Заседание № 81
О проекте федерального закона № 101350-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части исполнения приговора, постановления суда иностранного государства о конфискации имущества).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Докладывает Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию правительственный законопроект был принят нами во втором чтении 17 ноября 2017 года. Напомню, что в нём речь идёт о совершенствовании правового регулирования вопросов исполнения приговоров судов иностранных государств о конфискации имущества, находящегося на территории Российской Федерации и добытого преступным путём. Данный законопроект полностью подготовлен для принятия в третьем чтении. Замечаний правового, юридико-технического, лингвостилистического характера от Правового управления Аппарата Государственной Думы не поступало. Коллеги, профильный комитет просит проголосовать за данный законопроект третьем чтении. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 30 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 78
О проекте федерального закона № 101350-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части исполнения приговора, постановления суда иностранного государства о конфискации имущества; принят в первом чтении 16 июня 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 87 и 104 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Докладывает Анатолий Борисович Выборный. Пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона принят в первом чтении 17 июня этого года. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило четыре поправки, и все они направлены на совершенствование правового регулирования вопросов исполнения приговоров, постановлений судов иностранных государств о конфискации на территории нашего государства имущества, которое является доходом от имущества, полученного в результате совершения преступления. Все предлагаемые к законопроекту поправки включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных Комитетом по безопасности и противодействию коррупции к принятию. Прошу поддержать представленные поправки и принять законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 21 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 43 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно.
Заседание № 50
О проекте федерального закона № 101350-7 "О внесении изменений в статьи 87 и 104 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части исполнения приговора, постановления суда иностранного государства о конфискации имущества).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматриваем одновременно 22-й и 23-й вопросы. 22-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 87 и 104 Федерального закона "Об исполнительном производстве". 23-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Юрий Сергеевич Любимов, официальный представитель правительства, статс-секретарь - заместитель министра юстиции. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлены разработанные нашим министерством проекты законов "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс..." и "О внесении изменений в статьи 87 и 104 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Законопроекты направлены на совершенствование правового регулирования в сфере международного сотрудничества по вопросам выявления, замораживания, ареста, конфискации и возврата активов, что согласуется с положениями Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, который был утверждён указом президента и относится к вопросам выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности. Положения УПК позволяют исполнять запросы компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве на нашей территории процессуальных действий, в том числе связанных с отысканием и арестом имущества, включая наложение ареста на ценные бумаги, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска или возможной конфискации имущества. Вместе с тем в УПК сегодня не содержится положений, определяющих порядок признания и принудительного исполнения приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путём, что создаёт проблему в вопросах международного сотрудничества нашей страны в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма, а также противодействия коррупции. В целях восполнения этого пробела в законопроекте предлагается дополнить УПК новой главой, устанавливающей порядок рассмотрения российскими судами запросов компетентных органов иностранных государств о признании и исполнении приговоров (постановлений) судов соответствующих государств в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путём. Законопроект определяет подсудность названных запросов, перечень оснований, при наличии которых наш суд может отказать в исполнении запроса иностранного государства. При этом перечень оснований для отказа в признании и исполнении приговора иностранного суда в этом законопроекте достаточно широкий. Например, не могут быть признаны и исполнены приговоры (постановления), если они не вступили в законную силу, если деяние, в связи с которым было вынесено решение иностранным судом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, или это деяние по российскому законодательству не является преступлением либо за это деяние по нашему законодательству не может быть назначена конфискация имущества. Кроме того, представляется, что указанный перечень будет препятствовать признанию и исполнению сомнительных приговоров (постановлений) иностранных судов и конфискации имущества, которое находится на нашей территории, по принципам, которые противоречат нашей правовой системе. При наличии положительного решения российского суда принудительное исполнение приговора (постановления) суда иностранного государства будет осуществляться в порядке, установленном нашим законодательством об исполнительном производстве с учётом вносимых в него изменений. Изменения в этот закон предусматривают, что распоряжение имуществом, конфискованным по приговору (постановлению) суда иностранного государства, осуществляется в соответствии с международным договором между Российской Федерацией и иностранным государством, а в случае, если такой договор отсутствует, обращается в доход Российской Федерации. Эти законопроекты поддержаны МИДом, службой судебных приставов, Генпрокуратурой, Верховным Судом, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - в их заключениях были некоторые замечания, которые учтены в законопроекте. Поддержан этот законопроект Государственно-правовым управлением президента, а также на заседании комиссии Правительства Российской Федерации. Принятие предложенных законопроектом изменений позволит повысить эффективность международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции, терроризму, оргпреступности и при этом не повлечёт изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. Аналогичных законопроектов в Госдуму не вносилось. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! 8 ноября 1990 года Российской Федерацией была подписана Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, ратифицирована она была значительно позже, в 2001 году. Прошло довольно много времени с тех пор, поменялась общественно-политическая обстановка в мире, но есть вещи, которые со временем никуда не исчезают, - те вызовы, которые бросала преступность мировому сообществу, остались, более того, организованная преступность усиливает своё мировое влияние. Несмотря на некоторую напряжённость в мировой политике, контакты по линии правоохранительных органов России с другими странами остались, так же как и, например, по дипломатическим каналам продолжается тесное сотрудничество в этой сфере. Факт ратификации Россией этой конвенции означает, что наша страна приняла на себя обязательства, которые эта конвенция предусматривает для стран-участниц. Соблюдение взятых на себя обязательств укрепит международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью, сделает эффективным исполнение постановлений по уголовным делам судов иностранных государств. А в данном случае речь идёт о конфискации доходов, находящихся на территории России, которые были нажиты преступным путём. Говоря о терминологии, можно отметить, что под доходами здесь понимаются деньги, ценности и другое имущество, полученное в результате совершения преступления. Несмотря на ратификацию конвенции, в настоящее время в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации вообще нет положений о признании и принудительном исполнении приговора (постановления) суда иностранного государства в части конфискации таких доходов, расположенных на территории Российской Федерации. В связи с этим Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополняется новой главой, в которой излагается подробный порядок реализации этих положений конвенции, а также сопутствующие изменения мы вносим в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Концепцию данного проекта закона комитет поддерживает. Замечания, на которые указало Правовое управление, мы можем учесть при подготовке данного проекта закона ко второму чтению. Комитет просит поддержать данный проект закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Юрий Сергеевич, первый вопрос - относительно тех стран, решение судов которых будет, ну вот так, как пока мы услышали, безоговорочно выполняться. Нет ли здесь необходимости взаимного решения подобных вопросов? Потому что по некоторым нашим решениям мы не получаем адекватной реакции судов разных стран. И второй вопрос. Что вы скажете в отношении возможности возникновения каких-то криминальных схем? Не секрет, что в 2014 году был молдавский вариант вывода миллиардов рублей - по решениям молдавских судей, приставов, и эти деньги просто ушли из России, правда при согласии другой стороны. Есть вот такие опасения. Какие есть меры, обеспечивающие?.. (Микрофон отключён.). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Олег Анатольевич, спасибо большое за ваши вопросы. По первому вопросу ответ довольно простой: эти процедуры осуществляются - это традиционный принцип международного права - только либо на основании принципа взаимности, либо на основании международного договора. Тут проблема в том, что у нас не было внутренней процедуры исполнения таких решений, и мы эту процедуру для этой категории дел сейчас предлагаем. Что касается второго вашего вопроса - всё-таки здесь речь идёт об относительно узкой категории имущества, в отношении которого такие решения могут выноситься, речь идёт только об активах, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности. Чтобы использовать это как схему, нужно, чтобы в зарубежном суде кто-то, фигурально выражаясь, сел в тюрьму, а его имущество на территории России было конфисковано и там как-то дальше уже передано. С моей точки зрения, использовать этот механизм как схему вывода средств сложно хотя бы потому, что здесь есть уголовное дело, и, как правило, с реальным приговором, поэтому таких рисков мы не видим. А по первому вопросу - безусловно, здесь будет принцип взаимности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Юрий Сергеевич, вопрос из двух частей. Первое: не приведёт ли это к тому, что не до конца нами оспоренный иск Ходорковского на 50 миллиардов долларов при определённых обстоятельствах будет выставлен на возмещение? И второе. У меня есть письмо из службы судебных приставов о том, что у нас есть задолженность по заработной плате на 10 миллиардов рублей, в реестре предприятий нет, а бывшие хозяева находятся там, в офшорах. Можем ли мы добавить ко второму чтению положение, чтобы в соответствии с конвенцией мы имели возможность взыскания с хозяев оттуда сюда, хотя бы по зарплате? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за ваш вопрос. По первому вопросу: поскольку я всё-таки детально не посвящён в обстоятельства дела, трудно комментировать, но тот механизм, который мы предусматриваем, - это механизм, по которому иностранное государство хочет арестовать и получить активы преступника, своего гражданина, на российской территории, то есть предполагается, что здесь скорее всего обвиняемым, лицом, активы которого взыскиваются в Российской Федерации, будет иностранный гражданин, и арест будет налагаться на его российские активы. Я не думаю, что это применимо к тому, о чём вы говорите. Относительно второго вопроса - в этом законопроекте устанавливается, как бы сказать, не материально-правовая основа требований, а процессуальная основа, процессуальная возможность. Я на слух, может быть, не до конца воспринял, но давайте посмотрим ко второму чтению, и если там действительно есть проблемы, которые укладываются в русло этого закона, то, я думаю, можно будет посмотреть, потому что мне показалось, что то, о чём вы говорили, связано как раз с недостаточностью механизма материально-правового взыскания, а не процессуального, то есть невозможно взыскать по сути, а не по форме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. Юрий Сергеевич, скажите, пожалуйста, при конфискации имущества другим государством удерживаются налоги или какие-то долги нашим государством? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за вопрос. Если я его правильно понял, то, поскольку речь идёт о взыскании в пользу иностранного государства имущества, которое находится на территории России, я думаю, что здесь будут действовать общие правила. Вы, наверное, имеете в виду российские налоги в отношении этого имущества? Конечно, я думаю, что здесь будут действовать общие правила взыскания налога, в том числе возможность взыскания налога за счёт имущества, если нет других источников, будут действовать общие правила налогового производства, а они у нас достаточно жёсткие. Я думаю, что, конечно, не обложенное у нас налогом имущество не должно уйти иностранному интересанту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Юрий Сергеевич, вот за время существования данной конвенции сколько было конфисковано в пользу России, скажем так, имущества в иностранных государствах и, наоборот, российских активов иностранных преступников? Или вообще ничего не было, конвенция существовала просто как бумага? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за ваш вопрос. Ну, исходя из той статистики, которая у меня сейчас есть под рукой, по данным МВД, за период 2015-2016 годов от иностранных государств поступило пять запросов об аресте имущества. Во всех пяти случаях это были государства бывшего СССР: это Республика Беларусь (четыре запроса) и Республика Узбекистан - три запроса были удовлетворены, а в остальных случаях было отказано. По данным Генеральной прокуратуры, в указанный же период поступили три запроса о наложении ареста на имущество: два греческих запроса и один испанский - запросы Греческой Республики были направлены для организации исполнения в Следственный комитет, а запрос Испании был возвращён с предложением конкретизировать перечень процессуальных действий, которые требуется выполнить, и конкретизировать перечень объектов имущества, которые подлежат аресту. Что касается запросов о признании и принудительном исполнении приговоров (постановлений) суда иностранного государства о конфискации находящихся на нашей территории доходов, полученных преступным путём, то в названный период таких запросов не было. Это, напомню, за последние два года. Вот такая у меня есть статистика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич. Будут ли желающие выступить, коллеги? Нет. Тогда ставлю на голосование законопроект под пунктом 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 50 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 16 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.