Заседание № 319
27.10.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1013566-7 "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1261 по 1486 из 5695
Переходим к 4-му вопросу. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". О проекте федерального закона "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григория Петровича Ивлиева. Пожалуйста, Григорий Петрович. ИВЛИЕВ Г. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Товарный знак - основной вид средств индивидуализации, охраняемый в большинстве стран в мире. Высокий спрос на регистрацию и правовую охрану товарного знака на территории нескольких государств способствует развитию соответствующих международных и региональных экономических механизмов. В последние годы в Российской Федерации наблюдается резкий рост количества заявок на товарные знаки, даже в этом году, несмотря на трудные условия в экономике, рост на 6 процентов к существенной базе прошлого года. Такой же рост отмечается и в других странах Евразийского экономического союза. Создание региональной системы регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров осуществляется с учётом потребностей наших производителей товаров, потребностей единого таможенного пространства, потребностей экономики наших стран. Вопрос о создании региональной системы регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров был включён в число основных направлений сотрудничества государств - членов союза ещё в договоре 2014 года. Протоколом к этому договору предусмотрено было функционирование и товарного знака, и наименования места происхождения товара. Особенно важно подчеркнуть, что наименование места происхождения товара служит средством индивидуализации особых свойств в связи с местом производства товара и особыми трудовыми ресурсами. Такие товары в полной мере являются достоянием региона, из которого происходят, и пользуются особым спросом как предмет экспорта. 3 февраля 2020 года в Москве подписан Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза. В рамках договора заявитель подаёт заявку в любое из национальных патентных ведомств государств - членов союза и уплачивает единую пошлину за подачу и регистрацию заявки. Ведомство подачи обрабатывает заявку, включает её в интегрированную информационную систему союза, проводит в отношении её формальную экспертизу, после чего заявка попадает на рассмотрение в другие ведомства для проведения экспертизы заявленного обозначения. Заявленное обозначение должно пройти экспертизу в каждом из ведомств, это является необходимым условием для предоставления ему правовой охраны на всей таможенной территории союза. При невозможности предоставления обозначению правовой охраны в каждом из государств - членов союза возможно преобразование заявки в национальную. Пошлины за совершение юридически значимых действий в рамках предусмотренных договором процедур будут утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии. При этом следует обратить внимание на то, что пошлины уплачиваются в меньшем объёме, чем при обращении в национальные системы регистрации. Предусмотренные договором процедуры будут осуществляться ведомствами в электронном виде с использованием интегрированной информационной системы союза и охватываться общими процессами ЕАЭС. Информационное взаимодействие в рамках общих процессов будет регламентироваться соответствующими технологическими документами, типовой перечень которых был установлен Коллегией ЕЭК ещё в 2014 году. Важно определиться с шагами по имплементации договора в нашу систему, в наше законодательство. Завершение государствами - членами ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для вступления договора в силу, произойдёт тогда, когда депозитарий, сама Евразийская экономическая комиссия, получит последнее уведомление о завершении внутригосударственных процедур согласования. В настоящее время ратификация не завершена ни в одной из стран союза, но во всех странах союза законопроекты находятся на этапе рассмотрения парламентом. Необходимо будет утвердить инструкцию к договору в течение трёх месяцев после вступления его в силу. Перед этим доработанный сторонами проект инструкции будет представлен для одобрения Коллегией ЕЭК. Одобренный проект инструкции станет основой для доработки соответствующих технологических документов. В настоящее время инструкция дорабатывается уже Евразийской экономической комиссией совместно с государствами - членами союза и будет вынесена на рассмотрение на одном из предстоящих заседаний Коллегии ЕЭК. Разработка технологических документов с учётом объёма и сложности потребует несколько месяцев. После утверждения технологических документов наступит период подключения национальных патентных ведомств к интегрированной системе, включающий в себя адаптацию ведомственных систем, проведение тестирования, принятие решения о запуске общего процесса. Федеральная служба по интеллектуальной собственности к этому процессу готова. Мы создали своё программное оборудование в рамках реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Национальным патентным ведомствам государств - членов ЕАЭС будет предложено два варианта подключения к интегрированной системе: первый - это доработка ведомственных информационных программ для интеграции в национальный сегмент, и мы готовы предложить свою технологию партнёрам по союзу; второй вариант - это подключение через компонент базовой реализации, разработанный Евразийской экономической комиссией, оно осуществляется за счёт средств Евразийского экономического союза, но оно сложнее, мы всё-таки будем предлагать партнёрам нашу технологию. Необходимо также утверждение Советом ЕЭК перечня видов юридически значимых действий и ставок пошлин в соответствии с предусмотренными договором процедурами. Ставки пошлин будут меньше, чем ставки в национальных ведомствах. Союз устанавливает предельные ставки, а каждое национальное ведомство устанавливает их самостоятельно для своей страны. В Российской Федерации потребуется внести изменения в постановление правительства об утверждении положения о патентных пошлинах, но данная процедура не требует ратификации, соответствующие документы у нас также готовы. Уважаемые депутаты, этот договор, обеспечивающий евразийскую интеграцию, определяет будущее развитие сферы интеллектуальной собственности. Новый объект интеллектуальной собственности - единый товарный знак союза обеспечит защиту многочисленных интересов наших граждан: мы предполагаем также дать возможность пользоваться товарными знаками самозанятым гражданам и вообще всем физическим лицам. С учётом сказанного это решение будет очень важным для всех нас. Просим поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Петрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Иванович Катенёв. КАТЕНЁВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Григорий Петрович обстоятельно проинформировал нас о сути данного законопроекта. Хочу только добавить, что это также оптимизирует временные и финансовые затраты участников рынка, повышает доверие потребителей товаров и услуг. Ратификация договора не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов или иных нормативных правовых актов. В комитете проведена необходимая экспертная работа, имеется положительное заключение комитета-соисполнителя - Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний не имеет. Профильный комитет Совета Федерации также поддерживает ратификацию данного договора. Исходя из сказанного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутый договор. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть, у Светланы Борисовны Савченко. Может быть, ещё кто-то хотел бы задать вопрос? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Светлана Борисовна, вы на кнопку "По порядку ведения" нажмите - я вашу руку видел, но вы не записались. А пока задаст вопрос Боева Наталья Дмитриевна. (Шум в зале.) Коллеги, не отвлекайте докладчика. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Григорий Петрович, скажите, пожалуйста, насколько увеличится время проведения экспертизы и останутся ли национальные товарные знаки? ИВЛИЕВ Г. П. Да, национальные системы регистрации товарных знаков будут работать в том же объёме, что и сейчас. Мы думаем, что часть заявок всё-таки пойдёт на евразийский уровень, поэтому количество заявок уменьшится, но это будет выбор заявителя. Что касается скорости прохождения, сейчас национальная система России обеспечивает прохождение в среднем за пять месяцев, согласно нормативам прохождение через национальную систему составляет тоже около пяти месяцев. Очевидно, что с учётом продления и отлаживания первоначально рассмотрение будет занимать несколько больше, чем пять месяцев, но, учитывая, что даётся знак сразу на пять стран, всё равно будет большой выигрыш во времени. Кроме того, в некоторых странах нашего союза сроки рассмотрения гораздо больше, чем в Роспатенте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савченко Светлана Борисовна. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Григорий Петрович, безусловно, важный договор. С учётом системного кризиса будущая интеграция для нас имеет огромное значение. Я представляю Евпаторийский избирательный округ, но переживаю и за всю Республику Крым и город Севастополь. У нас есть товары достаточно высокого качества - скажите, пожалуйста, для наших партнёров по интеграционному процессу товарный знак из Крыма будет иметь значение? Мы же знаем, как они относятся к признанию (непризнанию) Крыма. ИВЛИЕВ Г. П. Что касается крымских знаков для евразийской территории, с этим проблем нет, все страны признают крымские знаки, в рамках евразийского товарного знака тоже проблем не будет. Есть некие проблемы с регистрацией товарных знаков и патентов из Крыма на международном уровне, но эти проблемы мы тоже решаем. Все товарные знаки из Крыма и патенты из Крыма регистрируются как российские товарные знаки и российские патенты во всех других странах через международные системы регистрации или при подаче этих знаков напрямую. Есть по этой процедуре вопросы в некоторых странах, но мы всё это преодолеваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет желающих. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 11 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.