Заседание № 139
13.07.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 101186-8 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма многодетным семьям в первоочередном порядке).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4944 по 5532 из 5824
Переходим к рассмотрению 41-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, после трёх месяцев нахождения в повестке данный законопроект наконец дошёл до обсуждения. На самом деле он очень важный и является, по сути, спутником к проекту другого базового закона - "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации". Я считаю, что на сегодня демографическая проблема в Российской Федерации - это одна из главных угроз, которая стоит перед страной. Я напомню, что по итогам 2021 года естественная убыль населения в стране составила миллион человек, по итогам 2022 года - 600 тысяч человек, по итогам этого года будет порядка 550 тысяч человек. И такая же тенденция сохраняется практически до 2030 года. Иными словами, страна катастрофически теряет своё население, в данном случае основное население, которое проживает на его территории. (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, у меня просьба: всё-таки повнимательнее. Если есть желание поговорить, можно поговорить и в коридоре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, потише, пожалуйста. Потише. КУРИННЫЙ А. В. Это действительно важный вопрос. Что касается вариантов, как можно преодолеть этот демографический кризис, эту демографическую яму. Ну, безусловно, есть два варианта: первый вариант - увеличить рождаемость и количество многодетных семей как главный элемент такого подхода, второй вариант - завезти мигрантов. Мне кажется, что второй вариант сегодня полностью погубит и культурную идентичность Российской Федерации, и вообще в принципе может разрушить нашу страну в целом, поэтому именно многодетная семья, культ многодетной семьи должен быть той основой, которая должна спасти Россию, вытащить её из тех проблем, которые существуют. Какие проблемы стоят перед многодетными семьями и теми, кто принимает решение - иметь третьего ребёнка, четвёртого, пятого или не иметь? Ну, главная, основная проблема, безусловно, финансовое положение, вторая по значимости проблема - это проблема, связанная с жильём, точнее, с отсутствием нормального жилья у многих из таких семей. Первая часть проблемы решается в нашем базовом законопроекте, "Об основах правового положения многодетных семей...", - я надеюсь, его мы тоже рассмотрим, - вторую предлагается решить здесь. Причём речь идёт о возвращении - это не какая-то новелла - в Жилищный кодекс положения о первоочередном предоставлении жилья по договорам социального найма именно многодетным семьям. Такое положение действовало в Советском Союзе в 80-е годы, потом Жилищный кодекс, к сожалению, эту категорию полностью исключил из числа тех, кто имеет право претендовать на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Сегодня даже такого института, как первоочередное предоставление, нет. Далее, что касается замечаний. Ну, первое замечание. Говорят, что многодетные семьи у нас и так хорошо поддерживаются: вот выплату 450 тысяч рублей могут предоставить при рождении третьего ребёнка, могут земельный участок предоставить многодетной семье - и вот благодаря этим беспрецедентным мерам, собственно, жилищную проблему можно решить. Это не так, тем более что данный законопроект направлен на поддержку самых бедных многодетных семей. Напомню, это те, у кого сегодня величина доходов на душу, на одного члена семьи не превышает 1,2 прожиточного минимума. То есть это самые бедные семьи, которые в принципе не могут ничего приобрести, в принципе им никто не даст никакую ипотеку, даже наличие вот этих потенциальных 450 тысяч ничего не решает. Я думаю, многие из вас сталкивались с подобными семьями, когда приходишь в однокомнатную квартиру, а там проживает семь-восемь человек. Причём во многих семьях вполне нормально квартира содержится и детишки умные и ухоженные, но проживать ввосьмером, вдевятером в однокомнатной квартире либо в двухкомнатной квартире - ну это то ещё испытание, вы прекрасно понимаете. Это с одной стороны. А с другой стороны, в семье, где двое детей или один ребёнок, подумают ещё много раз: а стоит ли заводить третьего, четвёртого, учитывая, какие сложности возникнут и в плане того, чтобы поднять ребёнка, и в плане того, чтобы он нормально занимался, чтобы у него было своё место и всё, что с этим связано. То есть речь идёт о самых бедных семьях, которые не способны самостоятельно купить жильё, у которых доходы не превышают 1,2 прожиточного минимума на одного члена семьи. Ну и естественно, институт возрождения первоочередного права никак не влияет на внеочередников. Это замечание правительства - я не знаю, кто его писал, - абсолютно безграмотное. Внеочередники остаются внеочередниками: это те, кто проживает в аварийном жилье, это лица, которые страдают определёнными хроническими заболеваниями, исключающими совместное проживание, - они как получали во внеочередном порядке, так и будут получать, даже если закон будет принят. А вот дальше начинаются первоочередники, и в их число мы предлагаем включить как раз многодетные семьи. Следующий момент, следующее замечание. Правительство говорит о том, что вот, мол, непонятно, что это такое - многодетная семья. Действительно, на федеральном уровне есть только указ Президента Российской Федерации. Я напомню: здесь был министр профильный, он обещал, что будут внесены изменения в этот указ, - до сих пор не внесены. Но в нашем законопроекте этот вопрос урегулирован: на всей территории Российской Федерации единый статус многодетной семьи - трое и более детей, с единым комплексом мер социальной поддержки, который выводит многодетную семью из категории бедных, ну, хотя бы в том определении, которое даёт правительство. Ну и вот вторым законопроектом предлагается решить жилищный вопрос. Третий момент - это то, что будут большие очереди: вот такая ситуация, что будут большие очереди в муниципалитетах, поэтому вот, мол, некрасиво. Я напомню, что сегодня очереди на получение жилья по социальному найму и так немаленькие, мягко говоря, и перспектива получить жильё у тех, кто встал туда, имея все необходимые критерии для этого... А я напомню: это низкие доходы, это отсутствие собственного жилья, это отсутствие объектов типа машины и тому подобных дорогостоящих. Не так просто в эту очередь ещё и попасть. Так вот эти очереди огромные и движутся они крайне медленно. На наш взгляд, возвращение к правильной советской практике, принятие проекта базового закона, "Об основах правового положения многодетных семей...", ещё раз говорю, способно сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, способно резко увеличить количество многодетных семей, а без этого говорить о возрождении России, говорить об увеличении населения, говорить о каких-то перспективах совершенно не приходится. Поэтому это не какое-то там маленькое изменение, это один из элементов большого и важного дела и вопрос, касающийся национальной безопасности, вопрос, касающийся будущего нашей страны, без преувеличения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Елены Вениаминовны Бондаренко. Пожалуйста. БОНДАРЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Авторы законопроекта предлагают закрепить в Жилищном кодексе право многодетных семей на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма. Я напомню, что Жилищный кодекс предусматривает только два способа предоставления жилья - в порядке очерёдности, исходя из времени постановки на учёт в качестве нуждающегося, и во внеочередном порядке. Сейчас у нас такое право предоставляется только двум категориям очередников - тем, кто проживает в жилых помещениях, признанных непригодными и не подлежащими ремонту или реконструкции, и тем, кто страдает хроническими заболеваниями в тяжёлой форме. Как следует из пояснительной записки, предлагаемая мера позволит существенно помочь многодетным семьям в решении базового жилищного вопроса, а также может стать дополнительным стимулом для семей с одним или двумя детьми стать многодетными. Безусловно, идея оказания многодетным семьям помощи в улучшении жилищных условий заслуживает внимания, но предлагаемое регулирование не решает поставленной задачи. Кроме того, федеральное законодательство не определяет понятие "многодетная семья". Сейчас регионы самостоятельно определяют категории семей, которые относятся к многодетным и которые нуждаются в дополнительной социальной поддержке. В рамках своих полномочий и за счёт своих средств регионы самостоятельно предоставляют разного рода поддержку многодетным семьям, например земельные участки для строительства, денежные выплаты, компенсации, ипотеку для многодетных. Кроме того, мы отмечаем, что закрепление в законе права без финансового его обеспечения будет носить декларативный характер. Правительство законопроект не поддерживает. Комитет-соисполнитель - Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает. И наш комитет также не поддерживает и предлагает законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К сожалению, мнение нашего комитета не было единым, потому что мы вместе с коллегой Дробот голосовали за этот законопроект, но мы оказались в меньшинстве. Елена Вениаминовна, скажите, пожалуйста, ваше утверждение о том, что федеральное законодательство не определяет понятие "многодетная семья", означает ли, что указ президента для вас не является нормативным документом федерального уровня и вы не намереваетесь его исполнять? Ведь даже Министерство обороны на основании этого указа, как вы помните, изменило директиву свою, потому что у нас действительно есть единая федеральная норма. Это первое. Ну и второе, законопроект носит декларативный характер - тогда что предлагаете вы? Вы сказали, что понимаете и поддерживаете необходимость решения жилищного вопроса многодетных семей. Какие предложения у вашего комитета? Мы готовы их учесть. БОНДАРЕНКО Е. В. Сначала внести и урегулировать понятия "первоочередной порядок", "многодетная семья", затем подготовить, конечно же, финансовое обеспечение. Пока у нас нет урегулированных данных понятий, о чём может быть речь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемая Елена Вениаминовна, я смотрю в текст документа, и там, в пункте "б", написано: "В первоочередном порядке жилые помещения... предоставляются многодетным семьям". А вы в своей аргументации говорили про внеочередной порядок. Но здесь же принципиальная разница - так как правильно? БОНДАРЕНКО Е. В. Предлагается первоочередной порядок, но такого понятия у нас как бы сейчас нет. Поэтому нужно, как я уже сказала, урегулировать понятие "первоочередной порядок". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Я дополню. Уважаемые коллеги, первоочередное предоставление жилья существовало ранее в Жилищном кодексе, и предлагается эту процедуру вернуть. Сначала внеочередное, потом первоочередное, ну и потом на общих основаниях, как, собственно, и было до этого. Никакие категории, о которых говорили, - проживающие в аварийном жилье, страдающие заболеваниями - не пострадают. Ну и что касается финансового обоснования. Я напомню, что полномочиями, обязанностью по предоставлению жилья по социальному найму сегодня у нас наделены муниципальные органы. Неплохо было бы, конечно, чтобы и субъекты в этом помогали, ещё лучше было бы, чтобы и Федерация помогала, перечисляла соответствующие средства, но эти очереди уже существуют реально, люди по ним худо-бедно, но получают квартиры - где-то лучше, как в Москве, где-то хуже, как в других регионах. Такая очередь есть, и включить туда в первоочередном порядке многодетные семьи было бы правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Казанков Сергей Иванович. КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ. Елена Вениаминовна, самая северная страна в мире - это, конечно же, Россия, формально ещё есть Канада, но Торонто находится на той же широте, что и Сочи, поэтому на них даже равняться нечего. Для россиян вопрос жилья - это вопрос выживания, поэтому что может быть более ценным, чем первоочередное предоставление жилья многодетным? Вот что вы можете ещё предложить ценнее, чем право на жизнь? БОНДАРЕНКО Е. В. Ну, по-моему, я уже ответила на этот вопрос. Давайте в первую очередь урегулируем понятия, подготовим финансовое обоснование, а потом вернёмся к этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксёненко Александр Сергеевич. АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Разработчикам вопросы. Алексей Владимирович, многодетные семьи надо поддерживать, ну а что по поводу остальных категорий? У нас есть сироты, у которых очереди гораздо больше, и вопрос не решается уже много лет - почему не учитывать эту категорию? Это первый вопрос. И второй вопрос. Сегодня много говорилось о неурегулированности важного термина "многодетные семьи" - не кажется ли вам, что нужно отдельным законом этот вопрос решать? Наша фракция уже несколько раз выдвигала идею, говорила, что нужно урегулировать этот вопрос. Сегодня уже спикеры от всех фракций сделали это замечание. Как вы считаете, может быть, отдельным законом нужно урегулировать понятие "многодетные семьи"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Сергеевич, за вопросы. Вы, наверное, просто недослушали. Я сказал, что соответствующий базовый законопроект внесён - "Об основах правового положения многодетных семей...". Он сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе. Там урегулированы все остальные вопросы, связанные с финансовым обеспечением, с выплатами, с доходами, с предоставлением даже зарплаты многодетным родителям. С ним можно ознакомиться. А это проект закона-спутника. Что касается детей-сирот, они не получают жилые помещения по договорам социального найма. Это совершенно другая очередь, это получение жилья из специализированного жилого фонда, я напомню, по отдельной совершенно очереди, по отдельному совершенно механизму, и никакого отношения к предоставлению жилья по договорам социального найма дети-сироты не имеют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Елена Вениаминовна, присаживайтесь. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как минимум две позиции, на которых сейчас настаивает комитет, не просто решены действующим законодательством, но... Я могу сказать, что в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса устанавливаются категории лиц, которые имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Это действующая норма Жилищного кодекса - скажите, пожалуйста, а что ещё тогда изобретать? Здесь говорится о двух категориях, которые уже называли: граждане, которые проживают в непригодных помещениях, и люди, которые страдают хроническими заболеваниями в тяжёлой форме. Мы никакую новую норму здесь изобретать не будем, мы внутри этой нормы добавляем ещё одну категорию внеочередников, и это не требует дополнительных финансовых расходов, и никакое финансовое обоснование здесь не нужно. Ну, я не соглашусь всё-таки с позицией комитета об отсутствии федерального нормативного документа, который у нас даёт определение статуса многодетной семьи. Нравится кому-то или не нравится кому-то, но указ президента у нас на сегодняшний день действует. И я хочу проинформировать всех, в том числе коллег из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...". Мы все проголосовали за создание в Государственной Думе рабочей группы по подготовке законопроекта о мерах государственной поддержки многодетных семей. Мы уже провели заседание рабочей группы. Мы уже согласовали с профильным министерством, с министерством труда, этот законопроект, где определили статус многодетной семьи: это семья, где трое и более детей. Мы направили этот документ на заключение в правительство. Вчера мы задавали вопрос вице-премьеру Григоренко, с тем чтобы ускорить всё-таки принятие этого законопроекта. Я большую тайну вам не открою, понимаю, и скажу, что профильное министерство решило сейчас идти по пути актуализации указа президента от 1992 года. А это означает, уважаемые коллеги, что мы сейчас сами себя обманываем, то есть, если останется указ президента, как и прежде, профильный комитет будет нам говорить: у нас нет федерального закона, поэтому проект закона о жилье для многодетных семей мы поддержать не можем. Мы просто ходим по кругу, обманывая сейчас многодетные семьи, что мы о них заботимся, и в заключении комитета пишем, что комитет разделяет эту озабоченность. Но ничего мы не разделяем, потому что... Повторяю, мы сами себя загоняем в ловушку! Я понимаю, что сегодня, коли заключения комитетов уже есть и они отрицательные, большинство проголосует против этого законопроекта, но мне представляется, что когда-то мы должны сделать первый шаг в этом направлении, проявить реальную заботу о многодетных семьях. Сегодня уже публично обсуждается предложение нашего коллеги считать многодетной семью с двумя и более детьми. Ну давайте мы не будем вот тех людей, вот те семьи, в которых сегодня воспитываются дети и которые испытывают... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ОСТАНИНА Н. А. Давайте не будем спекулировать на чувствах людей, которые испытывают потребность в поддержке государства. Слыша такие заявления от нас, от тех, кто наделён государственными полномочиями, люди действительно вдохновляются, воодушевляются и ждут. На самом деле ведь это просто, ну, пиар-инициатива. Ну нельзя многодетной семьёй считать семью, где детей столько же, сколько родителей! Детей больше, чем родителей, хотя бы на одного, тогда семья многодетная. Коллеги, это чрезвычайно чувствительная тема, и просим всех быть, ну, гораздо корректнее в своих законодательных инициативах. Любой профильный комитет, поверьте нам, всё-таки имеет опыт работы, и хорошо бы на него всё-таки опираться. Мы поддержим этот законопроект. И вас просим, даже если вы сегодня не поддержите, задуматься о том, каким путём нам идти, для того чтобы решить жилищный вопрос для многодетных семей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Качкаев Павел Рюрикович. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, пусть на меня не обижаются коллеги, которые внесли этот законопроект, но комитет и я считаем, что... Вот есть такая поговорка или, как сказать... Ехать или шашечки? Вот я с глубоким уважением отношусь к многодетным семьям и считаю, что это очень серьёзный вопрос и его нужно урегулировать. Но уж если мы берёмся его урегулировать, не нужно спекулировать 431-м указом Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, который был подписан в 1992 году и в котором чётко написано, вот зачитаю специально: "Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краёв, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга: а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке..." Что, здесь сказано - трое детей, четверо детей, двое детей, один ребёнок? Это не урегулировано в целом по стране, поэтому каждый регион предусматривает меры социальной поддержки. И говорить о том, что не делали финансово-экономическое обоснование только из-за того, что это полномочия регионов... У нас же более 60-70 процентов регионов дотационные, они получают дотацию из бюджета Российской Федерации, то есть опосредованно, но это наш с вами бюджет, который мы принимаем каждый год. Это первое. Второе. Вот до 2005 года, до принятия Жилищного кодекса, да, было такое понятие в жилищном... ну, в документах (тогда ещё не было Жилищного кодекса) - "первоочередное...". Но говорить о том, что мы сегодня вот во внеочередное вносим первоочередное... Сначала нам нужно определить, что такое первоочередной порядок предоставления жилья. Ну нет этого понятия! Если нужно, чтобы мы приняли этот законопроект, надо на федеральном уровне определить понятие "многодетная семья", ввести понятие "первоочередное...", хотя бы прикинуть, сколько у нас сегодня многодетных семей нуждается. Я вот специально при подготовке к сегодняшнему выступлению поднял всю статистику, так вот у нас в 2021 году было 1,7 миллиона многодетных семей в стране, из них 400 тысяч - это неполные семьи, из них 344 тысячи - это семьи, где только мама, и 60 тысяч, где только папа. Но я нигде не нашёл, сколько среди них нуждающихся. Мы даже не знаем, о какой сумме идёт речь. Вот на основании этого фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта. Прошу прощения, но это серьёзный момент, мы вообще за решение проблем многодетных семей, но не с таким подходом, а с более детальным и с более продуманным подходом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич... Кто от фракции у вас будет? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По три минуты. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" поддержит представленный законопроект о внеочередном предоставлении социального жилья многодетным семьям. И очень печально слушать представителей фракции партии власти, которые пока чего-то недопонимают, хотя сами многократно и говорят, и слышат от руководства страны, что демографическая проблема является самой острой проблемой сегодняшнего, завтрашнего и послезавтрашнего дня. Что тут непонятного? Вот они говорят: да, ехать надо, но вот шашечки, давайте определение шашечкам, перешашечкам, а мы потом подумаем, принимать ли закон о поддержке многодетных семей. Да все семьи в России должны быть многодетными! Что вам непонятно? И для того чтобы семья становилась многодетной, особенно молодая семья, ей нужно помимо хлеба насущного и воздуха жильё - вот здесь что непонятно? Пределы есть. Определите, семья малообеспеченная или обеспеченная, все эти показатели тоже есть. И пожалуйста, давайте реализовывать. Единственно, не было сказано, но я так думаю, что может быть в заключительном слове сказано как претензия к авторам этого законопроекта: ну где же нам взять миллион квартир для социального найма? Есть сразу же ответ (и я предлагаю коллегам продолжать, что называется, добиваться справедливости и решения этого вопроса) - компенсация. Да, нет социального жилья, достойного, комфортабельного, но деньги на аренду жилья, будьте любезны, многодетной семье, малообеспеченной, выплатите. И всё. Вот в чём суть идеи, в чём суть концепции. Вот тогда можно будет сказать, что мы действительно идём к решению проблем, к разрешению вот этого страшнейшего демографического кризиса в России. А иначе это демагогия. Можете быть правы, не правы, по сути, не по сути, но это издевательство - говорить о том, что, мол, здесь вот как-то нам непонятно, в чём концепция представленного законопроекта. В первом чтении голосуем за концепцию - за поддержку жильём, самым необходимым, многодетных семей и мотивацию вот такого развития... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, я не займу много времени, просто тема, которая поднимается в этом законопроекте, гораздо шире, чем этот законопроект. Я хочу напомнить, что мы с вами совершенно недавно заслушивали отчёт Министерства труда и социальной защиты о демографической политике, о результатах демографической политики в нашей стране. И я хочу напомнить, что и на встрече с фракциями, и здесь, в нашем зале, министр признал катастрофическую ситуацию в этой сфере. Более того, вот здесь, в этом зале, нет ни одного человека, который относился бы равнодушно к проблеме многодетных семей, мы с вами все признали, что требуются экстраординарные меры, потому что мы стоим на грани катастрофы демографической, по сути, уже в ней находимся, в этой яме. И нужны меры, не просто какие-то меры поддержки, а меры, которые помогут стране преодолеть, совершить этот рывок. Конечно, совершенно другие подходы необходимы. Данный законопроект, понятно... Здесь была отсылка к советскому опыту. Да, советский опыт показывал, что много было очередей, они шли годами, люди не получали жилья, но сама попытка внесения этого законопроекта, даже декларативного, является следствием того, что, коллеги, у нас хронически откладывается решение этой проблемы. Всё время затыкаем какими-то лоскутными мерами, пытаемся показать всем, что мы демографией занимаемся (говоря "мы", я имею в виду государство и нас с вами в том числе), но системно этот вопрос не решается десятилетиями. Посмотрите, мы с вами всё время обращаем внимание на проблему трудовых мигрантов, а это две связанные между собой вещи: если мы не будем поддерживать своих, приедут чужие, будут навязывать нам чужие правила, будут заниматься насилием и разными ментальными конфликтами, которые сегодня мы разгребаем. И на это тоже нет ответа. Более того, я вам хочу сказать, вчера задавали вопрос Григоренко - нет человека, ответственного за миграционную политику, точно так же, как нет человека, ответственного за демографическую политику в нашей стране. Вывод очень простой. Да, мы показываем меры, которые должны приниматься, да, в стране нужно принимать закон о такой поддержке, но, как только мы примем этот закон, завтра же возникнет вопрос: а есть ли такое количество социального жилья в нашей стране? А его нет, потому что в плане это не стоит, ведь правительство выбрало такую тактику: мы поддерживаем, но пусть они сами это делают. А они сами не хотят делать, потому что это очень тяжело - многодетную семью сегодня содержать, тем более зарабатывать на жильё, которое сами знаете, сколько стоит. Мы поддерживаем и призываем к тому, чтобы был нормальный комплекс мер поддержки демографической политики в нашей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Заключительное слово? Докладчик, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, спасибо за обсуждение, довольно бурное, но всё-таки в отношении шашечек, определений и названий... Давайте с самого первого и понятного. Я думаю, первоочередное от внеочередного отличить вполне возможно: вне очереди - это вне очереди, первоочередное - значит впереди основной очереди. Если комитет считает, что надо дополнительно уточнить понятие, ко второму чтению никто не мешает уточнить его, для того чтобы все его правильно прочитали, хотя я не вижу никаких проблем. Второй момент. Это было уже, была действующая норма, которая работала: институт первоочередного получения жилья. Третий момент, определение многодетной семьи. Да, его надо вносить в закон, абсолютно убеждены в этом, и соответствующий законопроект внесён. Многодетная семья, которая живёт в Карачаево-Черкесии, и многодетная семья, которая живёт в Москве, и та, которая живёт на Камчатке, должны обладать равными базовыми правами, абсолютно точно. Эти права должно гарантировать государство в лице Федерации, а не отдельные субъекты, которые что-то могут, а чего-то не могут. Когда в Москве и стоянки есть, и доплаты есть, и многодетная семья считается... и всё вроде бы неплохо, а в других регионах, извините, и всякие мелочи не удаётся получить дополнительно, получается, у нас люди разного сорта проживают в разных регионах нашей страны. Мы предлагаем эту проблему решить. Дальше, что касается необходимых средств. Давайте найдём, заложим. Никого не смущает, что у нас, ну, уже давным-давно, с 2005 года очереди на получение жилья по социальному найму существуют и в них состоят сотни тысяч наших граждан. Они есть. Да, денег не хватает, да, жилья мало, но эти очереди существуют. И наша задача сегодня, наше предложение - не придумывать ничего нового, просто впереди этой очереди, основной очереди, поставить многодетную семью по вполне понятным причинам: потому что у них дети, их надо растить, потому что им нужно пространство, потому что надо стимулировать процесс появления многодетных семей и развивать это направление. Если этого не будет, в 2100 году нас останется 60 миллионов человек - просто не сможет оставшееся население ни границы охранять и удерживать, ни экономику содержать. А я думаю, страна ещё раньше кончится, если мы не решим этот самый главный, базовый вопрос. А мы сегодня на это всё закрываем глаза: ну катится и катится, ну приедут мигранты, китайцы приедут, ещё кто-то приедет... Да не будет России после этого! Мы это прекрасно понимаем. Это базовые вопросы, которые просто так, одним решением, естественно, невозможно решить, мы это прекрасно понимаем. Определение можно отрегулировать. Понятие многодетной семьи надо закреплять в федеральном законодательстве, есть для этого законопроект соответствующий. Финансовые средства, да, надо изыскивать, их нужно больше. Хотя сам механизм предоставления жилья по социальному найму сегодня существует: мы просто закрыли глаза на то, что многие малоимущие семьи, которые имеют право на получение жилья, вроде как имеют право по этому механизму, годами, десятками лет жилья не получают, находятся в этих очередях 20 лет, 30 лет. Вы, наверное, сталкивались с такими случаями. И мы на это спокойно закрыли глаза - ну не получили и не получили, ну нет и нет, ну даёт один город, например Ульяновск, большой город Ульяновск десять квартир в год в лучшем случае, ну вот и всё, что он может сделать. Да, Москва закрывает, да, наши нефтяные эмираты закрывают этот вопрос, предоставляя вовремя жильё, но в остальных-то субъектах именно такая ситуация. И из очереди выкидывают людей или потому, что они умирают, или потому, что у них вдруг доход неожиданно превысил вот эти 1,2 прожиточного минимума либо ещё что-то появилось, - именно по этой причине сокращаются очереди на получение жилья по социальному найму. Мы считаем, что эту проблему, я имею в виду проблему демографическую, надо решать. Сегодняшний законопроект - это один из тех шагов, которые позволят эту проблему решить реально, точно так же, как и тот базовый законопроект, о котором я говорил, "Об основах правового положения многодетных семей...". Мы предлагаем поддержать законопроект и начать медленное, тяжёлое движение по возрождению нашей страны, потому что без людей, без населения, коренного населения, повторяю, не будет России, не будет культуры, ну и, по большому счёту, вы сами понимаете, не будет никакого будущего. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 41. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 11 мин. 07 сек.) Проголосовало за 105 чел.23,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7 % Результат: не принято Не принимается. Останина Нина Александровна - по ведению. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наверное, Павел Рюрикович оговорился, похоронив целый миллион многодетных семей: у нас сегодня 2 017 686 многодетных семей - Павел Рюрикович сказал, что только миллион. Для стенограммы. Я думаю, правильно, чтобы сегодня все мы знали эту статистику. И приглашаю в наш комитет (мы проводили парламентские слушания), где есть вся статистика - численность нуждающихся многодетных семей по каждому региону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Качкаеву включите микрофон. КАЧКАЕВ П. Р. Очень коротко. Нина Александровна, я чётко сказал: перепись 2021 года - там 1,7 миллиона многодетных семей. Это по данным переписи 2021 года я сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.
Заседание № 132
21.06.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 101186-8 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма многодетным семьям в первоочередном порядке).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 653 по 667 из 5267
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просим 27-й вопрос перенести на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос 27. А это ваш законопроект, Николай Васильевич. Коллеги, это законодательная инициатива фракции КПРФ... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну так и скажите: нет докладчика. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается решение о переносе на завтра, если консенсус у нас по этому вопросу.