Заседание № 332
О проекте федерального закона № 1010252-7 "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста, Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами во втором чтении 15 декабря сего года. Он полностью подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы, замечаний по нему не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект, 6-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 17 мин. 56 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 330
О проекте федерального закона № 1010252-7 "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 19-го вопроса. О проекте федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 27 октября сего года. Напомню, в нём идёт речь о правовом обеспечении функционирования на всей территории нашей страны системы вызова экстренных и оперативных служб по единому номеру "112". Принятие закона будет способствовать повышению безопасности наших граждан, снижению имущественного ущерба от всякого вида ЧС и происшествий путём сокращения времени реагирования на вызов экстренных и оперативных служб. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило 13 поправок: девять поправок профильным комитетом рекомендованы к принятию и размещены в таблице поправок № 1, четыре поправки рекомендованы к отклонению и включены в таблицу поправок № 2. Уважаемые коллеги, просьба поддержать решение профильного комитета, проголосовать за таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 27 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. По таблице поправок № 2 есть замечания? Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 02 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Ставится на голосование законопроект под пунктом 19 нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 31 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне... Нет у вас предложений? Хорошо.
Заседание № 319
О проекте федерального закона № 1010252-7 "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 21, проект федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Алексея Михайловича Серко. Пожалуйста. СЕРКО А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Система "112" разворачивается на территории нашей страны начиная с 2010 года и в настоящее время успешно функционирует уже более чем в 56 субъектах Российской Федерации. Внедрение системы "112" предусматривает полное документирование всех этапов обработки вызовов, от поступления запросов в систему до внесения в базу данных результатов реагирования. Все этапы обработки сообщений фиксируются в специальных карточках происшествий - унифицированных карточках информационного обмена. Ни одно действие в отношении вызова не останется незамеченным. Фиксирование и регламентация действий операторов позволяют строго контролировать ход выполнения реагирования на запрос, количество данных в системе увеличивается, что даёт полную и достоверную картину происшествия и отображает всю последовательность работы по нему. Законопроектом предлагается определить систему "112" как совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру "112", информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами; определить силы и средства системы "112", установить принципы организации и функционирования системы; разграничить компетенцию между федеральным уровнем, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями; определить порядок обработки, выгрузки и использования информации, генерируемой системой "112". С учётом того что в настоящее время завершаются построение и ввод в эксплуатацию системы "112" в 29 субъектах Российской Федерации, вступление закона в силу предполагается в 2022 году. При этом Правительство Российской Федерации будет наделено полномочием по установлению временных общих требований по созданию системы "112" на переходный период. Законопроект рассмотрен и согласован всеми федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Василия Ивановича Пискарёва. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Официальный представитель правительства Алексей Михайлович Серко подробно изложил концепцию законопроекта. Профильный комитет поддержал данную инициативу. Не буду повторяться, только отмечу: система "112" начала функционировать на основании федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы", то есть она должна была заработать ещё несколько лет назад, однако на сегодня эта система полноценно по всей стране пока не функционирует. Счётная палата провела проверку исполнения данной ФЦП и в своём отчёте указала, что одна из причин того, почему система "112" не получила окончательного завершения, - недостаточность правового регулирования. На сегодня полномочия по созданию системы "112" закреплены только за субъектами Российской Федерации и за муниципальными образованиями. Между тем в создании системы "112" в субъектах Федерации задействованы не только органы исполнительной власти всех уровней, но и другие организации, например сети газораспределения, газоснабжения и соответствующие дежурно-диспетчерские службы, оперативные службы и так далее, при этом полномочия указанных организаций полноценно не закреплены нормативными актами. Рассматриваемый законопроект решает указанные и иные вопросы, то есть устанавливает единые принципы, требования, параметры и регламенты создания, функционирования и развития системы "112". Надо сказать, что данный законопроект является итогом оперативного исполнения нынешним руководством МЧС поручений Президента Российской Федерации. Основной целью системы "112" является, конечно же, обеспечение безопасности граждан, сохранение жизни, здоровья и, что немаловажно, снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций, происшествий путём сокращения времени реагирования необходимых экстренных служб при единстве их взаимодействия. Закон важен для нас всех, повторю, он обеспечивает нашу безопасность и защиту. Именно исходя из этого закон необходимо оперативно принимать. Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, являющийся соисполнителем, концептуальных замечаний по законопроекту не имеет. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также замечаний по законопроекту не имеет. Уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня вопрос и к Алексею Михайловичу, и к Василию Ивановичу. Скажите, пожалуйста, вот в тех регионах, где этот единый номер был введён, сколько это стоило региону, муниципалитету? И сколько будет стоить вот это расширенное, так скажем, полномочие для остальных регионов? СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос. Вера Анатольевна, конкретную информацию по всем субъектам дать невозможно, она везде разная, потому что было субсидирование: часть федеральных денег, часть субъектовых, то есть на условиях софинансирования, и в каждом регионе по-своему. В некоторых регионах это вообще полностью было дотационно, то есть у субъекта не было возможности, скажем так, свою систему создать. И огромная разница в бюджетах: одно дело, если это Москва или Санкт-Петербург, и другое дело, если это отдалённые субъекты, полностью дотационные. Я готов представить всю информацию по субъектам в течение сегодняшнего дня вам в Государственную Думу, а так называть цифры, ну, наобум не хочу, чтобы вас не обманывать, лучше я вам представлю эти цифры дополнительно, потому что, как я сказал, они очень сильно разнятся по субъектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. ПИСКАРЁВ В. И. Вера Анатольевна, цифры есть в комитете по безопасности, можно будет вам их передать. И потом, имейте в виду, что это федеральная целевая программа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Михайлович, несколько лет назад, изучая работу системы "112", из имеющихся материалов я узнал о следующей проблеме. Чуть ли не во всех субъектах Российской Федерации на объектах системы "112" используется в той или иной степени иностранное программное обеспечение. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, является ли это проблемой и если да, то как решается данный вопрос? СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос. Уважаемый Андрей Геннадьевич, на сегодняшний день, скажем так, субъект сам определяет, где, что и как использовать. То есть у нас единые требования к прохождению сигнала по временному показателю и по дублированию, а какое оборудование используется и как оно используется, так же как и программное обеспечение, мы субъектам не определяем, с тем чтобы не ограничивать их возможности и, соответственно, конкурентоспособность. Мы ведём огромную работу по нашему отечественному программному обеспечению. На сегодняшний день у нас есть программа в рамках цифровизации. Я думаю, что самое главное требование - чтобы программы между собой взаимодействовали, чтобы было общее единое пространство цифровизации, то есть мы хотим получать всю информацию централизованно со всех субъектов, чтобы был единый цифровой портал. Соответственно, если программа позволяет интегрироваться, то вопросов нет, если же не позволяет, её необходимо менять, но, ещё раз говорю, каждый субъект сам определяет, на каком оборудовании работать и какую программу использовать, главное, чтобы она соответствовала требованиям, предъявляемым нашими федеральными органами власти, в данном случае МЧС России и Минцифры России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Терентьев Михаил Борисович, с места. Пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, у меня есть вопросы по данному законопроекту, и я хочу, чтобы Алексей Михайлович очень внимательно послушал, о чём будет идти речь. В статье 6 законопроекта определены обязанности федерального органа исполнительной власти в отношении обеспечения доступности вызовов по единому номеру "112" для лиц с ограниченными возможностями. В российском законодательстве нет понятия "ограниченные возможности", и непонятно, что здесь имеется в виду, что здесь имело в виду правительство. У нас есть люди с безграничными возможностями, а в соответствии с федеральным законом № 181 есть понятие "инвалиды", в соответствии с законом "Об образовании..." есть понятие "лица с ограниченными возможностями здоровья", есть понятие "маломобильные группы населения" в различных подзаконных нормативных актах. Для дальнейшей проработки вопроса это понятие нужно или разъяснить, или уточнить, потому что нельзя законом вводить новое понятие, которое не соответствует уже устоявшимся в законодательстве терминам. Конечно, в процессе доработки законопроекта ко второму чтению нужно понять, что имело в виду правительство в данной норме закона. Имеются в виду инвалиды, пожилые граждане, временно нетрудоспособные лица, родители с детьми на колясках или лица с ментальными ограничениями жизнедеятельности? Я буду готовить к этому законопроекту поправку, и, я думаю, вместе на заседании комитета мы обсудим её. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не зря задала вопрос о финансировании данной программы. Если цифры есть, я, конечно, буду рада их посмотреть. Я тут побывала в одном из сельских районов, встретилась с главой района, который сидел удручённый, был в большой задумчивости. Я задала вопрос: что вообще происходит? А происходит вот что: нет ни нормальных технических возможностей, нет ни денег, ни средств никаких, чтобы вот эту систему внедрить. Мы сегодня находимся в сложной экономической ситуации: обвалилась экономика регионов, обвалилась экономика муниципалитетов - а мы опять, так скажем, волевым решением определяем вот это новое полномочие для регионов и муниципалитетов с его исполнением на условиях софинансирования. Надо, наверное, подумать: если уж мы начинаем вводить эту систему везде, во всех регионах, значит, надо посчитать, сколько нужно денег на введение этой системы, и полностью компенсировать регионам расходы на исполнение нового полномочия. Только тогда мы сможем гарантировать, что это будет сделано. В противном случае нужно будет урезать какие-то другие расходные обязательства, в том числе социальные, чтобы новое полномочие исполнить. Я считаю, в данном случае это не совсем своевременно. Если будет софинансирование, надо ещё посмотреть, какой там процент федерального софинансирования. Только если будет компенсация, конечно, можно этот законопроект приветствовать, в противном случае - нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перминов Дмитрий Сергеевич, пожалуйста. ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, представленный проект федерального закона внесён в Государственную Думу в целях реализации поручения Президента Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, поскольку его принятие будет способствовать обеспечению необходимого высокого уровня эффективности нормативно-правового регулирования и функционирования системы "112". Отмечу, что столь необходимая система работает несмотря на все проблемы. На сегодняшний день в 56 субъектах Российской Федерации создание системы "112" завершено, в 54 из них система введена в постоянную эксплуатацию, а в 2 субъектах готова к вводу в постоянную эксплуатацию. Количество вызовов, обработанных в системе "112" за 2019 год, составило более 60 миллионов, за восемь месяцев 2020 года - более 42 миллионов. Эти цифры свидетельствуют о востребованности системы "112", а это главное. Уважаемые коллеги, прошу поддержать, проголосовать за законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 21. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 29 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается единогласно.