Заседание № 65
О проекте федерального закона № 100324-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка реорганизации коммерческих организаций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 15. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Константина Борисовича Шипунова. Пожалуйста. ШИПУНОВ К. Б. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Законопроект был доработан комитетом ко второму чтению с учётом поступивших замечаний и предложений, в том числе замечаний Государственно-правового управления президента и Правового управления Аппарата Государственной Думы. В комитет поступил ряд поправок. Вашему вниманию представлена таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. В результате работы над поправками текст законопроекта сократился и претерпел значительные изменения по сравнению с редакцией, которая была принята в первом чтении. Во-первых, расширено и детализовано положение в части регулирования слияний, присоединений, преобразований кредитных организаций. Во-вторых, уточнены нормы, касающиеся раскрытия информации о реорганизации юридических лиц, включая кредитные организации, в части порядка уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации, в части уведомления кредиторов о реорганизации, в том числе опубликования сообщения о реорганизации, и в части раскрытия кредитной организацией информации о существенных фактах. В-третьих, круг лиц, на которые предполагалось распространить действие законопроекта, ограничен кредитными организациями и открытыми акционерными обществами. В-четвёртых, детализованы предусмотренные законопроектом условия заявления кредиторами при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования требований о досрочном исполнении (прекращении) обязательств юридического лица. В-пятых, одновременно с этим из законопроекта исключены положения в части последствий оспаривания реорганизации, осуществления так называемых смежных реорганизаций по организационно-правовым формам, гарантий прав кредиторов при разделении и выделении в виде солидарной ответственности всех организаций, как продолжающих своё существование, так и вновь образованных, определения содержания передаточного акта и отказа от института разделительного баланса. В-шестых, унифицирована использованная в законопроекте терминология, а также устранены внутренние противоречия и несогласованность некоторых норм. Принятие данного законопроекта создаст условия для консолидации бизнеса и межотраслевых переливов капитала, обеспечит баланс интересов между реорганизуемыми юридическими лицами и кредиторами, повысит гарантии прав участников реорганизуемых хозяйственных обществ. Прошу поддержать таблицу 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость отдельного обсуждения поправок из таблицы 1? Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, я прошу поставить на отдельное голосование поправку 1, она очень большая, здесь два замечания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, без поправки 1. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 02 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3% Результат: принято Принято. Пожалуйста, по поправке 1 - Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В перерыве я посмотрел: на восьми страницах буквально идёт одна поправка, огромная, её быстро изучить сложно. У меня два принципиальных замечания. Вот на странице 4, внизу: "Указанное уведомление должно содержать сведения: 1) о форме реорганизации, порядке и сроках её проведения..." Наверное, всё-таки первым должно стоять то, что касается людей, - информация вкладчикам о причинах реорганизации, почему потрясение коснулось данной организации, и вторым - что делать, чтобы этого потрясения не было. Меня интересует не то, когда её реорганизуют, а почему. Это самое главное, это в жизни мы уже не раз проходили. И на странице 10 дальше идёт: кредитная организация с даты принятия решения о реорганизации должна информировать о существенных фактах (событиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность. И далее: об увеличении или уменьшении стоимости активов более чем на 10 процентов. То есть 10 миллиардов рублей крутятся, вот если 1 миллиард, то надо говорить, а если 900 миллионов, то можно расхищать и никому ничего не говорить. Наверное, 1 процента за глаза хватит, в конце концов, деньги не этой организации, а народные. Мне кажется, неприемлемо говорить о 10 процентах. Потом третий момент - разовое увеличение. У нас осенью потрясения шли еженедельно - почему разовое? Хотя бы три месяца, квартал финансовый брать. Финансовый квартал - потрясение... И брать не 10 процентов, потому что огромную сумму можно спрятать в 9 процентах, а 1 процент, не больше. Вот три принципиальных момента. Мы уже на практике видели неоднократно, как люди вводились в заблуждение и теряли огромные средства - и государство, и люди. Я считаю, в данном варианте поправка, в общем-то, откроет новые лазейки для хищений. Её надо доработать серьёзно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Борисович. ШИПУНОВ К. Б. По поводу 10 процентов. В каждом законопроекте схожего содержания должен быть определён порядок отсечения. В данном случае он определён в порядке 10 процентов, такое решение принято комитетом. Поправки принимались по согласованию с правительством. Принято такое решение. По поводу уведомления о порядке. Я считаю, что порядок уведомления нормальный и сроки нормальные. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШИПУНОВ К. Б. А причины в законе, я думаю, не должны оговариваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Предложение депутата Федоткина - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 40 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 14 чел.3,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1% Результат: принято Принято. Таблица 2 поправок, рекомендованных к отклонению. Есть ли необходимость отдельно обсуждать какие-либо поправки? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 21 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении данный проект федерального закона. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 54 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 69 чел.15,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6% Результат: принято Принято. Пожалуйста, ваше предложение, Константин Борисович. ШИПУНОВ К. Б. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению и принятию его в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич будет? Пожалуйста. Кашин Борис Сергеевич - по мотивам. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, это важный закон, в нём делается попытка решить сложный и актуальный вопрос: как сделать возможной реорганизацию юридических лиц, в частности банков, в период кризиса? В чём здесь проблема? По действующему законодательству у кредитора есть безусловное право требовать досрочный возврат долга. Сейчас предлагается такое принципиальное изменение: отойти от принципа безусловной защиты кредиторов. Вы можете себе представить, что произойдёт, если мы недостаточно проработанный закон по этой теме примем? На каком уровне мы решаем эту проблему? Если мы возьмём первый вариант законопроекта и второй вариант, то увидим, что между ними кардинальная разница. В первом варианте, который был в два раза длиннее, делались попытки описать необходимые действия в случае, если, условно говоря, один банк в три кооператива преобразуется. Всё это выкинуто, может быть и к счастью выкинуто, из нового текста, написано всё по-другому. Новый текст вообще был недоступен до сегодняшнего утра, его нам раздали... Как комитет рассматривал, я вам могу сказать: опросным листом без предъявления текста законопроекта. Оказывается, семь поправок депутата Резника принимается, десять поправок депутата Прозоровского отклоняется. Никто, по существу, не обсуждал такой важный и опасный в случае ошибки вопрос. Вообще, создаётся впечатление, что в финансовой сфере мы год строили такой дырявый плетень, которым от кризиса хотим отгородиться. Я всё-таки приведу один конкретный пример нашей деятельности, связанный с этой темой. Мы приняли закон, рубли пошли в коммерческие банки из госрезервов. На них купили евро по 35 рублей, сейчас продадут по 40 рублей. Вот они заработали 15 процентов безо всякого труда, фактически за счёт государства. Вот такой пример. И мы ещё имеем амбиции одобрять нашу деятельность по этой части! В таком же духе и этот закон. Что будет, если мы здесь допустили ещё одну дыру? Вот скажите: что будет? Поэтому фракция КПРФ в такой деятельности по строительству этого плетня не хочет участвовать. Мы будем голосовать против этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 41 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 100324-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка реорганизации коммерческих организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 25. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по финансовому рынку Владислав Матусович Резник. РЕЗНИК В. М. Опять же, глубокоуважаемые коллеги, могу длинно, могу короче. Покороче? Ну, надеюсь, тогда длинно буду отвечать на вопросы, о'кей. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, который направлен на урегулирование отношений, возникающих в процессе реорганизации коммерческих организаций, не только кредитных. Законопроектом предлагается изменить существующий порядок реорганизации обществ и товариществ, внеся соответствующие изменения в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах" и в Гражданский кодекс. Совершенствование механизма реорганизации коммерческих организаций является одним из ключевых вопросов для экономики, который очень давно обсуждается. Ну, только на моей памяти он обсуждается, по-моему, девять лет. Предлагаемый вашему вниманию текст законопроекта разработан с участием Министерства экономического развития, Центрального банка, Министерства финансов и, естественно, Федеральной службы по финансовым рынкам. Анализ действующего законодательства и практики его применения показывает, что сегодня законодательство фактически препятствует реорганизации, делая проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразным, излишне длительным и несущим огромные, существенные риски. Законопроектом предлагается предоставить коммерческим организациям возможность проведения так называемой смешанной реорганизации, то есть с участием хозяйственных товариществ и обществ различных видов, что позволит существенно сократить сроки проведения реорганизации, упростить соответствующие процедуры, существенно снизить трансакционные издержки. Одновременно законопроектом закрепляется механизм публичного раскрытия информации о готовящейся реорганизации, что воспрепятствует злоупотреблениям правом при реорганизации, ну, или правом на реорганизацию. Законопроектом предполагается отойти от действующего сегодня принципа защиты кредиторов при реорганизации и предусмотреть более гибкий правовой режим, который обеспечил бы баланс интересов как кредиторов, так и участников юридического лица. При этом в качестве дополнительных правовых гарантий интересов прав кредиторов реорганизуемых обществ предполагается законодательно закрепить право кредиторов требовать возложение солидарной, подчеркиваю, солидарной ответственности на организации, которые создаются в результате такой реорганизации. В процессе обсуждения законопроекта перед первым чтением поступили определённые замечания к тексту, которые, безусловно, будут дополнительно прорабатываться при подготовке законопроекта ко второму чтению. Нас там ждет большая, серьёзная работа, всех к ней приглашаю. Прошу поддержать концепцию данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Вот он, редкий случай: нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Также нет. Представители президента и правительства не настаивают. Присаживайтесь, Владислав Матусович. Сегодня ваше время уже кончилось. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 52 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2% Проголосовало против 24 чел.5,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4% Результат: принято Принято.