Заседание № 41

21.04.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1015251-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части защиты прав потребителей".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5524 по 5828 из 7767
Вопрос 28, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс            
Российской Федерации об административных правонарушениях в части защиты прав    
потребителей". Докладывает Олег Анатольевич Нилов.                              
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это один из      
законопроектов, который направлен на ужесточение наказания для производителей   
фальсификата и продавцов, которые особенно в последнее время переходят все      
мыслимые и немыслимые границы.                                                  
                                                                                
В КоАП Российской Федерации есть статьи 14.7 и 14.8: первая статья - это        
"Обман потребителей", вторая - "Нарушение иных прав потребителей". Я думаю,     
излишне напоминать, что сейчас, к сожалению, в России фальсифицируется почти    
всё. Ну вот деньги разве что побаиваются фальшивомонетчики подделывать, там     
не такие объёмы, потому что установлена жёсткая, прежде всего уголовная         
ответственность. А тех, кто фальсифицирует продукты, - а это, конечно, сейчас   
основная сфера деятельности - ответственность не пугает. Что в КоАПе            
предполагается для вот этих самых фальсификаторов всех мастей? Штраф за обман   
потребителя сейчас 3-5 тысяч рублей для физических лиц, для должностных лиц -   
10-30 тысяч, для юридических лиц - 25-50 тысяч. Согласитесь, что, если речь     
идёт о пресловутом алкоголе, лекарствах, колбасах всех мастей, это абсолютно    
не тот штраф, который должен быть.                                              
                                                                                
В чём основная идея? Не просто привязать к нарушению и повысить в разы          
штрафные санкции, а привязать к объёмам производимой и реализуемой вот такой    
фальсифицированной продукции. Я предлагаю установить градацию именно в          
зависимости от размера суммы, уплаченной потребителем: от 1 тысячи до 250       
тысяч рублей, от 250 тысяч до 500 тысяч и свыше 500 тысяч рублей.               
Соответственно, есть и предложение об увеличении штрафных санкций. Например,    
для первой категории - от 7 тысяч до 100 тысяч рублей штрафные санкции, для     
второй категории, при стоимости от 250 тысяч до 500 тысяч, - от 30 тысяч        
рублей до 300 тысяч рублей для юридических лиц и в особо крупном размере - от   
70 тысяч рублей для физических лиц и до 500 тысяч рублей для юридических лиц.   
                                                                                
Есть и другие предложения, но, к сожалению, они не попали в пакет, хотя         
считаю, что нужно было бы эти законы объединить... Будет представляться         
законопроект - поправки к Закону "О защите прав потребителей", но там другая    
концепция, другая идея.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание. Готов ответить на вопросы.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя комитета по             
госстроительству Александра Сергеевича Грибова.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРИБОВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по      
госстроительству и законодательству рассмотрел предложенную инициативу и        
отмечает следующее.                                                             
                                                                                
Во-первых, авторы предлагают усилить ответственность за нарушение прав          
потребителей и поставить её в зависимость от размера суммы, уплаченной          
потребителем за товары и услуги, в связи с чем вводится дифференциация -        
значительный, крупный, особо крупный размер. Пункт 1 части 1 статьи 3.5         
Кодекса об административных правонарушениях допускает определение размера       
административного штрафа для юридических лиц в величине, кратной стоимости      
предмета административного правонарушения, и иной величине, о чём говорится в   
других пунктах. В данном случае законопроектом вводится новое понятие -         
стоимость, уплаченная потребителем за товары и услуги, - без внесения           
соответствующих изменений в часть 1 статьи 3.5 Кодекса об административных      
правонарушениях. Данная стоимость не может считаться предметом                  
административного правонарушения, поскольку предмет, как известно, - это        
элемент охраняемого законом общественного блага, воздействуя на которое         
правонарушитель причиняет вред, иными словами, не деньгами совершается          
правонарушение, а обмером либо сокрытием информации о товаре.                   
                                                                                
Во-вторых, предусматривается внести изменение в статью 14.8, часть 5, где       
предлагается определить размер административных штрафов для граждан за          
действия, совершённые в значительном, крупном и особо крупном размере, между    
тем по правонарушениям, о которых говорится в частях 1-4 статьи 14.8 КоАП, не   
предусматривается ответственности для граждан. Предлагается усилить             
ответственность в зависимости от стоимости, уплаченной потребителем за товары   
и услуги, при обмеривании, обвешивании и обсчёте потребителя в любом размере.   
Представьте, что потребитель приобрёл товар на сумму 200 тысяч рублей и его     
обсчитали на 100 рублей, - в этом случае продавец несёт такую же                
ответственность, как если бы он обсчитал на 10 тысяч, 20 тысяч или 30 тысяч     
рублей при продаже точно такого же товара. Получается, что предлагаемая         
дифференциация ответственности не зависит от размера причинённого вреда         
правам потребителя.                                                             
                                                                                
В-третьих. Предлагаемые размеры (значительный - от 1 тысячи до 250 тысяч,       
крупный - от 250 тысяч до 500 тысяч и особо крупный - от 500 тысяч рублей) не   
учитывают разный уровень жизни в субъектах Российской Федерации: для Москвы     
этот уровень жизни один, для Костромы или Иванова - совершенно другой.          
                                                                                
В-чётвертых, в пояснительной записке сказано, что "законопроект существенно     
защищает интересы" в ситуации, когда изготовители и продавцы допускают          
существенные нарушения при реализации товаров и услуг, "последствия которых     
существенно ущемляют права потребителей, вплоть до причинения ущерба жизни,     
здоровью и имуществу последних". Уважаемые коллеги, в Кодексе об                
административных правонарушениях есть значительное число статей, например,      
статьи 14.15, 14.44, 14.43, 14.45, 14.46, которые также направлены на защиту    
прав потребителей, но в них изменения не предлагаются.                          
                                                                                
И в-пятых, защита прав потребителей должна основываться на максимально          
возможном возмещении его имущественных потерь и компенсации причинённого ему    
морального вреда, увеличение же размеров административных штрафов потери ему    
не возместит, не загладит моральный вред за нарушение его потребительских       
прав. Напротив, могут возникнуть риски излишнего воздействия на бизнес          
органов, которые осуществляют этот контроль.                                    
                                                                                
С учётом высказанных замечаний Комитет по государственному строительству и      
законодательству не поддерживает предложенный проект закона и рекомендует       
Государственной Думе его в первом чтении отклонить.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить?.. Есть вопрос?                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
По ведению - Иванов Максим Анатольевич.                                         
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Хотелось бы попросить коллег, выступающих с содокладом по законопроектам,       
которые идут на отклонение, для экономии времени представлять мнение            
комитета, заключение ГПУ и отзыв правительства. А те, кто хотел, наверное, на   
заседании комитета могли задать все вопросы.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич.                                                        
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Анатольевич, вы предлагаете ужесточить административную меру     
наказания, причём серьёзно. Как вы считаете, какие новые преимущества в этом    
случае будут у потребителя? Может быть, создание условий, исключающих           
возможности нарушения прав потребителей, будет более эффективной гарантией      
прав потребителей, чем ужесточение административных мер? Вряд ли повышение      
штрафов остановит недобросовестных предпринимателей, и последние примеры        
изготовления поддельного "Боярышника", когда предприниматели, на наш взгляд,    
заведомо использовали метиловый спирт и знали, к каким последствиям это может   
привести, наглядно это демонстрируют.                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. Спасибо большое за вопрос. Я ещё раз говорю, что есть два           
законопроекта: один - о защите прав потребителей и о компенсациях, о которых    
содокладчик говорил и о которых вы спрашиваете, именно о компенсациях           
потребителю, потому что я считаю, что это первое и главное, нужно               
действительно увеличить объём компенсаций; во втором законопроекте (он позже    
будет рассмотрен, может быть, только не сегодня) есть чёткие предложения -      
увеличить компенсацию за продажу любого фальсификата до пяти крат (в            
настоящее время однократную стоимость возвращает продавец), если же продавец    
захочет пройти через судебные процедуры, размер компенсации может быть          
увеличен до десяти крат, а если нанесён вред здоровью, ущерб здоровью - до      
ста крат. Такой законопроект есть, он шёл вот в этом пакете, но мы почему-то    
эти законопроекты рассматриваем отдельно.                                       
                                                                                
Ну а чтобы неповадно было, кроме компенсации потребителю, пострадавшему от      
обвеса, обсчёта, обмана, самое главное - от обмана по качеству продукции, по    
его содержанию, по составу... Я считаю, что действующие штрафные санкции,       
которые КоАП определил и которые, ещё раз говорю, колеблются от 500 рублей до   
нескольких тысяч, ну до десятков тысяч, абсолютно не пугают тех, кто            
производит, продаёт фальсификат и таким образом залезает в карманы граждан.     
                                                                                
Моё предложение: ужесточить наказание по всем направлениям - и в плане          
компенсации потребителю, и в плане штрафов, назначаемых контролирующими         
органами, которые сейчас находят этих фальсификаторов где-то, штрафуют, но      
это абсолютно никого не останавливает, на следующий день всё продолжается.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Олег Анатольевич, вот вы предлагаете ввести очень интересное     
положение в закон - "введение потребителей в заблуждение относительно           
потребительских свойств или качества товара". Честно говоря, пристрастный       
взгляд в любом рекламном ролике и рекламном щите найдёт признаки введения в     
заблуждение. Кто же будет определять степень введения в заблуждение             
относительно качества товара? Поясните, пожалуйста.                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Ну конечно, суд будет определять, судья, потому что это             
невозможно иначе определить. Но ещё раз говорю, что даже действующих штрафных   
санкций было бы достаточно, можно было бы не вводить какие-то новые нормы,      
если бы размеры штрафов были существенно выше. Я считаю, что сейчас они         
абсолютно недостаточны. Можно не вводить каких-то новаций, не вводить новую     
ответственность, концептуально в законопроекте говорится только об одном - о    
пожелании и предложении увеличить в разы наказание за нарушения,                
предусмотренные статьями 14.7 и 14.8.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я очень коротко. Десять-пятнадцать лет назад    
глава компании "Nokia" был оштрафован на несколько миллионов долларов, потому   
что у них штрафы исчисляются в зависимости от дохода. В своё время ЛДПР         
предлагала подобный подход. Ну сами подумайте: для человека, у которого         
минимальная зарплата, 7 тысяч 500 рублей, штраф 500 рублей - это 15 процентов   
его дохода, а для человека, который получает 75 тысяч, это всего-навсего 1,5    
процента, то есть разница, как говорится, есть и штрафовать в зависимости от    
того, как и на сколько, так скажем, обманывают потребителя, вполне здравый      
подход.                                                                         
                                                                                
И извините, немного не по теме.                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, вы, пожалуйста, пресекайте выступления не по    
ведению.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы нам скоро будете предлагать, чтобы содокладчик вообще     
ничего не говорил, дескать, ознакомьтесь с тем, что написано в заключении       
комитета, и всё? Когда вы нажимаете кнопку "По порядку ведения", это значит,    
что ведущий нарушил порядок ведения.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста.                
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, Олег Анатольевич! Существует некая       
методика баланса ответственности, устанавливаемой всеми статьями КоАП, - в      
данном случае это глава 14, о защите прав потребителей, - которая не            
позволит, так сказать, пройти через барьер. Я предлагаю другое. Мы ещё пока     
мало используем в правоприменительной практике возмещение ущерба морального,    
правда, есть очень и очень робкая практика, когда наши суды по 10 тысяч         
компенсацию назначают, но это унизительно. А в международной судебной           
практике при защите прав эту статью используют, там вообще космические цифры    
присуждаются. Может быть, нам в этой области совместно с вами попытаться в      
дальнейшем внести такие законопроекты?                                          
                                                                                
А пока, конечно, это непроходной законопроект, поэтому я, к сожалению, могу     
констатировать, что я буду голосовать против.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гетта Антон Александрович, пожалуйста.                    
                                                                                
ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, выступление от фракции, но я постараюсь         
уложиться в две минуты.                                                         
                                                                                
Коллега Грибов уже представил основные причины, по которым фракция будет        
голосовать против данного законопроекта, но Олегу Анатольевичу хочу             
рассказать одну историю. Мы работали в регионе, защищали права малого           
бизнеса, вводили мораторий на проверки, чтобы не чаще одного раза в три года    
(кроме внеплановых), и у нас появился тогда, можно сказать, профессиональный    
жалобщик, который в ресторанах обжигал нёбо супом не той температуры. Это       
было три раза, и каждый раз это служило поводом для проведения внеплановых      
проверок всеми службами, какие только возможны, я работал в то время в          
департаменте поддержки малого бизнеса. Его обед стоил в ресторане в             
Краснодаре больше тысячи рублей, ну а в Москве, наверное, стоимость обеда       
всегда будет выше. И вот мне непонятно, как определялись размеры, например,     
то, что 1 тысяча рублей - это значительный размер, потому что для кого-то,      
может быть, 1 тысяча не деньги, с другой стороны, а почему бы тогда не          
установить 500 рублей? Суть законопроекта мало того что не отражает реального   
положения наших граждан, но ещё противоречит нормам отдельных статей кодекса.   
Никакой статистики, которая хоть как-то, косвенно говорила бы о том, что есть   
необходимость принятия этих мер, нет. И вообще, в этой части, нам кажется,      
нужно бороться с причинами, с недобросовестной конкуренцией, с той же           
фальсификацией, то есть делать так, чтобы нельзя было нарушить эти статьи       
кодекса, а не плодить, не множить наказание.                                    
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект не поддерживает.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик?                             
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, не хотел брать слово для заключительного         
выступления, но вот коллега, выступивший крайним, последним, зацепил, когда     
сказал, что никакой статистики, подтверждающей необходимость внесения данного   
законопроекта, нет. Вы где живёте, коллега?! Как это никакой статистики нет?!   
Возьмите алкоголь - десятки процентов, есть экспертные заключения, что до 50    
процентов фальсификата; возьмите молочную продукцию - пальмовый наполнитель и   
так далее и так далее. Как это нет статистики! Ну и если не изменять            
действующие законы, штрафы, ну давайте тогда искать другие пути. Вы говорите:   
давайте не штрафом останавливать, а, как часто здесь говорят,                   
просветительскими какими-то средствами будем призывать производителя и          
продавца не совершать этот грех, - ну давайте, попробуйте, покажите мне,        
только хотелось бы, чтобы эта проблема была решена не в следующей жизни.        
Поэтому, уважаемые друзья, спасибо за поддержку тем, кто готов искать другой    
путь, - я тоже готов его искать. Наша задача - минимизировать эту беду, ведь    
этим заполнены абсолютно все прилавки и, самое главное, это отражается на       
здоровье и на кошельке абсолютно всех граждан. Сегодня мы опять сказали, что    
да... Некоторые даже говорят: и смысла нет заниматься этим - не согласен и      
считаю, что надо продолжать работу.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик? Не будет выступать.                                                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за               83 чел.18,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                     85 чел.                                          
Не голосовало                 365 чел.81,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.