Заседание № 304
О проекте федерального закона № 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся порядка распространения информации в сети Интернет).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона № 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Владимир Александрович Крупенников, прошу. КРУПЕННИКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Владимирович, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. И чтобы не выступать по мотивам, хочу сразу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект, который направлен на предотвращение распространения в сети Интернет противоправной информации и недостоверной общественно значимой информации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо, но это было выступление от комитета. Выносим на "час голосования".
16-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 25 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 303
О проекте федерального закона № 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся порядка распространения информации в сети Интернет).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается выделить в качестве отдельного субъекта, распространяющего информацию в сети Интернет, новостного агрегатора и возложить на него определённые обязанности при распространении информации. Хочу сказать, что законопроект достаточно резонансный, он широко обсуждался в средствах массовой информации. Перед вторым чтением мы провели большую работу с представителями интернет-индустрии, и все их основные пожелания, все поправки, которые они хотели бы видеть, были учтены. Из важного хотел бы, единственное, сказать, на что стоит обратить ваше внимание, о чём беспокоились многие средства массовой информации в нашей стране, и печатные, и Интернет: владелец новостного агрегатора освобождается от ответственности за дословную перепечатку сообщений из средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с российским законодательством. Комитетом ко второму чтению подготовлен текст законопроекта, который прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. С учётом изложенного комитет предлагает Государственной Думе утвердить представленную таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 32 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносим на "час голосования".
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 24 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 293
О проекте федерального закона № 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся порядка распространения информации в сети Интернет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Алексей Валерьевич Казаков. КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! В чём суть данного законопроекта, о котором так много и активно говорят? Прежде всего, совершенно очевидно, что мир меняется, меняется наш информационный ландшафт, и на этом ландшафте появились серьёзные информационные игроки - новостные агрегаторы, однако в существующем законодательстве подобного понятия нет, поэтому в первую очередь данный законопроект решает проблему юридического вакуума и вводит понятие новостных агрегаторов. Что относится к новостным агрегаторам? Это информационные порталы, которые агрегируют новости и у которых до двух миллионов посетителей, то есть, как вы понимаете, это крайне серьёзные игроки. Что вызвало особенное беспокойство, о чём мы говорим с представителями отрасли и что вызывает беспокойство в средствах массовой информации? Почему-то в связи с этим законопроектом стали часто повторять слово "цензура". Коллеги, ни о какой цензуре в законопроекте речь не идёт, речь идёт о том, что новостные агрегаторы должны нести ответственность за правдивость опубликованной информации. Этот вопрос активно обсуждается, и почему-то правдивость, ответственность за то, чтобы информация была правдива, достоверна и не противоречила законам Российской Федерации, вдруг стали называть цензурой - это совершенно неправильно. Очень часто звучат утверждения, что премодерация, ответственность за качество и правдивость, достоверность информации, которая попадает на новостные агрегаторы, - это сложный процесс; в отрасли, естественно, воспринимают его с настороженностью и с беспокойством, повторяя, что решать эти задачи сложно. Но, уважаемые коллеги, может ли кто-то из вас привести пример, чтобы закон, который регулирует в соответствии с современными требованиями ту или иную отрасль, возлагает на кого-то какую-то ответственность и требует какой-то работы, был воспринят позитивно? Конечно нет. Мы вообще не любим, когда от нас требуется дополнительная работа, дополнительная ответственность. Однако в современном мире (я думаю, никто не будет с этим спорить) геополитические, экономические переделы уже давно происходят в большей степени не через вооружённые конфликты, а через информационно-идеологическое манипулирование, поэтому сохранение правдивости и честности информации, которую получают наши граждане, - одна из важнейших составляющих, краеугольный камень информационно-идеологической безопасности государства. Я считаю, данный вопрос созрел и уже даже перезрел и с юридической точки зрения, и с точки зрения информационно-идеологической безопасности. Все необходимые доработки, о которых говорят и которые возможны и не противоречат духу закона, мы обязательно учтём; если закон будет принят в первом чтении, мы доработаем его ко второму чтению и, я думаю, все технические моменты, позволяющие минимизировать сложности работы тех, кто подпадает под определение "новостной агрегатор", обязательно учтём. Я прошу вас поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. С содокладом выступает Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"...". Внесли его коллеги Казаков и Ющенко. Алексей Валерьевич кратко рассказал о нём, единственное, в чём я поправлю автора (он оговорился, видимо): он сказал "два миллиона посетителей", а речь идёт о миллионе - это существенное замечание. Хотелось бы, говоря об этом законопроекте, подчеркнуть, что новостные агрегаторы, работающие с российской аудиторией, ежедневно оказывают влияние на мнение миллионов читателей, соответственно, их деятельность должна быть законодательно урегулирована. Новостные агрегаторы должны следовать духу и букве российского законодательства, так же как это делают зарегистрированные СМИ и российские блогеры. Представленным законопроектом предусматривается дополнение федерального закона новой статьёй, положениями которой вводится понятие "владелец новостного агрегатора" и определяются особенности распространения им информации. Нормами проектируемой статьи на владельца новостного агрегатора налагается ряд ограничений при распространении новостной информации, а также предлагается введение административной ответственности за неисполнение норм законопроекта. Комитет обращает внимание на то, что по некоторым положениям имеются замечания правового характера. В частности, на владельца новостного агрегатора предлагается возложить ответственность за распространяемую информацию, в том числе в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространённых средством массовой информации. Вместе с тем в соответствии с положениями закона о СМИ на журналиста уже возложена обязанность по проверке достоверности сообщаемой им информации, а редакция средства массовой информации освобождается от ответственности за распространяемую информацию, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространённых другим средством массовой информации. В связи с этим предлагаемая норма необоснованно налагает на новостного агрегатора дополнительную и очень обременительную обязанность по проверке распространяемой информации, которая уже проверена лицом, ответственным за её законность. Таким образом, возложение на владельца новостного агрегатора ответственности за перепечатку информации из СМИ предполагается комитетом избыточным. На основании изложенного наш комитет поддерживает законопроект и рекомендует проголосовать за него и принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович. Есть вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Алексей Валерьевич, новостной агрегатор - это не производитель новостей, он не публикует новости, а даёт ссылки на них, и вот сейчас Леонид Леонидович об этом говорил, но при этом вы в законопроекте предлагаете возложить ответственность за достоверность распространяемой общественно значимой информации, проводить проверку достоверности информации до её распространения. Насколько это корректно, имея в виду, что у Леонида Леонидовича был сейчас (в заключении комитета) свой взгляд на эти вещи, насколько это вообще по определению правильно и поддерживаете ли вы этот тезис, который, как я понимаю, является одним из ключевых в законопроекте? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич Казаков. КАЗАКОВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Сейчас я стою на позиции законопроекта, который был разработан мной и моим коллегой. В процессе работы над вопросом, как я уже сказал, ко второму чтению, возможно, мы что-то изменим с данной точки зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Два вопроса к докладчику. Первый: достоверность или недостоверность информации, очевидно, может установить только суд, а каким образом новостной агрегатор будет сепарировать сведения, если новость появилась только-только и по ней ещё нет решения суда? Второй: в законопроекте предполагается, что новостным агрегатором может быть только резидент Российской Федерации; означает ли это (с учётом того что поисковые машины традиционно содержат в себе ленту новостей), что вы предлагаете исключить возможность доступа граждан Российской Федерации к таким поисковикам, как "Google", "Yahoo!", "Baidu" и другие? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Казакову включите микрофон. КАЗАКОВ А. В. По первому вопросу - я не очень понимаю сложности, ведь совершенно очевидно, что каждая редакция, даже самая маленькая, несёт ответственность за достоверность и правдивость информации, для этого там существуют юридические отделы, возможности проверять, и ни одна редакция не ждёт решения суда, прежде чем опубликовать свою новость. Я не очень понимаю логику заданного вопроса. По второму вопросу - речь идёт о новостных агрегаторах, которые работают на территории Российской Федерации, более того, мы не обсуждаем отключение граждан от "Yahoo!" или тем более от "Google". Насколько я понимаю, "Google" работает на территории Российской Федерации и при желании вполне может соответствовать всем требованиям, которые мы предлагаем в данном законопроекте. И я ещё раз хочу подчеркнуть, коллеги, что речь идёт не о запрете какого-то вида информации, упаси бог, - речь идёт о том, чтобы информация была правдивой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо большое. Уважаемый Алексей Валерьевич, все переживают за ваш законопроект. Вот у вас в статье 10-4, пункт 1, подпункт 4, написано, что не допускается распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии и так далее. А похвалить его по этим поводам они могут? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Казакову включите микрофон. КАЗАКОВ А. В. Конечно, похвалить могут. Вы знаете, речь же не идёт о том, что оскорбляют человека, говоря о нём правду. Речь идёт о том, что человека оскорбляют, представляя недостоверную, необъективную информацию или информацию, которая относится к его вероисповеданию, национальности и так далее, то есть то, что нельзя, что является экстремистским содержанием, вообще противоречит букве закона. В данном случае это синтез соответствия существующим законам Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Климов Виктор Владимирович. КЛИМОВ В. В. Спасибо. Алексей Валерьевич, безусловно, новостные агрегаторы обладают большой силой и влиянием, и понятно, что эту деятельность надо регулировать, поскольку от того, что висит на топовой странице того или иного агрегатора, сильно зависит информационное пространство. Но вопрос у меня вот какой: одно дело, когда агрегатор имеет влияние на то, какие новости, с какой степенью достоверности, какие заголовки попадают на его первую страницу, - это понятно, в этом смысле логика законопроекта понятна, - но ведь агрегатор берёт это из других источников. И если недостоверное индексирование, то есть популярность новости, создано на другом ресурсе, который к агрегатору никакого отношения не имеет, и новость объективно в результате работы автоматизированной системы попадает на первую страницу, как вот здесь разделение провести, на ваш взгляд? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Казакову включите микрофон. КАЗАКОВ А. В. Без сомнения, техническое решение исполнения законопроекта существует. Возможно, будут необходимы дополнительные послабления, как раз именно с точки зрения технической реализации, но техническое решение исполнения данного законопроекта, повторяю, вполне возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бортко Владимир Владимирович. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к коллеге Леониду Леонидовичу Левину. Леонид Леонидович, если я правильно понял, вы сейчас с трибуны сказали, что стоит исключить из законопроекта норму о перепечатке агрегаторами новостей, ранее опубликованных в средствах массовой информации. Если так, то и "Нью-Йорк Таймс" тоже можно цитировать? Я уже не говорю об "Эхе Москвы", которое лучше не цитировать вообще. Ну вот если западные издания печатают что-либо такое, что мы считаем, мягко говоря, недостоверным, можно будет цитировать или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Левину включите микрофон. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за вопрос. Хочу вас проинформировать, что в нынешнем законопроекте, как он выглядит в первом чтении, как раз предлагается возложить ответственность за любую информацию на все средства массовой информации, в том числе на агрегатор, за то, что они перепечатывают эту информацию не проверяя. Мы предлагаем это исключить, считая, что проверки информации средствами массовой информации достаточно. Никакие средства массовой информации из сферы действия этого закона мы выводить не планируем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Будут. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Туманов Андрей Владимирович. ТУМАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, проблема существует, если бы её не существовало, мы бы, наверное, сейчас вот так не обсуждали и не обсуждало бы эту проблему профессиональное сообщество. Данный законопроект вызвал просто бурю в профессиональном сообществе, большинство профессионалов - не депутаты, не мы - высказалось отрицательно, в том смысле, что предложенное в законопроекте выполнить трудно, если не невозможно. Безусловно, есть СМИ и есть те самые агрегаторы, о которых мы сегодня говорим, но они живут и развиваются всё-таки по разным законам. Сейчас коллега Казаков произнёс хорошую фразу, что это очень сложная проблема. Да, это очень сложная проблема, но попытка её решить вот таким упрощённым способом вряд ли приведёт к достижению какого-то результата. Ну вот давайте коротко поговорим, допустим, о правде. Что такое вообще правда? Я вот вспоминаю прекрасного советского и российского журналиста Геннадия Бочарова и его фразу о правде, он говорил, что, если журналист хочет писать исключительно правду, ему придётся писать только цифрами. Вот в этом законопроекте есть такие фразы: "пропаганда преступлений", "пропаганда административных правонарушений" - что это такое, я, например, не совсем понимаю. Это значит написать о преступлении или пропагандировать его, мол, совершайте это преступление? Под эту формулировку можно практически что угодно подвести. Честно говоря, непонятно. Данные формулировки могут привести к тому, что они будут использоваться для того, чтобы, извините, "придушить" каких-то журналистов, которые говорят что-то не совсем лояльное по отношению к власти, не совсем лояльное по отношению к сообществу. Кроме того, имеется также отрицательный отзыв представителя Министерства связи и массовых коммуникаций: господин Волин, заместитель министра, тоже высказался о невозможности в данном случае регулировать эту сложную сферу, я уж не говорю про само профессиональное сообщество, где была просто буря. Дорогие друзья, как бы не получилось, что, принимая этот закон, мы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте. ТУМАНОВ А. В. Очень коротко. ...принимая данный закон, мы вытесним наших людей, как это было при советской власти, когда перестали слушать советское радио и стали слушать "Голос Америки". Давайте всё-таки не бить своих, тогда нам не придётся слушать чужих! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чуйченко Роман Юрьевич. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Мы считаем, что логика предлагаемого законопроекта вполне понятна. Дело в том, что законопроект предлагает не более чем ввести новостные агрегаторы в то же правовое поле, в котором уже находятся средства массовой информации, работающие в Российской Федерации. По формальным признакам, когда новостные агрегаторы начинают агрегировать новостную информацию, они становятся аналогичными средствам массовой информации и должны подчиняться тем же самым требованиям. Новостные агрегаторы - это такие интересные программы, которые в принципе выполняют в какие-то моменты поисковые функции, но зачем-то же они привлекают новостную информацию для интерфейса? Наверное, это делается в рамках продвижения своего бизнеса, но, продвигая таким образом бизнес, они должны понимать и риски и, соответственно, не поддаваться искушению манипулировать этой информацией для увеличения посещаемости своих страниц. Так что совершенно логичным представляется то, что они должны подчиняться общим правилам, которые существуют в базовом законодательстве Российской Федерации, и в частности требованиям к распространению массовой информации и к массовым коммуникациям. В законопроекте нет никаких технически нереализуемых моментов. Все нюансы правового характера, которые там присутствуют, вполне возможно ликвидировать ко второму чтению. Ну и хочу отреагировать на реплику моего уважаемого коллеги Андрея Владимировича Туманова относительно бури в профессиональном сообществе. В каком профессиональном сообществе была буря? Я плохо себе представляю профессиональное сообщество новостных агрегаторов. Если мы говорим о журналистском сообществе, то спросим себя: какие проблемы у журналистов и как журналистов могут коснуться проблемы новостных агрегаторов? Они работают в своих средствах массовой информации и проблемы, потенциальные проблемы каких-то агрегирующих программ не должны их так уж сильно тревожить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шингаркин Максим Андреевич. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, основная проблема в том, что мы обсуждаем, - это то, что считать новостью. Безусловно, для кого-то новостью является только информация, которая возникла сегодня, а для кого-то новостью является информация о раскрытии информации, которая появилась достаточно давно. Вот я вам приведу пример некоего заявления: "По данным СССР, Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы, а происходящая в последнее время переброска германских войск, освободившихся от операции на Балканах, в восточные и северо-восточные районы Германии, связана, надо полагать, с другими мотивами, не имеющими касательства к советско-германским отношениям". Вот эта новость была опубликована агрегатором своего времени - Телеграфным агентством Советского Союза ни много ни мало 14 июня 1941 года. Совершенно очевидно для всех, находящихся в этом зале, и всех специалистов, что это заявление ТАСС содержит в себе наглую ложь. В случае если будет действовать закон, у меня вопрос, риторический естественно: а будут ли данные сообщения ТАСС ликвидированы со всех доступных сайтов или же применение закона приведёт к тому, что сверху будет стоять гриф "Ложное утверждение ТАСС" или "Утверждение ТАСС, содержащее заведомо ложную информацию"? Уважаемые коллеги, я вас уверяю, когда мы с вами примем закон, компании, разрабатывающие софт для коммуникаторов, нам предложат очень простые программы, устанавливаемые на наши телефоны, которые в зависимости от индивидуальных предпочтений каждого из нас, будут формировать особые новости, собранные, если хотите, со всего мира из десятков тысяч СМИ и обновляемые с той частотой, с которой нам, как заказчикам этой информации, необходимо обновление. Мы сегодня принимаем федеральный закон, которым пытаемся урегулировать ничтожную во времени технологическую цепочку в виде создания промежуточной фазы перехода от общественных СМИ, распространяемых традиционными способами, к индивидуальным СМИ, формируемых по заказу человека. Не успеют высохнуть чернила подписи президента на этом законе, как, по сути дела, объект правоприменения закона растает в новых технологических решениях. Фракция ЛДПР, нацеленная на будущее, предлагает не рассматривать законопроекты, не имеющие будущего. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Спасибо большое. Мне кажется, невозможно поддержать данный законопроект, ввиду того что он не решает поставленных задач и не является достаточно профессиональным. В чём его содержательный смысл? Две позиции: первая - ввести штрафы в размере 3-5 миллионов рублей за распространение недостоверной информации, вторая - разрешить на территории Российской Федерации деятельность только агрегаторов, имеющих в качестве владельцев резидентов Российской Федерации. Если мы возьмём "Яндекс", на который приходится 50 процентов всех поисковых запросов в Российской Федерации, то мы должны понимать, что ежедневно через ленту новостей "Яндекса" проходит 100 тысяч новостей, никакая премодерация технически невозможна. Более того, ещё раз повторю, признать новость недостоверной может только суд и никто, кроме суда, потому что есть предмет спора. Соответственно, если суд не признал предварительно новость недостоверной, то на каком основании агрегатор будет отказывать в её размещении? Мы здесь формируем очень большую сферу для произвола. А в этих условиях "Яндекс", кстати, уже сообщил, что он откажется от режима "Яндекс.Новости", на который приходится 29 процентов от общего трафика данной компании. Вторая позиция законопроекта - это что касается резидентов Российской Федерации. Очевидно, что единственным логичным выводом из этого может стать последующий тезис о запрете доступа граждан России к поисковикам, поскольку они неизбежно содержат в себе ленту новостей, - таким как "Google", "Baidu", "Yahoo!" и другим аналогичным. Что в итоге мы получим на выходе? Вот сегодня есть две страны, где местные поисковые системы превосходят "Google", - это Россия и Китай. Будет одна, потому что с исчезновением российского ресурса "Яндекс.Новости" российский потребитель неизбежно через прокси, через другие системы, о которых правильно сейчас говорил коллега, будет искать эти новости на зарубежных, американских ресурсах. И аналог тому есть: избыточное регулирование блогосферы пару лет назад привело к тому, что мы потеряли наш "Живой журнал", который превосходил "Фейсбук", и сегодня российский блогер где находится? В "Фейсбуке" и в "Твиттере", чего ещё несколько лет назад, до принятия соответствующих решений не было. В связи с этим фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, голосовать за него не будет. И ещё раз повторю, что данный законопроект в том виде, как он сегодня внесён, влечёт за собой разрушение российских поисковых систем и переход российского пользователя на американские поисковые системы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ющенко Александр Андреевич. ЮЩЕНКО А. А., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Можно сразу от фракции? Во-первых, я послушал нашу дискуссию при обсуждении этого законопроекта и вспомнил наши обсуждения Закона "О средствах массовой информации", также резонансного, также встреченного профессиональным сообществом с некоторой критикой. Но Закон "О средствах массовой информации" работает, более того, все средства массовой информации приводят свои документы в соответствие с законодательством, и отмечу, что ни одно средство массовой информации не ушло с рынка. Если говорить об агрегаторах, то агрегаторы не подходили под определение средств массовой информации, и, соответственно, некоторые издания, которые обсуждают этот наш законопроект, используя спекулятивные заголовки, говорят как раз о том, что агрегаторы хотят приравнять, - никто никого не хочет приравнять, просто дело в том, что агрегаторы сегодня несут смысловую нагрузку, может быть, даже более серьёзную, чем средства массовой информации, влияют на общественное сознание достаточно сильно, и поэтому, не являясь средством массовой информации, на этом поле ведут себя достаточно вольно и иногда даже разнузданно. Приведу такой пример. Вы, может быть, помните, что на "Яндексе" в своё время более суток висела в топе информация с заголовком (практически дословно) "Государственная Дума разрешила открывать огонь по женщинам и детям во время массовых митингов", - вот в такой интерпретации было! Как ни называй, но это манипуляция общественным сознанием! Когда любая живопырка пишет любую новость и она на информационном лифте поднимается, вплоть до обсуждения на главных телевизионных каналах, это называется уже в принципе серьёзной, может быть, даже диверсионной работой! Поэтому этим законопроектом мы просто предлагаем вещи назвать своими именами: не называя средства информации, будьте добры, несите элементарную моральную ответственность за распространяемые новости. Что касается того, уйдут - не уйдут. Этот законопроект затрагивает лишь порядка двадцати агрегаторов, потому что более миллиона пользователей в день имеют только достаточно крупные технологические монстры. И когда нам говорят, что любой ларёк может быть агрегатором, то замечу: любой ларёк не может быть агрегатором, потому что ларёк не посещают за сутки миллион пользователей. И что самое важное, комитет по информационной политике ведёт открытую работу с профессиональным сообществом, принимает все критические замечания, более того, учитывает их в своей работе, и это подтверждают примеры работы над разными другими законами, которые мы принимали. Компартия Российской Федерации будет голосовать за этот законопроект в первом чтении, но ко второму чтению мы предлагаем доработать его, учесть все моменты, все замечания и шероховатости. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства желают выступить? Нет. Докладчик? Нет. Представитель комитета? Леониду Леонидовичу Левину включите микрофон. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемые коллеги, скажу буквально пару слов по итогам дискуссии, просто хотелось бы понять. Во-первых, относительно бури в отрасли. Я хотел бы сказать, что мы собирали расширенное заседание комитета с представителями отрасли, где шёл спокойный, деловой и профессиональный разговор о недостатках этого законопроекта. В целом концептуально все представители поисковых систем с пониманием отнеслись к его появлению, но просили его доработать в силу технологической нереализуемости отдельных аспектов, о чём я сегодня, кстати, выступая с трибуны, уже говорил. Что касается переделки истории этим законом. У закона нет задачи переделать историю или каким-то образом повлиять на неё, есть задача исполнения российского законодательства. Здесь коллега Андрей Владимирович Туманов говорил, что закон должен регулировать в том числе вопросы нарушения российского законодательства. Что имеется в виду? Так вот, я поясню: на сегодняшний день Роскомнадзор, который следит за появлением и удаляет экстремистскую информацию, пропаганду наркотиков, суицида, следит за исполнением законодательства о защите детей от противоправной информации, не в состоянии использовать своё право, когда речь идёт об информации, которая появляется в агрегаторах. У него такой возможности нет, и это означает, что появляющуюся на любом сайте противоправную информацию, которая попадает в агрегатор, будет читать намного большее - в десятки, в сотни и в тысячи раз - количество пользователей в течение суток, пока она не будет удалена с того средства массовой информации, на котором она появилась, и за это время аудитория пользователей этой противоправной информацией увеличится в разы. Так вот для того, чтобы иметь возможность оперативно удалять эту информацию, в том числе из агрегаторов, которые дублируют поисковиков, но распространяют её на более широкую аудиторию, в первую очередь и необходим этот закон. Кроме того, здесь выступал мой коллега Олег Васильевич Шеин, который уже решил за компанию "Google", что она не будет исполнять этот закон. Хотел бы обратить внимание, что компания "Google" существующие законы, в том числе и закон о достоверной информации, уже исполняет на территории Российской Федерации, и пока нет причин поднимать панику и говорить, что компания не будет исполнять законодательство страны, в которой она работает. Все остальные поправки, которые необходимы отрасли, мы будем обсуждать вместе с представителями отрасли до рассмотрения во втором чтении, будет создана рабочая группа. Я надеюсь, этот закон действительно будет полезен с точки зрения защиты от противоправной информации, появляющейся не только в средствах массовой информации, но и в агрегаторах. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 56 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.