Заседание № 119

05.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1007493-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части дифференциации нормативов объёмов предоставления медицинской помощи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5547 по 5711 из 8101
Теперь, уважаемые коллеги, рассматриваем законопроекты под пунктами 32 и 33 с   
одним докладом и одним содокладом.                                              
                                                                                
Пункт 32, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и пункт      
33, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об    
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Докладчик -       
Федот Семёнович Тумусов.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У меня         
сегодня двойной праздник: эти два законопроекта больше года включались в        
повестки дня наших пленарных заседаний, и вот мы наконец дождались и сегодня    
рассматриваем оба законопроекта.                                                
                                                                                
А если по сути вопроса, законопроекты направлены на исправление ситуации,       
последствий так называемой оптимизации здравоохранения в районах Дальнего       
Востока и Крайнего Севера.                                                      
                                                                                
В чём же суть проведённой оптимизации? Мне кажется, что суть проведённой        
оптимизации заключается в том, что организация финансирования здравоохранения   
была переведена на принципы бизнеса, то есть врачу платят в соответствии с      
тем, сколько человек он осмотрел, сколько раз побывал на вызовах и так далее    
- по количеству, не учитывая ни качества, ни конечного результата. До этого у   
нас была советская система: организация здравоохранения, медицинского           
обслуживания была социальной функцией государства, а теперь мы перешли на       
принципы бизнеса. Может быть, в крупных городах, таких как Москва, эти          
принципы могут работать, а вот на малонаселённых отдалённых огромных            
территориях нашей великой России они не всегда работают и даже вредны. И о      
вредности, и о допущенных ошибках в своём ежегодном послании Президент          
Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал и дал конкретные        
указания о том, чтобы восстановить все ФАПы, о том, где, сколько и в каких      
количествах это всё должно быть, - он дал конкретные задания. И мы надеемся,    
что, когда правительство, как было поручено, к августу разработает программу    
развития здравоохранения, все эти вопросы будут решены. Я очень рад, что те     
вопросы, которые мы ставили не только год назад, но и раньше, те предложения    
наконец нашли воплощение, тем не менее, я думаю, эти поручения должны найти     
своё законодательное закрепление, должны быть поддержаны законодательным        
образом.                                                                        
                                                                                
Какие новеллы и какие мотивы заложены в данных законопроектах?                  
                                                                                
Первое. При разработке нормативов, при организации финансирования не            
учитываются плотность и особенности расселения населения. Как мы все            
понимаем, Россия велика, у нас самая большая территория, есть свои              
особенности на самых дальних подступах нашей страны, но это абсолютно не        
учитывается: все нормативы одинаковые - и это надо устранить.                   
                                                                                
Второе. Страна у нас огромная, у нас разные климатические и географические      
особенности - это тоже не учитывается, всё под одну гребёнку, а учитывать       
надо.                                                                           
                                                                                
И конечно, с учётом этих особенностей стоит вопрос о транспортной               
доступности. Если бы в нашей республике, в Республике Саха (Якутия), все        
нормативы применялись один к одному, то уже почти на 70 процентах территории    
все медицинские учреждения надо было бы закрывать. И я хочу сказать огромное    
спасибо Галине Иннокентьевне Данчиковой, нашему тогдашнему председателю         
правительства: они взяли расходы на себя, на региональный бюджет, и сохранили   
в том виде, в котором это по сей день остаётся. Но всё-таки этого               
недостаточно для организации оказания квалифицированных, нормальных             
медицинских услуг. Это третье.                                                  
                                                                                
Четвёртое. Мы очень быстро идём вперёд, мы технологически развиваемся, мы уже   
приняли закон о телемедицине, уже в своём послании Владимир Владимирович        
Путин сказал о мобильной медицине, о мобильных медицинских устройствах - об     
этом мы тоже давно говорим и это уже вошло в поручение президента. В            
законопроекте говорится о необходимости применения мобильных технологий,        
телемедицинских технологий в самых отдалённых населённых пунктах.               
                                                                                
В законопроекте ещё есть положение о том, что первичная медико-санитарная       
помощь может быть оказана в стационарных условиях. Это нужно, это необходимо,   
потому что там огромные расстояния и единственное медицинское учреждение -      
фельдшерско-акушерский пункт.                                                   
                                                                                
И ещё мы предлагаем дать местным врачам право проводить медицинский осмотр      
граждан перед устройством их на работу и выдавать справки для получения прав    
на управление транспортным средством и владение оружием, если человек не        
состоит на учёте в психиатрическом и (или) наркологическом диспансере.          
                                                                                
Второй законопроект направлен на изменение нормативов медицинского              
страхования при финансировании с учётом особенностей, о которых говорится в     
первом законопроекте.                                                           
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Юрия Викторовича Кобзева.                                              
                                                                                
КОБЗЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В связи с одновременным      
рассмотрением двух законопроектов предлагаю сначала рассмотреть второй          
законопроект из тех, которые доложил Федот Семёнович. Этот законопроект         
касается внесения изменений в федеральный закон № 326-ФЗ, а именно в статьи     
35 и 36, то есть в базовую и в территориальную программы обязательного          
медицинского страхования.                                                       
                                                                                
В чём суть предлагаемых изменений? Предлагается ввести учёт плотности           
населения на территории проживания и установить, что если плотность населения   
менее 0,69 человека на квадратный метр, то используется иной норматив объёма    
стационарной медицинской помощи. Федот Семёнович совершенно верно сказал, что   
мы сейчас исправляем определённые неточности оптимизации, возвращаем ФАПы, но   
ФАПы - это всё-таки первичная медицинская помощь, а стационарная помощь         
немного отличается от этого. Кроме того, предлагаемый норматив 0,69 не          
позволяет учитывать всю территорию России, а у нас есть территории, где         
плотность намного ниже, - вот есть представители Амурской области,              
Хабаровского края, - и, если мы установим норматив 0,69, получится, что         
некоторые районы вообще не попадут, для них установленный на уровне             
федерального закона норматив будет иметь негативные последствия.                
                                                                                
Нужно учитывать, что Министерство здравоохранения давно уже дало толкование,    
что на уровне принятия территориальной программы обязательных гарантий          
медицинской помощи есть базовая часть, так называемая федеральная, и            
территориальная, где можно учесть любое количество факторов - удалённость       
населённого пункта, плотность населения, - и всё это позволяет увеличить        
программу (что и сделали в Республике Саха (Якутия)) за счёт средств субъекта   
Федерации. Базовые цифры программы уже у нас утверждены.                        
                                                                                
На основании изложенного комитет не поддерживает данный законопроект.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Не вижу.                                                      
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства?       
Нет. Докладчик? Содокладчик? Тоже нет.                                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской              
Федерации", пункт 32 повестки дня.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской         
Федерации", пункт 33 повестки дня.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за               80 чел.17,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     80 чел.                                          
Не голосовало                 370 чел.82,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.