Заседание № 61

20.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 101513-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1376 по 1399 из 7010
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4         
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата        
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и              
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации".                            
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста                                          
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект       
прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет. Просим принять в третьем      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступления от фракций по мотивам? Прошу записаться.                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5378 по 5403 из 7010
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4         
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата        
Государственной Думы..." и Федеральный закон "Об основных гарантиях             
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации". По мотивам выступает Сергей Владимирович Иванов.                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, отказывается.                                        
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против           91 чел.20,2 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 60

16.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 101513-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации; принят в первом чтении 21 сентября 2012 года с наименованием "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2430 по 2459 из 8013
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4        
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата        
Государственной Думы..." и Федеральный закон "Об основных гарантиях             
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации".                                                                     
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В данном случае    
есть одна таблица - таблица поправок, рекомендованных к принятию, в ней         
содержатся три поправки. Прошу утвердить таблицу.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                 
                                                                                
Ставлю таблицу поправок на голосование.                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    292 чел.                                          
Не голосовало                 158 чел.35,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6603 по 6622 из 8013
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4           
Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата        
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и              
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации".                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против           92 чел.20,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.                                                            
                                                                                

Заседание № 48

21.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 101513-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5451 по 6145 из 7940
Приступаем к обсуждению 19-го вопроса повестки. О проекте федерального закона   
"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской       
Федерации". Гарри Владимирович Минх.                                            
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо.                                                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В         
соответствии с решением Совета Госдумы я по 19-му и по 20-му вопросам буду      
делать один доклад, и соответственно Владимир Николаевич, представитель         
комитета, будет делать один содоклад, поэтому сейчас я вам одновременно         
доложу оба законопроекта, предметно они связаны. Второй законопроект, о         
внесении изменений в закон "О статусе...", технически производный и вытекает    
содержательно из базового законопроекта, который по сути является новой         
редакцией Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации          
Федерального Собрания Российской Федерации".                                    
                                                                                
Хочу вам напомнить, уважаемые депутаты, что в соответствии с Конституцией       
Российской Федерации характер представительства в Совете Федерации как в        
палате Федерального Собрания по своей природе отличается от характера           
представительства в Государственной Думе: в Совет Федерации входят по два       
представителя от каждого субъекта Российской Федерации - один представитель     
от исполнительного органа власти и один представитель от законодательного       
органа власти субъекта Российской Федерации. Предлагаемый уточняемый порядок    
формирования Совета Федерации, безусловно, базируется на этом принципиальном    
положении Конституции. Законопроектом предусматривается, то есть уже на         
уровне закона закрепляется, принцип непартийного организационного               
функционирования Совета Федерации. В принципе, вы знаете, практика и была       
такой, как я уже сказал, формирование таким образом и осуществлялось,           
предлагается, повторяю, законом закрепить, чтобы Совет Федерации                
структурировался безотносительно к партийной принадлежности кандидатуры для     
наделения полномочиями члена Совета Федерации.                                  
                                                                                
Предусматривается уточнение тех требований, которые предъявляются к             
потенциальному члену Совета Федерации. Во-первых, - это существенная новелла    
- с тридцати лет до двадцати одного года снижается возраст кандидата в члены    
Совета Федерации. Здесь хочу вам напомнить, что аналогичный возрастной ценз     
установлен для депутатов Государственной Думы. Кроме того, предусматривается,   
что гражданин Российской Федерации, который предполагает баллотироваться,       
назову это так, в члены Совета Федерации, должен обладать безупречной           
репутацией. Это новелла. Безусловно, здесь присутствует элемент оценочного      
суждения, но тем не менее это очень важно, если исходить из того, какое место   
занимает, какую роль играет Совет Федерации в системе государственной власти.   
                                                                                
Предусматривается, что гражданин, который планирует стать членом Совета         
Федерации, должен постоянно проживать на территории соответствующего субъекта   
Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих его выдвижению. Вы      
помните, что у нас уже существовал ценз оседлости, назовём его так, затем       
уточнённый, новый порядок, действующий сейчас, ушёл от этого, но мы теперь      
предлагаем эту норму восстановить. При этом предусматривается, что требование   
о постоянном проживании кандидата на территории субъекта Российской Федерации   
не распространяется на ряд лиц - на тех, кто является членом Совета Федерации   
в настоящий момент или депутатом Государственной Думы либо замещает             
государственную должность или должность государственной гражданской службы      
соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет,              
предшествующих выдвижению.                                                      
                                                                                
Предусматривается также две различные процедуры наделения полномочиями члена    
Совета Федерации: представителя от законодательного (представительного)         
органа предлагается наделять полномочиями по одной процедуре, а представителя   
от исполнительного органа - по иной.                                            
                                                                                
В отношении наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от    
законодательного органа власти субъекта предлагается в основном сохранить       
действующий ныне порядок, но при этом предусматривается, что представителем в   
Совете Федерации от законодательного (представительного) органа                 
государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только          
депутат этого органа, - это новелла законопроекта. Решение принимается на       
заседании соответствующего законодательного органа большинством голосов от      
общего числа депутатов, принимается оно в течение одного месяца со дня          
первого заседания данного органа нового созыва.                                 
                                                                                
В отношении порядка наделения полномочиями члена Совета Федерации -             
представителя от исполнительного органа власти новизны больше. Прежде всего     
предусматривается, что при проведении выборов высшего должностного лица         
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта   
Российской Федерации каждый кандидат на должность главы республики или          
губернатора представляет в соответствующую избирательную комиссию три           
кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего её кандидата на   
должность высшего должностного лица будет наделена полномочиями члена Совета    
Федерации - представителя от исполнительного органа власти субъекта             
Российской Федерации. И решение о наделении полномочиями члена Совета           
Федерации - представителя от исполнительного органа власти должно быть          
принято не позднее чем на следующий день после вступления в должность высшего   
должностного лица.                                                              
                                                                                
Законопроектом исключается возможность досрочного прекращения полномочий        
члена Совета Федерации по инициативе законодательного органа или губернатора.   
Предусматривается, что основания для досрочного прекращения полномочий члена    
Совета Федерации будут аналогичны таким основаниям для депутата                 
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Предполагается, что новый порядок формирования Совета Федерации будет введён    
с 1 января 2013 года, при этом устанавливается норма переходного периода,       
согласно которой член Совета Федерации, который избран или назначен до          
вступления в силу данного федерального закона, продолжает исполнять свои        
полномочия до наделения полномочиями нового члена Совета Федерации в том        
порядке, который устанавливается предлагаемой новой редакцией федерального      
закона.                                                                         
                                                                                
В связи с теми изменениями, которые предлагаются, одновременно необходимо       
также внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О статусе члена     
Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального           
Собрания Российской Федерации".                                                 
                                                                                
Вот основные положения тех инициатив, которые мы сегодня рассматриваем.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы полагаем, что предлагаемые изменения усилят, ну,         
скажем так, электоральную составляющую в части формирования Совета Федерации.   
Прошу вас поддержать эти инициативы Президента Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы остановиться как     
раз на последней фразе, которой закончил Гарри Владимирович своё выступление.   
Инициативы Президента Российской Федерации направлены на установление более     
тесной связи между членами Совета Федерации и представляемыми ими регионами,    
жителями регионов, таким образом, несомненно, что изменение порядка             
формирования Совета Федерации будет служить повышению уровня доверия, что       
соответственно будет укреплять представление о легитимности органов             
государственной власти, а это чрезвычайно важно для каждого органа              
государственной власти.                                                         
                                                                                
Законопроект направлен на реализацию конституционных положений о формировании   
Совета Федерации по принципу представительства от каждого субъекта Российской   
Федерации: по одному представителю от представительного и от исполнительного    
органа государственной власти. Я обращаю внимание на то, что иногда             
обсуждались концепции прямой выборности, так вот предлагаемая норма полностью   
соответствует Конституции Российской Федерации. Она способствует повышению      
уровня связанности кандидата с интересами жителей региона, и в то же время      
она вписывается в ту конституционную модель, которая есть в настоящее время,    
при этом формирование Совета Федерации происходит по непартийному принципу.     
                                                                                
Гарри Владимирович подробно доложил о законопроектах, я считаю, что нет         
необходимости перечислять те положения, которые уже были обозначены. Вместе с   
тем комитет считает необходимым обратить внимание на ряд положений, которые     
требуют обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению.              
                                                                                
В частности, пунктом 3 статьи 1 законопроекта устанавливается, что наделение    
полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно               
законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта      
Российской Федерации нового созыва или вновь избранным высшим должностным       
лицом субъекта Российской Федерации на срок полномочий указанных органов,       
однако нам необходимо решить вопрос, связанный с тем, что в случае досрочного   
прекращения полномочий члена Совета Федерации наделение нового члена Совета     
Федерации будет осуществляться соответствующим действующим органом              
государственной власти субъекта Российской Федерации, а не вновь избранным.     
Такого рода поправки необходимы.                                                
                                                                                
Следующий момент. Нет достаточной ясности в следующей ситуации: мы говорим о    
том, что кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта             
Российской Федерации должны быть представлены три кандидатуры, при этом одна    
и та же кандидатура не может быть представлена разными кандидатами на           
должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В связи с    
этим остаётся неопределённой последовательность действий соответствующей        
избирательной комиссии. Я думаю, что это тоже нужно будет каким-то образом      
указать.                                                                        
                                                                                
Видимо, заслуживает обсуждения и следующий момент (Гарри Владимирович на нём    
останавливался): пунктом 2 статьи 2 проекта закона предусмотрено, что не        
может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации         
гражданин Российской Федерации, осуждённый к лишению свободы за совершение      
тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, преступления экстремистской         
направленности и имеющий неснятую судимость. Вместе с тем норма в этой          
редакции не исключает наличия у кандидата судимости за преступления небольшой   
или средней тяжести, что делает неисполнимым требование к кандидату о наличии   
безупречной репутации. Я думаю, что это заслуживает определённого обсуждения:   
это достаточно важное положение.                                                
                                                                                
Не останавливаясь на других вопросах, я хотел бы отметить, что вашему           
вниманию также предложено заключение Общественной палаты Российской             
Федерации, оно у уважаемых коллег-депутатов имеется. В этом очень объёмном и    
интересном документе хотелось бы обратить внимание на следующее: Общественная   
палата считает, что в целях повышения профессионального уровня работы Совета    
Федерации необходимо установить, то есть сохранить минимальный возраст          
тридцать лет. Также Общественная палата останавливается на норме о              
безупречной репутации.                                                          
                                                                                
Предлагаем принять законопроекты в первом чтении и приглашаем для совместной    
работы при подготовке ко второму чтению.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Предлагаю задать вопросы по докладу и содокладу. Прошу записаться.              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Алексеевич Кравец.                                                    
                                                                                
КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к полномочному представителю президента.                          
                                                                                
Гарри Владимирович, скажите, пожалуйста, опыт формирования верхней палаты       
какой страны учитывался или, так сказать, был взят в качестве определяющей      
модели при создании данного законопроекта?                                      
                                                                                
И второй вопрос, наверное, это вопрос к Владимиру Николаевичу тоже: почему      
оба докладчика пытались нас убедить - мне кажется, это от лукавого - в          
какой-то непартийности при формировании Совета Федерации?                       
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Александр Алексеевич, если говорить о модели, то           
существуют различные модели в различных государствах, в зависимости от того,    
федеративное это или унитарное государство. Практически во всех федеративных    
государствах существует двухпалатный парламент, палаты которого формируются     
по разным принципам. Бывают кратковременные ситуации, когда в федеративном      
государстве действует однопалатный парламент или же парламент, палаты           
которого формируются по одинаковому принципу, но со временем ситуация           
развивается по одному из двух направлений: либо это федеративное государство    
превращается в унитарное и этот принцип формирования парламента просто          
логически позволяет завершить процесс унитаризации, либо, наоборот,             
отказываются от этого однопалатного по сути парламента, хотя, может быть,       
формально и двухкамерного, и государство функционирует как действительно        
федеративное.                                                                   
                                                                                
В этой части у нас концепция остаётся прежней, всё, как и было, а вот           
технология прохождения процедуры выборов высшего должностного лица с тремя      
потенциальными кандидатами в члены Совета Федерации - это наше, скажем так,     
ноу-хау. Мы действительно постарались, чтобы, с одной стороны, кандидат,        
допустим в губернаторы, если вести речь об областном уровне, шёл на выборы со   
своей командой, с другой стороны, чтобы люди понимали, что потенциально в       
Совете Федерации Федерального Собрания их регион от исполнительной власти       
будет представлять один из трёх предложенных кандидатов, поэтому здесь этот     
вариант, как я сказал, проверки электоральными избирательными процедурами       
кандидатов в члены Совета Федерации и предлагается.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, и по непартийности тоже ответьте, у   
вас минута ещё осталась.                                                        
                                                                                
МИНХ Г. В. Да, по непартийности. Здесь нет никого от лукавого, я не знаю, кто   
из нас, Владимир Николаевич или я, от лукавого, я - от Президента Российской    
Федерации, а Владимир Николаевич, я думаю, от избирателей. А если говорить      
серьёзно, то у нас действительно принципиально разное по своей природе          
представительство в разных палатах и нефракционный характер, непартийный        
характер структурирования Совета Федерации (я не говорю, что там люди           
беспартийные, я говорю о структурном формировании палаты - Совета Федерации):   
в Госдуме, вы знаете, есть фракции, и это абсолютно оправданно исходя из        
порядка выборов в Государственную Думу, а в Совете Федерации - представители    
от субъектов, от исполнительного органа и от законодательного органа            
государственной власти, поэтому там фракционность структурно отсутствует.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к Гарри Владимировичу.                                            
                                                                                
Вот в соответствии с законом идущий на выборы кандидат в губернаторы            
обозначает три кандидатуры в Совет Федерации, и закон не позволяет предложить   
две фигуры формально, то есть ставку надо сделать на одного. Не видите ли вы    
здесь противоречия, а может быть, даже где-то скрытых, или закрытых,            
конфликтов, когда выдвигают предложение по трём кандидатам - солидным,          
уважаемым людям, - а затем останавливают свой выбор на одном, и фактически      
губернатор сталкивается с конфликтом в начале своей губернаторской              
деятельности?                                                                   
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Иванович, с одной стороны, то, о чём вы           
говорите, возможно, да, когда у меня три кандидатуры, я должен выбрать, но      
согласитесь, что лицо, которое становится высшим должностным лицом, должно      
уметь и иметь мужество делать выбор из трёх кандидатов, из большего числа       
вариантов, принять решение не очень простое. Не забывайте и ещё об одном        
простом и технологически важном моменте: мы все живые люди. Да, три             
кандидата, а если бы был один, максимум два, ну всё равно же это выбор -        
Иванов или Сидоров, а тут ещё и Петров. Все живые люди, и с человеком может     
случиться любое несчастье, кроме того, у человека может поменяться ситуация в   
жизни, у него может появиться другой выбор - у нас ведь рабский труд-то         
запрещён, вы знаете, и, если кто-то из потенциальных кандидатов не захочет      
идти на эту работу, не согласится на эту должность, тогда у нас должны быть     
варианты, возможность выбора, поэтому в определённом смысле это, безусловно,    
скамейка запасных, и кто будет запасным, а кто основным, я думаю, губернатор    
или глава республики сможет решить.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Гарри Владимирович, я не знаю действительно, кто лукавый, но        
закон весь действительно от лукавого. Можно много приводить примеров, но я      
приведу два. Первый - проживание пять лет: да, понятно, если он из региона, а   
если он член Совета Федерации, депутат Госдумы или госслужащий, то он может и   
не жить в регионе, но быть избранным от этого региона, то есть он далёк от      
данного региона.                                                                
                                                                                
И всё-таки по партийности. Давайте скажем объективно: пока партийная            
структура в стране сложилась таким образом, что везде превалирует "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ", и, естественно, выдвинутым от законодательного органа региона будет    
представитель от "ЕДИНОЙ РОССИИ", а значит, и весь парламент, извините, Совет   
Федерации будет партийным, и только от "ЕДИНОЙ РОССИИ".                         
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Фёдорович, вот ваши аргументы позволяют мне        
вернуть вам, скажем так, вектор "кто от лукавого". Первое: когда мы говорим о   
том, что пятилетний ценз оседлости не распространяется на депутата              
Государственной Думы или на члена Совета Федерации... Здесь все депутаты        
Государственной Думы, и несмотря на то, что вы - не буду говорить кто - очень   
часто заявляете, что представляете, например, Рязанскую область или             
Ростовскую область, на самом деле это утверждение от лукавого, если говорить    
юридически корректно, потому что вы представляете весь российский народ, у      
нас формирование избирательных списков, вся технология не позволяет иное        
утверждать. Это о Государственной Думе.                                         
                                                                                
Теперь о Совете Федерации. Если человек, который будет проходить процедуру      
выборов высшего должностного лица, предложит трёх человек для оценки своей      
избирательной программы, своей команды при выборах в конкретном субъекте        
Российской Федерации, и вот эти три кандидата, среди которых, возможно, будут   
действующие члены Совета Федерации... Вы полагаете, что наличие, ну, как вы     
намекаете, каких-то котов в мешке для региона позволит усилить избирательную    
привлекательность кандидата в губернаторы? Нет, не позволит, конечно.           
Сейчас-то этого нет, поэтому мы и предлагаем это сделать. Так что, наоборот,    
здесь привязка к региону, привязка к избирателям, оценка со стороны             
избирателей играют гораздо большую роль, и поэтому, я думаю, ваши опасения в    
этом отношении абсолютно беспочвенны.                                           
                                                                                
А если говорить о государственных служащих, то это государственные служащие     
соответствующего субъекта Российской Федерации. Это не федеральные              
госслужащие и не госслужащие из соседнего региона, а госслужащие конкретного    
субъекта Федерации.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Леонидович Михеев.                                                         
                                                                                
БУРКОВ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
По карточке Михеева - депутат Бурков.                                           
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, хотел спросить, чем вызван отказ от права у       
законодательного собрания, у губернатора отзыва своих представителей - членов   
Совета Федерации? На мой взгляд, этот инструмент как раз позволял               
дисциплинировать членов Совета Федерации, чтобы они направляли свои усилия      
именно на представление интересов данного региона, от которого они были         
избраны.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МИНХ Г. В. Здесь я бы сослался на те новеллы, которые предлагаются в части      
порядка избрания - сейчас используется термин "наделение полномочиями" -        
члена Совета Федерации от законодательного (представительного) органа. Это      
может быть только депутат из действующего созыва законодательного               
(представительного) органа. Он уже прошёл процедуру выборов в регионе, он уже   
получил электоральную поддержку, а законодательный орган власти субъекта в      
этом смысле можно рассматривать как определённую коллегию выборщиков, тоже      
сформированную избирателями, которая таким двухступенчатым образом делегирует   
вот этого народного избранника в Совет Федерации. Мы полагаем, что ему нужна    
определённая защита, как я иногда говорю, от дурака или от дураков, если        
говорить о коллегиальном органе власти, для того чтобы он реально представлял   
интересы населения этой территории, а не интересы законодательного органа       
власти, и поэтому такие механизмы защиты создаются. Мне кажется, это,           
наоборот, приближает его к избирателям и делает фигурой, ответственной перед    
избирателями.                                                                   
                                                                                
Что касается тех представителей, которые делегируются от исполнительного        
органа государственной власти, здесь та же самая система, и тут уже я это       
слово не очень приличное могу употребить в единственном числе. Если у тебя      
конфликт с губернатором по конкретному вопросу, ты голосуешь или не             
голосуешь, то у тебя есть защита и тот срок, на который ты наделён              
полномочиями, ты честно, искренне, в интересах избирателей отрабатываешь до     
конца, имея гарантии вот от такого, может быть, не очень обоснованного          
досрочного прекращения полномочий. Так что это нужно для того, чтобы повысить   
независимость членов Совета Федерации от органов власти, опираясь на            
имеющуюся или усиливающуюся связь с избирателями того или иного субъекта        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Олег Николаевич Смолин.                                            
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите.                                                 
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я записывался на вопрос, но           
почему-то кнопка не сработала. Если можно, я бы хотел его задать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сработала кнопка, но другая. Очевидно, ваш помощник       
нажал другую кнопку. Пожалуйста, задавайте вопрос.                              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, уважаемый Владимир Николаевич! Вы сказали, что    
новый закон, пока законопроект, должен повысить легитимность членов Совета      
Федерации и самой всей палаты. Я понимаю, что если губернатор будет             
избираться, то повысится его легитимность, я понимаю, что губернатор может в    
целях повышения своей популярности выбрать трёх кандидатов в члены Совета       
Федерации из числа уважаемых и популярных людей и тем опять же повысить свою    
легитимность, но как это скажется на легитимности Иванова, Петрова и            
Сидорова, которые здесь упоминались, которых предложит губернатор, - ведь их    
всё равно никто не избирал? Поясните, пожалуйста, вашу точку зрения.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Николаевич, отвечая на вопрос депутата Буркова, я     
отчасти уже ответил и на ваш вопрос, когда сказал о том, что, по сути дела, и   
законодательный орган власти, и высшее должностное лицо субъекта Российской     
Федерации, которое теперь будет избираться всенародным голосованием, могут      
рассматриваться как определённые выборщики по отношению к потенциальным         
членам Совета Федерации. Вы сами уже почувствовали и, задавая вопрос,           
сказали, что вот эта легитимность, или связь с избирателями, становится,        
безусловно, крепче - ровно об этом говорили и мы. Эти люди не просто будут      
абстрактно назначаться в рамках субъекта избранным губернатором или главой      
республики, они будут проходить через процедуру пусть не прямой, но косвенной   
оценки избирателей того или иного субъекта Российской Федерации.                
                                                                                
До настоящего времени, как вы знаете, у нас и процедура наделения               
полномочиями губернаторов действовала несколько иная, и никакие публичные       
рассмотрения потенциальных кандидатов в члены Совета Федерации через            
механизмы выборов или каким-то иным образом не проводились, поэтому мы          
считаем, что это, безусловно, повысит, как я сказал, электоральную              
составляющую в том порядке формирования Совета Федерации, который мы            
предлагаем.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Анатолий Борисович Выборный.                                       
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Просьба по 23-му пункту содокладчика Хинштейна заменить на Выборного.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы ещё не дошли до этого, но... Не будет возражений у     
коллег в зале? Возражений нет.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить по двум вопросам? Прошу записаться.                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вячеслав Иванович Лысаков - от фракции выступление, семь минут. Пожалуйста.     
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Из уважения к предмету обсуждения сделаю это с трибуны.                         
                                                                                
Данный законопроект реализует конституционное положение о формировании Совета   
Федерации по принципу представительства от каждого субъекта Российской          
Федерации - по одному представителю от представительного и от исполнительного   
органа государственной власти, и, как отметили докладчики, устанавливает        
новый порядок его формирования - по непартийному принципу: на основе            
волеизъявления избирателей субъектов Российской Федерации. Полагаю, что с       
точки зрения конституционных подходов к идее реформирования порядка             
формирования Совета Федерации Президентом Российской Федерации найден           
наиболее оптимальный способ представительства субъектов Российской Федерации    
в законодательном органе Российской Федерации, предполагающий наличие           
поддержки избирателей, выраженной в форме голосования за депутатов              
законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, а    
также в результатах голосования за кандидата на должность высшего               
должностного лица субъекта Российской Федерации - руководителя высшего          
исполнительного органа государственной власти субъекта и его команду. Такой     
порядок соответствует духу и букве нормы части 1 статьи 32 Конституции          
Российской Федерации, предусматривающей право граждан Российской Федерации      
участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через    
своих представителей. Значение этого законопроекта трудно переоценить: вместе   
с решением правовых задач расширения форм участия гражданского общества в       
управлении государством данный законопроект будет иметь колоссальное            
воспитательное значение в формировании гражданской ответственности населения    
нашей страны. Граждане Российской Федерации должны прийти к осознанию того,     
что, свободно распоряжаясь на выборах своим голосом в пользу того или иного     
кандидата, той или иной партии, они не только формируют органы                  
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного          
самоуправления, но и делегируют избранным ими лицам полномочия представлять     
их интересы в органах государственной власти федерального уровня.               
                                                                                
Эти законопроекты являются реализацией последовательных шагов,                  
предпринимаемых нами по формированию взаимной ответственности власти перед      
обществом и общества перед властью. Реализация гражданином своего права         
участия в свободных выборах предполагает наличие ответственного отношения к     
своим гражданским правам и публично-резонансным действиям.                      
                                                                                
Законопроект о формировании Совета Федерации получил широкий отклик в           
субъектах Российской Федерации, в научном сообществе. Неоценима также роль      
самого Совета Федерации в выработке концепции данного законопроекта. Это        
подтверждает согласованность позиций заинтересованных в принятии данного        
закона сторон.                                                                  
                                                                                
Полагаем, что высказанные ответственным комитетом замечания будут учтены в      
процессе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.              
                                                                                
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект   
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович.                               
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов - также выступление от фракции, семь минут.          
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, вот чего-чего не слышал у себя в родной         
Курской области, так это широкого обсуждения проекта закона о новом принципе    
формирования Совета Федерации. Всё слышал, но вот этого - нет.                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Давно не был: я здесь, а они там, понимаешь, обсуждают этот        
законопроект.                                                                   
                                                                                
Ну, позиция фракции ЛПДР по этому вопросу давно известна: мы считаем, что       
данный орган - это рудимент или атавизм (как правильно, уж точно не помню,      
рудимент и атавизм - что это?), то есть он не нужен, по большому счёту.         
Раньше, может быть, в нём и была необходимость, сейчас, к сожалению, нет. Но    
вызывает обеспокоенность, уважаемые коллеги, определённая конституционная       
неясность данного вопроса. Поясню почему. Если мы с вами внимательно почитаем   
Конституцию, то мы увидим, что всенародным голосованием наши граждане приняли   
её 12 декабря 1991 года. Или 93-го? 93-го, извините, пожалуйста. Да, вдумчиво   
так прописали всё, что хотели в Конституции прописать, и на референдуме         
граждане согласились с тем, что кандидатом на должность Президента России       
может быть гражданин Российской Федерации не моложе тридцати пяти лет,          
кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть гражданин Российской      
Федерации не моложе двадцати одного года, депутат не может являться ни          
государственным служащим, ни депутатом других органов и так далее, и тому       
подобное. То есть все эти ограничения и для президента, и для депутата          
Государственной Думы чётко и ясно прописаны. Что касается членов Совета         
Федерации, то здесь у нас абсолютный правовой вакуум. И судя по тому, что       
заложил человек, который писал Конституцию, - а с ним согласились и все наши    
граждане, - членом Совета Федерации при нынешнем положении дел может стать      
абсолютно любой человек, обладающий пассивным избирательным правом, то есть     
не моложе восемнадцати лет, пусть даже трижды судимый, занимающийся             
коммерческой деятельностью со всеми вытекающими отсюда последствиями.           
                                                                                
Вот в спорах со своими коллегами по комитету я спрашивал: насколько правильно   
то, что мы ограничиваем то, что прописано для кандидатов в президенты и для     
депутатов Госдумы, но ни в коей мере не прописано для членов Совета             
Федерации? Ну, ответ пока только один: статья 55, для обеспечения целостности   
и безопасности нашей страны. Какое это имеет отношение к целостности и          
безопасности? То есть мы можем поражать в правах граждан для того, чтобы        
обеспечить безопасность нашей страны, - мне это, честно говоря, непонятно.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, единственный плюс данного законопроекта - это то, что        
наконец-то более или менее приводят в соответствие всю эту чехарду, которую     
мы с вами наблюдали многие годы: сначала они избирались, потом ими              
автоматически становились главы администраций и главы законодательных           
собраний, потом назначали кого ни попадя, кто больше понравится, наверное, по   
такому принципу, потом мы стали вводить ценз оседлости и люди стали             
избираться от маленьких-маленьких сельских советов, чтобы попасть в Совет       
Федерации. Ну, сейчас это более или менее приводится в норму, хотя вопросов,    
как наш комитет указал, действительно здесь очень и очень много. Надеюсь, что   
ко второму чтению это будет учтено и вопросы будут сняты. Остаётся пожелать     
только одно - главное, чтобы от этого органа была хоть какая-нибудь польза!     
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Николаевич Смолин - также выступление от фракции, семь минут.              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Я решил            
последовать примеру предыдущих выступавших, тем более что, наверное, в этом     
зале очень немного людей, которым довелось быть членами Совета Федерации. Я     
был депутатом Совета Федерации первого созыва - именно депутатом, потому что    
тогда Совет Федерации избирался напрямую населением России. И, забегая          
вперёд, я хочу сказать, что именно к этой модели, на мой взгляд, нужно          
возвращаться, и как можно быстрее.                                              
                                                                                
Вообще, чего мы хотим от палаты регионов? Мы хотим от неё, чтобы она была       
сильной, независимой и профессиональной. Совет Федерации первого созыва был,    
безусловно, сильным. Совет Федерации первого созыва был, безусловно,            
независимым, он ориентировался прежде всего на интересы людей в регионах,       
которые его избрали. Голосование тогда в Совете Федерации мало отличалось от    
голосования в Государственной Думе. Да, менее половины депутатов Совета         
Федерации первого созыва работали на профессиональной основе, поскольку среди   
них было довольно много губернаторов и руководителей законодательных            
собраний, но они выбирались как члены Совета Федерации.                         
                                                                                
Совет Федерации второго созыва, где присутствовали главы законодательной        
власти регионов и исполнительной, - этот Совет Федерации был, безусловно,       
сильным, потому что в его составе было очень много влиятельных политических     
фигур. Но этот Совет Федерации был более зависимым, чем первый, потому что,     
как говорил мне губернатор одной из областей, вместе с которым я избирался в    
Совет Федерации: "Ну, ты что, не понимаешь, через пятнадцать минут результаты   
наших голосований уже лежат на столе у Черномырдина". И этот Совет Федерации,   
конечно, не мог работать на профессиональной основе, поскольку люди работали    
в своих регионах, но тем не менее палата была ещё сильной.                      
                                                                                
Что касается следующей, третьей модели, версию которой нам предлагают сейчас,   
она, конечно, предполагает работу на профессиональной основе, это хорошо, но    
других достоинств, увы, у неё нет: палата регионов в России слабая и,           
конечно, зависимая. Грубо говоря, это палата, где назначенцы назначают          
назначенцев. Мы прекрасно понимаем, что решения о членстве в Совете Федерации   
принимаются либо по рекомендации, мягко скажем, либо по согласованию с          
президентской администрацией, и получается так, что назначенные губернаторы     
назначали по рекомендации администрации членов Совета Федерации в большинстве   
случаев. Наверное, были и исключения.                                           
                                                                                
Что касается нового, предложенного нам законопроекта, я не вижу никаких         
существенных изменений. Повторю ещё раз: оттого что неких трёх граждан          
избрали при выборах губернатора и население знало, что кто-то из них станет     
членом Совета Федерации, для них не меняется ничего. Для губернатора -          
возможно: умный губернатор, желающий укрепить свою электоральную базу, свой     
круг избирателей, подберёт достаточно сильных людей, но Совет Федерации в       
этом смысле останется ровно таким же, каким и был, с моей точки зрения.         
                                                                                
Кстати, уважаемый Гарри Владимирович, здесь, в этом зале, в своё время я        
задавал вашему предшественнику Александру Алексеевичу Котенкову вопрос: а как   
он, представитель президента, а через него и президент относятся к выборной     
модели Совета Федерации? Ответ цитирую близко к стенограмме: "Президент,        
может быть, и согласен с предложением депутата Смолина, но время ещё не         
пришло". Вот я очень хотел бы понять, когда же у нас придёт время избирать      
членов, а лучше - депутатов Совета Федерации. Я, конечно, понимаю, что уже      
пришло время избирать губернаторов - если бы ещё от фильтров отказались, было   
бы совершенно замечательно, - и разговоры о том, что мы не можем переступить    
через Конституцию, меня не убеждают. Я помню, что в 2008 году, когда Дмитрий    
Анатольевич стал президентом, мы в считанные недели поменяли Конституцию и      
продлили самим себе - вернее, не мы, а большинство Думы - срок полномочий до    
пяти, а президенту - до шести лет, значит, при желании поменять Конституцию в   
этой части нет ничего проще. При желании, повторяю.                             
                                                                                
Я убеждён, уважаемые коллеги, что, как бы мы ни пытались кромсать, перешивать   
лоскутное одеяло, этот самый Тришкин кафтан, который сейчас реально             
представляет у нас палата регионов Российской Федерации, ничего от этого        
существенно не изменится. Кстати, я думаю, что если мы хотим оставаться         
федеративным государством, то палата регионов нам нужна, как это имеет место    
во всех без исключения федеративных государствах, если же мы хотим поменять     
федеративную модель на унитарную - ну тогда давайте это обсуждать, что          
называется, на полном серьёзе.                                                  
                                                                                
Заканчивая, я должен сказать вам, уважаемые коллеги, что фракция не может       
поддержать этот законопроект: мы не хотим участвовать в чисто таких, я бы       
сказал, рекламных акциях по изменению лишь с виду российской политической       
системы. Вспоминается известная шутка советского времени про того самого        
слесаря-сантехника, который сказал: "Систему менять надо", - надо менять        
систему и вводить выборы Совета Федерации. (Аплодисменты.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Емельянов, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! У нас           
двойственное отношение к этому законопроекту. С одной стороны, мы отмечаем      
определённый прогресс в урегулировании отношений по формированию Совета         
Федерации - всё-таки при новом порядке формирования кандидаты в члены Совета    
Федерации будут в большей степени определяться волеизъявлением граждан и        
легитимность их повысится, но с другой стороны, мы противники сложных и, по     
сути, паллиативных схем, заменяющих прямые выборы. Исторический опыт, мировой   
опыт свидетельствует, что при формировании верхних палат - а порядок их         
формирования всегда был непростым - в конечном счёте приходили к прямым         
выборам, как это произошло в Соединённых Штатах. И принцип непартийности -      
он, конечно, хороший, но я боюсь, что он останется декларативным, потому что    
там, где есть выборы, участвуют политические партии, и без поддержки            
политических партий в развитом демократическом государстве избраться            
невозможно, поэтому Совет Федерации по определению так или иначе будет          
партийным. Но нам хотелось бы, чтобы он не был однопартийным, потому что за     
внешней непартийностью вполне может скрываться доминирование одной партии.      
Это нас тоже беспокоит.                                                         
                                                                                
Мы неоднократно предлагали свои варианты формирования Совета Федерации, и мы    
настаиваем на прямых, честных, открытых, демократических выборах членов         
Совета Федерации, Конституция при определённом толковании позволяет это         
сделать. Поэтому за этот законопроект мы голосовать не будем.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать ещё раз? Нет.                              
                                                                                
Владимир Николаевич? Пожалуйста, Владимир Николаевич Плигин.                    
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, были очень интересные выступления от фракций,   
в связи с этим я хотел бы очень кратко остановиться на следующих моментах.      
                                                                                
Конечно же, нужно уважать фундаментальные принципы, заложенные Конституцией     
Российской Федерации, в частности принцип федерализма в построении Российской   
Федерации, а это предполагает действительно наличие двухпалатного парламента.   
И умалять функцию палаты регионов, умалять функцию Совета Федерации нельзя ни   
в коем случае! Посмотрите, пожалуйста, на опыт других стран, в том числе на     
присутствие разных институтов в условиях конституционной монархии.              
                                                                                
Следующий момент, об этом уже в зале говорили неоднократно.                     
                                                                                
Сегодня Олег Николаевич... у меня очень хорошие личные отношения с Олегом       
Николаевичем, и я испытываю к нему глубочайшее уважение, но сегодня Олег        
Николаевич вновь начал ставить вопросы некоего кардинального изменения          
политической системы. Мне представляется, что нам нужно остановиться, не        
предлагать кардинальные изменения. Мы исчерпали возможности кардинальных        
изменений, нам необходимо развивать стабильно, поступательно действующую        
политическую систему - в этом основа успешного развития нашей                   
государственности. Очень жаль, что ряд фракций по тем или иным причинам не      
собираются поддерживать предложения, связанные с демократизацией процедур, с    
усилением роли именно представительной демократии!                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6654 по 6690 из 7940
Пункт 19 повестки дня. В первом чтении голосуется проект федерального закона    
"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской       
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           89 чел.19,8 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.                                            
                                                                                
Пункт 20 повестки дня. Также в первом чтении голосуется проект федерального     
закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена    
Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального           
Собрания Российской Федерации".                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0 %                                    
Проголосовало против           91 чел.20,2 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.