Заседание № 58
О проекте федерального закона № 101381-8 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
17-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Пожалуйста, Нина Александровна Останина. Нина Александровна, видите, наконец-то дождались. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, вы лишили меня возможности произнести слова в поддержку этого законопроекта, поскольку, когда вы сегодня вручали почётный знак "За заслуги в развитии парламентаризма" Дмитрию Юрьевичу Григоренко, вы, по сути дела, изложили содержание проекта закона, за что мы поблагодарили. И я обращаюсь к вам, уважаемые коллеги: поскольку этот законопроект прошёл все виды экспертиз, получено заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, прошу принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Нину Александровну, все фракции. (Аплодисменты.) Действительно, это замечательный результат нашей работы совместно с правительством - дети-сироты обретут прописку. Ставится на голосование... если нет желающих высказаться. Нет? Нет. Ставится на голосование законопроект, 17-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 59 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 101381-8 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я напомню, что 25 мая мы с вами в первом чтении практически единогласно приняли проект федерального закона, который условно назвали законопроектом о регистрации детей-сирот. На самом деле юридически это поправки в два действующих закона: "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." и "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот...". После первого чтения мы обсудили поправки, которые поступили в наш комитет, всего 16 поправок, из них 6 поправок поддерживаем, 10 поправок, к большому сожалению, рекомендуем сегодня к отклонению. Но до этого мы провели два больших совещания и с Министерством внутренних дел, и с Министерством просвещения, и с министерством строительства, поэтому, поверьте, сегодняшний вариант законопроекта во втором чтении - это плод компромисса. Более того, вынуждена признаться, что мы, по сути дела, сделали по аналогии с уже действующим Федеральным законом "О статусе военнослужащих", чтобы не вступать в противоречие внутри самого законопроекта, ибо вопросов очень много. Поэтому, когда обсуждали этот законопроект в первом чтении, мы говорили, что этот закон, по сути, про жильё детям-сиротам, но на самом деле это закон не про жильё детям-сиротам, это закон о регистрации детей-сирот, который даёт право детям-сиротам на постановку на учёт для получения жилья, даёт право на получение социальных гарантий и даёт право на трудоустройство. Нам тоже хотелось бы, конечно, пойти дальше при принятии этого законопроекта, тем более что очередь на получение жилья не уменьшается: на 1 июля, по данным системы ЕГИССО, очередь составляет 289 500 детей-сирот, из них 204 тысячи уже вступили в право на получение жилья. Такими темпами потребуется 14 лет, по материалам Счётной палаты. Но мне очень хочется попросить вас, чтобы мы сегодня занесли ногу и сделали, ну, не первый шаг, нет, конечно, есть базовый закон о социальных гарантиях детям-сиротам, но второй шаг и приняли во втором чтении проект федерального закона, который мы сейчас рекомендуем вам принять. Таблица принятых поправок, напомню, состоит из шести поправок, и они внесены в основном депутатами нашего комитета и ещё депутатом Диденко. Эти поправки касаются в том числе совершенствования текста самого проекта закона, изменения названия проекта закона, поскольку мы сейчас вносим поправки в статью 8 только одного закона - "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот". И мы там ещё ввели отлагательную норму вступления закона в силу - 180 дней. Поэтому я прошу поставить на голосование таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 19 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок единогласно. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть? Извините. Хованская Галина Петровна. Ещё есть? ИЗ ЗАЛА. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Галине Петровне Хованской включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 5, 6 (с одним докладом) и поправку 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 5, 6 (с одним докладом) и 7. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 5, 6 и 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 08 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Поправки 5 и 6. Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Коллеги, ну, мы делаем некие дополнения и говорим, что вот таким местом, где может быть зарегистрирован сирота, должно быть "признано муниципальное образование... или" - вот это очень важно, далее - "либо на территории которого находится место фактического проживания или место нахождения такого лица (по выбору данного гражданина)". Обращаю ваше внимание, что этот человек может жить в подвале, на чердаке, в отселённом доме. То есть это именно место нахождения, и этот термин уже используется в документах, которые выпустило управление внутренних дел. Этот термин используется в отношении бомжей, кстати, да, тоже. Так что это будет более корректно, то есть он сможет прийти и сказать, что вот он здесь находится, но он не может устроиться даже на работу, потому что живёт в подвале. Вот это я вам привожу конкретный пример из жизни. Прошу вас поддержать эту поправку, и всё. Закончила комментарий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Галина Петровна, вы только по 5-й поправке сейчас комментировали? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обе, поправки 5 и 6. ОСТАНИНА Н. А. Ну, прежде всего, вы знаете, что мы частично, вообще, вашу поправку учли, аналогично поправке Диденко, где вы говорили о территориальном органе местной администрации при его наличии. Поэтому частично ваша поправка учтена, но, к сожалению, вы объединили с другими предложениями свою поправку, с чем мы не можем согласиться. То есть вы из многих слов, которые мы предлагали, выбираете всё-таки одно - назвать это муниципальным образованием. Ну не может быть местом регистрации ребёнка большое муниципальное образование, не может быть город местом регистрации ребёнка, должна быть конкретная географическая точка с адресом, который позволит поставить его на регистрационный учёт, поэтому мы не можем согласиться сейчас с вашей поправкой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 5, комитет предлагает её не поддерживать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 42 сек.) Проголосовало за 29 чел.6,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 29 чел. Не голосовало 421 чел.93,6 % Результат: не принято Не принимается поправка. И ставится на голосование поправка 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 07 мин. 05 сек.) Проголосовало за 27 чел.6,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 28 чел. Не голосовало 422 чел.93,8 % Результат: не принято Не принимается поправка. Поправка 7. Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. А вот эта поправка может решить в том числе и проблему регистрации, и в оперативном режиме жилищную проблему, потому что, если мы будем идти так, как сейчас идём, мы будем решать эту проблему 10, 12, 15 лет. Предлагается такой же вариант, который когда-то был предложен президентом: при отсутствии помещения, где могли зарегистрироваться военнослужащие, предлагалось снимать жильё для этой категории, и в данном случае мы предлагаем то же самое. То есть я понимаю, что мы предлагаем это на будущее, что тут нужно бюджетные какие-то расчёты предложить, но тем не менее оперативно будет решена проблема бездомных наших детей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Галина Петровна, ну никто не внёс больше законопроектов, которые касались предоставления жилья детям-сиротам, чем вы, и это действительно так. Это было и в прошлом созыве Государственной Думы, и сейчас, и вы тоже, как и мы, знаете причину, почему эти законы не дошли даже до трибуны Государственной Думы. Причина одна - требуется финансово-экономическое обоснование. И сейчас - ну вот я в неловком положении, как, мне кажется, и все сидящие в этом зале, - мы конечно за и готовы поддержать вашу поправку, но тогда мы должны согласиться с тем, что мы откладываем этот закон на неопределённое время. Мы снова идём по тому кругу, по которому шли много лет подряд. Поэтому, соглашаясь с вашей поправкой, я прошу и вас тоже понять: если мы примем в вашей редакции эту поправку, мы тогда не вынесем этот закон на третье чтение, мы не примем его до окончания этой сессии, а мы просили бы поставить его на голосование завтра. Более того, он не решит проблемы, как вы знаете, временным предоставлением жилья. Для военнослужащих - да, это действительно временное предоставление служебного помещения для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. Вот скажите, пожалуйста, если дети-сироты получат сейчас помещение маневренного фонда или общежитие, разве мы решим эту проблему? Разве это социализация этих детей-сирот? Поэтому - вот при всём уважении к вам, потому что я вижу, что вы действительно стараетесь в каждый закон попытаться инкорпорировать эту норму, и безусловно, мы конечно поддерживаем ваше стремление - мне кажется, что это не предмет этого закона. Просим нас понять: только по этой причине мы не можем поддержать сейчас вашу поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 7. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 12 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % Результат: не принято Не принимается поправка. Коллеги, все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 37 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все экспертизы, и мы просим поставить его на рассмотрение в третьем чтении 6 июля. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.
Заседание № 46
О проекте федерального закона № 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
И, уважаемые коллеги, информация по 23-му вопросу. Мы с вами этот вопрос обсуждали на заседании Совета Государственной Думы. Тема, которая предложена в рамках законодательной инициативы депутатами разных фракций, очень важная. Речь идёт о регистрации детей-сирот по адресам местных администраций, но вопрос на стадии внесения не был согласован. Значимость его большая, это касается - только вдумайтесь! - 219 тысяч детей-сирот, которые получают право получения жилья после 18 лет, но жильём не обеспечены. Регистрации нет, дети сами становятся родителями, потому что после 23 лет у нас не обеспеченных жильём - 92 747 человек, они не могут получать пособия на детей, отсутствие регистрации влечёт невозможность получения социальных выплат. Поэтому депутаты всех фракций, и в этой части хотелось бы сказать слова благодарности всем авторам, внесли законодательную инициативу. И я хочу сказать о том, что правительство нас услышало. После обсуждения этого вопроса на заседании Совета Государственной Думы мы вчера обсудили вопрос с вице-премьером - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации (он же возглавляет Комиссию по законопроектной деятельности) Григоренко Дмитрием Юрьевичем и договорились, что правительство поддержит данный законопроект при принятии в первом чтении. А до второго чтения необходимо будет провести диалог с профильными министерствами - с Министерством просвещения и с Министерством внутренних дел (нам вопрос надо решить, чтобы и правительство здесь могло свои поправки внести), - с тем чтобы дальше уже эти нормы были рабочими. Коллеги, это о том, что надо работать на конечный результат. Мы потратили время на обсуждение повестки дня и фактически, если посмотреть, в итоге мы многие вопросы рассмотрели. Нам важно так же идти и дальше по пути рассмотрения законопроектов. Так что у нас сейчас есть возможность принять законопроект под пунктом 23, который касается огромного количества ребятишек, в первом чтении, а затем, проработав до второго чтения, выйти в течение весенней сессии на принятие закона. Это коснётся около 300 тысяч ребят, детей-сирот.
Уважаемые коллеги, мы переходим к рассмотрению следующего вопроса. Как ранее обговорили, мы с вами рассмотрим законопроект, который стоит в повестке под пунктом 23, это проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают). Доклад сделает Екатерина Петровна Стенякина. Содоклад - Нина Александровна Останина. Пожалуйста. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В настоящее время проблема обеспечения жильём сирот остаётся нерешённой в большом количестве субъектов нашей страны. До сих пор в очередях на получение жилых помещений в ряде регионов находятся сироты, возраст которых уже далеко за пределами 23 лет. Я назову всего лишь несколько цифр. Численность сирот на 1 января 2022 года в возрасте от 18 лет и старше, подлежащих обеспечению жильём, в том числе тех, которые до сих пор ждут своей квартиры, составляет порядка 214 тысяч человек, из них сироты в возрасте от 18 до 23 лет - 125 тысяч, а сироты, которым уже исполнилось 23 года, - почти 90 тысяч человек. Хочу отметить, что, по данным Министерства просвещения, почти 8 тысяч сирот, достигших возраста 23 лет, не имеют никакой регистрации. Между тем отсутствие полагающегося жилья не только лишает сироту элементарного крова, но и создаёт ещё ряд проблем: человек попадает в состояние правового вакуума, он не может полноценно воспользоваться мерами социальной поддержки, которая предоставляется адресно, и даже элементарно встать на учёт в центре занятости в качестве безработного, потому что он должен сделать это по месту жительства. Уважаемые коллеги, данный законопроект предлагает изменения, которые обеспечивают гарантии регистрации детей-сирот по месту жительства. В этих целях предлагается признать местом жительства муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, на территории которого находилось последнее место жительства, по которому такой гражданин был зарегистрирован по месту жительства до достижения им 18 лет либо до достижения полной дееспособности. К слову сказать, в ряде регионов переданы на уровень муниципалитетов полномочия по учёту детей-сирот, попечительству, а также обеспечению сирот жилыми помещениями. Регистрацию сироты предлагается осуществлять по адресу местной администрации, и, уважаемые коллеги, я хочу сказать, что подобная юридическая конструкция уже реализована в законодательстве Российской Федерации в отношении отдельной категории граждан. При этом наличие у сироты регистрации по месту пребывания не будет препятствием для регистрации по месту жительства и наоборот. Уважаемые коллеги, проектом закона предусмотрена упрощённая процедура регистрации детей-сирот по адресу муниципальной администрации: нужно просто подать заявление и паспорт, регистрационная служба сама запросит информацию и сведения о том, что данный человек - сирота и поставлен на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья. Вместе с тем мы также предусматриваем возможность подать заявление о регистрации по месту жительства, используя систему оказания государственных и муниципальных услуг. Уважаемые коллеги, я благодарю депутата Яну Лантратову, которая очень остро поставила этот вопрос в стенах Государственной Думы, а также тех депутатов четырёх фракций, которые поддержали данную законодательную инициативу и выступили в качестве соавторов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по данному вопросу председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нины Александровны Останиной. ОСТАНИНА Н. А. Вячеслав Викторович, в целях экономии времени можно с места? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С места. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Ну, Екатерина Петровна уже отметила, что у этого законопроекта авторский коллектив, его политический спектр достаточно широкий - депутаты четырёх фракций являются авторами законопроекта. Но я не могу не напомнить всем о том, что инициатором этого закона была Яна Лантратова, она сказала, что такая проблема есть в Челябинской области. Изучая эту проблему, мы обнаружили, что, оказывается, в 2021 году Татьяна Алексеевна Голикова дала соответствующее поручение профильному министерству, но до сегодняшнего дня, кроме законопроекта, который разработали депутаты, в Государственную Думу никакого другого проекта не поступило, то есть уже год прошёл, а мы ничего не получили. Не хочу упрекать правительство, просто хочу об этом напомнить. И небольшая статистика. Вы знаете, Вячеслав Викторович, правильно мы создали рабочую группу по обеспечению жильём детей-сирот, которую возглавляет Анна Юрьевна. Работа этой группы привела нас к такому умозаключению: в какое бы министерство мы сейчас ни обратились, везде своя статистика. Вот даже сейчас Екатерина Петровна назвала цифру, а наша комиссия пришла к выводу, что у нас детей, которые состоят на учёте, имеют право получить жильё, 305 тысяч, а вовсе не 290 тысяч и не 294 тысячи, как минпрос говорит. Как оказалось, в преддверии этого закона Министерство просвещения провело мониторинг в апреле, собрали информацию не со всех регионов, но тем не менее. Нам сказали, что закон этот не очень нужен, потому что из 305 тысяч детей, которые имеют право на получение жилья, всего 7600 не имеют регистрации, а детей, которые обратились за регистрацией в уполномоченные органы, всего 88. Мы задали вопрос: а где сейчас эти дети зарегистрированы, где они живут? Как оказалось, примерно 59 тысяч из них живут у бывших законных представителей, то есть зарегистрированы у опекунов, приёмных родителей; примерно 19 тысяч - в учреждениях образования, здравоохранения, в детских домах, то есть там же, потому что больше им негде зарегистрироваться; примерно 50 тысяч - у родственников, знакомых, супругов, потому что возраст части детей уже перевалил за 23 года; примерно 31 тысяча имеют регистрацию в жилых помещениях, которые не соответствуют санитарным нормам, но этим детям принадлежат. Местонахождение части сирот неизвестно: 3283 ребёнка мы не знаем, где находятся, они нигде не зарегистрированы. 1810 человек проходят воинскую службу, находятся в колониях, то есть вернуться им тоже некуда. Таким образом, этот закон не только про жильё. Действительно, он устраняет негативные последствия отсутствия регистрации, ведь сейчас согласно нашему административному кодексу сироту могут привлечь к административному наказанию за отсутствие регистрации. Далее, меры социальной поддержки, о чём говорила Екатерина Петровна, да, он не может получить, более того, трудоустроиться тоже, потому что, скажем, закон "О ведомственной охране" предполагает трудоустройство только при наличии регистрации. Так что, с какой стороны ни посмотри, этот закон очень нужен сегодня, и я понимаю, что депутатский корпус проголосует за этот гуманный закон, и искренне сожалею, что мы принимаем его с большим опозданием. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, этот закон очень важный, вы правильно рассказали о нём во всех подробностях: каковы его цели, какие задачи он решает. Мы с вами при обсуждении повестки утром говорили об этом, но коллеги должны понять: у нас более 200 тысяч детей ждут получения жилья, и сейчас у них нет прописки, поэтому они не могут получить работу, не могут получить пособия, и если завтра они захотят создать семью, то им сложно будет это сделать, а так как в ожидании они стоят в очереди по 10-13 лет, то, понятно, решают эти вопросы самостоятельно, за свой счёт, у всех разные возможности, ведь ребёнок - сирота, некому ему помочь. Мы вчера вечером обсуждали этот законопроект с руководством Правительства Российской Федерации - есть понимание, вышли на решение, что мы с вами рассматриваем законопроект в первом чтении, правительство нас поддерживает. Затем, надеемся, комитет, вы, как председатель, Анна Юрьевна Кузнецова, как человек, который возглавляет рабочую группу, проведёте консультации с профильными министерствами - Министерством просвещения, Министерством внутренних дел - и выйдете на согласованное решение, что в итоге позволит регистрировать детей, у которых пока нет жилья. Об этом речь идёт. Когда квартиру дали, всё понятно: по месту нахождения квартиры получи регистрацию. А сегодня-то регистрацию они покупают, договариваются и делают это в постоянном режиме: получив временную регистрацию, оплатив, дальше опять ищут решение. Нам эту тему важно обсудить с правительством как можно быстрее и весной выйти на принятие закона - мы сейчас, приняв в первом чтении законопроект, обнадёжим ребятишек. Крайне важно - Анна Юрьевна, на вас надежда, вы ведёте этот блок вместе с Ниной Александровной, - чтобы у вас получилось довести это всё до логического завершения и мы вышли на закон, потому что это первый серьёзный шаг. Там есть ещё вопросы, имеющие отношение в том числе к теме обеспечения жильём. Если не можем выделить жильё, давайте тогда оплачивать наём жилья. (Аплодисменты.) Это тоже тема, требующая законодательного регулирования и обсуждения. Коллеги, если вы не будете возражать, может быть, мы предоставим возможность высказаться Анне Юрьевне, учитывая, что нам важно - сейчас вот первое чтение, надеюсь, все поддержат законопроект - выйти на второе? Анна Юрьевна, важно, чтобы вы вместе с Ниной Александровной, вместе с коллегами из других фракций, авторами закона при нашей поддержке нашли ту редакцию, которая поможет ребятам. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВА А. Ю., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, ну, прежде всего я хочу поблагодарить вас, и моё сообщение больше будет апелляцией, наверное, к тем структурам и ведомствам, с кем мы работаем по профильным вопросам. По вашему поручению создана рабочая группа по жилью детей-сирот, провернули огромную работу. Более того, часть готовых решений я уже принесла с собой, имея опыт правозащитной деятельности, и здесь своей задачей поставила их завершить, довести до конца. Все ведомства поддержали, кроме Минфина, мы с ним работаем, рассматривая в том числе и поэтапное финансирование жилья детей-сирот с пониманием того, что на первом этапе будет ликвидация задолженностей. Сейчас есть понимание, как мы в целом движемся в решении вот этого объёмного, огромного вопроса жилья детей-сирот, есть чёткий план действий. Все ведомства, ещё раз говорю, поддержали, Вячеслав Викторович, решение той рабочей группы, которую вы создали. Вопросы, которые мы сейчас решаем, необходимым образом дополняют картину. Коллеги, вся ситуация усугубляется тем, что мы с вами приняли поправки к Конституции, в новой редакции Конституции у нас с вами... Мы, государство, - папа и мама для этих детей, а значит, всё, что у нас есть, должно служить им во благо. Я хочу поблагодарить вас, Вячеслав Викторович, депутатов Госдумы, Совет, на заседании которого просто вдохнули жизнь в этот законопроект, - сейчас дети на самом деле могут иметь шанс решить эту проблему. Я дополню статистику, которую Нина Александровна привела, следующими цифрами. У нас с вами наблюдается рост числа детей-сирот в местах лишения свободы за это время, и на фоне сокращения общего числа детей-сирот мы понимаем, что разрыв достаточно серьёзный. Плюс есть рост числа детей-сирот от 18 до 23, от 23 до 30 лет, которые отбывают наказание, не связанное с лишением свободы. Что это значит? А это значит, они на первую ступеньку уже встали, следующая - это уже места заключения, лишения свободы. Не только о самореализации мы говорим, мы говорим в целом, куда им идти. Молодой человек пришёл ко мне на личный приём с просьбой о получении жилья, он разгружает вагоны. Я поговорила с ним, оказывается, он окончил высшее образовательное учреждение, он социальный работник. Я спрашиваю: почему же не пошёл по специальности? Жил в гараже, не было прописки. Уважаемые коллеги, учитывая те задачи, которые поставлены президентом перед социальной политикой сегодня, я призываю всех вместе с профильными ведомствами к очень плотному диалогу - честному, открытому, не к перекидыванию документов из одного стола в другой. Уже несколько лет подобного рода решения перекладываются, получают отрицательные заключения, но не получают предложений по тому, как может быть решён данный вопрос. Эти две большие работы, которые сегодня в Государственной Думе, Вячеслав Викторович, по вашему поручению ведутся, являются частями одной большой задачи по обеспечению прав наших детей-сирот, по реализации большой государственной задачи, которая записана в Конституции Российской Федерации. Я надеюсь, что мы будем искать ответы на вопросы, а не причины для того, чтобы их не искать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Юрьевна. Я уже вам говорил, что в правительстве мы обсуждали вопрос, и мои слова благодарности - хотел бы, чтобы вы об этом знали, поддержали - Григоренко Дмитрию Юрьевичу, вице-премьеру, руководителю аппарата правительства, председателю комиссии по законотворческой деятельности: несмотря на то что отраслевые министерства требовали данный вопрос снять с рассмотрения, учитывая отрицательный отзыв (а полномочия Думы - даже в этом случае рассматривать законопроект), он всё-таки, исходя из содержания законопроекта, посчитал правильным, чтобы мы в рамках своих полномочий рассмотрели законопроект, приняли решение. Дальше мы просто будем более активно работать в поиске решения, с тем чтобы до 6 июля выйти на принятие закона. И, Анна Юрьевна, Нина Александровна, спасибо вам, спасибо Яне Лантратовой и другим авторам проекта закона. Мы сегодня рассматриваем проблему, которая в принципе может быть решена на местном уровне: на уровне района, на уровне региона. У нас ситуации разные. В общем-то, вопрос в том виде, как мы его ставим, может решить любой глава района. Вот в этом зале бывшие мэры, бывшие губернаторы, главы районов - задумайтесь: мы предлагаем федеральным законом регистрацию проводить по месту нахождения ребёнка - по месту районной администрации, муниципалитета. Могут решить, но не хотят - мы выносим это на федеральный уровень. А почему не хотят? Вот кто эти чёрствые люди? Права Кузнецова: для таких детей мама и папа - государство. По идее, ведь действительно всё это можно урегулировать и нет там никаких затрат. Коллеги, пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику, Анне Юрьевне, с учётом того что Анна Юрьевна в деталях всё это знает, либо, если всем всё понятно, давайте перейдём к голосованию. Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемая Екатерина Петровна, будет ли возможность у тех, кто сегодня уже зарегистрирован, скажем так, вынужденно у бабушки, у тёти, у каких-то людей за деньги, но реально проживает в другом муниципальном районе или округе, пользуясь этим законом, сменить свою регистрацию? Поясняю: ребёнок-сирота с трудом зарегистрировался у бабушки в деревне, а реально он ранее проживал или был прописан в городе. Естественно, квартира в городе для него будет более предпочтительна. Если этот закон заработает в эту сторону, надо будет этот переток учитывать соответственно, потому что право ребёнка - получить квартиру в городе, а не в деревне, как сегодня получается по действующему законодательству. Будет ли такой механизм предусмотрен этим законопроектом в той редакции, которая внесена? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СТЕНЯКИНА Е. П. Алексей Владимирович, поясню вам. Данный законопроект предполагает регистрацию по месту постоянной регистрации ребёнка до достижения им возраста 18 лет либо до достижения им дееспособности. Единственным ограничением, которое может помешать использовать такую систему регистрации, может быть уже наличие у сироты квартиры. Если же он где-то зарегистрирован, то, естественно, он может воспользоваться в дальнейшем этим законом (в случае принятия) и быть зарегистрированным там, где был зарегистрирован до 18 лет, постоянно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Брыкин Николай Гаврилович. Затем Лантратова. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, у меня абсолютно нет никаких сомнений, что нужно принимать данный проект федерального закона в первом чтении, но вот есть заключение комитета-соисполнителя, по госстроительству и законодательству, который я представляю: есть ряд нарушений 159-го федерального закона, и комитет пишет о том, что требуется проработка положений проекта. Почему я об этом говорю? Потому что, если мы примем закон и не учтём мнение комитета, правоприменителю будет очень сложно решать те существенные, важные вопросы, которые будут у детей возникать. Вот я хотел бы услышать мнение авторов: как будет учтено мнение комитета-соисполнителя, по госстроительству и законодательству? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Стенякиной микрофон включите. СТЕНЯКИНА Е. П. Спасибо большое за замечания. Мы внимательно учли и ваши замечания, и замечания органов исполнительной власти. Конечно, мы всё внимательно проработаем ко второму чтению, потому что данный закон, в случае принятия, должен упростить жизнь сиротам, которые ждут своё жильё, а ни в коем случае не ввести их в дополнительные юридические проволочки. Я очень надеюсь, что комитет по законодательству подключится и поможет нам довести законопроект до второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Петровна. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. У докладчика и содокладчика есть возможность выступить с заключительным словом. Нина Александровна, у вас будет такая возможность. Покажите список. Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР. Может быть, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." Яна Валерьевна, как инициатор, выступит и по одному от остальных фракций? Или настаиваете? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракций. Просто мы ранее договаривались, я поэтому и обращаю на это внимание. Подготовиться Лантратовой, Куринному и Коробовой. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Я весьма оперативно выступлю, уважаемый Вячеслав Викторович. Безусловно, у каждого законопроекта помимо соавторов есть ещё и стержневой автор - здесь Яна Валерьевна проявила серьёзную волю, вынося на всеобщее обсуждение данный вопрос. Но также у каждого законопроекта есть и то сопровождение, которое, соответственно, приводит к тому или иному пути - либо принять данный законопроект, либо отклонить. Так вот, в моём выступлении речь пойдёт немного о том, какая есть порочная практика. Некоторые федеральные органы исполнительной власти (не будем, что называется, переходить на личности) иногда, пытаясь так или иначе защитить свою корпоративную культуру, идут по пути отрицательного отзыва, и тема, которая действительно является ключевой и важной, ну, замусоливается, замыливается и, по сути, уходит под сукно. Вот в отношении данного законопроекта, безусловно, важна воля руководства Государственной Думы, которое продавило сегодняшнее обсуждение и, по сути, дало зелёный свет, для того чтобы закон был в будущем принят, эта экстраординарная позиция действительно имела место. Нам очень важно и в дальнейшем социальные законы, имеющие отношение к сотням тысяч людей, которые, будем говорить честно, находятся в весьма неблагополучном положении... нужно достаточно внимательно относиться к министерствам социального блока - мы прекрасно понимаем, о ком идёт речь и как это всё обсуждалось. Данный законопроект нельзя мусолить. Фракция ЛДПР, безусловно, поддержит. И есть ещё одно обращение. Мне кажется, это обращение к министерству цифрового развития. Очень важно, что Нина Александровна отметила позицию, связанную со статистикой: в пояснительной записке одна цифра, по мнению комитета - совершенно другой охват, а это очень важно. Все процедуры вполне прозрачны, есть система госуслуг, к которой подвязан суперсервис, он по тем данным, которые есть непосредственно в этой системе, может действительно дать цифру, применив которую мы получим реальный контингент, реально охватим тех лиц, на которых будет распространяться данный законопроект, вернее, уже будущий закон. В этом случае нам, как законодателям... Даже ещё важнее, можно ещё на шаг спуститься: попросить у министерства цифрового развития через этот суперсервис предоставить депутатам Государственной Думы, которые сегодня присутствуют в этом зале, информацию по региону, по муниципальному образованию - к какому количеству людей это относится? Это очень важно, для нас это будет помощью, подспорьем в работе с теми детьми и с теми людьми, которые окажутся к сфере применения данного закона. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Александрович, большое вам спасибо - у нас техническая группа поставила семь минут, но вы в три минуты, как и договаривались, уложились. У нас по три минуты выступления от фракций, с учётом того что у нас здесь есть консенсус, иначе будем долго говорить. Пожалуйста, Лантратова Яна Валерьевна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Подготовиться Куринному Алексею Владимировичу, затем - Коробовой. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего я хочу сказать большое спасибо всем депутатам и всем фракциям, которые подписали этот законопроект, а вам, Вячеслав Викторович, большое спасибо за сегодняшнюю поддержку его. До Государственной Думы я много лет работала ответственным секретарём совета по правам человека при президенте, а в совет я вошла от Всероссийской общественной организации "Союз добровольцев России". Свою общественную деятельность я начала, защищая права детей-сирот. Мальчик из детского дома рассказал, что мошенники делают уколы психотропными препаратами, лишают дееспособности и отнимают государственные квартиры. Он тогда обратился ко мне и попросил его защитить, и с этого я начала свою правозащитную деятельность. Тогда мне очень помогли многие депутаты Государственной Думы: Андрей Юрьевич Воробьёв, Сергей Иванович Неверов и многие другие. Благодаря слаженной работе и помощи депутатов нам удалось отстоять права 37 детей-сирот и помочь вернуть им государственные квартиры. Став депутатом Государственной Думы от Челябинской области, я ездила по разным городам области и приехала в город Чебаркуль, где посетила детский дом-интернат. Туда пришли выпускники детских домов и педагоги, которые рассказали об этой несправедливости: когда ребёнок живёт в детском доме, он зарегистрирован в детском доме, потом он встаёт в очередь на квартиру и регистрируется, например, в общежитии при техникуме, где учится, но заканчивается время обучения - он выписывается из общежития и попадает в правовой вакуум, потому что пока ещё не получил государственную квартиру, а находясь в правовом вакууме, он действительно не может ни получать пособия, льготы, ни устроиться на работу. Сегодня статистика прозвучала - более 300 тысяч детей ждут своей очереди на получение квартиры. Что получается? Раньше добрые педагоги, чтобы помочь, регистрировали этих детей у себя дома, но ужесточили миграционное законодательство, и это стало невозможным. Кто-то регистрируется в центрах для бездомных людей, кто-то находит родственников, а кто-то живёт на чердаках и в подвалах. И я говорю не голословно - я лично объехала семь регионов России и знаю такие истории. Добавьте, пожалуйста, минуту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ЛАНТРАТОВА Я. В. Я хочу сказать большое спасибо Сергею Ивановичу Неверову, Сергею Михайловичу Миронову, Нине Александровне Останиной, Ярославу Евгеньевичу Нилову, Дмитрию Фёдоровичу Вяткину, Екатерине Петровне Стенякиной, с которой мы ходили на заседания комитетов защищать этот законопроект. Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать этот законопроект, потому что о нём попросили дети и педагоги. Даже если мы помогли одному ребёнку, это уже очень большое дело, а сейчас мы поможем минимум 90 тысячам детей, а может и больше, поэтому я прошу поддержать данный законопроект. Давайте поддержим этих детей! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Яна Валерьевна. Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. Подготовиться Коробовой Ольге Владимировне. Галина Петровна, ну, все высказались: по одному от фракции - не обижайтесь. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддержит этот законопроект, тем более что многие депутаты от КПРФ являются его авторами. Единственное, на что хочу обратить внимание: проблема действительно острая, причём обостряется с каждым годом. И дело ведь не только в чёрствых чиновниках, недобросовестных должностных лицах, которые не хотят регистрировать, не хотят обеспечивать, вопрос в том, что... точнее, ответ на этот вопрос как раз в этом зале должен быть дан: выделить средства, которые сегодня требуются регионам. Некоторые говорят о 400 миллиардах, некоторые - о 600 миллиардах, точного подсчёта нет, так же как нет данных о точном количестве этих детей, хотя единый реестр должен быть сформирован и должен быть отслеживаемым. Точно так же нет сегодня единого механизма компенсационных выплат, если стоящие в очереди вынуждены (а практически все они вынуждены) снимать жильё и так или иначе за него рассчитываться. Это тоже передано на уровень регионов, большинство из них решили вопрос с компенсацией, но часть до сих пор не решили, и это тоже надо будет делать. Точно так же связан с обеспечением жильём следующий вопрос - это вопрос контроля за теми жилыми помещениями, которые дети-сироты получают. Что греха таить, многие из них социально не адаптированы. По опыту моей родной Ульяновской области могу сказать, что около 20 процентов выданных квартир стоят пустые - просто пустые. Неизвестно, где находятся владельцы этих квартир: кто в местах лишения свободы, кто в бегах, кто ещё где-то. Я уж не говорю про то, как эти квартиры содержатся в итоге, в каком состоянии находятся. Это следующий пласт проблем, которые необходимо будет точно так же решать, точно так же принимать соответствующие законодательные акты. Но самый главный, самый основной вопрос - это вопрос финансирования. Если мы его не решим, то как бы мы ни группировали и куда бы ни прописывали детей-сирот, какие бы добрые слова ни говорили, как бы ни выражали озабоченность, эта проблема сама собой не рассосётся. Поэтому у меня предложение, предложение нашей фракции: при принятии бюджета, при корректировке бюджета всё-таки в первую очередь заложить необходимые средства для регионов на решение этой назревшей, острейшей проблемы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Пожалуйста, Коробова Ольга Владимировна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КОРОБОВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Приятно видеть такое единодушие: среди авторов законопроекта мы видим представителей всех фракций. И при обсуждении этого вопроса, которое сейчас идёт, действительно не прозвучало ни одного "против", все понимают, что этот закон просто необходим. Активно работает рабочая группа по решению проблемы с обеспечением жильём детей-сирот, которая создана по поручению Вячеслава Викторовича и которую возглавляет Анна Юрьевна Кузнецова, и те обсуждения, которые на заседаниях этой группы происходят, говорят о важности этой задачи, но, к сожалению, мы отстаём. Безусловно, есть регионы, где эта проблема решена. Есть регионы, где свои, региональные меры поддержки детей, которые до сих пор не получили жильё, и здесь речь идёт в том числе о компенсации. Но всё-таки наша с вами задача и задача всех, кто работает на местах, - видеть за каждой нормой закона людей, их боль и конкретные проблемы, видеть человека, ребёнка-сироту, которому просто некуда идти. И я благодарю всех депутатов за то, что мы видим, вы видите этих детей, видите эти проблемы. Этот законопроект - первый шаг к решению очень серьёзной, огромной проблемы. Цифры статистики уже прозвучали - мы все с ними знакомы, и каждый пропускает через себя эти проблемы. Социальные гарантии государства должны быть обеспечены. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Ольга Владимировна. Полномочные представители президента, правительства? Александр Юрьевич, ну, мы надеемся на вас. Вы исходите из того, что вы сейчас отмолчитесь, а мы напрямую работаем - без вашего участия, и профильные министерства как-то от этого отошли - с правительством. Давайте сейчас подключайтесь. Если это на контроле уже у вице-премьера - руководителя аппарата правительства, то и у вас должно быть в приоритете. У нас осталось не так много времени: 6 июля завершающее заседание - до этого времени мы должны принять, а нам ещё рассылку надо обеспечить, потом обсуждение во втором чтении. На вас надежда. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, актуальность темы, которую мы сегодня обсуждаем, никто в правительстве под сомнение не ставит, разногласия наших ведомств возникли скорее в оценке эффективности тех мер, которые предлагаются, только в этом, и мы с депутатами, конечно же, абсолютно согласны - необходимо решать данную проблему как можно более быстрыми способами. Поэтому подтверждаю: соответствующие указания Дмитрий Юрьевич Григоренко уже дал, для того чтобы все министерства, которые высказали свои замечания, как можно быстрее приступили к выработке конкретных предложений по доработке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Пожалуйста, заключительное слово - докладчик, Екатерина Петровна. На рабочем месте включите микрофон Стенякиной. СТЕНЯКИНА Е. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, я хотела бы точно так же от лица всех авторов поблагодарить вас, потому что благодаря вашим усилиям это стало возможно - мы сегодня рассматриваем данный законопроект в первом чтении, несмотря на все замечания. Я искренне благодарна Анне Юрьевне за ту колоссальную работу, которую она делает для решения проблем детей-сирот, и я уверена, что под её началом, под началом Нины Александровны Останиной документ будет принят до конца весенней сессии. Спасибо большое всем за единогласную поддержку! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам, Екатерина Петровна. Мы все делаем общую работу и понимаем ответственность, поэтому у нас получается. Вот так бы во всех делах. Пожалуйста, Нина Александровна Останина. И затем Анна Юрьевна, если у вас будет что сказать. ОСТАНИНА Н. А. Александр Юрьевич, хочу обратиться к вам. В отсутствие других предложений мы вынуждены были пойти по пути использования механизма, который уже содержится в двух законах - они работают и доказали свою эффективность. Первый закон, "О статусе военнослужащих": ровно эту норму мы и взяли в тот законопроект, который сейчас обсуждаем. Во втором законе, о коренных малочисленных народах, прописана та же самая юридическая техника. Ничего нового мы не изобрели, но, если будет предложен ко второму чтению какой-то другой механизм, мы действительно готовы, Анна Юрьевна, его обсудить, и мы говорили уже об этом не раз. В данном случае сомнения нашего Комитета по государственному строительству и законодательству в том, что это будет фиктивная регистрация, мне кажется, не имеют под собой никакого основания. Скажите, пожалуйста, а что, вот закон "О статусе военнослужащих" - там фиктивная, что ли, регистрация? Закон уже сколько лет работает, и никто не обвинил в том, что этот закон несостоятелен. И в этой части мне очень хочется всё-таки услышать ваше мнение на эту тему, но другого механизма и ваш комитет тоже, к сожалению, не предложил. Поэтому до вчерашнего вечера у нас были большая тревога и большие сомнения, но я думаю, что теперь для этого закона зелёный свет. Вячеслав Викторович, вы вот нас всё ругаете, а мы хотим вас поблагодарить за тот административный ресурс, который вы применили в данном случае... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ругаю? О чём вы говорите, как я могу вас ругать? И кого вообще я ругал? ОСТАНИНА Н. А. ...потому что, если бы не ваш вчерашний разговор, мы сегодня этот закон не обсуждали бы и, как вы говорите, не смогли бы вынести его на рассмотрение до окончания весенней сессии. Спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вам спасибо большое. А что касается вариантов решений - вы правильно говорите: предложите. Ну вот у нас выходит ребёнок из детского дома, из интерната - куда ему дальше идти? У него прописки нет. Правильно здесь говорили: к бабушке пошёл, если она есть, прописался или к родственникам, либо ему надо покупать. Это проблема, мы её должны решить. А дальше уже в новую жизнь - надо думать о том, чтобы ему первое рабочее место обеспечить, жильём и так далее. Понимаете? Пожалуйста, Анна Юрьевна. КУЗНЕЦОВА А. Ю. Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сейчас важно как можно скорее приступить к работе и чтобы она не превратилась у нас... как в ЕГЭ: депутат высказывает предложение, а ему говорят - не то, мы следующее - не то, не угадали. Нет, коллеги, это совместная работа, должны быть встречные предложения, и тогда у нас точно, быстро и оперативно будут решаться все вопросы. Ну и, конечно, это ещё раз доказывает, что политическая воля является основой точных и верных решений, как это было с законопроектом о суррогатном материнстве, который так долго у нас залёживался и где-то отлёживался, притом что депутаты имели единогласную позицию по этому вопросу. И в данном случае, я надеюсь, мы в такой ситуации не окажемся и оперативно решим вопросы, которые есть сегодня, их ждут наши дети. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Юрьевна. И вы правильно привели пример закона о суррогатном материнстве - мы же смогли выйти на принятие: создали рабочую группу, поручили Василию Ивановичу Пискарёву, и сразу шелуха стала отлетать. Поэтому давайте мы будем свои лучшие практики и подходы в законотворчестве и дальше продвигать. А сейчас надежда на вас: вот на Анну Юрьевну, на Нину Александровну, на Екатерину Стенякину, на Яну Лантратову - женский фактор включаем, самый мощный. Александр Юрьевич, что вы там закрылись от нас, сидите так? Вам же, видите, сколько раз сказали здесь добрые слова, поэтому готовьтесь к завтрашнему дню: либо выступайте с альтернативными предложениями, которые ещё лучше сделают закон - понятно, о чём речь идёт, - либо давайте включайтесь и поддерживайте ту норму, которая здесь обсуждалась. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы же с вами говорили, что работаем не только в рамках пленарных заседаний. Николай Васильевич, в 8 часов утра... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы - да. А теперь к вам присоединится коллега Синенко, 8 часов утра, здание по адресу Охотный ряд, дом 1. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что он делает - у него спросите, но нам работать надо. Коллеги, обсудили? Обсудили. Переходим к голосованию. Ставится на голосование законопроект, 23-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 27 мин. 34 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято За - 409, против - нет, воздержался один. Законопроект в первом чтении принят.