Заседание № 106
О проекте федерального закона № 100835-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об использовании организациями отдыха детей и их оздоровления акватории водных объектов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Буцкая Татьяна Викторовна. БУЦКАЯ Т. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На рассмотрение Государственной Думы в третьем чтении выносится проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты...". Законопроект во втором чтении был принят вчера, 14 марта. Проект прошёл все необходимые процедуры, все экспертизы проведены, положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы получено. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, пункт 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 54 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 100835-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об использовании организациями отдыха детей и их оздоровления акватории водных объектов; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Нина Александровна Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Речь идёт о законопроекте, который мы приняли в первом чтении 24 ноября прошлого года, о безопасности детского отдыха, точнее, об организации работы детских пляжей в организациях отдыха и оздоровления детей. В переводе на бытовой язык это означает, что дети будут отдыхать отдельно на пляжной территории от взрослых, что как раз и обеспечивает их безопасность. Автором этого законопроекта, точнее, руководителем рабочей группы является Наталья Васильевна Костенко, которая с учётом тех замечаний, которые поступили от Правового управления Аппарата Государственной Думы, от Государственно-правового управления, внесла поправки ко второму чтению. Эти поправки мы отнесли в таблицу поправок, рекомендованных к принятию. Одна из них меняет название законопроекта: если раньше это были поправки к закону "Об основных гарантиях прав ребёнка...", то теперь предложено название законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с требованиями Правового управления. Кроме того, в первую таблицу сведены поправки, которые носят технический характер. Я прошу поставить таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, автором которых является Наталья Васильевна Костенко, на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 24 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается таблица № 1. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 51 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 15 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принят единогласно во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Во-первых, комитет благодарит за конструктивную работу Наталью Васильевну Костенко, во-вторых, просим поставить законопроект на 15 марта для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Нет. Включаем в повестку на завтра.
Заседание № 80
О проекте федерального закона № 100835-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об использовании организациями отдыха детей и их оздоровления акватории водных объектов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Натальи Васильевны Костенко. Пожалуйста. КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вынесенный сегодня на обсуждение законопроект призван повысить безопасность детей, организованно отдыхающих в детских лагерях, причём безопасность как физическую, так и психологическую. Впервые с существующими проблемами в сфере обеспечения безопасности детей на отдыхе я столкнулась в 2017 году, когда посетила один из федеральных центров детского отдыха и оздоровления "Смена" в Анапе. Там, чтобы вы понимали, по периметру стоит Росгвардия и требует чуть ли не решётки повесить на окна корпусов, а буквально посреди лагеря люди построили гостиницы, постояльцы которых спокойно проходят по территории федерального лагеря, и их в принципе никто как бы не ограничивает. Однако большее внимание привлекла проблема, связанная с тем, что дети федерального всероссийского центра пользовались общим городским пляжем, где, собственно, разные люди по-разному отдыхали, так сказать, в меру своей распущенности (безусловно, они учитывали, что рядом с ними масса детей купается). Естественно, это очень осложняло работу и вожатым, и руководству детских лагерей, которые несут личную ответственность за благополучие детей, так как уследить в такой ситуации за детьми, что с ними происходит на суше и на воде, безусловно, очень непросто. Последующий анализ показал, что даже в тех лагерях, у которых в аренде был пляж (а у "Смены", я напомню, не было своего пляжа), были ровно такие же проблемы с обеспечением безопасности детей, так как их пляжи превращаются в такие же общегородские, поскольку ограничить свободный доступ посторонних людей на них они, как арендаторы участков, не могут. Таким образом, в настоящее время на пляжах детских лагерей и детских центров вместе с детьми отдыхают самые разные категории граждан, что не отвечает требованиям безопасности при организации детского отдыха и создаёт риски возникновения криминогенных ситуаций. Я уже молчу о моральных рисках для детей и детской психики вот от такого неограниченного соседства. Последний летний сезон, который проходил в условиях ограничений выезда за рубеж, очень ярко продемонстрировал - посмотрите соцсети, - что ряд граждан на отдыхе не готовы ограничить себя ничем, даже, извините, надеванием трусов. Последний раз я посещала детские лагеря в августе, чтобы посмотреть, как отдыхают у нас на побережье дети из Донбасса, Луганска и Херсона, и руководитель лагеря как раз пожаловался, что в тот момент, когда на пляже находились дети, на него заехал джип с весёлой компанией, с громкой музыкой. Мы, конечно, должны оценить последствия вот такого соседства в части безопасности детей. И ещё раз напомню, что такие проблемы существуют как у федеральных лагерей, так и у частных лагерей и требуют регулирования. Попытки решить этот вопрос, собственно, как я уже сказала, с 2018 года мы предпринимаем. Сначала это были письма в ответственные органы, позже, в 2020 году, мы с моим коллегой Николаем Осадчим внесли первую версию законопроекта, но получили отрицательный отзыв под предлогом того, что у Минпросвещения был аналогичный законопроект, но более совершенный по юридической технике. В связи с тем что, собственно, более совершенного законопроекта так и не появилось, мы доработали свой законопроект при поддержке нашего комитета по экологии, за что им большая благодарность. Я также хотела бы выразить благодарность министерству природы, потому что они не отмахнулись от этой проблемы и помогли нам доработать законопроект, а также администрации президента. Что мы предлагаем? У нас Водный кодекс предусматривает, что каждый человек имеет доступ к водным объектам общего пользования, если иное не предусмотрено другим законодательством. Сейчас также Водным кодексом предусматривается льготный порядок получения в пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - эти участки предоставляются без проведения аукционов, - но в перечень организаций, которые могут пользоваться этими льготами, детские лагеря не входят. Мы включаем туда организации детского оздоровления и отдыха. Таким образом, мы рассчитываем, что у большей части детских лагерей появятся свои детские пляжи. Это первое. Ну и второе. Мы предлагаем предоставить право детским лагерям устанавливать определённые режимы, ограничение доступа посторонних лиц на эти участки, когда там отдыхают дети, устанавливать порядок поведения на территориях детских лагерей и пляжей, принадлежащих детским лагерям. На сегодняшний день такая проблема существует. Я рада, что мы наконец-то на финишной прямой. Прошу поддержать. Спасибо большое, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Нины Александровны Останиной. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, к счастью, не мы были теми самыми препятствиями на финишной прямой. К сожалению, не удавалось долгое время найти понимания в Правительстве Российской Федерации, когда шло согласование по этому законопроекту. Но могу заметить, что авторы этого законопроекта действительно проявили большую настойчивость. Говоря уже простым языком, что даст этот закон? Ну, я просто скажу: дети станут хозяевами пляжа. То есть речь идёт о возможности загородным учреждениям отдыха и оздоровления детей заключать договоры, минуя конкурсы, с муниципальными образованиями. Этот закон не затрагивает федеральные детские центры, потому что там уже всё хорошо отрегулировано - тут я не соглашусь с Натальей Васильевной, - а вот что касается передачи полномочий по организации отдыха и оздоровления детей на региональный, муниципальный уровни, здесь действительно большие проблемы. И в этой части, конечно, я думаю, это большой шаг вперёд, тем более что у нас сегодня законодательство об организации отдыха и оздоровления детей насчитывает уже, наверное, до сотни нормативных документов. На федеральном уровне примерно два десятка законопроектов, которые касаются организации отдыха и оздоровления детей, и ровно столько же правительственных нормативных актов, примерно, наверное, столько же муниципальных и региональных, но, как понимаете, счастливее от этого дети не стали. Это одна из немногих сфер, которые сегодня не регулируются базовым федеральным законом в части организации отдыха и оздоровления детей. Информирую вас о том, что все законодательные и исполнительные органы власти - 17 в одном случае и 42 в другом - поддержали этот законопроект. Вместе с тем хочу пригласить вас в состав межведомственной рабочей группы - спасибо за то, что она была создана по окончании летней сессии, - первое заседание у нас состоится 19 декабря и будет посвящено всё-таки разработке базового федерального закона об организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации. Спасибо авторам за инициативу. Конечно, комитет её поддерживает, и прошу вас тоже поддержать в первом чтении предложенный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемая Наталья Васильевна, что касается правил. Эти правила теперь будут устанавливаться органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта, в том числе правила, связанные с особенностями, скажем так, организации отдыха, включая ограничение свободного доступа для остальных граждан. Не считаете ли вы странным, что эти правила будут разными на территории Российской Федерации в одном месте, в другом месте, в третьем месте? Соответственно, не стоит ли их унифицировать для всех? Если уж ограничивать доступ, то по понятным и одинаковым правилам для всей Российской Федерации, а не так, как решат чиновники в одном субъекте, а тем более на уровне муниципального образования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костенко включите микрофон. КОСТЕНКО Н. В. Наоборот, я считаю, что правильно устанавливать требования в соответствии с тем, какого масштаба это детское учреждение, сколько там детей отдыхает, насколько это большое количество детей, ну и, конечно, есть ли поблизости пляжи, которыми могут пользоваться в том числе местные жители. Должен быть компромисс определённый. И конечно, эта информация должна публично вывешиваться - на сайтах органов власти, на сайтах самих детских центров, потому что у нас в каждом регионе своя история. Пляж речной, морской, на озере - это совершенно разные вещи. Я считаю, что здесь нужно дать больше свободы. В случае проблем можно будет в обычном порядке опротестовать эти правила, если они действительно будут нарушать права других граждан и будут необоснованны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос Наталье Васильевне. Наталья Васильевна, действительно, этот законопроект поможет лагерям получить в аренду прибрежные территории и закрыть доступ на пляжи. Но мы же в России живём. У нас сейчас береговые линии в массе мест перегорожены и закрыты частными домовладениями противозаконно. А сейчас появляется возможность - и найдётся какой-то гражданин, который оформит своё домовладение как зону отдыха и оздоровления своих двоих детей и на законном основании постарается закрыть пляж. Как с этим бороться? КОСТЕНКО Н. В. У нас настолько зарегулирована деятельность организаций детского отдыха и оздоровления, что, я боюсь, у этого человека ничего не выйдет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Хотела бы ответить на этот вопрос следующим образом. У нас сейчас региональное законодательство просто обязывает региональные органы власти составлять реестры детских организаций отдыха и оздоровления. И если это частное владение гражданина, у которого есть двое детей, не внесено в реестр детских организаций отдыха и оздоровления, то никто и никогда не станет заключать с ним договор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 43 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.