Заседание № 56
О проекте федерального закона № 101646-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка распространения информации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Сергей Михайлович Боярский. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вчера законопроект был принят во втором чтении. Он очень важный: мы создаём инструмент по зеркальным ответным мерам в случае ликвидации наших СМИ за рубежом. Комитет подготовил его к процедуре третьего чтения, замечаний нет. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 26 мин. 47 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 101646-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка распространения информации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Сергея Михайловича Боярского. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет подготовил законопроект ко второму чтению. Он достаточно резонансный. Напомню, речь идёт о нашей возможности зеркально ответить на недружественные действия в отношении наших СМИ за рубежом: теперь по представлению генпрокурора и его заместителей мы сможем приостанавливать их деятельность на территории Российской Федерации. Хочу отметить, что на расширенном заседании комитета мы услышали чаяния российских СМИ и поправками ко второму чтению убрали положение о том, что и наших СМИ может коснуться немедленная приостановка деятельности. В новой конструкции генпрокурор, его заместители через Роскомнадзор смогут ограничивать деятельность СМИ не более чем на три месяца при первом нарушении и не более чем на полгода при втором, при устранении нарушений СМИ смогут продолжить свою деятельность. Всего поступило восемь поправок: шесть в таблице № 1, к принятию, и две - на отклонение. Прошу перейти к рассмотрению таблиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 30 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 58 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона, пункт 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 23 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БОЯРСКИЙ С. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении на 5 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений? Хорошо.
БОЯРСКИЙ С. М. Александр Дмитриевич, прошу прощения, ошибся: я просил бы рассмотреть в третьем чтении законопроект, который докладывал, завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Хорошо. Включаем в повестку на завтра.
Заседание № 45
О проекте федерального закона № 101646-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка распространения информации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Андрея Константиновича Лугового. Пожалуйста. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, отец лжи и отец пиара Йозеф Геббельс говорил: "Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней". Собственно говоря, этим девизом, этим лозунгом сегодня руководствуются и средства массовой информации Запада, и руководители недружественных нам западных государств. Сегодня мы представляем вам в первом чтении законопроект, который имеет особую значимость, особую знаковость и особую принципиальность. В случае принятия этого закона - а я уверен, что мы его примем, - мы наконец-то будем иметь возможность симметричного ответа на действия западных государств в отношении российских СМИ. Последние два с лишним месяца мы наблюдаем, как безапелляционно, незаконно, вопреки здравому смыслу на территории западных государств прекращают вещание основных средств массовой информации Российской Федерации, потому что боятся правды. Наконец-то и мы подготовили подобный закон, но уже в рамках существующего законодательства, для того чтобы отвечать на подобные враждебные действия. Мы предлагаем внести поправки в Закон "О средствах массовой информации", в закон "Об информации, информационных технологиях...", а также в закон № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод... граждан Российской Федерации". Что мы предлагаем? Законопроект предусматривает ответные меры в отношении иностранных СМИ в России и санкции для российских СМИ в случае их противоправных действий. Мы предлагаем в случае запрета на территории иностранного государства российского средства массовой информации в порядке зеркального ответа закрывать у нас иностранные средства массовой информации. Решение предлагается принимать генеральному прокурору или его заместителям, и оно повлечёт за собой запрет на распространение материалов этого СМИ, их хранение, а также прекращение аккредитации его корреспондентов. Мы предлагаем расширить содержащийся в законе об информационных технологиях перечень видов противоправной информации, в него предлагается включить любую информацию, которая будет дискредитировать наши Вооружённые Силы и призывать к воспрепятствованию их использования за пределами Российской Федерации, а также к введению санкций в отношении России, её граждан и юрлиц. Мы предлагаем внести новую статью - о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых неоднократно, постоянно размещается противоправная информация. Наконец, в закон о СМИ мы предлагаем включить новую статью, которая наделяет генерального прокурора и его заместителей правом признавать регистрацию СМИ недействительной и прекращать действие лицензии. Я обращаю внимание, коллеги, что этот законопроект был разработан существующей у нас в Государственной Думе Комиссией по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела Российской Федерации. Этот законопроект подписан членами этой комиссии и представителями всех фракций, за исключением фракции КПРФ. Вот я задумываюсь о популизме, о том, что мы порой слышим от наших коллег, очень любящих беспокоиться о народе, и у меня возникает вопрос: что мешает им поддержать законопроект, который мы предлагаем, чтобы принимать ответные меры? Чем они руководствуются? На мой взгляд, обыкновенным безрассудством и безответственностью. Предлагаю принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Михайловича Боярского. БОЯРСКИЙ С. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очень важный законопроект мы рассматриваем сегодня. По мнению многих, запоздали мы с его принятием. Уж сколько сетовали на гонения на наши средства массовой информации за рубежом, просили нас придумать действенный механизм зеркального ответа, и вот только сейчас мы, я уверен, такой инструмент создадим. Хочу подчеркнуть, что создавать мы его будем именно в правовом пространстве, мы не будем уподобляться нашим противникам, которые творят беззаконие в отношении наших СМИ. Комитет внимательным образом эту инициативу рассмотрел, причём рассмотрел в расширенном составе: мы приглашали на наше заседание руководителей ведущих средств массовой информации, представителей Генеральной прокуратуры, Роскомнадзора, целый час очень подробно обсуждали необходимость и своевременность принятия этого законопроекта. Конечно, есть над чем поработать ко второму чтению, мы всех приглашаем к этой работе, но на этом этапе комитет предлагает Государственной Думе законопроект в первом чтении принять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И. Андрей Константинович, вам вопрос. Предположим, есть некое законопослушное средство массовой информации, которое неумышленно допустило, так сказать, информацию, опубликовало некий материал, подпадающий под нормы, предлагаемые данным законопроектом, то есть содержание информации нарушает законодательство, но неумышленно. Каковы могут быть последствия для этого средства массовой информации с точки зрения принимаемого закона? ЛУГОВОЙ А. К. Мы в законопроекте не упоминаем о мотивах и помыслах и не говорим об умышленности и неумышленности, пусть этим занимается суд. Мы предлагаем принимать решение генеральному прокурору или его заместителю - уровень принятия подобного решения гарантирует законность его принятия. В случае если генеральный прокурор или его заместитель на неумышленность, на чей-то взгляд, ответят решением о закрытии, средство массовой информации будет закрыто в оперативном порядке. Если средство массовой информации не согласится с этим, оно имеет право подать в суд. Сначала закрываем, а потом судимся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, ну, во-первых, надо сделать замечание докладчику: у нас более 2,5 тысячи законов, и у каждого из нас есть своя позиция, а у докладчика, автора нет права давать оценки другим партиям и переходить на персоналии, это по нашему Регламенту запрещено. И второе, автору вопросы. Скажите, пожалуйста, ведь этот законопроект предусматривает закрытие не только иностранных СМИ? И я бы поспорил насчёт своевременности: наши и "Sputnik", и "RTI" закрыли давным-давно - почему так долго вносили, комитет, вот этот законопроект, если он так необходим? И почему по суду нельзя закрывать? ЛУГОВОЙ А. К. Замечание оставлю без внимания, как некорректное. Касается ли российских СМИ - да, и российских СМИ. Что касается того, почему так поздно внесли, - почему же мы внесли поздно? Мы его внесли, как только увидели, что закрываются наши средства массовой информации за рубежом. Внесли мы его, если я не ошибаюсь, в конце марта - в начале апреля, сейчас число не могу назвать, вот по процедуре получили отзывы и вынесли на рассмотрение, то есть мы действовали достаточно оперативно. Другое дело, мы могли бы придать ему особую значимость и принять его в числе наиболее приоритетных - это наша ошибка, поправим в следующий раз. У нас впереди закон об иноагентах и ряд других законов, которые с учётом действия средств массовой информации в нынешнее время требуют жёсткого и оперативного принятия решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Андрею Константиновичу, он, к сожалению, не ответил, почему игнорируется открытый судебный порядок. Пускай там будет ускоренная процедура, но всё отдаётся в руки прокурору, и мы не исключаем, в общем-то, и политически мотивированного давления не только на иностранные СМИ, но и, например, на партийные СМИ, если поступит соответствующее указание. Потенциально, я не прогнозирую, но потенциально это возможно, а открытый судебный процесс от этого защитил бы. И второе. Вот такой грубосимметричный ответ: закрыли наши средства массовой информации за границей - мы закрываем все средства массовой информации с той стороны, независимо от того, нарушали они что-то, не нарушали, какой у них контент был и были ли вообще к ним замечания. Является ли это правильным с вашей точки зрения? Если мы говорим, что они боятся правды, то чего же мы тогда боимся, действуя точно так же? ЛУГОВОЙ А. К. Отвечаю. Я как бы не уклонялся от ответа в отношении каких-либо судебных решений, просто в концепции законопроекта предлагается отдать это на решение генерального прокурора и его заместителей. Если средство массовой информации не согласно, оно подаёт в суд, и в открытом судебном процессе рассматривается этот вопрос. Если суд посчитает, что действия генерального прокурора или его заместителя носили незаконный характер, значит, СМИ продолжит свою работу, и, видимо, тогда соответствующие лица будут отвечать за это решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Константинович, соглашаясь с необходимостью адекватного симметричного ответа, не могу не поставить под сомнение всё-таки ту часть новелл, которые касаются наших российских средств массовой информации. Скажите, пожалуйста, под массовым нарушением общественного порядка что понимается - речь идёт о запрете информации о такого рода событиях? Массовым нарушением общественного порядка правоохранительные органы признали встречи с депутатами по поводу защиты Троицкого леса; массовым нарушением общественного порядка правоохранительные органы признали встречи с депутатами прошедшим летом, когда речь шла о протестах против вакцинации. Вот в этой части, скажите, пожалуйста, насколько защищены будут средства массовой информации, наши, российские? Или этот закон, по сути дела, тот самый топор, который закроет те средства массовой информации, которые до сегодняшнего дня занимали какую-то самостоятельную, независимую от власти позицию... (Микрофон отключён.) ЛУГОВОЙ А. К. Мы в Законе "О средствах массовой информации", в частности в статье 56, которую вводим, устанавливаем исчерпывающий перечень информации, на основании которой генеральный прокурор или его заместители могут принимать решение о приостановке деятельности того или иного средства массовой информации. Когда мы обсуждали вопрос на заседании комитета по информационной политике, там и журналисты поднимали такого рода вопросы. Мы договорились, что, если существует в чём-то неопределённость, готовы это обсуждать и представлять в виде поправок ко второму чтению. А что касается предыдущего вопроса, я там не до конца ответил. Я ещё раз хочу обратить внимание, что решение принимается генеральным прокурором или его заместителями, и уточняю: ещё во взаимодействии с Министерством иностранных дел. Мы не собираемся, не предлагаем огульно закрывать иностранные средства массовой информации, если они ведут правильную политику, лишь потому, что наши закрыли, совершенно нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 07 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.