Заседание № 153
О проекте федерального закона № 100311-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях проведения процедуры банкротства и о мерах по предупреждению банкротства финансовых организаций).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Лиана Витальевна Пепеляева. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, проект федерального закона регулирует вопросы банкротства финансовых организаций, то есть профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и других. В значительной степени нормы закона направлены на предотвращение банкротства, и в нём предусмотрены специальные механизмы для этого. Комитет подготовил проект федерального закона к рассмотрению в третьем чтении. Проведены все необходимые экспертизы, и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров по мотивам и депутат Кашин Борис Сергеевич также по мотивам. Два выступления. Объявляется "час голосования".
По пункту 4 по мотивам - депутат Рохмистров от фракции ЛДПР. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, хороший закон, много хорошего принимается, но есть и те вещи, на которые фракция ЛДПР не может не обратить внимания. Не принято к рассмотрению комитетом огромное количество поправок, подготовленных депутатами. И собственно говоря, почему комитет, если есть желание у депутатов побольше поработать с этим законопроектом, не продлил срок рассмотрения этих поправок? Считаю, что, когда готовится такой фундаментальный законопроект, для того чтобы он полностью решал те проблемы, которые сегодня возникают, было бы логично продлить срок рассмотрения поправок и рассмотреть все поправки, которые подготовлены депутатами. Есть ещё один вопрос. Вот тут есть такой маленький казус, к которому мы обязательно с вами вернёмся, - это изменение уставного фонда, которое у нас, к сожалению, имеет достаточно небольшой переходный период. Вот в своё время мы столкнёмся с тем, что многие страховые компании не смогут изменить, уложиться в этот отведённый период. И мы либо будем продлевать, либо подставим под ликвидацию большое количество страховых компаний. Вот этот маленький подводный камень наводит на мысль, что данное ограничение сделано в интересах ряда крупнейших страховых компаний с целью освобождения рынка от конкуренции. Законопроект в целом отражает необходимость ряда изменений и действительно вносит полезные для нашего общества изменения в действующее законодательство, но в то же время то, что комитет не рассмотрел все поправки депутатов, которые, возможно, решили бы все проблемы, выльется в то, что мы опять и опять будем возвращаться к этому законопроекту в случае его принятия в качестве закона, потому что инициативы депутатов будут складываться в законопроекты, которыми будут вноситься изменения в только что принятый закон. В связи с этим хотелось бы обратиться к комитетам, которые рассматривают подобные законопроекты, с просьбой всё-таки иногда продлевать срок рассмотрения поправок, с тем чтобы наиболее полно учитывать ту ситуацию, которая складывается в нашем обществе. Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кашин Борис Сергеевич от фракции КПРФ. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Законопроект регулирует процедуру финансового оздоровления и банкротства финансовых организаций. Безусловно, тема важная, законопроект нужен, но нужен хороший законопроект. Для примера вспомним, к чему привели дыры в регулировании банкротства коммерческих банков. Только "КИТ-Финанс" 135 миллиардов рублей стоил. Вот вчера премьер Путин проводил пресс-конференцию и говорил: университеты по 300 миллионов получат. Ему бы провести пресс-конференцию с теми, как он говорит, жирными котами, которые из бюджета сотни миллиардов рублей уже выбрали. И это в значительной степени из-за того, что вот эти процедуры не урегулированы надлежащим образом. Поэтому, казалось бы, надо выводы сделать и самым внимательным образом отнестись к тексту законопроекта. А что мы здесь видим? Сто страниц - каждое ведомство туда впихнуло, грубо говоря, то, что ему казалось целесообразным. И в результате мы видим, что сходные вопросы, когда, допустим, аналогичный финансовый дефицит имеется у страховой компании, пенсионного фонда или другой финансовой организации, регулируются совершенно по-разному. У нас здесь в качестве надзорных органов выступают и Министерство финансов, и ФСФР, и Минздравсоцразвития, и Центробанк, и каждый орган действует своим, понятным ему путём. В результате получается отсталый законопроект. Если в Европе сейчас вводится единый регулятор и для банков, и для страховых компаний, и для пенсионных фондов, то мы всё продолжаем расширять различия между законодательными нормами, относящимися к ним. Это недопустимая совершенно политика. И в качестве примера мы пытались привлечь внимание к тому, что за этими нормами стоит, когда вносили поправку. Применительно к пенсионным фондам, смотрите, здесь вводится обязательство надзорного органа подавать в арбитражный суд в случае недостаточности средств пенсионных резервов для исполнения обязательств фондов перед вкладчиками. Но само понятие недостаточности нигде как следует не прописано, а ведь в законе о пенсионных фондах предусмотрена сохранность пенсионных средств. Значит, если, грубо говоря, в течение одного года эти средства несколько упали, то заинтересованные силы могут трактовать эту норму как необходимость подать в суд иск о банкротстве. И вот таких вещей там много. Поэтому законопроект сырой, мы за него голосовать не будем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, обозначенный а пункте 4 повестки дня. Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 50 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 22 чел.4,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 152
О проекте федерального закона № 100311-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях проведения процедуры банкротства и о мерах по предупреждению банкротства финансовых организаций; принят в первом чтении 21 января 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Законопроекты второго чтения. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владислав Матусович Резник. Второе чтение, таблица поправок. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается таблица поправок к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". У вас есть одна таблица поправок, все они рекомендуются к принятию. Соответственно, коллеги, комитет предлагает поддержать данную таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в таблице двадцать одна поправка, все рекомендованы к принятию. Есть замечания? Есть, у Кашина Бориса Сергеевича. Какую поправку вы выносите? КАШИН Б. С. Поправку 4 отдельно обсудим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 1 без поправки 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 52 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0% Результат: принято Таблица принимается. Включите микрофон депутату Кашину Борису Сергеевичу. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, я бы мог вынести на отдельное голосование и аргументировать многие поправки, потому что на самом деле от того, что мы принимали в первом чтении, живого места не осталось. Всё, что мы сейчас рассматриваем, - это новый материал. В чём здесь опасность? Президент даёт указание ускорить принятие ключевых законов по финансовому рынку - а это действительно важные законы, - и вот в спешке начинают реализовывать такие поручения. Чем это может обернуться, мы видели на примере антикризисных мер правительства. Я сегодня прочитал, что в 135 миллиардов обходится государству санация только "КИТ Финанс". Это один из примеров того, к чему может привести спешка при принятии подобных законов. О чём конкретно идёт речь вот в этой поправке? Вводится новое понятие "актуарный дефицит" - это ключевое понятие, которое действительно необходимо для того, чтобы решить вопрос, нужно банкротить пенсионный фонд или не нужно. То же самое относится к страховым компаниям. Дальше прописывается процедура и говорится, что при недостаточности средств пенсионных фондов надзорный орган, в данном случае ФСФР, обязан в течение десяти дней обратиться в арбитражный суд с иском о банкротстве этого пенсионного фонда. Процедура выяснения того, что действительно средств недостаточно, не прописана. Мы предлагали включить всего несколько слов - о том, что необходимо наличие актуарного заключения. В законе уже вводится понятие "актуарный дефицит", и почему нельзя было учесть вот это наше предложение, совершенно непонятно. Это один из примеров того, как здесь регулируются важнейшие вопросы - банкротство страховых компаний и пенсионных фондов. Вообще такая система, когда вдруг появляется во втором чтении совершенно новый текст и посмотреть и принять участие в его усовершенствовании возможности реально нет, очень опасна. И это только один из примеров, их можно было бы продолжить. В связи с этим фракция КПРФ голосовать за данный законопроект не будет и обращает ваше внимание на то, что спешка здесь может привести к крайне неприятным последствиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по поправке 4, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Борис Сергеевич, я, наверное, уже в пятый раз с этой трибуны обращаюсь к вам с предложением посещать заседания комитета, на которых обсуждаются эти темы. К сожалению, видимо, по тем или иным причинам не всегда вы находите такую возможность. Очень жалко. На заседании комитета ваш коллега по фракции вносил соответствующую поправку, правда, не за вашей подписью, а за своей. Это коллега Багаряков, он, наверное, вам об этом рассказывал. Мы внимательнейшим образом обсудили в комитете эту поправку, и содержательно все с ней согласны, и я согласен и буду готов после принятия отдельного закона по актуарной деятельности её поддержать. Законопроект по актуарной деятельности находится, как вы знаете, в Комитете по собственности. В ближайшее время он будет принят, и только после этого можно принимать ту поправку, которую предлагал коллега Багаряков, видимо, и вы тоже. Коллега Багаряков снял её, поэтому я не очень понимаю, что вы выносите на обсуждение. Вы вообще не хотите, чтобы эту поправку поддерживали, то есть хотите принять закон без этой поправки? Непонятно. Коллеги, я предлагаю поддержать данную поправку и поддержать данный законопроект. А Борису Сергеевичу всё-таки я пожелал бы, чтобы у него была возможность чаще ходить на заседания комитета, тогда фракция, которую вы представляете, будет поддерживать такие законы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Комитет предлагает её поддержать, депутат Кашин предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 58 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принимается поправка. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 27 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Есть какое-то предложение у комитета, да? Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, комитет просит поставить рассмотрение законопроекта в третьем чтении на 9 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению предложение комитета.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 100311-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях проведения процедуры банкротства и о мерах по предупреждению банкротства финансовых организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, который предусматривает уточнение перечня финансовых организаций, установление особенностей банкротства различных финансовых организаций, установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению несостоятельности, то есть банкротства, финансовых организаций. Нормы действующего в настоящее время законодательства о банкротстве имеют общий характер, они не учитывают специфику деятельности каждого вида финансовых организаций и не дают чёткого определения самому понятию "финансовые организации", особенно для целей законодательства о банкротстве. Действующим законодательством не закреплены механизмы, которые способствуют защите материальных прав граждан, вступающих в правовые отношения с финансовыми организациями, в случае банкротства последних. Вообще, к финансовым организациям данным законопроектом отнесены страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. В отношении финансовых организаций законопроектом устанавливаются основания применения мер по предупреждению банкротства, а также перечень мероприятий в рамках мер по предупреждению этого банкротства. Законопроектом предусмотрены такие меры по предупреждению банкротства финансовых организаций, как разработка и реализация плана финансового оздоровления, а также введение временной администрации. Одновременно закреплены порядок введения и прекращения деятельности временной администрации, её состав, сроки деятельности, права и обязанности. Также предусматривается изменение положения о рассмотрении дел о банкротстве финансовой организации в части сроков, круга лиц, участвующих в деле и процессе по делу о банкротстве, круга субъектов подачи заявления о признании финансовой организации банкротом, процедур банкротства, применяемых к финансовой организации. Ну, я думаю, что Виктор Семёнович Плескачевский, делая содоклад, об этом скажет чуть подробнее. Кроме того, вносятся изменения в порядок очерёдности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди при процедуре банкротства страховой организации. Устанавливается порядок процедуры передачи страхового портфеля страховой организации в рамках реализации мер по предупреждению банкротства этой организации или в ходе процедур самого банкротства, если таковое наступает. Законопроектом предусматривается обязанность федерального органа исполнительной власти по регулированию соответствующего вида деятельности принимать участие в процессе по делу о банкротстве финансовой организации. Кроме того, предусматривается право арбитражного суда привлекать к участию в процессе по делу о банкротстве соответствующую саморегулируемую организацию финансовых организаций или соответствующее профессиональное объединение страховщиков. Об этом также в своём содокладе Виктор Семёнович Плескачевский расскажет, видимо, более подробно. В отношении негосударственных пенсионных фондов законопроектом предусмотрено уточнение конкурсной массы. Кроме прочих, вот этот законопроект, предлагаемый вашему вниманию, содержит положения, которые вносят изменения и в ряд законодательных актов, требующих изменения в связи с принятием этого закона. Внесение в российское законодательство изменений, предлагаемых в законопроекте, будет способствовать повышению эффективности мер по предупреждению банкротства финансовых организаций и проведению процедур их банкротства как механизма пропорционального удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, если мы примем данный законопроект, мы сможем повысить степень защиты материальных прав граждан, являющихся клиентами финансовых организаций, в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве или введена процедура банкротства. К законопроекту имеется достаточно большой ряд замечаний, в основном уточняющих его, и замечаний юридико-технического характера, которые не затрагивают концепцию законопроекта и не препятствуют его принятию в первом чтении. Во втором чтении, естественно, потребуется достаточно большая работа, что мы и намерены проделать. С учётом сказанного Комитет по финансовому рынку предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении и приглашает всех принять участие в работе над законопроектом ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает председатель Комитета по собственности Виктор Семёнович Плескачевский. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается очень важный, на мой взгляд, законопроект, один из самых важных в пакете мер по антикризисному управлению. Поэтому я хочу привлечь ваше внимание к нему и учесть ваши замечания и предложения в работе над ним. Дело в том, что на сегодняшний день у нас сложилась очень непростая ситуация на финансовых рынках, все это прекрасно понимают. Более того, это распространилось уже на всю остальную экономику. Для огромного количества финансовых организаций сегодня существует риск банкротства. Но в этой ситуации только кредитные организации, исключительно кредитные организации имеют специальный порядок процедуры банкротства. Финансовыми организациями мы считаем организации, отличные от производственных палаток, производственных, торговых предприятий прежде всего тем, что у них отношение собственных средств к активам, находящимся в управлении, на хранении и в разных формах распоряжения, установлено законом, например в банковской среде это один к двадцати. Собственно говоря, это единственная причина, по которой все финансовые организации... Скажу так: вот поведение обычного арбитражного управляющего, который банкротит, например, депозитарий, где находятся на хранении акции, допустим, РАО "ЕЭС..." или ОАО "РЖД", представить очень трудно. И мы много и давно говорили о том, что сегодня все остальные финансовые организации находятся как бы без присмотра в первую очередь в этой части. Кроме того, вторая проблема, с этим согласится большинство специалистов, состоит в следующем. В начале 90-х годов, когда существовало всего полторы финансовые услуги, разным ведомствам - именно разным ведомствам - было поручено не только регулировать, но и строить регулирование финансовых рынков. В результате ипотека у нас оказалась в Госстрое, лизинг оказался в Минпромнауке, страхование - в Минфине, банковский сектор - в Центральном банке, биржи - кто где. При этом, естественно, к сегодняшнему дню каждое из этих ведомств без согласования друг с другом построило какое-то там своё регулирование, они во многом сегодня асинхронны и противоречат друг другу. Любой грамотный человек понимает, что финансовые рынки - это на самом деле финансовый рынок, как переливающиеся сосуды, пенсионный, страховой, банковский и так далее. Весь мир уже давно пошёл по пути так называемых мегарегуляторов, а у нас, увы, заседают антикризисные комиссии, которые сегодня только пытаются найти единый подход к проблемам финансовых институтов, создать единый инструментарий, единую терминологию. Этот законопроект как бы подталкивает к решению ещё одной проблемы, он первый в этом блоке, он вводит единые принципы подхода в отношении управляющих компаний, брокеров. Я думаю, что, безусловно, необходимо принять его в первом чтении, хотя над ним предстоит огромная работа. И я не уверен, что мы успеем в ближайшее время, в те сроки, которые нам ставит сегодня правительство, потому что необходимо реализовать всё то, что существует в планах, и это работа скрупулёзная. Почему? Прежде всего потому, что до сегодняшнего дня только банки имеют свой план счетов или бухгалтерского учёта. Подчёркиваю, что сегодня все остальные финансовые организации заполняют ту же самую простыню из ста регистров бухгалтерского учёта под названием "баланс", что и любая производственная палатка, любое частное предприятие и так далее. И нерешение проблемы, когда различная форма учёта активов собственных и несобственных, находящихся на хранении, проблемы вкладчиков, инвесторов и так далее, не позволяет сегодня в процессе банкротства аккуратно разделить эти активы и выделить то, что входит в конкурсную массу, и то, что не входит в конкурсную массу. Этой проблемой, скажу вам по секрету, никто до сих пор не занимался вообще, ни Минфин, ни кто-либо другой. Без решения этой проблемы аккуратное банкротство будет, мягко говоря, затруднено. Сегодня финансовая сфера фактически исключена из сферы действия саморегулируемых организаций, потому что нас, скажем так, правительство убедило (в кавычках) не включать финансовую сферу в саморегулирование. Почему мы считали, что это необходимо? Потому что саморегулирование подразумевает создание как минимум механизма компенсационного фонда, то есть механизма солидарной ответственности, если угодно, механизма, аналогичного системе гарантирования вкладов, и в силу этого обстоятельства саморегулируемая организация, являющаяся соответчиком за каждого возможного банкрота, принимает участие в процедуре банкротства, не позволяет за копейки продавать из их активов, оказывается заинтересованной и, самое главное... Вот на примере той модели, которой коснулся сегодня Владислав Матусович, можно пояснить. Допустим, происходит банкротство страховой компании и возникает проблема, как распорядиться обязательствами компании и оставшимися неразворованными, извините, активами, которые являются обеспечением этих обязательств. При надзоре саморегулируемой организации она могла бы на конкурсной основе передать их другой компании под другие условия для защиты интересов вкладчиков, страховщиков и так далее, то есть обеспечить такой плавный переход. Но все эти механизмы существуют только как концепция, которая обсуждается Минэкономразвития уже в течение лет пяти-шести. Комитет по собственности поддерживает концепцию этого законопроекта и, как я уже сказал, приглашает к работе всех заинтересованных лиц. Это касается не только начинающего на самом деле зарождаться финансового рынка, но и его участников, в первую очередь частных лиц, вкладчиков, инвесторов, акционеров и так далее. Пока всё равно риск, скажем так, несанкционированного, недобросовестного распоряжения их активами при существующей модели, увы, остаётся. Мы считали и считаем, что, например, законодательство о банкротстве кредитных организаций тоже в своё время должно стать частью закона о банкротстве, чтобы не было, так скажу, слишком много особых порядков. Комитет по собственности поддерживает законопроект, рекомендует принять его в первом чтении с учётом высказанных замечаний и необходимости доработки ко второму, а также, может быть, ещё одной итерации к осени, если будет желание у участников внести дополнения и изменения в этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть вопросы у депутата Федоткина и у Лебедева Игоря Владимировича. Два вопроса. Пожалуйста, депутат Федоткин. Первый вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к любому из докладчиков. За последние полгода мы слышали о сотнях случаев, когда предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства останавливали свои производства и находились в стадии банкротства, а вот о финансовых организациях я что-то не слышал, ни об одном случае, но именно о них мы печёмся. Скажите, пожалуйста, за последние полгода сколько банков закрылось, остановило свою деятельность или обанкротилось? Чтобы можно было сравнить, что происходит в реальном секторе, а что в финансовом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Семёнович Плескачевский ответит. С места. Пожалуйста, включите микрофон. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Прежде всего, когда мы употребляем слово "печёмся" в этом контексте, это значит, что мы печёмся не о финансовых организациях, а о тех миллионах людей, которые стали участниками этих организаций как страхователи, как держатели своих небольших пакетов акций, вкладчики и многие-многие другие, то есть о тех, кто сегодня оказался участником рынка финансовых услуг, пенсионной системы например (потому что страшно представить пока, по действующим нормам, банкротство пенсионного фонда). Конечно, проблема банкротства всё равно стоит остро, в том числе и для реального сектора, но я хотел подчеркнуть в своём выступлении, что это две разные темы: если банкротство конкретного предприятия сводится к проблемам для его работников или так называемых стейкхолдеров - связанных с ним лиц, то банкротство любой финансовой организации, как правило, затрагивает как минимум тысячи, миллионы людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И второй вопрос - Игорь Владимирович Лебедев. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к автору законопроекта. Уважаемый Владислав Матусович, статья 391 Гражданского кодекса говорит о том, что при переводе должником своего долга на третье лицо необходимо получение согласия кредитора. Предлагаемый вами законопроект вносит в эту статью изменение, вводит исключение, что, на наш взгляд, вступает в противоречие с концепцией данной статьи. На это, кстати, указывает и комитет-соисполнитель, комитет Павла Владимировича Крашенинникова. При дальнейшей работе над законопроектом будет что-то изменено в этом отношении? Или вы всё равно настаиваете на изменении Гражданского кодекса в этой части? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович. Микрофон включите. РЕЗНИК В. М. Вы знаете, если мы сможем убедить наших коллег во всех ветвях власти изменить Гражданский кодекс, в том числе и коллег из комитета Павла Владимировича Крашенинникова, то, наверное, мы будем всё-таки стараться это сделать. Если не получится, тогда в этой части мы согласимся с позицией комитета-соисполнителя и оставим это как есть. Хотя, конечно, проблемы есть, и для упрощения решения этого вопроса, наверное, лучше было бы изменить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Так, два человека. По сколько минут дадим? По десять? У нас ещё один вопрос. Я предлагаю по три. Семнадцать протокольных поручений у нас, я вам напоминаю. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 50 сек.) Проголосовало за 317 чел.100,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. От фракции КПРФ, пожалуйста. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Любовь Константиновна, хорошо, что вы не так часто ведёте наши собрания, о таком важном законопроекте, о котором только что нам доложили, необходимо серьёзно говорить, и за три минуты мне сложно будет, как говорится, высказаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас, вообще, не собрание, а пленарное заседание, это для уточнения. КАШИН Б. С. Нынешний кризис выявил ряд проблем в деятельности страховых организаций, пенсионных фондов и других финансовых структур. Очевидно, что многие из них находятся сейчас на грани банкротства и нужны срочные меры, для того чтобы как-то сгладить последствия этих банкротств для экономики и граждан. На днях я посмотрел интернет-сайт партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и прочитал там высказывание заместителя руководителя администрации президента Суркова: кризис не преодолеть, высылая на борьбу с ним вялое ополчение счетоводов. Я рассматриваю это высказывание как запоздалую оценку работы в кризисных условиях чиновников министерств финансово-экономического блока. И эта оценка напрямую относится к рассматриваемому законопроекту. В чём дело, если совсем кратко говорить? Если о медицине мы закон принимаем, то представить его текст без упоминания врача невозможно. Что является аналогом врача для страховых компаний, пенсионных фондов? Во всём мире таким аналогом является актуарий - специалист по страховой финансовой математике. Именно актуарное заключение профессионала и есть диагноз болезни страховой компании, пенсионного фонда, и его заключение должно играть ключевую роль для целей настоящего законопроекта. К сожалению, наша исполнительная власть крайне мало сделала за последние пятнадцать лет, чтобы это важнейшее звено, необходимое для нормального функционирования страховых компаний, пенсионных фондов, начало реально действовать. И сейчас эта проблема встала с полной остротой. Тем не менее её пытаются здесь опять замять, правильно сказал депутат Плескачевский, что у нас совершенно разнородное законодательство, и пытаются, как говорится, обойти эту проблему - отсутствие реального критерия оценки деятельности страховых компаний, пенсионных фондов. Это делают по-разному: для страховых компаний по-одному, для пенсионных фондов по-другому. Кстати, в законе есть упоминание о некотором актуарном дефиците как основании для того, чтобы начать процедуру оздоровления пенсионного фонда, но только нет вообще этого понятия, что такое актуарный дефицит, неизвестно ни специалистам, ни в одном нормативном акте нет. Таким образом, реально в ближайшее время этот закон действовать не будет. И этот бухгалтерский подход - основной недостаток законопроекта. Это компании, которые работают в условиях неопределённости, и надо иметь специальные математические методы для анализа их устойчивости. Не учитывать этого нельзя, поэтому мы не будем поддерживать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И ещё кто-то у нас хотел высказаться? Свистунов, да? Пожалуйста. Включите микрофон депутату Свистунову. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, тема, затронутая этим законопроектом, сегодня очень важна. Но здесь я не соглашусь с авторами законопроекта в части вот именно концепции этого законопроекта. Концептуальная ошибка кроется в статье 180 закона о банкротстве, куда вносятся изменения. Там предусмотрено, что банкротство финансовых организаций регулируется отдельным законодательством, именно отдельным, и подчёркнуто это. Да, так сложилось, что пока отдельное законодательство существует только в отношении кредитных организаций. И наверное, это сложилось из-за того, что наиболее чётко прописано регулирование именно кредитных организаций - с отдельным балансом, с нормативами, понятными и чёткими для всех, то есть это наиболее проработанное законодательство. И наверное, так исторически и было, потому что правильно, полторы услуги там было, как сказал Виктор Семёнович, на других сегментах рынка, и, в общем-то, не было такой необходимости. Однако сегодня, если посмотреть на финансовый рынок, это уже не полторы услуги, это целый ряд, скажем так, измеряемый трёхзначной цифрой, пенсионных фондов, это огромное количество страховых компаний, это огромное количество управляющих компаний и довольно значительные финансовые средства. Особенно это важно в том случае, когда... Вот у нас сейчас произошли на фондовом рынке такие события, в общем-то, упал фондовый рынок, и соответственно активы и пенсионных фондов, размещённые в ценных бумагах, и страховых компаний, и ПИФов (паевых инвестиционных фондов), и других практически, ну, не то чтобы обнулились, но потерпели значительные убытки. Если присутствует специальное регулирующее законодательство, например, о достаточности собственных средств, о нормативах ликвидности и тому подобных вещах, то многие из этих организаций уже стоят на пороге банкротства. Ну, здесь мы это сейчас не поймём, потому что статистики не видим, но тем не менее этот вопрос актуален. И тем более в данном случае этот вопрос, на мой взгляд, потребует именно специального законодательства по каждой отрасли. То есть для страховых компаний это должен быть свой закон, для пенсионных фондов это должен быть свой закон, для профучастников рынка ценных бумаг это должен быть свой закон, потому что везде нормативы достаточности собственных средств будут разные, нормативы по ликвидности также будут разные и механизмы юридического привлечения средств клиентов и размещения резервов тоже будут отличаться. И соответственно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Тоже нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 56 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 24 чел.5,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9% Результат: принято Принято.