Заседание № 61

15.09.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1007002-6 "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся нормативов зачисления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3439 по 4231 из 6352
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 284       
Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Владимир Владимирович     
Сысоев.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложен проект   
федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса       
Российской Федерации", который был внесён в Государственную Думу полтора года   
назад. Он был подготовлен в целях установления нормы, регламентирующей          
перераспределение доходов от налога на прибыль организаций в пользу регионов.   
                                                                                
В настоящее время согласно статье 284 Налогового кодекса налоговая ставка по    
налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов, при       
этом по основному правилу сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в       
размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога,          
исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты   
субъектов Российской Федерации. Как вы знаете, такая норма у нас действовала    
до 2017 года. В федеральном законе № 401-ФЗ от 2016 года была предусмотрена     
централизация в федеральный бюджет дополнительно ещё 1 процента ставки налога   
на прибыль на период 2017-2020 годов. Таким образом, в эти годы в федеральный   
бюджет будет поступать налог на прибыль, исчисленный по ставке 3 процента, а    
в региональных бюджетах будет оставаться налог, исчисленный по ставке 17        
процентов.                                                                      
                                                                                
Цель данного налогового манёвра, как вы все помните, - в перераспределении      
направленного в федеральный бюджет 1 процента региональной части налога на      
прибыль обратно в российские регионы, но уже по новой методике с учётом         
результатов инвентаризации расходных полномочий субъектов. В условиях 2016      
года 1 процент налога на прибыль - это примерно 120 миллиардов рублей.          
Предполагалось, что значительная часть этих средств, примерно около 80          
миллиардов рублей, пойдёт на увеличение фонда финансовой поддержки регионов и   
около 20 миллиардов рублей пойдёт на увеличение грантов на поощрение            
регионов. Однако все мы прекрасно понимаем, что само понятие                    
"перераспределение" фактически означает, что "от каждого по способностям,       
каждому по потребностям", проще говоря, заберём у всех, а отдадим тем, кто в    
этом нуждается. При этом нужно понимать, что этот 1 процент будет существенно   
различаться в развитых, экономически стабильных российских регионах, и в        
других, и вместо введения стимулирующих мер, направленных на экономическое      
развитие, на рост регионов, мы опять внедрили не лучший принцип социализма,     
завуалированный под реализацию одной из важнейших государственных задач -       
выравнивание финансовых возможностей субъектов Российской Федерации. При        
таком подходе субъекты России не заинтересованы в увеличении налогооблагаемой   
базы на своих территориях, что негативно сказывается на увеличении темпов       
социально-экономического роста субъектов Российской Федерации и на увеличении   
доходов региональных бюджетов.                                                  
                                                                                
Ещё раз подчеркну, что законопроектом предлагается изменить пропорции           
зачисления налога на прибыль организаций и установить, что сумма налога,        
исчисленная по ставке 1 процент, зачисляется в федеральный бюджет, а всё        
остальное - в региональные бюджеты. Мы понимаем, что в Российской Федерации     
наблюдается тенденция к дефицитности региональных бюджетов. Приведу несколько   
примеров: дефицит бюджета Челябинской области составляет около 10 миллиардов    
рублей, дефицит бюджета в Ямало-Ненецкого автономного округа - около 12         
миллиардов рублей, дефицит бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -       
Югры составляет около 17 миллиардов рублей, так практически по всем регионам    
страны.                                                                         
                                                                                
Напомню, что продолжается так называемый налоговый манёвр, в результате чего    
выросла нагрузка на многие нефтяные и нефтеперерабатывающие компании, что       
также негативно отразилось на доходах региональных бюджетов. Кроме того, ряд    
изменений, которые вносились в последнее время в законодательство России,       
оказывали негативное воздействие на консолидированные бюджеты субъектов         
Российской Федерации. К таким изменениям можно отнести, как я уже сказал, в     
том числе налоговый манёвр в нефтяной отрасли. По информации органов власти     
ряда субъектов Российской Федерации, снижение поступления доходов от налога     
на прибыль в результате только налогового манёвра составило от 170 миллионов    
до 14 миллиардов рублей.                                                        
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект, в       
связи с тем что изменение приведёт к возникновению выпадающих доходов в         
федеральном бюджете. Однако большинство регионов, особенно с развитой           
нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью, данный законопроект    
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Считаю, что перераспределение налога на прибыль позволит увеличить доходную     
часть бюджетов субъектов Российской Федерации, что приведёт к сокращению        
межбюджетных трансфертов из бюджета Российской Федерации на выравнивание        
бюджетной обеспеченности субъектов России. Предлагаемые изменения позволят      
субъектам России в перспективе стимулировать инвестиционную деятельность на     
соответствующих территориях с целью увеличения поступлений в бюджеты            
субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций. Подчёркиваю,   
речь идёт не только о прямых нормативах, но и в том числе о сверхпоступлениях   
в региональные бюджеты.                                                         
                                                                                
В заключение хочу отметить, что данную законодательную инициативу поддержали    
более чем в пятидесяти субъектах Российской Федерации, есть официальные         
ответы. Это говорит о полной заинтересованности российских регионов в           
развитии, в работе в направлении социально-экономического роста и о             
готовности нести ответственность за исполнение взятых на себя расходных         
обязательств.                                                                   
                                                                                
У нас в эти дни проходит выставка достижений Ставропольского края, вчера        
состоялась большая, длительная беседа с губернатором Ставропольского края, и    
он также поддержал этот законопроект. Речь шла и о том, что, конечно, нужны     
средства в регионах и на проведение противопаводковых мероприятий, и на         
ликвидацию последствий, но, к сожалению, федеральный бюджет не может в полной   
мере обеспечить финансирование. Это только вот один из примеров - регион,       
представители которого приехали и провели у нас эту выставку. Конечно, боль     
российских регионов - это то, что федеральный бюджет централизует налоговые     
поступления и не все они возвращаются в регионы.                                
                                                                                
Поэтому прошу депутатов Государственной Думы поддержать законопроект и          
принять его в первом чтении.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Галина Иннокентьевна Данчикова.                          
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам        
рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменения в статью 284        
Налогового кодекса Российской Федерации" и отмечает следующее. Авторы           
законопроекта предлагают перераспределить налог на прибыль организаций между    
уровнями бюджета, между федеральным бюджетом и региональными бюджетами,         
изменив ставку зачисления в федеральный бюджет на 1 процент и ставку            
зачисления в бюджеты субъектов - на 19 процентов.                               
                                                                                
Вместе с тем следует отметить, что данное перераспределение при реализации      
закона повлечёт поступления по налогу на прибыль организаций в бюджеты тех      
регионов, которые и так имеют значительные налоговые поступления, а регионы с   
незначительным налоговым потенциалом эффекта от реализации данного закона не    
получат. Мы все с вами знаем, как сегодня размещены на территории Российской    
Федерации производительные силы, и большая часть налога на прибыль              
организаций сегодня поступает в субъекты, если взять в среднем, в десять        
субъектов Российской Федерации. Я для примера приведу данные за 2016 год: 57    
процентов налога на прибыль поступило в десять субъектов, остальная часть -     
во все остальные; в десять субъектов Российской Федерации поступил 1 триллион   
300 миллиардов рублей. Таким образом, комитет по бюджету считает, что           
рассматриваемая законодательная инициатива противоречит проводимой налоговой    
политике, направленной на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов     
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Кроме того, уважаемые коллеги, хочу вам напомнить, что мы с вами в ноябре       
приняли федеральный закон № 401-ФЗ, которым было изменено соотношение ставок    
по зачислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.    
Сегодня действующая ставка зачисления налога на прибыль организаций в           
федеральный бюджет составляет 3 процента, в бюджеты субъектов Российской        
Федерации - 17 процентов. При этом в основных направлениях налоговой политики   
на 2017-2020 годы мы с вами прописали, что дополнительно поступающие средства   
будут направлены в менее обеспеченные субъекты Российской Федерации, и          
законом о федеральном бюджете это предусматривается.                            
                                                                                
Я хочу возразить уважаемому коллеге по поводу дефицитов бюджетов субъектов      
Российской Федерации. Перераспределение нормативов отчислений по уровням        
бюджетов не решит проблему уменьшения дефицитов бюджетов субъектов Российской   
Федерации по той причине, что дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации   
зависит не только от перераспределения налоговых поступлений, но и от           
правильной финансовой политики субъектов Российской Федерации. Я могу           
привести пример: один из крупных субъектов, который, собственно говоря,         
являлся получателем налога на прибыль, ещё без учёта изменения пропорции        
зачисления налогов, не выполнил план по налогу на прибыль, но при этом          
дефицит бюджета этого субъекта незначительный. Кроме того, хочу довести до      
коллег следующую информацию: у субъектов, где сегодня наблюдается снижение      
поступлений налога на прибыль организаций, очень большие остатки на счетах.     
                                                                                
Хотелось бы отметить, что получено отрицательное заключение Правительства       
Российской Федерации, Счётной палатой данный законопроект также не              
поддерживается.                                                                 
                                                                                
С учётом этого комитет рекомендует его отклонить.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Вопрос авторам законопроекта.                                                   
                                                                                
В общем-то, предложение интересное, но стоит подумать, насколько оно            
своевременное. Сегодня мы применяем ставку 3 процента для того, чтобы           
выравнивать бюджетную обеспеченность по многим депрессивным территориям, -      
вот как раз эти субъекты как относятся к принятию законопроекта? Вы сказали,    
что пятьдесят семь субъектов поддержали, - что же, они не хотят получать        
деньги? Или что? Объясните, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сысоеву включите микрофон.                       
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, мы действительно с вами должны реально          
понимать, что всякие налоговые манёвры, манёвры Минфина, проведённые за         
последние десять лет, привели к существенному вымыванию из налогооблагаемой     
базы региональных бюджетов их доходов, и всё это было централизовано в          
федеральном бюджете. От года к году количество именно недотационных регионов    
уменьшается - конечно, можно постоянно ходить и просить у Правительства         
Российской Федерации средства, межбюджетные трансферты, но это не стимулирует   
инвестиционную активность, активность по созданию новой налогооблагаемой        
базы, это лишает регионы налоговых инструментов по привлечению инвесторов.      
                                                                                
Если говорить о регионах, которые сегодня действительно нуждаются в             
средствах, я вам приведу пример одной высокодотационной территории: вот         
официальный ответ Министерства финансов Чеченской Республики, и они полностью   
поддерживают данный законопроект. Это вот один из примеров территории,          
которая является высокодотационной. Есть даже письма, ответы и из тех           
регионов, которые не настолько дотационны: Томская область, Ненецкий            
автономный округ, Республика Коми, Республика Татарстан - я этот список могу    
продолжать. Конечно, было удивительно, что многие дотационные территории        
поддержали эту инициативу. Вы сами должны понимать, что 1 процент налога на     
прибыль - это ещё и сверхпоступления, которые могли бы оставаться в             
региональных бюджетах. Когда федеральный бюджет забрал нормативы - раньше       
было 2 процента, а сегодня 3 процента, - то в том числе и сверхдоходы           
поступают не в региональные бюджеты в рамках соответствующей пропорции, а в     
федеральный бюджет. Регионы сегодня готовы сами зарабатывать средства,          
создавать новую налогооблагаемую базу, привлекать инвесторов, а Министерство    
финансов каждый раз пытается найти лазейки, чтобы всё это обрубить.             
                                                                                
Я считаю, что законопроект наиболее актуален сейчас, несмотря на то что был     
внесён полтора года назад, поэтому всё-таки прошу его поддержать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Луговой Андрей Константинович.                                                  
                                                                                
ЛУГОВОЙ А. К. Галина Иннокентьевна, в заключении комитета достаточно размыто    
сказано, что за счёт дополнительного перераспределения средств из               
федерального бюджета дотационные регионы выигрывают. Могли бы вы какую-то       
статистику привести всё-таки, если мы говорим о пятидесяти семи регионах,       
сказать более конкретно, кто всё-таки больше получил, на сколько и как это      
всё произошло?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон.                                        
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Я попробую пояснить. Прежде всего, там не совсем так            
говорится, там не говорится, что выиграют, мы говорим, что дополнительные       
средства будут направлены в те регионы, которые сегодня имеют                   
несбалансированные бюджеты. Как вы знаете, эта сумма была определена в объёме   
100 миллиардов рублей, и эти средства были направлены в фонд финансовой         
поддержки и распределены между субъектами. Кроме того, в целях поддержки        
субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность выделения грантов      
тем субъектам, у которых сегодня наилучшие показатели                           
социально-экономического развития и темпов налогового потенциала.               
                                                                                
Если говорить об эффекте, то я хочу возразить уважаемому коллеге: даже при      
изменении нормативов зачисления, налоговых ставок в федеральный бюджет (плюс    
1 процент) и в бюджеты субъектов налога на прибыль организаций, которые         
действуют до 2020 года, по данным статистики, поступление налога на прибыль     
по субъектам увеличилось. Вот данные на 1 июля 2016 года: поступления в         
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по ставке 18           
процентов составили 1 триллион 169 миллиардов, а на 1 июля 2017 года по         
ставке 17 процентов - 1 триллион 359 миллиардов рублей.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гусева Ирина Михайловна.                                                        
                                                                                
ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
У меня вопрос к Владимиру Владимировичу.                                        
                                                                                
Владимир Владимирович, а регионы, которые поддержали законодательную            
инициативу, не написали вам, что в этом случае они готовы взять на содержание   
федеральные объекты, находящиеся на их территории, не написали вам о том, что   
они не будут принимать участие в федеральных программах - а это школы,          
детские сады, дома культуры, армия, которая находится на их территории,         
дороги федерального значения, - они поддержали только в этой части? И когда     
вы говорите, что они готовы зарабатывать... А есть у вас статистика,            
насколько доходную часть бюджета пополнили или в какой прогрессии пополняют     
эти пятьдесят семь регионов? Любой из них назовите.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сысоеву включите микрофон.                       
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Уважаемая Ирина Михайловна, я думаю, вам, как представителю        
комитета по федеративному устройству лучше знать, как у нас распределены и      
какие полномочия переданы российским регионам, как у нас по Конституции         
распределены полномочия - за что отвечает Федерация и за что отвечают           
субъекты Российской Федерации. Если Налоговым кодексом определено, что можно,   
чтобы часть налога на прибыль была передана на решение тех задач, которые       
регионы считают более важными, о которых спрашивает население, тех наказов,     
которые нам с вами, как депутатам, давались, а сегодня во многих регионах       
просто нет средств, чтобы эти наказы исполнить... Я привёл в пример             
Ставропольский край, а вы уточните, пожалуйста, сколько Ставропольскому краю    
из федерального бюджета выделено средств на компенсацию ущерба от наводнения?   
А сколько средств было выделено другим российским регионам, которые регулярно   
затопляет? А вы в курсе, что количество пожаров намного выросло в этом году     
по сравнению с предыдущими годами? У российских регионов нет денег на           
ликвидацию последствий, а из федерального бюджета не дают средств, сколько бы   
они ни ходили с протянутой рукой.                                               
                                                                                
Наша позиция простая: сильные российские регионы - сильная Россия! Нам нужны    
развитые российские регионы со сбалансированными, без дефицита бюджетами, и     
мы за это выступаем как представители народной власти. Народ нам доверил эту    
власть, и мы сегодня эти вопросы обсуждаем в рамках предоставленных нам         
возможностей, полномочий, в том числе и вопросы перераспределения доходов и     
налогового потенциала.                                                          
                                                                                
Конечно, регионы найдут более важные задачи, которые нужно решать, а если       
правительство посчитает нужным передать с одного уровня на другой, регионам,    
федеральные объекты, то, наверное, российские регионы не откажутся, если        
будет соответствующее финансирование, но сегодня этого финансирования просто    
нет.                                                                            
                                                                                
Я ещё раз прошу всех, в том числе и депутатов-одномандатников, поддержать       
законопроект, он защищает интересы российских регионов, а 120 миллиардов        
рублей для федерального бюджета - это, извините, не такие уж огромные           
средства. Мы с вами находим средства, чтобы поддержать банки-банкроты, сотни    
миллиардов, 200, 300 миллиардов - пожалуйста, а российским регионам с           
дефицитными бюджетами сегодня никак не можем помочь.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Будут.                                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Наша фракция          
поддержит законопроект, и вот почему. Ни для кого не секрет, что основная       
часть доходов федерального бюджета формируется не в городе Москве, а в          
регионах Российской Федерации. К сожалению, так наша налоговая система          
устроена, что львиная доля доходов остаётся в федеральном центре, а регионы,    
в которых создаётся этот доход и где собираются эти налоговые доходы,           
довольствуются всего лишь одной третьей частью тех доходов, которые             
собираются в консолидированную систему. Ну, это открытые данные.                
                                                                                
Напоминаю, что, когда принимался Бюджетный кодекс, собираемые доходы            
распределяли между субъектами Федерации и федеральным центром в соотношении     
50 на 50, и я считаю, что это справедливое распределение и, в общем-то, это     
даёт возможность создавать стимулы для развития налогооблагаемой базы. Когда    
мы забираем у регионов подавляющую часть доходов, мы фактически лишаем их       
стимула заниматься созданием налогооблагаемой базы, работать с бизнесменами,    
применять какие-то специальные налоговые режимы и так далее, то есть мы         
фактически демотивируем регионы. Какой смысл главе субъекта или главе           
муниципального образования работать, если всё, что будет заработано, в любом    
случае уйдёт в федеральный центр и те доходы, которые получает регион, не       
выведут его из дотационного состояния? Мы демотивируем регионы! Напоминаю       
вам, что любой сложной системой можно управлять только в том случае, если       
достаточный уровень полномочий делегирован вниз, и экономикой такой огромной    
страны, как Российская Федерация, управлять, собирая все доходы в федеральный   
центр, невозможно. Собственно говоря, мы и наблюдаем, что у нас количество      
регионов-доноров постоянно сокращается. Если мы посмотрим статистику, сравним   
показатели, которые были двадцать лет назад или десять лет назад и сейчас, то   
мы увидим, что у нас количество регионов-доноров сократилось и даже такие       
нефтеносные регионы, где фактически вся наша природная рента собирается,        
стали дотационными. Ну это нонсенс!                                             
                                                                                
Коллеги, если мы хотим, чтобы у нас... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте четыре минуты.          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. ...если мы хотим, чтобы у нас экономика развивалась, то мы        
должны стимулировать регионы. Вот сегодня я выступал и приводил пример, как     
реагируют на рыночную ситуацию в Китае и у нас, - наше российское               
правительство не шевелится! Ситуация на мировом рынке металла изменилась -      
Китай, который сам же её создал, использует это в своих интересах, чтобы        
создавать большую добавленную стоимость на своей территории, а российское       
правительство сидит и ждёт, пока у нас цена на нефть вырастет! В то же время,   
например, регионы, в которых имеется серьёзный машиностроительный потенциал,    
могли бы принять меры, если бы имели достаточную мотивацию для этого. Вместо    
того чтобы в кризис, наоборот, отдать им все 20 процентов налога на прибыль,    
мы у них ещё 1 процент забрали, было 18 процентов, стало 17 процентов - мы их   
ещё больше демотивировали. К чему это привело? Это привело к тому, что мы       
консервируем сырьевой характер развития экономики, мы лишаем регионы стимула!   
                                                                                
Коллеги, мы считаем, что инициатива правильная, нужная и нам нужно не только    
её поддерживать, но и вообще вернуться к прежнему Бюджетному кодексу и по       
другим налогам сделать так, чтобы у нас распределение налогов в целом по        
налоговой системе было 50 на 50, как ранее.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Эта инициатива фракции ЛДПР, и нам приятно, что наши коллеги    
из оппозиционных фракций её поддерживают.                                       
                                                                                
Здесь, по большому счёту, идёт разговор о межбюджетных отношениях. Мы           
неоднократно пытались, в том числе позавчера, когда давали дополнительное       
полномочие Счётной палате, привлечь внимание к сложившейся ситуации. Ещё раз    
возвращаюсь к тому диалогу, который случился при отчёте Счётной палаты:         
вопросы, которые мы задали, в том числе о межбюджетных отношениях, об           
увеличении долга, - это те вопросы, которые нам нужно сегодня концептуально     
решить. Конечно, это точечная возможность дополнительно увеличить доходы        
субъектов, но с чего-то нужно начинать. Мы хотим, чтобы всё-таки вопросы        
решались не только за счёт дополнительных налогов, которые мы собираем с        
территорий, но и за счёт тех средств, которые сегодня есть в распоряжении       
государства, а это достаточно большие в принципе средства.                      
                                                                                
Мы пытаемся развивать дотационные регионы за счёт того, что собираем не         
только с крупных регионов - вот сегодня Галина Иннокентьевна сказала, что их    
у нас только десять, - с тех, которые отдадут основную массу налога на          
прибыль, но и с середняков, и я вам хочу сказать, что для такого субъекта 1     
миллиард рублей - это серьёзные деньги. Сегодня у нас на территориях            
практически все инвестиционные программы остановлены. Мне кажется, идея, что    
произойдёт какое-то перераспределение, к сожалению, подтверждения на практике   
не получила. Мы видим, что тот манёвр, который предложил Минфин, - вот мы       
предлагаем добавить, а они, наоборот, забрали, добавили к 2 процентам в         
федеральный центр 1 процент - привёл, конечно, к обратному результату.          
                                                                                
Я считаю, что Думе нужно серьёзно обсудить вопрос межбюджетных отношений. Это   
огромные долги, которые уже триллионами измеряются, это несправедливость и      
невозможность выполнения субъектом своих обязательств, это клубок проблем,      
которые сегодня стоят перед страной и перед нами, как перед законодателями.     
Поэтому мы обращаемся к вам: давайте поддержим данный законопроект              
концептуально, и, как сегодня сделали при рассмотрении одного из проектов,      
создадим рабочую группу, чтобы заставить и Минфин, и Счётную палату, и          
субъекты вернуться к этому разговору. В итоге, я абсолютно уверен, выиграют     
от этого субъекты.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич. Выступление от фракции.                             
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, судя по тому, какие денежные средства из общего котла        
выделяются субъектам Российской Федерации, возникает впечатление, что самый     
депрессивный регион - это город Москва. Я понимаю, что столица нашей Родины     
должна финансироваться в особом порядке, но когда на социальное развитие        
сельских территорий в Российской Федерации закладывается 18 миллиардов          
рублей, что в 1,6 раза меньше, чем на переукладку плитки в городе Москве...     
Или вот замечательный парк "Зарядье" - 1 миллиард рублей на гектар, или,        
допустим, подсветка деревьев в Москве - 6 миллиардов рублей, что сопоставимо,   
вообще, с годовым объёмом дорожного фонда бюджета одного из субъектов           
Российской Федерации... Продолжать можно бесконечно. Конечно, здорово, когда    
есть возможность выделить из общего котла целый триллион рублей на реновацию,   
но хотелось бы, чтобы и те регионы, которые здесь представляют присутствующие   
одномандатники, я в том числе, депутат от партии ЛДПР, представляющий           
Липецкую, Тамбовскую, Рязанскую области, тоже получили такую возможность.       
                                                                                
К сожалению, мы наблюдаем, что численность населения в Центральном              
федеральном округе ежегодно сокращается на 170 тысяч человек. В частности, в    
Рязанской области численность населения сокращается на 5 тысяч 500 человек в    
год, потому что не все люди могут позволить себе так называемое бесплатное      
медицинское обслуживание, потому что количество и школ, и учреждений            
здравоохранения сократилось практически на 40 процентов в результате            
оптимизации. Прошли выборы губернаторов, и во всех субъектах Российской         
Федерации победили ваши коллеги, в том числе бывшие депутаты Государственной    
Думы, перед которыми стоит очень сложная задача - изыскать денежные средства    
для выполнения и указов, и федеральных законов. А чтобы их исполнять при        
сокращающейся численности населения, необходимо, получается, повышать           
налоговую нагрузку на граждан, потому что расстояние от одного города до        
другого не сокращается, а вот численность населения сократилась. Для того       
чтобы обслуживать и строить эту дорогу, необходимо, получается, увеличивать     
нагрузку на граждан.                                                            
                                                                                
Вот чтобы этого не происходило, фракция ЛДПР и предлагает внести                
соответствующие изменения в Налоговый кодекс, чтобы больше денежных средств     
оставалось в бюджетах субъектов Российской Федерации, потому что на             
администрирование... на выпрашивание этих денежных средств тоже затрачиваются   
определённые денежные средства.                                                 
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, когда профильный комитет говорит, что это           
неверное решение, хочется услышать какое-то альтернативное мнение.              
                                                                                
Фракция ЛДПР вносит предложение запретить вывоз леса-кругляка за границу, с     
тем чтобы перерабатывать его в Российской Федерации, ибо переработка даёт       
дополнительный доход, - это предложение отклоняется. Фракция ЛДПР предлагает    
внести изменения и освободить от НДС операции по продаже шкур крупного          
рогатого скота - эта инициатива также отклоняется. Кстати, я приводил в         
пример рязанский кожзавод, и мне очень приятно... Когда Президент России 24     
августа посетил город Рязань, то какой завод он посетил? Правильно, рязанский   
кожзавод! Но зато предложения, которые мы вносим, о внесении изменений в        
Налоговый кодекс, отклоняются.                                                  
                                                                                
Тогда давайте, коллеги, посмотрим альтернативные предложения, как сделать       
так, чтобы в регионах не было таких долгов перед банками. Конечно, банкирам     
не нужно напрягаться, чтобы понижать процентную ставку и увеличивать            
количество выдаваемых кредитов, если есть дотационные субъекты, которые         
вынуждены брать кредиты в банках, чтобы выполнять свои обязательства перед      
избирателями; когда в бюджете внешний долг составляет 27 миллиардов, и при      
этом 1,7 миллиарда тратится только на проценты, то почему бы банкам не жить в   
этой ситуации припеваючи? А может быть, мы выделим деньги на то, чтобы          
закрыть 2 триллиона рублей с лишним внешних долгов субъектов Российской         
Федерации? Этого тоже сделать не можем! Предлагаем сделать так, чтобы больше    
процентов оставалось от налога на прибыль в субъекте Российской Федерации, -    
тоже коллеги отклоняют. Так как же тогда быть, какой мы в этой ситуации будем   
находить выход?                                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, представители всех политических партий, особенно            
одномандатники, большинство из которых - представители партии "ЕДИНАЯ           
РОССИЯ", естественно, большинство от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и в региональных           
парламентах, которые поддержали - более пятидесяти субъектов - данную           
инициативу! Давайте поддержим в том числе ваших губернаторов, которые будут     
изыскивать дополнительные средства для выполнения задач, поставленных перед     
ними в том числе Президентом Российской Федерации. Прошу данную инициативу      
поддержать, чтобы в субъектах Российской Федерации появились дополнительные     
доходы, чтобы там увеличивался уровень жизни, увеличивалась рождаемость,        
чтобы смертность наконец-то стала сокращаться, а рождаемость - увеличиваться!   
Если бюджеты субъектов Российской Федерации будут дотационными, мы не сможем    
принять закон о детях войны в субъектах Российской Федерации, мы не сможем      
обеспечить нужным количеством детских садов, койко-мест в больницах и так       
далее.                                                                          
                                                                                
Прошу поддержать инициативу фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, поскольку у нас перерыв короткий, я объявляю перерыв до 15 часов.      
                                                                                
(После перерыва)                                                                
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, просьба зарегистрироваться.            
                                                                                
Прошу включить режим регистрации.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (15 час. 01 мин. 40 сек.)                 
Присутствует                  382 чел.84,9 %                                    
Отсутствует                    68 чел.15,1 %                                    
Всего депутатов               450 чел.                                          
Не зарегистрировано            68 чел.15,1 %                                    
Результат: кворум есть                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, в зале присутствует триста восемьдесят два депутата.         
Кворум есть.                                                                    
                                                                                
Мы продолжаем рассмотрение 8-го вопроса нашей повестки. О проекте               
федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса       
Российской Федерации". Остались выступления Надежды Сергеевны Максимовой и      
Валентина Сергеевича Шурчанова.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Максимова Надежда Сергеевна.                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Депутаты,     
которые работали в Госдуме предыдущих созывов, знают, что не проходило          
практически ни одной сессии, когда мы не рассматривали бы вопросы увеличения    
нормативов отчислений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации, не      
исключение и эта сессия. Каждый раз, рассматривая такие законопроекты,          
комитет по бюджету совместно с Министерством финансов делает аналитику: а что   
даст реализация этого закона, какой он даст эффект?                             
                                                                                
В очередной раз сделав такую аналитику, о чём здесь уже говорил содокладчик,    
и в заключении комитета об этом написано, мы пришли к выводу, что эффекта,      
который предполагают авторы этого законопроекта, не будет. Почему? Мы уже       
говорили об этом: те десять наиболее обеспеченных регионов, у которых имеются   
стабильная налоговая база и стабильные налоговые поступления, получают почти    
60 процентов этой добавки налога на прибыль, все остальные семьдесят четыре     
субъекта - то, что остаётся. Если говорить о суммах, мы посчитали, что по       
2016 году это 110 миллиардов рублей, 27 миллиардов рублей - это сумма,          
которую Москва отдала для того, чтобы обеспечить сбалансированность других      
бюджетов.                                                                       
                                                                                
Я взяла цифры из расчётов, которые были произведены для рассмотрения бюджета    
на 2017 год. Конечно, субъекты потеряли в доходах от налога на прибыль, но      
возьмём Курганскую область, не самую богатую: она недополучила прибыль в        
размере 127 миллионов рублей, но дополнительно из фонда финансовой поддержки    
регионов - а именно туда были направлены дополнительно 100 миллиардов рублей    
- эта область получила 2 миллиарда 487 миллионов рублей. Вы видите, каково      
соотношение: 127 миллионов и 2,5 миллиарда. Республика Бурятия потеряла в       
доходах от налога на прибыль 411 миллионов рублей, получила дополнительно из    
фонда - дополнительно, это не абсолютные суммы! - 4 миллиарда 690 миллионов     
рублей. Таким образом, у семидесяти четырёх регионов дополнительная поддержка   
увеличилась в размере от 7 процентов до трёхкратного повышения. То есть на      
самом деле, выстраивая межбюджетные отношения, в данном случае мы как раз       
помогли тем регионам, где имеются несбалансированные бюджеты, где не решаются   
многие их тех проблем, о которых здесь говорили выступавшие. Добавив 1          
процент, мы практически увеличим разрыв в бюджетной обеспеченности регионов,    
а наша с вами задача на федеральном уровне его сокращать, на что и направлена   
та финансовая помощь соответствующим регионам, которую мы постоянно             
предусматриваем. Это первое.                                                    
                                                                                
Второе замечание. Может быть, вы посчитаете его несущественным, тем не менее    
у нас действует норма, при которой в случае, если реализация закона             
предполагает выпадающие доходы бюджета какого-то уровня, должны быть            
соответствующие предложения по возмещению этих выпадающих доходов. В данном     
законопроекте этого нет.                                                        
                                                                                
И третье, на что хочу обратить ваше внимание. Обращаясь с посланием             
Федеральному Собранию, президент Владимир Владимирович Путин поставил задачу    
подготовить налоговую реформу, но подчеркнул... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции.                                               
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Да, я от фракции.                                               
                                                                                
...но подчеркнул, что это надо делать без спешки, это надо делать, тщательно    
просчитав последствия каждого изменения. Мы в данном случае, введя эту          
точечную поправку в Налоговый кодекс, не достигнем никакого эффекта - ни с      
точки зрения увеличения доходов, ни с точки зрения выстраивания межбюджетных    
отношений, ни с точки зрения облегчения положения субъектов в части             
сбалансированности их бюджетов. Мы считаем, что все предложения такого рода     
надо рассматривать в русле, в структуре основных направлений бюджетной,         
налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 годы, чем мы с вами в      
ближайшее время и будем заниматься: правительство обещало 29 сентября внести    
законопроект о бюджете на следующую трёхлетку.                                  
                                                                                
Фракция не поддерживает этот законопроект и вам рекомендует его отклонить.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич.                                        
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ   
самым внимательным образом рассмотрела все плюсы и минусы данного               
законопроекта и приняла такое решение: мы не будем поддерживать этот            
законопроект по следующим основаниям.                                           
                                                                                
Действительно, перераспределение 1 процента налога на прибыль существенно       
выравнивает бюджетное обеспечение тех самых дотационных регионов, к которым     
относятся, как уже сегодня здесь говорили, семьдесят с лишним субъектов         
Российской Федерации. Более того, в соответствии с Налоговым кодексом сегодня   
собирается: во-первых, налог на прибыль организаций; дальше, налог на прибыль   
организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков; дальше,    
налог на прибыль организаций - участников соглашений о разделе продукции... В   
итоге получается, что оставшиеся десять субъектов, по сути дела, пользуясь      
этим, концентрируют, так сказать, все налоги на прибыль. Я понимаю, что они     
имеют право лоббировать, и, наверное, правильно делают, но мы должны сегодня    
защищать и лоббировать интересы и тех субъектов, которые не имеют               
достаточного финансового обеспечения.                                           
                                                                                
Более того, хочу сказать, эта небольшая часть перераспределяется. В виде        
налога на прибыль в этом году собирается где-то 2,1 триллиона рублей, из них    
121 миллиард подлежит перераспределению: 100 миллиардов уже распределено, 20    
миллиардов - насколько я помню, как член трёхсторонней комиссии, - остаётся у   
нас в резерве и будет распределяться. В конечном итоге для субъектов это        
действительно существенная помощь, у некоторых субъектов, по сути дела,         
поддержка увеличивается в 2-3 раза.                                             
                                                                                
Кроме того, переговорил я с финансистами, с налоговиками, и они говорят, что    
налог на прибыль обязательно должен иметь свою федеральную составляющую,        
потому что Федеральная налоговая служба - это федеральный орган, и все          
федеральные налоги наиболее внимательно и аккуратно собираются, а что           
касается региональных, местных налогов, безусловно, в их отношении у            
налоговой службы могут быть и несколько смягчённые подходы и прочее.            
                                                                                
Таким образом, мы считаем, что регионы должны получить больше, в том числе      
вариант пересмотра закона о налогах на прибыль - это правильно, но в данном     
случае, в нынешних условиях, когда мы готовим бюджет на 2018 год, нельзя        
этого допустить, потому что семьдесят с лишним регионов от этого проиграют, и   
в конечном итоге фракция это всё прекрасно понимает.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель правительства будет выступать? Нет.                   
                                                                                
Заключительное слово докладчика. Владимир Владимирович, есть желание?           
                                                                                
Пожалуйста, Сысоев Владимир Владимирович.                                       
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Всем спасибо     
за открытый и честный диалог - теперь действительно видно, кто на деле хочет    
поддержать российские регионы, чтобы у них были сформированы бездефицитные      
бюджеты.                                                                        
                                                                                
Конечно, очень важно, что этот диалог состоялся перед внесением                 
Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на 2018 год.   
Мы с вами прекрасно понимаем - и я уже об этом сказал, думаю, что и у вас на    
многих встречах со своими региональными коллегами-депутатами, с главами         
регионов эта тема постоянно поднимается, - что необходим пересмотр              
межбюджетных отношений. Нам действительно нужно наполнять доходные части        
бюджета, но это должно происходить не только за счёт трансфертов из             
федерального бюджета, когда регионы ходят с протянутой рукой, и кто больше      
пролоббирует, тот больше и получит.                                             
                                                                                
Я ещё раз подчеркну, что более половины регионов России поддержало данный       
законопроект, потому что все они прекрасно понимают, что лучше иметь понятные   
источники доходной части своих региональных бюджетов, чем пытаться              
пролоббировать решение тех или иных вопросов. Буквально в среду мы с вами       
обсуждали на "правительственном часе" отчёт Министерства сельского хозяйства:   
у одних регионов получается получать сотни миллионов рублей, а у других не      
получается. Так вот перераспределение налоговой базы позволило бы эту           
проблему частично решить. Конечно, это привело бы к уменьшению дефицита         
региональных бюджетов, это простимулировало бы инвестиционную активность на     
территориях, дало бы возможность губернаторам активнее привлекать инвесторов,   
чтобы появлялись новые налоги. Действительно, налоговые инструменты - очень     
важные инструменты для привлечения инвесторов.                                  
                                                                                
А давайте посмотрим, что сегодня происходит с долгами. Мы с вами уже            
неоднократно выделяли средства на решение долговых проблем регионов - что в     
итоге? Что, существенно уменьшились долги? Нет! Минфин даже в рамках тех        
средств, которые мы выделили в федеральном бюджете, не рефинансировал до        
конца регионам коммерческие кредиты, даже этого не хотят сделать!               
                                                                                
Есть ли положительные примеры, как эффективно губернаторы используют            
налоговые инструменты? Конечно, есть: Калужская область, Смоленская область,    
Тюменская область. Приведу пример по Тюменской области: десять лет назад на     
юге Тюменской области добывался 1 миллион тонн нефти, и именно налоговый        
инструмент, налог на прибыль, позволил создать такие механизмы, чтобы           
привлечь туда инвестиции, и сегодня там добывается уже более 11 миллионов       
тонн нефти - в 10 раз больше! Это за счёт тех инструментов, которые мы с вами   
им дали. Вот "Ямал СПГ". Налог на прибыль и НДФЛ для многих регионов сегодня    
являются основными источниками поступления средств в региональные бюджеты,      
именно они формируют доходную часть.                                            
                                                                                
Этот вопрос принципиально важен, но Минфин никак не хочет слышать субъекты      
Российской Федерации. Всё больше и больше мы централизуем деньги, всё больше    
и больше мы замыкаем всех на трансферты, отбивая у регионов желание             
заниматься снятием административных барьеров, привлечением новых инвесторов,    
созданием новых рабочих мест. Вот поэтому президентом и было дано поручение     
именно через налоговые инструменты - и правильно! - пересмотреть основы         
налоговой политики в стране. У региона должны быть долгосрочные, понятные       
налоговые доходы, а если мы с вами в очередной раз принимаем решение изъять 1   
процент налога на прибыль... А что будет в 2018 году, что ещё Минфин            
придумает? Мы этого не знаем, поэтому полтора года назад и родился              
законопроект, он родился именно по инициативе с мест. И хочу подчеркнуть, что   
в предыдущие годы именно парламенты субъектов Российской Федерации вносили      
подобные инициативы, и неоднократно, но многие из них не поддерживались, и не   
поддерживались в том числе и дотационными регионами, но сегодня дотационные     
регионы высказали свою поддержку, и я вам перечислил эти регионы, всё это       
подтверждается документально. Конечно, можно дать Курганской области кратно     
больше денег, но будет ли это как-то стимулировать привлечение инвесторов       
туда? Мы прекрасно понимаем, что социально-экономическое положение Курганской   
области достаточно сложное и, конечно, 1 процентом налога на прибыль не         
решить эти вопросы, но есть и другие регионы - такие как Коми, Чеченская        
Республика, Самарская область, Татарстан, - которые просят вернуть им 1         
процент налога на прибыль. Давайте прислушиваться к их мнению!                  
                                                                                
Меня удивила позиция фракции КПРФ, которая не хочет поддерживать данный         
законопроект: во время всех предыдущих голосований они активно выступали        
сторонниками того, чтобы пересмотреть межбюджетные отношения в стране, а        
сегодня не хотят этого сделать.                                                 
                                                                                
Конечно, от принятия этого решения выиграют все - и федеральный центр,          
который в будущем получит новые налоги и деловую активность в российских        
регионах, и регионы России, которые будут более взвешенно подходить к вопросу   
формирования бюджета. И в итоге мы действительно сможем, наверное, снизить      
немножко дефицит бюджетов.                                                      
                                                                                
Всё-таки прошу поддержать данный законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть желание у содокладчика выступить с заключительным словом? Есть.            
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Данчиковой Галине Иннокентьевне.                 
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемые коллеги, я не хотела, в общем-то, выступать, но       
вынуждена, так как наш коллега сказал, что у нас кто больше ходит и просит,     
тот больше получает денег. Наверное, это не очень справедливое высказывание,    
с учётом того что мы с вами выстраивали межбюджетные отношения многие годы и    
сегодня все дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, межбюджетные      
трансферты выделяются на основании методики. Эту методику, коллеги, мы все      
знаем, собственно говоря, у нас депутаты Государственной Думы от разных         
фракций являются членами трёхсторонней комиссии. Это вот такая реплика, это с   
одной стороны.                                                                  
                                                                                
С другой стороны, ещё есть один момент, на который тоже хотела бы обратить      
внимание. Уважаемый коллега, доля налога на прибыль в налоговых доходах         
субъектов Российской Федерации в среднем, если брать два года, составляет       
28-29 процентов, но есть субъекты, где доля налога на прибыль в налоговых       
доходах бюджетов субъектов составляет от 5 до 10 процентов. То есть вы          
сейчас, конечно, говорите о других субъектах, более высокодоходных.             
                                                                                
Теперь ещё один момент. Хочу вот привести пример, чтобы все понимали, что мы    
ведь не решим проблемы финансовой обеспеченности субъектов перераспределением   
вот этого 1 процента. Почему? У меня есть аналитика за 2016 год по              
Ханты-Мансийскому автономному округу: у нас тогда норматив распределения        
между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов не менялся, однако             
выполнение по налогу на прибыль было 62 процента. Тогда возникает вопрос: что   
будет влиять - увеличенный норматив отчисления или всё-таки какие-то другие     
причины, которые, собственно говоря, влияют на создание прибыли и поступление   
платежей по налогу на прибыль? Вы знаете, факторов может быть много, и налог    
на прибыль - это такой налог, который даже и планировать-то сложно: сегодня     
платежи по налогу есть, а завтра нет. Это зависит от многих факторов.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект         
федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса       
Российской Федерации", 8-й вопрос повестки дня.                                 
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               53 чел.11,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     54 чел.                                          
Не голосовало                 396 чел.88,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.