Заседание № 84
04.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 100021-4 "О внесении изменений в статьи 18 и 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (о предоставлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации права на утверждение лимитов на размещение отходов, а также на установление порядка начисления платежей за размещение отходов и механизма их распределения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2431 по 2595 из 3882
Пункт 9 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 18 и 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Доклад представителя Московской областной Думы Сергея Александровича Захарова. Пожалуйста, Сергей Александрович. ЗАХАРОВ С. А., представитель Московской областной Думы. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Представленная вашему вниманию законодательная инициатива разработана в целях совершенствования порядка утверждения лимитов и механизма распределения платы за размещение отходов. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в числе прочих вопросы, связанные с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. В то же время такой вопрос, как установление лимитов на размещение отходов производства и потребления, имеющий прямое отношение к обеспечению экологической безопасности территорий субъектов Российской Федерации, решается в одностороннем порядке федеральным органом исполнительной власти. Статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закреплено положение о плате за негативное воздействие. К видам негативного воздействия в числе прочих относится размещение отходов. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 284-О плата за загрязнение окружающей среды носит компенсационный характер и представляет собой форму возмещения экономического ущерба. Указанная плата должна направляться на осуществление мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное воздействие, то есть по месту фактического размещения отходов. Правильность предлагаемого подхода к решению проблемы о зачислении платы по месту фактического размещения отходов доказывает также тот факт, что норматив платы за размещение отходов определен исходя из затрат на проектирование, строительство полигонов для обезвреживания, захоронения и хранения промышленных отходов. Какие полигоны проектируют и строят на своей территории такие города, как Санкт-Петербург и Москва? Мы понимаем, что никаких полигонов в этих городах нет. По данным федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в Московской области размещено всего-навсего 4,2 миллиона тонн промышленных отходов, хотя официально, по данным правительства Московской области, в Москве образовано 18 миллионов тонн отходов, в Московской области - 16 миллионов тонн. Тогда вопрос: где же эти отходы размещаются? Я думаю, мы понимаем, что в Москве этих отходов нет. Сегодня в Московской области и в Ленинградской области сложилась катастрофическая экологическая ситуация, и решение данного вопроса - чем и вызвана наша законодательная инициатива - позволит привлечь ресурсы для решения насущных экологических проблем в Московской и Ленинградской областях. Также мне хочется отметить, что вчера состоялось заседание правительства, на котором рассматривался вопрос о внесении изменений в порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Поддержав нашу законодательную инициативу, вы дадите Правительству Российской Федерации дополнительный стимул привести порядок сбора в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Когда вы будете принимать решение при голосовании по данному законопроекту, мы просим вас помнить, каким воздухом мы дышим, какую воду мы пьем и какая экологическая ситуация сложится в московском и в ленинградском регионах в ближайшем будущем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад председателя Комитета по экологии Владимира Александровича Грачёва. Пожалуйста, Владимир Александрович. ГРАЧЁВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! В предлагаемом законопроекте изменения статей 18 и 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" направлены на расширение полномочий субъектов Российской Федерации в части определения порядка утверждения лимитов на размещение отходов и механизма распределения платы за размещение отходов. В соответствии с законопроектом лимиты на размещение отходов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находится объект размещения отходов, а плата за размещение отходов зачисляется по месту фактического размещения отходов. Однако положения законопроекта не учитывают изменений, связанных с принятием федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, всем хорошо известного, в соответствии с которым определены исчерпывающим образом полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанным законом полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами значительно ограничены. В настоящее время у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия в сфере нормирования государственного учета и отчетности, организации работ по захоронению отходов производства и потребления и контроля в данной области. Предлагаемые законопроектом изменения механизма платы за размещение отходов не соответствуют бюджетному законодательству. Согласно Бюджетному кодексу плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется: 20 процентов - в федеральный бюджет, 40 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации и 40 процентов - в бюджет муниципальный. Следует отметить, что поднимаемая в законопроекте проблема касается всего четырех субъектов Российской Федерации, то есть Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, в бюджетном законодательстве эти вопросы не прописаны. По существу рассматриваемых в законопроекте положений хочу сказать следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду. Следовательно, закон предусматривает учет негативного воздействия отходов на территорию того субъекта, где расположен объект размещения отходов. Введение дополнительного этапа согласования лимитов на размещение отходов, предлагаемое законопроектом, только усложнит процедуру, приведет к увеличению числа несанкционированных свалок отходов. В целях создания условий для развития инфраструктуры вторичной переработки отходов необходимо не усиление администрированного регулирования, а создание экономических стимулов развития предприятий переработки. Для решения проблем перераспределения платежей за размещение отходов целесообразно предусмотреть механизмы учета этих факторов в рамках проекта федерального закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду, который разрабатывается у нас в комитете. Первый вариант его уже внесен в Государственную Думу, сейчас мы работаем вместе с правительством, вчера на заседании правительства рассматривалась концепция этого законопроекта: концепция одобрена, более того, правительство одобрило совместное внесение законопроекта фракцией "Единая Россия" и правительством, и мы будем работать в этом направлении. Проблема существует, проблему надо решать, и ее будем решать так, как это необходимо. С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по экологии не поддерживает проект федерального закона № 100021-4 "О внесении изменений в статьи 18 и 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Правительство Российской Федерации также считает нецелесообразным принятие указанного законопроекта. Совет Федерации в лице двух комитетов - Комитета по промышленной политике и Комитета по вопросам местного самоуправления - также не поддерживает указанный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Заключительное слово, наверное, не требуется? Не требуется. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 18 и 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 57 сек.) Проголосовало за 27 чел.6,0% Проголосовало против 13 чел.2,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 41 чел. Не голосовало 409 чел.90,9% Результат: не принято Законопроект не принимается.