Заседание № 336
20.01.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1002482-7 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3949 по 4229 из 4428
Коллеги, у нас время подходит к концу, поэтому предлагается сегодня рассмотреть ещё пункт 15 нашей повестки и этим ограничиться. Нет возражений? Нет. Тогда пункт 15, проект федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы", приоритетный законопроект ЛДПР. Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Осталось 15 минут до завершения пленарного заседания, поэтому я постараюсь очень коротко изложить суть. Прошу сразу острую дискуссию не порождать - ситуация напоминает ту, которая была три года назад: с подобным законопроектом мы обращались в Государственную Думу, стояли на трибуне, речь шла об увеличении выплат для семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства; тогда правительство не поддержало, что повлияло на позицию абсолютного большинства депутатов, но спустя несколько месяцев в послании президента Федеральному Собранию прозвучала иная позиция, и в соответствии с указом сегодня те семьи, где дети-инвалиды или инвалиды с детства имеются, получают ежемесячно 10 тысяч рублей. Что мы предлагаем? Во фракцию ЛДПР поступает много обращений от лиц, которые ухаживают за инвалидами первой группы, - а это тяжелейший труд, и депутаты в разных фракциях, кто знаком с этой проблематикой, могут подтвердить - получают сегодня только 1200 рублей, много лет эта сумма не индексируется. Поэтому мы предлагаем всё то, что сегодня закреплено на уровне указов президента, погрузить и в действующее законодательство, принять проект федерального закона, и поднять сумму выплаты с 1200 до 10 тысяч рублей для тех лиц, кто ухаживает за инвалидами первой группы. При этом мы предлагаем ежегодно эту сумму индексировать на индекс инфляции, который устанавливается правительством. И мы предлагаем распространить все эти нормы на лиц, которые являются уже нетрудоспособными, то есть пенсионерами, тем самым мы дадим возможность пенсионерам, которые продолжают ухаживать за инвалидами первой группы или за инвалидами с детства, рассчитывать на ежемесячную выплату в размере 10 тысяч рублей с последующей ежегодной индексацией. Вот смысл законопроекта фракции ЛДПР. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Вторыгиной Елены Андреевны. ВТОРЫГИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В настоящее время выплата неработающим трудоспособным родителям или опекунам осуществляется за уход за инвалидами первой группы, установлена указом президента и составляет 1200 рублей. Законопроектом предлагается предоставить право на получение выплаты в размере 10 тысяч рублей неработающим трудоспособным родителям или опекунам, осуществляющим уход за инвалидами первой группы. Конечно, идея законопроекта, который предлагают коллеги, заслуживает особого внимания, конечно, денег не хватает всем, это всё понятно, но я просто хочу напомнить нам всем, что за период 2019-2020 годов нашим правительством, государством, президентом был принят обширный, беспрецедентный перечень мер, направленных на поддержку семей с детьми, в том числе, безусловно, семей, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Коротко напомню. Ежемесячная выплата родителям или опекунам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и инвалидом с детства первой группы, осуществляется с 2013 года, и она продолжает выплачиваться, 10 тысяч выплачивается уже с июля 2019 года. Буквально 5 января этого года президентом был создан фонд поддержки детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе с редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра", и мы видим, что в этот фонд будут вложены огромные средства как раз для получения лечения нашими детьми, для их лекарственного обеспечения. Также указом президента в апреле 2020-го, прошлого года были установлены ежемесячные выплаты в размере 5 тысяч рублей семьям с детьми до трёх лет, единовременная выплата 10 тысяч рублей семьям, воспитывающим детей с 3 до 16 лет. В дополнение к тем указам в июне прошлого года президент издал указ о дополнительной единовременной выплате в размере 10 тысяч рублей семьям, воспитывающим детей в возрасте до 16 лет, это также семьи, где есть, к сожалению, дети с ограниченными возможностями здоровья. В декабре буквально, в конце прошлого года, президент установил единовременную выплату семьям, имеющим детей, в размере 5 тысяч рублей. Предлагаемый же авторами законопроект в случае принятия, безусловно, потребует больших финансовых вложений, но в законопроекте не указаны источники финансового обеспечения новых расходных обязательств, что противоречит 83-й статье Бюджетного кодекса. Хочу ещё добавить, что сегодня субъекты вправе самостоятельно нормативным актом ввести любую меру поддержки людей в семьях, где есть инвалиды. Мы знаем о проблемах наших субъектов, о бюджетной обеспеченности наших субъектов - конечно, многим это очень сложно сделать. И ещё раз отмечу, что сама идея авторов, я думаю, правильная, это моё личное мнение, нужно над ней просто поработать, но сегодня ни правительство, ни ГПУ президента, ни Комитет Совета Федерации по социальной политике, а также многие субъекты не поддерживают, к сожалению, эту идею в представленном виде. В связи с этим комитет предлагает законопроект сегодня не принимать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже данный проект закона не поддерживает. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Елена Андреевна, не уходите, подождите, пожалуйста. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Елена Андреевна, во сколько вы оцениваете реализацию законопроекта? Это первая часть вопроса. Вторая часть вопроса. Как вы отвечали бы людям, которые спрашивают: почему на уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет выплачиваются одни субсидии, а на уход за взрослыми инвалидами - в десять раз меньше? ВТОРЫГИНА Е. А. Уважаемый Олег Николаевич, я сейчас буду говорить, наверное, не от комитета, а от себя лично. Я в начале своего выступления сказала, что это неправильно и что идею, концепцию законопроекта я сама лично поддерживаю, и комитет, кстати, разделяет мнение о том, что это неправильно. Когда в семье есть ребёнок-инвалид либо взрослый инвалид, тяготы очень серьёзные, финансовые затраты очень серьёзные на семью ложатся, поэтому, безусловно, эта тема сегодня должна обсуждаться в социальном комитете, и наш комитет готов продолжать работать над ней, она очень важная. Трудно людям объяснить ситуацию: мол, извините, но 10 тысяч рублей получит только ребёнок в возрасте до 18 лет, а дальше уж вы сами крутитесь, как хотите. Я ещё раз напоминаю, что сегодня многие субъекты помогают инвалидам, принимая свои законодательные акты, но, к сожалению, далеко не все это могут сделать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Елена Андреевна, ну, понимаете, в этом-то и проблема: не кажется ли вам, что мы президента мелочными вопросами перегружаем, боясь принять на себя ответственность? Ну какая здесь проблема? В первом чтении законопроект принимаем, ведь все признают необходимость изменений, и вы во втором чтении его дорабатываете. И я вам напомню, что НДФЛ - это вообще-то налог, поэтому создание названного фонда - это вообще-то, ну, не очень законное дело. Вы 2 процента возьмите и добавьте, отдайте по окрашенной статье на эти же цели, но исключите расходы на деятельность фонда, который по уставу может до 17 процентов средств расходовать. Вот я вам средства нашёл сразу, понимаете? Возьмите у Грефа! Вот смотрите, банк "ВТБ" сократил выплату дивидендов с 50 до 10 процентов, а вы у Грефа взяли бы, правительству отдали... А 50 процентов - это больше 200 миллиардов рублей. Вот ещё средства! Могу вам перечислять дальше, у нас триллионы есть, но... (Микрофон отключён.) ВТОРЫГИНА Е. А. Николай Васильевич, вы можете очень много - я знаю вас как профессионального депутата - предложений сделать, море предложений, и, наверное, мы вас послушаем, когда... Я сегодня с трибуны от лица комитета предлагаю продолжить работу над этой темой. Я за Грефа сейчас не отвечаю. А то, что сегодня создан фонд "Круг добра", - это, наверное, плюс, а не минус; плюс, потому что семьи получат помощь и в лекарственном обеспечении, и в лечении ребятишек, и так далее. Так что это всё-таки плюс, а не минус. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопросы к обоим докладчикам. Первый. Ярослав Евгеньевич, вопрос в части выплаты, специальной выплаты: не считаете ли вы необходимым всё-таки заменить её на заработную плату, хотя бы минимальную заработную плату, чтобы не было потом вопросов по пенсионному обеспечению, стажу и всему, что с этим связано? И второй вопрос, Елене Андреевне. Елена Андреевна, ну, вот возьмём классическую семью с инвалидом первой группы: у самого инвалида пенсия в лучшем случае 13-14 тысяч рублей, ухаживающий за ним человек, который в принципе работать не может, получает 1200 рублей. Я понимаю, это риторический вопрос, но всё-таки: как прожить на 15 тысяч рублей двум людям? А так бывает очень часто. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Речь идёт о социальной выплате. Если вы имеете в виду повышение социальной выплаты с 10 тысяч рублей до уровня минимального размера оплаты труда, конечно, мы во фракции ЛДПР двумя руками за. Но, как вы видите, пока не получается даже с 1200 рублей до 10 тысяч рублей увеличить сумму, и уже несколько раз установленная указом президента выплата в размере 10 тысяч рублей не индексируется. Мы двумя руками за увеличение до размера МРОТ, двух МРОТ, но для этого действительно нужны средства. А в перспективе мы увидим, что, когда решение будет принято на уровне президента, Минфин сразу же найдёт источник финансирования и вопрос будет решён, так же как это было три года назад, когда речь шла о ежемесячных выплатах семьям, где инвалиды с детства первой группы и дети-инвалиды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ВТОРЫГИНА Е. А. На ваш вопрос, к сожалению... Он больше моральный, что ли. Конечно, и вы, и я, и многие сидящие здесь, в зале, депутаты бывали в таких семьях, видели, как они живут, у них действительно огромные трудности. И наверняка мы все помогаем таким семьям, по крайней мере я делаю это всегда, помогаю таким детям. Очень хорошо, кстати, работают наши общественные организации инвалидов, очень хорошо! Каждую семью знают, знают чем помочь, какую помощь оказать. Это вопрос, конечно, моральный. Да, сегодня этот вопрос нужно решать. Ну что ещё я могу сказать? Его надо решать. Я с самого начала своего выступления говорю, что это не совсем справедливо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Не вижу... Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. С места. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я коротко. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле проблема поднята Ярославом Евгеньевичем совершенно верно, и видно даже вот по слушающим депутатам, что они её воспринимают. Поэтому мы законопроект поддержим. Понимаем, что вы сегодня не поддержите, но возьмите себе на флаг - поймите, вам люди будут признательны. Таких семей, по данным Пенсионного фонда, 1,4 миллиона, это очень большое количество людей, которые как раз живут ниже черты бедности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Березин Никита Владимирович. С места. БЕРЕЗИН Н. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, действительно, это инициатива снизу, и очень приятно, что содокладчик это тоже отмечает. Тем не менее мы регулярно сталкиваемся с тем, что, когда вносятся наши законопроекты, правительство и другие органы отказываются их принимать. Я хочу сказать, что нам всем в парламенте нужно поддерживать именно такие инициативы, потому что к каждому из нас на приём приходят люди, я думаю, не один раз, и не два, и не три, а более десятка. В заключении комитета отмечено, что авторами не указывается источник финансового обеспечения, получения этих средств, но, даже если мы укажем этот источник, правительство нам скажет, что этот источник недостоверный, и это будет такая игра в шахматы или в шашки. Также хочу сказать, что правительству уже поручено до 1 февраля подготовить ответ на вопрос об индексации пенсий работающих пенсионеров. Этот вопрос я сам, лично поднимал, задавал Силуанову - он мне ответил, что денег нет и нам бы обеспечить хотя бы просто пенсионеров. Но мы с вами сейчас увидим, что появятся механизмы для реализации указа президента, абсолютно сразу найдутся и деньги, и в бюджете появится дополнительная строка, и всё остальное. Коллеги, прошу поддержать наш законопроект - мы его доработаем во втором чтении, - так как людям всё-таки нужен именно закон, а не фонды, которые будут опять же для некоторых групп лиц недоступными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы", пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 24 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Не принимается.