Заседание № 117

16.10.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 101659-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части использования земельных участков из состава пригородных зелёных зон).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3347 по 3530 из 3762
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает депутат                 
Государственной Думы Геннадий Владимирович Гудков. С места, да?                 
                                                                                
Включите микрофон депутату Гудкову на рабочем месте.                            
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект,        
который я представляю, вносится не от хорошей жизни. Дело в том, что когда мы   
с вами принимали закон о зелёных зонах, кодекс, то говорили о том, что у нас    
границы зелёных зон могут изменяться в производственных целях, и такое право    
было дано субъектам Федерации, за исключением Московской области и              
Ленинградской области. Это привело к чему? В Московской области одно за         
другим начали останавливаться производственные предприятия, которые раньше      
имели и имеют до сих пор лицензии на разработку полезных ископаемых. Это        
разные полезные ископаемые, но большей частью те, которые традиционно           
добываются в Московской области, предположим. Я думаю, что то же самое можно    
сказать и по Ленинградской области: это торф, известь, известняки, фосфаты и    
так далее. И по большому счёту, сегодня вопрос этот завис в государстве.        
                                                                                
Я провёл рабочие консультации с нашим комитетом по природным ресурсам и знаю,   
что по этому поводу было проведено совещание у вице-премьера Зубкова. Я знаю    
также, что было обещано отрегулировать этот вопрос постановлением               
Правительства России до принятия федерального закона, но, к сожалению, пока     
принято только одно решение - разрешить тем предприятиям, у которых есть        
лицензия, если срок действия этой лицензии сохраняется, продолжить работу.      
Вопрос этот должен быть отрегулирован специальным федеральным законом,          
который, к сожалению, на сегодняшний день не только не принят, он даже не       
внесен, и я не знаю, разрабатывается ли он.                                     
                                                                                
В этих условиях я предлагаю в качестве временной меры разрешить Ленинградской   
и Московской областям принимать такие решения. При этом мы учитываем интересы   
Москвы, мы заложили там определённое расстояние, которое позволяет              
гарантированно сохранить зелёные зоны в ближайшем Подмосковье, то есть там      
свыше 50 километров. И честно говоря, я не вижу пока альтернативы, как можно    
решить иным способом этот вопрос.                                               
                                                                                
У нас есть справка (она приложена к тексту законопроекта), сколько              
предприятий сегодня уже остановлено и сколько предполагается остановить. Я      
скажу честно, что часть предприятий Московской области (и это, в общем-то,      
секрет Полишинеля) продолжает подпольно разрабатывать те месторождения,         
которые были им отведены ещё при советской власти. Хочу сразу сказать, что      
когда создаются предприятия подобного рода, то они создаются под ресурсы и      
разработки в расчёте не менее чем на тридцать пять - пятьдесят лет, то есть     
там, где они строятся, существуют мощности по разработкам, которые, в           
общем-то, рассчитаны на тридцать пять - пятьдесят лет, и, естественно,          
предусматривается также процесс рекультивации этих земель и возврат этих        
земель в лесные фонды. То есть такая практика существовала всегда, она          
существует уже многие десятилетия. Поэтому мне пока, честно говоря, не очень    
понятно, почему мы сейчас отказываемся... Хотя бы как временную меру... Мы      
можем ко второму чтению отрегулировать сроки, мы можем отрегулировать           
какую-то иную процедуру, но вопрос решать надо. Он не решается в государстве,   
и это абсолютно неправильно. Это абсолютно неправильно особенно в период        
кризиса, когда любое предприятие надо беречь, лелеять и холить. А мы с вами     
создаём только дополнительные препятствия и фактически парализуем работу.       
                                                                                
Вот, например, в Воскресенском районе, где совсем недавно шумели события по     
выборам, останавливаются градообразующие предприятия, от которых зависит        
работа котельных, очистных сооружений, а следовательно, и жилой фонд, и         
другие социальные и культурные объекты. Как будет выживать население, если      
они действительно остановятся, сказать очень сложно.                            
                                                                                
Пока природоохранная прокуратура и другие правоохранительные органы просто      
закрывают глаза на продолжающиеся разработки, но они все нелегальные, и, если   
их остановить, будет ещё хуже: мы с вами получим как бы источник народного      
волнения, и совершенно оправданного, потому что люди останутся без тепла, без   
света, без очистных сооружений и без многих других благ - без транспорта и      
прочего.                                                                        
                                                                                
Вот, собственно говоря, чем вызвана моя поправка. Я, честно говоря, хотел бы    
получить разъяснение. Может быть, я чего-то не знаю, может быть, в              
государстве уже что-то сделано в этом отношении для локализации последствий     
вот этого непродуманного, поспешного решения - запрета на изменение границ      
зелёных зон в столичных областях, но пока я не вижу чёткого алгоритма, как мы   
будем из этой ситуации выходить. Поэтому мы позволили себе внести вот этот      
законопроект, рассчитывая на конструктивный диалог в поддержку. Но сегодня,     
вот я вижу, реакция отрицательная. Тем не менее я всё-таки прошу внимательно    
отнестись к этой теме: она не из пальца высосана, это не пиар, сложилась, так   
сказать, абсолютно безвыходная ситуация, которая вынуждает нас принять          
решение для поддержки отечественного товаропроизводителя.                       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Юсупов, ваш содоклад от Комитета по   
строительству и земельным отношениям.                                           
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом       
вносятся изменения в Федеральный закон № 69-ФЗ "О внесении изменений в          
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления        
порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" в     
части возможности использования земельных участков из состава пригородных       
зелёных зон для продолжения разработки месторождений полезных ископаемых,       
эксплуатируемых ранее до 1 января 2007 года и находящихся на расстоянии более   
50 километров от городов федерального значения.                                 
                                                                                
Комитет отмечает актуальность затрагиваемой проблемы, так как разработка        
месторождений полезных ископаемых имеет большое значение для развития           
промышленности строительных материалов и, соответственно, для обеспечения       
функционирования строительной отрасли. Вместе с тем предполагаемый              
законопроектом механизм решения проблемы не поддерживается комитетом. Прежде    
всего, непонятно, почему изменения вносятся в данный федеральный закон, так     
как он не регулирует отношения по использованию пригородных зелёных зон. При    
этом в законопроекте не учтено, что понятие зелёной зоны исключено из           
Земельного кодекса, а Лесной кодекс выделяет леса зелёных зон и леса            
лесопарковых зон. Таким образом, использование в законодательстве понятия       
"пригородная зелёная зона" вызовет затруднения на практике.                     
                                                                                
Кроме того, комитет отмечает, что в настоящее время на основании статьи 8-2     
закона "О введении в действие Лесного кодекса..." допускается использование     
расположенных в зелёных зонах лесных участков для разработки месторождений      
полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами        
получены до введения в действие Лесного кодекса, на срок, не превышающий        
срока действия таких лицензий. Таким образом, законодательством уже             
предусмотрены правовые основания для продолжения разработки отдельных           
месторождений полезных ископаемых в зелёных зонах.                              
                                                                                
На законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской           
Федерации, законопроект не поддерживает также комитет-соисполнитель - Комитет   
по энергетике.                                                                  
                                                                                
В связи с изложенным комитет не поддерживает законопроект и рекомендует         
Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие           
выступить? Нет. Депутат Гудков, вы не настаиваете на заключительном слове?      
Настаивает депутат Гудков. Минуту, пожалуйста. Давайте дадим ему возможность,   
хотя у нас не было дискуссии, но тем не менее.                                  
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Я благодарю за поддержку, возможность ещё раз затронуть эту        
тему. У меня единственный только вопрос к докладчику (вот я в рамках своего     
выступления): я так и не услышал ответа на тот вопрос, который звучит в         
законопроекте, - как мы будем выходить из создавшейся ситуации? Ведь, ещё раз   
подчёркиваю, когда принималось решение о том, что правительства Ленинградской   
и Московской областей не будут иметь права своими постановлениями менять        
границы так называемых зелёных зон, предусматривалось, что будет внесён         
федеральный закон, предусматривалось, что будет иное регулирование. Ничего      
этого не появилось. Что дальше делать будут российские предприятия? Что         
предлагает комитет? Что предлагают уважаемые комитеты, которые также            
принимали участие как соисполнители в рассмотрении нашего законопроекта? Мы     
этого так и не услышали. То есть это была не дискуссия, по существу, а набор    
как бы формальных отводов, почему этот законопроект нельзя принять в этом       
виде. Всё можно сказать, а как мы будем решать промышленный вопрос...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. В рамках процедуры заключительного слова         
Марсель Харисович может ответить, это его право.                                
                                                                                
Включите микрофон по карточке депутата Вахаева.                                 
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х. Мы согласны с выступлением уважаемого коллеги Гудкова: это         
действительно актуальный законопроект. Но у нас есть несколько положений, три   
базовых положения, которыми мы мотивировали позицию комитета. Если мы говорим   
о продолжении работ, то основное всё-таки, во-первых, - это продолжение работ   
для организаций, имеющих сегодня лицензии, полученные до введения Лесного       
кодекса, такие работы могут продолжаться. Это предусмотрено статьёй 8-2         
закона "О введении в действие Лесного кодекса...". И есть, скажем так, два      
действительно важных пункта законопроекта, по которым мы не согласны с той      
редакцией, которая была предложена. Это о том, что понятие "пригородная         
зелёная зона" исключено из законодательства и изменения вносятся в закон о      
резервировании земель, который не регулирует эти правоотношения. Мы считаем -   
и в комитете уже обсуждался этот вопрос, - что данный законопроект имеет        
смысл всё-таки вносить и рассматривать в иной редакции. Поскольку это,          
безусловно, актуально, мы это поддержим.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ.                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, дискуссия закончилась, это у нас было заключительное        
слово, поэтому я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении   
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Комитет       
возражает.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     37 чел.                                          
Не голосовало                 413 чел.91,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.