Заседание № 46
О проекте федерального закона № 100953-5 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения размера страхового возмещения по вкладам с 400 тысяч рублей до 700 тысяч рублей).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14. Докладывает также Владислав Матусович Резник. Это проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, комитет подготовил таблицу поправок, предназначенных к проекту данного закона - "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", которые рекомендуются Комитетом по финансовому рынку к принятию. Я просил бы поставить эту таблицу на голосование, но прошу вынести на отдельное голосование поправку 4, то есть за исключением поправки 4. Объясню, почему это нужно делать, при обсуждении поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование таблица 1, за исключением поправки 4, которую мы обсудим отдельно. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 42 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Принимается таблица. Пожалуйста, по 4-й поправке докладывайте. РЕЗНИК В. М. Да. Глубокоуважаемые коллеги, я предложил бы эту поправку вынести на отдельное голосование и отклонить по следующим причинам. У нас есть, подготовлена другая поправка, которая учитывает то, что есть в этой, и плюс ко всему вводит ещё одну дополнительную норму. Дополнительная норма заключается в том, что мы распространим действие этого закона на период с 1 октября 2008 года, то есть распространим его действие на прошедшие десять дней задним числом. Почему мы это делаем? Потому что пока вступит в силу закон, у нас может сложиться ситуация, при которой у каких-то отдельных банков небольших могут быть отозваны лицензии, то есть в отношении них может наступить страховой случай. И для того, чтобы у нас не появилось двух видов вкладчиков, из которых одни будут получать возмещение в сумме 400 тысяч рублей, а другие позже, после вступления закона в силу, - 700 тысяч, хотя разница в несколько дней может быть, для того, чтобы исключить подобные варианты, мы предлагаем придать норме обратное действие на десять дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно предложение. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 4, которую мы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, пока я ставлю на голосование ту поправку, которую комитет вынес на отдельное голосование, поправку 4. Комитет предлагает её отклонить. Вы хотите её сохранить? Мы её вынесли на отдельное обсуждение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как же так? У нас на отдельном листочке, который вам роздан, дана новая редакция этой поправки, о чём и говорил депутат Резник. Он объяснил, в чём состоит эта новая редакция. Поэтому нам сейчас предстоит либо согласиться с Резником, и тогда мы должны отклонить поправку 4, которую мы вынесли на отдельное голосование, потому что она сейчас пока считается принятой... Это я объясняю Фариде Исмагиловне. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она в таблице рекомендованных к принятию. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы, которую комитет рекомендовал принять. Комитет предлагает её отклонить и рассмотреть в новой редакции. Включите режим голосования. Кто за то, чтобы принять данную поправку. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 40 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 17 чел.3,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 20 чел. Не голосовало 430 чел.95,6% Результат: не принято Отклоняется поправка, всё верно. Теперь у нас есть новая редакция этой поправки, которую доложил депутат Резник, в части в том числе придания данному режиму обратной силы. Есть ли замечания? Нет. У вас эта поправка есть на отдельном листочке. Поправка 4 дана в новой редакции. Ставится на голосование поправка 4 в новой редакции. Депутат Резник предлагает её принять. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 33 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принимается решение по этой поправке. Уважаемые депутаты, у нас также есть четыре поправки, по которым комитет не определился, поэтому мы должны их все рассмотреть. Пожалуйста, поправка 1... Да, вначале спрашиваю, есть ли у кого-то предложение не рассматривать эти поправки, розданные в зале? Нет таких предложений. Пожалуйста, Владислав Матусович, поправка 1. Авторы - Крашенинников, Груздев. РЕЗНИК В. М. Ну, наверное, пускай авторы доложат её. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто доложит? Груздев. Пожалуйста, Владимир Сергеевич, с места. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! На сегодняшний день, по данным Центрального банка, граждане Российской Федерации разместили в банках Российской Федерации 5,5 триллиона рублей. После принятия законопроекта о повышении гарантированной возвратной суммы до 700 тысяч рублей под возмещение подпадёт сумма, опять же по данным Центрального банка, в размере 4 триллионов рублей. Резервный фонд агентства по страхованию для возмещения средств гражданам составляет на сегодняшний день 82 миллиарда рублей, то есть всего 5 процентов от необходимой суммы. Наша с коллегой Крашенинниковым поправка предусматривает введение гарантирования стопроцентной суммы вкладов граждан. На наш взгляд, в сложившейся ситуации, когда все внешние рынки для экономики закрыты, когда долги российских компаний огромные и наиболее эффективная собственность российских компаний может перейти иностранным государствам, потому что большинство акций этих компаний заложены под иностранные кредиты, единственным правильным источником развития национальной экономики могут и должны стать личные средства граждан, которые должны быть извлечены из-под подушек и из ячеек. Хочу дать информацию, что за последний месяц из депозитов банков изъято порядка 40 миллиардов долларов и эти деньги находятся в этих же банках, но в ячейках. Я считаю, что, принимая решение о стопроцентном возмещении вкладов, мы решаем стратегически важную задачу - задачу выживания нашего государства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комментарий комитета. Кто будет комментировать? Медведев или Резник? Резник. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я понимаю коллегу Груздева и коллегу Крашенинникова, которые это предлагают. Их предложение имеет право на существование. В ряде стран в последние годы... Вот у меня даже есть справка по Испании, Бельгии, Швейцарии, Нидерландам, Венгрии, Греции, Австрии, Исландии, Германии, Великобритании, Португалии, Литве и так далее, и так далее. Действительно, в некоторых странах пошли на беспрецедентные меры, с моей точки зрения, меры не очень верные: ряд стран гарантировал полностью все вклады не только физических лиц, но даже и юридических. То есть речь, наверное, может идти о национализации банковской системы. Например, Исландия, предложение которой о выделении им средств рассматривается в Центральном банке. Но, коллеги, с моей точки зрения, это не очень рыночное предложение, поддерживать его в этой части не следует. Кроме того, я отметил бы, что на сегодняшний день вот эти 82 миллиарда рублей, которые находятся в Агентстве по страхованию вкладов, позволяют нам увеличить суммы страхового возмещения до 700 тысяч рублей и в принципе покрывают абсолютное большинство вкладов в банках, 62 процента всех вкладов, которые существуют в банках. Вот их структура такова, что в них примерно 98 процентов вкладов покрываются этими средствами. Поэтому я предлагаю эту поправку на данный момент отклонить. Может быть, когда-то в будущем, когда Агентство по страхованию вкладов накопит достаточный резерв, наверное, можно будет в значительной степени увеличивать сумму. Хотя, я ещё раз говорю, что, с моей личной точки зрения, полностью покрывать все вклады - это неверно, этого делать не следует. Прошу отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, точки зрения за и против прозвучали. Я вижу несколько рук: Рохмистров, Зубов, Кашин, ещё вот есть рука, и Медведев, и Груздев, - все настаивают на обсуждении, но у нас такой процедуры нет. Поправка выносится на обсуждение, высказываются точки зрения за и против. Груздев высказался за, сомнение высказал Резник, комитет решения не принимал - определяется зал. Если Валерий Михайлович Зубов настаивает на выступлении по ведению, как у меня высвечивается, то я дам слово по ведению, если по содержанию, я остановлю и поставлю вопрос на голосование. Пожалуйста, Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия". Несколько трудно мне сказать, по ведению это или по существу. Я хотел бы обратить внимание на то, что мы смотрим телевизор и хорошо знаем, что происходит во многих странах (вот Владислав Матусович правильно перечислял), но не знаем, что у нас происходит, у нас как бы ничего не происходит, и зачастую то, что мы здесь говорим, и те решения, которые мы здесь принимаем, - это может послужить детонатором в достаточно спокойной ситуации. А в связи с этой поправкой я только одно могу сказать: не забывайте, что следующая беда, которая на нас надвигается, с которой нам предстоит бороться, - это инфляция. Все вот эти взносы, которые уплачивают в Агентство по страхованию вкладов банки, они войдут в ставки банков и простимулируют инфляцию. И я здесь поддерживаю Владислава Матусовича... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я только хотел сказать, что вы поддерживаете позицию комитета... ну, Резника в данном случае, а не комитета. Ставится на голосование поправка 1. Включите, пожалуйста, режим голосования. Точки зрения за и против высказаны. Определяйтесь, коллеги, сами. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 37 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 2. Владимир Сергеевич, вы будете докладывать её? Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Поправка 2 полностью корреспондирует с поправкой 1. В дополнение к аргументации могу сказать ещё раз, что на самом деле мы гарантируем с вами 4 триллиона рублей, принимая положение о 700 тысячах рублей, при этом в фонде Агентства по страхованию вкладов находится всего 82 миллиарда. Подчёркиваю ещё раз: мы гарантируем, у нас есть живое возмещение, так сказать, на 5 процентов. Поэтому, наверное, нет смысла принимать вторую поправку, она носит технический характер. Она устанавливает, что вклады, размещённые до 8 октября, будут гарантированы на 100 процентов государством. Именно эта норма позволяла избежать мошенничества, чтобы не могли переводить деньги из банков, которые будут в будущем зависать. Более того, эта норма была предложена временно - до 1 января 2010 года, для того чтобы произошла стабилизация экономики России, и в дальнейшем совершенно нормально осталась бы действовать норма 700 тысяч рублей либо та норма, которая будет действовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, понятно, что эти поправки взаимосвязаны, тем не менее, поскольку поправка уже обсуждается, я вынужден поставить её на голосование. Ставится на голосование поправка 2, хотя Владимир Сергеевич понимает, что за неё было целесообразно голосовать в случае принятия поправки 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 34 сек.) Проголосовало за 6 чел.1,3% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 9 чел. Не голосовало 441 чел.98,0% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 3. Владимир Сергеевич, пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Я уже говорил, что это три связанные поправки. Хотел бы в дополнение сказать следующее. Владислав Матусович перечислял страны, которые гарантировали гражданам стопроцентное возмещение их средств. На самом деле публично выступил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и сказал о том, что не пропадёт ни один евро из депозитов граждан Италии, Ангела Меркель сделала такое же публичное заявление. Это всё происходило в начале этой недели. Я думаю, что мы вернёмся к рассмотрению этих трёх поправок в ближайшую неделю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Резник. Комментарий. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я абсолютно уверен в том, что у нас ни в ближайшую неделю, ни в ближайший год не возникнет такой необходимости и мы не впадём в ту панику, которая творится на ряде западных финансовых рынков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 11 сек.) Проголосовало за 5 чел.1,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 5 чел. Не голосовало 445 чел.98,9% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 4 тоже взаимосвязана с поправками 3, 2 и 1, да, Владимир Сергеевич? Тем не менее мы обязаны по ней проголосовать. Ставится на голосование поправка 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 46 сек.) Проголосовало за 6 чел.1,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 6 чел. Не голосовало 444 чел.98,7% Результат: не принято Отклоняется поправка. Уважаемые депутаты, мы рассмотрели все поправки. Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 19 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0% Результат: принято Принято. Владислав Матусович, предложение у вас имеется какое-либо? Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. РЕЗНИК В. М. Имеется. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к третьему чтению. Хотел бы отметить, что, если мы сейчас проголосуем, мы в значительной степени укрепим доверие к нашей банковской системе, поможем нашим банкам, поможем нашим гражданам. Предлагаю поддержать в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, цитируйте Резника: для стабилизации настроений на рынке. Уважаемые депутаты, ставится на голосование предложение комитета принять данный законопроект в третьем чтении в рамках "часа голосования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 29 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7% Результат: принято Принимается. Закон принят в третьем чтении.
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, у меня хорошая новость. Сейчас прошли консультации Бориса Вячеславовича Грызлова с председателем правительства и с президентом по поводу закона о страховании вкладов. Результатом этих консультаций явилось (видимо, и вы слышали часть выступлений в зале с мест) предложение рассмотреть возможность, если палата посчитает это необходимым, принять следующее решение: можно гарантировать на 100 процентов не только первые 200 тысяч рублей, которые гражданин, вкладчик, может получить в случае наступления страхового события при банкротстве банка, но и гарантировать выплату всех 700 тысяч. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полностью? РЕЗНИК В. М. Полностью, да. Поэтому у меня следующее предложение, если палата поддержит: после перерыва первым вопросом рассмотреть это и внести такую поправку. Но для этого, видимо, надо будет отменить наше решение о принятии законопроекта в третьем чтении и вернуться ко второму, ну, сделать по процедуре. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас сейчас рассмотрение вопроса 23 в фиксированное время. Остаётся три вопроса и плюс вот то предложение, которое мы услышали. У меня такой вопрос к коллеге Резнику: хватит ли комитету, скажем, часа, для того чтобы реализовать эту поправку на бумаге, раздать её в зале? Тогда бы могли сейчас рассмотреть законопроект, поставленный на фиксированное время, доработать до 14 часов (у нас осталось двадцать минут), объявить перерыв до 15 часов, если в течение этого часа вся работа будет проделана, после этого мы рассмотрели бы два законопроекта плюс вот эту процедуру провели бы с этой поправкой. Плюс у нас пять минут на "час заявлений", плюс у нас протокольные поручения. В 15 часов 30 минут мы могли бы завершить нашу работу. Соглашаемся с таким вариантом, коллеги? Успеет комитет? Резник, пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, у меня предложение: на всякий случай дать ещё пятнадцать минут. Пусть это будет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у вас получится так, если мы начнём в 15 часов. РЕЗНИК В. М. Ну, в 15.15 начать, ещё пятнадцать минут нам дать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владислав Матусович, если мы начнём в 15 часов, мы обсудим ещё один законопроект, у нас будет "час заявлений", выступит коллега Жириновский, мы рассмотрим протокольные поручения. Как раз пройдёт пятнадцать минут. Коллеги, другое предложение у Груздева. Пожалуйста, Груздев. ГРУЗДЕВ В. С. У меня дополнение к этому предложению: попросить Владислава Матусовича, чтобы за оставшиеся полтора часа рассмотрели дополнительно столь высокоуважаемые люди те поправки, которые мы рассматривали час назад. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я не знаю, это уже тогда пускай комитет решает. Если комитет примет такое решение, ну... Знаете, если мы отменим результаты нашего голосования в третьем чтении... Я узнал, что закон не вышел из Думы, если бы он вышел, мы бы оказались в сложной ситуации, но он пока не вышел и не подписан, поэтому мы можем отменить наше решение, если комитет согласится с тем, чтобы ещё какие-то поправки... это его дело. Мы ждём решение комитета, что он внесёт нам. Коллеги, договорились, да? Ставлю на голосование: работать по этому регламенту. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это когда внесёт комитет, пока он только устно предложил нам. Если комитет не внесёт предложение отменить результаты нашего голосования, то мы не... пойдём подписывать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 07 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3% Результат: принято Принято.
Уважаемые депутаты, мы с вами договорились рассмотреть предложение Комитета по финансовому рынку. Слово депутату Резнику Владиславу Матусовичу. С места. Включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, только не предложение Комитета по финансовому рынку... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В личном качестве депутат Резник выступает. РЕЗНИК В. М. Да-да-да, спасибо. Коллеги, я предлагаю вернуться к рассмотрению вопроса "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с решениями, принятыми нами до перерыва, прошу вас, Олег Викторович, поставить на голосование вопрос об отмене результатов голосования по этому законопроекту, который мы рассмотрели в третьем чтении, то есть отменить наше решение принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, процедура есть такая. Мы её применяли, как мне подсказывают наши товарищи из комитета по Регламенту. Тем более, что закон не вышел из Думы, он не подписан, то есть фактически последнюю точку мы в его регистрации не поставили, поэтому мы можем отменить сейчас результаты нашего голосования. Я ставлю в той редакции, как прозвучало это сейчас из уст депутата Резника, потому что потом мы должны будем вернуться во второе чтение, ну и так далее. Пока мы с вами голосуем: отменить решение о принятии данного закона в третьем чтении. Закон "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 03 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Принято, отменили. Уважаемые депутаты, вот теперь я прошу взять в руки те материалы, которые вам розданы. Пожалуйста, Резник. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, на основании части четвёртой статьи 125 Регламента Госдумы от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" прошу поставить на голосование вопрос о возвращении указанного законопроекта к процедуре второго чтения. Проект соответствующего постановления роздан в зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто разъясню, почему депутат Резник ссылается на эту норму. Регламент предполагает, что если одна из фракций настаивает на возвращении законопроекта к процедуре второго чтения, то мы можем это сделать без решения комитета. В данном случае фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" настаивает на таком решении. Проект постановления роздан. Это могла быть и любая другая фракция. Я понимаю так, что у нас здесь солидарная точка зрения. Ставлю на голосование предложенный проект постановления о возвращении данного законопроекта к процедуре второго чтения. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 31 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Вернули законопроект во второе чтение. Пожалуйста, Резник, докладывайте поправку. РЕЗНИК В. М. Уважаемые коллеги, в зале розданы поправки к законопроекту, которые увеличивают гарантированный размер возмещения до 700 тысяч рублей. Там две поправки, коллеги. Они достаточно понятны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вообще-то, у вас, строго говоря, одна поправка. РЕЗНИК В. М. В статью 1 и в статью 2. Можно считать одной поправкой, можно считать как две, как хотите, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В данном случае у нас нумерация идёт сплошная. РЕЗНИК В. М. Тогда одна поправка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть это одна поправка, которая предложена депутатам для рассмотрения. Смысл поправки Владислав Матусович объяснил. Мы получили некоторое время тому назад текст, могли посмотреть. Есть ли вопросы по поправке? Смысл понятен всем. Уважаемые депутаты, ставлю данную поправку на голосование. Поправка связанная, она касается статьи 1 и статьи 2 данного законопроекта. Включите режим голосования. Голосуется поправка. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 58 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9% Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении с учётом проголосованной поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 31 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4% Результат: принято Принято. Резнику включите микрофон, Владиславу Матусовичу. (Просто у нас есть ещё один Резник.) Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Спасибо. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к принятию в третьем чтении. Есть соответствующее заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Предлагаю в рамках "часа голосования" проголосовать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подтверждаю, все розданы документы, и в том числе заключение Правового управления о том, что законопроект готов к третьему чтению. Кашин Борис Сергеевич по мотивам голосования от фракции КПРФ. КАШИН Б. С. Мы поддержим данный законопроект, он несколько успокаивает наших граждан, но если вот кто со стороны посмотрит на характер принятия важных законопроектов в нашей Государственной Думе, то вопрос о каких-то оценках финансовых рисков, вообще о серьёзном подходе, думаю, отпадёт сам собой. Я думаю, что выводы надо сделать срочно. И ещё я хотел в связи с идеей депутата Груздева сказать, что мы не можем гарантировать миллиарды, заработанные непонятным путём и отмытые в проблемных банках. В данном случае позиция комитета ограничить верхнюю планку, когда мы можем гарантировать вклады граждан, совершенно обоснованная, потому что мы пенсии не можем гарантировать, важнейшие социальные выплаты у нас под угрозой, и ставить сейчас вопрос о гарантии всех банковских вкладов - это просто вопиющая социальная несправедливость. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я хочу от имени президиума дезавуировать ту часть выступления депутата Кашина, где он говорит, что процедура принятия закона дестабилизирует российский финансовый рынок. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы сказали это в самом начале своего выступления. Поэтому я хотел бы, чтобы это слышали представители СМИ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование предложение депутата Резника о принятии данного законопроекта в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 03 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Результат: принято Принимается.
Заседание № 45
О проекте федерального закона № 100953-5 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения размера страхового возмещения по вкладам с 400 тысяч рублей до 700 тысяч рублей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по финансовому рынку Владислав Матусович Резник. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, данный законопроект, который представляется вашему вниманию, на самом деле не является одним из серии законов, связанных с преодолением текущей финансовой ситуации у нас в стране и в мире, естественно, тоже. Этот законопроект готовился достаточно давно и идёт плановым порядком. В законопроекте три новеллы. Новелла первая - это то, что сумма, подлежащая возмещению Агентством по страхованию вкладов, увеличивается с 400 тысяч рублей до 700 тысяч. Вторая новелла заключается в том, что та часть возмещения, которая возмещается на 100 процентов, раньше у нас составляла 100 тысяч рублей, сейчас она будет составлять 200 тысяч рублей. И третья новелла законопроекта заключается в том, что мы, наблюдая поведение отдельных банков на рынке, обратили внимание на то, что некоторые банки позволяют себе завышать ставки по привлечению депозитов от населения. Тем самым их позиция, их политика достаточно рисковая, а между тем реальных мер по ограничению таких их действий у нас нет. Поэтому мы вернулись к старой практике, к ситуации 2004 года, когда мы на полтора года дали возможность Центральному банку в отношении тех банков, которые имеют те или иные нарушения банковского законодательства, имеют предписания соответствующих надзорных органов, дать право Центральному банку регулировать верхнюю границу ставки. Вот, собственно говоря, и весь законопроект. Просим его поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Есть вопросы. Депутат Рябов, депутат Зубов, депутат Баскаев. Больше никого? А, ещё депутат Коломейцев. Четыре вопроса. Подводим черту. Пожалуйста, Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Всё-таки в пояснительной записке написано: "Анализ сложившейся ситуации показывает, что в 2009 году возникнет социальная и экономическая потребность в повышении существующего уровня возмещения по вкладам". В переводе на русский язык мы предусматриваем всё-таки крах банков. Отсюда следует, что экономическая ситуация в стране будет развиваться таким образом, что финансовая система будет рушиться, банки будут банкротиться и государство должно взять на себя обязательства по выплате этих вкладов. Это так в пояснительной записке сказано. А не лучше ли было бы принять закон о реорганизации банковской системы, укрупнении банков, оставив несколько крупных, а не как сейчас - сотни мелких, которые обанкротятся в 2009 году? РЕЗНИК В. М. Уважаемый Николай Фёдорович, с моей точки зрения, то, что написано, то, что вы процитировали, не означает обязательности большого количества банкротств или проблем, того, что они обязательно возникнут. Что подразумевали авторы, в том числе и я, когда писали пояснительную записку? Дело в том, что в мире величина возмещения обычно (в обычных условиях, не считая последнего времени, ряд стран действительно в последние дни начал резко поднимать) равна примерно одной-двум долям ВВП на душу населения. У нас это росло, то есть абсолютная цифра, относительная цифра тоже в том числе, и абсолютная и относительная цифры росли. Кроме того, резерв Агентства по страхованию вкладов позволил поднять выплаты без ущерба для самого агентства, соответствующие расчеты они нам представили. Мы считаем, что именно поэтому и создалась та социально-экономическая ситуация, которая позволяет увеличить величину страхового возмещения. Что касается второй части вашего вопроса, о том, что, может быть, имело бы смысл оставить только крупные банки, я не считаю, что надо оставлять только крупные банки, но совершенно с вами согласен в том, что политика должна быть направлена на то, чтобы стимулировать банки к их объединению, потому что угроза, конечно, в основном в мелких банках. Например, Сберегательному банку Российской Федерации ничего не грозит, какие бы там кризисы ни происходили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Виктор Андреевич. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Проектом предлагается ограничить срок действия полномочий Центробанка по ограничению величины процентной ставки до 31 декабря 2009 года. Авторы чем руководствовались? Что-то за этот год изменится в ситуации, что такой срок короткий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Спасибо. Виктор Андреевич, с моей точки зрения, а именно я предлагал ограничить полутора годами, вообще такая мера не является рыночной. Это жёсткая административная мера, вызывающая достаточные сомнения, и она ограничивает конкуренцию. Вместе с тем, с нашей точки зрения, ближайшие полтора года будут, безусловно, непростыми для банковской системы, поэтому на короткий период (хотя он и не короткий, полтора года - это длинный период), в общем, можно было дать Центральному банку... Устанавливать это как норму постоянную, давать такое право Центральному банку, мне кажется, нецелесообразным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия". У меня два небольших вопроса. Первый. Владислав Матусович, не могли бы вы привести статистику: как у нас меняется приток депозитов населения в наших банках? Сейчас идёт приток или отток вкладов населения в банках? Это первый вопрос. И второй. У нас ставка по депозитам относительно инфляции сегодня положительная или отрицательная? РЕЗНИК В. М. По первому вопросу я детальных данных не имею, но предполагаю, что в большей степени отток, чем приток, судя по тем цифрам, которые я иногда вижу на бегущей строке по телевизору. Предполагаю, что всё-таки отток больше. С чем это связано? Ну, есть разные версии, не хотел бы на них останавливаться. Предполагаю, что у маленьких банков отток всё-таки больше. В этой связи хотел бы напомнить, что у нас сейчас будет рассматриваться закон, стимулирующий банки увеличивать свои капиталы. Теперь в отношении инфляции и ставок по депозитам. Ну, банк банку рознь, но мне кажется, что большинство банков, которые ведут разумную политику, дают ставку ниже, чем инфляция, которая у нас есть в стране на сегодняшний день, я говорю о рублях, в частности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Баскаев Аркадий Георгиевич, с места. БАСКАЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владислав Матусович, я не великий финансист, но меня вопрос интересует, вопрос такой риторический. Вот в ходе этого кризиса, происходящего сейчас в мире, ряд стран вообще гарантирует все вклады, которые имеет население в банках. Будет ли у нас такая золотая пора? РЕЗНИК В. М. Ну что я могу сказать? Я слышал о том, что сначала Ирландия, потом вроде бы об этом объявила Германия - что они гарантируют все вклады. Что я могу ответить? Я могу сказать, что если мы примем данный закон, то это возмещение покроет порядка 99 процентов всех вкладов населения страны. Юридическим лицам не гарантирует ни Германия, ни Ирландия, по-моему, там тоже таких гарантий нет. Речь идёт о вкладах физических лиц, насколько я понимаю, это, по-моему, так, я другого не слышал. Я считаю, что этого пока достаточно. Надеюсь, что настанет такое время, когда Агентство по страхованию вкладов будет располагать таким резервом, с которым можно будет гарантировать по всем вкладам в банках. Хотел бы до этого дожить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Две руки я вижу - депутаты Зубов, Гартунг, подводим черту. Присаживайтесь, Владислав Матусович. Пожалуйста, депутат Зубов. ЗУБОВ В. М. Из ответов на вопросы следует, что всё-таки законопроект не готов для того, чтобы его принимать. Он покоится на тех посылках, которые не выведут из кризиса, а скорее всего его усугубят. И поэтому я предложил бы отложить рассмотрение этого законопроекта. И вот какие у меня аргументы. Первое. Знаете, разумная политика - это, как сказал докладчик закона, когда банки назначают депозитную ставку ниже, чем уровень инфляции. Это и есть основная причина финансовых проблем в стране. В стране не создан механизм, заинтересовывающий население сберегать деньги. А как же их сберегать? Ведь для основной части населения сберегательное учреждение - это банк, но если население там размещает деньги - это потеря денег. И отсюда у нас необходимость банков компенсировать внутренние сбережения внешними заимствованиями, которые сейчас достигают 50 процентов всех пассивов банков. И вот оттуда все проблемы, которые мы сейчас обсуждаем. Второе. Я надеюсь, что мы в отличие от Владислава Матусовича никогда не доживём до той ситуации, когда все 100 процентов вкладов будут гарантированы бюджетом. Тогда вообще бессмысленна коммерческая деятельность банков как таковая. Сто процентов гарантирует только бюджет по своим обязательствам, и этим отличается бюджет от банковской системы. В банковской системе должны существовать риски, там есть даже понятие, означающее, что чем больше вы через государство гарантируете вклады, тем менее ответственными становятся банки в выдаче своих кредитов. Наконец, третье, и очень важное. Вы знаете, когда докладчик закона не оперируют цифрами, а приводит всего лишь слова "полагаю", "думаю" - это не финансовый закон. Финансовый закон требует таблиц, расчётов, прогнозов, оценок. И последнее. Раз так, в спешке, хоть и по плану, подготовлен такой закон, мне кажется, что он всё-таки никак не может положительно повлиять на ситуацию, которая сложилась. По моим данным, по тому, что я наблюдаю, количество вкладов в банках не уменьшается - люди несут деньги в банки. Не оттуда у нас проблема в экономике, она у нас не столько в банках, хотя она там есть, проблема в том, что у нас в два раза снижаются инвестиции в экономику, в том, что у нас строительные организации откладывают свои проекты, причём в колоссальных объёмах, в том, что у нас в промышленности не хватает кредитов. Мы очень упрощаем процедуру обсуждения проблем в экономике, финансовых проблем, которые сложились, именно потому, что наши докладчики не располагают цифрами, их доклады основаны на ложных экономических посылках, и поэтому к таким законам надо относиться очень внимательно. Я предлагаю отложить рассмотрение данного проекта закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Но у нас есть такая процедура: когда мы обсуждаем повестку, можем выслушать предложение о том, чтобы снять с рассмотрения, но тогда, когда повестка утверждена, мы уже к этому вопросу не возвращаемся, поэтому мы можем теперь только голосовать либо за, либо против. Пожалуйста, депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, этот закон, конечно же, всех проблем, которые сейчас имеются у нас в экономике, не решает. Очень жаль, что сегодня мы обсуждаем не весь комплекс мер, который нужно принимать, по выходу из кризиса, и не только финансового, но и экономического. Но что касается этого законопроекта и тех мер, которые предлагаются, они, конечно же, положительно скажутся на ситуации на рынке. Ведь ситуация какая? Когда возникает кризис доверия, то любые дополнительные гарантии по сохранности вкладов успокаивают население. Собственно говоря, именно паники среди населения нам нельзя допускать. И это шаг в этом направлении. И второе положение этого законопроекта, которое даёт право Центробанку всё-таки держать под контролем процесс ставок и не допускать необоснованных рисков со стороны банков, я думаю, тоже оправданная мера, хотя, подчёркиваю, что, к сожалению, этот законопроект проблемы не решит, но принимать его нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не понял, у нас не было... Было две руки, и я подвёл черту. Теперь я только могу к палате обратиться. Коллеги, вы просто меня вынуждаете всё время включать запись. Я же смотрю в зал и всегда спрашиваю: я всех увидел? Пожалуйста, депутат Резник - заключительное слово. С места? Нет, на центральную трибуну. Как скажете, я не настаиваю, просто вы сидели, всем тоже вас приятно будет видеть. РЕЗНИК В. М. Спасибо большое всем, кто выступил. Обращаясь к выступавшему коллеге Зубову, я хотел бы отметить следующее. Я не стал оперировать цифрами, потому что у всех есть пояснительная записка, я рекомендовал бы вам её прочесть, там вы найдёте все цифры, повторять их смысла нет. Кроме того, я хотел бы отметить, что я никогда не говорил о гарантировании бюджета (вы возьмите стенограмму). Я говорил - думаю, что вы должны были это правильно понять, - что я хотел бы дожить до того момента, когда Агентство по страхованию вкладов будет обладать таким резервом, который сможет гарантировать все вклады. Ещё раз это повторяю, думаю, что коллеги меня правильно понимают, и полагаю, что говорю однозначно. Наверное, на этом комментарии к этому выступлению можно закончить. Коллеги, данный законопроект не последний в этом ряду. Я очень надеюсь, что по мере увеличения ВВП и тех цифр, которые я даю, а также роста резервов Агентства по страхованию вкладов мы будем продолжать и дальше увеличивать размер страхового возмещения. Вот до последних мер, которые сейчас были приняты в ряде западных стран, приняв этот закон, мы выходили бы на среднеевропейский уровень по суммам, которые у нас гарантируются. Считаю, что это разумно, принять его надо. Предлагаю ещё раз всем дружно за него проголосовать. Это имеет смысл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Состоялось обсуждение, уважаемые депутаты. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин 37 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принято.