Заседание № 20
18.01.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1001859-6 "О приостановлении действия статей 169 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5247 по 5453 из 9662
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". 21-й пункт, проект федерального закона "О приостановлении действия статей 169 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Владимира Владимировича Сысоева. Пожалуйста. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте каждый из нас ответит на вопрос, который волнует нас с вами, а также наших избирателей: справедливы ли нормы закона, которыми сейчас регулируется порядок уплаты взносов на капитальный ремонт? Какая правоприменительная практика сложилась начиная с 2012 года? Тема капремонта - крайне злободневная тема, вызывающая много вопросов у граждан, это один из наиболее актуальных вопросов, с которыми они приходят на приём. Сегодня нет прозрачного механизма и чёткого обоснования установленных размеров платежей, взимания этих платежей, нет чёткого и понятного механизма их расходования: людям непонятно, кому они платят, за что и почему именно столько. И самое, пожалуй, главное: нет чёткого контроля за проведением капремонта, за сроком и качеством выполнения работ. ЛДПР выступает против таких подходов, и скоро уже год, как эти два законопроекта были внесены в Государственную Думу депутатами фракции ЛДПР. Наша сила не в критике, а в наших предложениях, которые родились в результате встреч депутатского корпуса и в ходе работы агитпоезда ЛДПР по всей России. ЛДПР предлагает более демократичный способ участия в программе капитального ремонта путём восстановления добровольного порядка уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества. Напоминаю, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт была установлена законом № 271-ФЗ в декабре 2012 года, но фракция ЛДПР не поддержала этот механизм, фактически навязанный гражданам-собственникам. В статье 16 Закона 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность по проведению капитального ремонта была возложена на органы государственной власти и на органы местного самоуправления, однако 271-м законом обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возложена в том числе и на граждан, осуществивших приватизацию жилых помещений, в то время как капитальный ремонт указанных жилых помещений не был своевременно осуществлён за счёт средств бюджета. Также отмечаю необоснованное установление минимального размера взноса на капитальный ремонт в некоторых субъектах Российской Федерации. Подобные ситуации возникают из-за несовершенства механизма установления минимального размера взноса на капитальный ремонт. Как вы знаете, есть методические рекомендации Минстроя, при этом сначала были одни, затем утвердили новые, а регионы вынуждены приспосабливаться. Должен ли Минюст регистрировать приказ об их утверждении? Вначале это нужно было делать, а сейчас Минюст говорит, что не нужно регистрировать, документ носит рекомендательный характер, но регионы сегодня обязаны, точнее, фактически руководствуются именно этими рекомендациями. Приведу примеры ставок. Сегодня минимальные ставки установлены в Карелии и в Санкт-Петербурге (от 2 до 3 рублей), максимальные ставки - в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (около 14 рублей) и в Москве (15 рублей), и, если вы не знаете, с 1 июля в Москве взнос повысится до 17 рублей с квадратного метра. Уже и президент вынужден был вмешаться в эту ситуацию: как вы знаете, недавно им было дано поручение Правительству Российской Федерации проконтролировать обоснованность размеров взносов на капитальный ремонт в регионах и реализацию региональных программ капитального ремонта в регионах. Региональные бюджеты. Сегодня вопрос установления минимального размера взноса зависит от возможностей регионального бюджета софинансировать программу. Все мы граждане России, а чем отличаются жители Москвы или Владивостока от жителей Санкт-Петербурга? Тем, что их бюджеты не позволяют в должной мере софинансировать и устанавливать минимальные ставки. Где здесь справедливость? А ещё есть собственники индивидуальных частных домов - эта тема тоже поднимается часто, - которые сами решают, когда и какие суммы потратить на ремонт. Так давайте восстановим справедливость, уравняем собственников многоквартирных домов и тех, кто живёт в частном индивидуальном жилье, - мы считаем, что нужен единый понятный подход к установлению минимальных размеров взносов. По второму законопроекту. Мы настаиваем на срочном приостановлении действия статей 169 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. С декабря 2013 года Государственная Дума пытается отладить этот механизм, но система должным образом как не работала, так и не работает: несовершенно само законодательство, информационно-аналитическая работа крайне слабо поставлена сегодня в регионах - почти четыре года действуют соответствующие нормы Жилищного кодекса, а население так и не может разобраться в вопросах капитального ремонта. Не стоит забывать, что с 2014 года вся страна живёт в непростых экономических условиях, реальные доходы населения продолжают падать, поэтому дополнительные взносы на капремонт - это серьёзная финансовая нагрузка на каждого собственника в Российской Федерации. Есть ли государственная поддержка социально незащищённых слоёв? Да, но частичная и не для всех, то есть её практически нет. От уплаты взносов освободили пенсионеров, достигших возраста 70 лет, но, чтобы получить обратно уплаченные средства, нужно кучу бумаг собрать и массу инстанций обойти. А как быть остальным пенсионерам, у них что, пенсия больше или платежи меньше? А институт региональных операторов вообще вызывает множество вопросов! Формирование фондов капитального ремонта - это некоммерческая деятельность: вся деятельность регионального оператора, включая фонд оплаты труда, текущие расходы, сегодня финансируется за счёт средств регионального бюджета. Система фондов по всей России - это новый гигантский штат псевдочиновников, финансируемых за счёт налогоплательщиков, а потом эти псевдочиновники оказываются втянутыми в скандалы, они дискредитируют не только себя, но и государство: думаю, все мы помним и Воронеж, где был задержан заместитель начальника фонда, и Ханты-Мансийск, где генпрокуратура выявила серьёзные финансовые нарушения порядка распоряжения средствами фонда капремонта. Все эти на первый взгляд единичные случаи порождают недоверие граждан в целом к фондам капремонта, которое сегодня только растёт: граждане не хотят платить за капремонт, потому что они не доверяют тому, как эти деньги потом расходуются. Выполняются ли ремонтные работы в срок? По данным Минстроя, в ноябре только порядка 50 процентов ремонтных работ были сделаны по плану - программа буксует, она не работает! Была старая система - её разрушили: хорошее разрушили, а замену пока ещё не создали. Проводить реформы по принципу "сначала введём, а там время покажет" нельзя: все эти махинации, откровенное воровство, низкий уровень контроля ведут к недоверию граждан не просто к механизму капремонта, а к органам власти в целом. Чтобы механизм капитального ремонта сработал, граждане должны быть уверены в том, что такой важный и значимый вопрос, как капитальный ремонт жилого фонда, будет решаться эффективно, прозрачно, с учётом мнения собственников и при наличии надлежащего контроля как со стороны государства, так и со стороны общества. Нужно остановиться, разобраться, где был сбой, ведь остановка - это тоже часть пути. Уважаемые коллеги, прошу поддержать предлагаемые депутатами фракции ЛДПР законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Рюриковича Качкаева. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, докладчик очень чётко и ясно осветил основные задачи капитального ремонта, только содержание выступления не соответствует тем законодательным новеллам, которые нам сегодня предлагается рассмотреть. Вообще, трудно не согласиться с тем, что было сказано с этой трибуны, но начну по порядку, так как законопроектов два. Один законопроект призывает нас возвратиться к добровольной уплате взносов на капитальный ремонт, как было начиная с 90-х годов и до 2012 года. Вот если мы посмотрим статистику, то увидим, что в 91-м году, когда вышел закон № 1541-I, при Борисе Николаевиче Ельцине, площадь многоквартирных домов, требующих капитального ремонта, составляла 320-350 миллионов квадратных метров, это было порядка 10 процентов от общего фонда многоквартирных домов. К чему мы с вами пришли в 2008 году, когда заработал Фонд содействия реформированию ЖКХ, созданный 185-м федеральным законом? Площадь домов, которые срочно требовали капитального ремонта, возросла до 1,6 миллиарда квадратных метров - это все знают, это статистика, мы об этом с трибуны говорили уже не раз. Да, до 2012 года уплата взносов на капитальный ремонт была добровольной, в результате капитально ремонтировались дома в основном жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья. Говорить о том, что обязанность по капремонту была возложена на органы государственной власти и муниципалитеты, неверно, так как в том же самом законе № 1541-I о приватизации чётко сказано, что бремя ответственности за содержание общего имущества и за капитальный ремонт несёт собственник: если собственник - муниципалитет, то это обязанность муниципалитета, если собственник - государство, значит, это обязанность государства. В 2008 году мы вышли на 1,6 миллиарда квадратных метров недоремонта, количество аварийного жилья увеличилось по сравнению с 90-м годом почти в 7 раз: было порядка 3 миллионов квадратных метров аварийного жилья, по данным Росстата, а стало 19 миллионов квадратных метров. Несколько поправил дело 185-й федеральный закон, который позволил отремонтировать за счёт федерального бюджета и средств собственников в размере от 5 до 15 процентов 440 миллионов квадратных метров жилья, или 20 процентов. Ну и к сведению: начиная с 90-х годов, с 91-го года, когда мы добровольно собирали средства, в среднем ремонтировалось в год от 0,5 до 1 процента многоквартирных домов. Это значит, что многоквартирный дом мог быть отремонтирован раз в сто лет в лучшем случае. Вот всё это послужило основанием для принятия 271-го федерального закона. Что касается второго законопроекта, он очень короткий: предлагается приостановить действие статей 169 и 170 Жилищного кодекса на пять лет, то есть на пять лет приостановить капитальный ремонт. Комитет не поддерживает этот законопроект по следующим основаниям. Во-первых, авторы законопроекта говорят о неравнозначности условий для двух схем формирования фонда капремонта: переход со спецсчёта к региональному оператору - один месяц, а от него - два года, а кроме того в мае 2016 года был принят в первом чтении законопроект № 930605-6, который эту коллизию решает. Во-вторых, это касается защиты средств собственников: говорилось, что средства собственников ничем не защищены, однако защита средств собственников обеспечивается, принят специальный закон, который этот вопрос уже урегулировал. Также авторы законопроекта поднимают вопрос о жильцах новостроек, однако у них есть возможность в течение пяти лет после ввода дома в эксплуатацию не платить взносы. Не дано обоснование, почему приостановление именно на пять лет, а не на два или три года, а кроме того, этим законопроектом нарушаются права собственников, которые уже перечислили средства. Ну и, на наш взгляд, в случае принятия этого закона усугубится ситуация с капитальным ремонтом, хотя в последнее время почти на полмиллиарда квадратных метров уменьшилась площадь недоремонта, то есть тенденция положительная. В пять минут сложно уложиться, но... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо. Будут ли вопросы, коллеги? Да. Включите режим записи. Покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5519 по 5525 из 9662
ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Иван Иванович, спасибо. Я не записался на вопрос по 20-му и 21-му пунктам, не сработала кнопка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу в секретариате записаться, мы это учтём.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7774 по 8477 из 9662
Коллеги, продолжаем обсуждение 20-го и 21-го вопросов. Доклад и содоклад мы заслушали, была объявлена запись на вопросы, записались тринадцать человек: один - от фракции КПРФ, трое - от фракции ЛДПР, остальные - представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич Жуков просит слова по ведению. Пожалуйста. ЖУКОВ А. Д. Коллеги, я предлагаю: по одному вопросу от фракции, очень много вопросов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет возражений. Тогда я прошу фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" определиться, потому что фракции КПРФ и ЛДПР определились. Смолин Олег Николаевич, фракция КПРФ. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Павел Рюрикович, избиратели действительно постоянно задают вопросы по поводу капремонта, неупорядоченности всей этой системы. В частности, как известно, округляя, в Москве за квадратный метр берут 15 рублей, в Питере - 3 рубля, у нас, в Омском регионе, - около 7 рублей, при этом, по данным областной прокуратуры, порядка 2 миллиардов уже собранных рублей не используется на капремонт, они лежат и ждут своей очереди. Скажите, вот предлагая отклонить очередной законопроект по капремонту, не рассматривал ли комитет способ упорядочения, решения этой проблемы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Качкаеву включите микрофон. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Олег Николаевич, те законопроекты, которые мы сегодня рассматриваем и предлагаем к отклонению, тоже не отвечают на тот вопрос, который вы задаёте. Что касается упорядочения, ну ведь вот поручение, в том числе и недавнее, Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина касается проверки того задания или выполнения того федерального закона № 176-ФЗ, которым предписывалось до 1 января 2017 года провести актуализацию региональных программ капитального ремонта. Это первое. Второе. Что касается разной стоимости, разного размера минимального взноса на капитальный ремонт, то это субъекты сами определяют, во-первых, в зависимости от социально-экономических показателей самого региона: уровня заработной платы, стоимости материалов, стоимости самого капитального ремонта, во-вторых, и в поручении президента именно об этом и говорится... Ну почему, например, в Санкт-Петербурге 2 рубля? Да потому, что там из бюджета субъекта вкладываются очень большие средства в капитальный ремонт, чего не могут себе позволить другие субъекты, другие регионы Российской Федерации. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Натаров, фракция ЛДПР. Пожалуйста. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Павлу Рюриковичу, содокладчику. В настоящее время в целом ряде регионов, получается, распространена практика, когда жильцы многоквартирных домов - а это в том числе различные категории льготников: и ветераны, и инвалиды - при неоплате взносов на капитальный ремонт лишаются льгот по оплате за жильё. Мы понимаем, что сейчас законопроект, поправки, которые вносил мой коллега, будут отклонены, и в связи с этим у меня вопрос к содокладчику, к комитету: а что дальше будем делать с этими проблемами, которые сегодня существуют? КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Сергей Васильевич, вообще, оплата взносов на капитальный ремонт - это наша обязанность в соответствии с законодательством. Льготы, которые установлены по капитальному ремонту для людей старше 70 лет, старше 80 лет и для инвалидов, в принципе сегодня действуют, но возмещение идёт через единовременную денежную выплату. Для получения единовременной денежной выплаты необходимо сначала оплатить вот эту сумму, а потом уже получить компенсацию, то есть не в обратном порядке. Сегодня вот эти льготы действуют, государство на эти льготы тратит порядка 6-7 миллиардов рублей в год, ими пользуются порядка десяти миллионов человек в нашей стране, поэтому каких-то дополнительных льгот... Да, кстати, ещё по капитальному ремонту: у нас ведь и субсидии для тех граждан, расходы которых на жилищно-коммунальные услуги больше 20 или 22 процентов (это установлено по каждому региону), тоже действуют, и, на мой взгляд, социальная защита в этом плане вполне достаточная. На заседании комитета мы по крайней мере не рассматривали вопрос введения каких-то дополнительных льгот по капитальному ремонту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаев Михаил Александрович, пожалуйста. ИСАЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Владимир Владимирович, скажите, в одном из законопроектов вы предлагаете приостановить обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на пять лет - скажите, чем обусловлен этот срок? И в случае принятия такого моратория из каких источников будут финансироваться краткосрочные планы по проведению капитального ремонта в тех случаях, когда уже приняты решения на местах? СЫСОЕВ В. В. Михаил Александрович, спасибо за вопрос. Действительно, я ждал, что он будет задан. Почему пять лет? Ну, прежде всего мы исходили из того, что это как раз соответствовало сроку полномочий Государственной Думы, это первое, этим был обоснован срок, но, конечно, срок может быть и меньше. Если вы внимательно читали законопроект, то увидели: законопроект не отменяет, законопроектом предлагается приостановить действие двух статей. А за время приостановки - за год, за полгода, за два года - можно разобраться, какие сегодня проблемы есть, чтобы их попытаться максимально разрешить. Вот одна из проблем. Насколько я знаю, вы избраны от Саратовской области, люди, в том числе, наверное, и ваши избиратели, часто задают вопрос: а где принцип социальной справедливости? Вот жители города Пугачёва Саратовской области, где средняя заработная плата составляет около 10 тысяч рублей, обязаны выплачивать взнос на капитальный ремонт в 3 раза больше, чем в Санкт-Петербурге. И вот здесь возникает чувство социальной несправедливости. Сегодня возможность уплачивать взносы в меньших объёмах зависит только от одного - от кошелька регионального бюджета, об этом уже было сказано, в том числе и содокладчиком. А как будут платить люди, живущие в территориях, где региональные бюджеты не наполняются должным образом, - этот вопрос тоже должен быть урегулирован. Вопросы, связанные со сроками и качеством работ. Я уже приводил вам сегодня цифру: по данным на ноябрь только 50 процентов запланированных работ были исполнены, да и то, по тем, что исполнены, примерно в 10 процентах случаев люди пишут жалобы и идут в суды. Приведу пример: в городе Нижневартовске, в моём избирательном округе, человек судился, за год отсудил 100 тысяч рублей за плохой ремонт кровли многоквартирного дома. Он потратил целый год на хождение по инстанциям! Неужели люди должны платить средства, а потом в поисках правды ходить по судам, что-то доказывать? А сколько финансовых нарушений за три года, как закон действует, было выявлено! Да, сегодня есть региональные программы, но, ещё раз подчеркну, мы с вами каждый месяц вносим поправки, касающиеся фонда капремонта, мы постоянно меняем законодательство, и удивительно, как регионы успевают реагировать на те поправки, которые мы вносим, - это же нужно менять региональную программу, вносить поправки в муниципальные контракты, которые заключаются в том числе и в отношении надзора, если какие-то функции технического надзора были переданы на уровень муниципалитетов. Вопросов масса, и точечными поправками, наверное, нельзя всё урегулировать, поэтому мы и предложили приостановить действие двух статей Жилищного кодекса, мы внесли законопроект в феврале прошлого года и хотели бы, чтобы вы прислушались. Если мы поправками в Жилищный кодекс решим те проблемы, которые есть, раньше, чем истечёт пятилетний срок, ну, тогда мы отменим предложенную норму и эти статьи Жилищного кодекса снова будут работать. Теперь о том, где взять средства. У государства есть средства, в том числе и средства Фонда национального благосостояния. Ведь это большой инвестиционный проект, реализуемый по всей стране, где задействованы российские рабочие руки, российские материалы, и в том числе вопросы капремонта... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все вопросы заданы. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному предлагаете? Хорошо. Натаров Сергей Васильевич, пожалуйста. НАТАРОВ С. В. Уважаемые коллеги, не мог не выступить, так как вопрос, который мы рассматриваем, касается миллионов граждан. Закон действует уже порядка трёх лет, и на сегодняшний день мы, те, кто глубже вникал в закон, прекрасно понимаем, что пара десятков поправок могла бы этот закон, как говорится, причесать и он бы не только соответствовал всем необходимым параметрам, но и, самое главное, он бы воспринимался в обществе как справедливый. Я первый созыв работаю здесь и на протяжении нескольких месяцев наблюдаю за тем, как мои коллеги из фракции ЛДПР, коммунисты, коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вносили несколько законопроектов, поправок и все они отклонялись. Моё сегодняшнее выступление, наверное, будет адресовано нам всем, и в большей степени комитету. Есть бочка мёда, очень много законов, я просто горжусь, что за те несколько месяцев, в течение которых я нахожусь в этом зале, мы "накачали" такую огромную бочку мёда - столько прекрасных законопроектов, которые могут повлиять на судьбы тысяч, миллионов людей, но есть одна ложка дёгтя, которая может испортить всё. Сегодня в обществе не воспринимаются те крупные программы, которые реализует правительство, в которых нет справедливости и честности. Во время предвыборной кампании на плакатах всех партий было написано: справедливость, честность - но этого не ощущается в принятых законах, и мы никогда этого не ощутим. Может быть, если мы не хотим, как уже предлагала фракция ЛДПР, отменить этот закон, нужно попытаться каким-то образом в рамках комитета - а я так понял, у нас там представлены все фракции - создать рабочую группу, вынести вопрос на Совет Думы, принять те двадцать поправок, которые изменят отношение к этому закону в обществе. Как мы собираемся двигаться дальше, принимать законы, которые касаются миллионов людей, когда не можем в одном навести порядок?! Давайте, если мы не хотим окрашивать политически, создадим рабочую группу и всё-таки примем эти поправки в рамках комитета, пусть комитет будет инициатором. Буквально осенью прихожу к своей маме - инвалиду восьмидесяти лет, она плачет: пока она была в больнице, не смогла сделать платежи, и её - потому что платёжка-то одна - лишили льгот. И я понимаю, что она не единственная, кто плачет, их же миллионы, по крайней мере сотни тысяч стариков, которые недовольны. Давайте подумаем о них! Сегодня канун праздника Крещения Господня, я хочу всех поздравить с ним, говорят в эти дни не только вода, но и люди очищаются. С праздником вас! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович - от фракции КПРФ. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, уже прошло более двух лет, с тех пор как были внесены вот эти поправки, обязывающие граждан уплачивать, ну, не совсем обоснованные и не совсем просчитанные взносы на капитальный ремонт, от 2 до 15 рублей, и нам до сих пор никто не может сказать, почему в одних регионах при одной и той же методике расчёта одна цена, а в других регионах совершенно другая. Вот следом за мной будет выступать мой коллега Сидякин, из Татарстана, и будет говорить про то, что всё хорошо, что в Татарстане работает программа капитального ремонта через регоператора. Татарстан - это, кстати, один из немногих субъектов, который 50 процентов платы за капитальный ремонт взял на себя и выплачивает из бюджета республики, честно и справедливо выполняя решения суда, которые сегодня существуют, - и решение Верховного Суда, и решение Конституционного Суда, которое до сих пор не исполнено в плане законодательного обеспечения. Я напомню вам про долги государства перед жителями: Омск, конечно, рекордсмен - 16 миллиардов рублей, по нашему Ульяновску менее значимая цифра - порядка полутора миллиардов рублей, но всё-таки есть решения наших российских судов, которые обязывают муниципальные органы совершить определённые действия за счёт средств своего бюджета, то есть выполнить тот капитальный ремонт, который не был вовремя выполнен. Два года длится эта эпопея - к сожалению, софинансирования нет, причём не только софинансирования программы капитального ремонта, на что в принципе указывает суд, но даже и исполнения решений вот этих самых судов. Точно так же и нет помощи из федерального бюджета, чтобы муниципалитет смог выполнить решение простого российского суда. Мы уже об этом говорили неоднократно, говорим об этом сейчас. Что предлагает ЛДПР данным законопроектом? Вот есть два способа накопления, все вы их знаете. Во-первых - на спецсчёт, и большинство граждан - сознательных собственников, как правило, принимают решение именно копить деньги, копить свои средства на спецсчёте, для того чтобы потом была возможность сделать этот ремонт. Ну скажем так, до внесения соответствующих поправок в Жилищный кодекс и в Ульяновске, и во многих других регионах были дома, жители которых добровольно принимали решение о накоплении средств на капитальный ремонт, складывали эти средства на спецсчёт, составляли сметы, определяли перечень работ, порядок их выполнения и выполняли эти самые работы. Потом государство решило помочь несознательным собственникам, тем, кто не определился, и создало вот этих операторов в каждом регионе. Прошло два года - кто-нибудь эффективность работы этих операторов проанализировал? Я думаю, на сегодня такого анализа нет. Кроме того что на счетах этих операторов остались миллиарды рублей, собранных и обесцениваемых к сожалению, несмотря на меры защиты, которые были приняты, никакого другого результата нет. Классический пример - наша область. В 2015 году было проведено семнадцать аукционов на право выполнять работы по капитальному ремонту, в пятнадцати из этих аукционов был единственный участник. Что это такое, мне вам объяснять не надо. Это значит, что аукцион был отыгран по максимальной цене, это значит, что участник фактически был согласован заранее и в результате внесения в конкурсную документацию соответствующих условий он заключил контракт с максимальной выгодой. Ущерб для жителей, которые собирали деньги, - порядка 80-120 миллионов рублей, в зависимости от среднего уровня падения цен на строительно-монтажные работы. Вот что получили жители, так сказать, в лице этого самого оператора! Следующий пример. В 2016 году разыгрывалось более 500 миллионов рублей, трижды ФАС отменяла результаты торгов - трижды! На четвёртый раз, несмотря на неустранимые нарушения, несмотря на огромные штрафы, несмотря на то что документация всё равно не была переработана и опять были выявлены нарушения, ФАС не стала отменять результаты торгов под давлением, под влиянием своеобразного шантажа - якобы Федеральная антимонопольная служба сегодня затрудняет, делает невозможным исполнение программы капитального ремонта в конкретном регионе. В результате 500 миллионов было разыграно по не совсем чистым и открытым схемам, распределено опять же между своими подрядчиками (они одни и те же), эти подрядчики будут выполнять работы опять же по максимальной цене - это к вопросу об эффективности использования собранных денег. Миллионы рублей с граждан собираются, под благовидным предлогом перечисляются региональным операторам, а региональные операторы либо не осваивают деньги, либо осваивают их исключительно в интересах определённых коммерческих структур. И мы опять закрываем на это глаза: ну, не получается - и не получается, главное, вроде как механизм чуть-чуть начал работать, из необходимых 350 миллиардов мы собираем 150 миллиардов, кое-как их тратим, давайте точно так же делать дальше. На наш взгляд, сегодня стоит остановиться, может быть, не так резко, как предлагает ЛДПР, полностью всё отменять, но нужно провести детальный анализ того, как работают наши региональные операторы, как тратятся деньги граждан, - это сегодня крайне необходимо, потому что, на мой взгляд и по мнению фракции, тратятся они абсолютно неэффективно. По этой причине мы поддержим сегодня, может быть, смелые и новаторские проекты, которые предлагают наши коллеги из фракции ЛДПР, и предлагаем всё-таки вернуться к вопросу об эффективности расходования средств граждан либо в рамках отдельного "правительственного часа", либо в рамках рассмотрения в профильном комитете, потому что проблема действительно огромная и неэффективность тоже огромная. К сожалению, наказаний сегодня... Этим был вынужден заниматься и президент! Вы помните, две недели назад было дано поручение о проверке региональных фондов, о проверке всей этой программы капитального ремонта. Закрывать глаза дальше на многомиллиардные хищения нельзя! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сидякин Александр Геннадьевич, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В 2014 году на экраны нашей страны вышел фильм "Дурак", режиссёр Юрий Быков, картина посвящена памяти Алексея Балабанова. Там главный герой - слесарь, который учится на инженера, он приходит по вызову в общежитие, в котором прорвало трубу, обнаруживает трещину и по этому поводу, так скажем, поднимает волну. В итоге он собирает всех жителей и говорит, что надо съехать, дом аварийный, сейчас упадёт. Кстати говоря, Владимир Владимирович, герой этого фильма плохо кончил: его побили собственники жилья, которых он вот так экстренно заставил съезжать. Наша-то задача заключается в том, чтобы таких аварийных домов не было, чтобы домов, проживание в которых небезопасно для жизни и здоровья людей, не было, а для того чтобы таких домов не было, нам нужно своевременно проводить там капитальный ремонт. Вот до 2012 года комплексного предложения по решению этой проблемы не было, но, вы помните, в 2012 году вышли майские указы президента, которыми было решено всё аварийное жилье, признанное таковым до 2012 года, посчитать и переселить граждан из этого жилья. Всё жильё, которое не признано аварийным и которое нуждается в ремонте, нужно вовремя отремонтировать, чтобы не ставить людей в неловкие ситуации, чтобы дать им новое качество жизни, чтобы дать им возможность не жить в лачугах, в бараках, где кровля вот-вот обрушится, где фундамент подмывают сточные воды, где энергоэффективность такая, что переплата в 10-12 раз за тепло, хотя можно платить меньше. Именно тогда мы приняли для себя решение, что нужно придумать систему, при которой все дома с какой-то периодичностью будут отремонтированы. Это было непростое решение, и в прошлом созыве Думы мы пытались найти, искали, как это сделать, - вы знаете, никто не предложил альтернативу существующему порядку. А порядок этот очень простой: если ты собственник в многоквартирном доме, то есть тебе принадлежит в нём квартира, то тебе принадлежит и доля в общей собственности на всё имущество в этом многоквартирном доме, и, соответственно, наряду с правом владения, пользования и распоряжения, у тебя есть обязанность по содержанию этого имущества. Конституционный Суд в прошлом году по заявлению ряда депутатов - наших коллег рассмотрел законность и соответствие Конституции этого подхода и сказал, что действительно другого-то и быть не может. Владельцы общедолевой собственности обязаны соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также нести издержки по содержанию и сохранению имущества, которое принадлежит им на праве долевой собственности. Что в это понятие входит? Безусловно, в него входит поддержание дома в том техническом состоянии, когда мы не говорим о его аварийности, в том техническом состоянии, когда в нём нормальные пластиковые окна, в том техническом состоянии, когда в нём нормально утеплённые фасады, в том техническом состоянии, когда у него нормальные крыша и фундамент, в том техническом состоянии, когда исправен лифт и мы точно знаем, что он не упадёт и никого не придавит, - вот для этого и была запущена система капитального ремонта! Вот уважаемый коллега Натаров, выступая, говорил, что мы не можем внести никаких дополнительных новшеств в эту систему, в организацию проведения капитального ремонта. Может быть, Сергей Васильевич, это потому, что ни фракция ЛДПР, ни фракция КПРФ никого не командировали в наш комитет? Накануне Нового года мы рассмотрели законопроект Галины Петровны Хованской, всеми уважаемого, авторитетного депутата, и мы поддержали её законопроект. Поправки, которые предложены и отвечают чаяниям общества, отвечают требованиям наших избирателей, - пожалуйста, они приняты, мы по ним сейчас работаем. И мы действительно донадстраиваем эту систему - уже семь раз мы пересматривали поправки к закону. Напомню, что по инициативе депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" мы освободили пожилых людей от платы за капитальный ремонт, предусмотрели субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам всех региональных операторов, предусмотрели, чтобы средства не сгорали: проценты на них по депозиту начисляются не меньше, чем те, которые предлагают коммерческие банки по таким же депозитам. Всё это способствует укреплению доверия граждан к системе капитального ремонта, благодаря этому 47 тысяч домов в этом году будет отремонтировано, 4 миллиона человек будут жить в домах совершенно нового качества. Один из проектов партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" называется "Новое качество жизни" - это подразумевает, что человек должен жить в тех условиях, которые продиктованы современностью: современные дома, энергоэффективные дома, благоустроенные дворы вокруг этих домов - всё это часть системы капитального ремонта. А что предлагает нам автор? Он говорит, что капитальный ремонт должен быть выполнен государством. Но позвольте, тогда прослеживается такая логика: если за капремонт многоквартирных домов платит государство, то и за ремонт частных домов на селе тоже оно должно платить, за ремонт гаражей, квартир, которые принадлежат юридическим лицам, тоже государство должно платить. Права собственности-то ведь равны! А за ремонт нежилых помещений, которые находятся в многоквартирных домах и переведены из жилых в нежилые? Давайте государство теперь будет платить за капитальный ремонт офисов, иных помещений, которые не принадлежат ему. Логики в этом абсолютно никакой нет! Комитет отмечает несправедливость законопроекта коллеги Сысоева, в котором он предлагает перевести уплату взносов на добровольную основу. Я уже говорил о справедливости и несправедливости в прошлую пятницу, когда мы рассматривали законопроект Рашкина. Этот законопроект предполагает добровольный порядок накопления средств на спецсчетах, но он несправедлив по отношению к тем, кто сохранит накопления. Одни будут добровольно копить, а за других будет платить государство - в этом же нет абсолютно никакой логики! Добровольный порядок у нас уже существовал - вы знаете, коллега Сысоев, сколько многоквартирных домов создали спецсчета? Менее 1 процента! Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает за новое качество жизни, выступает против лачуг, против аварийного жилья, за новые дома, и именно поэтому мы предлагаем указанный законопроект отклонить. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну вот пока коллега Сидякин недалеко ушёл, напомню, что инициатива по освобождению пожилых граждан от платежа была нашей инициативой, поддержанной потом председателем правительства и фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мало того, справедливости ради скажу, что мы-то предлагали на федеральном уровне это сделать, а вы предложили это передать регионам, которые должны реализовать эту инициативу. Кстати, ваш регион, от которого вы избраны, - Татарстан - до сих пор этого не сделал. Вы знаете об этом? Когда вы копируете наши инициативы, хотелось бы, чтобы вы их в полном объёме копировали, - ну, сегодня уже это говорил, приходится повторяться. Это первое. Второе. Благодарю депутатов фракции ЛДПР за то, что они внесли законопроект, который стоит под 21-м пунктом, мы его рассматриваем. Это тоже была наша инициатива, мы внесли её ещё в 2015 году, но тогда комитет вообще не стал её рассматривать, нам законопроект вернули, потому что не было заключения правительства. Но мы не в обиде, мы согласны с тем, что чем больше... (Шум в зале, выкрики.) Тише, тише, пожалуйста, не кричите! Сделайте замечание вашему коллеге, чтобы не выкрикивал с места. Мы не кричим, когда вы на трибуне, - заметьте! Давайте уважать друг друга! Если вы хотите мне что-то сказать, вы мне потом скажите это лично, договорились? И я вас выслушаю. Мне потом добавьте время, которое у меня ваш коллега отнял. Что касается 21-го вопроса... Я на нём сосредоточусь, потому что введение добровольного порядка уплаты, это 20-й вопрос, поглощается полным запретом на её взимание - это 21-й вопрос. Если мы приостанавливаем на пять лет действие статей 169 и 170, то фактически приостанавливаем действие всего раздела об организации проведения капитального ремонта, потому что если нет сборов, если нет средств в фондах, то, собственно говоря, всё остальное можно не обсуждать. Именно это мы и предлагали, наша фракция предлагала в 2015 году вообще приостановить на пять лет сбор взносов на капитальный ремонт. Для чего мы предлагали это сделать на пять лет? Для того чтобы решить вопрос с обязательствами государства перед гражданами, которое взяло их на себя по Закону "О приватизации..." в 1991 году. Сколько прошло? Уже двадцать пять лет, а оно до сих пор их не выполнило! Напоминаю, по Закону "О приватизации..." государство обязано отремонтировать дома, которые не были отремонтированы на момент приватизации. По этому закону государство должно было передать гражданам жильё в должном состоянии. Раз оно это не смогло сделать - в 1991 году, мы понимаем, что денег не было, - то оно должно было сделать это в дальнейшем, именно об этом говорится в решении Конституционного Суда. Поэтому, коллега Сидякин, вы сегодня спорите с Конституционным Судом, надо было это делать раньше, когда Конституционный Суд принимал решение. Он высказался уже по этому поводу и обязал нас с вами, чтобы государство выделило деньги на выполнение своих обязательств перед гражданами, которым оно передало жильё в ненадлежащем состоянии. Сегодняшний законопроект, конечно, писался не по решению Конституционного Суда, но всё же, если бы мы его приняли, то у нас была бы возможность спокойно принять бюджет. Кстати, бюджет, который мы недавно принимали, к сожалению, не учёл требования Конституционного Суда, и денег там не заложили. Именно поэтому совершенно справедлива инициатива фракции ЛДПР, которую надо сейчас поддержать. Давайте отложим действие этого закона: выполнит государство перед гражданами свои обязательства - потом будет требовать выполнение обязательств граждан перед государством. Кстати, если говорить о сложившейся практике, то самыми большими неплательщиками являются государственные структуры, субъекты Федерации и муниципалитеты - это самые большие неплательщики. А вот кто платит, так это пенсионеры и получатели социальных льгот, потому что в Жилищном кодексе есть такая норма: если у вас есть долги по платежам, в том числе по капитальному ремонту, вам не положена субсидия. Понятно, что как раз самые бедные, которые являются получателями жилищных субсидий, они и оплачивают всё. Конечно же, проблема введения сборов на капитальный ремонт, учитывая, в каком состоянии сейчас экономика, в каком состоянии доходы граждан и насколько выросли цены на лекарства... При этом, напоминаю, мы с вами, господа, отклонили предложения нашей фракции и других фракций, когда вносились поправки в федеральный бюджет, о полной индексации пенсий. На этом фоне мы видим, что замораживается индексация пенсий - у работающих пенсионеров она вообще нулевая, у неработающих индексация составила всего 4 процента, - эти 5 тысяч рублей, которые ещё не выдали, но пообещали выдать сейчас, естественно, ничего не решают, и вот это недофинансирование, недоиндексация, каждый год будет продолжаться. При этом мы вводим, кроме взносов на капитальный ремонт... У нас регионы ещё отличаются: например, Челябинская городская Дума ввела дополнительную плату за содержание придомовой территории. Сейчас областной суд отменил это решение, но они всё равно пытаются в Верховном Суде эту норму восстановить. И я хочу сказать, что ваши коллеги-"единороссы", которые имеют большинство практически везде - и в региональных парламентах, и в городских думах, - они тоже идут тем же самым путём. Если уж вы не поддерживаете полный запрет, то по крайней мере дайте указания своим региональным коллегам, чтобы они использовали те нормы, которые есть в законе о капитальном ремонте, в главе Жилищного кодекса, описывающей правовую систему капитального ремонта, где предусматривается возможность предоставления льгот жильцам, живущим в ветхом, аварийном жилье. Но почему-то регионы не торопятся эту норму принимать - под любыми предлогами собирают деньги с жильцов аварийных домов! Есть возможность ввести льготу для новостроек: как мы знаем, согласно строительному законодательству застройщиком даётся пятилетняя гарантия - правильно? Зачем собирать деньги с граждан на капитальный ремонт дома, если у них есть гарантия на пять лет от застройщика? Можно льготу дать. Таким образом, возможности, которые сегодня предоставляет законодательство, в регионах не используются, поэтому мы предлагаем, пока не решён вопрос с обязательствами государства, пока на законодательном уровне не урегулирован вопрос предоставления льгот, поддержать законопроект, предложенный фракцией ЛДПР, и, естественно, сами его поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Сидякин Александр Геннадьевич. Пожалуйста. СИДЯКИН А. Г. Александр Дмитриевич, в выступлении Валерия Карловича Гартунга прозвучали претензии к комитету прошлого созыва. Это очень странно слышать от вас, Валерий Карлович, потому что его возглавлял представитель вашей фракции, "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", и там был лидер вашей партии Миронов, поэтому это весьма странно выглядит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик, пожалуйста, будете выступать? СЫСОЕВ В. В. Да, спасибо, Александр Дмитриевич. Александр Геннадьевич, у вас была яркая предвыборная речь, но я вам напомню, что кроме того фильма, который вы привели в пример, есть ещё интересный фильм, он называется "Левиафан", где чиновник "отжал" жильё у простого человека. И ведь сегодня ситуация фактически та же самая: суды у нас завалены исками от региональных операторов к гражданам не потому, что они что-то не платят, - многие и квитанций не получают! - а потому, что многие вопросы законодательно до сих пор не урегулированы. Вот такие проблемы сегодня есть. Мы что, хотим в результате получить изъятие квартир у людей, которые либо не могут, либо не в состоянии платить взносы на капремонт?! Именно поэтому мы вынесли эту проблему - её нужно обсуждать, и в целом необходимо принять кардинальное решение, а не каждый месяц искать точечные решения. Наверное, нужно всё-таки менять подходы, и нужен конструктивный диалог между всеми парламентскими фракциями в Государственной Думе, а не только высказывать мнение, что вот... Я благодарю всех коллег из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и из фракции КПРФ, кто поддерживает нашу инициативу, и, конечно, хотел бы, чтобы фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всё-таки конструктивно подошла к законопроектам, которые касаются именно сферы капремонта. Мы обсуждали это и на прошлой неделе, и сейчас в повестке дня ещё раз эти вопросы стоят, но они не решаются, поэтому мы снова их поднимаем, чтобы найти варианты решения. Один из главных вопросов, который поднимется гражданами, - это ремонтный налог, как они сегодня называют взнос на капремонт. Да, есть решение Конституционного Суда, но люди так и считают, что это капремонтный налог, который их обязывают уплачивать. Ну давайте из чувства социальной справедливости уравняем тех, кто живёт в частных домах, и тех, кто живёт в многоквартирных домах, в проведении этих ремонтных работ добровольно - если они считают нужным ремонтировать дом, тогда пусть добровольно также скидываются и ремонтируют дом. Конечно, и государство должно активно в этом вопросе поучаствовать. Сегодня одна из проблем - это проблема экономического роста в стране. Рынок капремонта у нас большой, так пусть государство за счёт средств фонда выделит средства на ремонт домов, тогда мы и поднимем российскую строительную индустрию, и создадим миллионы рабочих мест в этой сфере, и не будем тридцать лет заниматься ремонтными работами. А так мы никогда не отремонтируем старый жилищный фонд. Уважаемые коллеги, спасибо всем, кто высказался, кто за конструктивный диалог. Фракция ЛДПР вам предложила два простых решения: первое - ввести понятие добровольности взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, второе - приостановить реализацию статей 169 и 170 Жилищного кодекса. Прошу вас поддержать данные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обсуждение этой темы довольно-таки бурное, причём уже не первый раз в этом зале. Что я хотел бы в заключение сказать? Отличие фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", её позиции, от остальных фракций, присутствующих в этом зале, в том, что всё-таки мы отвечаем за то, что произойдёт в дальнейшем. Можно, конечно, приостановить норму о капитальном ремонте на пять лет, на десять, можно вообще забыть, но говорить, что сегодня можно в добровольном порядке ремонтировать жильё... Я уже в своём первоначальном выступлении говорил, что для того, чтобы отремонтировать общее имущество, средний взнос со стандартной пятидесятиметровой квартиры должен быть порядка 200 тысяч рублей, - кто сегодня из россиян сможет 200 тысяч внести разово, для того чтобы отремонтировать жильё? Так что, Владимир Владимирович, вы, пожалуйста, не заблуждайтесь, тем более что добровольно мы уже жильё ремонтировали с 1991 года и до 2008 года, когда 185-й закон начал действовать, - и довели до того, что 1,6 миллиарда квадратных метров жилья остались без капитального ремонта! Сейчас, кстати, эта цифра уменьшилась, сейчас порядка 1,2 миллиарда квадратных метров, но это тоже цифра очень большая. Это первое, что я хотел сказать. Второе, что касается выполнения решения статьи 16. Тут многие ссылались на решение Конституционного Суда, вольно трактовали, говорили, что пока государство не выполнит своих обязательств... А почему мы не говорим о том, что граждане, приватизировав жильё в 1992 году, став собственниками, двадцать пять лет его не ремонтировали, не вкладывались в него и поэтому оно сегодня требует капитального ремонта? Да, Конституционный Суд говорит, что те обязательства по ремонту, которые наступили в 1992 году, в начале периода приватизации жилья, государство должно выполнять, но это должно подтверждаться документально, а не так... Может, вы не обратили внимания, но я в своём выступлении сказал, что в 1990 году требовали капитального ремонта порядка 324 миллионов квадратных метров жилья, за время действия 185-го федерального закона 447 миллионов квадратных метров жилья было отремонтировано за счёт средств федерального бюджета, вот по той, первой программе, предусмотренной 185-м законом. Теперь что касается действия, вернее, действенности программы капитального ремонта. Ну, давайте говорить языком цифр. С середины 2014 года начал действовать 271-й закон о капитальном ремонте. В 2014 году было отремонтировано 36 миллионов квадратных метров жилья, это всего 1,5 процента от общего количества многоквартирных домов в Российской Федерации, которые сегодня находятся на балансе. В 2015 году отремонтировано 66 миллионов квадратных метров жилья, это 2,7 процента. В этом году будет отремонтировано более 100 миллионов квадратных метров, это вот те 4-4,2 процента жилья, которое нужно ремонтировать ежегодно для поддержки нормальных эксплуатационных характеристик. Но этого мало, нам надо выходить, как я уже говорил в предыдущих выступлениях (не первый раз на этой трибуне), на другие цифры - надо ремонтировать 150-170 миллионов квадратных метров, чтобы вот тот недоремонт 1 миллиарда 200 миллионов квадратных метров потихоньку компенсировать. Что касается недоработок, о которых авторы говорят, - мол, очень часто, каждую неделю принимаем законы... Так вот, последний закон, касающийся изменений в Жилищный кодекс, был принят 3 июля 2016 года, это 355-й федеральный закон. Все вопросы, которые сегодня поднимались, по аудиторским проверкам, по финансовому контролю, по контролю за соблюдением региональных планов капитального ремонта, - всё это уже учтено. И когда мы в комитете рассматривали этот вопрос, мы чётко исходили из пояснительной записки, которую уважаемые авторы представили к законопроекту о приостановлении действия 169 и 170 статей Жилищного кодекса Российской Федерации. Я считаю, что с законодательной точки зрения программа капитального ремонта сегодня вполне способна действовать и вполне способна решить задачу ремонта жилищного фонда в Российской Федерации. Комитет считает, что данные законопроекты необходимо отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Представитель правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", пункт 20. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 47 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4 % Результат: не принято Не принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О приостановлении действия статей 169 и 170 Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 21 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 14 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4 % Результат: не принято Отклоняется. По ведению - Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, я именно по ведению, а не в качестве реплики в ответ на реплики ваших коллег. Когда выступают не по ведению, согласно Регламенту председательствующий делает замечание. Или, например, когда выступает представитель комитета, он должен говорить именно от комитета, а не от "ЕДИНОЙ РОССИИ", потому что в комитете не только представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - тоже надо делать замечание. Просьба нашим коллегам делать замечания. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин просил не переходить на личности в публичной полемике. Я обращаю внимание, что, прекрасно зная, что и в старом, и в нынешнем составе комитета конституционное большинство, подавляющее большинство членов одной фракции - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", упрекать меня и ещё каких-то членов комитета некорректно, я считаю, это некорректно было сделано моим замом, а теперь первым замом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будьте взаимно вежливы, и тогда всё будет нормально. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Александр Дмитриевич. Для стенограммы: по 20-му вопросу я голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.