Заседание № 189
31.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 101622-8 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части ограничения комиссионного вознаграждения кредитной организации при розничной покупке товаров".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3161 по 3452 из 4395
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части ограничения комиссионного вознаграждения кредитной организации при розничной покупке товаров". Доклад Олега Анатольевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, продолжим о банкирах. Кому-то кажется, что они такие священные, чуть ли не святые, - отнюдь. Есть как раз что-то вроде анекдота, помните? Попадает банкир на небеса, ему говорят: "Слушайте, вам в ад". Он говорит: "Да подождите, как же, я же вот столько благих дел делал, столько перечислений, благотворительности и так далее". А ему говорят: "Ну, деньги-то мы вам вернём". Так что каждому своё. В обязательном порядке. Ну и, продолжая вот разговор о важном, о главном, о том, как помочь сегодня стране, как помочь президенту, - сегодня это был главный призыв Вячеслава Викторовича - давайте поможем и президенту, и гражданам страны, это наша главная обязанность, абсолютному большинству граждан, а не тем, кому уже живётся вольготно и весело на Руси (про банкиров речь). Да, армия и флот - главные союзники, главные приоритеты, дай бог, слава богу. Но вторая, а может быть... Пусть и не первая, но и не вторая наша задача - удержать и минимизировать, вернуть цены на основные продукты питания на доступный уровень, на тот уровень, на котором они были хотя бы год-два назад, вот это сверхзадача. Уважаемые коллеги, согласны? Согласны. Вот про яйца опять же. Каждый, кто ни выступает, вспоминает про яйца, ну и я тоже тогда скажу ещё раз, если меня не слышат, а меня не слышат ни правительство, ни многие коллеги в этом зале. Наш аграрный комитет говорил-говорил, говорит-говорит и будет говорить: в цене на яйца и прочие помидоры 30-40 процентов - расходы на электроэнергию. Сколько раз буду об этом говорить? Почему не доносится это до правительства, до вице-премьеров? И президенту докладывают, что якобы просто мало закупали. У кого закупать? Цены от производителя на яйца в России самые низкие в мире, ниже только в Индии, не знаю, в Пакистане и Иране, всё. В Азербайджане, в Турции, откуда попросили яйца привезти, цены от производителя выше, понимаете? Но в цене 30-40 процентов заложено сверх тарифа на электроэнергию - он 12-13 рублей, а для майнеров, которые майнят, 13 процентов мирового майнинга в России производится, для них цена 3, 4, 5, 6 рублей. Доколе, почему?! Все расходы аграрной отрасли плюс лесное хозяйство - 1,5 процента. Мы-то думали, что наживаются наши энергетики, - ничего подобного, на 1,5 процента не наживёшься. Думайте, в чём причина? Вторая причина: 30-40 процентов - наценка в торговых сетях, на каждое яйцо - 30-40 процентов! Это делают вот эти ребята - энергетики, спекулянты, необуздываемые нашими законами. Законопроект полтора года лежит, причём внесённый от всех фракций: давайте 10 процентами ограничим наценку на основные продукты. Нет, он лежит - ждёт. Ну и плюс банкиры. Вот этот законопроект как раз посвящён тому, что и банкиры сюда встроились. С каждой покупки, если мы оплачиваем картой, - подсчитайте, какие это огромные суммы, - за каждый продукт, товар, услугу мы платим так называемый эквайринг, ну, извините, вынужден этот англицизм использовать, он используется в тексте у правительства, на самом деле это банковская комиссия. Банковская комиссия составляет до 3,5 процента, уважаемые коллеги. А мы сколько тут говорили, сколько усилий прилагали, сейчас снижаем, по проценту выдушиваем, выдавливаем как-то из бедных производителей, не знаю, транспортников, чтобы снизить, удержать цены на продукты хотя бы. Так вот они где! Вот зачем им?.. Они 3,5 триллиона сверхприбыли за прошлый год получили и ещё 3 процента намазывают через этот эквайринг. Предложение в этом законопроекте: полпроцента, получите полпроцента, а лучше бы вообще обнулить. И давайте вместе проявим вот такую социальную ответственность, давайте вместе помогать и президенту, и гражданам, с тем чтобы цены не росли, а снижались. Возможностей у нас огромное количество, ну согласитесь. Зерно дешёвое, самое дешёвое в мире, рабочая сила, к сожалению, тоже самая дешёвая в мире, огромные просторы, огромные возможности - производите мясо курицы, яйцо, молоко, всё что угодно. Банкиры говорят: а зачем, нам и так хорошо. Для того чтобы инвестировать вот в это направление - производство чистой аграрной продукции для себя, для всего мира, - давайте возьмём эти деньги, которые лежат у граждан под матрасом. Знаете, сколько лежит? Вы не знаете, я уже вычислил, 1 триллион рублей или 2 триллиона рублей лежат мёртвым грузом. Возьмите их, принесите, помогите аграриям - и вы увидите, какие будут результаты. Уже первое место аграрии держат, а вместо благодарности вот кто-то их пытается ещё здесь сделать крайними - в вопросах о ценах на молоко, мясо курицы, яйца и так далее. Давайте это прекращать и называть настоящих виновников того безобразия, которое, к сожалению, мы пока не остановили. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Аркадия Николаевича Свистунова. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по финансовому рынку рекомендует не поддерживать данный законопроект, и вот почему. Я постараюсь ответить максимально по существу, чтобы, так скажем, не уходить в сторону от настоящего законопроекта. Дело вот в чём. В первую очередь, вот этот законопроект уже не является очень актуальным, и именно потому, что у Центрального банка уже сегодня есть полномочие ограничивать вот эту самую комиссию за эквайринг решением Совета директоров в соответствии с законом "О Центральном банке...". Совет директоров неоднократно принимал такие решения: в 2020 году было принято решение в связи с трудной экономической ситуацией ограничить комиссию по эквайрингу, в 2022 году также было принято решение ограничить эту комиссию, ну, на ограниченный временной период по отдельным категориям товаров, тоже это было. То есть это полномочие у ЦБ есть, и он его использует в тех случаях, когда видит такую необходимость. Это первое. Второе. Мы с вами знаем, что сейчас существует система быстрых платежей, которая тоже была введена Центральным банком в соответствии с тем законом, который мы же здесь принимали. И в этой системе доступна такая услуга, как расчёты с использованием так называемых QR-кодов в торговой сети. И вот при этом, если торговая точка использует эту технологию, там комиссионное вознаграждение за эквайринг составляет от 0,4 до 0,7 процента, то есть тоже очень низкое. Ну и последнее. Мы здесь принимали законы о цифровом рубле, и вот основная функция цифрового рубля в дальнейшем будет заключаться именно в том, что расчёты цифровым рублём не будут облагаться никакой комиссией, там ноль, прямо в законе об этом написано. Поэтому, учитывая все эти факторы, можно сказать, что эта законодательная инициатива уже как бы утратила свою актуальность. Кроме того, получены отрицательные отзывы от правительства, Банка России, Государственно-правового управления. Учитывая всё изложенное, Комитет по финансовому рынку рекомендует отклонить настоящий законопроект. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Аркадий Николаевич, вот у меня вопрос такого методологического плана. Вы говорите, что Банк России может эквайринг этот снизить, когда видит необходимость, и мы оказываемся в ситуации, что вот, скажем, наши избиратели видят и огромная часть страны видит, а Банк России её не видит. Но если мегарегулятор очевидным образом не выполняет свою функцию мегарегулирования, при этом, как в вашем примере, приведённом вами же, с QR-кодами, где 0,4 процента комиссия, он может это сделать, и все это могут сделать, почему мы-то должны оставаться в стороне? Почему мы не можем восстановить, так сказать, нормальный ход дела? Я понимаю, если бы себестоимость этой операции была высокая, если бы это нельзя было сделать по каким-то техническим причинам, если бы банки обанкротились, я это понимаю, но в данной-то ситуации QR-коды и цифровой рубль показывают, что это можно сделать. СВИСТУНОВ А. Н. Михаил Геннадьевич, ну, тут же вот какая ситуация, дело в том, что в каждом таком случае, вот в случае такого ограничительного регулирования нужно понимать последствия, что произойдёт, то есть нужно внимательно расчёты делать. Почему? Потому что обычно, вот когда просто зажимается в одном месте, то в другом месте за счёт других вещей, ну, например, за счёт удорожания других услуг, в том числе увеличения ставок по кредиту и так далее, банки вынуждены будут добирать эту доходность. Это одна сторона. Есть вторая сторона. Регулятор здесь идёт по такому довольно осторожному пути, то есть методом увеличения конкуренции: параллельно с той комиссией, которая существует здесь, регулятор вводит систему быстрых платежей, которая, составляя конкуренцию, вынуждает всех остальных на рынке подтягиваться к этому же проценту, то есть снижать свою комиссию, иначе они просто потеряют рынок. На мой взгляд, это более разумно - не создавать монополий и не диктовать жёстко, а создавать мотивацию экономическую. Я думаю, здесь регулятор действует именно из таких соображений. В то же время в чрезвычайных ситуациях, как было, например, в 2020 году, кода был ковид, Центральный банк был вынужден жёстко поступить и ограничить эту комиссию, потому что там надо было действовать быстро. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Олег Анатольевич, продолжая банковскую тему и тему денег, я хотел бы вернуться к существу проектируемых новелл. Так вот, как вы знаете, любая законодательная инициатива должна быть обоснованной, в связи с этим скажите, пожалуйста, на основании каких аналитических данных, расчётов вы пришли к обоснованию проектируемых новелл и предложению - не превышать 0,5 процента от суммы сделки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Вы знаете, я хотел бы сделать, чтобы вообще не было процента, ну, как переходный вариант, вот 0,5, так и быть, можно оставить пока. Итак, для чего и почему? Я напомню вам, уважаемые коллеги, что, вообще, приоритетом многолетней давности мы все ставили задачу перейти от оборота наличных в торговле к платежам по картам. Вы забыли про этот приоритет? Ну и каким образом вы мотивируете завершение этого процесса? Ведь это самая главная задача для государства - чтобы мы ушли от оборота наличных. Сегодня, к сожалению, я в том числе сталкиваюсь с таким предложением: хотите подешевле что-то купить - заплатите наличными, а не картой. Как вы думаете, почему? Да потому, что наличные деньги легче пустить по какому-то серому пути, без налогов и так далее. Да и в конце концов на самом деле, если с каждого платежа есть необходимость 2-3 процента отправить банку, то производителю и продавцу выгоднее получать наличными. Вот почему я говорю и даже как бы настаиваю на том, чтобы это мотивировалось хоть как-то. А в данном случае банки, ну, думают только об одном - об увеличении своих каких-то и так сверхприбылей и сверхдоходов, а вы им потакаете, получается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Спасибо большое. Вопрос докладчику. Уважаемый Олег Анатольевич, вы, как автор законопроекта, наверняка знаете, что комиссия за эквайринг является сложносоставной, то есть в ней сидит и техническая поддержка, и затраты на обработку платежей, и комиссия платёжной системе, которая обеспечивает прохождение платежа, и межбанковские расчёты. И когда мы административно ограничиваем комиссию за эквайринг, то данная услуга становится либо сильно менее выгодной, либо невыгодной участникам и сокращается объём предоставления услуг. Так вот, по вашей оценке, насколько сократится объём услуг эквайринга в случае принятия этого законопроекта? НИЛОВ О. А. Возможно, дополнительные какие-то затраты банковская отрасль, конечно... вернее, не затраты дополнительные, а просто недополучит того, что получает сегодня. Вообще, я не могу ответить на этот вопрос, это очень сложный вопрос: сколько в этом случае - по 1 проценту, по 2, по 3 с каждого платежа - теряют производители, граждане, в конце концов, в итоге и сколько получает банковская отрасль. Это огромнейшие деньги, вот просто невозможно даже представить, хотя профессионалы могли бы это посчитать. Так вот, я просто помню, сколько банковская отрасль, банки получали от государства в сложные для них времена, когда они, там, не могли рассчитаться с вкладчиками по каким-то причинам. Огромные деньги получены банками, и сегодня говорить: слушайте, мы тут понесём какие-то затраты, а ваши якобы государственные интересы, ну, не так сильно нас интересуют, волнуют, - неправильно, несправедливо. За всё нужно платить и возвращать долги. Получала банковская отрасль больше всех отраслей в нашей стране? Получала. Вот отдайте, верните, так скажем, вашу социальную благодарность и помогите стране реализовать вот этот приоритет. Ещё раз вам повторяю, безналичные платежи через платёжные карты - это приоритет приоритетов, мы должны завершить и выйти на 100 процентов платежей, ну, за исключением небольшого процента оборота наличных. Вот почему эта задача банками не считается приоритетной? Мне тут рассказывают, мол, слушайте, нам сложно, у нас тут как-то много работы. Ну, много работы - это все деньги у населения взять и использовать их с пользой для государства. Ну, банкам уже не надо денег, я это понимаю. Сложная дискуссия, уважаемые коллеги, защитники интересов банковского бизнеса, но, извините, в сложные времена интересы государства должны быть выше банковских и интересы граждан должны быть выше банковских интересов. Вот поэтому и предложение такое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Олег Анатольевич, ну, хотелось бы понять, насколько глубоко проработана авторами эта инициатива. Я хотел бы задать вопрос следующего характера. Здесь уже сказали, что та комиссия, которую вы хотите ограничить, многосоставная, то есть идёт расщепление по некоторым направлениям. Всё-таки можете конкретно ответить: есть ли расчёты, подсчёты, какое конкретно направление вы готовы ограничить? Не просто же взять и ограничить банковскую комиссию, она многоуровневая - что конкретно? И какие будут последствия в случае принятия этого закона? НИЛОВ О. А. Никаких последствий не будет. Вы же только что слышали, что Центральный банк, ну, в виде эксперимента уже проводил какие-то пилотные варианты ограничения вот этой комиссии - 0,4-0,7 процента. Значит, это возможно, нужно просто принять решение. А что конкретно, на какие, там, десятые, сотые доли процента - ну, не по окладу вопрос, извините. Давайте зададим этот вопрос профессионалу - представителю нашего комитета, он вам всё разложит. И давайте пропорционально вот в эти 0,5 процента и поместим все существующие сегодня расходы, ну, как бы расходы, на самом деле я считаю, что это не расходы, это просто те доходы, которые привыкли получать и с которыми никак не хочется расстаться. Вот ещё раз говорю, если при каждой банковской операции платят комиссию 2-3 процента, давайте выясним, давайте сделаем запрос, сколько же это составляет за год, и тогда получим всю эту разбивку, ну и посмотрим, с чего начать, с какой самой существенной доли в этих 2-3 процентах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик, заключительное слово? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части ограничения комиссионного вознаграждения кредитной организации при розничной покупке товаров", пункт 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 29 сек.) Проголосовало за 102 чел.22,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Отклоняется.