Заседание № 58
О проекте федерального закона № 101234-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (по вопросам защиты прав субъектов персональных данных).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
34-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный к третьему чтению законопроект, который комитету и его авторам представляется крайне важным и значимым. Простите, сегодня заключительный день, но я очень кратко попытаюсь напомнить о том, что это комплексный законопроект, которым мы ужесточаем государственный контроль за оборотом персональных данных. Крайне болезненная и очень актуальная тема для наших граждан, поскольку случаев утечек персональных данных, увы, немало. Законопроект был качественно доработан ко второму чтению с участием отрасли, были сняты все возникавшие сложные, проблемные вопросы. На сегодняшний день с полной ответственностью комитет может заверить коллег по парламенту, что в том виде, в каком законопроект предлагается к принятию в третьем чтении, он действительно даст очень конкретные и ощутимые результаты в деле защиты персональных данных наших граждан. Более детально останавливаться не буду, скажу, что все юридико-технические экспертизы пройдены. Законопроект полностью подготовлен к третьему чтению. Мы просим Государственную Думу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 34-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 19 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 101234-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (по вопросам защиты прав субъектов персональных данных; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
57-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению законопроект теперь с новым наименованием - "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Я напомню, что это комплексный законопроект, подготовленный депутатами - представителями всех фракций, и направлен он на защиту персональных данных наших граждан, усиление, ужесточение государственного контроля в этой сфере и устранение существующих сегодня правовых коллизий. Законопроект резонансный, вызвал большую дискуссию и в прессе, и в профессиональном сообществе, поэтому комитет ко второму чтению провёл не единожды обсуждение с отраслью, расширенные заседания комитетов и сумел, на наш взгляд, выработать те компромиссные решения, которые сняли существовавшие ранее острые вопросы. К законопроекту поступила 61 поправка, 38 из них рекомендуются комитетом к принятию, 23 поправки - к отклонению. Мы, повторюсь, сняли все острые вопросы, которые поднимали представители отрасли, и в том варианте, который комитет сегодня предлагает к рассмотрению, законопроект во всех смыслах является документом согласованным и решающим главную задачу - защитить персональные данные наших с вами избирателей. В этой связи комитет просит поддержать таблицы поправок и рекомендует принять Государственной Думе законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 36 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Синельщиков Юрий Петрович. Ещё есть вопросы? Нет. Включите микрофон депутату Синельщикову. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, предлагается принять поправку 23. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 23. Всё, да? СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2 за исключением поправки 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 28 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Поправка 23. Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Коллеги, предлагается изъять из законопроекта ограничение возможности предоставления третьим лицам персональных данных правообладателя, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Это, во-первых, в значительной мере ограничивает гражданский оборот сделок, потому что, скажем так, в качестве примера, гражданин, покупающий квартиру, лишён возможности напрямую получить соответствующий документ. А во-вторых, ограничиваются возможности журналистских, общественных и других расследований, ну, помимо профессиональных расследований в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ХИНШТЕЙН А. Е. Коллеги, комитет эту поправку не поддерживает, потому что одна из новаций нашего законопроекта в том, чтобы устранить существующую правовую коллизию. Кратко позволю себе напомнить, что закон "О персональных данных", базовый в этой сфере, определяет, что только сам субъект, то есть гражданин, может распоряжаться своими собственными персональными данными. Тем не менее действующий закон о Едином государственном реестре недвижимости предусматривает, что выписку о правообладателе, включая его персональные данные, может получить абсолютно любое лицо безотносительно своих целей. В этой связи мы синхронизируем существующие сегодня нормы и устанавливаем понятный и прозрачный механизм. Доводы, которые приводит уважаемый Юрий Петрович, о том, что таким образом якобы будет нарушен гражданский оборот сделок, несостоятельны, законопроект предусматривает механизм открытия этих данных. Кроме того, коллеги, скажу, что мы договорились и с Центральным банком, и с банковским сообществом, и поданная ко второму чтению поправка, которую вы уже поддержали в таблице поправок, упрощает дачу согласия гражданином на снятие запрета на выдачу информации о нём из ЕГРН, при этом используются в том числе существующие механизмы электронного взаимодействия между банками и Росреестром. Ну а кроме того, представить ситуацию, при которой человек продаёт что-то, но не показывает товар лицом, не снимает ограничение на распространение данных о своей недвижимости, довольно сложно. Если, Юрий Петрович, я вам или вы мне продаёте машину, наверное, вы мне эту машину покажете. Коллеги, комитет предлагает эту поправку не поддерживать, поскольку она концептуально противоречит нашему законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 23. Комитет предлагает её не поддерживать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 25 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Коллеги, все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 50 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ХИНШТЕЙН А. Е. Комитет просит рассмотреть законопроект в третьем чтении на завтрашнем заседании. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 101234-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросам защиты прав субъектов персональных данных; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, комитет просит перенести вопросы повестки 26 и 29 на 5 июля. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы 26 и 29 - на 5 июля. Нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 45
О проекте федерального закона № 101234-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных". Доклад Александра Евсеевича Хинштейна. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Уважаемые коллеги, позволю себе выступить и от лица авторов законопроекта, и от имени профильного комитета. Законопроект касается очень важной и болезненной, к сожалению, темы, а именно темы контроля за персональными данными и их защищённости. Согласно экспертным оценкам, за последние пять лет до 380 миллионов записей персональных данных россиян утекло в Интернет, и это без учёта текущего года, когда хакерские атаки на различные информационные ресурсы и системы персональных данных в нашей стране реализуются абсолютно неприкрыто и в масштабах, которых мы никогда не видели. Для всех очень яркой иллюстрацией явилась история с утечкой базы данных "Яндекс.Еды": 45 миллионов записей сегодня гуляют в Интернете, что даёт возможность любому желающему узнать, где живёт, каким телефоном пользуется, какие имеет особенности тот или иной гражданин нашей страны. В связи с этим группой депутатов, представляющих все, подчёркиваю, фракции Государственной Думы, внесён законопроект, который, конечно же, не является панацеей в решении этой важной и больной проблемы, тем не менее устанавливает новые требования, и, на наш взгляд, его принятие позитивно скажется на общей ситуации. Что предлагается нашим законопроектом? Прежде всего, мы устанавливаем обязанность операторов персональных данных незамедлительно информировать уполномоченный орган об инцидентах с принадлежащими им базами персональных данных. Сегодня, как ни странно, такая ответственность впрямую законом не установлена: у оператора украли данные, а он государству об этом сообщать не должен. Мы также предлагаем обеспечить взаимодействие операторов персональных данных с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы. Втрое сокращаются сроки исполнения операторами запросов органов власти, пользователей по вопросам, связанным с незаконной обработкой персональных данных. Устанавливается прямой запрет операторам на отказ гражданам в оказании услуг, если граждане не хотят предоставлять свои персональные данные, в том числе биометрические, когда это не является обязательным. К сожалению, в коммерческих структурах, в банках, у операторов сотовой связи сложилась такая общая практика, что без согласия на передачу и обработку персональных данных, тем более биометрических, с гражданином просто не заключают договор. Сегодня законопроектом мы устанавливаем также обязательное уведомление: оператор будет обязан сообщить гражданину о том, что это требование не является обязательным к исполнению. Кстати, отмечу, сегодня, чуть раньше, мы с вами приняли в окончательном, третьем чтении законопроект о внесении поправок в КоАП, которым установили ответственность за необоснованное требование персональных данных у граждан. Нашим законопроектом вводится и ограничение на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних, это очень чувствительная, болезненная тема. Мы распространяем административную ответственность не только на операторов персональных данных, но и на третьих лиц, чьи действия привели к нарушению прав граждан. Совершенствуется механизм трансграничной передачи персональных данных. Это особенно актуально в нынешних условиях, когда действуют различные ресурсы, открыто ведущие сбор данных о наших военнослужащих, сотрудниках, членах их семей, что, естественно, небезопасно. По данным Роскомнадзора, более 2,5 тысячи операторов на сегодняшний день передают персональные данные в государства, где не обеспечивается их адекватная защищённость. Теперь, коллеги, исходя из нашего законопроекта - в случае, конечно, вашей поддержки - трансграничная передача будет сопровождаться обязательным уведомлением операторами уполномоченных органов государственной власти, но не по каждому факту передачи, а о самом факте, намерении передавать в ту или иную страну персональные данные. Вводится - это очень важно - экстерриториальность применения нашего законодательства о персональных данных. Российское государство сможет вмешиваться в вопросы обработки персональных данных россиян и за пределами нашей страны. Отмечу, что аналогичные нормы сегодня уже действуют в законодательстве европейских стран. Европейские страны могут вмешиваться в обработку персональных данных своих граждан на территории России, мы - нет. Теперь это неравенство будет устранено. Кроме того, мы вносим изменения в законодательство, связанное с государственной регистрацией недвижимости. На сегодня сложилась ненормальная, на наш взгляд, ситуация. Закон устанавливает, что каждый обладатель персональных данных вправе самостоятельно определить, как дальше ими можно распоряжаться, и в то же время по запросу абсолютно любого гражданина, абсолютно любого юридического лица из Единого государственного реестра недвижимости можно получить персональные данные по любому адресу на территории нашей страны. О какой безопасности, защищённости и о какой сохранности персональных данных при таком подходе может идти речь? Поэтому мы устанавливаем, что данные из ЕГРН могут быть предоставлены третьим лицам с согласия физического лица - субъекта таких данных, для этого в ЕГРН будут вноситься соответствующие записи. Это ограничение не распространяется, конечно же, на запросы органов власти и управления. И прописывается порядок, при котором с помощью нотариуса все заинтересованные лица могут эти данные получать, скажем, когда речь идёт о подготовке и подаче искового заявления в суд. Например, вас сосед с верхнего этажа залил и вы не знаете, кто там проживает, или есть предмет вещного спора: вы хотите откадастрировать свой земельный участок, а сосед рядом с вами не позволяет этого сделать - вы идёте к нотариусу и через нотариуса соответствующий запрос направляете. Есть ещё ряд новаций в этом законопроекте, я не буду их все перечислять - надеюсь, что каждый из вас сумел или сумеет о них узнать самостоятельно, прочитав законопроект. Скажу, что мы очень подробно рассматривали законопроект на заседании профильного комитета, по информполитике, на прошлой неделе, приглашали туда представителей бизнеса, нотариата, Росреестра. Мы слышим определённые замечания, которые звучат в том числе со стороны бизнеса. Часть из этих замечаний, по нашему мнению, ко второму чтению может быть учтена. И хочу ответственно заявить, что, прежде чем законопроект, в случае вашей поддержки, будет сегодня принят во втором чтении, мы, конечно же, ещё раз со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с бизнесом, соберёмся и в открытом диалоге обсудим все поправки, потому что главная наша задача, коллеги, защитить персональные данные россиян, сделать так, чтобы граждане были уверены в своей безопасности. Надеемся на поддержку. Ну и конечно, Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает, у ГПУ замечаний нет. У нашего Правового управления замечаний нет. Дополнительных расходов из бюджета не потребуется. И даже успеваю сказать о том, что законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николаев Николай Петрович, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Александр Евсеевич, это очень важная инициатива, но мне кажется, что в ней нет большого раздела, связанного с тем, что дальше человеку делать, после того как у него украли эти персональные данные. Не находите ли вы необходимым его внести и, может быть, доработать этот законопроект, чтобы предоставить возможность гражданам, у которых украли данные, оперативно и за счёт, наверное, виновного лица или виновной стороны менять соответствующие документы или, там, номера каких-то свидетельств и так далее? Потому что это огромные хлопоты и человек, так сказать, обречён, после того как его персональные данные утекли. И наконец, необходимо, мне кажется, предусмотреть возможность для любого человека проверить, не утекли ли его персональные данные куда-то, в безопасности ли они, потому что... (Микрофон отключён.) ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопросы. Ну, начну с конца. Если персональные данные утекли, но оператор об этом не сообщил, то гражданин об этом не узнает. Теперь, с появлением нашего закона, будет введена такая обязанность, и у гражданина уже будет право запросить у оператора информацию, как обеспечивается сохранность его данных, и, кстати, право отозвать ранее данное им согласие на обработку своих персональных данных. Что касается вашего предложения об изменении персональных данных лиц, которые стали жертвами каких-либо преступных посягательств. Неоднозначное, скажу честно, предложение, над которым следует отдельно и очень детально поразмышлять, потому что это повлечёт за собой огромное количество проблем для гражданина. Вы представьте себе, что значит - зашифровать данные? Вот я себе представляю, как работает закон о защите свидетелей: в рамках существующих процедур свидетелю может быть изменена внешность, могут быть изменены документы, паспорт, военный билет, свидетельство о рождении, аттестат зрелости и так далее. Представьте, что происходит с обычным гражданином, какие сложности возникают. Кроме того, нужно будет оценивать - а это тоже непросто - степень опасности, возникшей в результате утечки его персональных данных. Но в чём я с вами солидарен - это в том, что, конечно же, гражданина нужно защитить, поэтому, как я сказал, предваряя обсуждение этого законопроекта, он не является панацеей, он является ещё одним серьёзным шагом на пути к обеспечению безопасности наших персональных данных, но эта дорога долгая, длинная. Мы поддерживаем инициативу, о которой сказало Минцифры России, о необходимости установить административную ответственность для компаний, владеющих персональными данными, включая оборотные штрафы, чтобы у бизнеса была мотивация эти персональные данные защищать. Мы также работаем вместе с коллегами над другими инициативами, которые в том числе предусматривают ответственность не только для тех, кто украл персональные данные, не только для тех, кто эти персональные данные дальше распространил, но и для тех, кто пользовался ими, заведомо зная об их преступном характере. Когда вы на условной "Горбушке" покупаете какой-то диск с данными, вы заведомо понимаете, откуда эти данные появились. Если вы покупаете в подворотне машину без документов, без техпаспорта, с перебитыми номерами, не удивляйтесь, что завтра у вас её изымут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н. Александр Евсеевич, первый вопрос. Не коснётся ли это добросовестных, так скажем, случаев? Если депутат поздравил ветерана, который ранее к нему обращался, с 9 Мая, к примеру, - ну, мы знаем, и губернаторы поздравляют и так далее - не повлечёт ли это за собой каких-то таких историй? И второй. Правильно ли я понимаю, что речь идёт именно о добросовестных сборщиках персональных данных? Вот, к примеру, данные ряда депутатов, мои в частности, были опубликованы на одном украинском сайте, там, тиражом 200 тысяч - пошли угрозы физической расправы, звонки и так далее. Сможет ли этот закон защитить в таких ситуациях, когда речь идёт о каком-то, условно говоря, анонимном телеграм-канале? Это же не добросовестные сборщики персональных данных. Не получится ли так, что закон именно для тех, кто легально работает, ну, там, для "Яндекс.Еды" и так далее, а кто вот так поступает... (Микрофон отключён.) ХИНШТЕЙН А. Е. Первое, никаких проблем и сложностей в том, чтобы вам, Михаил Николаевич, поздравлять ветеранов, этот закон за собой не повлечёт. Второе, я говорил ровно об этом - о том, что сегодня существует большое количество сервисов, которые ведут сознательный, целенаправленный сбор персональных данных россиян и их распространяют. Таких ресурсов, на которых находятся наши с вами персональные данные, включая номера телефонов, достаточно, и каждый из нас получает сообщения, звонки, мне вот звонили сегодня в три часа ночи. К сожалению, это следствие неурегулированности закона и незащищённости персональных данных. Вы опытный депутат, Михаил Николаевич, и, задавая вопрос, ну, отчасти лукавите. Вы понимаете, что этот законопроект не про наказание, этот законопроект про то, как сделать, чтобы наши персональные данные не утекали, чтобы все, кто вовлечён в эту цепочку, начиная с оператора и заканчивая самим гражданином, чётко понимали своё место в ней и понимали, что нужно сделать, чтобы завтра вы не увидели на новом, украинском или каком-то другом, ресурсе свои собственные персональные данные. Необходимо создать условия, которые не провоцируют и не порождают противоправные последствия, - законопроект про это. А об ответственности, я уже сказал, мы будем говорить дальше, внося соответствующие инициативы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Евсеевич, ну, с недостатком механизмов защиты столкнулись не только вы, но и все мы, и не только военные, пример которых вы привели. Конечно, закон такой нужен, но не видите ли вы рисков в новелле, которую вводит этот законопроект: нотариус наделяется правом на передачу персональных данных о правообладателе лицу, имеющему законный интерес? Вот не кажется ли вам расплывчатым понятие "лицо, имеющее законный интерес"? Не случится ли так, что в этих персональных данных, вернее, в неопределённости лица, которое имеет законный интерес, будет содержаться риск для правообладателя? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Сегодня нотариусы уже наделены полномочиями и правами передавать персональные данные, они выступают в качестве органа, гарантирующего и верифицирующего подлинность представленных документов, в том числе касающихся имущественных вопросов. Сегодня нотариусы подключены к защищённой системе передачи электронных данных по механизмам межведомственного взаимодействия, и мы понимаем, как будет работать этот алгоритм. К слову сказать, мы договорились и в решении нашего комитета записано, что ко второму чтению мы предложим поправку, устанавливающую предельную стоимость такого рода услуг, для того чтобы нотариусы, ну, не пользовались ситуацией, не злоупотребляли правами граждан: эта сумма будет соразмерна потребностям и будет в пределах 300-500 рублей. Что касается вашего вопроса о размытости формулировки. Ну, во-первых, вы привели лишь часть из внесённого законопроекта - он более конкретно описывает основания, при которых гражданин может прийти к нотариусу. А во-вторых, мы, конечно же, вместе с коллегами из нотариата, с профессиональными и отраслевыми сообществами, с гражданским обществом, как я уже сказал, ко второму чтению этот законопроект будем дошлифовывать и более чётко пропишем, если это потребуется, основания для такого запроса, с тем чтобы не было ни единого случая, просто по определению, когда человек, имея законные основания, - не потому, что он хочет узнать, кто живёт на другом конце страны, и не потому, что ему важно узнать, чем владеет Иван Иванович Иванов, а потому, что он сосед, потому, что у него есть вещный спор и он хочет подавать иск... Так вот гражданин в такой ситуации, конечно, должен иметь реализуемое право на информацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Евсеевич, безусловно, причины и намерения у этого законопроекта очень благие, всё понятно, и всё-таки есть вопросы именно в части коммерциализации этого процесса. Мы ведь не закрываем, по большому счёту, доступ к данным, а просто делаем неких субъектов, ну, обладающими эксклюзивным правом определять, кому информацию дать, кому не дать, тем более за деньги. Как вы относитесь к идее всё-таки оставить эту услугу бесплатной, государственной, чтобы, если действительно есть основания у человека получить эти сведения, он получал их бесплатно? Это первый вопрос. И второй вопрос. Об ответственности операторов вы сказали чуть ранее, тем не менее осталось неясным: у нас ведь не прописана ответственность, мы возлагаем обязанности в этом законопроекте, а ответственности нет - что делать с этим дальше? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопросы. Начну со второго. Что делать, я уже сказал: готовить и вносить новые инициативы, которые в соответствии с нашим Регламентом - рекомендую, кстати, его на досуге изучить - могут вноситься только в виде проектов самостоятельных законодательных актов. Коллега, сообщаю: у нас поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс - таково требование федерального законодательства - вносятся в виде самостоятельных федеральных законов, поэтому погрузить их в этот законопроект невозможно. Что касается нотариата. Нотариат - это некоммерческая структура, вопреки тому, о чём вы говорите, это совершенно особая структура, имеющая особое правовое регулирование, действующая на основании закона о нотариате. И те расходы, которые понесёт человек, направляя запрос, он и так несёт, когда обращается за выпиской в ту или иную организацию. В этом смысле для человека дополнительных расходов не возникнет. Но если человеку, простите, важно получить выписку об имуществе, то, наверное, есть какой-то резон в том, чтобы заплатить 300 рублей за эту выписку, нотариус тоже не должен работать бесплатно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Евсеевич, вы в своём докладе сказали, что тема важная и болезненная. Я думаю, все коллеги с вами согласны: законопроект нужен, необходим, его надо принимать. Вы также сказали про ответственность: ответственность будут нести в том числе за неисполнение этого закона. Вы также в своём докладе сказали про "Яндекс.Еду": 45 миллионов наших граждан проснулись - их персональные данные утеряны и находятся в сети "Интернет". Вот про ответственность: "Яндекс.Еду" оштрафовали на 60 тысяч рублей, что в принципе послужило для граждан Российской Федерации поводом, ну, достаточно скептически относиться ко всем этим вещам и к ответственности юридических лиц. Вы сказали, что Минцифры одобрило и рассматривает вопросы введения оборотных штрафов. А есть понимание по срокам, когда это будет? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Я сказал о том, что Минцифры выступило с такой инициативой. Пока текста законопроекта в конечной, финальной стадии нет. Мы надеемся, что он появится максимально быстро, поскольку понимаем, насколько важно сегодня защитить персональные данные россиян. Я с вами согласен, 60 тысяч за утечку персональных данных 45 миллионов россиян - это насмешка над здравым смыслом. Оборотный штраф при всей его жёсткости, строгости и суровости станет серьёзным стимулом для того, чтобы бизнес вкладывался и не допускал подобного рода утечек. Если бы коллеги из "Яндекса", при всём моём к ним уважении, заплатили оборотный штраф - а сегодня у нас уже такие примеры есть в законодательстве, - одну пятую, одну десятую оборота, они по-другому относились бы к мерам безопасности, нашей безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Ксения Александровна. ГОРЯЧЕВА К. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Александр Евсеевич, каким образом будет реализована возможность обычного гражданина доказать незаконные изменения права собственности и прочие манипуляции со своим имуществом в случае принятия этого законопроекта? ХИНШТЕЙН А. Е. Отвечаю на ваш вопрос: любые действия, вами названные, могут осуществляться только в судебном порядке. Так же как в судебном порядке и только в судебном порядке может быть изменена запись в ЕГРН. В этом смысле для граждан никаких проблем не возникает. Я уже сказал, что нотариус по требованию гражданина будет обязан эту выписку для него сделать, подготовив запрос, основание - подача заявления в суд в связи с несогласием относительно своих имущественных прав - является абсолютно железобетонным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Евсеевич, что касается всё-таки изменения практики доступа к ЕГРН. Долгие годы свободный доступ, он уже вошёл в гражданский оборот, то есть любое заинтересованное лицо может запросить, узнать информацию о том или ином объекте недвижимости, за исключением тех категорий, которые мы защитили, - это военные, работники оперативных служб и некоторые чиновники. Вот с чем связана сегодня необходимость этого открытого механизма? Это первое. И второй вопрос, связанный с нотариальными услугами, если такая информация кому-то потребуется: кто будет регулировать цену и не повлечёт ли это за собой появления дополнительных расходов у наших граждан? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопросы. Ну, по первой части. Я уже говорил в своём выступлении о том, что новеллы, связанные с совершенствованием законодательства о регистрации недвижимости, обусловлены необходимостью корреляции двух законов. Закон "О персональных данных" и всё законодательство в сфере персональных данных чётко говорит о том, что гражданин, являющийся владельцем этих персональных данных, вправе самостоятельно ими распоряжаться. Вот вы имеете свои персональные данные... Ну, вы, наверное, пример некорректный, потому что вы замещаете государственную должность, - возьмём ваших или моих избирателей. Вот у человека есть персональные данные, не только имя и отчество, но и другие, включая биометрию, он и только он этими данными должен распоряжаться, говорит закон, но в то же время есть другой закон, по которому, как вы справедливо замечаете, любой желающий может запросить данные и узнать, где вы живёте, узнать ваш адрес. Нет, к сожалению, мы не закрыли эти данные, как вы сказали, для военных или для сотрудников правоохраны, это происходит тогда, когда принимается решение о зашифровке этих данных, а оно принимается далеко не всегда массово и скопом. Но вопрос не в защите данных правоохранителей, не столько в этом - вопрос в защите данных наших граждан. Что касается стоимости этих услуг, по нашим убеждениям, эта сумма должна быть, как я уже сказал, соразмерна потребностям. Я полагаю, что цифра в пределах 300-400 рублей является здесь адекватной. Готовы к обсуждению и каких-то других предложений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить Александра Евсеевича: очень важный и своевременный законопроект. Но здесь вопрос не только закона, но и правоприменения - об этом говорили коллеги. У нас действительно... Я не слышал ни об одном громком деле, о наказании за распространение персональных данных, более того, куда ни придёшь... Вот даже такой простой вроде бы вопрос, как интервью нашим государственным информационным каналам: приходишь, они дают тебе листочек - хорошо, я внимательно читаю, что мелким шрифтом написано, - и там в половине этого текста указано, написано, что они имеют право использовать любые мои персональные данные для любых целей. Понятно, что люди, которые невнимательно читают документы, это подписывают. Опять же, пришёл на один из наших государственных информационных каналов (я столкнулся с этим, когда ещё не был в Государственной Думе): прежде чем выдать мне пропуск на передачу, от меня потребовали подписать документ, что я согласен с тем, что мои персональные данные будут использоваться, при этом отсканировали мой паспорт - все страницы. Зачем это нужно было службе охраны, я не понял. На мой вопрос, зачем это сделано, было сказано: "Такой у нас регламент". К сожалению, ни чиновники, ни предприниматели не понимают важность персональных данных наших граждан, а ведь защищённость каждого гражданина - это в конечном счёте защищённость всей нашей страны. Закон, конечно, надо принимать, но его надо усиливать. Конечно, ответственность за незаконное распространение персональных данных должна быть очень жёсткой, но, к сожалению, пока мы этого не видим. И самое страшное, мы не видим понимания этого прежде всего у наших государственных служащих. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боярский Сергей Михайлович. Пожалуйста. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Александр Евсеевич более чем подробно и убедительно рассказал нам о тех плюсах, которые даст принятие этого важного, своевременного закона. И я всех убедительно прошу его поддержать. Хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно же, будет поддерживать принятие этого законопроекта в первом чтении и приглашает всех для конструктивной работы ко второму. А что касается того, что без усиления ответственности мы вряд ли наведём порядок в этой сфере, конечно, полностью разделяю это мнение. Как уже было сказано, Минцифры поддерживает введение оборотных штрафов, что послужит дополнительным стимулом для компаний, как крупных, так и средних, для внедрения эффективных механизмов защиты наших персональных данных. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. Пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, главная новелла этого законопроекта сводится к тому, что персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, могут быть предоставлены третьим лицам только с согласия физического лица - субъекта таких данных. Ну, плюсы этого здесь были описаны, выступавшие на них остановились подробно. В чём минусы? Я хотел бы обратить внимание на два самых главных минуса. Первый минус: в законопроекте искажается суть самого ЕГРН. Реестр с общедоступными данными нужен для защиты прав граждан и защиты гражданского оборота. Сейчас покупатель перед покупкой недвижимости заказывает выписку об основных правах, благодаря которой он убеждается, что заключает договор купли-продажи с настоящим собственником. По новым правилам покупатель будет просить продавца предоставить выписку об основных правах, что усложнит и, конечно же, затянет сделку. Второй минус: в последние годы было достаточно много случаев, когда оппозиционные активисты при помощи выписок из ЕГРН раскрывали информацию о собственности крупных чиновников и членов их семей, о коррупционном поведении этих лиц, - теперь этой возможности просто-напросто не будет. С учётом этого фракция КПРФ не может поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Коллеги, я очень коротко, просто чтобы ни у кого не сложилось неправильное впечатление. Покупатель, продавец, приведёт к усложнению и так далее - нет, это не так. Трудно представить, чтобы продавец отказался показать покупателю, чем он владеет, а в этом случае он просто делает запись о том, что эти данные, выписка из ЕГРН, открыты. Кроме того, уже сегодня в Росреестре существует ресурс, на котором эту выписку можно будет без труда проверить. Что касается закрытия данных от так называемых борцов с коррупцией. Коллеги, давайте будем честными: формально сегодня есть все механизмы для того, чтобы закрывать информацию о правообладателях - тех, кто представляет интерес для оппозиции, я имею в виду представителей власти, чиновников и так далее. Для этого данный закон совершенно не требуется. А требуется этот закон - и вновь подчеркну, что он внесён представителями всех фракций, включая КПРФ, - для того, чтобы не повторялись истории, как с "Яндекс.Едой", чтобы по ночам нам не звонили непонятные субъекты, для того, чтобы каждый гражданин был уверен, что только он один распоряжается своими персональными данными. Коллеги, спасибо. Надеемся на поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных", пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 43 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.