании, госкорпорации, там огромные бюджетные средства крутятся, и мы не имеем возможности увидеть, какая перспектива, как они используются. Если в других странах именно парламентарии следят, как каждый рубль используется, то у нас такого механизма нет, нет этого механизма. Мы обязаны, должны просто, на мой взгляд, принять такой закон, и он позволит, вот именно как раз этот закон позволит на системной основе, ежегодно... Как мы принимаем бюджет и рассматриваем этот бюджет - перспективу, прогнозы, что получится, - так же мы должны рассматривать и соответствующие материалы от этих госкомпаний и госкорпораций. Вот именно этот закон даст такое право, это святое право парламентариев, которым мы должны воспользоваться. Так что спасибо за вопрос и отвечаю, что этот закон такие рычаги нам даст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щапов Михаил Викторович. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Валерию Фёдоровичу. Валерий Фёдорович, это очень правильный законопроект, доходы и деятельность компаний с госучастием действительно нуждаются в большем парламентском контроле, а их непрозрачность и информация о сверхдоходах топ-менеджеров раздражают наших избирателей, особенно на фоне принятия таких решений, как повышение пенсионного возраста и ставки НДС, это действительно несправедливо и вызывает огромное социальное напряжение, и наша задача, как депутатов, устранить источник этого напряжения. Валерий Фёдорович, позволит ли данный закон получить доступ к информации о зарплатах, бонусах и прочих надбавках топ-менеджеров госкомпаний и сможем ли мы контролировать процесс назначения этих зарплат и бонусов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Отвечаю, что данный закон, если он будет принят, действительно позволит нам на системной основе ежегодно получать материалы - полные материалы! - об использовании бюджетных средств, об их распределении, о назначении заработных плат топ-менеджерам. Если вы помните, уважаемые коллеги, Михаил Викторович, я выступал здесь, на пленарном заседании, с докладом о том, сколько получают топ-менеджеры госкомпаний: по 2-4 миллиона рублей в день заработная плата у топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций! Шубохранилища, которые были притчей во языцех у всей страны, - это тоже госкомпании и госкорпорации! Вот этого не должно быть! Но даже после публикаций, даже после наших выступлений здесь, на пленарном заседании, никаких мер-то не принято, а это должно быть системно, как при утверждении бюджета: должны докладывать, куда идут деньги, как используются, какая заработная плата, какие премии, какие проводятся тендеры и какие закупки - либо ложки золотые, либо вилки золотые для самолётов для передвижения лично руководителей этих госкомпаний и госкорпораций. Этот закон как раз даст нам право вмешиваться и не допускать, на мой взгляд, нерационального, незаконного использования бюджетных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Валерий Викторович, у меня такого рода вопрос, речь идёт о Министерстве обороны. Есть вопросы, которые относятся к закрытым статьям, есть вопросы, которые не хочется обсуждать даже в зале пленарных заседаний публично, но хотелось бы в них разобраться. Вот, допустим, вопрос, связанный со строительством: деньги были выделены, строительство объектов не завершено, а подрядные организации, даже имея на руках исполнительные листы, не могут получить свои деньги. Парламент не поддерживает моё предложение дать протокольное поручение, прокуратура ограничивается возбуждением уголовных дел в отношении неустановленного круга лиц, и сейчас вы, мой коллега, представляете позицию комитета, что нам не нужна такая форма контроля. Тогда какой вариант остаётся? Почему мы сами себя пытаемся ударить по рукам и лишить возможности провести расследование до вынесения его на публичное обсуждение? Почему бы нам это не сделать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ИВАНОВ В. В. Уважаемый Александр Николаевич, вы сказали, что мы не согласны с проведением парламентского расследования, парламентского контроля, - я с вами категорически не согласен, я думаю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также с этим не согласна, мы этой работой занимаемся в плановом, системном порядке. Если у вас, допустим, не хватило аргументов убедить парламент Российской Федерации проголосовать за ваше предложение, то это уже, простите меня, ваши проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Рыжак Николай Иванович. Николай Иванович, от фракции или три минуты? РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, я выступаю от фракции. Ещё Гартунг Валерий Карлович будет иметь возможность выступать 3 минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - поставьте время, пожалуйста. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы сегодня обсуждаем не просто чисто хозяйственные отношения - мы поднимаем глубоко политический вопрос, и спасибо Валерию Фёдоровичу за эту инициативу. Видимо, ещё очень долгим и тернистым будет наш путь к подлинной демократии, потому что право парламента использовать этот важнейший инструментарий является настоящим индексом, показателем развития демократических процессов в стране. Я не ограничивался бы конкретным вопросом - парламентским контролем деятельности госкорпораций, - мы должны внести, может быть, соответствующие изменения в закон "О парламентском контроле" и контролировать всю сферу общественных отношений, без всяких исключений, вот это будет действительно индекс, действительно показатель. Мы как-то боимся прикоснуться к тому, что может вызвать обратную реакцию. Недавно в одном из профильных комитетов мы обсуждали вопрос об осуществлении парламентского расследования по фактам трагических событий в Кемерове, в частности в пресловутой "Зимней вишне", и оказалось, что Юрий Петрович Синельщиков и я были единственные, кто отстаивал необходимость воспользоваться этим инструментарием. Казалось бы, общественный резонанс предопределяет необходимость нашего влияния на этот процесс. Ведь что получается? Если мы работаем... Нам выставляли аргумент: вы будете мешать работе Следственного комитета. Да мы что, не понимаем? Мы сами выходцы из правоохранительной сферы, мы разве не понимаем рамок допустимого вмешательства или оказания эффективной помощи? Да мы заинтересованы в том, чтобы каждая версия, каждая причинная связь была исследована! Ну вы представьте себе: если мы будем проводить подобные парламентские расследования, мы будем повышать самосознание наших граждан, их активную гражданскую позицию будем повышать, потому что мы будем привлекать как раз те общественные слои, тех активных граждан нашего государства, которым тоже будет интересно принять участие в этом расследовании, они могут сообщить не только известные им факты, но, возможно, и другие факты, которые были как раз условиями совершения или недопущения того или иного происшествия. Это же очень важно! Вот когда люди чувствуют свою сопричастность ко всему тому, что творится в государстве, - к плохим ли, к героическим ли делам, к трагическим каким-то событиям, - то они чувствуют, что они граждане государства, этим мы воспитываем и поднимаем роль людей до определённого уровня. Когда же мы уходим от этой возможности, то люди говорят: ну и плывите своим кораблём, как хотите, без ветрил и без направлений! Вот здесь говорят о Счётной палате - да со Счётной палатой не все считаются. Она действительно делает правильные выводы, но эти выводы годами не реализуются. И я вам скажу, что есть и такая информация: Счётную палату не всегда допускают к святая святых - к деятельности корпораций. Далее. Наши госкорпорации всё больше вовлекаются в мероприятия, которые затрагивают международные отношения, в какие-то совместные проекты, в грандиозные проекты, от которых зависит авторитет нашего государства. Вы что думаете, мы контролируем эту деятельность? Зачастую многие акции, в том числе крупные международные проекты, реализуются не только с помощью наших государственных институтов, там как раз зарубежные инвесторы. Как там осуществляются вот эти межбюджетные отношения, что там за кадры появляются и как они себя ведут, всегда ли они соответствуют нашей государственной линии - это же тоже предмет нашей заботы! Кадровая политика должна быть под нашим контролем. Вот деятельность правоохранительной сферы и спецслужб - разве мы контролируем по-настоящему, что там творится? Да, есть ведомственный контроль, но мы-то разновидность государственного контроля! Если есть какие-то, скажем так, кадровые коллизии в отношении сотрудника, который не согласен, допустим, с поведением вышестоящего руководства, с действиями в отношении себя, к кому ему обращаться? Обращаться по служебной линии - это значит напрочь себе карьеру испортить. Я думаю, что мы должны вернуться к этому и сформировать в масштабах наших комитетов действительно мощные структуры, которые через свои аппараты, через компетентных сотрудников осуществляли бы контроль во всех сферах наших институтов власти - во всех сферах! Не должно быть сфер, которые не подпадали бы под парламентский контроль, всё должно быть под парламентским контролем - другое дело, что и те, кто его осуществляет, должны нести глубочайшую ответственность. Вы помните трагическую фигуру Александра Николаевича Шелепина, был такой "железный Шурик"? Да, ему поручили и, так скажем, парламентский контроль, и контроль за деятельностью спецслужб, и вот эта непропорциональность, возвеличивание конкретного человека, в общем-то, сослужили ему плохую службу. Я всегда говорю, что должна быть гармонизация деятельности, должен быть разумный баланс деятельности всех ветвей власти. Если мы будем просто следовать за тем, что делает исполнительная власть, у нас никогда не будет авторитета, мы никогда не получим действенного механизма, мы всегда будем прислуживающей организацией. Во всех действительно развитых парламентских державах, государствах парламенты имеют все полномочия для реализации всех необходимых задач. Взять Соединённые Штаты: у нас есть много претензий, но институты их комитетов по разведке имеют право контролировать все операции ЦРУ за рубежом и других спецслужб, особенно если эти операции затрагивают интересы безопасности государства и могут нанести ему серьёзный политический ущерб, чего нельзя допустить. Надо всё лучшее брать и развивать институты парламентского контроля. Спасибо вам, Валерий Фёдорович, за эту инициативу. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я добавлю, что наша фракция поддерживает этот законопроект, и вот почему. Да, действительно, очень важен парламентский контроль, но очень важны ещё и процедуры его осуществления, и законопроект как раз об этом. Я хотел бы сейчас вернуться к деталям этого законопроекта. Да, есть справедливое замечание к авторам, к этому законопроекту: на самом деле статья 15 закона "О Счётной палате..." урегулировала этот вопрос - здесь комитет абсолютно прав. В то же время у нас есть процедуры по контролю - я, когда задал вопрос представителю комитета, получил ответ, что они у нас осуществляются в отношении деятельности госкорпораций, которые созданы в соответствии с федеральным законом. Но за пределами контроля остаются компании с государственным участием, и очень часто это участие менее 50 процентов. Вот законопроект, который внёс Валерий Фёдорович, как раз об этом. Другое дело, что возникает вопрос: компании с какой долей госучастия контролировать - начиная с 30 процентов или всё-таки с 25 процентов? Я считаю, что нужно ко второму чтению это обсудить и сделать, скажем так, отметку: контролировать компании, начиная с доли госучастия 25 процентов. Почему именно с 25 процентов? В декабре прошлого года Государственная Дума приняла закон, которым вывела из-под госконтроля сделки между взаимозависимыми лицами, а взаимозависимыми считаются компании с участием от 25 процентов плюс одна акция. Получается, что мы с одной стороны уже вывели их из-под госконтроля, поэтому, чтобы наладить парламентский контроль, мы должны распространить на эти компании процедуру парламентского контроля. Вот я такое замечание хотел бы сделать: планку нужно опустить до 25 процентов. В целом наша фракция поддерживает этот законопроект и призывает все фракции так же поступить, поддержать по нашему примеру. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Шерин Александр Николаевич. От фракции? От фракции - поставьте время. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, система сдержек и противовесов в любом цивилизованном государстве обеспечивается разделением власти, как и в нашей стране, на судебную, законодательную и исполнительную ветви. Вот только если одна из этих ветвей власти будет доминировать, подчинять себе оставшиеся две, то нам тяжело будет развивать демократическое общество, экономику и бороться с коррупцией. Сегодня мы вынуждены признать тот факт, и вы это понимаете, что у нас и законодательная, и судебная ветви власти очень часто попадают под влияние исполнительной власти и в зависимость от неё. Мне говорят, чтобы я нашёл больше аргументов для депутатов, которые, как коллега сказал, получили наибольшую поддержку избирателей, а председатель их партии является одновременно председателем органа исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, но вы приходите на заседание уже с заведомо готовым решением, поэтому убедить или переубедить вас здесь никто не сможет. Есть корпоративная дисциплина, этика, фракция принимает решение, как голосовать по тому или иному законопроекту, но если вы считаете, что государственные корпорации ни в коем случае тревожить нельзя, потому что... ну, вам так определили считать, то это не значит, что все остальные депутаты, других фракций, должны лишиться права направлять депутатские запросы и заниматься парламентским расследованием. Фракция ЛДПР выступает за то, чтобы у нашего парламента, как у законодательной ветви власти, была возможность проводить парламентские расследования, направлять запросы, принимать всяческое участие в действиях тех компаний, доля государства в уставном капитале которых составляет 30 процентов и более, и вот почему. Каждый раз, когда рассматриваются наши предложения, когда отклоняются предложения оппозиционных партий в бюджет, какой аргумент звучит? "Назовите, пожалуйста, источник финансирования!" Каким образом мы можем назвать источник финансирования, если у нас нет возможности досконально разобраться в финансово-хозяйственной деятельности госкорпораций? Почему, допустим, "Газпром" принимает решение - я уже об этом говорил - финансировать немецкий футбольный клуб, а не направлять эти денежные средства на газификацию населённых пунктов, в частности, Рязанской области? К федеральным целевым программам, уважаемые коллеги, мы тоже не имеем особого отношения, не можем на эти процессы повлиять, нас ставят перед фактом. Вот приведу пример: ко мне обратились жители города Рязани по поводу того, что, поскольку у госкомпании "Государственный Рязанский приборный завод", это оборонное предприятие, сократились заказы, несколько тысяч человек будут сокращены, останутся без работы. Каким образом я могу досконально разобраться в этой ситуации? Этот закон, проект которого внесли коллеги, позволил бы мне, как депутату Государственной Думы, по наказу избирателей разобраться в этом и во многих других вопросах и ситуациях. Когда фракция ЛДПР, коллеги, предлагает, чтобы парламент имел отношение к назначению главы Центробанка, а большинство в Государственной Думе говорит: не надо нам этого права, не хотим мы назначать главу Центробанка, пусть она как хочет, так и принимает решения, и какие хочет, - это наводит на мысль, что депутаты Государственной Думы, парламентское большинство, сознательно пытаются уйти от конфликтных ситуаций, в которых нужно будет выбирать, на чьей ты стороне - на стороне олигархата, который желает бесконтрольно распределять сверхдоходы от добычи наших полезных ископаемых, либо на стороне народа, который требует повышения пенсионных выплат, но не пенсионного возраста, который требует повышения социальной защищённости? Вот возьмём, к примеру, футбол, о котором говорили. В Хорватии, которая стала серебряным призёром чемпионата мира по футболу, 4 миллиона человек населения, ни газа, ни нефти. Почему у нас такие результаты? Да, наверное, потому, что наши госкорпорации самостоятельно принимают решения, какие деньги направить на приобретение легионеров, а какие - на детско-юношеский спорт, о котором вот коллега говорил, что он должен быть бесплатным для детей, чтобы дарования появлялись. Каким образом мы с вами можем на это повлиять? Да никаким! Почему? Потому что не хотите принимать закон, который предлагает коллега. Ну и ещё, уважаемые коллеги. В 2014 году была проведена докапитализация банков - 3 триллиона рублей из бюджета Российской Федерации. Кто-нибудь потребовал от Сбербанка - в частности, мы сегодня голосовали, и фракция ЛДПР проголосовала против лицензированной этой деятельности, - чтобы за полученные денежные средства он открыл в Крыму филиалы? Почему мы этого не добиваемся от наших банков, которые и получают деньги от государства, и имеют государственную долю? Хотел бы возвратиться к своему выступлению, когда речь шла о начале 90-х годов. Когда проводили ваучеризацию с 92-го по 94-й год, задача заключалась в том, чтобы среди узкого круга олигархата в нашем обществе дичайшего капитализма, где не замечают людей, распределить все полезные ресурсы, все полезные ископаемые и все богатства страны. И теперь этот олигархат приложит максимум усилий, чтобы политическая система и большинство в парламенте были такими, чтобы им ни в коем случае не мешали распределять между собой доходы, чтобы ни в коем случае им никто не задавал лишних вопросов. А мы идём по простому пути: вместо того чтобы потребовать от них отчёта и направления всех доходов в бюджет страны для повышения пенсий, парламент, то есть парламентское большинство, лучше пойдёт на то, чтобы повысить пенсионный возраст, даже если половина не доживёт до пенсии, но ни в коем случае не захочет сам себе дать полномочия, чтобы мы могли госкорпорации контролировать! Это уникальный случай, это удивительно - законодательная ветвь власти сама отказывается, говорит: не надо нам этих полномочий, не надо беспокоить ребят, пусть зарабатывают, пусть куда хотят тратят деньги, пусть какие хотят себе бонусы выплачивают, они имеют на это право! Мы так не считаем, мы хотим контролировать, куда уходят денежные средства наших граждан. Нет государственных денег - есть деньги налогоплательщиков и есть доходы наших граждан, поэтому мы хотим контролировать, куда госкорпорации направляют эти средства, в результате чего у нас почему-то не хватает денег на выплату пенсий. Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать эту здравую инициативу, чтобы у парламента появились возможности, не мешая, не вмешиваясь в хозяйственную, коммерческую деятельность, контролировать работу госкорпораций и тех компаний, в уставном капитале которых доля государства 30 процентов и больше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. От фракции выступление. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я редко выступаю по политическим вопросам, хотя точку зрения по ним я имею. И когда в 93-м году проводился референдум по российской Конституции, я, естественно, её не поддержал по нескольким причинам, назову две. Причина первая. Эта Конституция делалась под Бориса Николаевича Ельцина, и вся её политическая часть может быть выражена в двух статьях. Статья 1: президент всегда прав. Статья 2: если президент не прав, смотри статью 1. Причина вторая. Конституция предусматривает парламент, поражённый в правах, если угодно, парламент с ограниченными возможностями. Коллеги, помните ли вы, кто любимый поэт нашего президента? Михаил Юрьевич Лермонтов. Так вот я процитирую фрагмент стихотворения Михаила Юрьевича, которое так и называется - "Дума" - и написано как будто про нашу ситуацию. Итак: "Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее - иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно. / Богаты мы, едва из колыбели, / Ошибками отцов и поздним их умом, / И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, / Как пир на празднике чужом". Почему я вспоминаю Лермонтова, говоря о современной Конституции и полномочиях парламента? Потому что по сравнению с обычными, в том числе президентскими, республиками наш парламент поражён в правах по меньшей мере пятикратно. Я назову четыре позиции из пяти. Первая. Наш парламент в отличие, например, от американского Конгресса не согласует кандидатуры министров. Нам говорят: почему вы не выступили против Сердюкова? Выступали - что толку?! Одному отдельно взятому министру парламент недоверие выразить не может. Вторая. Коллеги, мы не можем предложить бюджет. Коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" делают это чуть ли не ежегодно, делают правильно, потому что это доказывает, что существует альтернатива, но при этом все прекрасно понимают, что бюджет у нас предлагает только правительство. А дальше что нам говорят? Нам говорят: если вы не проголосуете в первом чтении за основные параметры, у нас случится потоп, землетрясение, пожар на всю страну и так далее. На самом деле, конечно, этого не случится, на самом деле правительство через две недели внесло бы законопроект о бюджете с другими параметрами, но никогда этого не пробовали. Третья. Коллеги, по общему правилу парламенты, принимающие законы, их толкуют. Наш парламент, наша Государственная Дума такой возможности лишена. И наконец, четвёртая. По Конституции, которая была принята в 93-м году, у нас вообще не было парламентского контроля. Слава богу, он появился, но это тоже парламентский контроль с ограниченными возможностями. Коллеги, я удивляюсь, что парламент с чувством глубокого удовлетворения раз за разом отказывается от собственных полномочий! К чему это приводит, коллеги? Ну вот в 2016 году - я это точно знаю от людей высокого уровня в правительстве, - когда были заложены резервные фонды президента и правительства, один из резервных фондов предназначался для чего? Именно для того, чтобы проиндексировать пенсии работающим пенсионерам. Потом было принято другое положение, парламент никакого отношения к этому, увы, не имел, и до сих пор мы не можем принять закон о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам. И это ещё не всё, коллеги. Есть, например, такая известная структура, она называется "Роснефтегаз", слышали? Это главный акционер "Роснефти". К бюджету её бюджет никакого отношения не имеет, парламент его не контролирует. Но нам говорят: мы из бюджета "Роснефтегаза" потом финансируем то, что не заложили в бюджет. Так может, всё-таки лучше заложить в бюджет? Прозрачный бюджет - это одна ситуация, а непрозрачный бюджет - это повод для всякого рода злоупотреблений. Коллеги, не могу не сказать всё-таки по поводу того, что, оказывается, главная причина отказа в принятии протокольных поручений, законов и так далее - это слабость аргументации тех, кто их предлагает. Коллеги, вы же прекрасно понимаете, что, даже если бы в зал привели Демосфена с Цицероном и они аргументировали, например, за законопроект об объявлении моратория на повышение пенсионного возраста, вы всё равно в повестку этот законопроект не включили бы, разве не так? Ведь действует принцип "доктор сказал в морг, значит, в морг"! Я позволю себе грустную шутку. Однажды, когда на меня уж очень сильно насели избиратели в сельском районе и спрашивали, почему Дума принимает такие-то и такие-то решения и не принимает других, я им честно сказал: мужики, я думаю, если бы правительство или администрация президента в порядке эксперимента внесли законопроект о распродаже депутатских жён и подруг в гарем к отсутствующему турецкому султану, наверное, мы и тогда проголосовали бы за. Так что, коллеги, проблема вовсе не в аргументации, а в партийной дисциплине: я уверен, что, если бы не было партийной дисциплины и каждый голосовал сам за себя и за своих избирателей, мы, скорее всего, не приняли бы закон о повышении пенсионного возраста. Заканчивая, я, конечно, прошу поддержать этот законопроект и хочу напомнить ещё четыре строки из стихотворения любимого поэта нашего президента. Чем заканчивается стихотворение "Дума" у Михаила Юрьевича Лермонтова? Напоминаю: "И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, / Потомок оскорбит презрительным стихом, / Насмешкой горькою обманутого сына / Над промотавшимся отцом". Давайте поддержим законопроект, чтобы такого не случилось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Савастьянова Ольга Викторовна от фракции. САВАСТЬЯНОВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Так и хочется сказать, если Лермонтова вспоминаем: "И кто-то камень положил в его протянутую руку". Уважаемые коллеги, конечно, день прожит не зря, потому что очень много узнаёшь нового, когда слушаешь аргументацию. Задаёшь себе вопрос: какое это имеет отношение к проекту закона, который мы обсуждаем? Когда я была подростком, мне мама как-то рассказала историю. Маленькая девочка приехала к своей бабушке в деревню. Бабушка отправила её в погреб за крынкой молока. Проходит время, очень длительное, а девочки всё нет. Бабушка идёт в погреб и видит такую картину: очень крутая, большая лестница в этом погребе, девочка сидит на верхней ступеньке и горько плачет. Бабушка её спрашивает: "Дорогая, что случилось? Что за проблема?" И она ей отвечает: "Ты знаешь, бабушка, вот смотрю я на эту лестницу и думаю, что скоро я вырасту, а когда я вырасту, выйду замуж, а когда я выйду замуж, у меня родится ребёнок, а когда этот ребёнок подрастёт, я вместе с ним приеду к тебе в гости, и этот ребёнок пойдёт в этот погреб, упадёт с этой крутой лестницы и сломает ногу, а мне его очень жалко". Уважаемые коллеги, давайте всё-таки, когда мы говорим об аргументах и о своей позиции, придерживаться тех решений, за которыми стоит комитет, и той позиции, которую мы с вами выражаем, а не тех представлений, не того, что кажется в связи с законопроектом. Мы всячески поддерживаем Валерия Фёдоровича - его сложно не поддержать - в том, что за каждой копейкой должен быть очень жёсткий, в том числе парламентский, контроль, и мы за самые разные формы, инструменты и механизмы этого контроля. А в чём мы расходимся? А расходимся мы в одном: нам важны не намерения, а решения, которые работают, не процесс создают, а его результаты, и эти результаты чувствуем не мы с вами, а наши избиратели. Поэтому возникает вопрос: а каких на сегодняшний день инструментов для решения данной проблемы не хватает? Первое. Создана Счётная палата, которая работает системно, предметно, - все фракции отметили объективность и достоверность тех материалов, которые Счётной палатой представляются. Более того, для нас очень важно, что это подготовленный, проработанный материал, который даёт нам возможность на основании содержащихся в нём выводов принимать соответствующие решения. Второе. Уважаемые коллеги, статья 15 ведь не просто о госкомпаниях, госкорпорациях, хозяйствующих товариществах, но в том числе и о коммерческих структурах при них. Зачем вы нам предлагаете эту статью ухудшить? Там вообще речь не идёт ни об одном, ни о двух, ни о 30 процентах, а вы нам сегодня предлагаете ограничить тридцатью. А как вы собираетесь остальных контролировать? Мы хотим контролировать всех! Третье. В законе "О парламентском контроле" есть статья, в которой не один, не два, а целых одиннадцать пунктов, там очень чётко прописано всё, что касается системы межбюджетных правоотношений в части предварительного, текущего и последующего контроля, и у нас есть все возможности для этого. Далее. А вообще у нас есть какие-то обязательства с этой точки зрения? Да, потому что у нас есть возможность не просто разово и точечно обращаться по каким-либо конкретным проблемам, а на плановой основе выходить с такими предложениями, когда есть проблемы, как мы это сделали в 2017 году, когда сформировали свои предложения на 2018-й. Я хочу сказать, что, когда мы во фракциях представляли Алексея Леонидовича Кудрина в качестве кандидата на должность председателя Счётной палаты, для меня стало открытием, что практически все фракции предлагали внести изменения в Регламент Государственной Думы в части норм, которые уже приняты, и очень удивлялись, узнав, что, оказывается, они есть. Так вот уже есть норма, в соответствии с которой правительство, когда здесь отчитывается, обязано отчитаться в том числе по заключениям и замечаниям; есть норма, в соответствии с которой мы можем пригласить любого из министров для того, чтобы он отчитался, как выполняется постановление; есть норма, в соответствии с которой, когда есть проблемы, мы можем по инициативе профильного комитета выйти с предложениями, обсудив это на Совете. За 2017 год Счётная палата Российской Федерации представила нам 861 заключение, если я сейчас скажу, сколько рассмотрено, то мы с вами вместе плакать будем! Есть все необходимые инструменты и механизмы. Вопрос ведь не в том, чтобы принять закон, вопрос в том, чтобы этот закон работал, а для того, чтобы он работал, мы с вами должны использовать эти нормы. Давайте думать не только о том, каким будет правосознание наших избирателей, но и о том, как активнее этими инструментами пользоваться. Если говорить не обо всём том, о чём здесь сегодня было сказано, а конкретно о данном проекте закона, о конкретных нормах, которые в нём предлагаются, то фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Фёдорович, пожалуйста, заключительное слово. РАШКИН В. Ф. Огромное спасибо фракции ЛДПР, фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", естественно, нашей фракции, ведь это инициатива фракции Компартии Российской Федерации, за полное понимание того, кто мы, депутаты, и что такое Конституция и наши права. Вообще, этот закон приблизил бы нас, как парламент, к исполнению Конституции Российской Федерации с точки зрения разделения властей на представительную, исполнительную и судебную. Вот он как раз чётко и однозначно, шаг за шагом... Здесь правильно говорили: у нас ранее не было вообще парламентского контроля. Позорище: это основное право депутатов, а оно не было законодательно оформлено! Это позорище мы исправили, но вот есть бюджет. Нас, депутатов, выбирают для чего? С народа - с юридических лиц, с физических лиц - собирают налоги, складывают в кубышку под названием "бюджет", а потом отдают его исполнительной власти, отдают хозяйствующим субъектам и говорят: "А больше вы носом туда не лезьте, это не ваше дело. Ваше дело принять, мы вот собрали, этот бюджет расписали, а дальше не смотрите, куда он идёт, не надо этого!" Вот, пожалуйста: по 4 миллиона в день зарплату получают топ-менеджеры и будут получать! Там ведь миллиарды и миллиарды бюджетных средств! А нам они говорят: вы не лезьте, мы - компании, которые сами своей прибылью распоряжаются. И кто-нибудь - Счётная палата или мы, как парламент, депутаты Госдумы, - исправил эту несправедливость? Нет, и не будет это исправлено! Разворовал Чубайс со своими нанотехнологиями, сегодня судебные разбирательства идут - а кто контролировать будет, что там дальше делается, разворовывается или нет? Госкомпании, госкорпорации - хорошую лавочку придумали: вы деньги дайте, но контролировать не смейте! Проходят тендеры, но никто не имеет права контролировать, что они там, за какую сумму, какие самолёты, какое оборудование закупают. Ненормально это, неправильно это! На то мы и парламент, что должны - правильно, совершенно верно - за каждую бюджетную копейку отвечать, не только контролировать, но и отвечать! А где наша ответственность? Ведь две трети экономики охватывают эти госкомпании и госкорпорации, это тот же самый бюджет. Вот почему-то бюджет мы не отдаём на откуп Счётной палате! А давайте откажемся рассматривать в бюджетном комитете проект бюджета: прогнозы, доходную и расходную части, в каких пропорциях на армию, на медицину, на здравоохранение, - давайте Счётной палате отдадим, и пусть они там занимаются! Я утрирую, но это же так - огромнейшие бюджетные средства идут бесконтрольно! Этот закон позволит нам запрашивать на системной основе, каждый год, согласно нормам и порядку, который мы уже определили в Государственной Думе, позволит бюджетному комитету, всем остальным комитетам рассматривать, чтобы не было этих перекосов, чтобы не было воровства. Вот недавно был всплеск цен на горюче-смазочные материалы - мы с вами разобрались? Мы с вами решили проблему? Завтра-послезавтра цены опять взлетят, и село, промышленность, малый бизнес, логистика, торговля - все пострадают. А вот эти госкомпании, госкорпорации как раз такую политику и проводят. Мы недавно провели "круглый стол" по государственному регулированию цен на горюче-смазочные материалы: есть рыночные механизмы, которые могут сдержать рост цен на горюче-смазочные материалы, но мы даже не хотим контролировать, мы не заставляем их выдавать нам материалы, которые позволили бы нам сдержать рост цен - сдержать! Я уже не говорю о том, что госкомпании, госкорпорации - закрытые структуры, которые участвуют и в выборах, и в финансировании определённых кандидатов и определённых партий и движений, что запрещено законом, - мы и на это не хотим смотреть: нет, выявляйте через СМИ, через что-то ещё, а системно не желаем! Я удивлён тем, что действительно мы, как парламент, как депутаты, отказываемся от своего права. У нас есть право на утренний завтрак, на обед, кофе и всё остальное, а когда речь заходит о праве контроля за бюджетными средствами: не будем, это не наше дело. Это неправильно! Прошу поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Викторович Иванов. Содокладчику включите микрофон. ИВАНОВ В. В. Уважаемые коллеги, безусловно, деятельность государственных компаний, государственных корпораций должна быть под тщательным парламентским контролем, и федеральным законодательством этот вопрос урегулирован. У меня есть предложение: давайте те механизмы, которые у нас сегодня есть, которые прописаны в федеральном законодательстве, более активно использовать в своей работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 39 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.