Заседание № 18

11.01.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1012950-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5923 по 6181 из 8879
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад               
представителя Воронежской областной Думы Виктора Ивановича Буздалина.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУЗДАЛИН В. И., представитель Воронежской областной Думы.                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию             
представляется законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской           
Федерации об административных правонарушениях".                                 
                                                                                
В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской         
Федерации относится регулирование и защита прав и свобод человека и             
гражданина. Одной из актуальных задач Российского государства является охрана   
здоровья несовершеннолетних. К сожалению, в современный период сохраняется      
тенденция увеличения числа лиц, употребляющих наркотические вещества, а также   
совершающих преступления в состоянии наркотического опьянения. Кодекс об        
административных правонарушениях содержит санкции, предусматривающие            
привлечение лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет к                 
административной ответственности, однако правоприменительная практика           
показывает отдельные проблемы применения административного законодательства -   
это касается прежде всего закрепления мер позитивной ответственности, когда     
государство может предотвратить дальнейшее разрушение личности от               
употребления наркотиков. Так, суды наделены правом возложить обязанность        
пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании,        
между тем судебный процесс может длиться достаточно долго, включая              
обжалование и вступление в силу решений нижестоящих судов, этот период на       
практике занимает от нескольких месяцев до года. Это приводит к устойчивому     
заболеванию подростка и закреплению его наркотической зависимости. Комиссии     
по делам несовершеннолетних, которые являются центральным звеном по             
предупреждению антиобщественного поведения несовершеннолетних и обеспечению     
защиты их прав, такими полномочиями не обладают.                                
                                                                                
Предлагаемый Воронежской областной Думой законопроект направлен на расширение   
прав комиссий по делам несовершеннолетних, на совершенствование механизма       
правового регулирования в части применения превентивных, профилактических мер   
к лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, потребляющих наркотики   
или психотропные вещества. Это будет способствовать спасению подростков от      
пагубного потребления наркотиков и оздоровлению нации в целом.                  
                                                                                
Инициатива предоставить право комиссиям по делам несовершеннолетних и защите    
их прав возлагать юридически указанную обязанность на несовершеннолетних        
носит не репрессивно-карательную, а превентивную или                            
предупредительно-воспитательную функцию, так как направлена на предотвращение   
правонарушений и вытеснение антисоциального поведения, а также на сужение       
фактической и юридической возможности совершать правонарушения и                
преступления, её принятие будет способствовать возвращению подростков в         
нормальную жизнь.                                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, инициативу подсказала сама жизнь, так как комиссия по       
делам несовершеннолетних, обладая правом передачи дела в суд, этим правом не    
пользуется: статистика по Воронежской области является нулевой, практически     
во всех регионах так же. Есть практика принудительного направления судами на    
диагностику или лечение в случаях совершения несовершеннолетними                
правонарушений и преступлений, таких как кража, хулиганство и другие            
уголовные преступления, анализ которой и лёг в основу этой инициативы. Цель     
инициативы - убрать дополнительное административное звено, что ускорит          
лечение больного наркоманией подростка, возможно, спасёт ему жизнь,             
профилактировать, предупреждать совершение новых правонарушений, в том числе    
преступлений, освободив при этом от административной ответственности и          
назначения наказания. Всё это в интересах несовершеннолетних.                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, проблема существует, и её необходимо решать. Мы получили    
отрицательные отзывы и от Правового управления Аппарата Государственной Думы,   
и от правительства. Мы их внимательно изучили, но доводы, которые там           
приведены, - просто констатация, они отражают существующую действительность и   
не показывают, какими механизмами нужно руководствоваться, чтобы улучшить       
наркоситуацию в нашей стране.                                                   
                                                                                
Прошу поддержать предложенные нами изменения в административный кодекс.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по государственному строительству и законодательству    
Ирины Викторовны Белых.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект закона, по мнению     
авторов, разработан в целях совершенствования практики применения норм          
кодекса в отношении лиц возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет,            
совершивших административные правонарушения в области законодательства о        
наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.            
                                                                                
Авторы предлагают наделить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их     
прав практически полномочиями судей при назначении административного            
наказания, в том числе за уклонение лица, признанного больным, от               
назначенного наказания, а также при установлении судьёй срока, в течение        
которого лицо должно обратиться в медицинскую организацию для диагностики,      
профилактики, лечения от наркомании, медицинской и социальной реабилитации.     
Авторами предлагается наделить комиссии полномочиями судей при рассмотрении     
дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 6.9-1 и        
частью 2 статьи 20.20. Авторы полагают, что комиссии по делам                   
несовершеннолетних и защите их прав уполномочены только привлекать              
несовершеннолетних к административной ответственности, но на основании пункта   
1 части 2 статьи 29.9 Кодекса об административных правонарушениях по            
результатам рассмотрения дела комиссия вправе вынести определение о передаче    
дела в суд, в орган, должностному лицу, которые уполномочены назначать          
административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры      
воздействия, и этим правом комиссиям надо пользоваться. Это вопрос не           
внесения изменений в законодательные акты, а правоприменения.                   
                                                                                
Таким образом, механизм, который позволил бы провести диагностику,              
профилактические мероприятия, медицинскую и социальную реабилитацию             
несовершеннолетнего, существует. Полагаем, что административное принуждение     
как репрессивная мера со стороны государства к гражданину должно быть           
исключительно прерогативой суда. Комиссии по делам несовершеннолетних не        
наделены статусом, подобным судебному, в том числе независимостью при           
рассмотрении дел.                                                               
                                                                                
По проекту действительно имеется отрицательный отзыв Правительства Российской   
Федерации, но я хотела бы ещё напомнить, что не далее как месяц назад Комитет   
по охране здоровья уже рассматривал подобный законопроект, внесённый другим     
законодательным собранием, и он также был предложен к отклонению.               
                                                                                
На основании изложенного комитет предлагает данный законопроект отклонить.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Да.                                                           
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Иванович, заземлите, пожалуйста, покажите     
глубже проблемы, чтобы представителям комитета было понятней, какого            
количества молодых людей это касается, и скажите, как бы, с вашей точки         
зрения, ваша инициатива поспособствовала улучшению ситуации?                    
                                                                                
БУЗДАЛИН В. И. Если взять статистику, то могу сказать, что только в             
Воронежской области сейчас на учёте стоит 873 подростка в возрасте от           
шестнадцати до восемнадцати лет. В чём же суть нашей инициативы? Дело в том,    
что, как сказали оппоненты, содокладчик, такое право - право направления в      
суд - сейчас у комиссии имеется, но этот механизм не работает. Причина: в       
комиссиях отсутствуют юристы, которые могут правильно представлять материалы    
в суд, необходимо присутствие в судах и так далее, а ведь это касается всех     
несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, которые       
проходят через комиссии по делам несовершеннолетних и при каких-то              
определённых признаках и условиях могут быть направлены на диагностику или      
принудительное лечение.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня тоже вопрос к Виктору Ивановичу.                          
                                                                                
Виктор Иванович, уже было сказано, что действительно у комиссии такое право     
есть, и вы говорите, что у них просто нет кадров, которые бы правильно всё      
оформляли, - я думаю, не в этом дело. А дело в том, что очень сложно            
доказать, употребляет ребёнок или не употребляет, даже если он уже стоит на     
учёте, - суд должен заниматься этим вместе со следователями. Если               
несовершеннолетний совершил правонарушение, то понятно, что его привлекли       
прежде всего за правонарушение. Принудительное лечение - мы это тоже уже        
пробовали, принимали такой закон в отношении школьников, в отношении детей,     
которых нужно обследовать, - вы знаете, как это сложно всё идёт! Вот скажите,   
на что вы рассчитывали, внося такой законопроект, предлагая дать комиссиям      
права, которые уже есть?                                                        
                                                                                
БУЗДАЛИН В. И. Тамара Васильевна, я уже в докладе говорил, что это позволит     
сократить время. Дело в том, что с момента, когда дело направляется в суд,      
проходит достаточно длительное время. К сожалению, а может быть к счастью, в    
российской статистике нет данных о социальном статусе семей, в которых дети в   
возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет употребляют наркотики, но я,        
занимаясь этой проблемой с 2003 года, исходя из личного опыта могу сказать,     
что порядка 60 процентов таких детей - из благополучных семей. Мои коллеги,     
которые работают в наркодиспансерах, а также занимаются общественной            
воспитательной деятельностью, лечением, реабилитацией несовершеннолетних        
наркоманов, эту цифру увеличивают. Следовательно, если дело направляется в      
суд, то в большинстве случаев родители нанимают адвокатов, так как существует   
боязнь, что ребёнок в дальнейшей жизни будет иметь ограничения, как             
употребляющий наркотики. Поэтому мы и говорим, что это сократит время: если     
комиссия по делам несовершеннолетних, увидев признаки употребления подростком   
наркотических средств, направит вначале даже не на лечение, а на диагностику,   
это уже будет превентивная мера, и сократится время, а если действовать через   
суд, то пройдёт целый год и подросток станет уже абсолютно зависимым,           
появится очень высокая степень устойчивости к употреблению наркотиков.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.                                   
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. У меня вопрос к Ирине Викторовне.                                   
                                                                                
Уважаемая Ирина Викторовна, у нас в соответствии с законом "Об основах охраны   
здоровья..." принудительная диагностика считается нарушением права              
несовершеннолетнего на личную неприкосновенность. Скажите, пожалуйста, что      
для нас должно быть более важным: личная неприкосновенность                     
несовершеннолетнего или всё-таки оказание ему своевременной помощи? И есть ли   
у нас статистика по случаям, когда у комиссий по делам несовершеннолетних       
получалось довести дело до суда и подросток всё-таки был направлен на           
лечение?                                                                        
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Большое спасибо за вопрос, Вера Анатольевна. В любом случае         
здоровье ребёнка - это самое главное, что у нас есть, и мы ставим это во        
главу угла. Но тем не менее нужно сказать, и докладчик тоже упомянул об этом    
в своём докладе, что комиссии сегодня не пользуются тем правом, которое у них   
есть, и не направляют дела в суды, в те органы, тем должностным лицам,          
которые уполномочены принимать соответствующие меры - вовремя направить         
ребёнка в том числе на диагностику.                                             
                                                                                
Я хочу вам ещё напомнить, что главное предназначение комиссий, существующих с   
1918 года, - это всё-таки координация деятельности органов и учреждений         
системы профилактики безнадзорности, находящихся на территории конкретного      
муниципального образования, по предупреждению беспризорности, правонарушений    
несовершеннолетних и по защите их прав.                                         
                                                                                
Вот только что было сказано, что у комиссий нет юристов, и при этом эти         
комиссии предлагается наделить правом судей. Давайте всё-таки каждый будет      
заниматься своим делом: профилактикой, работой с семьями, составлением          
индивидуальных планов, отслеживанием, проверкой, а репрессивные меры - это      
всё-таки работа судей.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить?                               
                                                                                
Автор, пожалуйста.                                                              
                                                                                
БУЗДАЛИН В. И. Я хотел бы произнести только одну реплику. Я в докладе           
говорил, что наша поправка - это именно превентивная, профилактическая мера,    
но содокладчик постоянно называет её репрессивной мерой, к сожалению, здесь     
произошла подмена понятий: административное принуждение имеет несколько         
функций, не только репрессивную. Вот здесь момент, я считаю, абсолютно          
некорректный у содокладчика, поскольку именно после профилактического           
воздействия - прохождения диагностики - человек возвращается в социум, ничего   
не теряя, а наоборот, улучшая своё будущее.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слово содокладчику.                                       
                                                                                
Включите микрофон Белых.                                                        
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Ну, исключительно о некорректности содокладчика. Убеждена в том,    
что комитет принял абсолютно верное решение, и ещё раз повторяю, что каждый     
должен заниматься своим делом: комиссии - профилактикой беспризорности и        
безнадзорности и помощью семье в решении конкретной проблемы, а судьи будут     
делать то, что они уполномочены делать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 14 повестки      
дня.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               17 чел.3,8 %                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     19 чел.                                          
Не голосовало                 431 чел.95,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.