Заседание № 317
21.10.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1008843-7 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 746 по 1069 из 6640
Пункт 3 повестки, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации замминистра иностранных дел Андрея Юрьевича Руденко. Пожалуйста. РУДЕНКО А. Ю., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности". Соглашение подписано в Москве 10 апреля 2003 года Президентом России Путиным и Президентом Туркменистана Ниязовым. Прежде всего хотел бы пояснить, с чем связана задержка с внесением данного документа на ратификацию. На период весны - лета 2003 года пришлись решения туркменистанской стороны о прекращении действия института двойного гражданства, которые вступили в противоречие с соглашением об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года. Под вопрос, таким образом, ставились интересы бипатридов, в первую очередь россиян, получивших российское гражданство в период с 2003 года, их права на свободное передвижение в России: для этого требовалось получить загранпаспорт гражданина Туркменистана и, соответственно, выйти из российского гражданства. На этом фоне выражение Россией согласия на обязательность соблюдения требований российско-туркменистанского соглашения о сотрудничестве в области безопасности было признано нецелесообразным, ратификация была отложена. Сегодня ситуация в двусторонних отношениях изменилась, изменилась в лучшую сторону. В 2018 году вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о стратегическом партнёрстве, возобновлено сотрудничество в газовой сфере, активизировались политические, деловые и гуманитарные контакты, межрегиональные связи. Туркменистанская сторона в соответствии с договорённостями на высшем уровне запустила в августе 2019 года процесс паспортизации бипатридов, приобретших этот статус после 2003 года. Согласно информации туркменов, по состоянию на август сего года выдано около 1400 паспортов, всего таких заявок 9,5 тысячи. Мы активно сотрудничаем с Туркменистаном по вопросам международной повестки дня. Ашхабад неизменно выступает против пересмотра итогов Великой Отечественной войны. Туркменистан первым из центральноазиатских государств заключил с Россией соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, готовится к подписанию межправительственный меморандум по вопросам обеспечения биологической безопасности. Важно отметить, что в условиях охватившей мир пандемии интенсивность российско-туркменистанского взаимодействия не снизилась, а существенно возросла: в 2019 году объём двусторонней торговли составил порядка 700 миллионов долларов США, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 69 процентов, и в этом году объём может увеличиться ещё вдвое. Дополнительным импульсом к расширению сотрудничества не только в топливно-энергетической сфере, но и в других отраслях экономики послужило возобновление "Газпромом" закупок туркменского природного газа с апреля 2019 года. Важную роль в укрупнении торгово-экономического сотрудничества играет Межправительственная Российско-Туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству во главе с Оверчуком с нашей стороны и Мередовым со стороны Туркменистана. Наши страны активно поддерживают друг друга в борьбе с коронавирусом. Россия предоставила Туркменистану на бесплатной основе 690 тест-систем по определению COVID на 70 тысяч исследований. Туркменистан в качестве ответного жеста дружбы безвозмездно - хочу подчеркнуть: безвозмездно - направил для нужд Астраханской области груз с продовольственной и промышленной продукцией на сумму около миллиона долларов США. С учётом общего позитивного фона укрепление взаимодействия в сфере безопасности с Туркменистаном, расположенным на переднем крае, в качестве барьера от нестабильности с юга, отвечает интересам Российской Федерации. Предлагаемый для вашего рассмотрения договор послужит цели поддержания мира и стабильности в Центральной Азии и в Каспийском регионе. Его вступление в силу позволит повысить эффективность нашего сотрудничества в сфере безопасности во всех областях. Ратификация соглашения создаст правовой каркас сотрудничества в сфере безопасности с Туркменистаном, последовательно отстаивающим свой нейтральный статус. Наиболее важными для России пунктами соглашения являются взаимные обязательства двух стран не допускать использования своих территорий в ущерб безопасности другой стороны, а также проводить консультации в случае возникновения ситуации, создающей угрозу международному миру и безопасности или нарушающей мир в евразийском регионе. С учётом повышающейся напряжённости в Афганистане эта статья для нас имеет особое значение. Пока Туркменистан не ратифицировал соглашение, но у нас имеются жёсткие договорённости с партнёрами о синхронизации процессов проведения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления документа в силу. Пакет документов для ратификации согласован с заинтересованными федеральными ведомствами и министерствами: Минобороны, ФСБ России и СВР России. Получены заключения Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Соглашение не содержит иных правил, чем предусмотренные законодательством России. Его реализация не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать предложение о ратификации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Леонида Ивановича Калашникова. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, Андрей Юрьевич довольно подробно доложил о сути представленного на ратификацию соглашения, поэтому я хотел бы сказать только вот что. Для него это первое выступление, кстати говоря, он не так давно вступил в должность заместителя министра - хочу, чтобы вы обратили на него внимание. У нас тут часто присутствовал Карасин - Карасин сейчас перешёл на работу в Совет Федерации, а самая тяжёлая работа, связанная с СНГ, теперь возложена на Руденко Андрея Юрьевича. И статус между двумя замминистра разделён: статс-секретарём - замминистра иностранных дел теперь стал Иванов, а Андрей Юрьевич будет заниматься сугубо странами СНГ. В комитете также проведена необходимая работа по этой ратификации. Имеются все положительные заключения - не буду тут углубляться, у вас все эти документы имеются. Соглашение действительно временно применяется, несмотря на то что оно ещё не вступило в силу с точки зрения ратификации. С учётом всего перечисленного, а также сказанного до этого Андреем Юрьевичем комитет предлагает поддержать и ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности. Прошу его поддержать и в связи вот с бипатридами, об этом говорил Андрей Юрьевич, но ещё и в связи с другим соображением. Нам, слава богу, удалось в этом зале принять закон, - после принятия закона по ЛНР и ДНР, помните? - мы открыли калитку для граждан Украины, для граждан ЛНР и ДНР, позволили им принимать гражданство по новой процедуре. После этого у нас состоялся разговор с Президентом Российской Федерации, и тогда на заседании Совета законодателей, когда я выступал, он одобрил такой наш подход к паспортизации: сделать возможным получение нашего гражданства для граждан всех стран - неважно, в Аргентине, на Украине или в Туркменистане, - не отказываясь от имеющегося гражданства другой страны. Мы должны учесть и эту норму, которая, в общем-то, является революционной в области получения гражданства. Этот закон надо было принимать гораздо раньше, и у нас с вами сейчас была бы половина граждан Украины с нашими паспортами, они просто не отказывались бы, да и в Казахстане, и везде. Вот я хочу поддержать законопроект и по этим соображениям. Прошу зал поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. У меня вопрос к Андрею Юрьевичу. Не могли бы вы нам сказать, как сложилась судьба 200 тысяч русских, которым правительство Туркмении лет двадцать назад жёсткие требования предъявило, чтобы они были только гражданами Туркмении, и они практически потеряли возможность свободного выезда в Россию и так далее. Вот уменьшилась их численность в Туркмении или они со своей судьбой смирились и проживают так же в Туркмении? РУДЕНКО А. Ю. Спасибо за вопрос, Владимир Вольфович. Разрешите мне ответить. Точное количество людей, которые попадают в категорию бипатридов, нам до конца неизвестно, поскольку не все из них эти данные желают обнародовать. Тем не менее процесс положительный с 2019 года идёт, сейчас рост динамики немножко осложнился, поскольку распространяется коронавирусная инфекция, - хотя там её так не называют, её нет в Туркменистане - в связи с эпидемией процесс выдачи туркменистанских загранпаспортов для выезда за границу для бипатридов притормозился, но всё же есть явная динамика, есть явные перспективы. Список людей, которые подали заявки на получение паспортов, как я сказал, насчитывает порядка 9,5 тысячи человек. Около 1,5 тысячи таких заявок удовлетворено, паспорта выданы, и люди имеют возможность поехать в Россию. Как мы ожидаем, с улучшением эпидемиологической ситуации в Туркменистане этот процесс ускорится. Мы за этим внимательно следим, эти вопросы всегда находятся в поле зрения и высшего руководства, и руководства МИДа, так будет и дальше, до тех пор, пока проблема не будет решена окончательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Юрьевич, я думаю, все мы в зале согласимся с тем, что регион этот достаточно нестабильный и опасный, вы об этом сказали, поэтому хотелось бы спросить вас вот о чём. Есть мнение, что государственная граница между Туркменистаном и Афганистаном плохо охраняемая, в связи с этим идёт достаточно большой объём наркотиков, пересекает государственную границу Туркменистана с дальнейшим распространением по странам - бывшим союзным республикам, тем, которые входили в состав СССР, в том числе и по Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, мы, Российская Федерация, эту проблему, как говорится, видим, обозначаем? И в рамках того соглашения, которое мы сегодня будем ратифицировать, мы будем принимать какое-то участие в решении данной проблемы, предположим, обеспечивать охрану или не охрану, но оказывать какую-то помощь по предотвращению незаконного ввоза наркотиков? РУДЕНКО А. Ю. Спасибо большое за вопрос. Проблема нам известна, и не только Министерству иностранных дел, но и нашим силовым ведомствам, у нас есть контакты на уровне соответствующих служб. И соглашение, которое мы с вами сегодня рассматриваем, позволит создать правовой каркас, чтобы эти отношения в первую очередь на экспертных уровнях, между специалистами, интенсифицировались и, возможно, были достигнуты какие-то конкретные договорённости. Действительно, ситуация в Центральной Азии, как вы правильно сказали, довольно непредсказуема, что показали события в братском Кыргызстане, поэтому вопросы укрепления пограничной безопасности находятся на переднем плане, и не только для МИДа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не стал бы выступать, поскольку у нас особая обстановка, но мне не очень понравилось, что по первому вопросу выступали три депутата, и все говорили: мы за. Ну и сидите с вашим "за" - выступайте, когда какой-то спор есть, чтобы проблему обсудить! Зачем выходить и выступать: мы за, за, за, за, за... Посмотрите, полупустой зал - он ещё более пустым должен быть! Во всех парламентах по 20 депутатов сидит, а у нас сидит, наверное, 200 депутатов, если не больше. Что касается Туркмении. Появилась информация, что якобы закрылась последняя русская школа, - по линии МИДа сообщение, по линии посольства. Мы этой темой занялись, направили письмо послу, а посол говорит, что это неправильно, что это ошибка, что на сегодняшний день в Туркменистане функционирует 71 общеобразовательная школа с русскоязычными классами, так сказать, и не было сокращения школ, где обучают русскому языку, и так далее и так далее. Хотелось бы, чтобы была уточнённая информация. Мы хотим встать на защиту - посол говорит, что всё в порядке у них. Тем не менее эта тема всё равно должна быть в повестке дня всегда. Я помню, был в Ашхабаде, они меня водили: вот русский театр, вот русская школа. Ну хорошо. Русские артисты стоят (на русском языке пьесы идут), а глаза у всех грустные: пьесы-то на русском языке, но туркменские авторы. Если у нас Снегурочка или Василиса Прекрасная, то там всякого рода другие имена, и это совершенно не лежит... не для русского сердца. Можно по-русски говорить, но эпос-то чужой, чужие сказки и всё остальное. Конечно, хотелось бы, чтобы отношения развивались, но опасность МИД должен своевременно увидеть, опасность. Вы посмотрите, Карабах: турецкая армия уже подошла к Кавказу, и дальше ей мерещится Туркмения (другой берег Каспийского моря - Туркмения), а там Узбекистан. Каково там влияние Гюлена - вы должны отслеживать: огромное количество школ, денег, ведь это всё будет иметь последствия для нас. Наркотики: границы Узбекистана и Туркмении практически открыты для Афганистана, потоки идут, всё это поступает и в Россию. С Запада пойдут, сейчас они, в октябре, примут соглашение на Украине. Здесь МИД должен хорошо всё отслеживать, послами должны быть специалисты по Средней Азии, а не те, кто работал в другом месте и кого, как в ссылку, направили в Ашхабад, в Ташкент или в другие места. Желаем вам успехов как новому замминистра. А про судьбу Карасина Калашников должен был сказать: наверное, он ушёл не просто так в Совет Федерации, а из-за того, что запустил работу на направлении СНГ, - вот турецкая армия и подошла уже к Карабаху. Так в этом в том числе виноват и МИД. Но будем надеяться, надеемся, что вы не допустите... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. ...надеемся, что вы не допустите тех ошибок, которые допускали все предыдущие министры - и Иванов, и Примаков, - и сегодня есть ошибки. Вы видите, лучшее доказательство того, что у вас ошибки, - это то, что наше влияние уменьшается, а влияние Турции, Ирана или любых других стран усиливается во всех постсоветских республиках, и особенно в Средней Азии, это мои родные места. Они любят Россию, хотят быть с Россией, но если там нет нас, нет наших денег, нет наших учебников, нет наших артистов... Об этом нужно думать, поэтому постарайтесь больше внимания уделить Средней Азии. Когда она заполыхает, то Карабах и Белоруссия покажутся цветочками - ягодки будут там. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зиннуров Ирек Хайдарович, пожалуйста. ЗИННУРОВ И. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Можно с места? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно, да. ЗИННУРОВ И. Х. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Выступавшие довольно-таки подробно рассказали о сути этого соглашения. Единственное, что хочется добавить: ратификация подобного соглашения укрепит положение Российской Федерации, сейчас ситуация вокруг, скажем, складывается не совсем в нашу пользу. Поэтому хочется напомнить, может быть, ещё раз, о чём в этом соглашении говорится, а также о том, какие двусторонние соглашения будут в дальнейшем заключаться с другими государствами. Мы их тоже будем поддерживать, и это только улучшит наши отношения с государствами ближнего зарубежья. От имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" прошу поддержать ратификацию данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Докладчик? От комитета? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 18 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается единогласно.